Христос лежал в узах смерти , BWV 4
Христос лежал в узах смерти | |
---|---|
БВВ 4 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
Ключ | Ми минор |
Повод | Первый день Пасхи |
Хорал | « Христос лежал в узах смерти » Мартин Лютер |
Выполненный | 24 апреля 1707 г. [ 1 ] |
Опубликовано | 1851 |
Продолжительность | Около 20 минут |
Движения | 8 |
Вокал | САТБ |
Инструментальный |
|
Христос лежал в бандах смерти (также пишется как банды смерти ; [ а ] «Христос лежал в узах смерти» [ 2 ] или «Христос лежал в сетях смерти»), [ 3 ] BWV 4 — кантата пасхальная немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха , одна из самых ранних его церковных кантат . Считается, что это раннее произведение частично по стилистическим причинам, а частично потому, что есть свидетельства того, что оно, вероятно, было написано для спектакля в 1707 году. Бах впоследствии завершил множество других произведений в том же жанре, создав полные циклы кантат на все случаи жизни. литургический год . Джон Элиот Гардинер назвал это «первой известной попыткой Баха нарисовать повествование в музыке». [ 4 ]
«Христос лаг в Тодес Банден» — хоральная кантата , стиль, в котором и текст, и музыка основаны на гимне . В данном случае источником послужил Мартина Лютера , одноименный гимн главный пасхальный гимн лютеранской церкви. Композиция основана на семи строфах гимна и его мелодии, заимствованной по средневековым образцам. Бах использовал неизмененные слова строфы хорала в каждом из семи вокальных движений, в формате хоральных вариаций per omnes vs (для всех строф), а ее мелодию он использовал как cantus Firmus . После вступительной симфонии вариации располагаются симметрично: припев-дуэт-соло-припев-соло-дуэт-припев, с акцентом на центральную четвертую строфу о битве между Жизнью и Смертью. Все части исполнены в ми миноре , и Бах достигает разнообразия и усиливает смысл текста посредством множества музыкальных форм и техник.
«Христос лаг в Тодес Банден» — первая кантата Баха на Пасху (фактически, единственное сохранившееся оригинальное сочинение для первого дня праздника) и его самая ранняя из сохранившихся хоральных кантат. Это было связано с его заявлением о приеме на должность в лютеранской церкви в Мюльхаузене . Позже он дважды исполнял ее в партии Томаскантора в Лейпциге , начиная с 1724 года, когда он впервые отпраздновал там Пасху. Сохранилась только эта вторая версия. Он рассчитан на четыре вокальные партии и инструментальный ансамбль в стиле барокко с двумя компонентами, инструментальным «хором» корнетто и тремя тромбонами, дублирующими хоровые голоса (они использовались только во 2-м лейпцигском исполнении в 1725 году), а также струнную секцию из двух скрипки, два альта и континуо. Хотя эта оценка отражает ресурсы, находящиеся в распоряжении Баха (корнетто и духовые инструменты были доступны из-за традиций городских оркестров в Лейпциге), [ 5 ] он был старомодным и олицетворял стиль хоралконцерта ( хорового концерта ) 17-го века; потеря очков в предыдущих выступлениях, возможно, была такой же.
Гардинер называет постановку гимна Лютера Бахом «смелым, новаторским произведением музыкальной драмы» и отмечает «его полное отождествление с духом и буквой пламенного драматического гимна Лютера». [ 4 ]
История композиции
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Считается, что Бах написал «Христос лаг» в «Тодес-Бандене» в 1707 году. Он был профессиональным органистом в возрасте 22 лет, с 1703 года работал в Арнштадте органистом Новой церкви (которая заменила сгоревшую Бонифатиускирхе и сегодня известна как Церковь Баха ). . [ 6 ] В 18 лет он осмотрел новый орган, построенный Иоганном Фридрихом Вендером , был приглашен играть в одно воскресенье и был нанят. Орган был построен на третьем ярусе театральной церкви. [ 6 ] В обязанности Баха как церковного музыканта входила определенная ответственность за хоровую музыку, но точный год, когда он начал сочинять кантаты, неизвестен. «Христос лаг в Тодесе Бандене» — одна из небольшой группы кантат, сохранившихся с его ранних лет. [ 7 ] По словам музыковеда Мартина Гека , многие детали партитуры отражают «органистическую практику». [ 8 ]
В Арнштадте кантор (церковный музыкант) Хайндорф отвечал за церковную музыку в Верхней церкви и Новой церкви, где органистом был Бах. Обычно он дирижировал музыкой в Верхней церкви и назначал префекта хора вокальной музыки в Новой церкви. Музыковед Кристоф Вольф отмечает, что «подчинение своих произведений сомнительному руководству префекта» [ 7 ] это было не то, что сделал бы Бах. Таким образом, большинство кантат того периода предназначены не для воскресных случаев, а ограничены особыми случаями, такими как свадьбы и похороны. «Христос лаг в Тодес-Бандене» является единственным исключением, но написан, скорее всего, не для Арнштадта, а для заявки на более важный пост при церкви Диви Блазии в Мюльхаузене . [ 9 ]
Ранние кантаты Баха
[ редактировать ]Ранние кантаты Баха — это Choralkonzerte ( хоральные концерты ) в стиле 17 века, отличающиеся от формата речитативов и арий, связанных с Ноймайстером , который Бах начал использовать для церковных кантат в 1714 году. [ 11 ] Вольф указывает на связь ранних кантат Баха с произведениями Дитриха Букстехуде , у которого Бах учился в Любеке . [ 7 ] Задержка Христа в «Тодес Банден» обнаруживает сходство с сочинением Иоганна Пахельбеля, основанным на том же пасхальном хорале. [ 11 ] Хотя нет никаких доказательств того, что Бах и Пахельбель встречались, Бах вырос в Тюрингии , в то время как Пахельбель жил в том же регионе, а старший брат и учитель Баха Иоганн Кристоф Бах учился у Пахельбеля в Эрфурте . [ 12 ] Еще одно произведение Пахельбеля, по-видимому, упоминается в ранней кантате Баха, Nach dir, Herr, verlanget mich , BWV 150 , и недавно появились предположения, что Бах хотел отдать дань уважения Пахельбелю после его смерти в 1706 году. [ 13 ]
Тексты ранних кантат Баха были взяты в основном из библейских отрывков и гимнов. [ 14 ] Черты, характерные для его более поздних кантат, такие как речитативы и арии на современную поэзию, еще не присутствовали. [ 15 ] хотя Бах, возможно, слышал их в ораториях Букстехуде или даже раньше. [ 14 ] Вместо этого эти ранние кантаты включают элементы 17-го века, такие как мотеты и хоральные концерты. [ 16 ] [ 17 ] Они часто начинаются с инструментальной симфонии или сонаты (сонатины). [ 14 ] В следующей таблице перечислены семь сохранившихся произведений, написанных Бахом до 1708 года, когда он перешел к веймарскому двору. [ 18 ]
Дата | Повод | БВВ | Это начинается | Источник текста |
---|---|---|---|---|
1707 ? | Покаяние | 150 | Я жажду тебя, Господь | Псалом 25 , анон. |
1707 ? | Пасха | 4 | Христос лежал в узах смерти | Лютер |
1707 ? | Покаяние | 131 | Я взываю к тебе, Господь, из глубины | Псалом 130 |
1 января 1708 года ? | Новый год | 143 | Славь Господа, душа моя | в основном Псалом 146 , две строфы Якоба Эберта « гимна Du Friedefürst, Herr Jesu Christ » |
4 февраля 1708 г. | Инаугурация городского совета | 71 | Бог мой король | в основном Псалом 74 с добавленными библейскими цитатами |
5 июня 1708 г. ? | Свадьба? | 196 | Господь думает о нас | Псалом 115 : 12–15. |
16 сентября 1708 г. ? | Похороны | 106 | Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit ( Трагический акт ) | сборник семи библейских цитат, трех гимнов и свободной поэзии. |
Бах использует ограниченные типы инструментов, имеющихся в его распоряжении, для необычных комбинаций, таких как две блокфлейты и две виолы да гамба в похоронной кантате Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit , также известной как Actus Tragicus . Он использует инструменты группы континуо как самостоятельные партии, такие как виолончель в Nach dir, Herr, verlanget mich и фагот в Der Herr denket an uns . [ 14 ] Кантата к инаугурации городского совета богато исполнена для труб, деревянных духовых инструментов и струнных. [ 19 ] Вольф отмечает:
Общая степень мастерства, которой эти ранние произведения выгодно отличаются от лучших церковных сочинений первого десятилетия восемнадцатого века... доказывает, что молодой Бах не ограничивался игрой на органе и клавире, но, воодушевленный визитом в Букстехуде , посвятил немало времени и сил вокальной композиции. Те очень немногие существующие ранние произведения, каждая из которых является шедевром сама по себе, должны представлять собой лишь остаток... от более крупного корпуса подобных композиций. [ 14 ]
Исследователь Баха Ричард Д.П. Джонс отмечает в книге «Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха» :
Его замечательное чутье к иллюстрации текста проявляется даже в ранних кантатах, особенно в двух лучших из них, Actus трагическом , BWV 106, и Христос отстает в Todes Banden , BWV 4. Мы уже чувствуем мощный ум за нотами мотива. единство ранних кантат в использовании репризы для соединения их мозаичных форм... [ 20 ]
Чтения и хорал
[ редактировать ]Предписанные чтения для праздника были из Первого письма к Коринфянам («Христос — наш пасхальный агнец» — 1 Коринфянам 5:6–8 ) и из Евангелия от Марка ( Воскресение Иисуса — Марка 16:1–8 ). ). [ 21 ] [ 22 ]
Реформатор на немецком языке Мартин Лютер написал несколько гимнов для использования в церковных службах. Его гимн « Христос отстает в Тодес Банден ». [ 23 ] был основан на латинском гимне « Victimae Paschali Laudes » и впервые опубликован в 1524 году. [ 24 ] Он стал главным пасхальным гимном немецкого лютеранства . В гимне подчеркивается борьба между Жизнью и Смертью. Третья строфа относится к «жалу смерти», как упоминается в 1 Коринфянам 15 . Пятая строфа относится к « Остерламму », Пасхальному Агнцу . Жертвенная «кровь» («Ее кровь отмечает наши двери») [ 11 ] относится к маркировке дверей перед исходом из Египта . Последняя строфа напоминает о традиции печь и есть пасхальный хлеб , причем «старая закваска» снова намекает на исход, в отличие от «Слова благодати». [ 25 ] в заключение: «Христос ... один питает душу». [ 25 ] В отличие от большинства хоральных кантат, сочиненных Бахом позднее в Лейпциге, текст хорала сохранен без изменений, что он и сделал снова только в поздних хоральных кантатах. [ 26 ]
Спектакли
[ редактировать ]Задержка Христа в «Тодес Банден» сохранилась в версии 1720-х годов, когда Бах занимал должность Томаскантора (директора церковной музыки) в Лейпциге. Есть документальные свидетельства, свидетельствующие о том, что премьера этой пасхальной кантаты состоялась в 1707 году. Известно, что Бах исполнил кантату собственного сочинения на Пасху в 1707 году в рамках своего заявления на должность органиста Диви Блазии в Мюльхаузене, и это возможно, это было отставание Христа в Тодес-Бандене . [ 1 ] [ 14 ] К этому времени Бах уже демонстрировал изобретательность в клавишной музыке, о чем известно по ранним произведениям из « Собрания Ноймейстера» . Лаг Христа в Тодес Бандене является важной вехой в его вокальной музыке. Он был завершен за семь лет до его серии Веймарских кантат, начатой в 1714 году с Himmelskönig, sei willkommen , BWV 182 , [ 27 ] и за 17 лет до того, как он начал полный годовой цикл хоральных кантат в Лейпциге в середине 1724 года с O Ewigkeit, du Donnerwort , BWV 20 . [ 28 ]
Баха привлекал Мюльхаузен из-за его статуса свободного имперского города и традиций вокальной музыки в его церквях. Вольф отмечает, что Бах, возможно, прислал вместе со своей заявкой еще две партитуры кантаты, и, как только он узнал дату прослушивания, возможно, сочинил «Христос лаг» в «Тодес Банден» вдобавок . Через месяц после Пасхи, 24 мая 1707 года, было достигнуто соглашение о найме Баха, который, похоже, был единственным кандидатом, которого всерьез рассматривали. [ 29 ]
Бах снова исполнил кантату во время пребывания Томаскантора в Лейпциге, особенно на своей первой Пасхе 9 апреля 1724 года. [ 30 ] Он также исполнил ее в следующем году, 1 апреля 1725 года. [ 30 ] в своем втором цикле лейпцигских кантат — цикле хоральных кантат на основе лютеранских гимнов. За ним последовало около сорока вновь сочиненных кантат. Это раннее произведение соответствует циклу в том смысле, что оно основано на хорале, но его стиль отличается от остальных. [ 11 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату из восьми частей: инструментальной симфонии и семи вокальных частей, соответствующих строфам гимна. Продолжительность указана как 22 минуты. [ 3 ]
Название оригинальных партий первого лейпцигского спектакля ( почерком Иоганна Кристофа Альтникола ): «Feria Paschatos / Christ lag in Todes Banden / a.4. Voc: / Cornetto / 3 Trombon. / 2 Violini / 2 Viole /con/Continuo/Di Sign. [ 31 ] [ б ] В этой поздней версии Бах написал произведение для четырех вокальных партий ( сопрано (S), альта (A), тенора (T) и баса (B)), а также инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из струнных, духовых инструментов и континуо. [ 30 ] [ 32 ] Партии медных духовых инструментов, хор корнетто (Ct) и трех тромбонов (Tb), иногда играющих колла-парте с голосами, возможно, были добавлены в 1720-х годах. Возможно, они также представляют собой оригинальную партитуру в стиле полихоральной традиции 17 века. [ 11 ]
Озвучку кантаты «Христос лаг» в «Тодес Банден» назвали «архаичной». [ 33 ] и его стиль «средневековый»: [ 22 ]
- Струнная секция состоит из двух партий скрипки (Вл) и двух партий альта (Ва); это указывает на более старую практику, например, обнаруженную в церковных кантатах 17-го века предков Баха (см. Altbachisches Archiv ), а также в «Иисусе Христосе ist um unsrer Missetat willen verwundet» , обстановке Страстей начала 18-го века (или старше), которую Бах исполнена через несколько лет после сочинения кантаты «Христос лаг» в «Тодес Банден» . В первой половине XVIII века стандарт струнной секции вскоре превратился в две партии скрипки, одну партию альта и континуо.
- Корнетт , использованный в кантате, был инструментом более раннего времени: ко второй четверти XVIII века он почти полностью исчез из сочинений Баха.
- Медные инструменты использовались только в версии произведения от 1 апреля 1725 года. Остальные выступления (24 апреля 1707 г., 8 апреля 1708 г. и 9 апреля 1724 г.) были исполнены без духовых инструментов (т. е. Корнетто и трех тромбонов).
- Первая версия (1707 и 1708 гг.) завершалась словами 7-го стиха хорала, но музыка была той же частью 2 (1-й куплет хорала). В 1724 и 1725 годах Бах изменил это на ныне используемую четырехчастную хоральную постановку.
- Между хоровыми частями кантаты и частями вокальных солистов сравнительно мало различий; [ 22 ] один редактор заметил, что «вся кантата может быть исполнена припевом». [ 34 ] Это можно сравнить с более четким разграничением хоровых движений и движений вокальных солистов в более поздних произведениях Баха. Однако количество голосов, задуманное композитором для каждой партии, остается несколько спорным, а записи произведения значительно различаются по используемым конфигурациям.
- Гармония часто бывает модальной , а не современной тональной системой . [ 22 ]
В следующей таблице движений партитура и тональности соответствуют Neue Bach-Ausgabe . Тональности с и тактовые размеры взяты из книги по всем кантатам баховеда Альфреда Дюрра использованием символов общего времени (4/4) и alla breve (2/2). [ 3 ] Континуо, играемое повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Тип | Вокал | Латунь | Струны | Ключ | Время. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Симфония | 2Вл 2Ва | Ми минор | ||||
Против 1 |
|
Хор | САТБ | Кт 3Тб | 2Вл 2Ва | Ми минор | |
Против 2 | Никто не может заставить смерть | Воздушный дуэт | СА | КТ ТБ | Ми минор | ||
Против 3 | Иисус Христос, Сын Божий | Воздух | Т | 2 Вл | Ми минор | ||
Против 4 | Это была странная война | Хор | САТБ | Ми минор | |||
Против 5 | Вот правильный пасхальный агнец | Воздух | Б | 2Вл 2Ва | Ми минор | 3/4
| |
Против 6 | Вот как мы отмечаем высокий праздник | Воздушный дуэт | СТ | Ми минор | |||
Против 7 | Мы едим и живем хорошо | Хорал | САТБ | Кт 3Тб | 2Вл 2Ва | Ми минор |
Гимн мелодия
[ редактировать ]Гимн Лютера основан на пасхальном гимне XII века « Christ ist erstanden » («Христос воскрес»), который как по тексту, так и по мелодии основан на последовательности пасхальной , Victimae paschali laudes . [ 24 ] [ 35 ] Новая версия была опубликована Лютером в 1524 году и адаптирована Иоганном Вальтером в его Виттенбергском гимне для хора Eyn geystlich Gesangk Buchleyn (1524). Слегка измененная версия появилась в 1533 году в сборнике гимнов Клюге. [ 24 ] Эта хоральная мелодия была знакома прихожанам Баха. За свою карьеру Бах сочинил и другие аранжировки, в том числе две хоральные прелюдии BWV 625 и BWV 718, а также «Fantasia super Christ lag in Todes Banden », BWV 695. В органных произведениях Баха и в версии кантаты (см. ниже) используется переход ноты и регулярные ритмические рисунки версии 1533 года. [ 24 ]
Движения
[ редактировать ]В отличие от более поздних кантат Баха, все части выполнены в одной тональности. Кантата начинается инструментальной симфонией. Семь строф трактуются в семи частях как хоральные вариации per omnes vs (для всех строф), при этом мелодия всегда присутствует как cantus Firmus . [ 35 ] Все строфы заканчиваются словом Аллилуйя . [ 36 ]
Симметричная последовательность семи строф – черта, чаще встречающаяся в зрелых произведениях Баха: хор – дуэт – соло – припев – соло – дуэт – припев. [ 16 ] Музыковед Кэрол Траупман-Карр отмечает разнообразие обработки семи строф при сохранении той же тональности и мелодии: [ 35 ]
- Полифоническая хоральная фантазия.
- Дуэт под аккомпанемент « шагающего баса » в континуо.
- Трио-соната
- Полифонически - подражательная , сотканная вокруг хоральной мелодии.
- Гомофонический со сложной линией континуо.
- Дуэт с использованием фактуры трио-сонаты с обширной имитацией.
- Четырехголосная хоральная постановка (Лейпцигская версия)
Джон Элиот Гардинер , дирижировавший « Паломничеством кантаты Баха» в 2000 году, называет постановку Баха гимна Лютера «смелым, новаторским произведением музыкальной драмы», отмечая, что Бах «обращался к средневековым музыкальным корням (мелодия гимна происходит из одиннадцатого века). Plainsong Victimae paschali laudes )», и отмечая «полное отождествление Баха с духом и буквой пламенного, драматический гимн». [ 4 ] Бах мог следовать «идеалу Лютера, согласно которому музыка оживляет текст».
Симфония
[ редактировать ]Кантата начинается инструментальной симфонией — произведением в стиле увертюры к современной венецианской опере , с аккордовыми пассажами и редким полифонией . [ 11 ] Он представляет первую строчку мелодии. [ 37 ] Настроение мрачное, напоминающее «Узы смерти» первой строки гимна: крестная смерть и погребение Христа. [ 35 ]
Против 1
[ редактировать ]Вступительная строфа: « Христос отстает в Todes Banden » (Христос лежал в узах смерти). [ 2 ] трактуется как хоральная фантазия . Без инструментального вступления часть начинается с мелодии хорала, исполняемой сопрано очень длинными нотами, а все остальные партии вступают вскоре после того, как сопрано начинает каждое хоровое высказывание. [ 35 ] Партия альта заимствована из мелодии хорала, а партии альта в основном усиливают голоса альта и тенора. Партии скрипки независимы и, как отмечает Траупман-Карр, «еще больше активизируют текстуру за счет практически непрерывного обмена фрагментами шестнадцатых нот». [ 35 ] Фигура на скрипках, известная как suspiratio (вздох), отражает «страдания Христа во власти смерти». [ 4 ]
Финальная «Аллилуйя» более быстрая: от формата фантазии уступает место четырехчастной фуге в стиле мотета, где все инструменты удваивают голоса. [ 35 ] [ 38 ] Стиль механизма напоминает стиль антико XVI века , хотя стиль по-прежнему безошибочно принадлежит Баху. [ 33 ]
Против 2
[ редактировать ]Вторая строфа: « Den Tod niemand zwingen kunnt » («Никто не мог победить смерть») [ 2 ] представляет собой дуэт сопрано и альта поверх остинато континуо. [ 38 ] В нем говорится о «человечестве, беспомощном и парализованном в ожидании Божьего суда над грехом». У Баха музыка почти замирает на первых словах « ден Тод » (смерть), а слово « гефанген » (заключенный) отмечено резким диссонансом между сопрано и альтом. [ 39 ] В «Аллилуйе» голоса имитируют друг друга длинными нотами в быстрой последовательности, создавая последовательность пауз . [ 35 ]
Против 3
[ редактировать ]Третья строфа « Иисус Христос, Gottes Sohn » (Иисус Христос, Сын Божий) [ 2 ] представляет собой трио тенора, двух скрипок облигато и континуо. Тенор исполняет мелодию хорала почти без изменений. [ 38 ] Скрипки прежде всего иллюстрируют, как Христос рубит врага. Музыка полностью останавливается на слове «nichts» (ничего). Затем скрипки в четырех нотах воспроизводят очертания креста, и, наконец, тенор поет радостную «Аллилуйю» под виртуозный скрипичный аккомпанемент. [ 39 ]
Против 4
[ редактировать ]« Это была странная битва, которую вели смерть и жизнь » (Это была странная битва, которую вели смерть и жизнь), [ 2 ] является центром симметричной структуры. Его поют четырьмя голосами в сопровождении только континуо. Альт поет cantus Firmus, транспонированный квинтой в B- Dorian , [ 38 ] в то время как другие голоса следуют друг за другом в фугальном стретто с записями, разделенными всего на долю, пока они не исчезнут один за другим. В финальной «Аллилуйе» во всех четырех голосах бас опускается почти на две октавы. [ 40 ]
Против 5
[ редактировать ]Пятая строфа: « Вот истинный пасхальный агнец». [ 2 ] поется только басом, сначала сопровождается нисходящей хроматической линией в континуо, которую сравнивают с Распятием мессы си минор, но меняется на «танцевальный отрывок из непрерывных восьмых нот», когда входит голос . [ 35 ] На каждую строчку строфы бас поет хоральную мелодию, затем повторяет слова в контрапункте к повторяющейся в струнных частях части мелодии, иногда транспонированной . [ 38 ] Тарускин описывает это: «С его антифонными обменами между певцом и массовыми струнными ... эта постановка звучит как пародия на арию венецианской оперы в стиле пассакальи, винтаж 1640 года». [ 33 ] Бас поет финальную победоносную «Аллилуйя», охватывающую две октавы. [ 41 ]
Против 6
[ редактировать ]« Итак, мы празднуем высокий праздник » (Итак, мы празднуем высокий праздник), [ 2 ] Дуэт сопрано и тенора в сопровождении только остинато континуо. [ 38 ] Хорал разделяют голоса: сопрано поет его ми минор, тенор - си минор. [ 35 ] Это движение представляет собой танец радости: слово «Wonne» (радость) передано в фигуре, которая, по мнению Гардинера, напоминает Перселла . [ 41 ] Бах включает в этот стих торжественные ритмы французской увертюры , отражая наличие слова « feiern в тексте » (праздновать). Возможно, Бах впервые использовал эти ритмы. [ 33 ]
Против 7
[ редактировать ]Оригинальная постановка финальной строфы Баха « Wir essen und leben wohl » («Мы едим и живем хорошо») [ 2 ] теряется; возможно, это было повторение вступительного припева. [ 1 ] [ 33 ] [ 38 ] В Лейпциге он поставил простую четырехчастную постановку. [ 41 ]
Рукописи и публикации
[ редактировать ]Оригинальная партитура Баха утеряна. Комплект частей автографа сохранился и хранится в Архиве Баха в Лейпциге . Части были скопированы с партитуры с автографом шестью писцами, четверо из которых известны по имени, включая композитора. [ 31 ]
Рукописная партитура Франца Хаузера , датируемая ок. 1820–1839, хранится в Берлинской государственной библиотеке - Прусское культурное наследие. На странице 178 имеется комментарий: «По оригинальным частям автографа в Thomasschule / fHauser» (По оригинальным частям автографа в Thomasschule , переданным в партитуре, Лейпциг, 16 октября 1833 г.). [ 42 ]
Кантата была впервые опубликована в 1851 году под номером 4 в первом томе Bach-Gesellschaft Ausgabe (BGA) под редакцией Морица Гауптмана . [ 43 ] Полвека спустя партитура кантаты появилась в оригинальном издании Novello Octavo Edition под названием « Христос лежал в темной тюрьме смерти» . Фортепианную редукцию выполнил Джон Э. Уэст, а перевод текста кантаты - Пол Инглэнд. [ 44 ] В 1905 году эта партитура была переиздана в США Х. У. Греем. [ 45 ] Генри С. Дринкера Перевод «Христос, окутанный смертью», появился в партитуре под редакцией Арнольда Шеринга и опубликованной Эйленбургом в 1932 году. [ 46 ] В 1967 году издание партитуры Шеринга было переиздано WW Norton с расширенным введением и библиографией Герхарда Герца. [ 47 ] Breitkopf & Härtel , издатель BGA, выпустил различные издания кантаты отдельно, например, в 1968 году вокальную партитуру с фортепианной редукцией Арно Шёнштедта и Чарльза Сэнфорда Терри переводом ( «Христос лежал в мрачной тюрьме смерти »). [ 48 ]
Новое издание Баха (Neue Bach-Ausgabe, NBA) опубликовало партитуру в 1985 году под редакцией Альфреда Дюрра , а в следующем году был опубликован критический комментарий. [ 49 ] В 1995 году Карус выпустил переработанное издание книги Хэнсслера « Христос лага » 1981 года в «Тодес Банден » под редакцией Райнхольда Кубика . И в издании Хэнсслера, и в издании Каруса содержался перевод книги Джин Ланн « Христос лежал в холодной тюрьме смерти» . Карус последовал примеру НБА ... в написании названия немецкого титула Тодес Банден. В 2007 году Carus переиздал свое партитурное издание с предисловием Ханса-Иоахима Шульце . [ 50 ] Bach Digital опубликовала факсимильные изображения частей рукописи с автографом и партитуры Хаузера в высоком разрешении. [ 31 ] [ 42 ] Также в 21 веке компания Serenissima Music опубликовала вокальную партитуру Christ lag в Todes Banden, совместимую с исполнительским материалом Калмуса , основанным на BGA. [ 51 ] [ 52 ]
Записи и выступления
[ редактировать ]Кантаты Баха канули в безвестность после его смерти, и в контексте их возрождения « Задержка Христа» в «Todes Banden» выделяется тем, что была записана рано и записывалась часто; По состоянию на 2016 год на веб-сайте кантат Баха перечислено 77 различных полных записей, самая ранняя из которых датируется 1931 годом. Первой записью была каталонская версия, аранжированная Франческом Пухолем под управлением Луиса Милле, дирижирующего Орфео Катала : это исполнение 1931 года было выпущено на трех дисках со скоростью 78 об / мин компанией лейбл «La Voz de su Amo» ( «Голос его хозяина ») в 1932 году. [ 21 ] Кантата была записана дважды под руководством Нади Буланже : версия 1937 года, записанная в Париже, и версия 1938 года, записанная в Бостоне. [ 21 ]
Есть несколько записей, сделанных сразу после войны. Роберт Шоу записал кантату в 1946 году и еще раз в 1959 году. Гюнтер Рамин дирижировал Thomanerchor в 1950 году, в годовщину смерти Баха. В том же году Фриц Леманн дирижировал хором Франкфуртской музыкальной школы с солистами Гельмутом Кребсом и Дитрихом Фишер-Дискау . Карл Рихтер и его мюнхенский Бах-Хор впервые записали его в 1958 году. [ 21 ]
Николаус Арнонкур записал Christ Lag в Todes Banden в 1971 году в исторически обоснованном исполнении с оригинальными инструментами и певцами-мужчинами (две верхние части исполняются мальчиками и контртенором Полом Эссвудом ). Это было в начале первого проекта по записи всех священных кантат Баха «JS Bach – Das Kantatenwerk» на Teldec . [ 21 ] Christ lag in Todes Banden с тех пор вошел в состав других «комплектов», проводимых Риллингом , Гардинером , Купманом , Льюсинком и Сузуки (подробности об этих записях приведены в статье о дискографии). [ 21 ]
Музыка из кантаты исполнялась еще в 1914 году на Променаде (в то время проходившем в Королевском зале ), хотя полное произведение не было слышно в этой серии концертов до 1978 года, когда оно было дано в церкви Святого Августина в Килберне . [ 53 ]
Транскрипции
[ редактировать ]В 1926 году Вальтер Раммель опубликовал фортепианную аранжировку четвертой части кантаты «Иисус Христос, Готтес Зон». [ 54 ] Джордж Коупленд записал эту транскрипцию в 1938 году (переиздана на компакт-диске в 2001 году). [ 55 ] и Джонатан Плаурайт записал его в 2005 году. [ 56 ]
После того, как он записал свою оркестровку хоральной прелюдии «Christ Lag» в Todesbanden , BWV 718 , в 1931 году, [ 57 ] Леопольд Стоковский записал свою аранжировку для симфонического оркестра четвертой части BWV 4 в 1937 году. [ 58 ] Как хорал из пасхальной кантаты «Христос отстает в Тодесбандене», партитура аранжировки была опубликована Broude Brothers в 1951 году. [ 59 ] [ 60 ] Позже аранжировку записали Хосе Серебриер и Роберт Пиклер. [ 61 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Бах цифровой 1707 2014г .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Брокер 2012г .
- ^ Перейти обратно: а б с Дюрр 2006 , с. 262.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер 2007 , с. 15.
- ^ Гек 2006 , с. 286.
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер 131, 2007 г. , стр. 12–13.
- ^ Перейти обратно: а б с Вольф 2002 , с. 99.
- ^ Гек 2006 , с. 285.
- ^ Вольф 2002 , 99–100 . . стр
- ^ Тау, Тери Ноэль. «Портрет в Эрфурте, предположительно изображающий Баха, веймарского концертмейстера» . Лицо Баха . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дюрр 2006 , с. 264.
- ^ Джонс 2007 , с. 5.
- ^ Гек 2006 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вольф 2002 , с. 100.
- ^ Дюрр 2006 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Дюрр 2006 , с. 12.
- ^ Вольф 2002 , с. 158.
- ^ Вольф 2002 , стр. 162–163.
- ^ Бишоп 2016 .
- ^ Джонс 2007 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Проблемы 2015 года .
- ^ Перейти обратно: а б с д Принуждение и принуждение 2005 .
- ^ Браун 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Браатц и Орон 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б Дюрр 2006 , с. 263.
- ^ Дюрр 2006 , с. 266.
- ^ Дюрр 2006 , с. 258.
- ^ Дюрр 2006 , с. 387.
- ^ Вольф 2002 , стр. 102–103.
- ^ Перейти обратно: а б с Бах цифровой 1724 2014г .
- ^ Перейти обратно: а б с D-LEb Thomana 4 на выставке Bach digital 2014 .
- ^ Бишоп 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тарускин 2010 , стр. 343–347.
- ^ Бах, Иоганн Себастьян (композитор), Лютер, Мартин (автор), Уэст, Джон Э. (редактор) и Англия, Пол (переводчик). Христос лежал в темной темнице смерти . Novello & Co. (номер № 12053), ок. 1900–1905. ОСЛК 678916151
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Траупман-Карр 2002 .
- ^ Дюрр 1971 , с. 232.
- ^ Дики 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дюрр 2006 , с. 265.
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер 2007 , с. 16.
- ^ Гардинер 2007 , стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 2007 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б ДБ Муз. РС. Bach P 1159/XI, выпуск 5 на выставке Bach digital 2014 .
- ^ Гейдельберг 2014 .
- ^ Новелло .
- ^ Грей 1905 .
- ^ Шеринг 1932 .
- ^ Сердце 1967 .
- ^ Шёнстедт 1968 .
- ^ НБА 1985 .
- ^ Дорогой 2007 год.
- ^ Кладбище 1933 года .
- ^ Светлейшая 2012 .
- ^ «Все выступления Иоганна Себастьяна Баха: Кантата № 4, «Христос отстает в Todes Banden», BWV 4 на BBC Proms» . Би-би-си . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Руммель 1926 .
- ^ Исторический Наксос .
- ^ Гиперион 2006 .
- ^ Прелюдия Стоковского .
- ^ Кантата Стоковского .
- ^ Опубликовано в 1951 году .
- ^ Братья Броуд 1951 .
- ^ Серебриер .
Цитируемые источники
[ редактировать ]Общие источники
- «Христос лаг в Todes Banden (ранняя версия) BWV 4; BC A 54a / Хоральная кантата (1-й день Пасхи)» . Цифровой веб-сайт Баха, управляемый Bach Archive , SLUB , SBB и Лейпцигским университетом . 2014 . Проверено 21 декабря 2014 г.
- «Христос лаг в Todes Banden (Лейпцигская версия) BWV 4; BC A 54a / Хоральная кантата (1-й день Пасхи)» . Цифровой сайт Баха. 2014 . Проверено 21 декабря 2014 г.
- «Д-ЛЕб Томана 4» . Цифровой сайт Баха. 2014 . Проверено 8 февраля 2016 г.
- "DB Mus. ms. Bach P 1159/XI, выпуск 5" . Цифровой веб-сайт Баха, управляемый Bach Archive , SLUB , SBB и Лейпцигским университетом . 2014 . Проверено 8 февраля 2016 г.
Издания на английском языке
- Уэст, Джон Э., изд. (1900–1905). Христос лежал в темной темнице смерти . Перевод Англии, Пол. Novello & Co. hdl : 1802/29490 . OCLC 678916151 .
- Уэст, Джон Э., изд. (1905). Христос лежит в темной темнице смерти (Христос лаг в Тодесбандене): Пасхальная кантата . Перевод Англии, Пол. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: The HW Gray Co., Inc.
- Шеринг, Арнольд , изд. (1932). Кантата № 4: Христос отстает в Тодесбандене – Христос лежал перед смертью, окутанный смертью . Перевод Дринкера, Генри С. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Эйленбург. OCLC 12938956 .
- Гауптманн, Мориц , изд. Кантата №. 4: Христос лежал в узах смерти, BWV 4 . Каламус .
- Герц, Герхард, изд. (1967). Кантата № 4: «Христос отстает в Тодесбандене»: авторитетная партитура, предыстория, анализ, взгляды и комментарии . WW Нортон . ОСЛК 2869218 .
- Шёнстедт, Арно, изд. Кантата № 4 на Пасху: «Христос лежал в узах смерти» — Кантата № 4. 4 на Пасху: «Христос лежал в мрачной темнице Смерти» . Перевод Терри, Чарльз Сэнфорд. Брайткопф и Хертель .
- Шрек, Густав ; Мариссен, Майкл , ред. (2012). Кантата №. 4: Христос лежал в узах смерти – BWV 4 . Светлейшая. ISBN 978-1-932419-48-1 .
Издания
- Дюрр, Альфред , изд. «Кантаты к 1-му дню Пасхи». Кантаты (PDF) (на немецком языке). Том 9. Бэренрейтер . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2016 г.
- Кубик, Рейнхольд, изд. (2007). Христос лежал в Тодес-Бандене – Христос лежал в холодной тюрьме смерти – BWV 4 (PDF) . Перевод Ланна, Джин. Карус . OCLC 762198060 .
Книги
- Дюрр, Альфред (1971). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. ISBN 3-423-04080-7 .
- Дюрр, Альфред (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Перевод Ричарда Д. П. Джонса . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929776-4 .
- Гек, Мартин (2006). Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество . Перевод Джона Харгрейвса. Харкорт. ISBN 978-0-15-100648-9 .
- Джонс, Ричард Д.П. (2007). Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том I: 1695–1717: Музыка для услаждения духа . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-816440-1 .
- Тарускин, Ричард (2010). Музыка семнадцатого и восемнадцатого веков . Оксфордская история западной музыки. Том. 2. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-538482-6 .
- Вольф, Кристоф (2002). Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-393-32256-9 .
- Цванг, Филипп; Цванг, Жерар (2005). Практическое руководство по кантатам Баха (Второе исправленное и дополненное издание) (на французском языке). Харматтан. стр. 43–44 . ISBN 978-2-296-42607-8 .
Интернет-источники
- Бишоф, Уолтер Ф. (2015). «BWV 4 Христос отстает в Тодес-Бандене» . Университет Альберты. Архивировано из оригинала 10 мая 2010 года . Проверено 13 сентября 2015 г.
- Бишоф, Уолтер Ф. (2016). «BWV 71 Gott ist mein König» . Университет Альберты. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года . Проверено 20 января 2016 г.
- Браатц, Томас; Орон, Арье (2011). «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Христос воздвигнут» . Сайт кантат Баха . Проверено 13 сентября 2010 г.
- Браун, Фрэнсис (2005). « Христос отстает в Тодесбандене», Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха . Проверено 13 августа 2010 г.
- Деллал, Памела (2012). «BWV 4 – Христос отстает в Тодесбандене» . Эммануэль Музыка . Проверено 20 августа 2022 г.
- Дики, Тимоти (2015). «Кантата № 4, «Христос отстает в Тодес Банден», BWV 4 (BCA 54)» . Вся музыка . Проверено 23 сентября 2015 г.
- Гардинер, Джон Элиот (2007). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты № 4, 6, 31, 66, 134 и 145 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 22 апреля 2019 г.
- Гардинер, Джон Элиот (2007). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 24, 71, 88, 93, 131, 177 и 185 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 22 апреля 2019 г.
- Орон, Арье (2015). «Кантата BWV 4 Христос отстает в Тодесбандене» . Сайт кантат Баха . Проверено 23 сентября 2015 г.
- Раммель, Вальтер (1926). «Иисус Христос, Готтес Зон» (PDF) . Адаптации Баха — Руммеля (№ 7) . Лондон: Дж. и В. Честер . Проверено 30 мая 2016 г. .
- Серебриер, Хосе . «Транскрипции Леопольда Стоковского» . Stokowski.org . Проверено 30 мая 2016 г. .
- Траупман-Карр, Кэрол (2002). «Кантата BWV 4, Христос отстает в Тодес Банден» . Хор Баха в Вифлееме . Проверено 23 сентября 2014 г.
- «Хорал из пасхальной кантаты «Христос отстает в Тодесбандене» . Братья Броуде. 1951 год . Проверено 30 мая 2016 г. .
- «Церковные кантаты Иог. Себаба Баха; Том 1 / № 1 – 10» . Библиотека Гейдельбергского университета . Проверено 8 апреля 2013 г.
- «Фортепианные транскрипции БАХа Рахманинов, Корто, Кристи, Бартлетт, Самаров, Коупленд, Коэн, Кельберин, Гизекинг, Бакхаус, Янис, Рубинштейн (Редкая запись 1930-47) Исторический Наксос» . Наксос исторический. Архивировано из оригинала 17 июня 2016 года . Проверено 30 мая 2016 г. .
- Тимбрелл, Чарльз (2006). «Бах: Фортепианные транскрипции - 6 (Вальтер Раммель / Джонатан Плаурайт (примечания)» (PDF) . Гиперион . Проверено 30 мая 2016 г. .
- «Каталог записей об авторских правах: Третья серия; Часть 5A: Опубликованная музыка» . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса . 1951. с. 10 . Проверено 30 мая 2016 г. .
- «Бах – Кантата № 4 Иисус Христос, Gottes Sohn ( Христос отстает в Todes Banden ) BWV 4 – оркестр. Стоковский» . publicdomain.lafauniere.info. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 30 мая 2016 г. .
- «Бах – Хоральная прелюдия «Христос лаг» в Todesbanden BWV 718 (оркестр. Стоковского)» . publicdomain.lafauniere.info. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 30 мая 2016 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Черч, Майкл (2012). «Император Атлантиды / Христос отстает в Тодесбандене, Английская гастрольная опера, студия Линбери, Лондон» . Независимый . Проверено 3 мая 2015 г.
- Хьюитт, Иван (2013). «Марафон Баха, Альберт-Холл, Обзор» . Телеграф . Проверено 4 мая 2015 г.
- Вольф, Кристоф , изд. (1997), Мир кантат Баха: ранние избранные кантаты , WW Norton, ISBN 0-393-33674-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Христос отстает в Todes Banden, BWV 4 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Христос лежал в Todes Banden на YouTube в исполнении Ансамбля Орландо Фрибур, Лоран Жандр (дирижер), 2016 г.
- Английский перевод З. Филипа Эмброуза, размещенный в Университете Вермонта.
- Минчем, Джулиан (2010). «Глава 42 BWV 4 и BWV 42, каждая из которых начинается с симфонии» . jsbachcantatas.com . Проверено 16 апреля 2010 г.