Офферторий
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2016 г. ) |
Офферториум ( рус. Жертвоприношение ) — концерт для скрипки с оркестром, написанный Софией Губайдулиной в 1980 году и переработанный в 1982 и 1986 годах. Он был посвящен Гидону Кремеру , который во время гастролей с ним по всему миру привлек к Губайдулиной международное внимание.
История
[ редактировать ]История заказа Офферториума началась со случайного разговора композитора с Гидоном Кремером , чьим игровым мастерством Губайдулина была безмерным поклонником, во время совместной поездки на такси. Хотя Кремер и не был хорошо знаком с творчеством Губайдулиной, он был впечатлен теми ее произведениями, которые он слышал , и он обратился к ней с небрежной просьбой написать ему скрипичный концерт. Эта просьба засела в сознании композитора, и в результате этой случайной встречи родился Offertorium – хотя ураганный успех Кремера и разрешение, которое он получил на два года играть за пределами Советского Союза, вскоре заставили его обо всем забыть.
Губайдулина начала работу над произведением летом 1979 года, воспользовавшись музыкальным советом Петра Мещанинова и завершив его в марте 1980 года. Она черпала вдохновение в стиле исполнения Кремера; в частности, она воспользовалась его умением обращаться с противоположностями и их переходами, а также его тоном, который, по ее мнению, выражал «полную капитуляцию себя перед тоном». Таким образом, Offertorium является примером произведения, созданного как для человека, которому оно было написано и посвящено, так и для него.
Как и многие другие ее произведения, Offertorium содержит религиозные элементы. Даже название является отсылкой к той части Мессы (исполняемой сразу после Кредо ), которая поется, когда священник предлагает приготовленные хлеб и вино. Главной темой произведения являются концепции жертвы и приношения: жертва Христа во время Распятия , жертва Бога в сотворении Земли, жертва исполнителя звуку, жертва композитора искусству и жертва. главной музыкальной темы к распаду, а затем и к реконструкции.
Темы
[ редактировать ]В центре произведения находится музыкальная тема, данная Фридрихом Великим Иоганну Себастьяну Баху , которая легла в основу его Musikalisches Opfer (BWV 1079) . Губайдулина оркеструет эту тему, используя технику Klangfarbenmelodie, напоминающую Веберн , передавая ее различным инструментам, чтобы использовать их разные тембры.
Введение представляет тему почти целиком: в нем отсутствует только последняя нота. Затем входит солист, начиная серию вариаций, каждая из которых удаляет по одной ноте из начала и конца темы. (После третьей вариации исходную тему трудно различить.) После упадка темы центральная часть представляет собой свободную рапсодию. [ нужна ссылка ]
Заключительная часть представляет собой медленный струнный хорал, напоминающий русский православный гимн. Ниже этого арфы и фортепиано реконструируют тему нота за нотой, в обратном (ретроградном) порядке, и этот процесс завершается только в самом конце полным высказыванием соло скрипки. Объединяя своих близнецов-вдохновителей, Веберна и Баха, а также глубокий христианский символизм темы «смерти» и «воскресения», «Офферторий» является представителем творчества Губайдулиной зрелого периода. [ 1 ]
Производительность
[ редактировать ]Однако перспективы исполнения « Офферториума» были туманными: Кремер, человек, которому он был посвящен и поручен для исполнения, был в разладе с правительством Москвы из-за отказа вернуться в Советский Союз по окончании его двухлетнего пребывания в СССР. период разрешения на выступления по всему миру. Губайдулина беспокоилась, что ее пьеса никогда не будет исполнена Кремером, который вместо этого решил остаться на Западе. Тема произведения также была препятствием для его исполнения, поскольку религия в то время была щекотливой темой. (На самом деле Губайдулина неофициально подвергалась критике со стороны Тихона Хренникова за активное использование религии в качестве источника вдохновения). Столкнувшись с такими мрачными обстоятельствами, Губайдулина попросила своего издателя Юргена Кёхеля переправить партитуру Кремеру через Всесоюзное агентство по авторским правам. Пока это происходило, Губайдулина попыталась использовать хорал из «Оффертории» в фильме ( «Великий самоед» Аркадия Кордона), к которому она писала музыку, но режиссер отверг это предложение. Однако счет наконец дошел до Запада и Кремера, который нашел место проведения – Wiener Festwochen – и необходимые ресурсы для исполнения сорокаминутного произведения.
Offertorium впервые был исполнен в 1981 году в Вене Кремером и симфоническим оркестром ORF под управлением Лейфа Зегерстама и сразу же получил высокую оценку за свою поразительную красоту. В России оно впервые было исполнено в 1982 году (в Большом зале Московской консерватории) Олегом Каганом и Симфоническим оркестром Министерства культуры под управлением Геннадия Рождественского . Губайдулиной попросили подготовить сокращенную версию, завершенную в 1986 году, хотя остается спорным, действительно ли концерт нуждался в сокращении; тем не менее, изменения не повлияли на высокую оценку работы, и исправленное издание распространилось по всему миру, привлекая к Губайдулиной внимание всего мира.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лукомский, Вера (октябрь 1998 г.). « 'Евхаристия в моей фантазии': Интервью с Софией Губайдулиной» . Темп (206): 29–35. дои : 10.1017/s0040298200006707 . ISSN 0040-2982 .
- Курц, Майкл. «Офферториум — музыкальное подношение». Софья Губайдулина: Биография. Эд. Малькольм Хэмрик. Коричневый. Блумингтон: Индиана, 2007. 148–57. Распечатать.
- «Предложение». Оксфордский музыкальный словарь, 2-е изд. обр. Эд. Майкл Кеннеди. Оксфордская музыка онлайн. 14 апреля 2011 г. < http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/opr/t237/e7423 >.