Ортрун Венкель

Ортрун Венкель (родился 25 октября 1942 года) — немецкое оперное контральто . [ 1 ] В частности, она исполнила роль Эрды в «Bayreuth Jahrhundertring» ( «Кольцо столетия» ) в 1976 году и была удостоена премии «Грэмми» как главная солистка в 1983 году.
Карьера
[ редактировать ]Венкель родился в Бутштедте , Тюрингия. Она начала учебу в Высшей школе музыки имени Ференца Листа в Веймаре . После эмиграции из Восточной Германии в Западную Германию она продолжила обучение во Франкфуртском университете музыки и исполнительских искусств у Пауля Ломанна (мастер-класс), а затем у Эльзы Кавелти .
Свою карьеру она начала в 1964 году как солистка концертов и ораторий, еще будучи студенткой. Она посвятила себя музыке барокко и выступала на крупных международных фестивалях ( Английский фестиваль Баха , Фестиваль дю Марэ, Фестиваль Фландрии, Фестиваль Голландии), а также на концертах в Зале Плейель (Париж), Королевском фестивальном зале (Лондон), Тонхалле (Цюрих). ) и Венский Musikvereinssaal. Однако тогда она решила также заняться сценической карьерой. В 1971 году она дебютировала на сцене муниципального театра Гейдельберга в заглавной партии Орфея Глюка. В 1975 году она стала участницей Баварской государственной оперы, где привлекла внимание Вольфганга Вагнера, который немедленно пригласил ее для роли Эрды в опере Рихарда Вагнера « Кольцо Нибелунгов» на Байройтском фестивале 1976 года Jahrhundertring ( «Столетнее кольцо» ) в 1976 году, отмечая столетие со дня рождения обеих опер. фестиваль и первый спектакль полного цикла под управлением Пьера Булеза в постановке Патрис Шеро , записано и снято в 1979 и 1980 годах. За исполнение Эрды ( Рейнгольд , Зигфрид ) и Первой Норн ( Götterdämmerung ) в этой постановке она была удостоена в 1982 году премии «Грэмми» как «главная солистка».

Венкель выступал во многих важных оперных театрах мира (Немецкая опера в Берлине, Опера Гарнье в Париже, Миланская Скала, Королевская опера в Лондоне, а также в Риме, оперных театрах Мюнхена, Штутгарта, Цюриха, Женевы, Лиссабона, Венеции, Праги и т. д.). другие), концертные залы включают Берлинскую филармонию, Концертгебау в Амстердаме, Академию Санта-Чечилия в Риме, Театр Колон Буэнос-Айрес, Центр Кеннеди в Вашингтоне и Карнеги-холл Нью-Йорк. В 1980-е годы она неоднократно появлялась в Марселя Прави телевизионных постановках «Gute Laune mit Musik» и «Ihre Melodie» . С момента своего концертного дебюта в 1964 году Венкель постоянно выступает и работала со многими выдающимися дирижерами, например , Пьером Булезом , Риккардо Шайи , Колином Дэвисом , Кристофом фон Донаньи , Кристофом Эшенбахом , Бернаром Хайтинком , Мареком Яновски , Эрихом Лейнсдорфом , Гердом Альбрехтом. , Риккардо Мути , Вацлав Нойман , Сейджи Одзава , Джузеппе Синополи , Габриэль Чмура, Михаэль Хофстеттер , Ульф Ширмер и Клаус Теннстедт . За последние годы у нее было несколько примечательных ролевых дебютов, например, «Фрика», «Вальтрауте» в опере Граца, «Клитемнестра» («Рихард Штраус» Электра ) на Будапештском весеннем фестивале и во Фрайбурге, в 2002/2003 — заглавная партия в «Доме Бернарды Альбас » Ариберта Реймана в «Швейцарской премьере» в Бернской опере, а в 2012 году — Филипьевна ( «Евгений Онегин ») в Государственном театре Саарбрюккена . Помимо классически-романтического репертуара из опер, ораторий и песен , Венкель посвятила себя также произведениям современной музыки, работая вместе с Гансом Вернером Хенце, Крыштофом Пендерецким и Арибертом Рейманном. Ханс Вернер Хенце написал для нее переработку « Везендонской песни» Рихарда Вагнера для альта и камерного оркестра, и она исполнила премьеру под его руководством в Westdeutscher Rundfunk в 1977 году. В 1999 году она исполнила Магду Шнайдер в опере Герда Кюра/Петера Туррини « Tod und Teufel world». Премьера во время Steirischer Herbst в Граце. Венкель также известен своими сольными концертами по всему миру в сопровождении, например, Джеффри Парсонса , Рудольфа Янсена , Филиппа Молля, Эрика Вербы , Вильгельма фон Грюнелиуса, Корда Гарбена, Хельге Дорша, Буркхарда Шеффера и Феликса-Яни Ренца.
Отзывы
[ редактировать ]- 19 апреля 1971 года лондонская газета Daily Telegraph написала о концерте Венкеля на Английском фестивале Баха: «Каждый из солистов пел здесь с некоторой виртуозностью, но выдающимся было великолепное молодое контральто Ортрун Венкель, исполнившее самое живое и самоотверженное соло вечера. ." [ 2 ]
- В сентябре 1981 года Спейт Дженкинс написал в Record World , Нью-Йорк, о записи Das Rheingold с Ортруном Венкелем (Эрда), Зигмундом Нимсгерном (Альберих), Тео Адамом (Вотан), Петером Шрайером (Логе), Люсией Попп (Воглинде). , Ивонн Минтон (Фрика) и Государственная капелла Дрездена под руководством Марека Яновского, записали 1980 год в Дрездене: «Из певиц лучшей на сегодняшний день является Ортрун Венкель, Эрда. Она уравнивает свою конкуренцию на всех остальных площадках. Это великая Эрда, настоящее контральто Мать-Земля, которая внушает ужас и властно повелевает». [ 3 ]
- 16 октября 1984 года Донал Хенахан написал в The New York Times о исполнении «Ивана Сусанина» Михаилом Глинкой в Карнеги-холле , Нью-Йорк, с Ортруном Венкелем (Ваня), Мартти Талвелой ( Сусанин ) и Крисом Мерриттом (Собинин): «Так Мисс Венкель, энергичная меццо с особенно солидным нижним регистром, несомненно, самая энергичная и творческая актриса в актерском составе. ей почти удалось заставить заинтересоваться бесстрашным Ваней, приемным сыном Сюсейны». [ 4 ]
- 14 марта 1986 года Пьер Пети из «Фигаро» написал о исполнении Густава Малера с «Детской песни» Парижским оркестром под управлением Эриха Лейнсдорфа . «Именно Ортрун Венкель спел эти пять великих и прекрасных песен. Голос удивительной гармонии в диапазоне двух октав, теплого и темного цвета, сохраняющий одни и те же достоинства во всем, а также вполне естественное чувство фразировки, служащей линии. мелодии, не повредив ее блестящему произношению». [ 5 ]
- В мае 1986 года Билл Закариасен написал в газете Daily News Рихарда Штрауса , Нью-Йорк, о Дафне на фестивале Рихарда Штрауса (Карнеги-холл, Нью-Йорк) с Кэтрин Мальфитано (Дафна) и Венкелем (Гея): «Суперконтральто Ортруна Венкеля Голос идеально подходил богине земли Гее – вероятно, самой низкой женской роли в опере». [ 6 ]
Избранные записи
[ редактировать ]- Вивальди: Псауме 126 «Nisi Dominus», Dearest: Песня «Нет, ты не надейся», Кальдара: Air de Cantate «Мирты, буки, бревна», Монтеверди: Плач Арианны; Ортрун Венкель, Оркестр PRO ARTE München, дирижер: Курт Редель (LP 1975, Арион, Париж 1976/1979)
- Бах: Страсти по Матфею , BWV 244; Evangelische Jugendkantorei der Pfalz, Камерный оркестр Гейдельберга, дирижер: Хайнц Маркус Гетче (LP Da Camera Magna, 1976, CD Bayer Records, 1997)
- Малер: Симфония № 3 ; Лондонский филармонический оркестр, дирижер: Клаус Теннстедт (EMI Records, 1980)
- Вагнер: Кольцо Нибелунга ; Дирижер: Пьер Булез (LP Philips 1980 года / DVD Deutsche Grammophon 2005 года)
- Пендерецкий : Te Deum; Хор NDR , Камерный хор RIAS , Симфонический оркестр Берлинского радио , дирижер: Кшиштоф Пендерецкий (1981, Sender Freies Berlin , LP)
- Дворжак: Stabat Mater ; Чешский филармонический хор, Чешская филармония , дирижер: Вольфганг Саваллиш (1983, Супрафон)
- Шостакович: Симфония No. 14 / Шесть стихотворений Марины Цветаевой, соч. 143а; Юлия Варади , Дитрих Фишер-Дискау / Ортрун Венкель, Амстердамский оркестр Концертгебау , дирижер: Бернар Хайтинк (1986, Decca)
- Шрекер : Пять песен для низкого голоса; Симфонический оркестр радио Берлина, дирижер: Карл Антон Рикенбахер (1986, Koch Records)
- Моцарт: Реквием ; Concentus Musicus Wien , дирижер: Николаус Арнонкур (1991, Teldec; DVD 2006, TDK, включая Иоганна Себастьяна Баха , Come, du süße Todesstunde , BWV 161 )
- Малер: Симфония Nr. 8 ; Франкфуртский музейный оркестр , дирижер: Михаэль Гилен (LP 1981 / CD 1992 Sony)
- Бах: Кантаты BWV 137 и BWV 21 ; Thomanerchor и Neues Bachisches Kollegium Leipzig, дирижер: Ханс-Иоахим Ротч (1994, Berlin Classics)
- Вагнер: Кольцо Нибелунга ; Дрезднерская государственная капелла , дирижер: Марек Яновский (LP 1982 года, Eterna / LP 1983 года Ariola-Eurodisc / CD 1995 года, RCA)
- Штраус: Дафна ; Люсия Попп , Райнер Гольдберг , Петер Шрайер , Ортрун Венкель, Курт Молль ; Хор и симфонический оркестр Баварского радио, дирижер: Бернард Хайтинк (CD EMI Classics, 2011 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ортрун Венкель (Контральто) , bach-cantatas.com
- ^ The Daily Telegraph , Лондон, 29 апреля 1971 г.
- ↑ Record World , Нью-Йорк, сентябрь 1981 г.
- ^ Хенахан, Донал (16 октября 1984 г.). «Опера: Сусанин Глинки» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Le Figaro , Париж, 14 марта 1986 г.
- ↑ Daily News, Нью-Йорк, май 1986 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Государственный театр Саарланда, программный буклет № 111 (сезон 2011/2012 г.)
- Кольцо, Байройт, 1976–1980 гг. Кристалл-Верлаг, Берлин/Гамбург, 1980 г., ISBN 3-607-00020-4 .
- Карл-Йозеф Куч , Лео Рименс : Großes Sängerlexikon, 3-е изд. К.Г. Саур, Мюнхен, 1999 г.
- Карл Штруте, Теодор Делькен, «Кто есть кто в Германии 1982–1983» , «Кто есть кто», Международная красная серия Verlag, 1983.
- International Who's Who in Music , 2002 (18-е изд.), Europa Publications, Taylor & Francisco Group, 2002.
- «Нашим гостем был: Ортрун Венкель» (Юдит Чак П., биография и интервью), в: Opera élét (оперный журнал), Будапешт, май/июнь 1999 г.)
- «Портрет: Ортрун Венкель» (В. Бронненмейер), В: Opernwelt . Сентябрь 1975 г., Фридрих Берлин Верлаг, Берлин 1975 г.
- «Никогда не теряй радости пения. Ортрун Венкель», В: Opera Today . Июль 1984 г., Henschelverlag Art and Society, Берлин, 1984 г.
- «Интервью: Ортрун Венкель» (Курт Остервальд), В: Орфей . Июнь 1986 г., издательство Clauspeter Koscielny, Берлин, 1986 г.
- «Песня сильная», разговор с Ортрун Венкель (Зиглинде Пфабиган) в: Der Neue Merker , № 29, август/сентябрь 1992 года.
- «Sempre aperto – per tutto: Ортрун Венкель» (Герхарт Аше), в: Opernwelt . Февраль 2006 г., Фридрих Берлин Верлаг, Берлин 2006 г.
- Марсель Прави , Петер Дусек, Кристоф Вагнер-Тренквитц: Марсель Прави erzählt aus seinem Leben. Хейне Верлаг, 1997 г., ISBN 3-218-00624-4 , стр. 271, 278, 279.
- Марсель Прави, Карин Вернер-Йенсен: Спасибо. Мой портрет Рихарда Вагнера . 1-е изд. Гольдманн Верлаг, 1983.
- Отто Шварц: Марсель Прави: Пересказ великой жизни . 1-е изд. Амальтея Верлаг, 2006, стр. 135, 139.
- «Портрет к 70-летию Ортруна Венкеля» в: Opernwelt. Сентябрь 2012 г., Фридрих Берлин Верлаг, Берлин 2012 г., с. 88, Юбиларе .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ортруном Венкелем, на Викискладе?
- Ортрун Венкель , Байройтский фестиваль (на немецком языке)