Музыкальные цветы
Fiori musici ( букв. « Музыкальные цветы » ) — сборник литургической органной музыки Джироламо Фрескобальди , впервые опубликованный в 1635 году. Он содержит три органные мессы и два светских каприччио. Общепризнанное как одно из величайших произведений Фрескобальди, «Fiori musici» оказывало влияние на композиторов на протяжении как минимум двух столетий. Иоганн Себастьян Бах был среди его поклонников, и некоторые его части были включены в знаменитый Gradus ad parnassum , очень влиятельный трактат 1725 года Иоганна Йозефа Фукса , который использовался даже в 19 веке.
История
[ редактировать ]Fiori musici была впервые опубликована в Венеции в 1635 году, когда Фрескобальди работал органистом собора Святого Петра в Риме под патронажем Папы Урбана VIII и его племянника кардинала Франческо Барберини . Возможно, это было задумано как музыка для базилики Святого Марка или другой столь же важной церкви. [ 1 ] Сборник был напечатан Джакомо Винченти (знаменитым издателем, ранее публиковавшим репринты каприччио Фрескобальди ) и посвящен кардиналу Антонио Барберини , младшему брату Франческо. Полное название произведения Фрескобальди: « Музыкальные цветы разных композиций, токкаты, кирие, песни, каприччи и рецеркари» в партитуре . не Музыкальное название цветка было редкостью в начале 17 века, его использовали такие композиторы, как Феличе Анерио , Антонио Брунелли , Эрколе Порта , Орацио Тардити и другие.
До Fiori musici Фрескобальди редко публиковал литургическую музыку. Оно появилось только один раз, в Secondo libro di toccate 1627 года; все остальные клавишные сборники мастера сосредоточились на различных светских жанрах (канцонах, каприччио, токкатах и вариациях). Органная масса все еще находилась в зачаточном состоянии, и композиторы редко публиковали такую музыку. Хотя композиторы 16 века действительно работали над литургической музыкой, формы, которые они использовали, сильно отличались от произведений 17 века. Примеры начала 17 века из Италии включают Адриано Банкьери 1622 года издание L'organo suonarino (1 месса) и Боттацци Бернардино Choro et Organo 1614 года (3 мессы и разные куплеты). во Франции Жан Тителуз опубликовал сборники литургической музыки в 1624 и 1626 годах (но характерная французская органная месса появилась намного позже). Однако после Фрескобальди появилось несколько сборников: «Ричеркари [...] и версия Джованни Сальваторе [ ...] и версия для ответа на мессе» (1641), Антонио Крочи . » «Фрутти мьюзикл (1642 г.) и Джованни Баттисты Фазоло » « Ежегодник (1645 г.) - все они содержат по три мессы каждая, как и мессы Фрескобальди.
Структура
[ редактировать ]Сборник состоит из трех месс : Missa della Domenica (воскресная месса), Missa degli Apostoli («Месса апостолов » , для двойных праздников ), Missa della Madonna («Месса Богородицы » , для праздников Богородицы). Каждая месса включает в себя ряд пьес, которые должны исполняться в ключевые моменты до и во время службы, а также несколько настроек первой части обычной мессы , Кирие . Фрескобальди предлагает канцоны ( Canzon dopo l'epistola ) для постепенного раздела мессы и ричеркары ( Recercar dopo il Credo ) для Offertory . Общая структура Fiori musici выглядит следующим образом:
Массовый раздел | Воскресенье Миса | Апостолы Мисса дельи | Миса делла Мадонна |
---|---|---|---|
перед Мессой | Тронутый | Тронутый | Тронутый |
Кирие, Кристе | 12 стихов | 8 стихов | 6 стихов |
после послания (Постепенный) | песня | песня | песня |
после Символа веры (Приношение) | Поиск | Токката и Ричеркар ( Recercar Chromaticho post the Creed ), Ricercar ( Другой ресеркар ) | Ричеркар, Токката и Рицеркар ( Рецеркар с обязательством петь ) |
для высоты | Токката ( Toccata chromatica для оптимистичных ритмов ) | Токката, Ричеркар ( Recercar con obligo del Basso Come apare ) | Тронутый |
post il Communio (после причастия) | песня | Песня ( четвертьтоновая песня ) |
За мессой следуют два каприччио на светские мелодии — Бергамаска и Джирольмета ( Capriccio sopra la Girolmeta ). Известно, что ни одна из тем не имеет никакого отношения к литургии, поэтому роль этих произведений в Fiori musici неясна. [ 2 ]
Стихи Kyrie и Christe Фрескобальди представляют собой настройки григорианских мелодий: три мессы используют мелодии мессы XI ( фактор Kyrie Orbis ), мессы IV ( Cunctipotens genitor ) и мессы IX ( Cum iubilo ) соответственно. Пение протекает длинными нотами либо одним и тем же голосом, сопровождаемым различными контрапунктами, либо распределяется по голосам. [ 3 ] Токкаты Fiori musici заметно отличаются от обычного стиля токкат Фрескобальди, состоящего из многочисленных контрастирующих частей: произведения avanti la Messa и avanti il Recercar представляют собой вступительные миниатюры, а токкаты Elevation - это длинные пьесы, отмеченные в Grove Music Online своим «устойчивым настроением страстного мистицизма». ." [ 1 ]
Ричеркары включают в себя одни из самых сложных произведений коллекции. Альтро -рецеркар второй мессы состоит из трех сюжетов, представленных в отдельных разделах и объединенных в заключительной части произведения. Последний ричеркар сборника, Recercar con obligo di cantare третьей мессы, похож, только построен на двух сюжетах. Произведение известно инструкциями Фрескобальди исполнителю: композитор предлагает короткую мелодию, которую нужно спеть пятым голосом в определенных ключевых моментах во время ричеркара, и эти моменты должен найти исполнитель. Фрескбобальди отмечает в партитуре: «Intendami chi puo che m'intend' io», «Тот, кто может понять меня, поймет меня; я понимаю себя». Три других ричеркара — тот, что в первой мессе, Ресеркар Кроматичо второй мессы и первый ричеркар третьей мессы — являются вариационными ричеркарами, т. е. одна тема сопровождается разными контрапунктами в нескольких разделах. Наконец, «Recercar con obligo del Basso Come apare» построен на одной теме, но особенно важен из-за расширенного тонального диапазона, довольно редкого для того периода. Субъект всегда выглядит транспонированным: сначала он перемещается из точки C в точку E, а затем круг квинт , затем обратно к C (без A), затем снова по кругу квинт к E-бемоль и, наконец, возвращаясь к C (без B-бемоль). [ 4 ]
Канцоны Fiori musici чем-то похожи на более ранние образцы Фрескобальди, хотя элемент свободной токкаты здесь менее выражен. Все они представляют собой вариационные канцоны, то есть отдельные пьесы, в которых одна тема трактуется с разными контрапунктами; последняя канцона фактически начинается с двухголосия. » Фрескобальди « Бергамаска — один из самых ярких моментов сборника: он состоит из семи разделов, посвященных четырем темам, каждая из которых основана на теме и басе оригинальной народной мелодии. В партитуре композитор отмечает: «Chi questa Bergamasca sonerà non pocho imparerà», «Тот, кто играет эту Бергамаску, не должен ничему научиться». «Каприччио сопра ла Джирольмета» также является секционным; Фрескобальди заимствует здесь две темы из народной мелодии.
Влияние
[ редактировать ]Fiori musici — один из самых влиятельных музыкальных сборников в европейской истории. Его содержание вдохновило сборники духовной органной музыки итальянских композиторов (Сальваторе, Крочи и Фазоло), а содержание и оформление оказали влияние на Op.2 Себастьяна Антона Шерера , Operum musicorum secundum , опубликованную в 1664 году. Также в 1664 году Фрескобальди . Бернардо Стораче использовал тему из « Ricercare con l'obbligo di cantare la quinta parte» senza tocarla за тройную фугу. Переход Фрескобальди от светской композиции к священной нашел отражение в Иоганна Каспара Керля аналогичном движении в его Modulatio Organica (1683). Самое главное, что коллекцию Фрескобальди изучал Генри Перселл. [ 5 ] и Иоганн Себастьян Бах (последний скопировал все произведение для собственного использования). [ 6 ] [ 7 ] ).
Последователи и поклонники Баха, такие как Карл Филипп Эммануил Бах , Иоганн Кирнбергер и Иоганн Николаус Форкель, знали этот сборник и высоко его ценили. Ян Дисмас Зеленка аранжировал партии Fiori musici для оркестра. Антон Райха включил фугу на тему из Fiori musici в свои экспериментальные «36 фуг» 1803 года.
Возможно, самое важное то, что произведения из Fiori musici использовались в качестве моделей строгого стиля в весьма влиятельном контрапункте трактате- XVIII века «Gradus ad Parnassum» Иоганна Йозефа Фукса . Хотя Фукс, очевидно, высоко ценил Палестрину , его собственные священные произведения а капелла больше подвержены влиянию инструментальных произведений Фрескобальди.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хаммонд и Силбигер 2001 .
- ^ Апелляция 1972 года , с. 477.
- ^ Апелляция 1972 года , с. 480.
- ^ Apple, 1972 , стр. 479–480.
- ^ Апелляция 1972 года , с. 763.
- ^ Пол Бадура-Шкода. «Интерпретация Баха на клавиатуре», с. 259. Перевод Альфреда Клейтона. Издательство Оксфордского университета, 1995, 592 стр. ISBN 0-19-816576-5 .
- ^ Батт, Джон (ред.). Кембриджский компаньон Баха . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. , с. 139., 1997, 342 с. ISBN 0-521-58780-8
Источники
[ редактировать ]- Апель, Вилли (1972). История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Тишлера, Ганса . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Хаммонд, Фредерик; Силбигер, Александр (2001). «Фрескобальди, Джироламо [Джероламо, Джиролимо] Алессандро» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.10219 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )