Jump to content

Пеллеас и Мелизанда (Шенберг)

(Перенаправлено из «Пеллеаса и Мелизанды» )
Арнольд Шенберг , 1927 год, автор Ман Рэй.

Пеллеас и Мелизанда , соч. 5 — симфоническая поэма, Музикферайне под руководством на композитора написанная Арнольдом Шенбергом и завершенная в феврале 1903 года. Премьера состоялась 25 января 1905 года в Венском концерте, который также включал первое исполнение оперы Александра фон Цемлинского « Die Seejungfrau» . [1] Работа основана на Мориса Метерлинка пьесе «Пеллеас и Мелизанда» , сюжет которой предложен Рихардом Штраусом . Когда он начал сочинять произведение в 1902 году, Шёнберг не знал, что Дебюсси Клода в Париже вот-вот состоится премьера оперы , также основанной на пьесе Метерлинка.

Инструментарий

[ редактировать ]

Симфоническая поэма написана для большого оркестра, состоящего из пикколо , 3 флейт (3-й дубль 2-го пикколо), 3-х гобоев (3-й дубль 2-го английского рожка), английского рожка , кларнета ми-бемоль , 3 кларнетов си-бемоль и ля (3-й дубль 2-го баса). кларнет), бас-кларнет , 3 фагота , контрафагот , 8 валторн фа, 4 трубы ми и фа, тромбон альт , 4 тромбона тенор-бас , туба , литавры (2 игрока), треугольник , тарелки , там-там , большой тенор барабан , большой барабан , глокеншпиль , 2 арфы и струнные .

Структура

[ редактировать ]

Произведение выполнено в тональности ре минор и является примером ранних тональных произведений Шёнберга. Это одно непрерывное движение, состоящее из множества взаимосвязанных частей. Основные разделы обозначены следующими темпами:

  • Восьмая нота немного сдвинулась – нерешительно.
  • Жестокий
  • Живой
  • Очень быстро
  • Немного тронут
  • Медленный
  • Еще немного тронут
  • Очень медленно
  • Что-то движется
  • В шагающем движении
  • Широкий

Альбан Берг представил формальный план, демонстрирующий сочетание четырехчастной симфонической формы и одночастной сонатной формы со связями со сценами из пьесы Метерлинка. [2] [3]

Сонатная форма Введение (0), Первая тематическая группа (5), Переход (6) Вторая тематическая группа (9), Краткое резюме (14) Лес, Свадьба Голо и Мелизанды, Пеллеас, Пробуждение любви в Мелизанде
Скерцо и эпизоды Скерцо (16), 1 серия (25), 2 серия (30) Сцена у фонтана, Сцена у башни, Сцена в сводах
Медленное движение Введение (33), Любовная сцена (36), Кода (48) Фонтан в парке, Любовная сцена, Смерть Пеллеаса
Финал/перепросмотр Репродукция вступления к первой части (50), основная тема (55), тема любви (56), эпилог с дальнейшим репризом (62) смерть Мелисанды

Тематические группы, подобные лейтмотиву , которые связаны с отдельными сценами или людьми, образуют строительные блоки симфонического развития, которое берет свое начало в лесной сцене, представляющей первую часть, где Голо встречает Мелизанду и они женятся, и продолжается далее проходят внутренние части Скерцо, в котором изображена сцена у фонтана, где Мелисанда теряет обручальное кольцо и встречается со сводным братом Голо, Пелеасом, и Адажио, в котором изображена сцена прощания и любви Пеллеаса и Мелизанды, где Голо убивает Пеллеаса. и приводит к повторению тематического материала Финала, изображающего смерть Мелисанды. В письме своему зятю Александру Землянскому, который хотел сократить « Пеллеаса» для пражского спектакля, который он должен был дирижировать в 1918 году, Шенберг резюмировал основные опорные точки этого произведения: «вступительный мотив (12/8 ) связано с «Мелизандой», за которым следует «мотив судьбы», а в Скерцо есть «игра с кольцом», в Адажио «сцена с Волосами Мелисанды» и «сцена любви... умирания; Мелисанда» и «Вход фрейлин, смерть Мелисанды» в финале.

Темы Мелисанды основаны на трехнотном мотиве.

 \new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } \relative c' { \clef bass \override Stem #'transparent = ##t a4 bes b }

общие для нескольких тем в произведении.

 \relative c' { \clef bass \time 12/8 \key d \minor \tempo "Melisande 1" \partial 8*4 a8\p\<( bes4\! b8\> | f4\!) c'8( \< цис4\! d8\> aes4\!) }
 \relative c''' { \clef treble \numericTimeSignature \time 4/4 \key d \minor \tempo "Melisande 2" \partial 8*1 aes8( | g4 fis bes, c8 des | d2 fis,4) }

За первой темой Мелисанды сразу следует тема «судьбы».

 \relative c { \clef bass \key d \minor \time 12/8 \tempo "Fate" \partial 16*1 d16 | cis'4.->~ cis4~ cis16) ais fis4.~ fis8 }
 \relative c' {\clef treble \key d \minor \numericTimeSignature \time 4/4 \tempo "Golaud" \partial 4*1 d(~ | d8. fis16) fis4. Ь,8( е4~ | еа,) }

После мощного изложения темы судьбы вводится мотив Пеллеаса (который содержит трехнотный мотив из темы Мелисанды).

 \relative c'' { \clef treble \key e \major \numericTimeSignature \time 4/4 \tempo "Пеллеас" \partial 4*3 be,4. е'8 | дис4-> лед4. dis8([см.,8.) a16] | ais4.-> b8 bis([ говорит) исправлено,8. физ16] | видеть }

Под влиянием «Огненного столпа» , балетной версии « Верной ночи» Антония Тюдора , премьера которой состоялась в 1942 году в Нью-Йорке, Шенберг, находившийся в американском изгнании, решил по коммерческим причинам изменить и аранжировать партитуру произведения и для балета, расширив партитуру произведения. одночастную симфоническую поэму в многочастную сюиту. Впервые он заговорил об этом в начале 1947 года в письме своему зятю Феликсу Грейсле. Однако проект рухнул из-за вмешательства Associated Music Publishers , которому удалось предотвратить авторизацию. [4]

Избранная дискография

[ редактировать ]
  1. ^ Малкольм Макдональд , Шенберг (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2008): стр. 50.
  2. ^ Уолтер Фриш, Ранние работы Арнольда Шенберга, 1893–1908 (Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 1993): стр. 160.
  3. ^ Деррик Паффет, «Музыка, которая отзывается эхом внутри одного» на всю жизнь: восприятие Бергом «Пеллеаса и Мелизанды» Шенберга», Music and Letters 76/2 (1995): [ нужна страница ] .
  4. ^ Тереза ​​Муксендер, « Введение в Пеллеас и Мелизанду ». Центр Арнольда Шёнберга. Проверено 17 мая 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шенберг, Арнольд. Пять оркестровых пьес и «Пеллеас и Мелизанда» в партитуре. Нью-Йорк: переиздание Dover Publications двух оригиналов CF Peters (1912), 1994. ISBN   0-486-28120-5 .
  • Рой, Адам Дж. 2021. « Мотивная метаморфоза: моделирование интервальных трансформаций в ранних работах Шёнберга ». Кандидатская диссертация. Западный университет.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3124ebac79a3890dab5142099c2b8c7__1713595320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/c7/b3124ebac79a3890dab5142099c2b8c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pelleas und Melisande (Schoenberg) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)