Список мотетов Иоганна Себастьяна Баха
Неизвестно, сколько мотетов сочинил Иоганн Себастьян Бах , поскольку некоторые из них были утеряны, а среди сохранившихся, связанных с ним, есть некоторые сомнительные атрибуции. Есть основания считать шесть мотетов, внесенных в каталог BWV 225–230, аутентичными, хотя есть некоторые сомнения в отношении одного из них, Lobet den Herrn, alle Heiden . Седьмой мотет: Ich lasse dich nicht , BWV Anh. 159 , который ранее приписывался старшему двоюродному брату Баха Иоганну Кристофу Баху , похоже, по крайней мере частично, написан И.С. Бахом, и если это так, вероятно, он был написан во время его Веймарского периода .
BWV 228 — еще один мотет, который, судя по всему, был написан в Веймаре между 1708 и 1717 годами, остальные были написаны в Лейпциге . Некоторые мотеты были написаны для похорон. Существует некоторая неопределенность относительно того, в какой степени мотеты использовались бы в обычных церковных службах - есть свидетельства того, что эта форма считалась архаичной. Текст Jauchzet dem Herrn, alle Welt , BWV Anh. 160 (независимо от того, принадлежит ли произведение Баху) предполагает представление на Рождество. Другое возможное использование – педагогическое. Биограф Баха Иоганн Николаус Форкель предположил, что хоровое письмо было бы полезно для обучения молодых певцов Баха, а Кристоф Вольф утверждал, что это может относиться, в частности, к Singet dem Herrn ein neues Lied . [ 1 ]
в XIX веке Мотеты Баха — его единственные вокальные произведения, которые оставались в каноне без перерыва между его смертью в 1750 году и Возрождением Баха . [ 2 ] В начале 19 века шесть мотетов (BWV 225, 228, Anh. 159, 229, 227, 226) [ 3 ] [ 4 ] были одними из первых печатных нот Баха после второй половины XVIII века, когда единственной печатной вокальной музыкой Баха были сборники его четырехчастных хоралов . [ 5 ]
БВВ 225–230
[ редактировать ]- Singet dem Herrn ein neues Lied (Спойте Господу новую песню), BWV 225, представляет собой мотет си-бемоль мажор , написанный для двух четырехчастных хоров ( SATB ), который впервые был исполнен в Лейпциге около 1727 года. В этом мотете используется псалом. 149 :1–3 для первой части, третьей строфы « Nun lob, mein Seel, den Herren». ( гимн 1530 года после Псалма 103 Иоганна Грамана ) для второй части и Псалом 150 :2 и 6 для его третьей части. [ 6 ]
- Der Geist hilft unser Schwachheit auf (Дух помогает нашей слабости), BWV 226, мотет си-бемоль мажор, написанный для двух четырехголосных хоров, был исполнен в Лейпциге в 1729 году на похоронах Иоганна Генриха Эрнести . Текст взят из Послания к римлянам ( Римлянам 8:26–27 ) и третьей строфы Мартина Лютера к гимну « Komm, Heiliger Geist, Herre Gott » (1524). [ нужна ссылка ]
- Jesu, meine Freude (Иисус, радость моя), BWV 227 — мотет ми минор для пяти вокальных партий. Было предложено [ кем? ] что оно было составлено в 1723 году на похороны Йоханны Марии Кясин, жены лейпцигского почтмейстера. Название взято из гимна « Jesu, meine Freude », Иоганна Франка на котором оно основано. Стансы хорала перемежаются отрывками из Послания к Римлянам . Хоральная мелодия, на которой основаны несколько частей, была написана Иоганном Крюгером (1653). Немецкий текст написан Иоганном Франком и датируется ок. 1650 . [ нужна ссылка ]
- Fürchte dich nicht («Не бойтесь»), BWV 228 — мотет ля мажор для похорон, написанный для двойного припева и неуказанных инструментов, играющих колла-парте . Произведение в двух частях основано на тексте Книги Исайи и гимна Пауля Герхарда . Традиционно ученые считали, что Бах сочинил его в Лейпциге в 1726 году, тогда как более поздние исследования по стилистическим причинам предполагают, что он был написан во время Веймарского периода Баха. Его сравнивают с другим мотетом для двойного хора, Ich lasse dich nicht , BWV Anh. 159 , возможно, Баха. [ 7 ]
- Komm, Jesu, komm (Приди, Иисус, приди), BWV 229 — мотет соль минор , написанный в Лейпциге и впервые исполненный в 1731–1732 годах. [ нужна ссылка ]
- Lobet den Herrn, alle Heiden (Хвалите Господа, все язычники), BWV 230, представляет собой мотет до мажор , рассчитанный на четыре голоса, текст которого взят из Псалма 117 : 1–2 . Хотя некоторые ученые выразили сомнения относительно приписывания Баху, это произведение обычно считается сохранившимся мотетом Баха. [ нужна ссылка ]
БВВ 28/2а (231) и 118
[ редактировать ]- Sei Lob und Preis mit Ehren , первоначально BWV 231, позже переименованный в BWV 28/2a, является второй частью мотета Jauchzet dem Herrn alle Welt , представленного как отдельный мотет. Неизвестно , извлек ли Бах этот мотет (основанный на второй части кантаты BWV 28 ) из трехчастного мотета или кантаты и/или использовал его как отдельный мотет. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
- О Иисус Христос, свет моей жизни , BWV 118 : первоначально указан как кантата на BWV. 2а внесен в список (похоронный) мотет. [ 11 ] [ 12 ]
Пародии
[ редактировать ]- Der Gerechte kömmt um , BWV 1149 , хорал из оратории Pasticcio Passiccio Passiccio , является пародией на мотет Tristis est anima mea , который, вероятно, был составлен Иоганном Кунау . Аранжировка, возможно, принадлежит Баху, и возможно, Бах использовал ее как отдельный (похоронный) мотет. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
БВВ Великобритания. 159–165
[ редактировать ]- Ich lasse dich nicht (Я не отпущу тебя [пока ты меня не благословишь]), BWV Anh. 159 — мотет фа минор , написанный для двойного припева ( SATB –SATB) и неуказанных инструментов, играющих колла-парте . Мотет, который ранее приписывался старшему двоюродному брату Баха Иоганну Кристофу Баху , по-видимому, является одним из ранних произведений Баха, возможно, написанных во время его Веймарского периода около 1712 года. [ 7 ] Следовательно, мотет был перенесен из BWV Anh. III (ложные произведения) до BWV Anh. II (сомнительные произведения) в BWV 2а . [ 16 ] Финальный хорал мотета представляет собой адаптацию BWV 421 , но он также может быть более поздним дополнением к мотете. [ 17 ] Он черпает свой текст из стиха, взятого из Книги Бытия , из сцены Лестницы Иакова ( Бытие 32:27 ), объединенного с третьей строфой гимна « Warum betrübst du dich, mein Herz » Эразма Альбера . [ нужна ссылка ]
- Jauchzet dem Herrn alle Welt , BWV Anh. 160 (= TWV 8:10) — трехчастный мотет пастиччио для SATB – SATB, приписываемый, среди прочего, Баху и Георгу Филиппу Телеману . Единственное, что можно сказать наверняка об участии Баха в произведении, это то, что его вторая часть происходит от второй части баховской кантаты BWV 28 . [ 8 ] [ 18 ]
- Мотет Kündlich Gross ist das Gottselige Mystery , BWV Anh. 161, ре мажор для SATB, струнных (?) и континуо Грауна (возможно, Карла Генриха Грауна ) предшествует хвалам A и B Магнификата Баха в трехчастном Рождестве. мотет пастиччо. [ 19 ]
- Хвала и честь, мудрость и благодарность , BWV Anh 162, для SATB – SATB, Георг Готфрид Вагнер . [ 20 ] [ 21 ]
- Обратите внимание, мое сердце, и посмотрите здесь , BWV Anh 163, SATB-SATB, Иоганна Бернхарда или Иоганна Эрнста Баха. [ 22 ] [ 23 ]
- Теперь все слава Богу , BWV Anh 164 , за SSATB Иоганна Кристофа Альтникола , зятя Баха. [ 24 ] [ 25 ]
- Наша перемена на небесах , BWV Anh 165 , для SATB, после частей 2, 4 и 6 кантаты « Мое дыхание слабое» , BWV 222 , Иоганна Эрнста Баха . [ 26 ] [ 27 ]
Мотеты, перечисленные во второй главе Справочника произведений Баха (1998).
[ редактировать ]БВВ | 2а | Дата | Имя | Ключ | Подсчет очков | БГ | БЫТЬ | Дополнительная информация | БД |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
225 | 2. | 1726–1727 Новый год? |
Мотет Воспой Господу новую песнь | B ♭ майор. | 2SATB (+ инстр. части коллы ?) | 39: 3 | III/1: 1 | после Z 8244 (/2); текст после Пс. 149 : 1–3 (/1), Граманн после Пс. 103 (/2), после Пс. 150 : 2, 6 (/3) [ 30 ] | 00282 |
226 | 2. | 1729-10-20 | Мотет Дух помогает нашим слабостям (похороны Эрнести, Дж. Х. ) | B ♭ майор. | 2САТБ ул Вк 2Об Тай Бас | 39: 39 , 143 | III/1: 37 | после Z 7445a (/2); текст после Рим. 8: 26–27 (/1), Лютер (/2) [ 30 ] | 00283 |
226/2 | хоральная постановка «Прииди, Дух Святый, Господи Боже» (с. 3) | B ♭ майор. Г может. |
САТБ | 39: 57 | III/2.1: 18 III/2.2: 38 |
после Z 7445a ; текст Лютера | 11182 | ||
227 | 2. | в. 1723–1735 гг. | Мотет Джезу, радость моя | Э мин. | SSATB (+ части коллы инстр. ?) | 39: 59 | III/1: 75 | после Z 8032 (нечетное mvts ); текст Франка Дж. (нечетное число), после Рим. 8:1–2, 9–11 (даже МВЦ) [ 30 ] | 00284 |
227/1 227/11 |
хоральная постановка «Иисус, радость моя» (сс. 1, 6) | САТБ | 39: 61 | III/2.1: 27 III/2.2: 156 |
после Z 8032 ; текст Франка, Дж. | 11200 | |||
227/3 | хоральная постановка «Иисус, радость моя» (с. 2) | САТБ | 39: 66 | III/2.1: 28 | после Z 8032 ; текст Франка, Дж. | 11201 | |||
227/7 | хоральная постановка «Иисус, радость моя» (с. 4) | САТБ | 39: 75 | III/2.1: 22 III/2.2: 168 |
после Z 8032 ; текст Франка, Дж. | 11202 | |||
228 | 2. | в. 1715 г. | Мотет Не бойся | И Мэй. | 2SATB (+ инстр. части коллы ?) | 39: 85 | III/1: 105 | после Z 6461 (/2); текст после Ис. 41:10 (/1), 43:1 (/2), Герхардт (/2) [ 30 ] | 00285 |
229 | 2. | до 1731–1732 гг. | Мотет « Приди, Иисус, приди» | Г мин. | 2SATB (+ инстр. партии коллы ) | 39: 107 | III/1: 125 | текст Тимиха [ 30 ] | 00286 |
230 | 2. | 1723–1739? | Мотет Лобет ден Херрн, алле Хайден | С мая. | SATB Bc (+ инстр. части коллы ?) | 39: 127 | III/1: 147 | текст после Пс. 117 [ 30 ] | 00287 |
231 |
|
|
|
|
|
|
|
См. BWV 28/2a. | 00288 |
118.1 | 2. | 1736–1737 | Мотет «О Иисус Христос, свет жизни моей» (похороны) | B ♭ майор. | SATB 2Hn Cnt 3Tbn | 24: 185 | III/1: 163 | текст Бема ; → БВВ 118.2 [ 30 ] | 00143 |
118.2 | 2. | 1746–1747 | Мотет «О Иисус Христос, свет жизни моей» (похороны) | B ♭ майор. | SATB 2Об Тай Бас 2Hn Str Bc | НКЖВ 17 1 | III/1: 171 | текст Бема ; после BWV 118 .1 [ 30 ] | 11121 |
Публикация и запись
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2020 г. ) |
Публикации
[ редактировать ]Школа Св. Фомы в Лейпциге , судя по всему, сохранила [ который? ] мотеты в репертуаре Томанерхора после смерти Баха. Документально подтверждено, что хор исполнил Singet dem Herrn для Моцарта в 1789 году. Директором по этому случаю был Томаскантор Иоганн Фридрих Долес , ученик Баха. Интерес к мотетам Баха был достаточным, чтобы шесть из них были впервые напечатаны в 1802/1803 году. Они вышли в двух томах лейпцигского издательства Breitkopf & Härtel . Редактор не указан на титульном листе; [ 3 ] однако было предложено [ кем? ] что ответственным лицом был Иоганн Готфрид Шихт , который работал в городе как хоровой и оркестровый дирижер.
Книга, из которой я состоял
- Спой Господу новую песнь (BWV 225)
- Не бойся (BWV 228)
- Я тебе не позволю (BWV Anh. 159)
Книга II состояла из
- Приди, Иисус, приди (BWV 229)
- Иисус, радость моя (BWV 227)
- Дух помогает нашей слабости (BWV 228)
В 1892 году мотеты были опубликованы как часть Bach-Gesellschaft-Ausgabe , первого издания полного собрания сочинений композитора. Редактором был Франц Вюлльнер , который не признавал авторство Баха на Ich lasse dich nicht . [ 31 ] Том мотета Нового Баха (второе издание полного собрания сочинений композитора) вышел в 1965 году. В него вошли «О Иисус Христос», «Mein Lebens Licht» (которые были включены в число кантат в «Bach-Gesellschaft-Ausgabe») и «Lobet». ден Херрн . Мотеты были опубликованы издательством Carus-Verlag в 1975 году под редакцией Гюнтера Граулиха , а в 2003 году — семь композиций под редакцией Уве Вольфа . [ 32 ]
Записи
[ редактировать ]Большинство записей мотетов Баха было сделано после Второй мировой войны. Например, Thomanerchor записал сет в 1950-х годах. [ 33 ] Однако довоенных записей мотетов сохранилось несколько. Первой записью мотета Баха была версия Jesu, meine Freude 1927 года . [ 34 ]
Один компакт-диск может содержать набор из шести мотетов (BWV 225–230), а также другие произведения. Одно из решений, которое необходимо принять, — какие мотеты включать. Другое решение — сколько голосов использовать в каждой партии. Мотеты были записаны Конрадом Юнгханелем с в каждой партии одним голосом . В большинстве записей в каждой партии задействовано более одного певца; например, Масааки Судзуки и его Баховская коллегия в Японии используют хор из восемнадцати певцов. [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вольф, Кристоф. Иоганн Себастьян Бах: Учёный музыкант , с. 249 (WW Norton & Company, 2001).
- ^ Спитта, Филипп (1899). Иоганн Себастьян Бах: Его творчество и влияние на музыку Германии, 1685–1750 (Том 2) . Лондон: Novello & Co. , с. 611
- ^ Jump up to: а б Иоганн Готфрид Лайер, редактор. Джон Себ. Мотеты Баха в партитуре . Лейпциг: Брайткопф и Хертель . 1802 г. (Том 1: BWV 225, 228, Приложение 159); 1803 г. (Том 2: BWV 229, 227, 226).
- ^ OCLC 18856743 на сайте www.
.worldcat .org - ^ Форкель, Иоганн Николаус , перевод Чарльза Сэнфорда Терри (1920). Иоганн Себастьян Бах: его жизнь, искусство и творчество . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и Хоу; Лондон: Констебль, с. XVII
- ^ Дюрр и Кобаяши 1998 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б Гардинер, Джон Элиот. «Мотеты Баха» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Меламед 1995 , стр. 89–97 .
- ^ Цифровая работа Баха 00036 на www.
.bachdigital .из - ^ Бойд, Малькольм (1999). Оксфордские компаньоны-композиторы: И.С. Бах . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 245 . ISBN 0-19-866208-4 .
- ^ Дюрр и Кобаяши 1998 , с. 233.
- ^ Цифровая работа Баха 00143 на www.
.bachdigital .из - ^ Цифровая работа Баха 01532 на www.
.bachdigital .из - ^ Меламед 1995 , стр. 148–149 .
- ^ Инструментал и дополнение bach333.com
- ^ Дюрр и Кобаяши 1998 , с. 459.
- ^ Цифровая работа Баха 01470 на www.
.bachdigital .из - ^ Цифровая работа Баха 01471 на www.
.bachdigital .из - ^ Цифровая работа Баха 01472 на www.
.bachdigital .из - ^ Георг Готфрид Вагнер: Мотет хвалы, чести и мудрости, BWV Anh 162 на www.
.бах-кантаты .с - ^ Цифровая работа Баха 01473 на www.
.bachdigital .из - ^ BR Брюссель г-жа II 3902 Муз. на www
.bachdigital .из - ^ Цифровая работа Баха 01474 на www.
.bachdigital .из - ^ HLB Дармштадт, Mus. РС. 521/1 и HLB Дармштадт, Мас. РС. 521/2–6 на сайте www.
.bachdigital .из - ^ Цифровая работа Баха 01475 на www.
.bachdigital .из - ^ HLB Дармштадт, Mus. РС. 528 на www.
.bachdigital .из - ^ Цифровая работа Баха 01476 на www.
.bachdigital .из - ^ Bach-Gesellschaft Ausgabe , .../Предисловия , .../Тематический каталог : документация и факсимиле в Международном проекте библиотеки музыкальных партитур
- ^ Neue Bach-Ausgabe : документация Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Меламед 1995 , с. 102 .
- ^ Меламед, Дэниел Р. «Авторство мотета «Ich Lasse Dich Nicht» (BWV Anh. 159)». Журнал Американского музыковедческого общества, том. 41, нет. 3, 1988, стр. 491–526. JSTOR, www.jstor.org/stable/831462. Доступ 30 марта 2020 г. (требуется подписка).
- ^ Вольф 2002 , с. Я.
- ^ «Мотеты/Записи – Часть 2» . Сайт кантат Баха .
- ^ «Мотеты/Записи – Часть 1» . Сайт кантат Баха .
- ^ «Бах – Мотеты» . Бис . Проверено 6 апреля 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Дюрр, Альфред ; Кобаяши, Ёситаке, ред. (1998). Каталог сочинений Баха: маленькое издание - по 2-му изданию Вольфганга Шмидера [ Каталог сочинений Баха: маленькое издание - по 2-му изданию Вольфганга Шмидера ] (на немецком языке). Кирстен Байсвенгер (соавтор). ( БВВ 2а ред.). Висбаден: Breitkopf & Härtel . ISBN 9783765102493 . Предисловие на английском и немецком языках.
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Меламед, Дэниел Р. (1995). И.С. Бах и немецкий мотет . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-52-141864-Х .
- Платен, Эмиль (1961). «Аранжировка Перголези Баха» [Аранжировка Перголези Баха]. Ин Дюрр, Альфред ; Нойманн, Вернер (ред.). Ежегодник Баха 1961 [ Ежегодник Баха 1961 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 48. Берлин: Evangelische Verlagsanstalt (опубликовано в 1962 г.). стр. 35–51. дои : 10.13141/bjb.v1961 . Цифровая версия на Qucosa .
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Вольф, Уве , изд. (2002). «Иоганн Себастьян Бах / Мотеттен / Мотеты» (PDF) . Карус-Верлаг . п. В. Проверено 24 марта 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мотеты Йохана Себастьяна Баха : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Иоганн Готфрид Лайер , редактор. Джон Себ. Мотеты Баха в партитуре . Лейпциг: Брайткопф и Хертель . 1802 г. (Том 1: BWV 225, 228, Приложение 159); 1803 г. (Том 2: BWV 229, 227, 226)
- Уве Вольф : «О послойном машинописном издании мотетов Иоганна Себастьяна Баха и их месте в традиции его произведений» в «Музыкальных источниках», источниках по истории музыки: Festschrift для Мартина Штеэлина к его 65-летию . Под редакцией Юргена Гейдриха, Ганса Иоахима Маркса и Ульриха Конрада . Ванденхук и Рупрехт. 2002. ISBN 9783525278208 , стр. 269–286 (на немецком языке)