Последнее искушение Христа (роман)
Автор | Никос Казандзакис |
---|---|
Оригинальное название | Телеутайос Пейразмос |
Переводчик | Питер А. Гуд (США) |
Язык | Греческий |
Жанр | Историческая фантастика |
Издатель | Саймон и Шустер (США) и Бруно Кассирер (Великобритания) |
Дата публикации | 1955 |
Место публикации | Греция |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 506 (первое издание, твердый переплет) |
ISBN | 0-684-85256-Х |
ОКЛК | 38925790 |
Последнее искушение Христа или Последнее искушение ( греч . Ο Τελευταίος Πειρασμός , O Teleftéos Pirasmós ) — исторический роман, написанный Никосом Казандзакисом , впервые опубликованный на греческом языке в 1955 году, а затем переведенный на английский в 1960 году. В романе изображена жизнь об Иисусе и его борьбе с различными формами искушений , включая страх, сомнение, депрессию, сопротивление и похоть.
После публикации книга была осуждена Католической церковью и Греческой православной церковью ; с тех пор ему бросили вызов многочисленные христианские группы и консервативные организации. 1988 года, Не менее противоречивой была и экранизация снятая Мартином Скорсезе .
Сюжет
[ редактировать ]Роман начинается с того, что Иисус находится в пустыне, борясь со своим божественным призванием и осознавая свою неминуемую смерть. На протяжении всей книги Иисус борется со своими человеческими желаниями и искушением вести нормальную жизнь, вдали от страданий и жертв, которые, как он знает, его ждут. Несмотря на свои сомнения, Иисус решает довести до конца свою миссию, что в конечном итоге приводит к его аресту, суду и распятию.
Однако кульминация романа принимает другой оборот: Иисус показан умирающим на кресте только для того, чтобы проснуться в видении мира, в котором он не умер, а вместо этого прожил долгую нормальную жизнь с Марией Магдалиной в качестве своей жены после выбора отказаться от своего призвания. В этом мире Иисус испытывает любовь, боль и страдания, как и любой другой человек.
Проживая свою жизнь в этом альтернативном мире, Иисус начинает задаваться вопросом, стоила ли его божественная миссия всех страданий, через которые он прошел. В конце концов он понимает, что, хотя он был бы доволен жизнью обычного человека, его смерть становится бессмысленной, а его учения забыты. Приняв, что его судьба — пожертвовать собой ради человечества, Иисус охотно возвращается к своей судьбе как Сын Божий.
Роман завершается восхождением Иисуса на небеса, оставив после себя наследие любви, жертвы и искупления.
Темы
[ редактировать ]Казандзакис утверждает в предисловии к роману, что, столкнувшись со всеми человеческими слабостями и победив их, Иисус изо всех сил старался исполнить волю Бога, никогда не поддаваясь искушениям плоти. В романе выдвигается аргумент о том, что, если бы Иисус поддался любому такому искушению, особенно возможности спасти себя от креста, его жизнь имела бы не большее значение, чем жизнь любого другого философа.
Критик И. А. Ричардс заявил, что роман Казандзакиса пытается вернуть ценности раннего христианства, такие как любовь, братство, смирение и самоотречение. [ 1 ] По словам английского переводчика книги Питера А. Бьена, психология « Последнего искушения» основана на идее о том, что каждый человек, включая Иисуса, по своей природе злой, а также добрый, жестокий и ненавистный, а также любящий. Психологически здоровый человек не игнорирует и не хоронит зло внутри себя. Вместо этого он направляет его на служение добру. [ 2 ]
Мартин Скорсезе , режиссер экранизации 1988 года , сформулировал, что Казандзакис не сомневался в божественной природе Иисуса, отметив: «Красота концепции Казандзакиса в том, что Иисусу приходится мириться со всем, через что мы проходим, со всеми сомнениями и страхами». и гнев. Он заставил меня почувствовать, что он грешит, но он не грешит, он просто человек, а также божественный, и ему приходится иметь дело со всей этой двойной, тройной виной. [ 3 ]
Споры
[ редактировать ]В феврале 1955 года Священный синод Греческой православной церкви в Афинах попытался запретить все книги Казандзакиса в Греции, утверждая, что «Последнее искушение Христа » «содержит злую клевету на богоподобную личность Иисуса Христа. Из теорий Фрейда и исторического материализма [эта книга] извращает и вредит евангельскому различению и богочеловеческой фигуре Господа нашего Иисуса Христа грубым, вульгарным и кощунственным образом». [ 4 ]
В 1963 году римско-католический священник в Эшленде, штат Висконсин , запретил одному из своих прихожан вернуть библиотечный экземпляр « Последнего искушения Христа» , утверждая, что «было бы смертным грехом сделать его доступным для других». [ 5 ] В 1964 году консервативная группа под названием «Гражданская группа за чистые книги» потребовала удалить роман из публичных библиотек в Аркадии, штат Калифорния , на том основании, что он «кощунственный, непристойный и дискредитирующий»; в результате книга стала «доступной ограниченно для лиц старше 18 лет». [ 6 ]
Книга была запрещена в Сингапуре в 1988 году. [ 7 ]
Киноверсия
[ редактировать ]Режиссер Сидни Люмет приобрел права на экранизацию романа Казандзакиса, описав его как историю, «о том, «как человек доводит себя до крайностей, на которые он даже не подозревал, что способен», а Иуда появляется «как сильный человек, своего рода герой». . Люмет заказал сценарий Лазарру Сеймуру Симкесу и объявил о своих планах снять фильм осенью 1971 года, однако проект не был реализован. [ 8 ] После многих задержек киноверсия с Мартина Скорсезе в 1988 году была выпущена Уиллемом Дефо в роли Иисуса, Барбарой Херши в роли Марии Магдалины и Харви Кейтелем в роли Иуды Искариота .
Игровая версия
[ редактировать ]Драма по мотивам «Последнего искушения Христа » под названием «Христувинте Аарам Тирумуриву » («Шестая святая рана Христа»), написанная премьер-министром Антонием и изображающая Иисуса просто добросердечным человеком, а не Сыном Божьим, была поставлена в Индии. штат Керала. [ 9 ] [ 10 ] 10 августа 1986 года спектакль дебютировал в Алаппуже . [ 11 ] Его исполняли около 42 раз, но Церковь обиделась, и при каждом спектакле устраивались демонстрации, включая преднамеренное насилие в отношении пьесы и драматурга. [ 9 ] [ 12 ] Полиция даже конфисковала сценарий; государство запретило спектакль, и суды не отменили запрет. Энтони опубликовал пьесу в печати на языке малаялам; в конце концов он был арестован и наказан по несвязанным обвинениям. [ 9 ] [ 13 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Американская певица и автор песен Джуди Силл назвала Казандзакиса своим любимым писателем; ее песня 1971 года « Иисус был крестоносцем » была вдохновлена изображением Иисуса в «Последнем искушении Христа» . [ 14 ]
На частном концерте 1988 года , снятом в отеле Holiday Inn в Хьюстоне, американский кантри-певец и автор песен Таунс Ван Зандт назвал «Последнее искушение Христа» источником вдохновения для своей песни 1970 года «Nothin»; Ван Зандт утверждал, что написал текст в тот же вечер, когда закончил читать книгу, признавая, что вокруг творчества Казандзакиса в то время «шла большая полемика». [ 15 ]
«Симпсоны» назвали эпизод 9 сезона « Последнее искушение Краста », обыгрывая название книги. [ 16 ]
В 7-м и 8-м эпизодах 6-го сезона «Флэша» Барри Аллен испытывает искушение уступить злодею Рэмси Россо, пообещав, что Барри не умрет от грядущего «кризиса», который уничтожит Землю. Барри сталкивается с серией искушений и сценариев, подобных книге «Последнее искушение Христа».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис А. Ричардс, «Христианство в романах Казандзакиса», Western Humanities Review 21, стр. 52
- ^ Питер Бьен, «Искушенные счастьем: постхристианский Христос Казандзакиса», Pendle Hill Publications, Уоллингфорд, Пенсильвания, стр. 12
- ^ Джейкобсон, Харлан (сентябрь – октябрь 1988 г.). «Интервью: Мартин Скорсезе» . Filmcomment.com . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Миддлтон, Даррен Дж. Н. и Питер Бьен, ред. Божий борец: Религия в трудах Никоса Казандзакиса . Мейкон: Издательство Университета Мерсера, 1996. 26–27.
- ^ «Роман в библиотечных барах, подвергшийся нападению священника», The New York Times, 13 апреля 1963 г.
- ^ «Правые атакуют прибрежные библиотеки», The New York Times, 22 ноября 1964 г.
- ^ «ГазетаSG – Условия использования» .
- ↑ Вейлер, AH «Кино», The New York Times, 21 февраля 1971 г.
- ^ Jump up to: а б с Кумар, Гирджа (1997). Книга на суде: фундаментализм и цензура в Индии . Нью-Дели, Индия: Публикации Хар-Ананда. п. 31. ISBN 9788124105252 .
- ^ Джейкоб, Джемон (16 августа 2021 г.). «Почему католики Кералы теряют сон из-за фильма на малаялам» . Индия сегодня . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ «Скончался драматург ПМ Антоний» . Новый Индийский экспресс . 23 декабря 2011 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ «Оставил в углу» . Индия сегодня . 28 марта 2013 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ «Скончался драматург запрещенной библейской драмы» . Экономические времена . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ Льюис, Гровер. «Джуди Силл: Солдат сердца», журнал Rolling Stone, 13 апреля 1972 года.
- ^ Таунс ван Зандт - 08 Nothin '(Частный концерт) , 12 марта 2009 г. , получено 21 июня 2023 г.
- ^ « Симпсоны: Последнее искушение Красти (ТВ-эпизод 1998) ⭐ 7.4 | Анимация, Комедия» . IMDB .
- Романы 1960 года
- Греческая литература
- Греческие романы
- Исторические романы
- Современная греческая литература
- Романистические изображения Иисуса
- Греческие романы экранизированы
- Романы Никоса Казандзакиса
- Книги Саймона и Шустера
- Споры в средствах массовой информации и развлечениях, связанные с христианством
- Споры о непристойности в литературе