Раав
Раав ( / ˈ r eɪ h æ b / ; [1] Иврит : רָחָב , современный : Раав , тиверийский : Rāḥāḇ , «широкий», «большой», арабский : رحاب, обширное пространство земли) был, согласно Книге Иисуса Навина , язычницей и хананеянкой , проживавшей в Иерихоне. в Земле Обетованной и помог израильтянам, спрятав двух мужчин, которых послали разведать город перед их нападением. [2] В Новом Завете она восхваляется как пример святой, которая жила верой , [3] и как некто «считающийся праведным » за свои дела . [4] Согласно библейскому исследованию, автор имел в виду, что она на самом деле не способствовала завоеванию города, а скорее спасла себя и свою семью от гибели от сил израильтян. [5] [6]
Версия короля Иакова передает имя как Рахав , после его буквального написания на греческом языке, которое отличается от написания Раав в посланиях Иакова и Евреям . Большинство современных версий интерпретируют это как Раав , игнорируя это различие. [7]
Профессия Раав
[ редактировать ]Еврейское слово אשה זונה ( ишах зонах ), используемое для описания Раав в Иисусе Навине 2:1 , буквально означает « блудница ». [8] Хотя Талмуд придерживается этой интерпретации, некоторые источники в раввинистической литературе настаивают на том, что она была «содержательницей гостиницы», основываясь на Таргуме Джонатане и других текстах ( еврейский вавилонский арамейский : פֻנדְקֵיתָא , латинизированный: pundǝqeṯā [9] ). Имя Раав, предположительно, является сокращенной формой предложения rāḥāb-N , «бог N открыл/расширил (матку?)». [10] Еврейское слово «зона» может относиться к светской или культовой проституции, и широко распространено мнение, что последняя была неизменным элементом ханаанской религии , хотя недавние ученые оспаривают это. [8] Однако существовало отдельное слово qǝdēšâ , которым можно было обозначать ритуальных проституток . [8]
Иосиф Флавий упоминает, что Раав держала гостиницу , но умалчивает, была ли просто сдача комнат в аренду ее единственным источником дохода . [11] Нередко и гостиница, и бордель в одном здании работали ; таким образом, вход в покои Раав не обязательно был отклонением от приказа Иисуса Навина. Действительно, как отмечает Роберт Болинг, такое учреждение могло бы стать идеальным местом для шпионов для сбора разведывательной информации. [8] Ряд ученых отметили, что рассказчик во 2-й главе книги Иисуса Навина, возможно, намеревался напомнить читателям о «извечном симбиозе военной службы и публичного дома». [8]
В христианском Новом Завете Послание Иакова и Послание к Евреям следуют традиции, установленной переводчиками Септуагинты , в использовании греческого слова «πόρνη» ( pórnē , которое обычно переводится на английский язык как « блудница » или «проститутка»). "), чтобы описать Раав. [12] [13] [14]
Уильям Л. Лайонс заметил, что толкователи Библии рассматривали Раав как образец гостеприимства, милосердия, веры, терпения и покаяния в ее общении со шпионами Иисуса Навина. Таким образом, иерихонская блудница стала образцом добродетели. [15]
В еврейской Библии
[ редактировать ]Согласно книге Иисуса Навина, [16] Когда евреи расположились лагерем в Ситтиме в Араве или долине реки Иордан напротив Иерихона , готовые переправиться через реку, Иисус Навин в качестве последней подготовки послал двух соглядатаев исследовать военную мощь Иерихона. Соглядатаи остановились в доме Раав, встроенном в городскую стену. Солдаты, посланные для поимки соглядатаев, попросили Раав вывести соглядатаев. [17] Вместо этого она спрятала их под связками льна на крыше. Это было время жатвы ячменя, а лен и ячмень в долине реки Иордан созревают одновременно, так что «можно было ожидать, что пучки стеблей льна именно тогда засохнут». [18]
Раав сказала соглядатаям:
9 Она сказала людям: «Я знаю, что БОГ отдал вам эту страну, потому что страх перед вами напал на нас, и все жители земли дрожат пред вами. 10 Ибо мы слышали, как Бог иссушил для вас воды Тростникового моря, когда вы вышли из Египта, и что вы сделали с Сигоном и Огом, двумя аморрейскими царями за Иорданом, которых вы обрекли. 11 Когда мы услышали об этом, мы пали духом, и ни у кого не осталось духа из-за тебя; ибо ВЕЧНЫЙ Бог твой — единственный Бог на небе вверху и на земле внизу. 12 Теперь, поскольку я проявил верность тебе, поклянись мне БОГОМ, что и ты, в свою очередь, проявишь верность моей семье. Дай мне надежный знак 13, что Ты сохранишь жизни моего отца и матери, моих братьев и сестер и всех, кто принадлежит им, и спасешь нас от смерти».
- Иисус Навин 2: 9–13. [19]
После побега соглядатаи пообещали пощадить Раав и ее семью после взятия города, даже если будет резня, если она отметит свой дом, вывесив из окна красный шнур. Некоторые утверждают, что символ красного шнура связан с практикой квартала красных фонарей . [20]
Когда пал город Иерихон , [21] Раав и вся ее семья были сохранены по обещанию соглядатаев и включены в число еврейского народа. (В античных осадах город, павший после длительной осады, обычно подвергался резне и разграблению.)
Тиква Фраймер-Кенский считает Раав «умной, инициативной, хитрой и не боящейся ослушаться и обмануть своего царя». Она также считает Раав «одной из первых спасительниц Израиля» из-за «ее верности Богу и Израилю». [22] Будучи первым неизраильтянином и, в частности, первой ханаанской женщиной, вступившей в союз с Израилем, убеждения Раав побудили ее защищать мужчин, посланных Иисусом Навином, несмотря на ее происхождение. [22]
Майкл Куган говорит, что книга Иисуса Навина больше, чем любая другая книга Библии, содержит короткие этиологические повествования, объясняющие происхождение религиозных ритуалов, топографические особенности, генеалогические связи и другие аспекты жизни древнего Израиля, и что легенда о Раав такой пример. Таким образом, история Раав дала бы ответ на вопрос, как ханаанская группа стала частью Израиля, несмотря на девтерономический запрет убивать всех хананеев и не вступать с ними в брак. [23] [24] [25]
Некоторые ученые видят параллели между 2-й главой Иисуса Навина и 19-й главой Бытия, в которой повествуется о падении Содома и Гоморры . Подобно Содому и Гоморре, Иерихон считался столь же нечестивым: Раав бросила вызов «репрессивному истеблишменту» Иерихона, приняв сторону разрушителей Иерихона (т.е. израильтян). [26] По совпадению, считалось, что эти города расположены среди крупной линии разлома, простирающейся на 1100 километров от Красного моря до Турции. [27]
В раввинской литературе
[ редактировать ]В мидраше Раав названа одной из четырех самых красивых женщин, которых когда-либо знал мир, наряду с Сарой , Авигеей и Эстер . В Вавилонском Талмуде Раав была настолько красива, что одно упоминание ее имени могло вызвать возбуждение (Мегилла 15а). Говорят, что Раав обратилась в христианство в возрасте 50 лет, после 40 лет занятий проституцией, и покаялась в трёх грехах, сказав:
Мастер Вселенной! Я согрешил тремя вещами [глазом моим, бедром моим и чревом моим]. По достоинству трёх вещей прости меня: верёвки, окна и стены [прости меня за занятие блудом, потому что я подвергал себя опасности, когда спускал верёвку для соглядатаев из окна в стене]» (Вавилонский Талмуд, Зевахим 116а–б).
Похожая традиция гласит, что Раав заявляет: «Простите меня за веревку, окно и лен [стебли льна, под которыми она прятала соглядатаев]».
Из-за этого раввины интерпретируют библейские стихи, в которых говорится о гражданах Иерихона, «тающих от страха», такие как Иисус Навин 2: 9–11 и Иисус Навин 5: 1 , как описывающие их неспособность поддерживать эрекцию, услышав о военных победах Израиля. Раав знала это, потому что «не было министра или князя, который бы не посетил Раав блудницу». [28]
Раввины считали Раав достойной обращенной в иудаизм и засвидетельствовали, что Раав вышла замуж за Салмоне после ее обращения; их потомками были пророки Иеремия , Хелкия , Сераия , Махсея, Варух , Иезекииль и пророчица Хульда , [29] хотя в книге Иисуса Навина нет никаких сообщений о том, чтобы лидер женился на ком-либо или вел семейную жизнь. [30] Раав часто упоминается наряду с Итро (Итро) и Нееманом как «положительный пример» новообращенных, присоединившихся к Израилю. [31] а в другом мидраше Раав выступает в роли защитника всех народов мира. [32] [33]
Некоторые полагают, что генеалогии, описанные в Иеремии 1:1 и Иезекииля 1:3, помогли развеять обвинения в том, что Иеремия и Иезекииль были потомками Раав. В то время израильтяне подвергали дискриминации этих пророков из-за этого предполагаемого наследия. [34]
В Новом Завете
[ редактировать ]В Новом Завете Раав (греч. Ῥαάβ ) из Книги Иисуса Навина упоминается как пример человека веры. [3] и добрых дел. [4] В каждом из этих отрывков Раав упоминается как «блудница».
Другое написание имени, Рахав (транслитерированное королем Иаковом в переводе греческого Ῥαχάβ ), упоминается в Евангелии от Матфея как один из предков Иисуса ( Матфея 1:5 ). Она вышла замуж за Салмона из колена Иуды и была матерью Вооза . В большинстве других английских Библий ее имя записано как Раав .
В художественной литературе
[ редактировать ]- Раав изображена как добродетельная душа (в Третьем круге неба) в ( Данте «Божественной комедии» Paradiso 9.112 и далее).
- Раав — персонаж мифов Уильяма Блейка . Она изображена как блудница, похожая на вавилонскую блудницу , и фигурирует рядом с персонажем Блейка Тирцей , олицетворяющей материализм, ложную религию и падшую сексуальность. Объятия Раав Уризена, который в общих чертах представляет падший разум, рассматриваются как консолидация ошибки, необходимой для вынесения Страшного суда.
- Утверждение Хью Бротона, спорного историка, о том, что Раав уже была «блудницей в десятилетнем возрасте», используется Гумбертом Гумбертом для объяснения или, возможно, оправдания своего влечения к молодым девушкам в « Лолите » Набокова . [35]
Вымышленные рассказы о жизни Раав
- Афшар, Тесса. Жемчужина на песке (2010), ISBN 978-0-8024-5881-0
- Бертон, Энн. История Раав (2005), ISBN 0-451-21628-8 ; Вторая книга из серии Бертона «Библейские женщины».
- Гавел, Карлин и Фошо, Шарон. «Алая веревка» (2014), ISBN 1940099692
- Макфарлейн, Ханна. «Алая веревка» (2009), ISBN 1844273709
- Моррис, Гилберт. Дочь Освобождения . ISBN 0-7642-2921-4 ; Шестая книга серии «Львы Иуды».
- Риверс, Франсин. Без стыда: Раав (2000), ISBN 978-0842335966 ; Вторая книга из серии Риверса « Происхождение благодати ».
- Слотер, Фрэнк Г. Алая шнур: Роман о женщине из Иерихона (1956), ISBN 0671774980
- Смит, Джилл Эйлин. Багровая веревка: История Раав (2015). ISBN 978 0 8007 2034 6 ; Первая книга серии «Дочери земли обетованной» Смита.
- Вольф, Джоан. Эта Алая Шнурка: История любви Раав (2012), ISBN 1595548777
- Дженнингс, Дженифер. «Багровый шнур» (2017), ISBN 1954105061
- Крейг, Наоми. «Мужество Раав» (2021),
Телевизионные изображения
- Раав изображается Мирной Фэйи в сериале 1967 года «Туннель времени» в 20-й серии под названием «Стены Иерихона».
- Раав изображается Стефани Леонидас в телевизионном мини-сериале 2013 года Библия.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обозначается как «рахаб» в «Руководстве по произношению Книги Мормона» . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. По состоянию на 25 февраля 2012 г.
- ^ Иисус Навин 2: 1–24.
- ^ Перейти обратно: а б Евреям 11:31
- ^ Перейти обратно: а б Иакова 2:25
- ^ Шервуд, А. Введение лидера в заблуждение и профессия проститутки: пересмотр Джошуа 2, JSOT , 31, 1, 2006, 43-61
- ^ Закович, Ю. Юмор и теология или успешный провал израильской разведки: литературно-фольклорный подход к Иисусу Навину 2, Текст и традиция, С. Нидич (3-й), Атланта, Джорджия, 1990, 75-98
- ^ «Значение Раав» . Публикации Абарима.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Болинг, Роберт Г. (1981). Джошуа , Том. 6. Якорная библейская серия. стр. 144-145.
- ^ "pwndqyt" . Cal.huc.edu . Полный арамейский лексикон.
хозяйка JLatg, LJLA. TgJ ИсН 2:1: И пошли они в дом Итты Пундкиты и Вушмы Раав. TgJ 1K3:16 . TgTosPr Суд.11:1 : И вот женщина, которая любила мужчину, не принадлежавшего к ее племени, оставляла свою семью без права собственности; и люди называли ее «хозяйкой» [проституткой МТ].
- ^ Нот, Мартин, «Израильские личные имена в контексте общесемитских имен», Вклад в науку Ветхого и Нового Завета III, 10, 193.
- ^ Иосиф Флавий. Древности евреев . 5.1.2. Размещено в Wikisource.
- ^ Иакова 2:25 , 1881 г., Новый Завет Уэсткотта-Хорта.
- ^ Евреям 11:31 , 1881 г., Новый Завет Уэсткотта-Хорта.
- ^ Иисус Навин 2 , греческая Септуагинта (LXX).
- ^ Лайонс, Уильям Л. (июль 2008 г.). «Раав на протяжении веков: исследование христианской интерпретации Раав» . Форум Общества библейской литературы.
- ^ Иисус Навин 2: 1–7.
- ^ Иисус Навин 2:3
- ^ Гейки, Джон Каннингем (1881). Часы с Библией , том 2. Лондон: SW Partridge & Co., с. 390.
- ^ «Иисус Навин 2:9-13» . www.sefaria.org .
- ^ Мобли, Грегори (2012). Возвращение монстров хаоса: и другие библейские истории . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. п. 60. ИСБН 978-0-8028-3746-2 .
- ^ «Иисус Навин 6:17-25» . www.sefaria.org .
- ^ Перейти обратно: а б Фраймер-Кенский, Тиква Симоне. (2002). Чтение женщинам Библии (1-е изд.). Нью-Йорк: Schocken Books. ISBN 0-8052-4121-3 . OCLC 49823086 .
- ^ Второзаконие 20: 16–18.
- ^ Второзаконие 7: 1–4.
- ^ Куган, Майкл (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Издательство Оксфордского университета. стр. 162–164.
- ^ Козлова, Екатерина Евгеньевна (2020). «Что в имени? Раав, хананеянка, и риторика освобождения в еврейской Библии» . Открытое богословие . 6 (1): 572–586. doi : 10.1515/opth-2020-0106 – через Де Грюйтера.
- ^ Нив, Дэвид; Эмери, нокаут (1995). Разрушение Содома, Гоморры и Иерихона: геологические, климатологические и археологические предпосылки (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195090949 .
- ^ Робертсон, Эми Купер (27 июня 2019 г.). «Раав, верная блудница» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 8 февраля 2024 года.
- ^ Талмуд , б. Мегилла 14б
- ^ "Иошуа бен Нун" . Еврейская виртуальная библиотека. По состоянию на 25 января 2021 г.
- ^ "Раав" . Еврейская энциклопедия.com. По состоянию на 25 января 2021 г.
- ^ Ассис, Эли (2004). «Выбор служить Богу и помогать Его народу: Раав и Яэль». Библика . 85 (1): 82–90. JSTOR 42614492
- ^ Баскин, Джудит (1979). «Раввинистические преобразования Раав Блудницы». Английский журнал Нотр-Дама . 11 (2): 141–157. JSTOR 40062458
- ^ Кадари, Тамар (2024). «Раав: Мидраш и Агада» . Еврейский женский архив . Архивировано из оригинала 8 февраля 2024 года.
- ^ Набаков Владимир. Лолита (Современная классика Пингвина) . п. 12.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). « Раав ». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.