Отакар Зич

Отакар Зич (25 марта 1879, Местец Кралове — 9 июля 1934, Оубенице-у-Бенешова) — выдающийся чешский композитор и эстет .
Биография
[ редактировать ]По музыкальному образованию он учился как самоучка. Спустя годы он стал учеником выдающегося чешского эстетика девятнадцатого века Отакара Гостинского и протеже музыковеда и критика-иконоборца Зденека Неедлы . [ 1 ] В 1903–1906 годах преподавал физику и математику в средней школе в Домажлицах . В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Зич жил в Праге , активно участвуя в музыкальной жизни как критик. В этом качестве он поддерживал усилия фракции Неедлы, поддерживающей Сметану , против интеллектуальных потомков Антонина Дворжака , особенно во время так называемого «Дела Дворжака» 1911–1914 годов, когда он поставил под сомнение художественную целостность композиционного языка Дворжака. [ 2 ] Эта деятельность прочно связала Зиха с академическим кружком Неедлы в Карловом университете , где в 1924 году он был назначен профессором эстетики. Эту должность он занимал до своей смерти в 1934 году. [ 3 ]
Стиль
[ редактировать ]Как композитор, Зих был в основном самоучкой, хотя можно сказать, что он принадлежал к пост-сметановской линии чешских композиторов (в которую входят Зденек Фибих , Йозеф Богуслав Ферстер и Отакар Острчил , все они каким-то образом связаны с Неедлы). Его главным вкладом в концертную жизнь Праги стали оперы «Малиржский напад» («Идея художника», 1908), «Вина» («Вина», 1915) и «Прецецкий» (по собственному переводу Зиха , Мольера «Les précieuses Ridicules» 1924). Он также создал несколько сольных вокальных и хоровых композиций. Его музыкальный стиль находится на грани между поздним романтизмом и ранним неоклассицизмом , сочетая плотную оркестровку, вагнеровские лейтмотивы и чрезвычайно линейный контрапункт с игривой отсылкой к прошлым стилям. [ 4 ] За исключением Пресьезки и нескольких отдельных более коротких произведений, большая часть музыки Зича остается неопубликованной.
Из-за его связи с Неедлы исполнение музыки Зича часто вызывало ожесточенные споры в межвоенной Праге, где критики оценивали новые композиции на основе фракционной принадлежности. Самой низкой точкой этого процесса, несомненно, была премьера «Вины» в 1922 году, которую архиконсервативный критик Антонин Шилхан подверг критике в оскорбительной статье под названием «Finis musicae» («Конец музыки»). Аргументация Шилхана сосредоточилась в первую очередь на оркестровой партитуре оперы, где контрапункт иногда граничит с атональностью . [ 5 ]
Зич был также автором многих фольклорных исследований и книг по эстетике: в первую очередь среди них «Эстетическое восприятие музыки», 1911) и «Эстетика драмы », 1931. В каждом из них он исследовал применение феноменологии , основанной на работах Гегеля и Гуссерля , к ветвям исполнительского искусства, и его теории до сих пор являются предметом споров в современных чешских академических кругах. Как музыковед он также посвятил себя изучению жизни и творчества Сметаны , опубликовав многочисленные аналитические статьи в музыкальных журналах на чешском языке.
Избранные работы
[ редактировать ]- Песни [ 6 ]
- Песни и песни I., II. (Песни I., II.) (1900–1906)
- Она srdce (От сердца), соч. 4 (1906–1907)
- Матичце (Матери), соч. 8
- Старая баллада (1909)
- Из Мельниковой скалы, соч. 16 (1909)
- Маленькие души (1922)
- Фрагменты дней, соч. 13 (1926–1927)
- пять народных песен Двадцать Ходского края (1905–1906)
- Мужские хоры [ 6 ]
- Баллада о трех королях, соч. 9а (1911)
- Песня странника (Песня странника), соч. 9б (1912)
- Принцесса Лиолея , соч. 9в (1913)
- Осенний мотив, соч. 18а (1932)
- Слички (Маленькие слезы), соч. 18б (1905)
- Космическая песня (Космическая песня), соч. 18в (1931)
- Хайдалаци (Словенский), соч. 18д (1918)
- Родина , соч. 20а (1929)
- Замурованный , соч. 20б (1929)
- Яну Неруде ( Яну Неруде ), соч. 20в (1934)
- Тридцать шесть военных песен (1924)
- Пять народных песен (1933)
- Форман (Карман) (1934)
- Женские хоры [ 6 ]
- Три женских хора, соч. 17
- Три народные песни Ходского края (1909)
- Смешанные хоры [ 6 ]
- Ржипе Молитва о ( 1905)
- Ура (Ура), соч. 15а (1929)
- Воян Костры , соч. 11 (1921)
- Два хора для четырех голосов, соч. 19 (1932–1933)
- Три народные песни Ходского края (1904)
- Кантата [ 6 ]
- Роковой брак , соч. 1 (1917)
- Пятая могила , соч. 2 (1906)
- Зимняя баллада, соч. 3 (1906)
- Полька джеде , соч. 5 (1907)
- Мелодрама [ 6 ]
- Романс о Черном озере, соч. 6 (1907)
- Опера [ 6 ]
- Идея художника , соч. 7 (1908)
- Вина (Вина), соч. 10 (1911–1915)
- Прециецкий , соч. 12 (1922–1924)
- Камера [ 6 ]
- Чешская сюита (Чешская сюита), соч. 14 (1928)
- Струнное трио ми минор , соч. 1а (1930)
- Фортепианное трио ми минор (1899–1902)
- Ходская сюита ( Chod Suite, для октета или нонета), соч. 3а (1905)
- Оркестровый [ 6 ]
- Увертюра «Конрад Валленрод» , соч. 2а (1903)
- Древние народные танцы , для камерного оркестра Хана региона
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Локк, Б. Опера и идеология в Праге: полемика и практика в Национальном театре, 1900–1938 гг. ISBN 1-58046-228-6
- ^ Зич, О: «Художественное творчество Дворжака», 1911 г.
- ^ Слонимский, Николас (1978). «Смотри, Отакар». Биографический словарь музыкантов Бейкера (6-е изд.). Нью-Йорк: Книги Ширмера. п. 1945. ISBN 0-02-870240-9 .
- ^ Локк, Б: Опера и идеология в Праге
- ^ Локк, Б: Опера и идеология в Праге
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Штедронь, Богумир (1963). Чернушак, Грациан; Новачек, Зденко (ред.). Чехословацкий музыкальный словарь II. Пн–Пт (на чешском языке). Прага: Государственное музыкальное издательство. стр. 989–991.
Внешние ссылки
[ редактировать ]