Гармоничное вдохновение

L'estro Armonico ( Гармоническое вдохновение ), соч. 3, представляет собой сборник из 12 концертов для струнных инструментов итальянского композитора Антонио Вивальди Вивальди , впервые опубликованный в Амстердаме в 1711 году. Двенадцать трио-сонат , соч. 1 и Двенадцать скрипичных сонат, соч. 2 содержал только сонаты, поэтому L'estro Armonico был его первым сборником концертов, вышедшим в печать. Кроме того, это был первый раз, когда он выбрал иностранного издателя Эстьена Роже вместо итальянца. Каждый концерт печатался в восьми частях: четыре скрипки , два альта , виолончель и континуо . Партия континуо была напечатана в виде фигурного баса для виолончели и клавесина .
Концерты относятся к формату концерта 7 , то есть: в каждом концерте семь независимых частей. В каждой последовательной группе из трех концертов первый — концерт для четырех скрипок, второй — для двух скрипок, третий — сольный скрипичный концерт. Виолончель получает сольные отрывки в нескольких концертах для четырех и двух скрипок, так что некоторые концерты соответствуют традиционному римскому формату концерта гроссо, где концертино из двух скрипок и виолончели играет в отличие от струнного оркестра. L'estro Armonico стал пионером оркестрового унисоно в концертных частях.
Вивальди написал несколько концертов специально для L'estro Armonico , тогда как другие концерты из этого набора были написаны раньше. Ученый Вивальди Майкл Талбот описал этот набор как «возможно, самый влиятельный сборник инструментальной музыки, появившийся за весь восемнадцатый век».
История
[ редактировать ]L'estro Armonico (гармоническое вдохновение) было опубликовано как сочинение Антонио Вивальди. 3 в Амстердаме в 1711 году и посвящен Фердинандо Медичи, великому принцу Тосканы под титулом «Фердинандо III». Опп Вивальди. 1 и 2 содержали только сонаты, поэтому L'estro Armonico был его первым сборником концертов, вышедшим в печать. Кроме того, это был первый раз, когда Вивальди выбрал иностранного издателя Эстьена Роже вместо итальянского. Вивальди написал несколько концертов специально для L'estro Armonico , тогда как другие концерты из этого набора были написаны раньше. [ 1 ] [ 2 ]
Структура
[ редактировать ]L’estro Armonico — сборник из 12 концертов для струнных инструментов. В первой публикации 1711 года каждый концерт был напечатан в восьми частях: [ 1 ] [ 2 ]
- Четыре партии скрипки
- Две партии альта
- Виолончель
- Континуо, напечатанное в виде фигурного баса для скрипки и клавесина .
Концерты относятся к формату концерта 7 , то есть: в каждом концерте семь независимых частей. В каждой последовательной группе из трех концертов первый — концерт для четырех скрипок, второй — для двух скрипок, третий — сольный скрипичный концерт. Виолончель получает сольные отрывки в нескольких концертах для четырех и двух скрипок, так что некоторые концерты соответствуют традиционному римскому формату концерта гроссо, где концертино из двух скрипок и виолончели играет в отличие от струнного оркестра. L'estro Armonico стал пионером оркестрового унисоно в концертных частях. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Концерт № 1, RV 549
[ редактировать ]Концерт № 1 ре мажор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 549:
- Аллегро
- Широкий и отчетливый
- Аллегро
Концерт № 2, RV 578
[ редактировать ]Концерт № 2 соль минор для двух скрипок, виолончели и струнных, RV 578:
- Медленно и отчетливо
- Аллегро
- Большой
- Аллегро
Концерт № 3, RV 310
[ редактировать ]Концерт № 3 соль мажор для скрипки соло и струнных, RV 310:
- Аллегро
- Длинный
- Аллегро
Концерт № 4, RV 550
[ редактировать ]Концерт № 4 ми минор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 550:
- Анданте
- Очень веселый
- Адажио
- Аллегро
Концерт № 5, RV 519
[ редактировать ]Концерт № 5 ля мажор для двух скрипок, виолончели и струнных, RV 519:
- Аллегро
- Длинный
- Аллегро
Концерт № 6, RV 356
[ редактировать ]Концерт № 6 ля минор для скрипки соло и струнных, RV 356:
- Аллегро
- Длинный
- Скоро
Концерт № 7, RV 567
[ редактировать ]Концерт № 7 фа мажор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 567:
- Анданте
- Адажио
- Аллегро – Адажио
- Аллегро
Концерт № 8, RV 522
[ редактировать ]Концерт № 8 ля минор для двух скрипок и струнных, RV 522:
- Аллегро
- Широкий и остроумный
- Аллегро
Концерт № 9, RV 230
[ редактировать ]Концерт № 9 ре мажор для скрипки соло и струнных, RV 230:
- Аллегро
- Большой
- Аллегро
Концерт № 10, RV 580
[ редактировать ]Концерт № 10 си минор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 580:
- Аллегро
- Ларго – Ларгетто
- Аллегро
Концерт № 11, RV 565
[ редактировать ]Концерт № 11 ре минор для двух скрипок, виолончели и струнных, RV 565:
- Аллегро – Адажио и спиккато – Аллегро
- Широкий и сильный (он же сицилийский )
- Аллегро
(Обратите внимание, что этот концерт можно назвать пятичастным из-за изменения темпа в первой части.) [ 5 ]
Концерт № 12, RV 265
[ редактировать ]Концерт № 12 ми мажор для скрипки соло и струнных, RV 265:
- Аллегро
- Широкий и отчетливый
- Аллегро
Производительность, передача и прием
[ редактировать ]В наши дни пятый концерт Вивальди, состоящий из дребезжащих пассажей в вечных полукваверах, был произведением искусства каждого скрипача, умевшего подниматься в облака и имитировать не только полет, но и свистящие звуки птиц.

В своем предисловии к дуврскому изданию исследователь Вивальди Элеонора Селфридж-Филд дает отчет об истории исполнения и публикации L'estro Armonico . Первоначально составленный, вероятно, для исполнения в Госпитале делла Пьета , сборник из 12 концертов был сгруппирован в четыре цикла по три, каждый из которых содержал концерт для 1, 2 и 4 концертантов -скрипок соло. В каждом концерте для двойной скрипки также была партия концертной виолончели, которая не имела фиксированной роли, иногда играя соло, иногда отвечая двум солистам-скрипакам. В Пьете исполнение концертов позволило бы продвинутым ученикам развить свои навыки солистов и дало бы возможность другим научиться играть в ансамбле. Посвятитель коллекции Фердинандо Медичи часто посещал Венецию из своей родной Флоренции и поддерживал Пьету . После концерта там в апреле 1711 года с ораторией Гаспарини , старшего коллеги Вивальди, местная венецианская газета сообщила, что «публика, более многочисленная, чем когда-либо, была в восторге от энергичной гармонии такого разнообразия инструментов». Селфридж-Филд предположил, что весьма вероятно, что на концерте были исполнены концерты Гармоничное вдохновение . [ 7 ]

После публикации концерты из сборника широко исполнялись в Италии как церковная, так и камерная музыка, как в помещении, так и на открытом воздухе. В театрах и оперных театрах их исполняли небольшими группами по 10 человек, как в « Пьете» , иногда с Вивальди в качестве солиста. На концертах под открытым небом в 1720-х и 1730-х годах могло участвовать до сотни исполнителей. Несмотря на то, что они возникли в религиозном учреждении, печатные экземпляры были широко распространены по всей Европе: в период с 1711 по 1743 год было выпущено 20 переизданий амстердамского издания Этьена Роже. Продажи были немного более успешными, чем продажи знаменитого сборника Вивальди 1725 года « Il cimento dell'armonia e dell'inventione» . который содержал «Времена года» . [ 8 ]
В Лондоне Джон Уолш , печатник Генделя , опубликовал двенадцать концертов двумя частями в 1715 и 1717 годах, а также опубликовал все двенадцать в одном томе, причем отдельные концерты были включены в более поздние сборники. В Лондоне его версию в 1720-х годах скопировали другие типографии; а в Париже было пять или более переизданий с конца 1730-х до начала 1750-х годов. Произведения также передавались в виде рукописных копий, часто отдельных концертов, наиболее популярным из которых на сегодняшний день является соч. 3, № 5, имеющий 15 известных копий и транскрипций. [ 9 ] [ 10 ]
Талбот (2010) дает подробное описание, основанное на современных отчетах, исполнения и приема концертов в Великобритании и Ирландии в восемнадцатом веке. Самым популярным концертом сета стал соч. 3, № 5, RV 519, который обычно называли «Пятой Вивальди». Два других концерта из набора также были исполнены публикой, соч. 3, № 3 и 12. В лондонском каталоге 1780 года сольная партия каждого из трех концертов рекламировалась по цене шесть пенсов за концерт; а в другом каталоге 1790 года сольная партия с добавленной басовой партией рекламировалась по цене один шиллинг за концерт.
Лишь немногие итальянские скрипачи продвигали Вивальди в Англии. В случае с Франческо Джеминиани это произошло отчасти из-за его преданности своему учителю Корелли, а отчасти из-за его собственных амбиций как композитора. Его протеже Чарльз Ависон почти наверняка выражал взгляды Джеминиани, когда он отверг концерты Вивальди как «несовершенные в различных гармониях и истинном изобретении», что является уничтожающей ссылкой на Il cimento dell'armonia e dell'inventione . С другой стороны, в Лондоне скрипач Мэтью Дюбур , еще один ученик Франческо Джеминиани , как известно, много раз исполнял Пятый концерт (по крайней мере, еще в 1720 году) и использовал его для обучения своих учеников; об этом рассказывает один из них, Фрэнсис Флеминг, в автобиографическом романе « Жизнь и необыкновенные приключения Тимоти Гиннадрейка» :
В это время у него было большое желание научиться играть на скрипке, и отец, сам кое-что об этом зная, посвятил его; он поправлялся так быстро, что вскоре лишил отца возможности обучать его. Старый джентльмен, обнаружив, что у него есть музыкальный гений, нанял известного музыканта, некоего Дюбура, чтобы тот научил его; он также значительно улучшился под руководством этого профессора: Пятый концерт Вивальди часто исполнялся на сцене театра учителем Тима под бурные аплодисменты, так как в то время считалось, что ни одному человеку не под силу исполнить музыкальное произведение посложнее. Это возбуждало большое соревнование в нашем герое, который обыкновенно вставал в четыре часа утра, чтобы разучивать 5-ю часть Вивальди; он продолжал делать это в течение пяти месяцев подряд, помимо того, что он делал в другое время, так что в среднем он играл не менее пяти часов каждый день. мастерство. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Ирландский скрипач Джон Клегг , вундеркинд, который учился как у Джеминиани, так и у Дюбура, также известен как сторонник концертов Вивальди, хотя ни в одной записи конкретно не упоминается L'estro Armonico . Чтобы проиллюстрировать, насколько «Пятая опера Вивальди» вошла в массовую культуру, Талбот упоминает музыкальное развлечение 1743 года, когда представление рекламировалось в программе, включающей «танцы на веревке, акробатику, прыжки и эквилибрисы», с танцами, которые включали «Пьяных Крестьянин», «Хорнпайп в деревянных башмаках» и новые «Танцы Морриса». В эссе 1760 года Оливер Голдсмит записал следующий анекдот о знаменитом слепом ирландском арфейте Терлоу О'Кэролане :


Оказавшись однажды в доме ирландского дворянина, где присутствовал выдающийся в своей профессии музыкант, Кэролан немедленно вызвала его на испытание мастерства. Чтобы продолжить шутку, его светлость убедил музыканта принять вызов, и он, соответственно, сыграл пятый концерт Вивальди. Кэролан, немедленно взяв арфу, сыграл за ним всю пьесу, не пропуская ни одной ноты, хотя он никогда ее раньше не слышал: что произвело некоторое удивление; но их изумление возросло, когда он заверил их, что сам может составить концерт в том же вкусе, который он тотчас же сочинил с таким духом и красноречием, что он может сравниться (ибо он у нас еще есть) с лучшими сочинениями Италии. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Имя скрипача не названо, но комментаторы предложили Джеминиани, Дюбура или Клегга; как указывает Талбот, вряд ли это был Близнецы из-за его известной антипатии к Вивальди. Транскрипции для арфы третьего и пятого концертов сохранились в коллекциях другого знаменитого слепого арфиста, валлийца Джона Парри ; они хранятся в Национальной библиотеке Уэльса в Аберистуите . В Британской энциклопедии 1797 года записано, что пятый концерт также был сыгран на ирландском варианте Бенджамина Франклина знаменитого изобретения — стеклянной губной гармошки . Под записью «Гармоника» или «Армоника» описана 35-стеклянная гармоника, о которой ее изобретатель, дублинский врач Эдвард Каллен, пишет:
Я сам, хотя и далеко не опытный игрок, могу с легкостью пройти все части знаменитого рондо Фишера; более того, я слышал пятый концерт Вивальди, сыгранный на нем с такой же отчетливостью, как на скрипке. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
В восемнадцатом веке существовало множество аранжировок для клавишных инструментов, о которых рассказывается в следующем разделе. Одна сохранившаяся транскрипция Op. 3, № 3 интерпретируется как аранжировка для глокеншпиля . Темы из частей концертов были заимствованы другими композиторами для вокальных произведений: вступительные темы из последней части соч. 3, № 11 были заимствованы Бахом для первой хоровой части в его кантате 1714 года Ich Hatte viel Bekümmernis , BWV 21 ; а вступительный мотив первой части пятого концерта цитируется Генделем в арии « Тхо» в его оратории «Теодора» 1750 года . Наиболее существенные заимствования произошли в бурлетте «Золотой пиппин» , впервые исполненной в 1773 году в Королевском театре Ковент-Гарден , на музыку различных композиторов в аранжировке Джона Абрахама Фишера. Первая часть пятого концерта была аранжирована для финального номера, секстета для главных героев: Юпитера, Юноны, Паллады, Венеры, Париса и Дракона. [ 11 ]
Оп. 3, № 6, RV 356, является важной частью скрипичного метода Судзуки , где ученики впервые знакомятся с игрой на более высокой позиции . [ 12 ]
Транскрипции и аранжировки для клавишных инструментов.
[ редактировать ]Многие сохранившиеся транскрипции «L'estro Armonico» Вивальди отражают непосредственную популярность этих произведений при его жизни. Как Талбот (2010) указывает , соч. 3, № 5, RV 519, безусловно, самый популярный концерт из этой программы на Британских островах, так часто исполнялся публично и в частном порядке, что его просто называли «Пятым концертом Вивальди». Сборник, и особенно пятый концерт, породил множество аранжировок для клавишных инструментов. (Аранжировки для других инструментов, таких как арфа или вокальные ансамбли, обсуждаются в предыдущем разделе.) Большой успех концертов Вивальди при его жизни сопровождался его быстрым погружением в безвестность после его смерти в 1741 году. По мнению ученых Вивальди, некоторые из самых ранних и наиболее значительных транскрипций - сделанные в Веймаре в 1710-х годах Иоганном Себастьяном Бахом как часть серии аранжировок для клавишных инструментов и органа итальянского языка. и итальянские концерты - косвенно сыграли решающую роль в восстановлении репутации Вивальди во время так называемого «возрождения Вивальди» в двадцатом веке. [ 13 ]
Ryom -Verzeichnis , подробно объясненный в двух томах Ryom (1986) и Ryom (2007) , содержит краткое изложение известных сохранившихся публикаций, рукописных копий рукописей и аранжировок концертов. Из них шесть были аранжированы Бахом: три из них для скрипки соло были переложены для клавесина; два двойных скрипичных концерта для органа (две клавишные и педаль); а один из концертов для четырех скрипок был переложен для четырех клавесинов и оркестра. [ 14 ] Еще четыре клавишные аранжировки появляются в книге Энн Доусон, английской антологии аранжировок для клавикорда , вирджинала или клавесина, датируемой примерно 1720 годом, подготовленной неизвестной рукой. [ 14 ] Как Рём (1986 указывает , стр. 616–617), пятый концерт соч. 3, № 5, RV 519 — это уникальный концерт, повлекший за собой такое большое количество транскрипций: они подробно описаны у Талбота (2010) .

Транскрипции концертов Баха, вероятно, были сделаны в Веймаре, где он работал придворным органистом, а затем концертмейстером в период 1708–1717 годов. Считается вероятным, что многие транскрипции были сделаны в 1713/1714 году, когда Бах имел доступ к копии L'estro Armonico, привезенной в Веймар молодым принцем Иоганном Эрнстом Саксен-Веймарским после двухлетнего пребывания. в Нидерландах. Бах сделал аранжировки для клавесина трех концертов для скрипки соло:
- Оп. 3, № 3, RV 310, оформленный как BWV 978.
- Оп. 3, № 9, RV 230, оформленный как BWV 972.
- Оп. 3, № 12, RV 265, оформленный как BWV 976.
Он аранжировал два двойных скрипичных концерта для органа, написал музыку для двух мануалов и педали:
- Оп. 3, № 8, RV 522, оформленный как BWV 593
- Оп. 3, № 11, RV 565, оформленный как BWV 596.
Существует гораздо более поздняя аранжировка одного из концертов для четырех скрипок как концерта для четырех клавесинов и струнных. Его датируют периодом пребывания Баха в Лейпциге, вероятно, концом 1720-х или началом 1730-х годов.
- Оп. 3, № 10, RV 580, оформленный как BWV 1065.
Транскрипции Баха не получили широкого распространения. Они были опубликованы только в 1840-х и 1850-х годах К. Дж. Петерсом в изданиях, подготовленных Фридрихом Конрадом Грипенкерлем - частью «возрождения Баха» девятнадцатого века. На этом этапе все транскрипции концертов Баха независимо от авторства описывались как «по Вивальди». Проблемы с атрибуцией снова возникли в связи с новым изданием транскрипций концерта, опубликованным Обществом Баха в 1890-х годах. Споры, возникшие в 1910-х годах по поводу оценки их авторства и авторства оригинальных концертов, спровоцировали возрождение Вивальди, которое включало в себя переоценку Вивальди и, в конечном итоге, повторное открытие его многочисленных «утраченных» произведений. [ 16 ]
Книга Энн Доусон, часть музыкальных рукописей в стиле барокко, хранящихся сейчас в Музыкальной библиотеке Генри Уотсона в Манчестере , содержит аранжировки для одного ручного инструмента следующих концертов:
- Соч. 3, № 5, RV 519 (2 скрипки, виолончель)
- Оп. 3, № 7, РВ 567 (4 скрипки)
- Оп. 3, № 9, РВ 230 (скрипка соло)
- Оп. 3, № 12, РВ 265 (скрипка соло)

Вивальди Селфридж-Филд описывает их как замену «мужественной акробатики главной скрипки [на] нежную грацию девственных украшений: коктейли, куле, длинные апоггиатуры и так далее».
Помимо расположения RV 519 в «Книге Энн Доусон», было много других:
- Сборник простых уроков изящной игры на клавесине, составленный Джованни Агреллем, книга II, к которой добавлен Знаменитый 5-й концерт Вивальди для клавесина , Лондон, Рэндалл и Абелл, ок. 1767. Эта искусная аранжировка RW 519, вероятно сделанная шведским композитором Йоханом Агрелем , является единственной транскрипцией любого концерта из L'estro Armonico, опубликованной в восемнадцатом веке.
- Концерт для клавицембала дель Сигр. Вивальди , SchW A6:001, представляет собой транскрипцию RV 519 Иоганна Адольфа Шайбе , реализованную между 1727 и 1735 годами. Автограф аранжировщика в Берлинской государственной библиотеке был идентифицирован Расселом Стинсоном в 1990 году. [ 17 ] Транспонированная в тональность соль мажор, это простая транскрипция, которая иногда упрощает партитуру Вивальди, опуская партии второй скрипки и альта. [ 18 ]
- Риом (2007) перечисляет еще четыре транскрипции. Тэлбот (2010) дополняет список Райома тремя дальнейшими договоренностями, все они так или иначе связаны с Великобританией. [ 19 ]
Дискография
[ редактировать ]L'estro Armonico полностью записывался несколько раз ведущими оркестрами и ансамблями мира. Некоторые известные интерпретации включают:
- Итальянский ансамбль I Musici дважды записывал полные концерты, оба для Philips Records : сначала в 1963 году с Роберто Микелуччи , затем в 1984 году с Пиной Кармирелли .
- В 1973 году Академия Святого Мартина в полях под руководством сэра Невилла Марринера записала произведения для Decca Records со скрипачами Аланом Лавдеем , Кармел Кейн и Ионой Браун .
- С появлением исторически обоснованного исполнения концерты часто записывались ансамблями старинных инструментов, такими как Кристофер Хогвуд и Академия старинной музыки ( L'Oiseau-Lyre ), Тревор Пиннок и English Concert ( Archiv Produktion ), а также Фабио Бионди и Европа Галанте ( Эрато ).
- Итальянский дирижер Федерико Гульельмо записал L'estro Armonico с L'Arte dell'Arco в 2014 году для своей серии полных оркестровых сочинений Вивальди для Brilliant Classics .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Талбот, 2011 г. , стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б с Батлер 2011
- ^ Уилк 2012 г.
- ^ Талбот 2011 , стр. 130–131.
- ^ L'estro Armonico , соч. 3 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- ^ Талбот 2010 , с. 111.
- ^ Вивальди 1999 , с. ты.
- ^ Вивальди 1999 , стр. vii-vii
- ^ Вивальди 1999 , с. VII.
- ^ Талбот 2010 .
- ^ Талбот 2010 , Талбот 2011 , стр. 95, Уильямс 2003 , стр. 220, Риом 2007.
- ^ «Этот контент предназначен только для участников со статусом Gold Gold» .
- ^ Вивальди 1999 , Талбот 2010 , Пинчерле 1962 , Талбот 1993 , Дирксен 2010 , стр. 24–25, Бровер-Любовский 2008
- ^ Jump up to: а б Вивальди 1999 г.
- ^ Дирксен 2010 , с. 25.
- ^ Дирксен 2010 , стр. 24–25, Пинчерле 1962 , Талбот 1993 , Бровер-Любовский 2008
- ^ Хауге 2018 .
- ^ Стинсон 1992 .
- ^ Вивальди 1999 , Талбот 2010 , Талбот 2011 , Стинсон 1992
Источники
[ редактировать ]- Бровер-Любовский, Белла (2008), Тональное пространство в музыке Антонио Вивальди , издательство Indiana University Press , ISBN 978-0253351296
- Батлер, Х. Джозеф (2011), «Эмуляция и вдохновение: транскрипции Дж. С. Баха из L'estro Armonico Вивальди » (PDF) , The Diapason : 19–21, заархивировано из оригинала (PDF) 29 ноября 2015 г. , извлечено 09.01.2017
- Дирксен, Питер (2010), Предисловие к И.С. Баху: Сонаты, трио, концерты (PDF) (Urtext), Полное собрание органных сочинений, том. 5, Висбаден : Breitkopf & Härtel , ISMN 979-0-004-18366-3, EB 8805, заархивировано из оригинала (PDF) 13 сентября 2015 г. , получено 10 января 2017 г.
- Хауге, Питер (2018). «SchW A6:001: Концерт для клавесина дель Сигр. Вивальди». Иоганн Адольф Шайбе: Каталог его работ . Датские гуманистические тексты и исследования. Том. 58. Датская королевская библиотека . стр. 91–92. ISBN 978-87-635-4560-0 .
- Пинчерле, Марк (1962), Вивальди: гений барокко , перевод Кристофера Хэтча, WW Norton, ISBN 0393001687
- Рём, Питер (1986), Репертуар произведений Антонио Вивальди: инструментальные композиции , Энгстрем и Сёдринг, ISBN 8787091194
- Рём, Питер (2007), Антонио Вивальди. Тематико-систематический каталог его произведений , Breitkopf & Härtel , ISBN 978-3-7651-0372-8
- Стинсон, Рассел (1992), Клавишные транскрипции из кружка Баха (предисловие) , AR Editions, ISBN 9780895792693
- Талбот, Майкл (1993), Вивальди , Мастера-музыканты (2-е изд.), JM Dent, ISBN 0460861085
- Талбот, Майкл (2010), « Золотой Пиппин и необыкновенные приключения в Великобритании и Ирландии Концерта Вивальди RV 519», Студи Вивальдиани : 87–124
- Талбот, Майкл, изд. (2011), Компендиум Вивальди , Boydell Press, ISBN 9781843836704
- Вивальди, Антонио (1999), Элеонора Селфридж-Филд; Эдмунд Коррейя (ред.), L'Estro Armonico Op. 3, в партитуре – Концерты для скрипки и струнного оркестра , Dover Publications , ISBN 9780486406312
- Вилк, Петр (2012), «К вопросу о типологии инструментальных концертов в стиле барокко» (PDF) , Musica Iagellonica , 6 , перевод Павла Врубеля, Краков: 83–102, ISSN 1233-9679
- Уильямс, Питер (2003). Органная музыка И.С. Баха (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521891158 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роббинс Лэндон, ХК (1996), Вивальди: голос барокко , University of Chicago Press , ISBN 978-0-226-46842-6
- Вивальди, Антонио (2005), Элеонора Селфридж-Филд; Майкл Перейра (ред.), Четыре концерта, соч. 3, RV 519, 567, 230, 265, расшифровка для клавиатуры в книге Энн Доусон (PDF) , Центр компьютерных исследований в гуманитарных науках.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- L'estro Armonico , соч. 3 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Подробнее о L'Estro Harmonico
- Полные загружаемые партитуры (партии) для 12 концертов – форматы PDF и CFT (DMuse Viewer).
- Концерт Антонио Вивальди в транскрипции Иоганна Себастьяна Баха (BWV 972 после RV 230) в исполнении Руджеро Герлина (клавесин), 1936 год в Галлике.