Шимон Лави
Хакхам Шимон Лави | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Шимон Лави 1486 Испания |
Умер | 1585 г. (98–99 лет) Триполи , Ливия |
Религия | иудаизм |
Позиция | Даян (судья раввинского суда) |
Организация | Триполи Раввинский суд |
Началось | 1549 |
Закончено | 1585 |
Ярцайт | 15 из 5345 [ 1 ] |
Похороненный | Триполи |
Шимон Лави ( иврит : Шимон ибн Лави , также Шимон ибн Лави , иврит : Шимон ибн Лави , [ а ] англизированный как Симеон Лаби , 1486–1585) [ 1 ] [ 4 ] [ б ] был сефардом Хахамом , каббалистом , врачом, астрономом и поэтом. Ему приписывают основание религиозных учреждений и возрождение изучения Торы в Триполи , Ливия, в середине шестнадцатого века, где он служил духовным лидером и даяном (судьей-раввином) более трех десятилетий. Он является автором комментария к « Зоару» под названием «Кетем Паз» и пиюта « Бар Йохай », каббалистического гимна, который стал широко популярен в еврейском мире. Ливийские евреи считают его своим величайшим ученым. [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]В детстве Лави был изгнан со своей родины из Испании вместе со своей семьей во время испанского изгнания 1492 года . Они переселились в Фес, Марокко , где Лави изучал Тору и Каббалу. [ 1 ] [ 4 ] В 1549 году Лави намеревался иммигрировать в Израиль, но был похищен и удержан с целью выкупа «арабскими бандитами». [ 3 ] [ 6 ] Он был искуплен и прибыл в Триполи , где обнаружил, что общине не хватает духовного руководства, и вместо этого решил поселиться там. [ 4 ] [ 5 ]
Лави приписывают основание религиозных учреждений еврейской общины Триполи, возрождение изучения Торы и установление такканот (правил еврейской общины). [ 3 ] [ 7 ] [ 8 ] Выполняя обязанности посека и даяна (судьи раввинского суда), Лави поставил раввинский суд на прочную основу и назначил больше судей, чтобы вести общину в будущее. [ 4 ] В более поздних поколениях евреи Триполи имели обычай читать поминальную молитву каждый канун Йом Кипура от имени всех судей, которые работали в раввинском суде со времен Лави до наших дней. [ 9 ] Усилия Лави по возрождению образования Торы также остановили духовный упадок среди евреев Триполи; Спустя 300 лет после его смерти в городе действовало одиннадцать раввинских академий. [ 10 ] Ливийские евреи считают Лави своим величайшим ученым. [ 5 ]
Выдающийся каббалист, Лави включил изучение еврейских мистических текстов в ежедневный ритуал общины. Зоар Танахом занял свое место в качестве священной книги наряду с и Талмудом , и люди читали ее в будние дни, в субботу и на особых общественных собраниях. [ 4 ] Лави закрепил в Триполи молитвенный обряд по сефардскому обычаю . [ 4 ] Его пийют « Бар Йохай » каждую пятницу вечером исполнялся евреями Триполи на мелодию, сочиненную самим Лави. [ 4 ] Лави также работал врачом у турецкого губернатора и представлял еврейскую общину перед правящими властями. [ 4 ] [ 6 ] Говорили, что он пользовался большим уважением среди министров правительства. [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]Кетем Пас
[ редактировать ]Около 1570 года Лави написал комментарий к «Зоару» («Книги Бытия» и «Исход» ). [ 4 ] [ 6 ] Комментарий был отмечен акцентом на пешат (прямой смысл) текста Зоар, а не на деруш (сравнительный анализ). [ 4 ] Помимо каббалистических дискуссий, Лави продемонстрировал познания в алхимии . [ 11 ] Рукопись оставалась в рукописной форме до 1795 года, когда богатые евреи Триполи организовали публикацию комментария только к Книге Бытия в двух частях. [ 1 ] Название этой работы «Кетем Паз » было выбрано Чидой , который находился в Ливорно, пока там печаталось произведение. [ 1 ] [ 4 ]
Кроме того, Лави написал комментарий Биур Миллот Зарот ше'б'Сефер ха-Зохар (Объяснение иностранных слов в Книге Зоар), [ 12 ] что демонстрирует его владение испанским и арабским языками. [ 4 ] Эта работа была опубликована в «Яд Нееман» (1804 г.) раввином Авраамом Мирандой. [ 5 ] [ 12 ] Лави также написал Седер Тиккуней Каллах , чтения в ночь Шавуот (Венеция, 1680 г.). [ 5 ]
« Бар Йохай »
[ редактировать ]Лави сочинил многочисленные пиютимы , [ 4 ] [ 5 ] наиболее известным из них является « Бар Йохай », написанный в честь рабби Шимона бар Йохая , автора «Зоара». [ 12 ] Эта композиция демонстрирует мастерство Лави в Торе и Каббале, поскольку рифмованные строфы включают выражения из Танаха, раввинских учений и идей, а также выражения из Зоара и других мистических текстов. Первая буква каждой строфы образует акростих имени автора. [ 4 ]
Лави спел песню как на иврите, так и в иудео-арабском переводе. [ 4 ] Песня была привезена в Цфат , Палестина, и была принята студентами Аризаля , которые, в свою очередь, привезли ее в Европу. Впервые он был напечатан в начале XVII века в Праге и Кракове . В издание « Кетем Паз» 1795 года вошли это и другие сочинения Лави. [ 4 ] [ 5 ] Песня стала широко популярной в еврейском мире. [ 5 ] [ 13 ] Обычаи различаются в отношении пения этой песни в субботу , но все общины, как сефарды, так и ашкенази, поют ее в Лаг БаОмер , Йом Хиллула Шимон бар Йохай. [ 4 ]
Могила
[ редактировать ]Могилу Лави в Триполи посещали еврейские паломники со всей Ливии как в течение года, так и в его Йом Хиллула . Гробницу также почитали мусульмане, которые называли его «Ибн Лимам». [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Различия в написании его имени и его чрезвычайно долгая продолжительность жизни побудили некоторых исследователей, в том числе профессора Иегуду Либеса из Еврейского университета в Иерусалиме , предположить, что существовало два Лависа с одинаковыми именами: «Шимон Лави», изгнанный из В Испании в 1492 году сочинил каббалистический гимн « Бар Йохай » и другие пиюттим , а также «Шимон ибн Лави», ставший автором « Кетем Паз» . [ 2 ] [ 3 ]
- ↑ Согласно неопубликованной рукописи раввина Авраама Халфона , Лави умер в 1580 году. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Чахам Шимон Лави» [Чахам Шимон Лави] (на иврите). ХеЧакхам ХаЙоми . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ «Рабби Шимон ибн-Лави» . Университет Бен-Гуриона . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Рабби Шимон Лави» [рабби Шимон Лави] (на иврите). Национальная библиотека Израиля . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Раввин Шимон Лави (на иврите), Центр «Ор Шалом», 26 января 2014 г. Дата обращения 15 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шолем, Гершом (1 января 2007 г.). «Лаби, Симеон» . Энциклопедия иудаики . Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Хус, Боаз (октябрь 1992 г.). «Кетем Паз — Каббалистическое учение раввина Симеона Лави в его комментарии к Зогару» . Проверено 25 мая 2016 г. .
- ^ Голдберг 1996 , с. 144.
- ^ Коэн, Хаим Зев (2007). «Триполи» . Энциклопедия иудаики . Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ Голдберг 1996 , с. 151.
- ^ Бет ха-тефуцот 1980 .
- ^ Шолем 2006 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б с Вопрос 2014 , с. 376.
- ^ Карми 2006 , с. 184.
- ^ Бен-Ами 1993 , стр. 78, 81–82.
Источники
[ редактировать ]- Бен-Ами, Иссахар (1993). «Святое почитание среди евреев Северной Африки» . Обзор еврейского фольклора и этнологии . 15 (2).
- Бет ха-тефуцот (1980). Ливия, вымершая еврейская община . ХаБаит.
- Карми, Т. (2006). Книга еврейских стихов «Пингвин» . Пингвин Великобритания. ISBN 0141966602 .
- Гольдберг, Харви Э. (1996), «Общинная организация евреев Триполитании в позднеосманский период» , в Дешене, Шломо; Зеннер, Уолтер П. (ред.), Евреи среди мусульман: общины на доколониальном Ближнем Востоке , NYU Press, ISBN 0814796761
- Патай, Рафаэль (2014). Еврейские алхимики: история и справочник . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1400863662 .
- Шолем, Гершом (2006). Алхимия и Каббала . Весенние публикации. ISBN 0882145665 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кетем Паз - Часть I в JewishBooks
- Кетем Паз - Часть II в JewishBooks