Кларнет ми-бемоль
![]() Кларнет E ♭ с тональностью системы Боэма . | |
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.211.2 (Одноязычковые инструменты – с отверстиями для пальцев) |
Диапазон игры | |
Письменный диапазон: ![]() | |
Связанные инструменты | |
Кларнет ми-бемоль (E ♭ ) принадлежит к семейству кларнетов , он меньше, чем более распространенный B ♭ кларнет , и имеет идеальную кварту выше. Обычно его считают сопранино или пикколо членом семейства кларнетов и представляют собой транспонирующий инструмент в тональности E ♭ с высотой звучания на второстепенную треть выше написанной. Кларнет ми-бемоль имеет общую длину около 49 сантиметров (19 дюймов). [1]
В итальянском языке термин «квартино» относится конкретно к кларнету E ♭, особенно в оркестра партитурах термин терзино . Также используется , обозначающий в более широком смысле любой маленький кларнет; в итальянских партитурах кларнет E ♭ иногда обозначается как терзино в Mi ♭ , например, Fantasia Eroica op. 33 (1913) Франческо Паоло Неглиа . До конца девятнадцатого века термин Elafà также обозначал кларнет в E ♭. [2]
Кларнет E ♭ используется в оркестрах , концертных группах и марширующих оркестрах , а также играет центральную роль в хорах кларнетов , неся мелодии, которые были бы неудобно высокими для кларнета B ♭ . Сольный репертуар ограничен, но композиторы от Берлиоза до Малера широко использовали его как сольный инструмент в оркестровых контекстах.
Тональный диапазон
[ редактировать ]Во многих книгах по оркестровке и инструментам самая высокая письменная нота для кларнета ми-бемоль указана как G6 по сравнению с C7 для кларнетов в ля-бемоль или си-бемоль. [3]
Использование в концертных и военных оркестрах.
[ редактировать ]К концу восемнадцатого века эту роль взял на себя кларнет высокой фа, пока E ♭ . где-то во втором десятилетии 1800-х годов на смену не пришел кларнет [4]
Хотя нота E ♭ является редкостью в школьных оркестрах, она является основным инструментом в колледжах и других ансамблях высшего уровня. В отличие от кларнета-сопрано B ♭ , каждую партию которого исполняют многочисленные музыканты, партию кларнета E ♭ обычно играет только один музыкант в типичном концертном оркестре. Частично это связано с тем, что кларнет E ♭ имеет яркий, пронзительный звук, похожий на звук пикколо . Обычно он играет роль гарнирного инструмента вместе с пикколо, и довольно часто встречаются дуэтные сегменты между двумя инструментами. Кларнет E ♭ часто можно услышать играющим вместе с флейтами и/или гобоями.
Важные сольные партии в стандартном репертуаре оркестра для кларнета E ♭ включают вторую часть Густава Холста для Первой сюиты ми-бемоль Military Band (для двух кларнетов E ♭ ) и его пьесу «Hammersmith» (также для двух E ♭) кларнетов . ), Пауля Хиндемита и Симфония си-бемоль для оркестра Сюита Джейкоба Гордона Уильяма Берда . Кларнет E ♭ также используется в репертуаре современных духовых оркестров, таких как «Танцы на идиш» Адама Горба , где он играет сольную роль на протяжении большей части пятичастной пьесы. [5]
Использовать как детский кларнет.
[ редактировать ]В то время как большинство кларнетов E ♭ созданы и продаются для профессионалов или студентов продвинутого уровня, недорогие пластиковые кларнеты E ♭ производятся для начинающих детей. У них упрощенная система аппликатуры, отсутствуют некоторые клавиши трелей и альтернативные аппликатуры.
Ре кларнет
[ редактировать ]немного большего размера Кларнет D встречается редко, хотя он был распространен в начале и середине восемнадцатого века (см. Концерты Молтера ниже). Кларнет D имеет общую длину около 52 см. [6] С конца того века и по настоящее время он стал менее распространенным, чем кларнеты ми ♭ , си ♭ , ля или даже до. Увертюра Генделя ре мажор для двух кларнетов и валторны, вероятно, была написана для двух кларнетов ре. [4] Некоторые композиторы когда-то обычно использовали кларнеты D (например, » Римского-Корсакова «Млада ) для использования одним игроком, оснащенным инструментами D и E ♭ — аналогично игроку, использующему инструменты B ♭ и A. [4] В современном исполнении (особенно в Северной Америке и Западной Европе за пределами немецкоязычных стран) является нормальным транспонировать партии D кларнета на E ♭ кларнета. [4]
Обоснование, лежащее в основе выбора композитором между кларнетом E ♭ и D, часто трудно понять и может показаться извращенным, особенно когда не выбранный вариант будет легче исполнить. Например, оригинальная версия Арнольда Шенберга предназначена Камерной симфонии № 1 для кларнета E ♭ , а оркестровая версия — для D. [4] Некоторые отрывки из Мориса Равеля записаны «Дафниса и Хлои» в концерте D, но рассчитаны для кларнета E ♭ , в результате чего некоторые аппликатуры в этих отрывках чрезвычайно сложны на кларнете ми-бемоль, который вынужден играть в си-бемольном кларнете. мажор, но было бы намного проще на кларнете ре, который будет играть в до мажоре. Другим известным примером является партия ре-кларнета в Рихарда Штрауса опере «Till Eulenspiegels lustige Streiche» .
Сольная и камерная литература для кларнета E ♭ (или D)
[ редактировать ]
Сольные произведения для этих инструментов относительно редки, однако их количество постоянно увеличивается.
- Иоганн Мельхиор Мольтер : Шесть концертов для кларнета (D; среди самых ранних сохранившихся концертов для кларнета). [7]
- Концерты Джерома Неффа и Уильяма Нила. [4]
- Эрнесто Каваллини : вариации «Венецианский карнавал» , «Фантазия на тему из оперы «Ультимо Джорно ди Помпеи» » и (с Джакомо Паницца) «I bambini di Eduardo 4th » (все для E ♭ кларнета и фортепиано). [4]
- Пол Мефано : Инволютивность для соло E ♭ кларнета
- Анри Рабо : «Solo de Concours» для кларнета E ♭ . [4]
- Jeroen Speak : Эпейсодо для соло E ♭ кларнета.
- Амилькаре Понкьелли : Квартет для B ♭ и E ♭ кларнетов , флейты и гобоя в сопровождении фортепиано . [4]
- Джачинто Счелси : «Тре Пецци для ми ♭ кларнета»
- Уильям Болком : «Сюита из четырех танцев для ми ♭ кларнета»
- Мануэль Лилло Торрегроса : «Терен Роф», «Vivencias», «Obviam ire siglo», «Angular»: Концерты 1, 2, 3, 4 для E ♭ Кларнет и оркестр
- Арнольд Шёнберг : Сюита, соч. 29 (E ♭ , B ♭ и бас-кларнет , скрипка , альт , виолончель , фортепиано).
- Антон Веберн : Три песни для голоса, кларнета ми-бемоль и гитары Op.18.
Оркестровая и оперная музыка с использованием кларнета E ♭ (или D).
[ редактировать ]Партии, написанные для кларнета D, обычно исполняются на более популярном кларнете E ♭ , при этом исполнитель транспонирует или играет написанную партию, транспонированную на полтона ниже.
Оркестровые композиции и оперы с заметными соло кларнета E ♭ или D включают:
- Гектор Берлиоз : Фантастическая симфония (E ♭ ) [4]
- Морис Равель : Болеро (E ♭ ) [4]
- Рихард Штраус : Забавные шалости Тиля Уленшпигеля (D) [4]
- Игорь Стравинский : Весна священная (D и E ♭ ) [4]
- Дмитрий Шостакович - Симфония № 6 (E ♭ ), Золотой век (E ♭ ), [4] Леди Макбет Мценского уезда (E ♭ )
- Густав Малер - Симфония № 1 (E ♭ )
Другие оркестровые композиции и оперы, в которых широко используется кларнет E ♭ или D, включают:
- Бела Барток - Замок Синей Бороды (1 и 2 двойных E ♭ ), Чудесный мандарин (E ♭ и D)
- Леонард Бернштейн - Кандид , Вестсайдская история , В городе , Дивертисмент для оркестра , Слава! Политическая увертюра
- Аарон Копленд - El Salon Mexico [8]
- Эдвард Элгар - Симфония № 2
- Леош Яначек - Симфониетта
- Густав Малер - Симфонии №№ 1 (2 E ♭ s), 2 (2 E ♭ s), 3 (2 E ♭ s), 4 , 5 (D), 6 (4-я часть для D), 7 , 8 , 9 , 10
- Карл Орф — Кармина Бурана (Орф) , прекрасная комедия De temporum (6 кларнетов ми ♭ , с тремя дублирующими си ♭ )
- Сергей Прокофьев — Симфонии №№ 4 , 5 , 6
- Морис Равель - Дафнис и Хлоя , Концерт соль мажор для фортепиано с оркестром , Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки
- Франц Шмидт - Симфония № 4
- Дмитрий Шостакович — Симфонии №№ 4 , 5 , 7 , 8 , 10 , «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Рихард Штраус - Жизнь героя , Альпийская симфония , Так говорил Заратустра , Домашняя симфония (D), Легенда об Иосифе (D)
- Игорь Стравинский - Жар-птица (Д), Весна священная
Недавнее использование
[ редактировать ]После 1950 года произведений с использованием кларнета E ♭ слишком много, чтобы их можно было отметить отдельно. Однако среди тех, где инструмент выходит за рамки того, что можно было бы считать нормальным в современной музыке, - Джона Адамса , Камерная симфония где два музыканта играют E ♭ и бас-кларнет и «дубль» на сопрано, а также Адрианы Хёльски для «А» двоих. Е ♭ кларнеты. Расширенные методы игры на кларнете B ♭ , включая мультифонику , трепетание языка и крайние регистры, были импортированы в E ♭ .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гангл, Мануэль (2021). Кларнет ми-бемоль . Австрия: Мануэль Гангл Верлаг. п. 72. ИСБН 978-3-9519865-3-1 .
- ^ С любовью, Адриано (2018). Маленькие кларнеты в Италии [ Маленькие кларнеты в Италии ] (на итальянском языке). Турин: GEDI Gruppo Editoriale / Адриано Аморе. п. 13–15. OCLC 1124643607 .
- ^ Гангл, Мануэль (2021). Кларнет ми-бемоль . Австрия: Мануэль Гангл Верлаг. п. 85. ИСБН 978-3-9519865-3-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Чайков, Василий (1995). «Высокие кларнеты». В Лоусоне, Колин (ред.). Кембриджский компаньон кларнета . Кембриджские спутники музыки . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 43–56.
- ^ Рейниш, Тим. "Schuhplatter To Stockhausen - Концерт танцевальной музыки" .
- ^ Гангл, Мануэль (2022). Концерт № 1 для кларнета D и Молтера для кларнета . Австрия: МГ Верлаг. п. 34. ISBN 978-3-9519865-6-2 .
- ^ Олдрич, Саймон (февраль 1997 г.). «Иоганн Мельхиор Молтер». Журнал «Континуо» .
- ^ Райс, Альберт Р. (25 июля 2013 г.). "Кларнет". Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.A2240511 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Хэдкок, Питер, «Оркестровые этюды для E ♭ кларнета», Roncorp Publications. Полезный ресурс для исполнителей E ♭ от давнего музыканта E ♭ Boston Symphony и преподавателя Консерватории Новой Англии Хэдкока, содержащий множество стандартных отрывков, руководства по исполнению и обширную аппликатурную таблицу.
- Гангл, Мануэль (2021). «Кларнет ми-бемоль. История, интонация, звучание, техника, геометрия, тоновой диапазон, репертуар, советы и многое другое. Часть 1», М.Г. Верлаг. Мануэль Гангл — кларнетист Венского симфонического оркестра ми-бемоль.
- Гангл, Мануэль (2022). «Концерт № 1 для кларнета D и Молтера для кларнета», М.Г. Верлаг.