Пеллеас и Мелизанда (Шенберг)
Пеллеас и Мелизанда , соч. 5 — симфоническая поэма, Музикферайне под руководством на композитора написанная Арнольдом Шенбергом и завершенная в феврале 1903 года. Премьера состоялась 25 января 1905 года в Венском концерте, который также включал первое исполнение оперы Александра фон Цемлинского « Die Seejungfrau» . [1] Работа основана на Мориса Метерлинка пьесе «Пеллеас и Мелизанда» , сюжет которой предложен Рихардом Штраусом . Когда он начал сочинять произведение в 1902 году, Шёнберг не знал, что Дебюсси Клода в Париже вот-вот состоится премьера оперы , также основанной на пьесе Метерлинка.
Инструментарий
[ редактировать ]Симфоническая поэма написана для большого оркестра, состоящего из пикколо , 3 флейт (3-й дубль 2-го пикколо), 3-х гобоев (3-й дубль 2-го английского рожка), английского рожка , кларнета ми-бемоль , 3 кларнетов си-бемоль и ля (3-й дубль 2-го баса). кларнет), бас-кларнет , 3 фагота , контрафагот , 8 валторн фа, 4 трубы ми и фа, тромбон альт , 4 тромбона тенор-бас , туба , литавры (2 игрока), треугольник , тарелки , там-там , большой тенор барабан , большой барабан , глокеншпиль , 2 арфы и струнные .
Структура
[ редактировать ]Произведение выполнено в тональности ре минор и является примером ранних тональных произведений Шёнберга. Это одно непрерывное движение, состоящее из множества взаимосвязанных частей. Основные разделы обозначены следующими темпами:
- Восьмая нота немного сдвинулась – нерешительно.
- Жестокий
- Живой
- Очень быстро
- Немного тронут
- Медленный
- Еще немного тронут
- Очень медленно
- Что-то движется
- В шагающем движении
- Широкий
Альбан Берг представил формальный план, демонстрирующий сочетание четырехчастной симфонической формы и одночастной сонатной формы со связями со сценами из пьесы Метерлинка. [2] [3]
Сонатная форма | Введение (0), Первая тематическая группа (5), Переход (6) Вторая тематическая группа (9), Краткое резюме (14) | Лес, Свадьба Голо и Мелизанды, Пеллеас, Пробуждение любви в Мелизанде |
Скерцо и эпизоды | Скерцо (16), 1 серия (25), 2 серия (30) | Сцена у фонтана, Сцена у башни, Сцена в сводах |
Медленное движение | Введение (33), Любовная сцена (36), Кода (48) | Фонтан в парке, Любовная сцена, Смерть Пеллеаса |
Финал/перепросмотр | Репродукция вступления к первой части (50), основная тема (55), тема любви (56), эпилог с дальнейшим репризом (62) | смерть Мелисанды |
Тематические группы, подобные лейтмотиву , которые связаны с отдельными сценами или людьми, образуют строительные блоки симфонического развития, которое берет свое начало в лесной сцене, представляющей первую часть, где Голо встречает Мелизанду и они женятся, и продолжается далее проходят внутренние части Скерцо, в котором изображена сцена у фонтана, где Мелисанда теряет обручальное кольцо и встречается со сводным братом Голо, Пелеасом, и Адажио, в котором изображена сцена прощания и любви Пеллеаса и Мелизанды, где Голо убивает Пеллеаса. и приводит к повторению тематического материала Финала, изображающего смерть Мелисанды. В письме своему зятю Александру Землянскому, который хотел сократить « Пеллеаса» для пражского спектакля, который он должен был дирижировать в 1918 году, Шенберг резюмировал основные опорные точки этого произведения: «вступительный мотив (12/8 ) связано с «Мелизандой», за которым следует «мотив судьбы», а в Скерцо есть «игра с кольцом», в Адажио «сцена с Волосами Мелисанды» и «сцена любви... умирания; Мелисанда» и «Вход фрейлин, смерть Мелисанды» в финале.
Темы Мелисанды основаны на трехнотном мотиве.
общие для нескольких тем в произведении.
За первой темой Мелисанды сразу следует тема «судьбы».
После мощного изложения темы судьбы вводится мотив Пеллеаса (который содержит трехнотный мотив из темы Мелисанды).
Под влиянием «Огненного столпа» , балетной версии « Верной ночи» Антония Тюдора , премьера которой состоялась в 1942 году в Нью-Йорке, Шенберг, находившийся в американском изгнании, решил по коммерческим причинам изменить и аранжировать партитуру произведения и для балета, расширив партитуру произведения. одночастную симфоническую поэму в многочастную сюиту. Впервые он заговорил об этом в начале 1947 года в письме своему зятю Феликсу Грейсле. Однако проект рухнул из-за вмешательства Associated Music Publishers , которому удалось предотвратить авторизацию. [4]
Избранная дискография
[ редактировать ]- Пеллеас и Мелизанда. Габриэль Форе , Арнольд Шёнберг . Ханс Вонк , Симфонический оркестр Сент-Луиса . ПЕНТАТОН PTC 5186324 (2008 г.).
- Пеллеас и Мелизанда (в сочетании с Вариациями для оркестра op.31). Чикагский симфонический оркестр / Пьер Булез . Эрато 2292-45827-2 (1992)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малкольм Макдональд , Шенберг (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2008): стр. 50.
- ^ Уолтер Фриш, Ранние работы Арнольда Шенберга, 1893–1908 (Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 1993): стр. 160.
- ^ Деррик Паффет, «Музыка, которая отзывается эхом внутри одного» на всю жизнь: восприятие Бергом «Пеллеаса и Мелизанды» Шенберга», Music and Letters 76/2 (1995): [ нужна страница ] .
- ^ Тереза Муксендер, « Введение в Пеллеас и Мелизанду ». Центр Арнольда Шёнберга. Проверено 17 мая 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шенберг, Арнольд. Пять оркестровых пьес и «Пеллеас и Мелизанда» в партитуре. Нью-Йорк: переиздание Dover Publications двух оригиналов CF Peters (1912), 1994. ISBN 0-486-28120-5 .
- Рой, Адам Дж. 2021. « Мотивная метаморфоза: моделирование интервальных трансформаций в ранних работах Шёнберга ». Кандидатская диссертация. Западный университет.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пеллеас и Мелизанда : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур