Jump to content

Гармоничное вдохновение

Титульный лист первого издания

L'estro Armonico ( Гармоническое вдохновение ), соч. 3, представляет собой сборник из 12 концертов для струнных инструментов итальянского композитора Антонио Вивальди Вивальди , впервые опубликованный в Амстердаме в 1711 году. Двенадцать трио-сонат , соч. 1 и Двенадцать скрипичных сонат, соч. 2 содержал только сонаты, поэтому L'estro Armonico был его первым сборником концертов, вышедшим в печать. Кроме того, это был первый раз, когда он выбрал иностранного издателя Эстьена Роже вместо итальянца. Каждый концерт печатался в восьми частях: четыре скрипки , два альта , виолончель и континуо . Партия континуо была напечатана в виде фигурного баса для виолончели и клавесина .

Концерты относятся к формату концерта 7 , то есть: в каждом концерте семь независимых частей. В каждой последовательной группе из трех концертов первый — концерт для четырех скрипок, второй — для двух скрипок, третий — сольный скрипичный концерт. Виолончель получает сольные отрывки в нескольких концертах для четырех и двух скрипок, так что некоторые концерты соответствуют традиционному римскому формату концерта гроссо, где концертино из двух скрипок и виолончели играет в отличие от струнного оркестра. L'estro Armonico стал пионером оркестрового унисоно в концертных частях.

Вивальди написал несколько концертов специально для L'estro Armonico , тогда как другие концерты из этого набора были написаны раньше. Ученый Вивальди Майкл Талбот описал этот набор как «возможно, самый влиятельный сборник инструментальной музыки, появившийся за весь восемнадцатый век».

L'estro Armonico (гармоническое вдохновение) было опубликовано как сочинение Антонио Вивальди. 3 в Амстердаме в 1711 году и посвящен Фердинандо Медичи, великому принцу Тосканы под титулом «Фердинандо III». Опп Вивальди. 1 и 2 содержали только сонаты, поэтому L'estro Armonico был его первым сборником концертов, вышедшим в печать. Кроме того, это был первый раз, когда Вивальди выбрал иностранного издателя Эстьена Роже вместо итальянского. Вивальди написал несколько концертов специально для L'estro Armonico , тогда как другие концерты из этого набора были написаны раньше. [ 1 ] [ 2 ]

Структура

[ редактировать ]

L’estro Armonico — сборник из 12 концертов для струнных инструментов. В первой публикации 1711 года каждый концерт был напечатан в восьми частях: [ 1 ] [ 2 ]

Концерты относятся к формату концерта 7 , то есть: в каждом концерте семь независимых частей. В каждой последовательной группе из трех концертов первый — концерт для четырех скрипок, второй — для двух скрипок, третий — сольный скрипичный концерт. Виолончель получает сольные отрывки в нескольких концертах для четырех и двух скрипок, так что некоторые концерты соответствуют традиционному римскому формату концерта гроссо, где концертино из двух скрипок и виолончели играет в отличие от струнного оркестра. L'estro Armonico стал пионером оркестрового унисоно в концертных частях. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Концерт № 1, RV 549

[ редактировать ]

Концерт № 1 ре мажор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 549:

  1. Аллегро
  2. Широкий и отчетливый
  3. Аллегро

Концерт № 2, RV 578

[ редактировать ]

Концерт № 2 соль минор для двух скрипок, виолончели и струнных, RV 578:

  1. Медленно и отчетливо
  2. Аллегро
  3. Большой
  4. Аллегро

Концерт № 3, RV 310

[ редактировать ]

Концерт № 3 соль мажор для скрипки соло и струнных, RV 310:

  1. Аллегро
  2. Длинный
  3. Аллегро

Концерт № 4, RV 550

[ редактировать ]

Концерт № 4 ми минор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 550:

  1. Анданте
  2. Очень веселый
  3. Адажио
  4. Аллегро

Концерт № 5, RV 519

[ редактировать ]

Концерт № 5 ля мажор для двух скрипок, виолончели и струнных, RV 519:

  1. Аллегро
  2. Длинный
  3. Аллегро

Концерт № 6, RV 356

[ редактировать ]

Концерт № 6 ля минор для скрипки соло и струнных, RV 356:

  1. Аллегро
  2. Длинный
  3. Скоро

Концерт № 7, RV 567

[ редактировать ]

Концерт № 7 фа мажор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 567:

  1. Анданте
  2. Адажио
  3. Аллегро – Адажио
  4. Аллегро

Концерт № 8, RV 522

[ редактировать ]

Концерт № 8 ля минор для двух скрипок и струнных, RV 522:

  1. Аллегро
  2. Широкий и остроумный
  3. Аллегро

Концерт № 9, RV 230

[ редактировать ]

Концерт № 9 ре мажор для скрипки соло и струнных, RV 230:

  1. Аллегро
  2. Большой
  3. Аллегро

Концерт № 10, RV 580

[ редактировать ]

Концерт № 10 си минор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 580:

  1. Аллегро
  2. Ларго – Ларгетто
  3. Аллегро

Концерт № 11, RV 565

[ редактировать ]

Концерт № 11 ре минор для двух скрипок, виолончели и струнных, RV 565:

  1. Аллегро – Адажио и спиккато – Аллегро
  2. Широкий и сильный (он же сицилийский )
  3. Аллегро

(Обратите внимание, что этот концерт можно назвать пятичастным из-за изменения темпа в первой части.) [ 5 ]

Концерт № 12, RV 265

[ редактировать ]

Концерт № 12 ми мажор для скрипки соло и струнных, RV 265:

  1. Аллегро
  2. Широкий и отчетливый
  3. Аллегро

Производительность, передача и прием

[ редактировать ]

В наши дни пятый концерт Вивальди, состоящий из дребезжащих пассажей в вечных полукваверах, был произведением искусства каждого скрипача, умевшего подниматься в облака и имитировать не только полет, но и свистящие звуки птиц.

Санта-Мария-делла-Пьета, Венеция , церковь, построенная на месте больницы делла-Пьета.

В своем предисловии к дуврскому изданию исследователь Вивальди Элеонора Селфридж-Филд дает отчет об истории исполнения и публикации L'estro Armonico . Первоначально составленный, вероятно, для исполнения в Госпитале делла Пьета , сборник из 12 концертов был сгруппирован в четыре цикла по три, каждый из которых содержал концерт для 1, 2 и 4 концертантов -скрипок соло. В каждом концерте для двойной скрипки также была партия концертной виолончели, которая не имела фиксированной роли, иногда играя соло, иногда отвечая двум солистам-скрипакам. В Пьете исполнение концертов позволило бы продвинутым ученикам развить свои навыки солистов и дало бы возможность другим научиться играть в ансамбле. Посвятитель коллекции Фердинандо Медичи часто посещал Венецию из своей родной Флоренции и поддерживал Пьету . После концерта там в апреле 1711 года с ораторией Гаспарини , старшего коллеги Вивальди, местная венецианская газета сообщила, что «публика, более многочисленная, чем когда-либо, была в восторге от энергичной гармонии такого разнообразия инструментов». Селфридж-Филд предположил, что весьма вероятно, что на концерте были исполнены концерты Гармоничное вдохновение . [ 7 ]

Вероятный портрет Вивальди, ок. 1723 г.

После публикации концерты из сборника широко исполнялись в Италии как церковная, так и камерная музыка, как в помещении, так и на открытом воздухе. В театрах и оперных театрах их исполняли небольшими группами по 10 человек, как в « Пьете» , иногда с Вивальди в качестве солиста. На концертах под открытым небом в 1720-х и 1730-х годах могло участвовать до сотни исполнителей. Несмотря на то, что они возникли в религиозном учреждении, печатные экземпляры были широко распространены по всей Европе: в период с 1711 по 1743 год было выпущено 20 переизданий амстердамского издания Этьена Роже. Продажи были немного более успешными, чем продажи знаменитого сборника Вивальди 1725 года « Il cimento dell'armonia e dell'inventione» . который содержал «Времена года» . [ 8 ]

В Лондоне Джон Уолш , печатник Генделя , опубликовал двенадцать концертов двумя частями в 1715 и 1717 годах, а также опубликовал все двенадцать в одном томе, причем отдельные концерты были включены в более поздние сборники. В Лондоне его версию в 1720-х годах скопировали другие типографии; а в Париже было пять или более переизданий с конца 1730-х до начала 1750-х годов. Произведения также передавались в виде рукописных копий, часто отдельных концертов, наиболее популярным из которых на сегодняшний день является соч. 3, № 5, имеющий 15 известных копий и транскрипций. [ 9 ] [ 10 ]

Талбот (2010) дает подробное описание, основанное на современных отчетах, исполнения и приема концертов в Великобритании и Ирландии в восемнадцатом веке. Самым популярным концертом сета стал соч. 3, № 5, RV 519, который обычно называли «Пятой Вивальди». Два других концерта из набора также были исполнены публикой, соч. 3, № 3 и 12. В лондонском каталоге 1780 года сольная партия каждого из трех концертов рекламировалась по цене шесть пенсов за концерт; а в другом каталоге 1790 года сольная партия с добавленной басовой партией рекламировалась по цене один шиллинг за концерт.

Лишь немногие итальянские скрипачи продвигали Вивальди в Англии. В случае с Франческо Джеминиани это произошло отчасти из-за его преданности своему учителю Корелли, а отчасти из-за его собственных амбиций как композитора. Его протеже Чарльз Ависон почти наверняка выражал взгляды Джеминиани, когда он отверг концерты Вивальди как «несовершенные в различных гармониях и истинном изобретении», что является уничтожающей ссылкой на Il cimento dell'armonia e dell'inventione . С другой стороны, в Лондоне скрипач Мэтью Дюбур , еще один ученик Франческо Джеминиани , как известно, много раз исполнял Пятый концерт (по крайней мере, еще в 1720 году) и использовал его для обучения своих учеников; об этом рассказывает один из них, Фрэнсис Флеминг, в автобиографическом романе « Жизнь и необыкновенные приключения Тимоти Гиннадрейка» :

В это время у него было большое желание научиться играть на скрипке, и отец, сам кое-что об этом зная, посвятил его; он поправлялся так быстро, что вскоре лишил отца возможности обучать его. Старый джентльмен, обнаружив, что у него есть музыкальный гений, нанял известного музыканта, некоего Дюбура, чтобы тот научил его; он также значительно улучшился под руководством этого профессора: Пятый концерт Вивальди часто исполнялся на сцене театра учителем Тима под бурные аплодисменты, так как в то время считалось, что ни одному человеку не под силу исполнить музыкальное произведение посложнее. Это возбуждало большое соревнование в нашем герое, который обыкновенно вставал в четыре часа утра, чтобы разучивать 5-ю часть Вивальди; он продолжал делать это в течение пяти месяцев подряд, помимо того, что он делал в другое время, так что в среднем он играл не менее пяти часов каждый день. мастерство. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

Ирландский скрипач Джон Клегг , вундеркинд, который учился как у Джеминиани, так и у Дюбура, также известен как сторонник концертов Вивальди, хотя ни в одной записи конкретно не упоминается L'estro Armonico . Чтобы проиллюстрировать, насколько «Пятая опера Вивальди» вошла в массовую культуру, Талбот упоминает музыкальное развлечение 1743 года, когда представление рекламировалось в программе, включающей «танцы на веревке, акробатику, прыжки и эквилибрисы», с танцами, которые включали «Пьяных Крестьянин», «Хорнпайп в деревянных башмаках» и новые «Танцы Морриса». В эссе 1760 года Оливер Голдсмит записал следующий анекдот о знаменитом слепом ирландском арфейте Терлоу О'Кэролане :

Джон Парри аранжировал третий и пятый концерты для арфы.
Плакат 1776 года к "Золотому Пиппину" в Королевском театре, Йорк.

Оказавшись однажды в доме ирландского дворянина, где присутствовал выдающийся в своей профессии музыкант, Кэролан немедленно вызвала его на испытание мастерства. Чтобы продолжить шутку, его светлость убедил музыканта принять вызов, и он, соответственно, сыграл пятый концерт Вивальди. Кэролан, немедленно взяв арфу, сыграл за ним всю пьесу, не пропуская ни одной ноты, хотя он никогда ее раньше не слышал: что произвело некоторое удивление; но их изумление возросло, когда он заверил их, что сам может составить концерт в том же вкусе, который он тотчас же сочинил с таким духом и красноречием, что он может сравниться (ибо он у нас еще есть) с лучшими сочинениями Италии. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

Имя скрипача не названо, но комментаторы предложили Джеминиани, Дюбура или Клегга; как указывает Талбот, вряд ли это был Близнецы из-за его известной антипатии к Вивальди. Транскрипции для арфы третьего и пятого концертов сохранились в коллекциях другого знаменитого слепого арфиста, валлийца Джона Парри ; они хранятся в Национальной библиотеке Уэльса в Аберистуите . В Британской энциклопедии 1797 года записано, что пятый концерт также был сыгран на ирландском варианте Бенджамина Франклина знаменитого изобретения — стеклянной губной гармошки . Под записью «Гармоника» или «Армоника» описана 35-стеклянная гармоника, о которой ее изобретатель, дублинский врач Эдвард Каллен, пишет:

Я сам, хотя и далеко не опытный игрок, могу с легкостью пройти все части знаменитого рондо Фишера; более того, я слышал пятый концерт Вивальди, сыгранный на нем с такой же отчетливостью, как на скрипке. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

В восемнадцатом веке существовало множество аранжировок для клавишных инструментов, о которых рассказывается в следующем разделе. Одна сохранившаяся транскрипция Op. 3, № 3 интерпретируется как аранжировка для глокеншпиля . Темы из частей концертов были заимствованы другими композиторами для вокальных произведений: вступительные темы из последней части соч. 3, № 11 были заимствованы Бахом для первой хоровой части в его кантате 1714 года Ich Hatte viel Bekümmernis , BWV 21 ; а вступительный мотив первой части пятого концерта цитируется Генделем в арии « Тхо» в его оратории «Теодора» 1750 года . Наиболее существенные заимствования произошли в бурлетте «Золотой пиппин» , впервые исполненной в 1773 году в Королевском театре Ковент-Гарден , на музыку различных композиторов в аранжировке Джона Абрахама Фишера. Первая часть пятого концерта была аранжирована для финального номера, секстета для главных героев: Юпитера, Юноны, Паллады, Венеры, Париса и Дракона. [ 11 ]

Оп. 3, № 6, RV 356, является важной частью скрипичного метода Судзуки , где ученики впервые знакомятся с игрой на более высокой позиции . [ 12 ]

Транскрипции и аранжировки для клавишных инструментов.

[ редактировать ]

Многие сохранившиеся транскрипции «L'estro Armonico» Вивальди отражают непосредственную популярность этих произведений при его жизни. Как Талбот (2010) указывает , соч. 3, № 5, RV 519, безусловно, самый популярный концерт из этой программы на Британских островах, так часто исполнялся публично и в частном порядке, что его просто называли «Пятым концертом Вивальди». Сборник, и особенно пятый концерт, породил множество аранжировок для клавишных инструментов. (Аранжировки для других инструментов, таких как арфа или вокальные ансамбли, обсуждаются в предыдущем разделе.) Большой успех концертов Вивальди при его жизни сопровождался его быстрым погружением в безвестность после его смерти в 1741 году. По мнению ученых Вивальди, некоторые из самых ранних и наиболее значительных транскрипций - сделанные в Веймаре в 1710-х годах Иоганном Себастьяном Бахом как часть серии аранжировок для клавишных инструментов и органа итальянского языка. и итальянские концерты - косвенно сыграли решающую роль в восстановлении репутации Вивальди во время так называемого «возрождения Вивальди» в двадцатом веке. [ 13 ]

Ryom -Verzeichnis , подробно объясненный в двух томах Ryom (1986) и Ryom (2007) , содержит краткое изложение известных сохранившихся публикаций, рукописных копий рукописей и аранжировок концертов. Из них шесть были аранжированы Бахом: три из них для скрипки соло были переложены для клавесина; два двойных скрипичных концерта для органа (две клавишные и педаль); а один из концертов для четырех скрипок был переложен для четырех клавесинов и оркестра. [ 14 ] Еще четыре клавишные аранжировки появляются в книге Энн Доусон, английской антологии аранжировок для клавикорда , вирджинала или клавесина, датируемой примерно 1720 годом, подготовленной неизвестной рукой. [ 14 ] Как Рём (1986 указывает , стр. 616–617), пятый концерт соч. 3, № 5, RV 519 — это уникальный концерт, повлекший за собой такое большое количество транскрипций: они подробно описаны у Талбота (2010) .

Рукопись с автографом BWV 596 , транскрипция Баха соч. 3, № 11, вошедшая в репертуар Вильгельма Фридемана Баха . [ 15 ]

Транскрипции концертов Баха, вероятно, были сделаны в Веймаре, где он работал придворным органистом, а затем концертмейстером в период 1708–1717 годов. Считается вероятным, что многие транскрипции были сделаны в 1713/1714 году, когда Бах имел доступ к копии L'estro Armonico, привезенной в Веймар молодым принцем Иоганном Эрнстом Саксен-Веймарским после двухлетнего пребывания. в Нидерландах. Бах сделал аранжировки для клавесина трех концертов для скрипки соло:

  • Оп. 3, № 3, RV 310, оформленный как BWV 978.
  • Оп. 3, № 9, RV 230, оформленный как BWV 972.
  • Оп. 3, № 12, RV 265, оформленный как BWV 976.

Он аранжировал два двойных скрипичных концерта для органа, написал музыку для двух мануалов и педали:

  • Оп. 3, № 8, RV 522, оформленный как BWV 593
  • Оп. 3, № 11, RV 565, оформленный как BWV 596.

Существует гораздо более поздняя аранжировка одного из концертов для четырех скрипок как концерта для четырех клавесинов и струнных. Его датируют периодом пребывания Баха в Лейпциге, вероятно, концом 1720-х или началом 1730-х годов.

  • Оп. 3, № 10, RV 580, оформленный как BWV 1065.

Транскрипции Баха не получили широкого распространения. Они были опубликованы только в 1840-х и 1850-х годах К. Дж. Петерсом в изданиях, подготовленных Фридрихом Конрадом Грипенкерлем - частью «возрождения Баха» девятнадцатого века. На этом этапе все транскрипции концертов Баха независимо от авторства описывались как «по Вивальди». Проблемы с атрибуцией снова возникли в связи с новым изданием транскрипций концерта, опубликованным Обществом Баха в 1890-х годах. Споры, возникшие в 1910-х годах по поводу оценки их авторства и авторства оригинальных концертов, спровоцировали возрождение Вивальди, которое включало в себя переоценку Вивальди и, в конечном итоге, повторное открытие его многочисленных «утраченных» произведений. [ 16 ]

Книга Энн Доусон, часть музыкальных рукописей в стиле барокко, хранящихся сейчас в Музыкальной библиотеке Генри Уотсона в Манчестере , содержит аранжировки для одного ручного инструмента следующих концертов:

  • Соч. 3, № 5, RV 519 (2 скрипки, виолончель)
  • Оп. 3, № 7, РВ 567 (4 скрипки)
  • Оп. 3, № 9, РВ 230 (скрипка соло)
  • Оп. 3, № 12, РВ 265 (скрипка соло)
Первая часть 5-го концерта Вивальди из « Легких благородных уроков для клавесина» Агреля.

Вивальди Селфридж-Филд описывает их как замену «мужественной акробатики главной скрипки [на] нежную грацию девственных украшений: коктейли, куле, длинные апоггиатуры и так далее».

Помимо расположения RV 519 в «Книге Энн Доусон», было много других:

  • Сборник простых уроков изящной игры на клавесине, составленный Джованни Агреллем, книга II, к которой добавлен Знаменитый 5-й концерт Вивальди для клавесина , Лондон, Рэндалл и Абелл, ок. 1767. Эта искусная аранжировка RW 519, вероятно сделанная шведским композитором Йоханом Агрелем , является единственной транскрипцией любого концерта из L'estro Armonico, опубликованной в восемнадцатом веке.
  • Концерт для клавицембала дель Сигр. Вивальди , SchW A6:001, представляет собой транскрипцию RV 519 Иоганна Адольфа Шайбе , реализованную между 1727 и 1735 годами. Автограф аранжировщика в Берлинской государственной библиотеке был идентифицирован Расселом Стинсоном в 1990 году. [ 17 ] Транспонированная в тональность соль мажор, это простая транскрипция, которая иногда упрощает партитуру Вивальди, опуская партии второй скрипки и альта. [ 18 ]
  • Риом (2007) перечисляет еще четыре транскрипции. Тэлбот (2010) дополняет список Райома тремя дальнейшими договоренностями, все они так или иначе связаны с Великобританией. [ 19 ]

Дискография

[ редактировать ]

L'estro Armonico полностью записывался несколько раз ведущими оркестрами и ансамблями мира. Некоторые известные интерпретации включают:

  1. ^ Jump up to: а б с Талбот, 2011 г. , стр. 5–6.
  2. ^ Jump up to: а б с Батлер 2011
  3. ^ Уилк 2012 г.
  4. ^ Талбот 2011 , стр. 130–131.
  5. ^ L'estro Armonico , соч. 3 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
  6. ^ Талбот 2010 , с. 111.
  7. ^ Вивальди 1999 , с. ты.
  8. ^ Вивальди 1999 , стр. vii-vii
  9. ^ Вивальди 1999 , с. VII.
  10. ^ Талбот 2010 .
  11. ^ Талбот 2010 , Талбот 2011 , стр. 95, Уильямс 2003 , стр. 220, Риом 2007.
  12. ^ «Этот контент предназначен только для участников со статусом Gold Gold» .
  13. ^ Вивальди 1999 , Талбот 2010 , Пинчерле 1962 , Талбот 1993 , Дирксен 2010 , стр. 24–25, Бровер-Любовский 2008
  14. ^ Jump up to: а б Вивальди 1999 г.
  15. ^ Дирксен 2010 , с. 25.
  16. ^ Дирксен 2010 , стр. 24–25, Пинчерле 1962 , Талбот 1993 , Бровер-Любовский 2008
  17. ^ Хауге 2018 .
  18. ^ Стинсон 1992 .
  19. ^ Вивальди 1999 , Талбот 2010 , Талбот 2011 , Стинсон 1992

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9152dabad5ce5ca0c90258c7bcd04fd4__1719036060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/d4/9152dabad5ce5ca0c90258c7bcd04fd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
L'estro armonico - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)