Ириней
Ириней Лионский | |
---|---|
Доктор Церкви | |
епархия | Лион |
Видеть | Лион |
Предшественник | Потин |
Преемник | Захария |
Заказы | |
Рукоположение | от Поликарпа |
Личные данные | |
Рожденный | в. 130 г. н.э. |
Умер | в. 202 год нашей эры Лион , Галлия Лионская , Римская империя |
Святость | |
Праздник | 28 июня (Латино-католическая церковь, Православная церковь, англиканство); 23 августа (Восточно-католическая, Восточно-православная и Восточно-православная церкви); Понедельник после четвертой недели Воздвижения Креста Господня (Армянская Апостольская Церковь) [1] |
Почитается в | Латинско-католическая церковь и восточный католицизм Восточная Православная Церковь Восточная Православная Церковь Ассирийская церковь Востока лютеранство Англиканство |
Титул как Святой | Епископ, мученик, епископ Лионский, Учитель Церкви. |
Богословская карьера | |
Заметная работа | Против ересей |
Богословская работа | |
Эра | Святоотеческий век |
Язык | Греческий |
Традиция или движение | Тринитаризм |
Основные интересы | Теодицея , милленаризм |
Известные идеи | Иринейская теодицея Теория перепросмотра искупления |
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Ириней | |
---|---|
Влияния | Климент , Игнатий , [2] Иустин Мученик , Папий , Поликарп , Пастырь Ермы |
Под влиянием | Агапий , Августин , [3] Василий Великий , Епифаний , Ипполит , Тертуллиан |
Часть серии о |
Теодицея |
---|
Ириней ( / ɪ r ɪ ˈ n eɪ ə s / ; греческий : Εἰρηναῖος , транслит. Eirēnaîos ; ок. 130 – ок. 202 н. э. ) [4] был греческим епископом, известным своей ролью в руководстве и расширении христианских общин в южных регионах современной Франции и, в более широком смысле, развитием христианского богословия путем борьбы с неортодоксальными или гностическими интерпретациями Священного Писания как ереси и определением протоортодоксальности . Родом из Смирны , он видел и слышал проповедь Поликарпа , [5] который, в свою очередь, как говорили, слышал Иоанна Богослова , [6] и такова была последняя известная живая связь с Апостолами .
Избранный епископом Лугдунума , ныне Лиона , его самая известная работа — «Против ересей» , часто цитируемая как «Adversus Haereses» , опровержение гностицизма , в частности работы Валентина . [7] Чтобы противостоять доктринам гностических сект, претендующих на тайную мудрость , он предложил три столпа ортодоксальности : Священные Писания , традицию, переданную от апостолов апостолов , и учение преемников . [7] [8] [9] Он является первым из сохранившихся свидетелей, считающих все четыре ныне канонических Евангелия важными. [10]
Ириней почитается как святой в Католической церкви и в древних церквях христианского Востока: Восточной Православной Церкви и Восточных Православных Церквях , включая Ассирийскую Церковь Востока .
Латинско- католическая церковь отмечает его память 28 июня. [11] Папа Франциск провозгласил Иринея 37-м Учителем Церкви . 21 января 2022 года [12]
Восточная Православная Церковь празднует Иринея, праздник также приходится на 23 августа.
Иринея почитают в англиканской и епископальной церкви 28 июня . [13] [14]
Биография
[ редактировать ]Ириней был греком из Смирны родного города Поликарпа в Малой Азии (ныне Измир , Турция), родившегося в первой половине II века. Точная дата, как полагают, находится между 120 и 140 годами. [9] [а] В отличие от многих своих современников, он вырос в христианской семье, а не обратился в христианство, будучи взрослым.
Во время гонений на христиан со стороны Марка Аврелия , римского императора с 161 по 180 год, Ириней был священником Лионской церкви. Духовенство этого города, многие из которых страдали в заключении за веру, отправило его в 177 году в Рим с письмом к папе Елевферию относительно ереси монтанизма : [6] и этот случай стал убедительным свидетельством его заслуг. Пока Ириней находился в Риме, в Лионе произошло гонение. Вернувшись в Галлию, Ириней сменил мученика святого Пофина и стал вторым епископом Лиона . [15]
Во время религиозного мира, последовавшего за гонениями Марка Аврелия, новый епископ разделил свою деятельность между обязанностями пастыря и миссионера (о которых мы имеем лишь краткие сведения, поздние и не очень достоверные). Почти все его сочинения были направлены против гностицизма. Самым известным из этих сочинений является «Adversus haereses» ( «Против ересей» ). Ириней намекает на знакомство с гностическими писаниями и беседы с гностиками, и это могло происходить в Малой Азии или в Риме. [16] [17] Однако оказывается также, что гностицизм присутствовал недалеко от Лиона: он пишет, что были последователи « Марка Волшебника », жившие и учившие в долине Роны . [18]
Мало что известно о карьере Иринея после того, как он стал епископом. Последнее действие, о котором сообщил Евсевий, 150 лет спустя, заключается в том, что в 190 или 191 году он оказал влияние на Папу Виктора I , чтобы тот не отлучал от церкви христианские общины Малой Азии, которые упорно придерживались практики в Квартодецимане празднования Пасхи . [19]
Ничего не известно о дате его смерти, которая, должно быть, произошла в конце второго или начале третьего века. Католическая церковь и некоторые представители Православной церкви считают его мучеником. [б] Он был похоронен под церковью Святого Иоанна в Лионе, которая позже была переименована в его честь в Святой Ириней. Церковь была разорена в 1562 году гугенотами . Несколько реликвий предположительно Иринея хранятся в различных церквях Лиона. Два черепа из разных церквей были датированы с помощью углерода-14 средневековьем, но кусок пяточной кости, хранящийся в Лионском соборе, относится к нужному периоду времени. [20] [21] [22]
Сочинения
[ редактировать ]Ириней написал ряд книг, но самая важная из дошедших до нас — « Против ересей» (или, в латинском названии, «Adversus haereses» ). В книге I Ириней говорит о валентинианских гностиках и их предшественниках, которые, по его словам, восходят к магу Симону Волхву . Во второй книге он пытается доказать, что валентинианство не имеет никаких достоинств с точки зрения его доктрин. В Книге III Ириней пытается показать, что эти доктрины ложны, приводя контрдоказательства, почерпнутые из Евангелий . Книга IV состоит из изречений Иисуса, и здесь Ириней также подчеркивает единство Ветхого Завета и Евангелия. В последнем томе, книге V, Ириней сосредотачивается на других высказываниях Иисуса, а также на посланиях апостола Павла . [23]
Ириней писал: «Не следует искать среди других истину, которую можно легко получить от Церкви. Ибо в ней, как в богатой сокровищнице, апостолы поместили все, что относится к истине, чтобы каждый мог пить этот напиток жизни». .Она – дверь жизни». [24] [25] Но он также сказал: «Христос пришел не только для тех, кто уверовал со времен Тиверия кесаря, и Отец не предусмотрел только тех, кто сейчас, но абсолютно для всех людей с самого начала, которые, по мере своих способностей, боялись и любил Бога, и жил праведно, и желал увидеть Христа и услышать Его голос». [26]
Целью «Против ересей» было опровержение учений различных гностических групп; по-видимому, несколько греческих купцов начали ораторскую кампанию в епископстве Иринея, уча, что материальный мир является случайным творением злого бога, от которого нам предстоит спастись, преследуя гнозис . Ириней утверждал, что истинный гнозис — это на самом деле познание Христа, которое искупает, а не убегает от телесного существования. [27]
До открытия Библиотеки Наг-Хаммади в 1945 году «Против ересей» было наиболее сохранившимся описанием гностицизма. Некоторые религиозные ученые утверждают, что находки в Наг-Хаммади показали, что описание гностицизма Иринеем является неточным и полемическим по своей природе. [28] Однако общее мнение среди современных ученых состоит в том, что Ириней был довольно точен в передаче гностических верований и что тексты Наг-Хаммади не вызвали существенных проблем с общей точностью информации Иринея. [29] Религиозный историк Элейн Пейджелс критикует Иринея за то, что он описывает гностические группы как сексуальных распутников, например, когда некоторые из их собственных сочинений пропагандируют целомудрие более решительно, чем ортодоксальные тексты. [30] Однако тексты Наг-Хаммади не представляют единой, связной картины какой-либо единой гностической системы верований, а скорее различаются верованиями нескольких гностических сект. [31] Некоторые из этих сект действительно были распутниками, поскольку считали телесное существование бессмысленным; другие восхваляли целомудрие и категорически запрещали любую сексуальную активность, даже в браке. [32]
Ириней также написал «Демонстрацию апостольской проповеди» (также известную как «Доказательство апостольской проповеди »), армянская копия которой была обнаружена в 1904 году. Судя по всему, эта работа была наставлением для недавних новообращенных христиан. [33] [с]
Евсевий свидетельствует о других работах Иринея, сегодня утерянных, в том числе «Огдоаде», безымянном письме Власту о расколе, «О предмете познания» , «О монархии или о том, как Бог не является причиной зла» , «О Пасхе» . [6] [34] [35] [36]
Ириней оказал большое влияние на последующее поколение. И Ипполит , и Тертуллиан свободно пользовались его сочинениями. Однако ни одна из его работ, кроме «Против ересей» и «Демонстрации апостольской проповеди», не сохранилась до наших дней, возможно, потому, что его буквальная надежда на земное тысячелетие , возможно, сделала его неподходящим чтением на греческом Востоке . [37] Хотя полной версии « Против ересей» на греческом языке не существует, мы обладаем полной древней латинской версией, вероятно, третьего века, а также тридцатью тремя фрагментами сирийской версии и полной армянской версией книг 4 и 5. [38]
Эвелин Андерхилл в своей книге «Мистицизм» назвала Иринея одним из тех, кому мы обязаны «сохранением той могущественной системы строительных лесов, которая позволила католическим мистикам возводить башни и бастионы Града Божьего». [39]
Работы Иринея были впервые переведены на английский язык Джоном Кеблом и опубликованы в 1872 году как часть серии «Библиотека отцов» .
Писание
[ редактировать ]Ириней указывал на публичное правило веры , авторитетно сформулированное в проповедях епископов и внедренное в церковную практику, особенно в богослужение, как на подлинную апостольскую традицию, согласно которой правильно читать Писание против ересей. Он отнес к Священному Писанию не только Ветхий Завет, но и большинство книг, ныне известных как Новый Завет. [7] исключая при этом многие работы, в том числе большое количество гностиков, которые процветали во 2 веке и претендовали на авторитет Священных Писаний. [9] Нередко Ириней, будучи учеником Поликарпа, который был прямым учеником апостола Иоанна, считал, что он толкует Священные Писания в той же герменевтике, что и апостолы. [40] Эта связь с Иисусом была важна для Иринея, потому что и он, и гностики основывали свои аргументы на Священном Писании. Ириней утверждал, что, поскольку он мог проследить свою власть от Иисуса, а гностики не могли, его интерпретация Священного Писания была правильной. [41] Он также использовал «Правило веры», [42] [43] «Прото-символ веры», имеющий сходство с Апостольским Символом веры , как герменевтический ключ к утверждению, что его интерпретация Священного Писания была правильной. [44]
До Иринея христиане расходились во мнениях относительно того, какое Евангелие они предпочитают. Христиане Малой Азии предпочитали Евангелие от Иоанна. Евангелие от Матфея было самым популярным в целом. [45] Ириней утверждал, что все четыре Евангелия: Иоанна , Луки , Матфея и Марка (в таком порядке они представлены в его повествовании о четырех столпах в Adversus haereses ( Против ересей ) III 11,8) являются каноническими писаниями. [д] Таким образом, Ириней является самым ранним свидетелем утверждения четырех канонических Евангелий, возможно, в ответ на отредактированную Маркионом версию Евангелия от Луки, которое, по утверждению Маркиона, было единственным истинным Евангелием. [10] [33]
Основываясь на аргументах, приведенных Иринеем в поддержку только четырех подлинных Евангелий, некоторые толкователи приходят к выводу, что четверичное Евангелие , должно быть, все еще было новинкой во времена Иринея. [46] В разделе «Против ересей» 3.11.7 признается, что многие неортодоксальные христиане используют только одно Евангелие, а в 3.11.9 признается, что некоторые используют более четырех. [и] Успех Татиана » «Диатессарона примерно в тот же период времени является «... мощным показателем того, что четырехчастное Евангелие, одновременно спонсируемое Иринеем, не получило широкого, не говоря уже о всеобщем признании». [47] (Апологет и аскет Татиан ранее объединил четыре Евангелия в одно повествование, Диатессерон ок. 150–160 ).
Ириней также является самым ранним свидетельством того, что Евангелие от Иоанна было написано апостолом Иоанном . [48] и что Евангелие от Луки было написано Лукой, товарищем Павла . [49]
Ученые утверждают, что Ириней цитирует 21 из 27 книг Нового Завета, например: [50] [ф]
- Матфея 3:16
- Марка 3:10
- Луки 3:14
- Иоанна 3:11
- Деяния Апостолов 3:14
- Римлянам 3:16
- 1 Коринфянам 1:3
- 2 Коринфянам 3:7
- Галатам 3:22
- Ефесянам 5:2
- Филиппийцам 4:18
- Колоссянам 1:3
- 1 Фессалоникийцам 5:6
- 2 Фессалоникийцам 5:25
- 1 Тимофею ( Предисловие )
- 2 Тимофею 3:14
- Титу 3:3
- 1 Петра 4:9
- 1 Иоанна 3:16
- 2 Иоанна 1:16
- Откровение 4:20
Он может ссылаться на Евреям 2:30 и Иакова 4:16 и, возможно, даже на 2 Петра 5:28, но не цитирует Филимона. [50]
Ириней цитировал Новый Завет примерно 1000 раз. Около трети его цитат приходится на письма Пола. Ириней считал, что все 13 писем, входящих в корпус Павла, были написаны самим Павлом. [52]
Апостольская власть
[ редактировать ]В своем сочинении против гностиков, утверждавших, что они обладают тайной устной традицией от самого Иисуса, Ириней утверждал, что епископы в разных городах известны еще со времен апостолов и что устная традиция, которую он перечисляет от апостолов, является надежным руководством для толкование Священного Писания. [г] В отрывке, который стал классическим локусом католико-протестантской полемики, он привел Римскую церковь как пример непрерывной цепи власти, которую католическая полемика будет использовать для утверждения примата Рима над восточными церквями в силу его выдающегося авторитета. . [9] [час] Преемственность епископов и пресвитеров была важна для установления цепочки охраны православия.
Точка зрения Иринея, опровергая гностиков, заключалась в том, что все апостольские церкви сохранили одни и те же традиции и учения во многих независимых течениях. Именно единодушное согласие между этими многочисленными независимыми потоками передачи доказало истинность ортодоксальной веры, распространенной в этих церквях. [53] [ нужен неосновной источник ]
Богословие и контраст с гностицизмом
[ редактировать ]Иринея Центральным моментом богословия является единство и благость Бога , в отличие от гностической теории Бога; ряд божественных эманаций (Эонов) наряду с различием между Монадой и Демиургом . Ириней использует теологию Логоса , которую он унаследовал от Юстина Мученика . Ириней был учеником Поликарпа , которого, как говорят, обучал апостол Иоанн . [48] (Иоанн использовал терминологию Логоса в Евангелии от Иоанна и в Первом послании Иоанна ). Ириней часто говорил о Сыне и Духе как о «руках Божиих», хотя он также говорил о Сыне как о «Логосе». [54]
Единство истории спасения
[ редактировать ]Акцент Иринея на единстве Бога отражен в его соответствующем акценте на единстве истории спасения . Ириней неоднократно настаивает на том, что Бог создал мир и наблюдает за ним с момента этого творческого акта; все, что произошло, является частью его плана для человечества. Суть этого плана — процесс взросления: Ириней считает, что человечество было создано незрелым, и Бог предназначил, чтобы его созданиям потребовалось много времени, чтобы вырасти или принять божественное подобие.
Поэтому все, что произошло с тех пор, было запланировано Богом, чтобы помочь человечеству преодолеть эту первоначальную неудачу и достичь духовной зрелости. Мир был намеренно задуман Богом как трудное место, где люди вынуждены принимать моральные решения, поскольку только таким образом они могут стать моральными агентами. Ириней уподобляет смерть большой рыбе, проглотившей Иону : только в глубине чрева кита Иона мог обратиться к Богу и действовать по божественной воле. Точно так же смерть и страдания кажутся злом , но без них мы никогда не смогли бы познать Бога.
По мнению Иринея, высшей точкой в истории спасения является пришествие Иисуса . Для Иринея Воплощение Христа было задумано Богом до того, как он определил, что человечество будет создано. Ириней развивает эту идею на основе Рим. 5:14 , где говорится: «Поскольку Он имел предсуществование как спасающее Существо, необходимо было, чтобы и то, что может быть спасено, также было призвано к существованию, чтобы Существо, которое спасает, не существовало напрасно». [55] Некоторые богословы утверждают, что Ириней считал, что Воплощение произошло бы, даже если бы человечество никогда не грешило; но тот факт, что они согрешили, определил его роль спасителя . [56]
Ириней видит Христа как нового Адама, который систематически разрушает то, что сделал Адам: таким образом, там, где Адам был непослушен Божьему указу о плодах Древа Познания Добра и Зла , Христос был послушен даже до смерти на древесине дерева. Ириней — первый, кто сравнил Еву и Марию , противопоставляя неверие первой верности второй. Помимо исправления ошибок, совершенных Адамом, Ириней думает о Христе как о «перепросмотре» или «подведении итогов» человеческой жизни. [57] [58] [55] [59] [60]
Ириней понимает, что наше спасение, по сути, происходит через воплощение Бога в человеке. Он характеризует наказание за грех как смерть и разложение . Бог же бессмертен и нетленен, и просто соединившись с человеческой природой во Христе, Он передает нам эти качества: они распространяются как бы безвредной заразой. [61] Ириней подчеркивает, что спасение происходит через Воплощение Христа, дарующее нетленность человечеству, а не подчеркивает Его искупительную смерть в распятии , хотя последнее событие является неотъемлемой частью первого. [62]
жизнь Христа
[ редактировать ]Частью процесса перепросмотра является то, что Христос пройдет через все этапы человеческой жизни, от младенчества до старости, и, просто проживая ее, освятит ее Своей божественностью. Хотя иногда утверждается, что Ириней верил, что Христос не умирал до тех пор, пока не стал старше, чем принято изображать, епископ Лиона просто указал, что, поскольку Иисус достиг допустимого возраста для того, чтобы стать раввином (30 лет и старше), он перепросмотрел и освятил период между 30 и 50 годами, [63] согласно еврейскому обычаю периодизации жизни, и, таким образом, касается начала старости, когда человеку исполняется 50 лет. (см. Adversus Haereses, книга II, глава 22 ).
В рассматриваемом отрывке Adversus Haereses Ириней ясно дает понять, что после принятия крещения в возрасте тридцати лет, цитируя Луки 3:23, гностики затем ложно утверждают, что «Он [Иисус] проповедовал только один год отсчета от Его крещения», а также «По завершении Своего тридцатого года Он [Иисус] пострадал, будучи фактически еще молодым человеком и еще далеко не достигшим преклонного возраста». Ириней выступает против гностиков, используя Священные Писания, чтобы добавить несколько лет после его крещения, ссылаясь на три совершенно отдельных посещения Иерусалима. Во-первых, когда Иисус делает вино из воды, он приходит на праздник Пасхи, после чего уходит и оказывается в Самарии. Второй – когда Иисус идет в Иерусалим на Пасху и исцеляет расслабленного, после чего уходит за Тивериадское море. Третье упоминание — когда он едет в Иерусалим, ест Пасху и страдает на следующий день. [64]
Ириней цитирует Священное Писание (Иоанна 8:57), предполагая, что Иисус служит, когда ему за 40. В этом отрывке противники Иисуса хотят доказать, что Иисус не видел Авраама, потому что Иисус слишком молод. Противники Иисуса утверждают, что Иисусу еще не исполнилось 50 лет. Ириней утверждает, что если бы Иисусу было за тридцать, его оппоненты утверждали бы, что ему еще нет 40 лет, поскольку это сделало бы его еще моложе. Аргумент Иринея заключается в том, что они не станут ослаблять свои аргументы, добавляя годы к возрасту Иисуса. Ириней также пишет: «Об этом свидетельствуют старейшины, которые в Азии беседовали с Иоанном, учеником Господним, о том, что Иоанн передал им все это, ибо он оставался у них до времен Траяна. А некоторые из них не видели только Иоанн, но и другие из Апостолов, и имели от них то же самое сообщение и свидетельствовали о вышеупомянутом отношении». [64]
В «Демонстрации» (74) Ириней отмечает: «Ибо Понтий Пилат был правителем Иудеи и имел в то время злобную вражду против Ирода, царя иудейского . Но затем, когда Христа привели к нему связанным, Пилат послал Его к Ироду, дав прикажи спросить его, чтобы он мог знать наверняка, чего ему следует желать относительно Него; сделав Христа удобным поводом для примирения с царем». [65] Пилат был префектом римской провинции Иудея с 26 по 36 год нашей эры. [66] [67] Он служил под началом императора Тиберия Клавдия Нерона . Ирод Антипа был тетрархом Галилеи и Переи, государства-сателлита Римской империи. Он правил с 4 г. до н.э. по 39 г. н.э. [68] Опровергая утверждения гностиков о том, что Иисус проповедовал всего один год после своего крещения, Ириней использовал подход «перепросмотра», чтобы продемонстрировать, что, живя после тридцати лет, Христос освятил даже старость.
Использование посланий Павла
[ редактировать ]Многие аспекты представления Иринеем истории спасения зависят от Посланий Павла.
Концепция спасения Иринея во многом опирается на понимание, содержащееся в посланиях Павла. Ириней сначала поднимает тему победы над грехом и злом, которую дает смерть Иисуса. Божье вмешательство спасло человечество от грехопадения Адама и злобы сатаны. [69] Человеческая природа соединилась с Божьей в личности Иисуса, что позволило человеческой природе одержать победу над грехом. [57] Павел пишет на ту же тему, что Христос пришел для того, чтобы образовался новый порядок, и находиться под Законом – значит находиться под грехом Адама. [70]
Примирение также является темой Павла, которую Ириней подчеркивает в своем учении о спасении. Ириней считает, что Иисус, пришедший во плоти и крови, освятил человечество, чтобы оно могло снова отражать совершенство, связанное с подобием Божества. Это совершенство ведет к новой жизни, в родословии Божием, вечно стремящемся к вечной жизни и единению с Отцом. [71] [72] Это перенесено из Павла, который приписывает это примирение действиям Христа: «Ибо, как смерть пришла через человека, так и воскресение мертвых произошло через человека; ибо, как все умирают в Адаме, так все умрут в Адаме». оживут во Христе». [73]
Третья тема в концепциях спасения как Павла, так и Иринея — это жертва Христа, необходимая для новой жизни, данной человечеству в победе над злом. Именно в этой послушной жертве Иисус является победителем и примирителем, стирая таким образом следы, которые Адам оставил в человеческой природе. Чтобы спорить с гностиками по этому вопросу, Ириней использует Послание к Колоссянам. [74] в том, чтобы показать, что долг, полученный одним деревом, был уплачен за нас другим деревом. Более того, первая глава Послания к Ефесянам взята из обсуждения этой темы Иринеем, когда он утверждает: «Он искупил нас Своей кровью, как и Его апостол заявляет: «В Котором мы имеем искупление кровью Его, и прощение грехов». .'" [75]
Частоты цитат и намеков на послания Павла в книге «Против ересей» следующие: [50]
Послание | частота |
---|---|
римляне | 84 |
1 Коринфянам | 102 |
2 Коринфянам | 18 |
Галатам | 27 |
Ефесянам | 37 |
Филиппийцы | 13 |
Колоссянам | 18 |
1 Фессалоникийцам | 2 |
2 Фессалоникийцам | 9 |
1 Тимофей | 5 |
2 Тимоти | 5 |
Тит | 4 |
Филимон | 0 |
Христос как Новый Адам
[ редактировать ]Чтобы противостоять своим гностическим противникам, Ириней значительно развивает представление Павла о Христе как Последнем Адаме .
Представление Иринея Христа как Нового Адама основано на параллели Христа и Адама Павла в Римлянам 5:12–21 . Ириней использует эту параллель, чтобы продемонстрировать, что Христос действительно принял человеческую плоть. Ириней считал важным подчеркнуть этот момент, поскольку он понимает неспособность признать полную человечность Христа, связь, связывающую различные направления гностицизма вместе, как видно из его заявления, что «по мнению ни одного из еретиков, Слово Божие не было Словом Божиим». ставший плотью». [76] Ириней считает, что, пока Слово не станет плотью, люди не будут полностью искуплены. [77] Он объясняет, что, став человеком, Христос восстановил человечество по образу и подобию Божию, которое оно утратило в результате грехопадения человека . [71] [78] Подобно тому, как Адам был первоначальным главой человечества, через которого все согрешили, Христос является новым главой человечества, который выполняет роль Адама в Домостроительстве Спасения . [79] Ириней называет этот процесс восстановления человечества перепросмотром. [80]
По мнению Иринея, представление Павлом Ветхого Закона ( Завета Моисея ) в этом отрывке указывает на то, что Ветхий Закон раскрыл греховность человечества, но не смог спасти его. Он объясняет: «Поскольку закон был духовным, он просто выделял грех, но не уничтожал его. Ибо грех не имел власти над духом, но над человеком». [57] Поскольку люди имеют физическую природу, они не могут быть спасены духовным законом. Вместо этого им нужен Спаситель-человек. Вот почему Христу необходимо было принять человеческую плоть. [57] Ириней резюмирует, как принятие Христом человеческой плоти спасает человечество, в утверждении, которое очень напоминает Послание к Римлянам 5:19 : «Ибо, как непослушанием одного человека, первоначально созданного из девственной почвы, многие сделались грешниками и лишились жизни; так было необходимо, чтобы послушанием одного человека, первоначально рожденного от Девы, многие оправдались и получили спасение». [57] Ириней подчеркивает физическое сотворение Адама и Христа, чтобы продемонстрировать, как Воплощение спасает физическую природу человечества. [81]
Ириней подчеркивает важность отмены Христом действий Адама. Своим послушанием Христос устраняет непослушание Адама. [82] Ириней представляет Страсти как кульминацию послушания Христа, подчеркивая, как это послушание на Крестном древе [83] отменяет неповиновение, произошедшее через дерево. [84] [85]
Интерпретация Иринеем обсуждения Павлом Христа как Нового Адама важна, поскольку она помогла разработать теорию перепросмотра об искуплении . Ириней подчеркивает, что человечество спасается именно благодаря отмене Христом действий Адама, а не через рассмотрение искупления, которое произойдет культовым или юридическим путем. [86] [я]
Библейский отрывок: «Смерть была поглощена победой». [87] подразумевалось для Иринея, что Господь обязательно воскресит первого человека, т. е. Адама, как одного из спасенных. По мнению Иринея, те, кто отрицает спасение Адама, «навеки закрываются от жизни», и первым, кто сделал это, был Татиан . [88] Представление о том, что Второй Адам спас первого Адама, отстаивал не только Ириней, но и Григорий Чудотворец , [89] что позволяет предположить, что оно было популярно в Ранней Церкви .
Валентинианский гностицизм
[ редактировать ]Валентинианский гностицизм был одной из основных форм гностицизма, против которой выступал Ириней.
Согласно гностическому взгляду на спасение, творение с самого начала было совершенным; ему не требовалось время, чтобы вырасти и повзрослеть. Для валентиниан материальный мир есть результат утраты совершенства, возникшей в результате стремления Софии понять Праотца. Следовательно, через тайное знание человек в конечном итоге искупается, чтобы войти в плерому , из которой первоначально пал Ахамот.
Согласно валентинианским гностикам, существует три класса людей. Они материальны и не могут достичь спасения; экстрасенсы, которые укрепляются делами и верой (они часть церкви); и духовное, которое не может разложиться или получить вред от материальных действий. [90] По сути, обычные люди – те, кто имеет веру, но не обладает специальными знаниями – не достигнут спасения. С другой стороны, духовные люди – те, кто получил этот великий дар – являются единственным классом, который в конечном итоге достигнет спасения.
В своей статье «Демиург» Дж. П. Арендзен резюмирует валентинианский взгляд на спасение человека. Он пишет: «Первые, или плотские люди, вернутся к грубости материи и, наконец, будут поглощены огнем; вторые, или психические люди, вместе с Демиургом как их хозяином, войдут в среднее состояние, ни в рай (плерома). ) ни ада (почему); чисто духовные люди полностью освободятся от влияния Демиурга и вместе со Спасителем и Ахамот, его супругой, войдут в плерому, лишенные тела (húle) и души (psuché)». [91]
В таком понимании спасения целью Воплощения было искупление Спиритуалов из их материальных тел. Принимая материальное тело, Сын становится Спасителем и облегчает этот вход в плерому, давая возможность Духовным получить его духовное тело. Однако, став телом и душой, Сам Сын становится одним из нуждающихся в искуплении. Поэтому Слово нисходит на Спасителя при Его Крещении в Иордане, которое освобождает Сына от его тленного тела и души. Его искупление тела и души затем применяется к спиритуалам. [92] В ответ на этот гностический взгляд на Христа Ириней подчеркнул, что Слово стало плотью, и разработал сотериологию, которая подчеркивала значение материального Тела Христа в спасении человечества, как обсуждалось в разделах выше. [93]
В своей критике гностицизма Ириней сослался на гностическое евангелие, в котором Иуда изображался в положительном свете как действовавший в соответствии с указаниями Иисуса. Недавно обнаруженное Евангелие от Иуды датируется периодом, близким к периоду жизни Иринея (конец II века), и ученые обычно рассматривают это произведение как один из многих гностических текстов, демонстрирующих одну из многих разновидностей гностических верований того периода. [94]
Квартодециманный спор
[ редактировать ]Ириней принял участие в полемике о Квартодецимане . Когда Виктор I Римский пытался навязать всеобщую практику поста до Пасхи, чтобы заменить еврейскую практику и помешать христианам принимать участие в Пасхе, Поликрат , возглавлявший малоазийские церкви, продолжал придерживаться старых традиций пасхального праздника. По этой причине Виктор I хотел отлучить Поликрата и его сторонников, но это было слишком далеко для Иринея и других епископов.
См. также
[ редактировать ]- Описания в древности казненного креста
- POxy 405 - папирус III века из книги «Против ересей»
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Поскольку, однако, было бы очень утомительно в таком томе подсчитывать преемственность всех Церквей, мы приводим в замешательство всех тех, кто каким бы то ни было образом, будь то из злого корысти, по тщеславию, или по слепоте и извращённому мнению, собирайтесь в несанкционированные собрания [мы делаем это, говорю я], указывая на то, что предание исходит от апостолов, от очень великой, очень древней и общеизвестной Церкви, основанной и организованной в; Рим двумя славнейшими апостолами, Петром и Павлом, а также [указав] веру, проповедуемую людям, дошедшую до нашего времени посредством преемственности епископов, ибо необходимо, чтобы каждая Церковь. должен согласиться с этой Церковью, по причине ее выдающегося авторитета, то есть верных повсюду, поскольку апостольское предание постоянно сохраняется теми [верными людьми], которые существуют повсюду» ( Ириней 1885 , Книга III, Глава 3 )
- ↑ Григорий Турский первым упомянул традицию, согласно которой Ириней считался мучеником.
- ↑ Эта работа была впервые опубликована в 1907 году на армянском языке вместе с немецким переводом Адольфа фон Гарнака. Именно Гарнак разделил текст на сто пронумерованных разделов.
- ^ «Но невозможно, чтобы Евангелий было больше или меньше, чем они есть. Ибо, поскольку существуют четыре зоны мира, в котором мы живем, и четыре главных ветра, тогда как Церковь рассеяна по всему миру а так как «столпом и утверждением» Церкви являются Евангелие и дух жизни, то вполне уместно, чтобы она имела четыре столпа, дышащих нетлением со всех сторон и вновь оживляющих человека. Из этого факта видно, что. Логос, демиург, создатель всего , восседающий на херувимах и удерживающий все вместе, когда он был явлен человечеству, дал нам Евангелие в четырех формах, но связанных одним духом» ( Ириней 1885 , Книга III, Глава 11, Раздел 8 )
- ^ McDonald & Sanders 2001 , стр. 280, 310, суммирующие Ириней 1885 , Книга III, Глава 11, Раздел 7 : Эбиониты используют Евангелие от Матфея, Маркион калечит Евангелие от Луки, докетисты используют Евангелие от Марка, валентиниане используют Евангелие от Иоанна.
- ↑ Ириней в книге «Против ересей» цитирует 626 раз все 4 Евангелия; из Деяний 54 раза». [51]
- ^ «Посему мы должны повиноваться священникам Церкви, имеющим преемство от Апостолов, как мы показали, которые вместе с преемственностью в епископате получили определенный знак истины по воле Отца; все остальные, однако следует подозревать тех, кто отделился от основной преемственности ( Ириней 1885 , Книга IV, Глава 26 ) .
- ^ Сам Ириней сообщает нам ( Ириней 1885 , Книга III, Глава 3, Раздел 4 ) ср. Евсевий 1890 , Книга V Глава 20, Раздел 5ff, что в своей «юности» он видел Поликарпа , епископа Смирны , который был замучен около 156 года. На этом основании предполагалось, что Ириней родился в Смирне в 130–140-х годах.
- ^ Другие теории искупления см . «Искупление в христианстве».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Домар: календарный и литургический цикл Армянской Апостольской Православной Церкви Армянский православный теологический научно-исследовательский институт, 2002, с. 513-14
- ^ Против ересей 5.28.4
- ^ Альтанер, Бертольд (1949), «Августин и Ириней». Theological Quarterly, 129: 162–172.
- ^ Юргенс 1970 , с. 84
- ^ Евсевий 1890 , Книга V Глава 5 .
- ^ Jump up to: а б с Понселе 1910 год .
- ^ Jump up to: а б с Кросс и Ливингстон 2005 , с. 852.
- ^ В течение 1972 года .
- ^ Jump up to: а б с д Вингрен н.д.
- ^ Jump up to: а б Браун 1997 , с. 14.
- ^ Римский календарь , Издательство Ватикана, 1969, с. 96
- ^ «Указ Святейшего Отца о присвоении звания Доктора Церкви святому Иринею Лионскому» . Пресс.vatican.va. 21 января 2022 года . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 17 декабря 2019 г. ISBN 978-1-64065-235-4 .
- ^ Евсевий 1890 , Книга V, Глава 4, Раздел 1 .
- ^ Ириней 1885 , Книга I, Глава 2 .
- ^ Ириней 1885 , Книга IV, Глава 2 .
- ^ Ириней 1885 , Книга I, Глава 13, Раздел 7 .
- ^ Евсевий 1890 , Книга V, Глава 24, Раздел 1 и далее .
- ^ Ален Стеванович (2019). «Идентификация личности по ДНК и костям: обратная сторона работы научной полиции» . Тело .
- ^ Эрве Гаттеньно (4 июня 2024 г.). «Обзор прессы » Классическое радио .
- ^ Кристоф Корневен (1 июня 2024 г.). «День Д: За кулисами судебно-медицинской лаборатории, которая идентифицирует забытых героев войны» . Ле Фигаро .
- ^ Грант 2006 , с. 6.
- ^ Ириней 1885 , Книга III, Глава 4 .
- ^ «Святой Ириней Лионский» . Цитаты Православной Церкви .
- ^ Мост 1991 , с. 76.
- ^ Олсон, Роджер Э. (1999). История христианского богословия: двадцать веков традиций и реформ . Даунерс-Гроув, Иллинойс: IVP Academic. п. 75 и след. ISBN 0-8308-1505-8 .
- ^ Пейджелс 2005 , с. 54.
- ^ Хартог 2015 , стр. 199, 200.
- ^ Пейджелс 1979 , с. 90.
- ^ Эрман 2005 , с. 122.
- ^ Старк 2007 , Гл. 6.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2010 .
- ^ Тиксеронт 1920 , Раздел IV.
- ↑ Евсевий 1890 , Книга V, Глава 20, Раздел 1 .
- ^ Ириней 1885a .
- ^ Чедвик 1993 , с. 83.
- ^ Норрис 2004 , с. 47.
- ^ Мистика. Паб от EPDutton and Co.Inc. https://archive.org/details/mysticism00evel/page/104/mode/1up
- ^ Фермер 1997 .
- ^ Нильсен 1968 , стр. 48–49.
- ^ Ириней 1885 , Книга III, Глава 4, Раздел 2 .
- ^ Ириней 1885 , Книга IV, Глава 33, Раздел 7 .
- ^ Литтл 2012 , с. 20
- ^ Харрис 1985 .
- ^ Макдональд и Сандерс 2001 , с. 277.
- ^ Макдональд и Сандерс 2001 , с. 280.
- ^ Jump up to: а б Макдональд и Сандерс 2001 , с. 368.
- ^ Макдональд и Сандерс 2001 , с. 267.
- ^ Jump up to: а б с Грант 1965 , с. 154.
- ^ Хох 1919 , стр. 189–197.
- ^ Блэквелл 2011 , с. 36.
- ^ Ириней 1885 , Книга IV, Глава 33, Раздел 8 .
- ^ Эпид. 1,5.
- ^ Jump up to: а б Ириней 1885 г. , Книга III, Глава 22, Раздел 3 .
- ^ Кэрол 1986 , стр. 172–174.
- ^ Jump up to: а б с д и Ириней 1885 г. , Книга III, Глава 18, Раздел 7 .
- ^ Ириней 1885 , Книга III, Глава 21, Разделы 9–10 .
- ^ Ириней 1885 , Книга V, Глава 21, Раздел 1 .
- ^ Клагер 2007 , стр. 462, примечание 158.
- ^ Литва 2014 , стр. 324–325.
- ^ Бандстра 1970 , стр. 47, 57.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Против ересей, II.22 (Св. Ириней)» . www.newadvent.org . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ириней 1885 г. , Книга II, Глава 22, Раздел 5 .
- ^ Ириней 1920 , с. §77 .
- ^ «Понтий Пилат» . Britannica.com . Проверено 21 марта 2012 г.
- ^ Йона Лендеринг. «Иудея» . Ливиус.орг. Архивировано из оригинала 3 мая 2015 года . Проверено 21 марта 2012 г.
- ^ Брюс 1965 .
- ^ Бандстра 1970 , с. 48.
- ^ Римлянам 6:14 , Галатам 5:18.
- ^ Jump up to: а б Ириней 1885 г. , Книга III, Глава 18, Раздел 1 .
- ^ Ириней 1885 , Книга III, Глава 19, Раздел 1 .
- ^ 1 Кор. 15:21–22.
- ^ Кол. 2:13–4.
- ^ Ириней 1885 , Книга V, Глава 2, Раздел 2 .
- ^ Ириней 1885 , Книга III, Глава 11, Раздел 3 .
- ^ Литва 2014 , стр. 312–313.
- ^ Ириней 1885 , Книга V, Глава 16, Раздел 2 .
- ^ Нильсен 1968 , стр. 11.
- ^ Ириней 1885 , Книга III, Глава 18, Раздел 2 .
- ^ Ириней 2012 , стр. 176–177, сноска 48.
- ^ Бандстра 1970 , с. 50.
- ^ Фил 2:8
- ^ Gen 3:17
- ^ Ириней 1885 , Книга V, Глава 16, Раздел 3 .
- ^ Бандстра 1970 , с. 61.
- ^ 1 Коринфянам 15:54.
- ^ Ириней 1885 , Книга III, Глава 23, Разделы 7-8 .
- ^ Григорий Чудотворец 1886 .
- ^ Грант 2006 , с. 23.
- ^ Арендзен 1908 .
- ^ Литва 2014 , стр. 316–317.
- ^ Литва 2014 , стр. 313–316.
- ^ Диксон, доктор Джон. «Путеводитель по Евангелию от Иуды для зрителей» (PDF) . Sydneyanglicans.net . Проверено 24 ноября 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Арендзен, Джон П. (1908). Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Бандстра, Эндрю Дж. (1970). «Павел и древний толкователь: сравнение учения об искуплении у Павла и Иринея». Кальвинский богословский журнал . 5 : 43–63.
- Блэквелл, Бен С. (2011). Христососис: сотериология Павла в свете обожения Иринея и Кирилла Александрийского . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-151672-6 .
- Браун, Раймонд Эдвард (1997). Введение в Новый Завет . Даблдэй. ISBN 978-0-385-24767-2 .
- Брюс, Ф.Ф. (1965) [1963]. «Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Переи». Ежегодник Восточного общества Университета Лидса . 5 .
- Кэрол, Джунипер Б. (1986). Почему Иисус Христос?: Томистские, скотистские и примирительные перспективы . Тринити Коммуникейшнс. ISBN 978-0-937495-03-2 .
- Кросс, Фрэнк Лесли ; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- Чедвик, Генри (1993). Ранняя церковь (2-е изд.). Пингвин.
- Дэвис, Гленн (2010). «Развитие канона Нового Завета – Ириней» . ntcanon.org . Проверено 24 ноября 2014 г.
- Дюрант, Уилл (1972). Цезарь и Христос: история римской цивилизации и христианства от их начала до 325 года нашей эры . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-11500-5 .
- Эрман, Барт Д. (2005). Утерянное христианство . Оксфорд: Университетское издательство. ISBN 978-0-19-518249-1 .
- Евсевий (1890 г.). Филип Шафф; Генри Уэйс (ред.). История Церкви . Никейские и постникейские отцы, вторая серия. Том. 1. Перевод Артура Кушмана Макгифферта. Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы.
- Фермер, Дэвид Хью (1997). Оксфордский словарь святых . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280058-9 .
- Грант, Роберт МакКуин (1965). Формирование Нового Завета . Харпер и Роу.
- Грант, Роберт М. (2006). Ириней Лионский . Рутледж. ISBN 978-1-134-81518-0 .
- Григорий Чудотворец (1886). Александр Робертс; Джеймс Дональдсон; А. Кливленд Кокс (ред.). О всех святых . Доникейские отцы. Том. 6. Перевод SDF Salmond. Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы.
- Харрис, Стивен Л. (1985), Понимание Библии , Пало-Альто: Мэйфилд
- Хартог, Пол А. (2015). Православие и ересь в раннехристианском контексте: пересмотр тезиса Бауэра . Випф и Сток. ISBN 978-1-61097-504-9 .
- Хох, Дж. (1919). Учение св. Ириней о Новом Завете . Мюнстер И. В.: Новозаветные трактаты. VII.
- Ириней (1885 г.). Александр Робертс; Джеймс Дональдсон; А. Кливленд Коз (ред.). Против ересей . Доникейские отцы. Том. 1. Перевод Александра Робертса и Уильяма Рамбо. Буффало, штат Нью-Йорк: Christian Literature Co. – через New Advent .
- Ириней (1885а). Александр Робертс; Джеймс Дональдсон; А. Кливленд Кокс (ред.). Фрагменты из утраченных сочинений Иринея . Доникейские отцы. Том. 1. Перевод Александра Робертса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы – через New Advent .
- Ириней (1920). Демонстрация апостольской проповеди . Перевод Армитиджа Робинсона. СПКК .
- Ириней (2012). Доминик Дж. Унгер (ред.). Святой Ириней Лионский: Против ересей III . Древние христианские писатели: произведения отцов в переводе. Перевод MC Steenberg. Нью-Йорк: Ньюман Пресс.
- Юргенс, Вашингтон, изд. (1970). Вера ранних отцов: сборник богословских и исторических отрывков из христианских писаний доникейской и никейской эпох . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-1021-3 .
- Клагер, Эндрю П. (2007). « Сохранение и восстановление божественного: идентификация и перепросмотр мира в повествовании об искуплении святого Иринея Лионского». В Брэде Джерсаке; Майкл Хардин (ред.). Пораженные Богом? Ненасильственная идентификация и победа Христа . Гранд-Рапидс : Эрдманс.
- Литва, М. Давид (2014). «Чудесный обмен: Ириней и восточные валентиниане о сотериологии обмена». Журнал ранних христианских исследований . 22 (3): 311–340. дои : 10.1353/earl.2014.0029 . S2CID 170888989 .
- Мост, Уильям Г. (1991). Святой Дух и Церковь . Издательство Института Нотр-Дам.
- Макдональд, Ли Мартин; Сандерс, Джеймс А. (2001). Канонические дебаты . Бейкер. ISBN 978-1-4412-4163-4 .
- Нильсен, Дж. Т. (1968). Адам и Христос в теологии Иринея Лионского: исследование функции типологии Адама-Христа в Adversus Haereses Иринея на фоне гностицизма его времени . Теологическая библиотека Ван Горкума. Асен, Нидерланды: Koninklijke Van Gorcum 7 Comp. НВ
- Норрис, Ричард А. (2004). «Ириней Лионский» . У Фрэнсис Янг; Льюис Эйрес; Эндрю Лаут (ред.). Кембриджская история раннехристианской литературы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-46083-5 .
- Пейджелс, Элейн (1979). Гностические Евангелия . Винтажные книги.
- Пейджелс, Элейн (2005). За пределами веры . Кастрюля.
- Парвис, Пол (2012). «Кем был Ириней? Знакомство с человеком и его работой». В Саре Парвис; Пол Фостер (ред.). Ириней: Жизнь, Священное Писание, Наследие . Миннеанполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-0-8006-9796-9 .
- Понселе, Альберт (1910). Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Старк, Родни (2007). Города Бога . ХарперКоллинз.
- Стинберг, Ириней MC «Роль Марии как со-перепросмотрщика в святом Иринее Лионском». Vigilae Christianae 58 (2004): 117–137.
- Тиксеронт, преподобный Дж. (1920). «Раздел IV: Противники ереси во втором веке». Справочник по патрологии . Сент-Луис, Миссури: B. Herder Book Co.
- Вингрен, Густав (й), «Святой Ириней» , Британская энциклопедия
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ириней, Доказательство апостольской проповеди , транс Дж. П. Смита, (ACW 16, 1952)
- Ириней, Доказательство апостольской проповеди , транс Джона Бера (PPS, 1997)
- Ириней, Против ересей. Архивировано 16 марта 2016 года в Wayback Machine , пер. Александр Робертс и Уильям Рамбо, в книге «Анте-никейские отцы» , том. 1, изд. Александр Робертс, Джеймс Дональдсон и А. Кливленд Кокс (Буффало, Нью-Йорк: Christian Literature Co., 1885).
- Кокс, Артур Кливленд, изд. (1885). Доникейские отцы . Буффало, Нью-Йорк: Компания христианской литературы. ISBN 9780802880871 .
- Эдвардс, Марк (2009). Католичность и ересь в ранней церкви . Эшгейт. ISBN 9780754662914 .
- Евсевий (1932). Церковная история . Кирсопп Лейк и Джон Э. Л. Оултон, пер. Нью-Йорк: Патнэм.
- Хэгглунд, Бенгт (1968). История теологии . Джин Дж. Лунд, пер. Сент-Луис: Издательство Concordia.
- Миннс, Денис (1994). Ириней . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 0-87840-553-4 .
- Пэйтон-младший, Джеймс Р. Ириней о христианской вере: краткий обзор «против ересей» (Кембридж, James Clarke and Co Ltd, 2012).
- Квастен, Дж. (1960). Патрология: Начало святоотеческой литературы . Вестминстер, Мэриленд: Ньюман Пресс.
- Шафф, Филип (1980). История христианской церкви: доникейское христианство, 100–325 гг . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Эрдманс. ISBN 0-8028-8047-9 .
- Тайсон, Джозеф Б. (1973). Исследование раннего христианства . Нью-Йорк: Макмиллан.
- Вольфсон, Генри Острин (1970). Философия отцов церкви: Вера, Троица, Воплощение . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Раннехристианские сочинения Ириней
- Фрагменты его утраченных произведений
- Александр Робертс и Уильям Рамбо, 1885 г., «Доникейские отцы», Vol. 1. перевод «Против ересей»
- Перевод произведения Иринея XIX века.
- Демонстрация апостольской проповеди
- Книга II, гл. 22 , где Ириней аргументирует свои нетрадиционные взгляды на возраст Иисуса и продолжительность его служения.
- EarlyChurch.org.uk Обширная библиография.
- Работы Иринея или о нем в Internet Archive
- Работы Иринея в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- [1] Папа Бенедикт XVI на празднике Святого Иринея.
- Грегори С. Нил: «Природа зла и иринейская теодицея» Воплощение благодати (1988)
- Критика Иринея , Элейн Х. Пейджелс
- Критика статьи Пейджела Полом Манковски
- Opera Omnia Минь Патрологии Греки с аналитическими указателями
- «Святой Ириней, епископ Лионский, мученик» , «Жития святых» Батлера.
- «Католик онлайн»
- "До свидания"
- Первые богословы: Ириней и Тертуллиан на YouTube , лекция Джеймса Л. Папандреа
- 140 рождений
- 200 смертей
- Апокалиптики II века
- Епископы II века в Галлии
- Христианские святые II века
- Христианские богословы II века
- Греческий народ II века
- Римляне 2-го века
- Апокалиптики III века
- Греческий народ III века
- Римляне III века
- Древние смирняне
- Англиканские святые
- Епископы Лиона
- Католическая мариология
- Христианский антигностицизм
- Христианские апологеты
- Отцы Церкви
- Галло-римские святые
- Роман Лион
- Святые из Римской Анатолии
- Доктора Церкви
- Мариологи
- Богословы теозиса