Искусство фуги

Искусство фуги , или Искусство фуги (нем. Die Kunst der Fuge ), BWV 1080, — неполное музыкальное произведение с неустановленными инструментами Иоганна Себастьяна Баха . Написанное в последнее десятилетие его жизни, «Искусство фуги» является кульминацией экспериментов Баха с монотематическими инструментальными произведениями.
Это произведение состоит из четырнадцати фуг и четырех канонов ре минор , каждая из которых использует некоторые вариации одной основной темы и, как правило, упорядочена по возрастанию сложности. «Основная идея произведения», как выразился специалист по Баху Кристоф Вольф , «была глубоким исследованием контрапунктических возможностей, присущих одному музыкальному предмету». [ 1 ] Слово «контрапунктус» часто используется для обозначения каждой фуги.
Источники
[ редактировать ]Мышь РС. автогр. Р200
[ редактировать ]
Самым ранним из сохранившихся источников произведения является рукопись с автографом, написанная, возможно, с 1740 по 1746 год , обычно называемая по порядковому номеру Mus. РС. автогр. Р 200 в Берлинской государственной библиотеке . Носящее название Die / Kunst der Fuga [ sic ] / di Sig [ nore ] Joh. Себ. Баха , написанный зятем Баха Иоганном Кристофом Альтниколем , за которым следует (в eigenhändiger Partitur), написанный Георгом Пельхау , автограф содержит двенадцать безымянных фуг и два канона, расположенных в ином порядке, чем в первом печатном издании. издание, с отсутствием Contrapunctus 4 , Fuga a 2 clav (двухклавишная версия Contrapunctus 13 ), Канон алла десятичный и Канон алла двенадцатеричный .
и каноны , еще не имевшие тогда названия, представлены В рукописи с автографом Контрапункты в следующем порядке: [ Контрапунктус 1 ], [ Контрапунктус 3 ], [ Контрапунктус 2 ], [ Контрапунктус 5 ], [ Контрапунктус 9 ], ранняя версия [ Контрапунктус 10 ], [ Контрапунктус 6 ], [ Контрапунктус 7 ], Канон в гиподиапазоне с его двухставным решением Resolutio Canonis ( он назывался Canon alla Ottava в первом печатном издании ), [ Contrapunctus 8 ], [ Contrapunctus 11 ], Canon in Hypodiatesseron, al roversio [ sic ] e per augmentationem, perpetuus, представленный в двух нотоносцах, а затем на одном — [ Contrapunctus 12 ] с обратной формой фуги, написанной прямо под прямая форма, [ Contrapunctus 13 ] с тем же форматом прямая – обратная , и двухставной Канон al roverscio et per augmentationem — второй вариант Канона в Hypodiatesseron .
Мышь РС. автогр. П 200, Бейлаж
[ редактировать ]К основному автографу прилагаются три дополнительные рукописи, каждая из которых прикреплена к композиции, которая появится в первом печатном издании. Называется Муз. РС. автогр. П 200/Беляж 1, Муз. РС. автогр. P 200/Beilage 2 и Mus. РС. автогр. P 200/Beilage 3, они написаны под названием Die Kunst/der Fuga/von JSB.
Муз. РС. автогр. P 200, Beilage 1 содержит окончательную подготовительную редакцию Канона в Hypodiatesseron заголовком Canon p [ er ] Augmentationem contrario Motu под вычеркнутым . Рукопись содержит информацию о разрыве строк и страниц для процесса гравировки, большая часть которой была расшифрована в первом печатном издании. В верхней части рукописи написана заметка Иоганна Кристофа Фридриха Баха :
NB Душа. Папа выгравировал на пластинке это название: Canon per Augment: Contrapuncto, все октавы , но он снова вычеркнул его на репетиционной пластинке и поставил так, как оно есть. NB. Покойный отец написал на медной пластине следующий заголовок: «Канон за увеличение»: в контрапункте все октавы , но снова вычеркнул его на корректурном листе и восстановил заголовок в прежнем виде.
Муз. РС. автогр. , Beilage 2 содержит двухклавишные аранжировки Contrapunctus 13 inversus иrectus P 200 под названием Fuga a 2. Clav: и Alio modo Fuga a 2 Clav. в первом печатном издании соответственно. Как и Beilage 1, рукопись служила подготовительным изданием к первому печатному изданию.
Муз. РС. автогр. P 200, Beilage 3 содержит фрагмент трехсюжетной фуги, которая позже будет называться Fuga a 3 Soggetti в первом печатном издании . В отличие от фуг, написанных в основном автографе, фуга представлена в виде двухнотной клавишной системы, а не с отдельными нотоносцами для каждого голоса. Фуга резко обрывается на пятой странице, а именно на 239-м такте, и заканчивается нотой, написанной Карлом Филиппом Эммануилом Бахом : « Ueber dieser Fuge, wo der Nahme BACH im Contrasubject angebracht worden, ist der Verfasser gestorben ». («В тот момент, когда композитор вводит имя БАХ [для которого английское обозначение будет B ♭ –A–C–B ♮ ] в контртеме к этой фуге, композитор умер».) На следующей странице содержится список опечатки Карла Филиппа Эммануила Баха для первого печатного издания (страницы 21–35).
Первое и второе печатные издания
[ редактировать ]Первая печатная версия была опубликована под названием Die / Kunst der Fuge / durch / Herrn Иоганн Себастьян Бах / ehemahligen Capellmeister und Musikdirector zu Leipzig в мае 1751 года, чуть менее чем через год после смерти Баха. Помимо изменений в порядке, обозначениях и материале пьес, появившихся в автографе, он содержал две новые фуги, два новых канона и три фрагмента якобы ложных включений. Второе издание было опубликовано в 1752 году, но отличалось только добавлением предисловия Фридриха Вильгельма Марпурга .
Несмотря на исправления, печатное издание 1751 года содержало ряд вопиющих редакционных ошибок. Большинство из них можно отнести к относительно внезапной смерти Баха в разгар публикации. Были включены три пьесы, которые, похоже, не входили в задуманный порядок Баха: непереработанная (и, следовательно, избыточная) версия второй двойной фуги, Contrapunctus X; расположение двух клавиш [ 2 ] первой зеркальной фуги Contrapunctus XIII; и органная хоральная прелюдия к песне « Vor deinen Thron tret ich hiermit » («Здесь я предстаю перед Твоим троном»), заимствованная из BWV 668a и отмеченная во введении к изданию как компенсация за незавершенность произведения, якобы продиктованная Баха на смертном одре.
Аномальный характер опубликованного ордера и «Неоконченной фуги» породил множество теорий, пытающихся восстановить произведение до состояния, первоначально задуманного Бахом.
Структура
[ редактировать ]Искусство фуги основано на одном предмете, который в каждом каноне и фуге используется в той или иной вариации:

Произведение разделено на семь групп в соответствии с преобладающим контрапунктическим приемом каждого произведения; в обоих изданиях сложность этих групп и их соответствующих компонентов обычно увеличивается. В том порядке, в котором они встречаются в печатном издании 1751 г. (без упомянутых выше сочинений о ложных включениях), группы и их компоненты выглядят следующим образом.
Простые фуги:
- Контрапункт 1 : четырехголосная фуга на главную тему.
- Contrapunctus 2 : четырехголосная фуга на основную тему в сопровождении пунктирного ритма во французском стиле.
- Contrapunctus 3 : четырехголосная фуга на главную тему в инверсии с использованием интенсивного хроматизма.
- Contrapunctus 4 : четырехголосная фуга на главную тему в инверсии с использованием контрпредметов.
Стретто-фуги (контрфуги), в которых предмет используется одновременно в правильной, перевернутой, увеличенной и уменьшенной формах:
- Contrapunctus 5 : содержит много записей стретто , как и Contrapuncti 6 и 7.
- Contrapunctus 6, 4 в Stylo Francese : добавляет обе формы темы в уменьшении, [ 3 ] (уменьшение длины ноты вдвое), с небольшими восходящими и нисходящими группами полукваверов в одном голосе, на которые отвечают или акцентируются аналогичные группы полукваверов в другом, на фоне длительных нот в сопровождающих голосах. Пунктирный ритм, усиленный этими небольшими восходящими и нисходящими группами, предполагает то, что во времена Баха называлось «французским стилем», отсюда и название Stylo Francese . [ 4 ]
- Contrapunctus 7, 4 за Augment [ ationem ] et Diminut [ ionem ]: используются увеличенные (удвоение всех длин нот) и уменьшенные версии основного предмета и его инверсия.
Двойные и тройные фуги , в которых используются два и три предмета соответственно:
- Contrapunctus 8, a 3 : тройная фуга с тремя сюжетами, имеющими независимые экспозиции.
- Contrapunctus 9, a 4, alla Duodecima : двойная фуга, с двумя сюжетами, возникающими независимо и в обратимом контрапункте в двенадцатой части.
- Contrapunctus 10, a 4, alla Decima : двойная фуга, с двумя сюжетами, возникающими независимо и в обратимом контрапункте в десятой.
- Contrapunctus 11, 4 : тройная фуга, в которой используются три предмета Contrapunctus 8 в инверсии.
Зеркальные фуги, в которых пьеса записывается один раз, а затем полностью перевернутыми голосами и контрапунктом, без нарушения правил контрапункта или музыкальности:
- Перевернутый контрапункт 12 а 4 [ форма перевернутая и правильная ]
- Перевернутый контрапункт 13 а 3 [ форма правильная и перевернутая ]
Каноны с разбивкой по интервалам и технике:
- Canon per Augmentationem in Contrario Motu : Канон, в котором следующий голос одновременно перевернут и дополнен. Следующий голос, работающий на половинной скорости, в конечном итоге отстает от первого голоса на 20 тактов, из-за чего эффект канона становится трудно услышать. В автографе Муз появилось три версии. РС. автогр. P 200: Canon in Hypodiatesseron, al roversio [ sic ] e per augmentationem, perpetuus , Canon al roverscio et per augmentationem и Canon p. Augmentationem contrario Motu , третий из которых появляется во втором дополнительном Beilage .
- Canon alla Octava : канон в подражании октаве; под названием « Канон в гиподиапазоне в Муз. РС. автогр. Р200.
- Канон на Десятой [ ин ] Контрапункт на Третьей : канон в подражании на десятой
- Canon alla Duodecima in Contrapunto alla Quinta : канон в подражание двенадцатой
Альтернативные варианты и аранжировки:
- Contra [ punctus ] a 4 : альтернативная версия последних 22 тактов Contrapunctus 10 .
- Фуга на 2 клавы: и Алио модо. Фуга на 2 клавы. : двухклавишные аранжировки Contrapunctus inversus a 3 , forma inversa и recta соответственно.
Неполная фуга:
- [Contrapunctus 14] Фуга a 3 Соггетти : четырехголосная тройная фуга (не завершенная Бахом, но, вероятно, ставшая четверной фугой: см. ниже), третья тема которой начинается с мотива БАХА , B ♭ –A–C –B ♮ («H» в немецких буквенных обозначениях).
Инструментарий
[ редактировать ]Оба издания «Искусства фуги» написаны открытой партитурой , где каждый голос записан на своем нотоносце. Это привело некоторых к выводу [ 5 ] что искусство фуги задумывалось как интеллектуальное упражнение, предназначенное для изучения, а не для прослушивания. Известный клавишник Густав Леонхардт утверждал, что Искусство фуги было задумано [ 6 ] играть на клавишном инструменте, в частности на клавесине . Аргументы Леонхардта включали следующее: [ 7 ]
- В 17 и начале 18 веков было обычной практикой публиковать клавишные пьесы в открытой партитуре, особенно сложные контрапунктно. Примеры включают Фрескобальди « Fiori musici» (1635), Самуэля Шейдта » « Tabulatura Nova (1624), произведения Иоганна Якоба Фробергера (1616–1667), Франца Антона Майхельбека (1702–1750) и других.
- Диапазон ни одного из ансамблевых или оркестровых инструментов того периода не соответствует ни одному из диапазонов голосов в «Искусстве фуги» . Кроме того, в произведении не встречается ни одна из мелодических форм, характеризующих ансамблевое письмо Баха, нет бассо континуо .
- Используемые типы фуг напоминают скорее типы из «Хорошо темперированного клавира» , чем ансамблевые фуги Баха; Леонхардт также показывает «оптическое» сходство между фугами двух сборников и указывает на другие стилистические сходства между ними.
- Наконец, поскольку басовый голос в «Искусстве фуги» иногда возвышается над тенором, и тенор становится «настоящим» басом, Леонхардт приходит к выводу, что басовая партия не должна была дублироваться на высоте 16 футов , таким образом исключая орган. в качестве предполагаемого инструмента, оставляя клавесин как наиболее логичный выбор.
Сейчас ученые общепринято, что произведение было задумано для клавиатуры. [ 8 ]
Побег для 3 субъектов
[ редактировать ]
Фуга а 3 Соггетти («фуга на три сюжета»), также называемая «Неоконченная фуга» и Контрапунктус 14, содержалась в рукописной рукописи в комплекте с рукописью с автографом Mus. РС. автогр. P 200. Он резко обрывается в середине третьего раздела, с лишь частично написанным тактом 239. Этот автограф содержит пометку, написанную рукой Карла Филиппа Эммануэля Баха , гласящую: «Über dieser Fuge, wo der Name BACH im Contrasubject angebracht слово, ist der Verfasser gestorben». («Во время работы над фугой, в которой в качестве контрпредмета вводится имя БАХ [для которого английское обозначение будет B ♭ –A–C–B ♮ ], композитор умер».) Эта версия оспаривается современными учеными, поскольку Рукопись явно написана собственноручно Баха и, таким образом, датируется временем, когда ухудшение его здоровья и зрения не помешало ему писать, вероятно, 1748–1749 гг. [ 9 ]
Попытки завершения
[ редактировать ]Несколько музыкантов и музыковедов составили гипотетические дополнения к Contrapunctus XIV , включающие четвертый предмет, в том числе музыковеды Дональд Тови (1931), Золтан Гёнц (1992), Ингве Ян Треде (1995) и Томас Даниэль (2010), органисты Гельмут Вальча , [ 10 ] Дэвид Гуд , Лайонел Рогг и Дэвитт Морони (1989), дирижер Рудольф Баршай (2010) [ 11 ] и Даниил Трифонов (2021). Ферруччо Бузони основана Контраппунтическая фантазия на Contrapunctus XIV , но она развивает идеи Баха в соответствии с собственными целями Бузони в музыкальном стиле Бузони, а не разрабатывает мысли Баха, как мог бы сделать сам Бах. [ 12 ]
Значение
[ редактировать ]Принципы строительства
[ редактировать ]Лоик Сильвестр и Марко Коста сообщили о математической архитектуре « Искусства фуги» , основанной на подсчете тактов , которая показывает, что вся работа могла быть задумана на основе ряда Фибоначчи и золотого сечения . [ 13 ]
Доминик Флоренс предполагает, что концепция, которую он называет «оппозицией», управляет всеми методами, которые Бах использует в «Контрапунктах 1, 2, 3 и 5» для создания разнообразия. К ним относятся изменения в «мелодии (противоположное движение), полифонии (контрапунктическая инверсия ), гармонии ( диссонанс ), [ритмической] плотности ( фактура ), ритма ( синкопия ) и тональности ( модуляция ). [ 14 ] Например, Contrapuncti 1 и 2 неоднократно переключаются между тональностями ля минор и ре минор; Contrapuncti 2 и 3 дополнительно входят в фа мажор и соль минор, Contrapunctus 2 также один раз посещает си-бемоль мажор в дальнейшем «тональном удалении»: все три начинаются и заканчиваются ре минор. Он заключает, что «анализ фуг должен сосредоточиться на непрерывных, динамических, органических процессах, которые развиваются с течением времени, а не на статическом и прерывистом расчленении на строго очерченные участки». [ 14 ]
Религиозные интерпретации
[ редактировать ]В 1984 году немецкий музыковед Ганс Генрих Эггебрехт предложил возможную религиозную интерпретацию « Искусства фуги» , которую, по его мнению, невозможно доказать: произведение иллюстрировало в музыкальных терминах христианское учение об искуплении только по благодати Божией, sola gratia , а не любым действием, которое может предпринять человек. Эггебрехт отметил наличие в фуге 3 фамилии композитора Баха в ее теме, последовательности нот BACHC#-D. По мнению Эггебрехта, это могло означать, что композитор не просто подписывает произведение, но располагается у его могилы, принимая sola gratia, когда он достигает тоники, которая знаменует конец фуги и символически конец его жизни. . Далее шестинотный фрагмент хроматический , обозначающий грешное человечество, тогда как произведение в целом диатоническое, символизирующее Божье совершенство. [ 15 ]
Российский музыковед Анатолий Милька предполагает, что различные числа, включенные в произведение, имеют нумерологическое значение, связанное с Книгой Откровения , последней книгой Библии, описывающей апокалипсис . [ 15 ]
Число | Использование в искусстве фуги | Значение |
---|---|---|
14 | 14 фуг (основная структура произведения) | Фамилия БАХ, принимая А=1, В=2, С=3, Н=8; символ креста Христова (линии B---C, пересекающие A------H). Сумма этих цифр равна 14. |
7 | Два блока по 7 фуг (по Милке) | 7 печатей = 4 Всадника Апокалипсиса + 3 бедствия, или 7 труб = 4 язвы + 3 беды. |
4 | 4 канона; фуги в каждом блоке группами по 4 и 3 человека. | 4 зверя в 4-й главе Откровения (животные 4-х евангелистов ); см. также символику 4+3 выше. |
3 | Фуги в группах по 4 и 3 человека. | См. символику 4+3 выше. |
Незаконченный Контрапунктус 14
[ редактировать ]В своей докторской диссертации 2007 года о незаконченной концовке «Контрапунктуса 14» новозеландская органистка и дирижер Индра Хьюз предположила, что произведение осталось незавершенным не потому, что умер Бах, а как осознанный выбор Баха, направленный на поощрение независимых усилий по завершению. [ 16 ] [ 17 ]
Дугласа Хофштадтера « В книге Гёдель, Эшер, Бах» обсуждается незаконченная фуга и предполагаемая смерть Баха во время сочинения как ироничная иллюстрация первой теоремы австрийского логика Курта Гёделя о неполноте . По мнению Гёделя, сама мощь «достаточно мощной» формальной математической системы может быть использована для «подрыва» системы, приводя к утверждениям, утверждающим такие вещи, как «Я не могу быть доказан в этой системе». В рассуждениях Хофштадтера великий композиционный талант Баха используется как метафора «достаточно мощной» формальной системы; однако вставка Бахом своего собственного имени «в коде» в фугу не является, даже метафорически, случаем гёделевской самореференции; а неспособность Баха закончить свою самореференциальную фугу служит метафорой недоказуемости гёделевского утверждения и, следовательно, неполноты формальной системы. [ 18 ]
Записи
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Список произведений Иоганна Себастьяна Баха
- Список произведений Иоганна Себастьяна Баха, напечатанных при его жизни
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иоганн Себастьян Бах, ученый музыкант Кристофа Вольфа , стр. 433, ISBN 0-393-04825-X .
- ^ Напечатанное обозначение «2 Clav». и контрапункт добавленных голосов, похоже, не соответствует практике Баха, что свидетельствует о том, что эти части, вероятно, были включены редакторами печатного издания для поддержки работы.
- ^ Хельмут Вальча , «К моему воспроизведению», в Die Kunst Der Fuge BWV 1080 , St Laurenskerk Alkmaar 1956 (Архивное производство, Polydor International 1957), Вставка, стр. 5–11, на стр. 7.
- ^ Анон. (без даты). « Искусство фуги . Виды фуг, часть 1» . Американские общественные СМИ . Проверено 28 апреля 2012 г.
- ^ Анон. (без даты). « Искусство фуги – последнее произведение Баха для клавесина: аргумент – намеревался ли Бах искусство фуги исполнить ?» . Американские общественные СМИ .
- ^ «изображения передней и задней обложки; Искусство фуги - Последнее произведение Баха для клавесина: Аргумент (1952)» (PDF) .
- ^ Искусство фуги . Примечания Густава Леонхардта к Harmonia Mundi HM 30 950 XK 1969 года: Иоганн Себастьян Бах, Die Kunst der Fuge [1969], 3–8.; также для компакт-диска Deutsche Harmonia Mundi 77013-2-RG (обширное краткое изложение его книги 1952 года « Искусство фуги - Последнее произведение Баха для клавесина: аргумент»)
- ^ Шуленберг, Дэвид. «Выразительность и аутентичность в клавесинной музыке И.С. Баха» (PDF) . Журнал музыковедения . 8 (4 (осень 1990 г.): 449–476. JSTOR 63530 .
- ^ См., например, обсуждение в «Иоганн Себастьян Бах, ученый музыкант» , Кристоф Вольф , ISBN 0-393-04825-X .
- ↑ Заключение Вальчи к последнему Contrapunctus было записано самим Вальчей в его стереозаписи всех органных сочинений Баха для Archiv (1956–1971); и ученика Вальчи Джорджа Ричи в документальном фильме «Фуга пустыни» (2010).
- ^ «Искусство фуги» . Мемориал Рудольфа Баршая . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ↑ См Дональда Тови . комментарии в книге «Спутник искусства фуги» (переиздание в Дувре, 2013 г., ISBN 0-486-49764-X , сноска на стр. 177).
- ^ Лоик, Сильвестр; Коста, Марко (2011). » Баха «Математическая архитектура «Искусства фуги » . Музыкальный пробирщик . 17 : 175–196.
- ^ Jump up to: а б Флоренция, Доминик (2006). «Противостояние как руководящий принцип исполнения в «Искусстве фуги» И.С. Баха» . Университет Британской Колумбии . дои : 10.14288/1.0092827 . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Маевский, Юзеф (2019). «Musica theologica Религиозные аспекты Die Kunst der Fuge, Musikalisches Opfer и Гольдберговских вариаций И.С. Баха». Гданьский евангелический ежегодник . 13 : 181–202. дои : 10.48540/gre.2019.11 .
- ↑ Новости Оклендского университета, том 37, выпуск 9 (25 мая 2007 г.). Архивировано 26 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Диссертация доступна в Интернете: Хьюз, Индра (2006). «Случайность или замысел? Новые теории незаконченного Contrapunctus 14 в произведении И.С. Баха «Искусство фуги» , BWV 1080» , докторская диссертация Оклендского университета.
- ^ Хофштадтер, Дуглас Р. (1980) [1979]. Гёдель, Эшер, Бах . Миддлсекс: Книги Пингвинов . стр. 79–81, 86, 671. ISBN. 0-14-005579-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Искусство фуги, BWV 1080 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)
- Дискография The Art of Fugue , bach-cantatas.com
- Иоганн Себастьян Бах / L'art de la fugue / Искусство фуги - Жорди Саваль, Гесперион XX - Алия Вокс 9818
- Фортепианное общество: И. С. Бах - биография с бесплатными записями в формате MP3, включая Art of Fugue.
- Веб-эссе на тему «Искусство фуги»
- Введение в искусство фуги
- Die Kunst der Fuge (партитуры и MIDI-файлы) на Mutopia Project веб-сайте
- Искусство фуги : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Искусство фуги в виде MIDI- файлов
- Contrapunctus XIV (реконструированная четверная фуга) – Карус-Верлаг
- Contrapunctus XIV (реконструкция): Часть 1/2 , Часть 2/2 (видео на YouTube)
- Contrapunctus XIV: Завершение (в четверти запятой имеется в виду) (видео на YouTube)
- Contrapunctus II как интерактивная гипермедиа в BinAural Collaborative Hypertext
- Иоганна Себастьяна Баха « Искусство фуги » , статья Ури Голомба, опубликованная в журнале Goldberg Early Music Magazine.
- Электронная реализация от Klangspiegel
- Бах, алфавита и искусство фуги
- «Концерт Ирены Косиковой стал хитом» , La Dépêche du Midi , 11 августа 2014 г. (на французском языке)