Соната для виолончели № 2 (Энеску)
Соната для виолончели № 2 | |
---|---|
Камерная музыка Джордже Энеску | |
Ключ | До мажор |
Опус | 26, № 2 |
Составленный | 1935 |
Преданность | Пабло Казальс |
Выполненный | 4 марта 1936 г. Нормальная школа музыки Парижа |
Продолжительность | 30 мин. |
Движения | 4 |
Соната для виолончели № 2 до мажор , соч . 26, № 2 — соната для виолончели и фортепиано румынского композитора Джордже Энеску , написанная в 1935 году. Продолжительность исполнения около 30 минут.
История
[ редактировать ]Энеску начал сочинять свою вторую сонату для виолончели в Тескани , вероятно, в июне 1935 года, и закончил ее в ноябре следующего года. Первое и второе движения завершились в Бухаресте 8 августа и 12 сентября соответственно. Третья и четвертая части завершились в Вене 27 сентября и 30 ноября. [ 1 ]
Соната посвящена Пабло Казальсу , ее премьера состоялась в Нормальной школе музыки в Париже 4 марта 1936 года виолончелистом Дираном Алексанианом под управлением Энеску за фортепиано. [ 2 ]
Опус номер 26, который Энеску присвоил этому произведению, хронологически соответствует предыдущей Третьей сонате для скрипки , соч. 25 и следующую Третью оркестровую сюиту , соч. 27. Странно то, что он решил включить в него гораздо более раннюю Сонату фа минор (1898), написанную до Второй скрипичной сонаты , соч. 6, публикуя две сонаты для виолончели как пару: соч. 26, № 1 и 2. [ 3 ]
Анализ
[ редактировать ]Соната для виолончели в четырех частях.
- Аллегро умеренное и любезное
- Allegro agitato, не слишком тронутый
- Андантино кантабиле, без медлительности
- Финал по-румынски, Аллегро растворился.
Хотя в общих чертах произведение следует классической модели четырехчастной сонаты, разработку Энеску внутренних структур частей нелегко вписать в общепринятые схемы. Определенная подвижность в трансформации музыкального материала. достигает решений, аналогичных решениям классической эпохи, но интерпретируется и видоизменяется по личному вкусу композитора. [ 3 ]
Первая часть относительно несложна и выполнена в форме сонаты-аллегро . Первая тема обширна и распадается на две большие части, где фортепиано и виолончель находятся в гетерофоническом отношении. Его структура усложняется тем, что она излагается дважды, разделенная отрывком, посвященным развитию второй части темы. Второстепенная, скорее Шуманская тема отведена в основном фортепиано, с редкими вкраплениями пиццикато виолончели. Развитие довольно традиционное, но перепросмотр необычайно краток и сопровождается длинной кодой. [ 4 ]
Структура второй части гораздо более проблематична. Хотя один аналитик видит в этом несколько размытое тройное скерцо. [ 5 ] другой выступает за «новую оригинальную структуру, накладывающую сонатную форму - с экспозицией, развитием и перепросмотром - на принципы фуги», [ 6 ] цитируется в Бентойу, [ 7 ] в то время как третий рассматривает это почти как хрестоматийный пример скерцо ABA, хотя и включает циклическое возвращение почти всей основной темы первой части. [ 8 ]
Третью, медленную часть, можно рассматривать как тему и вариации. [ 9 ] или, альтернативно, как сказочная сонатная форма. [ 10 ] Ритм всей части соответствует стилю « парландо - рубато », характерному для румынской народной музыки. [ 11 ]
Финал иногда называют рондо, иногда — сонатой-рондо, тогда как Паскаль Бентуа утверждает, что он «содержит все элементы, позволяющие без колебаний претендовать на сонатную форму». [ 12 ]
Дискография
[ редактировать ]Перечислены в хронологическом порядке по дате записи.
- Джордже Энеску: Композитор и исполнитель / Composer & Performer . Включает соч. 26, № 2, Теодор Лупу, виолончель; Джордже Энеску, фортепиано. Запись для Румынского радио, 1943 год. Запись компакт-диска, 2 диска: цифровой, 4¾ дюйма, монофонический. Бухарест: Румынская радиовещательная корпорация, 2005.
- Джордже Энеску: Впечатления детства, для скрипки и фортепиано, соч. 28; Соната №. 2 ля мажор для фортепиано и виолончели, соч. 26 . Стефан Георгиу, скрипка; Валентин Георгиу, фортепиано (соч. 28); Фотино-ион, клетка; Мария Фотино, фортепиано (соч. 26). Запись LP, 1 диск: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, монофонический. Электрекорд ECE 076. Бухарест: Электрекорд, 1961.
- Джордже Энеску: Соната №. 2 для фортепиано и скрипки фа минор, соч. 6; Соната №. 2 для фортепиано и виолончели до мажор, соч. 26, нет. 2 . Варужан Козигян, скрипка; Валентин Георгиу, фортепиано (соч. 6); Александра Гуцу, виолончель; Елена Косма, фортепиано (соч. 26). Запись LP, 1 диск: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, стерео. Electrecord ST-ECE 01804. Бухарест: Electrecord, 1981.
- Работы Дебюсси, Энеску, Яначека и Кодая . Энеску: Соната для виолончели No. 2 до мажор, соч. 26 Ну 2; Ансси Карттунен, виолончель; Туйя Хаккила, фортепиано. Компакт-диск Finlandia Records (Warner), 1990.
- Джордже Энеску: Соната для фортепиано фа-диез минор, ор. Соната для фортепиано и виолончели ор. 26/2; Рапсодия Ромина для фортепиано, соч . Лори Уоллфиш, фортепиано; Жюльен Мусафия, фортепиано (соч. 11, № 1); Юлиус Бергер , виолончель (соч. 26, № 2). Записано. 25–27 октября 1993 г., Концертхаус, Кронберг/Таунус. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. EBS 6043. Битигхайм-Биссинген: EBS Records, 1995.
- Джордже Энеску: Сонаты для виолончели, соч. 26, нет. 1 и 2 . Герхард Занк, виолончель; Дональд Сульзен, фортепиано. Записано 8, 11, 12 июня 1997 г., Общественный центр Пуллаха. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. [Sl]: Arte Nova Classics, 1997.
- Джордже Энеску: 2 сонаты для виолончели и фортепиано; Ноктюрн и Сальтарелло . Вивиан Спаноге, виолончель; Андре Де Гроот, фортепиано. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Талант DOM 2910 79, Антверпен: Классический талант, 2002.
- Кодай, Мартину, Энеску, Яначек . Эдда Эрлендсдоттир, фортепиано; Бриндис Халла Гилфадоттир, виолончель. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Эрма 200 006 [?5637285413]. [Исландия]: [Сн], 2005.
- Джордже Энеску: Сонаты для виолончели . Лаура Буруяна, виолончель; Мартин Чиба, фортепиано. Записано 26–29 августа 2007 г., Музыкальный центр Фрица Филипса, Эйндховен, Нидерланды. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 43⁄4 дюйма, стерео. Наксос 8570582. [Гонконг]: Наксос, 2008.
- Энеску: Полное собрание сочинений для виолончели и фортепиано . Валентин Радуцю, виолончель; Пер Рундберг, фортепиано. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Хэнсслер Классик 98021. 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бентойу 2010 , стр. 370.
- ^ Зоттовицеану, Рациу и Марбе 1971 , стр. 764.
- ^ Перейти обратно: а б Бентойу 2010 , стр. 351.
- ^ Бентойу 2010 , стр. 352–356.
- ^ Зоттовицеану, Рациу и Марбе 1971 , стр. 767–772.
- ^ Бугичи 1982 , с. 77.
- ^ Бентойу 2010 , стр. 357.
- ^ Бентойу 2010 , стр. 359.
- ^ Бугичи 1982 , стр. 78–79.
- ^ Бентойу 2010 , стр. 360–362.
- ^ Арка 2011 , с. 33.
- ^ Бентойу 2010 , стр. 362.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Поклон, Ариана. 2011. «Вторая соната для виолончели Энеску: синтез румынских фольклорных элементов и западных художественных традиций». ДМА дисс. Таскалуса: Университет Алабамы.
- Бентуа, Паскаль . 2010. Шедевры Джорджа Энеску: подробный анализ , перевод Лори Уоллфиш. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7665-1 (ткань) ISBN 978-0-8108-7690-3 (электронная книга).
- Бугич, Дмитрий. 1982. Архитектурные достопримечательности современного румынского музыкального творчества . Бухарест: Музыкальное издательство, 1982.
- Зоттовицеану, Елена, Адриан Рациу и Мириам Марбе . 1971 «Премьера оперы «Эдип» (1934–1936)». В Джордже Энеску: Монография , 2 тома, под редакцией Мирчи Войканы, 739–876. Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фирка, Клеменса Лилиана. 2006. «Энеско-Барток: Помехи». Studia Musicologica Academiæ Scientarum Hungariæ 47, nos. 3–4 (Орбита Бартока: контекст и сфера влияния его работы: материалы международной конференции, проведенной Архивами Бартока, Будапешт, 22–24 марта 2006 г., Часть I): 345–59.
- Малькольм, Ноэль . 1990. Джордж Энеску: Его жизнь и музыка , с предисловием сэра Иегуди Менухина . Лондон: Токката Пресс. ISBN 0-907689-32-9 .