Мотесума
Мотесума | |
---|---|
Опера Антонио Вивальди | |
Либреттист | Альвизе Джусти |
Премьера | 14 ноября 1733 г. Театр Сант-Анджело , Венеция |
«Мотесума , RV 723» — опера в трёх действиях Антонио Вивальди на итальянское либретто Альвизе Джусти . Либретто во многом основано на жизни ацтекского правителя Монтесумы, умершего в 1520 году. Первое представление состоялось в театре Сант-Анджело в Венеции 14 ноября 1733 года. (В более ранних справочниках опера упоминается как «Монтесума» , но с момента повторного появления оригинальной рукописи это было исправлено на Мотесуму .) Музыка считалась утерянной, но была обнаружена в 2002 году в архиве музыкальной библиотеки Sing-Akademie zu Berlin . Его первое полноценное представление в наше время состоялось в Дюссельдорфе , Германия, 21 сентября 2005 года.
Предыстория и история выступлений
[ редактировать ]Либреттистом Вивальди был венецианский адвокат Джироламо Джусти . Его либретто представляло собой весьма художественный рассказ об эпизоде из жизни ацтекского правителя Монтесумы . У оперы счастливый конец, в отличие от настоящего Монтесумы, убитого на начальных этапах испанского завоевания Мексики. Опера, премьера которой состоялась 14 ноября 1733 года в театре Сант-Анджело в Венеции, была одной из первых, основанных на сюжетах из Америки. По словам Майкла Талбота в «Компендиуме Вивальди» , для своего времени либретто Джусти «выявляет редкую степень симпатии к мексиканскому императору и его королеве Мирене». На премьере роль Мирены исполнила Анна Жиро , которая была протеже Вивальди и которую он считал своей «незаменимой» примадонной. Заглавную партию исполнил немецкий бас Массимилиано Милер. Что необычно для Вивальди, который предпочитал певцов-кастратов с голосами контральто , он написал две роли для кастратов- сопрано — Фернандо ( Кортес ) и Асперано, мексиканского генерала. Хореографом премьеры был Джованни Галло. Декорации были разработаны Антонио Мауро. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Хотя либретто, напечатанное во время премьеры, сохранилось, музыка считалась утерянной, пока ее не открыли заново в 2002 году. После Второй мировой войны библиотека Академии пения была захвачена Красной Армией и вывезена в Советский Союз. в конечном итоге оказался в Киеве , теперь в Украине . [ 4 ] После возвращения коллекции Sing-Akademie в Германию фрагментарная партитура Мотесумы (отсутствуют начало первого акта и большая часть третьего) была идентифицирована музыковедом Штеффеном Воссом . [ 2 ] Музыковеды начали работать над реконструкцией пригодной для исполнения версии. Затем Sing-Akademie заявила, что у них есть право на публикацию , включая производные права, такие как права на исполнение . оперы [ 5 ]
Концертная версия оперы, по-видимому, первое исполнение с 18 века, была исполнена 11 июня 2005 года в Концертном зале Де Дулен в Роттердаме под управлением Федерико Марии Сарделли . [ 2 ] 18 июля 2005 года версия « Мотесумы» должна была быть исполнена на фестивале Opera Barga в Италии под управлением Сарделли. Выступление в Роттердаме состоялось только после существенной выплаты Sing-Akademie. Однако выступление Барги было остановлено судебным запретом с возможным штрафом в 250 000 евро за несоблюдение требований. Причина заключалась в том, что немецкое законодательство обеспечивает защиту авторских прав таким организациям, как Sing-Akademie, которые публикуют ранее недоступные произведения. Поскольку судебный запрет был вынесен за неделю до выступления Барги, была выполнена « подделка ». Мотесумы , а между ними спелись другие арии либретто речитативы Прозвучали Вивальди. В середине сентября 2005 года судебный запрет был снят, что позволило провести первое в наше время постановочное представление 21 сентября 2005 года в Дюссельдорфе , Германия, в рамках фестиваля Altstadtherbst . Его исполнил оркестр l'Orchestra Modo Antiquo под управлением Сарделли. Постановкой в Дюссельдорфе руководил Уве Шмитц-Гильсдорф, а проектировал Паоло Ацори. [ 5 ]
Американская премьера состоялась 28 марта 2009 года в Лонг-Бич, штат Калифорния, в постановке и исполнении Оперы Лонг-Бич в музыкальном сопровождении Musica Angelica в постановке Дэвида Швейцера и под управлением Андреаса Митисека. [ 6 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 14 ноября 1733 г. [ 3 ] |
---|---|---|
Мотесума , император Мексики | бас-баритон | Массимилиано Милер |
Митрена, его жена | контральто | Анна Джиро |
Теутиль , его дочь | сопрано | Джозеффа Пиркер |
Фернандо , генерал испанской армии | сопрано кастрированное | Франческо Биланцони |
Рамиро, его младший брат | меццо-сопрано ( в травести ) | Ангиола Занучи |
Аспрано, генерал мексиканцев | кастрированное сопрано | Марианино Николини |
Записи
[ редактировать ]- Запись Deutsche Grammophon группы Il Complesso Barocco под управлением Алана Кертиса , основанная на реконструкции всей оперы итальянского скрипача и композитора эпохи барокко Алессандро Чикколини. [ 7 ] Также доступен DVD с спектаклем.
Ссылки в литературе
[ редактировать ]- В Алехо Карпентье « романе Концерт в стиле барокко» безымянный главный герой, родственник конкистадора, посещает Венецию в 1709 году. Он дружит с Антонио Вивальди, а также с Доменико Скарлатти и Джорджем Фридрихом Генделем . Во время карнавала он носит маску Монтесумы. Заинтригованный Вивальди просит объяснить историю. Услышав об испанском завоевании Империи ацтеков , Вивальди решает написать на ее основе оперу. Получившаяся опера — «Мотесума» . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Другие оперы с Монтесумой в роли главного героя:
- Монтесума (1755) Карла Генриха Грауна
- Мотесума (1771) Йозефа Мысливечка
- Монтесума (1963) Роджера Сешнса
- Завоевание (2005) Лоренцо Ферреро
Сопутствующая опера (в которой не появляется сам Монтесума):
- Фернан Кортес , или Завоевание Мексики (1809) Гаспаре Спонтини
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Талбот, Майкл (2011). Компендиум Вивальди , стр. 41; 88–89; 125. Бойделл Пресс.
- ^ Jump up to: а б с Райдинг, Алан (13 июня 2005 г.). «Потерянная опера Вивальди наконец-то объединяет музыку и слова» , The New York Times . Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Мотесума: музыкальная драма, которая будет исполнена в Театре Сант-Анджело осенью 1733 года . OCLC 84140309 .
- ^ Патрисия Кеннеди Гримстед. «Бах вернулся в Берлин: возвращение архива Sing-Akademie из Украины в контексте перемещенных культурных ценностей и политики реституции» , Гарвардский украинский исследовательский институт , 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Апторп, Ширли (22 сентября 2005 г.). « «Мотесумы» После победы в суде состоится премьера Вивальди в Дюссельдорфе» , Bloomberg News . Проверено 14 марта 2015 г.
- ↑ Нг, Дэвид (22 марта 2009 г.). «Мотесума Вивальди: потерян, найден, восстановлен, переосмыслен» , Los Angeles Times . Получено 14 марта.
- ↑ Клементс, Эндрю (24 марта 2006 г.) «Вивальди: Мотесума, Прианте/Миянович/Инверницци/Il Complesso Barocco/Кёртис» . Хранитель . Проверено 14 марта 2015 г.
Дальнейшее чтение
- Парейон, Габриэль (15 июня 2005 г.). «Estreno mundial del Motezuma de Vivaldi» (первоначально опубликовано Паутой, том 23, № 95, Мексика, DF: 50–59) (на испанском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Motezuma , RV 723 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Полное либретто на librettidopera.it (на итальянском языке)
- Подробный синопсис на английском языке на официальном сайте Long Beach Opera.
- Обзор американской премьеры 2009 года в опере Лонг-Бич с фотографиями постановки. (Блог «Культурный монстр», Los Angeles Times )