Типология (теология)

Типология в христианском богословии и библейской экзегезе — это доктрина или теория, касающаяся отношения Ветхого Завета к Новому Завету . События, личности или высказывания в Ветхом Завете рассматриваются как прообразы , прообразующие или заменяемые прообразами , событиями или аспектами Христа или Его откровения, описанными в Новом Завете . Например, Иону можно рассматривать как прообраз Христа, поскольку он вышел из чрева рыбы и, таким образом, казалось, воскрес из смерти.
В наиболее полной версии теории типологии вся цель Ветхого Завета рассматривается как просто предоставление прообразов Христа, прообраза или исполнения. Теория зародилась в Ранней Церкви , имела наибольшее влияние в Средневековье и продолжала оставаться популярной, особенно в кальвинизме , после протестантской Реформации , но в последующие периоды ей уделялось меньше внимания. [ 1 ] XIX века В немецком протестантизме типологическая интерпретация отличалась от прямолинейной интерпретации. [ нужны разъяснения ] пророчества. Первое было связано с гегелевскими богословами , второе — с кантовской аналитичностью . Несколько групп, предпочитающих типологию сегодня, включают христианских братьев , начиная с 19 века (для которых типология пользовалась большим предпочтением и была предметом многочисленных книг) и Евангелическо-лютеранский синод штата Висконсин .
Примечательно, что в Восточной Православной Церкви типология по-прежнему является распространенным и частым экзегетическим инструментом, главным образом из-за большого внимания церкви к преемственности доктринального изложения на протяжении всех исторических периодов. Типология часто использовалась в раннехристианском искусстве, где тип и антитип изображались в противоположных положениях.
Использование терминологии распространилось на светскую сферу; например, « Жоффруа де Монбре (ум. 1093), епископ Кутанский , правая рука Вильгельма Завоевателя , был типом великого феодального прелата, воина и администратора». [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин произошел от греческого существительного τύπος ( опечатки ), «удар, удар, штамп» и, следовательно, фигура или отпечаток, оставленный на монете в результате такого действия; то есть изображение, фигура или статуя человека; также оригинальный узор, модель или слепок. К этому приставляется греческий предлог ἀντί anti , что означает «противоположный, соответствующий». [ 3 ] [ 4 ]
Происхождение теории
[ редактировать ]Христианская типология начинается в самом Новом Завете. Например, Павел в Послании к Римлянам 5:14 называет Адама «образом [ τύπος ] грядущего» — т.е. прообраз Христа . Он противопоставляет Адаму и Христу как в Римлянам 5, так и в 1 Коринфянам 15. Автор Первого послания Петра использует термин ἀντίτυπον ( антитипон ) для обозначения крещения. [ 5 ] Типологические концепции имеются и в допавловских пластах Нового Завета. [ 6 ]
Ранним христианам, рассматривая Ветхий Завет, нужно было решить, какова для них была его роль и цель, поскольку что христианское откровение и Новый Завет можно было считать, заменили его, и многие конкретные правила и требования Ветхого Завета больше не действовали. следует из таких книг, как «Левит», посвященных толкованию закона . [ 7 ] Одной из целей Ветхого Завета для христиан было продемонстрировать, что служение Иисуса и первое пришествие Христа были предсказаны и предсказаны, и Евангелия действительно содержат множество ветхозаветных пророчеств, исполненных Христом , и цитаты из Ветхого Завета , которые явно и неявно связывают Иисуса к пророчествам Ветхого Завета. Типология значительно расширила число этих связей, добавив другие, основанные на сходстве действий или ситуаций Ветхого Завета с каким-либо аспектом Христа.
Типология также является теорией истории , рассматривающей всю историю еврейского и христианского народов как созданную Богом, а события внутри истории служат символами для последующих событий. В этой роли Бога часто сравнивают с писателем, использующим реальные события вместо вымысла для формирования своего повествования. [ 8 ] Самая известная форма этого подхода — тройная гегелевская диалектическая модель, хотя она также используется и в других приложениях, помимо истории.
Разработка типологии
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2016 г. ) |
Система средневековых аллегорий зародилась в Ранней Церкви как метод синтеза кажущихся разрывов между еврейской Библией (Ветхим Заветом) и Новым Заветом. Церковь изучила оба Завета и считала, что каждый из них в равной степени вдохновлен Богом , однако Ветхий Завет содержал противоречия для христиан, такие как еврейские кошерные законы и требование мужского обрезания . Таким образом, это побуждало рассматривать по крайней мере части Ветхого Завета не как буквальное повествование, а как аллегорию или предзнаменование событий Нового Завета, и, в частности, исследовать, как события Ветхого Завета связаны с событиями жизни Христа. Большинство теоретиков верили в буквальную истинность повествований Ветхого Завета, но считали, что описываемые события были созданы Богом, чтобы предоставить прообразы, предвещающие Христа. Другие считали некоторые части Библии по существу аллегорическими; однако типологические отношения оставались неизменными, какая бы точка зрения ни была принята. Апостол Павел излагает это учение в Колоссянам 2:16–17: «Итак пусть никто не судит вас по тому, что вы едите и пьете, или по религиозному празднику, новолунию или субботе . Это тень будущего. Однако реальность находится во Христе». Эта идея также находит выражение в Послании к Евреям .
На развитие этого систематического взгляда на еврейскую Библию повлияла идея эллинистического еврейского мира с центром в Александрии , где еврейский философ Филон (ок. 20 г. до н. э. – ок. 50 г. н. э.) и другие рассматривали Священное Писание в философских терминах (современные греческие литературные теория выделила предзнаменование как литературный прием) как по существу аллегорию, использующую эллинистические платонические концепции. Ориген (184/185 – 253/254) христианизировал эту систему, а такие фигуры, как Хилари Пуатье (ок. 300 – ок. 368) и Амвросий (ок. 340 – 397), распространили ее. Святой Августин (345–430) вспоминал, как часто слышал от Амвросия, что «буква убивает, но дух дает жизнь», а Августин, в свою очередь, стал чрезвычайно влиятельным сторонником системы, хотя и настаивал на буквальной исторической истине Библии. Исидор Севильский (ок. 560–636) и Рабан Мавр (ок. 780–856) стали влиятельными как обобщатели и составители работ, излагающих стандартизированные интерпретации соответствий и их значений. [ 9 ]
Еврейская типологическая мысль продолжала развиваться в раввинистической литературе , включая Каббалу , с такими концепциями, как Пардес , четыре подхода к библейскому тексту.

Типология часто возникала в искусстве; многие типологические пары появляются в скульптуре соборов и церквей, а также в других средствах массовой информации. Популярные иллюстрированные произведения, разъясняющие типологические связи, были среди самых распространенных книг позднего средневековья, таких как иллюминированные рукописи , блок-буки и инкунабулы (раннепечатные книги). Speculum Humanae Salvationis и Biblia pauperum стали двумя наиболее успешными сборниками.
Пример Ионы
[ редактировать ]История Ионы и рыбы в Ветхом Завете представляет собой пример типологии. В Ветхозаветной книге Ионы Иона велел своим товарищам по кораблю выбросить его за борт, объяснив, что гнев Божий пройдет, если Иона будет принесен в жертву, и что море станет спокойным. Затем Иона провел три дня и три ночи во чреве огромной рыбы, прежде чем она выплюнула его на сушу.
Типологическая интерпретация этой истории предполагает, что она является прообразом погребения и воскресения Христа. Желудок рыбы представлял собой гробницу Христа; как Иона вышел из рыбы через три дня и три ночи, так и Христос воскрес из гроба Своего в третий день. В Новом Завете Иисус призывает Иону как прообраз: «Когда толпа увеличилась, Иисус сказал: «Это лукавое поколение. Оно просит чудесного знамения, но никому не будет дано его, кроме знамения Ионы». »» Луки 11:29–32 (см. также от Матфея 12:38–42 , 16:1–4 ). Во 2-й главе Ионы Иона назвал брюхо рыбы « Шеол », землей мертвых (в Библии NIV это переводится как «могила» ).
Таким образом, когда кто-то находит намек на Иону в средневековом искусстве или в средневековой литературе , он обычно представляет собой аллегорию погребения и воскресения Христа. Другие распространенные типологические аллегории включают в себя четырех главных ветхозаветных пророков Исайю , Иеремию , Иезекииля и Даниила, являющихся прообразами четырех евангелистов Матфея , Марка , Луки и Иоанна , или двенадцать колен Израилевых, предвещающих двенадцать апостолов . Комментаторы могли найти бесчисленное множество аналогий между историями Ветхого Завета и Нового Завета; современные типологи предпочитают ограничиваться рассмотрением типологических отношений, которые, по их мнению, санкционированы в самом Новом Завете, как в приведенном выше примере с Ионой. [ 10 ]
Другие примеры Ветхого Завета
[ редактировать ]
Приношение Исаака
[ редактировать ]В 22-й главе Бытия рассказывается история упреждающего жертвоприношения Исаака. Бог просит Авраама принести Ему в жертву своего сына Исаака, что считается предзнаменованием распятия Иисуса. Исаак спрашивает отца: «Где агнец для всесожжения», и Авраам пророчествует: «Сам Бог усмотрит агнца для всесожжения, сын мой». И действительно, их ждет пойманный за рога баран, который также рассматривается как прообраз Христа, агнец, которого Бог предоставляет в жертву, увенчанный терновым венцом .
Джозеф
[ редактировать ]В главах 37–50 книги Бытия рассказывается история Иосифа в Египте, и Иосифа обычно называют прообразом Христа. [ 12 ] Джозеф – особенный сын для своего отца. С точки зрения его отца, Иосиф умирает, а затем возвращается к жизни как правитель Египта. Братья Иосифа обманули своего отца, обмакнув его одежду в кровь принесенного в жертву козла (Бытие 37:31). Позже отец Иосифа узнает, что Иосиф жив и является правителем Египта, спасающим мир от великого голода. Другие параллели между Иосифом и Иисусом включают:
- оба отвергнуты собственным народом
- оба стали слугами
- обоих предают за серебро
- оба ложно обвинены и имеют лжесвидетелей
- оба достигают положения «по правую руку» от соответствующих престолов (Иосиф на престоле фараона и Христос на престоле Бога)
- Иосифу было 30 лет, когда он предстал перед фараоном, а Иисусу, согласно Библии, было примерно столько же лет, когда он начал свое служение.
- Деньги и товары не смогли спасти людей во время голода, им пришлось продать себя, одни и те же понятия обсуждаются на протяжении всего Нового Завета.
- оба обеспечили спасение язычников (Иосиф обеспечил физическое спасение при подготовке к голоду, в то время как Христос обеспечил более глубокое духовное спасение)
- Иосиф женился на египтянке, приведя ее в родословную Авраама; Отношения Христа с церковью также описаны в терминах брака в Новом Завете.
- Прямая параллель с Иосифом, правящим всем Египтом, и с тем, что только фараон будет больше на престоле (Бытие 41:40), повторяется в 1 Коринфянам 15:27 в отношении Иисуса.
- Оба сильно пострадали и через терпение и смирение весьма возвысились от Бога, давшего все в изобилии во времени.
Моисей
[ редактировать ]Моисей, как Иосиф и Иона, претерпевает символическую смерть и воскресение. Моисея помещают в корзину и плывут по реке Нил, а затем вытаскивают из Нила, чтобы усыновить его принцем (сплав тела по реке Нил также был частью египетского погребального ритуала для королевской семьи). [ 13 ]

Находясь в пустыне, Моисей поместил на шест медного змея , который исцелял любого, укушенного змеей, при условии, что человек посмотрит на него (Числа 21:8). Иисус провозгласил, что змей был прообразом Его Самого: «как Моисей вознес змея в пустыне, так должно вознестись Сыну Человеческому» (Иоанна 3:14).
В битве с амаликитянами при Рефидиме . в Исходе 17:11 говорится, что «пока Моисей поднимал свои руки, израильтяне побеждали, но всякий раз, когда он опускал руки, побеждали амаликитяне» Комментаторы [ 14 ] истолковывайте поднятые руки Моисея как прообраз поднятых рук Иисуса на Кресте, поскольку, когда руки Иисуса были подняты во время Его смерти, велась образная битва с грехом, результатом которой была победа – «все оживут» ( 1 Кор. 15:22).
Неживые виды
[ редактировать ]Другие типы были обнаружены в аспектах Ветхого Завета, менее привязанных к конкретным событиям. Еврейские праздники также имеют типологическое воплощение в жизни Христа. Тайная вечеря представляла собой пасхальную трапезу. Более того, многие люди [ нужна ссылка ] увидеть весенние праздники [ нужны разъяснения ] как прообразы того, что совершил Христос во время своего первого пришествия и осенних праздников [ нужны разъяснения ] как прообразы того, что Христос совершит во время своего второго пришествия.
Еврейскую скинию обычно рассматривают как серию сложных образов Иисуса Христа . Например, Иисус описывает себя как «дверь». [ 15 ] и единственный «путь» к Богу, [ 16 ] представлен у единственных широких ворот двора скинии; Различные слои покровов над скинией символизируют благочестие Христа (в замысловатом внутреннем покрытии) и Его человечность (в тусклой окраске внешнего покрытия). [ 17 ] Хлеб предложения, приготовленный в Иерусалимском храме, также рассматривается как прообраз Христа. [ нужна ссылка ]
Постбиблейское использование
[ редактировать ]Как указывает Эрих Ауэрбах в своем эссе «Фигура», типологическая (фигуральная) интерпретация сосуществовала наряду с аллегорическими и символико-мифическими формами интерпретации. [ 18 ] Но именно типология имела наибольшее влияние по мере распространения христианства в культурах позднего Средиземноморья, а также в культурах Северной и Западной Европы. [ 19 ] Ауэрбах отмечает, что это был преобладающий метод понимания еврейских писаний вплоть до Реформации, то есть что еврейские тексты не понимались как еврейская история и закон, а вместо этого интерпретировались «как figura rerum или феноменальное пророчество, как прообраз Христа». ". [ 20 ] Типологическая интерпретация была ключевым элементом средневекового реализма, но оставалась важной в Европе «вплоть до восемнадцатого века». [ 21 ]
Кроме того, типология вышла за рамки интерпретации еврейских писаний и была применена к постбиблейским событиям, рассматривая их как «не окончательное исполнение, но [...] обещание конца времен и истинного Царства Божьего». [ 22 ] Таким образом, пуритане трактовали свою историю типологически: [ 23 ]
При более широком применении и более широком понимании типология превратилась в более сложную словесную систему, которая позволяла переводчику обнаруживать библейские прогнозы текущих событий. Таким образом, атлантическое путешествие пуритан могло быть прообразом Исхода израильтян; и колония Новой Англии, Новый Сион, куда Христос может вернуться, чтобы возвестить о наступлении Тысячелетия. Первые поселенцы были консервативными и осторожными типологами, но, как показывает «Чудотворное провидение Спасителя Сиона в Новой Англии» Эдварда Джонсона (1654; составлено около 1650), к 1640-м годам священное послание Новой Англии в пустыню и приближающийся Апокалипсис стали признанными прообразами. священной истории. [ 24 ]
Таким образом, пуритане применяли типологию как к себе как группе, так и к прогрессу отдельных душ:
В более широком смысле типология позволила пуританам воспринимать библейские типы как предсказания не только событий Нового Завета, но также их собственной исторической ситуации и опыта. Таким образом, отдельные пуритане могли осмыслить свою духовную борьбу и достижения, отождествляя себя с библейскими персонажами, такими как Адам, Ной или Иов. Но это широкое понимание типологии не ограничивалось индивидуальной типизацией; пуритане также интерпретировали свою групповую идентичность как исполнение пророчества Ветхого Завета, называя свою общину «Новым Израилем». [ 25 ]
Типология также стала важной как литературный прием, в котором как исторические, так и литературные персонажи становятся прообразами более поздних исторических или литературных персонажей. [ 26 ]
Внутренняя и внешняя типология
[ редактировать ]Профессор-экзегетик Георг Штёкхардт [ 27 ] (1842–1913) разделил библейскую типологию на две категории. Он выделил внешнюю или внешнюю типологию как отдельную от смысла текста и его первоначального значения – скорее, она применяется к теме читателем. Штёкхардт рассматривал внутреннюю или внутреннюю типологию как заложенную в значении самого текста. Хотя он отверг возможность внутренней типологии, поскольку это противоречило бы доктрине ясности Священного Писания , [ 28 ] большинство типологов либо не проводят этого различия, либо не отвергают типологию, внутреннюю для текста. Позиция Штёкхардта против внутренней типологии связана с позицией, согласно которой все мессианские пророчества прямолинейны, а не типологичны. [ 29 ]
Типология и нарративная критика
[ редактировать ]Типология также используется нарративными критиками для описания типа времени, в котором происходит событие или событие. Марк Аллан Пауэлл отделяет хронологическое время от типологического. [ 30 ] В то время как хронологическое время относится ко времени действия, типологическое время относится к «виду времени» действия. Типологические установки могут быть символическими.
См. также
[ редактировать ]- Анагог
- Предзнаменование
- Переписка (теология) — типология Эммануила Сведенборга .
- Питер Лейтхарт - типолог
- Параллеломания , связанная со злоупотреблением типологией.
- Суперсессионизм
- Тропологическое чтение
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Исследование библейской типологии. Архивировано 5 февраля 2010 г. в Wayback Machine (Уэйн Джексон, Christian Courier ).
- ^ Британская энциклопедия
- ^ Греко-английский лексикон Лидделла и Скотта , Оксфорд, 1871 г.
- ^ Латинское слово figura , означающее форму, форму или фигуру, может быть сравнимо, но оно происходит от менее жестокого глагола fingo, finxi, fictum , означающего моду, форму или форму (Латинский словарь Касселла).
- ^ 1 Петра 3:21.
- ^ Э. Эрл Эллис, 1957, Использование Павлом Ветхого Завета . Эдинбург; Лондон: Оливер и Бойд.
- ^ См. также Левит 18.
- ^ Типология Университета штата Вашингтон
- ^ Эмиль Мале, Готический образ, Религиозное искусство во Франции тринадцатого века , стр. 131-9, английский перевод 3-го издания, 1913 г., Коллинз, Лондон, ISBN 978-0064300322 (и многие другие издания)
- ^ Джексон, см. выше
- ^ например, Евреям 8:6
- ^ Изучите библейский сайт.
- ^ Погребальные обычаи [1] [2] .
- ^ Пачковский, Мечислав Целестин (12 ноября 2014 г.). «Амалек и амаликитяне в древнехристианской литературе» . Теология и Чловек . 26 (2): 137–160. дои : 10.12775/TiCz.2014.021 . ISSN 2391-7598 . Проверено 18 ноября 2021 г.
Ориген, конечно, видит распятого Иисуса в образе Моисея, поднимающего руки, но при этом отмечает и разницу: Иисус — это не просто еще один Моисей.
- ^ Иоанна 10:9
- ^ Иоанна 14:6
- ^ CH Raven, Божье святилище , John Ritchie Ltd., 1991, ISBN 978-0-946351-31-2
- ^ Ауэрбах, Эрих. "Фигура". стр. 54–57.
- ^ Ауэрбах стр.58
- ^ Ауэрбах стр.53
- ^ Ауэрбах стр.61
- ^ Ауэрбах стр.58.
- ^ См., например, Сакван Беркович , Типология и ранняя американская литература , U Mass Press, 1972.
- ↑ Эмори Эллиотт , «Пуританская литература Новой Англии», стр.188 на сайте американской литературы Донны Кэмпбелл в WSU.
- ^ Глоссарий Американских пассажей, часть 3
- ↑ В эссе Ауэрбаха рассматривается фигуративность Данте . Сборник эссе на эту тему см. в книге Эрла Майнера « Литературное использование типологии от позднего средневековья до наших дней », Princeton U Press, 1977. Особый интерес в этом томе представляет эссе Роберта Холландера «Типология и светская литература: некоторые средневековые периоды». Проблемы и примеры» (стр. 3–19) и « Типологический символизм и «Прогресс души» в литературе семнадцатого века» (стр. 79–114).
- ^ Штёкхардт в христианской циклопедии
- ^ Гёрсс, Уильям Элмер (1964). Некоторые герменевтические предпосылки и часть экзегетической методологии Георга Штокхардта . Семинария Конкордия: Неопубликованная диссертация. OCLC 4816986 .
- ^ Дополнительную информацию о прямолинейном пророчестве в отличие от типологического пророчества см. Сурбург, Раймонд Ф. (декабрь 1980 г.). «Правильное толкование мессианских пророчеств Ветхого Завета» (PDF) . Ежеквартальный вестник Лютеранского Синода . БЛТС . Проверено 4 февраля 2019 г. .
- ^ Марк Аллан Пауэлл, Что такое нарративная критика? (Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press, 1990), 72–4.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фэйрберн, Патрик. Типология Священного Писания. Эдинбург: Т. и Т. Кларк, 1847.
- Нортроп Фрай (1982). Великий кодекс: Библия и литература .
- Гоппельт, Леонхардт. Опечатки: Типология толкования Ветхого Завета в Новом . Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1982.
- Мартенс, Питер. «Возвращаясь к различию аллегорий и типологий: случай Оригена». Журнал ранних христианских исследований 16 (2008): 283–317.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Беркли, Набор типологических иллюстраций гравюры на дереве к « Зеркалу человеческого спасения».
- Интернет-книга Патрика Фэйрберна «Типология Священного Писания» , 1859 г.
- Католическая энциклопедия: Типы в Священном Писании
- Еврейская энциклопедия: АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
- Пуританская типология , Донна М. Кэмпбелл, Университет штата Вашингтон.
- Николас Ланн, «Аллюзии на повествование об Иосифе в синоптических Евангелиях и Деяниях» (2012) [3]