Веселые шалости Тиля Уленшпигеля
Веселые шалости Тиля Уленшпигеля (нем. Веселые шалости Тиля Уленшпигеля , произносится [tɪl ˈoʏ̯lənʃpiːɡl̩s ˈlʊstɪɡə ˈʃtraɪçə] ), соч. 28) — тональная поэма, написанная в 1894–1895 годах Рихардом Штраусом . Посвященная его другу Артуру Зайдлю , она была впервые исполнена 6 мая 1895 года Кёльнским оркестром Гюрцениха под управлением Франца Вюлльнера .
Произведение ведет хронику злоключений и шалостей немецкого крестьянского народного героя, проказника Тилля Уленшпигеля , который представлен двумя темами. Первая, исполняемая валторной , представляет собой ритмичную мелодию, которая достигает пика, падает вниз и заканчивается тремя длинными громкими нотами, каждая из которых становится все ниже. Второй, для ре-кларнета , хитрый и льстивый, предполагающий, что обманщик делает то, что у него получается лучше всего.
Анализ
[ редактировать ]Работа открывается темой « Однажды ».
когда врывается соло-валторна с двумя повторениями первой темы Тилля. [ 1 ]
Тема взята остальной частью оркестра в форме рондо (которую Штраус написал во французской форме, rondeau), и эта начальная часть завершается повторением тутти- оркестром двух нот. Затем звучит тема кларнета, намекающая на смех Тилля, когда он замышляет свою следующую шутку.
Музыка следует за Тиллем по всей сельской местности: он скачет на лошади по рынку, опрокидывая товары и товары, высмеивает строгое тевтонское духовенство (в лице альтов), флиртует с девушками и гоняется за ними (тема любви отдана первые скрипки), и высмеивает серьезных академиков (в лице фаготов). [ 2 ]
Музыка, напоминающая о поездке на лошади, снова возвращается, и первая тема повторяется во всем оркестре. Кульминация резко меняется на похоронный марш . Тилль был схвачен властями и приговорен к смертной казни за богохульство. Похоронный марш палача начинает диалог с отчаявшимся Тиллем, который пытается уговаривать и шутить, чтобы выбраться из этого затруднительного положения. К сожалению, он не оказывает никакого воздействия на каменного палача, который его вешает. Ход Тилля, которого поднимают на виселицу, графически изображен кларнетом D , а упреждающая барабанная дробь имитируется флейтами после того, как он достиг вершины. Ре-кларнет воет, искажая первую тему, обозначая его предсмертный крик в начале падения, а пиццикато по струнам представляет собой перелом его шеи, когда веревка-петля полностью вытягивается. После минуты молчания возвращается тема «однажды», услышанная в начале, предполагающая, что такого человека, как Тилль, невозможно уничтожить, и произведение заканчивается последней цитатой из музыкальной шутки.
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение написано для большого оркестра:
|
|
|
|
|
- ^ Хотя исходная партитура требует использования кларнета в D, партия обычно исполняется на кларнете E ♭ , поскольку на кларнете D сейчас играют редко.
- ^ Перейти обратно: а б Штраус указывает, что четыре дополнительных валторны и три дополнительные трубы должны быть добавлены ad libitum . Партии должны исполнять отдельные исполнители из оригинальных четырех валторн и трех труб.
Также существует версия для фортепиано в четыре руки, записанная Перси Грейнджером и Ральфом Леопольдом .
Балет
[ редактировать ]Произведение было представлено как балет с хореографией Вацлава Нижинского в 1916 году. [ 3 ]
Дискография
[ редактировать ]- Леонард Бернстайн обсуждает юмор в музыке и дирижировании до «Веселых розыгрышей Уленшпигеля» , Columbia Masterworks ML5625 (1961)
- Берлинский филармонический оркестр под управлением Клаудио Аббадо, Sony CD и Kultur DVD
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейнберг, Майкл . «Штраус: Веселые шалости Тиля Уленшпигеля по мотивам сказки старого разбойника в форме рондо для большого оркестра, опус 28» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ Вилли, Шух . Рихард Штраус: Хроника ранних лет 1864–1898 гг . стр. 397–398.
- ^ «Портрет в балете - веселая сказка Штрауса» , The New York Times (24 октября 1916 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Веселые шалости Тиля Уленшпигеля» , соч. 28 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Ноты концерта Симфонического оркестра Сент-Луиса. Концертная программа на 28 и 29 ноября 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Штраус, Р. (1864–1949) — «Веселые шалости Тиля Уленшпигеля» , (в старом плутовском стиле — в форме рондо — постановка для большого оркестра) . Пол Сероцкий, Music Web (nd)
- Весёлые шалости Тиля Уленшпигеля , Симфоническая поэма, соч. 28. Оценка оркестровой инструментальной проработки; предисловие: Норман Дель Мар. предисловие перевода (немецкий): Стефан де Хаан ISBN 978-3-7957-6619-1
- Брибитцер-Сталл, Мэтью; Голден, Роберт (2007). «Слушание Вагнера в « Тиле Уленшпигеле Штрауса : новый взгляд на веселые шалости » (PDF) . Интеграл: Журнал прикладной музыкальной мысли (21). Ассоциация теории Истмана, Музыкальная школа Истмана : 1–39. ISSN 1073-6913 . ; EBSCO Хост 31528457 (требуется подписка) .
- Забавная серия Тиля Уленшпигеля на Wikibooks