Хуан Оласабаль Рамери
Хуан Оласабаль Рамери | |
---|---|
Рожденный | Хуан Оласабаль Рамери 1863 Ирун , Испания |
Умер | 1937 (73–74 года) Бильбао , Испания |
Национальность | испанский |
Занятие | журналист |
Известный | Политик |
Политическая партия | Национально-католическая партия , Традиционалистско-интегралистское сообщество , Традиционалистское сообщество |
Часть серии о |
Интегрализм |
---|
![]() |
Хуан Оласабаль Рамери (1863–1937) был испанским политиком- традиционалистом , сначала как карлист , затем как интегрист и, в конце концов, снова в рядах карлистов. В 1899–1901 годах служил в кортесах , а в 1911–1914 годах был членом Гипускоанской провинциальной дипутации. С 1897 по 1936 год он руководил и редактировал газету Сан-Себастьяна ежедневную La Constancia . Он наиболее известен как общенациональный лидер интегризма, группировки, которую он возглавлял с 1907 по 1931 год.
Семья и молодость
[ редактировать ]
Хуан Хосе Томас Рамон Мария Мелитон Сантьяго Оласабаль Рамери родился в очень выдающейся династии Гипускоа . [ 1 ] очень разветвлены и состоят в браке с рядом других известных местных семей. [ 2 ] Его отец, Хуан Антонио Оласабаль Артеага , владел рядом поместий в восточной части провинции. [ 3 ] После его ранней смерти в 1867 г. [ 4 ] Хуана, его братьев и сестер воспитывала их мать, Пруденсия Рамери Сусуарреги. [ 5 ] С началом Третьей Карлистской войны семья нашла убежище во Франции . [ 6 ] После их возвращения в Испанию Хуан получил образование в иезуитском колледже в Ордунье , где он встретил и подружился с Сабино Араной . [ 7 ] продолжить изучение права в другом иезуитском институте, Colegio del Pasaxe в галисийской гвардии . [ 8 ] Затем он перешел в Центральный университет в Мадриде . [ 9 ] получить высшее образование в 1885 году. [ 10 ]
Хотя в некоторых источниках семья описывается как Карлисты, [ 11 ] на самом деле разные его ветви придерживались разных политических вариантов. Дядя Хуана по отцовской линии, Рамон Оласабаль Артеага , как коронель микелетеса . [ 12 ] встал на сторону Исабелинов во время Третьей карлистской войны, дорос до командира всего формирования. [ 13 ] а также гражданский губернатор Ируна. [ 14 ] С другой стороны, дядя Хуана по материнской линии, Либорио Рамери Сузуарреги , [ 15 ] сделал себе имя как карлистский политик, гипзукоанский депутат кортесов и писатель -традиционалист . Дальний родственник по отцовской линии, Тирсо де Оласабаль-и-Лардисабал , [ 16 ] стал главой гипускоанского карлизма и одним из лидеров национальной партии. [ 17 ] Скорее, это было влияние материнской семьи Хуана, особенно Либорио, которое в сочетании с иезуитским образованием сформировало его как карлиста. Хуан Оласабаль никогда не был женат и не имел детей. Некоторые члены семьи Оласабаль были активными политиками-карлистами в раннюю франкистскую эпоху, хотя они были очень дальними родственниками Хуана. [ 18 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
Уже будучи студентом Оласабаль занимался общественной деятельностью, принимая участие в католических инициативах, спонсируемых Карлистом, например, в протестах против краузизмом . инославия в образовании, приправленного [ 19 ] или против продвижения таких фигур, как Джордано Бруно ; [ 20 ] вместо этого он выступал за католическую ортодоксальность как основу государственного образования в Испании. В 1888 году братья Оласабаль Рамери, Хуан и Хавьер, [ 21 ] дезертировал из господствующего карлизма и присоединился к его отколовшейся ветви во главе с Рамоном Носедалем , известной как Интегризм ; [ 22 ] они последовали примеру своего дяди Либорио, который вошел в состав правления «Интегриста» на должность секретаря центральной хунты. [ 23 ] В 1889 году они уже принимали активное участие в различных мелких общественных инициативах интегристов. [ 24 ] Хуан вернулся в Гипускоа, создавая партийные структуры и мобилизуя народную поддержку в провинции, которая вскоре превратилась в национальный оплот интегристов. [ 25 ] На выборах 1891 года партия получила два мандата в провинции, один из которых завоевал дядя Хуана Либорио. [ 26 ] и один от лидера партии Носедаля. [ 27 ] Поскольку в то время интегризм и господствующий карлизм соперничали с яростной враждебностью, последний успех выглядел триумфальным: Носедаль победил гипускоанского лидера господствующих карлистов Тирсо Оласабаля. [ 28 ] Носедаль также был переизбран на последующих выборах 1893 года. [ 29 ]
После смерти Либорио Рамери в 1894 г. [ 30 ] Хуан Оласабаль занял его место в руководстве партии провинции. В том же году он уже представлял провинцию на республиканских партийных собраниях. [ 31 ] проведение партийных собраний в своем поместье Мундаиз в 1895 году. [ 32 ] и формально вырос до второго дополнения Гипускоанской ветви в 1896 году. [ 33 ] Он участвовал в переговорах с другими партиями во время местных избирательных кампаний. Альянс с консерваторами, известный как Союз Васконаварра , привел к созданию 3 мандатов интеграистов в Сан-Себастьяна аюнтамиенто в 1893 году; [ 34 ] та же коалиция добилась того же результата в 1895 году, на этот раз Оласабаль был избран Консехалем . [ 35 ] Он прославился тем, что защищал традиционные местные учреждения от планов централизации и модернизации мадридского правительства. В 1896 году он был вынужден уйти в отставку после неудачной попытки заблокировать министерский закон, который он считал наносящим ущерб интересам города, но был восстановлен в должности после успешной апелляции и проработал до 1899 года. [ 36 ]
Постоянство
[ редактировать ]
В конце 1890-х годов гипускоанский интегризм пережил серьезный кризис, хотя его природа остается спорной. Одна теория подчеркивает стратегию альянса; Носедаль изменил свои рекомендации, предложив создавать коалиции с партиями, предлагающими лучшие условия вместо наиболее приблизительных. Другая теория объясняет конфликт националистическими склонностями инакомыслящих. [ 37 ] Поскольку они отказались встать в строй, повстанцы во главе с Педро Грихальбой , Игнасио Лардисабалем и Анисето де Резола были изгнаны провинциальной хунтой. [ 38 ] Поскольку изгои [ 39 ] контролировал провинциальную гипускоанскую ежедневную газету El Fuerista , [ 40 ] Оласабаля попросили компенсировать потерю; в 1897 году он основал новую партийную газету « Ла Констанция » из Сан-Себастьяна ; первоначально он появился с подзаголовком Diario Integro Fuerista , позже измененным на Diario Integrista . [ 41 ] Интегро-традиционалистский журнал [ 42 ] и, наконец, Diario Tradicionalista . [ 43 ] Его личная собственность, [ 44 ] он публиковался до 1936 года и, помимо того, что в течение 34 лет был официальным документом гипускоанского интегризма, [ 45 ] до конца он оставался своего рода личной политической и идеологической трибуной Оласабаля. [ 46 ]
Назван в честь нокедалистской ежедневной газеты 1867–1868 гг. [ 47 ] La Constancia - одна из 4 ежедневных газет, издаваемых в Гипускоа. [ 48 ] и одно из 14 периодических изданий, контролируемых Интегристами в Испании. [ 49 ] Это оставалось скромным предприятием с двумя журналистами и тремя постоянными сотрудниками. [ 50 ] Его тираж оставался не впечатляющим; в 1920 году это было 1650 экземпляров, [ 51 ] по сравнению с 12 000 ведущих ежедневных газет Гипуско, La Voz de Gipuzkoa и El Pueblo Vasco , [ 52 ] хотя все еще выше этого показателя ежедневная газета «Интегист» из соседней Наварры, тираж которой разошелся примерно в 850–1000 экземпляров. [ 53 ] Учитывая получастный характер газеты, нет никаких сомнений в том, что ее долголетие поддерживалось в финансовом отношении промышленными магнатами. [ 54 ] симпатий интеграста. С годами он постепенно стал символом традиционалистской испанской прессы. [ 55 ] Ла Констансия сочетала традиционалистский католический ультраконсерватизм, представленный Носедалем как «Интегизм», с защитой местной гипускоанской идентичности и лояльности. В годы республиканской власти его деятельность подвергалась приостановкам и другим административным мерам. [ 56 ] В начале 1930-х годов он был интегрирован в современную карлистскую пропагандистскую машину, и Оласабаль передал свое руководство Франсиско Хуаристи :; [ 57 ] с 1934 года в него входила одна страница на баскском языке. [ 58 ] После начала Гражданской войны его помещения были захвачены республиканскими ополченцами. После того, как карлисты завоевали Сан-Себастьян, его линотипные машины были использованы для запуска La Voz de España , в котором также работали некоторые сотрудники редакции La Constancia . [ 59 ]
заместитель
[ редактировать ]
В последние годы XIX века ядовитая вражда между интегралистами и господствующими карлистами уступила место сближению. [ 60 ] началось в Гипускоа. Его результатом стал провинциальный избирательный союз. В Аспеитии , где раньше конкурировали две ветви традиционализма, кандидат от карлистов Теодоро Арана Белаустеги. был снят [ 61 ] в пользу Интегристов. Их кандидатом оказался Оласабаль. [ 62 ] избран также голосами карлистов [ 63 ] в кортесы. [ 64 ] 1899–1901 годы были его единственным сроком пребывания в парламенте; в ходе последующих выборов мандат Аспейтии – практически гарантированный партии – претендовали на другие политики-интеграсты.
По причинам, которые остаются довольно неясными [ 65 ] в начале 20 века Оласабаль отказался от национальной политики и посвятил себя местным гипузкоанским проблемам. В 1904-1906 годах участвовал в широкой коалиции. [ 66 ] назван Liga Foral Autonomista de Guipúzcoa и стал ее вторым вице-президентом. [ 67 ] Альянс заявил о своей приверженности традиционным провинциальным фуэро и определил своей целью финансовую и административную автономию. [ 68 ] Ее непосредственной целью были переговоры о новом Concierto Economico с Мадридом, и современный ученый считает эту группу просто средством достижения экономических целей местных промышленных магнатов. [ 69 ]
Широкое и свободное политическое сближение гипузкоанских партий, преследующих регионалистов. [ 70 ] цели привели Оласабаля к успеху на выборах в провинциальный совет. [ 71 ] в 1907 году [ 72 ] и 1911 г., [ 73 ] в 1914 году был членом провинциальной комиссии . [ 74 ] Он известен не только своей работой по продвижению традиционных местных правовых институтов, [ 75 ] но также и за усилия по поддержанию типичного гипускоанского сельского хозяйства, такие как защита пиренских пород крупного рогатого скота посредством введения племенных книг , [ 76 ] поддержка агрономической школы Фрайсоро и контроль за провинциальными ветеринарными службами. [ 77 ] Хотя ему не хватало технических знаний и он был несколько недееспособен из-за структуры политических союзов, он, тем не менее, пытался продвигать экспертов против некомпетентности политиков. [ 78 ]
Босс
[ редактировать ]
В начале 20 века Оласабаль стал одним из ключевых политиков-интегистов. [ 79 ] Его положение было закреплено после смерти Рамона Завалы Салазара в 1899 году. [ 80 ] он возглавлял партию в ее национальном оплоте. [ 81 ] После смерти Рамона Носедаля в начале 1907 года руководство организацией интеграистов, Partido Católico Nacional , взял на себя триумвират: [ 82 ] хотя несколько месяцев спустя Оласабаль стал президентом Совета. [ 83 ] В 1909 году [ 84 ] он был избран официальным лидером партии, [ 85 ] также назначен почетным президентом ряда местных хунт интегристов. [ 86 ]
Стиль руководства Оласабаля был довольно ненавязчивым. Проживая в Сан-Себастьяне, он был вдали от большой национальной политики; он не боролся за кортесы, и именно спикер парламента от меньшинства Мануэль Сенанте исполнял обязанности представителя партии в Мадриде. Хотя формально он является владельцем национальной ежедневной газеты Integrist El Siglo Futuro , [ 87 ] он покинул Сенанте, чтобы управлять газетой, и редко участвовал в качестве автора, концентрируясь скорее на La Constancia . Наконец, во время политических переговоров с другими партиями он уполномочил остальных представлять Национальную католическую партию. [ 88 ]
С точки зрения политического курса Оласабаль внимательно следил за Носедалем. Фундаментальное предположение заключалось в том, что вся общественная деятельность должна руководствоваться католическими принципами и осуществляться в соответствии с римско-католическим учением. В повседневной деятельности она сводилась к противодействию секуляризации и защите Церкви, как это было продемонстрировано во время Лей де Кандадо . кризиса [ 89 ] Вторичные темы продвигали традиционные региональные заведения. [ 90 ] и борьба с демократией, особенно с партиями, сочетающими национализм и социализм. [ 91 ] Отношение к монархии Интегризм оставался неоднозначным: некоторые части партии отдавали предпочтение различным династическим взглядам. [ 92 ] а некоторые склоняются к акцидентализму, готовые принять республиканский проект. [ 93 ]

Интегризм, задуманный Носедалем как политическая рука испанского католицизма, [ 94 ] никогда не получала более чем теплой поддержки со стороны епископов, отчужденных своей воинственной непримиримостью. [ 95 ] Во время правления Оласабаля дела шли все хуже и хуже, поскольку партия все больше не соответствовала новой политике Церкви. В начале 20 века испанская иерархия отказалась от своей традиционной стратегии влияния на ключевых лиц либеральной монархии. [ 96 ] и перешел к массовой мобилизации [ 97 ] осуществляется с помощью широких [ 98 ] народные структуры и партийная политика. [ 99 ] Интегристы не хотели быть одной из многих католических партий. [ 100 ] презирал демократический формат формирования политики [ 101 ] и отказался принять « мальменоризм ». [ 102 ] Поскольку Оласабаль культивировал традиционалистское видение католической политической активности, [ 103 ] В 1910-х и 1920-х годах Национальная католическая партия резко отставала от нового поколения современных христианско-демократических организаций. [ 104 ]
Отказываясь принимать участие в структурах примодеривериста, Оласабаль сосредоточился на Ла Констанции ; [ 105 ] эти 10 гектаров [ 106 ] поместье Мундаиз [ 107 ] стал святыней Интегристов. [ 108 ] Хотя Национальная католическая партия была приостановлена, ее ответвленные организации продолжали функционировать. Контролировать их становилось все труднее. В 1927 году Оласабаль изгнал все сан-себастьянское отделение Хувентуд Интегриста . [ 109 ] это серьезная потеря, учитывая, что ее лидер Игнасио Мария Эшаиде основал «Хувентуд» в 1910–1914 годах. [ 110 ] В 1930 году интегразм возродился как Традиционалистско-интегристское сообщество . По-прежнему возглавляет Оласабаль. [ 111 ] у него были местные филиалы почти во всех провинциях Испании. [ 112 ] и вновь подтвердил свои традиционные принципы, хотя и с небольшим успехом на выборах. [ 113 ]
Республика и война
[ редактировать ]
Воинствующий республиканский секуляризм был признан интегристами варварским нападением на самые основы цивилизации. [ 114 ] Подавленный влиянием левых, Оласабаль понял, что у его партии мало шансов выжить самостоятельно. [ 115 ] Спор между традиционалистским интегризмом и современными христианско-демократическими группировками уже был слишком широк, и очень немногие в партии думали о сближении. [ 116 ] С другой стороны, ультраконсервативное видение религии разделяли основные карлисты; в результате, Интегристы довольно единогласно [ 117 ] решили проглотить свою случайность. После 44 лет отдельного политического существования Оласабаль возглавил их. [ 118 ] до 1932 года [ 119 ] воссоединение внутри карлизма в партию Comunión Tradicionalista . [ 120 ] Хотя формально лидером партии провинции был Бернардо Элио-и-Элио , на самом деле Оласабаль сформировал местный правящий дуумвират . [ 121 ]
В рамках консолидированного карлизма бывшие интегристы оставались очень влиятельной группой. С помощью нового издательства Editorial Tradicionalista они продолжали контролировать El Siglo Futuro , которое стало полуофициальной ежедневной газетой Carlist. [ 122 ] Многие бывшие Интегрос, такие как кантабрийец Хосе Луис Заманильо , кастильяно Хосе Ламами , аликантино Мануэль Сенанте или андалузец Мануэль Фал, заняли высшие посты в партии. [ 123 ] Оласабаль, из-за своего возраста почти не занимавшийся повседневными делами, стал своего рода наставником и моральным авторитетом. Видимое влияние интегристов на Comunión Tradicionalista вызвало некоторое недовольство среди карлистов, особенно среди наваррцев .
Оласабаль продолжал критиковать светский республиканизм. [ 124 ] что стоило El Siglo Futuro и La Constancia периодических административных отстранений (первое в августе 1931 года), а самого Оласабаля — задержания в полиции; [ 125 ] он провел три дня в тюрьме. [ 126 ] Всегда выступая за местные традиционные заведения, он был глубоко разочарован поворотом дела басков. [ 127 ] Он осудил первоначальный проект автономии [ 128 ] как безбожный, считая также версию Статута Эстеллы антирелигиозной. [ 129 ] и антифуэрист. [ 130 ] В сообществе United Carlist он и Виктор Прадера возглавили группу, выступающую против закона, в отличие от карлистов, выступающих за закон, представленных Хосе Луисом Ориолем , Марселино Орехой и Хоакином Бенсой . [ 131 ] Разделенные карлисты воздержались от принятия четкой политической позиции, что в конечном итоге способствовало провалу проекта автономии. [ 132 ]

Неясно, участвовал ли Оласабаль в подготовке карлистского восстания и знал ли он вообще о предстоящем восстании. [ 133 ] После начала военных действий он остался в Сан-Себастьяне, где переворот провалился, и продолжил редактировать «Констанцию» . [ 134 ] Он был задержан на одном из кораблей, стоящих на якоре в Сан-Себастьяне, а затем переведен в тюрьму Бильбао-Анхелес Кастодиос. Поскольку правительство Басков не задействовало автономную полицию для защиты здания во время беспорядков, [ 135 ] В результате бомбардировки города националистами тюрьма была передана в ведение отряда милиции ВСТ . 4 января ополченцы-социалисты казнили около 100 заключенных; [ 136 ] некоторые были убиты брошенными в камеры ручными гранатами, некоторые были застрелены, а некоторые, как сообщается, получили ранения мачете. [ 137 ] Неясно, как именно умер Хуан Оласабаль. [ 138 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ см. Ана Гальдос Монфорт, Мерседес Транш Ипаррагирре, Лос Оласабаль. Пример возникновения, сохранения и трансформации местных элит в Ируне (15-20 вв.) , [в:] Bidasoa Studies Bulletin , 26 (2010), стр. 167-183
- ^ см Euskalnet, . сервис доступный здесь. [ постоянная мертвая ссылка ] ; см. также Geni генеалогическую службу здесь , Geneanet службу здесь и гораздо худшую Geneallnet запись здесь.
- ^ Хавьер Реал Куэста, баскский карлизм 1876-1900 , Мадрид, 1985, ISBN 978-84-323-0510-8 , стр. 117-118, 250
- ^ Запись Хуана Антонио Оласабаля Артеаги на Geni сервисе здесь.
- ^ кажется, существует некоторая путаница относительно правильного написания ее второй фамилии. Большинство источников предпочитают версию «Сусуарреги», см., например, и Сузуарреги, Либорио в «Историческом указателе депутатов» на официальной службе судов, доступной здесь. запись Рамери Однако есть авторы, которые предпочитают версию «Суазарреги», см. Хосе Антонио Вака де Осма, Баски в истории Испании , Мадрид, 1995, ISBN 8432130958 , 9788432130953, с. 178. Некоторые источники противоречивы; генеалогическая служба Geni относится к большинству братьев и сестер «Суазарреги», за исключением Пруденсии, которую зовут «Сусуарреги», см. здесь . Современная пресса использовала «Сусуарреги», см. El Siglo Futuro 13.01.94 здесь.
- ^ Хосе Урбано Асарта Эпенса, запись Хуана де Оласабаля Рамери , [в:] Баскская энциклопедия Ауньяменди онлайн, доступна здесь
- ^ Баскский язык: вы начинаете с изобретения языка… [в:] Страна Басков , 01.02.05, доступно здесь
- ^ Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери
- ^ в открытом письме 1884 г. он подписан как «Студент-католик из Мадрида», El Siglo Futuro 11.12.84, доступно здесь.
- ^ в El Siglo Futuro 21.03.85 он уже подписан как "licenciado", см . здесь
- ^ Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери
- ^ Франсиско Апалатеги Игарсабаль, Карлистские и либеральные военные истории , Сан-Себастьян, 2005 г., ISBN 8479074876 , стр. 41, 43, доступно здесь.
- ^ Серапио Мугика Суфирия, География Гипускоа , доступно на сайте Instituto Geografico Vasco здесь.
- ^ Апалатеги 2005, с. 298
- ^ Асарта Эпенза, Джон из Оласабаля Рамери , см. также запись Либорио Рамери Зузуарреги на Гени службе здесь.
- ^ Хуан де Оласабаль Рамери (р. 1702) и Доминго де Оласабаль Рамери (р. 1703) были братьями; Хуан Оласабаль Рамери был праправнуком первого, а Тирсо де Оласабаль-и-Лардисабаль был праправнуком второго, см. euskalnet; упрощенное генеалогическое древо, показывающее отношения между ними, см. здесь.
- ^ Карлос Кортабаррия Игартуа, Тирсо де Оласабаль, запись Арбелаиса Лардисабаля в энциклопедии Auñamendi Eusko, доступная здесь , см. также генеалогическое древо и многочисленные подробные информационные фрагменты у Луиса Марии Завала (ред.), Баскское общество XIX века в переписке архива дом де Завала , Ласарте 2008, ISBN 9788496288706 , с. 67 и пассим
- ^ самый известный - Рафаэль Оласабаль Эулат, активный деятель карлизма в период с 1930-х по 1950-е годы, см . euskalnet.
- ^ Будущий век 11.12.84 доступен здесь.
- ^ Век будущего, 21 марта 1985 г., доступно здесь.
- ^ он был главой отдела общественных работ в Гипускоа, инженером-строителем, специализирующимся на дорожном строительстве, и главой отдела интеграции в Толедо; умер в 1926 году, см. El Siglo Futuro 21.12.27 доступно здесь , El Siglo Futuro 19.04.28 доступно здесь и El Siglo Futuro 10.01.89 доступно здесь . Его сестра Кайя также была активисткой карлистов, см. El Siglo Futuro 16.05.08, доступно здесь.
- ^ в историографии отделение интегристов интерпретируется четырьмя разными способами. Хорди Канал представляет 3 из них: в результате личного конфликта между Носедалем и Карлосом VII , в результате идеологического конфликта внутри карлизма, в результате более широкой европейской тенденции - см. Джорди Канал и Морель, La masonería en el discursionalista español a конец 19 века: Рамон Носедаль и Ромеа , [в:] Хосе Антонио Феррер Бенимели (редактор), Масонство, революция и реакция , Аликанте, 1990, ISBN 844047606X , с. 774, а также его «Смерти» и «воскрешения» карлизма. Размышления о фундаменталистском расколе 1888 года , [в:] Ayer 38 (2000), стр. 115-136. Другое предложение выдвигает Клементе, который представляет интегризм как антидемократическую идеологию горстки богатых, паразитировавших на популярном и демократическом карлизме, см. Хосеп Карлес Клементе, Los dias fugaces. Карлизм, от гражданских войн к переходному периоду , Куэнка, 2013 г., ISBN 9788495414243 , с. 28, а также его «Краткая история карлистских войн» , Мадрид, 2011 г., ISBN 8499671691 , 9788499671697, стр. 7–18.
- ^ Жорди Канал и Морель, Белые флаги, красные береты: политическая история карлизма, 1876–1939 , Мадрид, 2006 г., ISBN 8496467341 , 9788496467347, с. 88
- ^ Век будущего, 17.06.89, доступно здесь.
- ^ подробный отчет в Марии Обьета Вильялонга, Фундаменталисты Гипуско. Развитие и организация Национальной католической партии в Гипускоа (1888-1898) , Бильбао, 1996 г., ISBN 8470863266 , 9788470863264
- ^ Рамери и Сузуарреги, Либорио в Историческом указателе депутатов
- ^ см. запись Nocedal y Romea, Ramon за 1891 год в Indice Historico de Diputados на официальном сервисе Cortes, доступном здесь.
- ^ Агустин Фернандес Эскудеро, маркиз де Серральбо (1845-1922): биография политика [докторская диссертация], Мадрид, 2012, стр. 237
- ^ см. запись Nocedal y Romea, Ramon за 1893 год в Indice Historico de Diputados на официальном сервисе Cortes, доступном здесь.
- ^ см . «Век будущего» от 13.01.94, доступный здесь.
- ^ вместе с Бенито Аместой, Игнасио Эчаиде и Луисом Марией Эчеверрией, El Siglo Futuro , 03.08.94, доступно здесь.
- ^ La Iberia , 15 июля 1995 г., доступно здесь.
- ^ под председательством Рамона Завала-и-Саласара, El Siglo Futuro, 06.07.96 доступно здесь.
- ^ Реальная Куэста 1985, с. 123
- ^ Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери , см. также El Siglo Futuro 16.05.95, доступно здесь.
- ^ Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери
- ^ см . статью Integrismo в Баскской энциклопедии Auñamendi , доступную здесь.
- ^ Реальная Куэста 1985, стр. 122-127
- ^ мятежная группа под названием Fueristas пыталась укрепить свои позиции на платформе регионализма и не смогла принять баскский национализм. В конечном итоге он распался в 1898–1899 годах, Real Cuesta 1985, стр. 122–127.
- ↑ несколькими годами ранее, во время кризиса внутри наваррского интегризма, связанного с позицией Артуро Кэмпиона, Эль Фуэриста оставался твердо на линии партии и раскритиковал инакомыслящих, см. Мария Обиета Вилаллонга, La escision del «Tradicionalista» de Pamplona del seno. Партия дель Интегриста (1893 г.): позиция «Эль Фуэриста» Сан-Себастьяна , [в:] Принсипе де Виана 49 (1988), стр. 307-316
- ^ с августа 1921 г.
- ^ с сентября 1930 г.
- ^ с июня 1932 г.
- ^ Эдуардо Гонсалес Кальеха , Карлистская и фалангистская пресса во время Второй республики и гражданской войны (1931-1937) , [в:] El Argonauta español 9 (2012), доступно здесь , также Антонио Чека Годой, Пресса и политические партии во время Вторая республика , Саламанка, 1989 год. ISBN 8474815215 , 9788474815214, с. 281
- ^ до 1932 года, когда интегразм объединился с господствующим карлизмом.
- ^ цифровой архив La Constancia за 1900–1936 годы доступен здесь. Архивировано 25 сентября 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Герман Блейберг, Морин Ири, Джанет Перес, Словарь литературы Пиренейского полуострова , том. 2, Вестпорт-Лондон, 1993 г., ISBN 0313287325 , 9780313287329, с. 1166
- ^ вдоль La Voz de Guipuzcoa (республиканец), El Pueblo Vasco (монархический) и El Día (автономист), Arantxa Arzamendi Sese, Введение в прессу Гипускоа: от ее истоков до 1936 года , [в:] I Семинар по баскскому языку Библиографическое наследие , Витория-Гастейс, 2005 г., ISBN 8445723154 , с. 284
- ^ или, по крайней мере, так утверждается, El Siglo Futuro, 11.06.07, доступно здесь.
- ^ Феликс Луэнго Тейксидор, Гипускоанская пресса в последние годы Реставрации (1917-1923) , [в:] Современная история 2 (1989), стр. 232, доступно здесь. Архивировано 31 октября 2014 г. на Wayback Machine.
- ^ большинство из них досталось подписчикам, предположительно низшему приходскому духовенству, Луенго Тейксидор 1989, с. 232
- ^ Мигель Артола, История Доностии-Сан-Себастьяна , Доностия 2000, ISBN 8489569495 , 9788489569492, с. 534
- ^ см. Карлос Баррера дель Баррио, Пресса Наварры через официальную статистику (1867-1927) , [в:] Principe de Viana 49 (1988), p. 48
- ^ из Вале де Урола , Луенго Тейксидор 1989, стр. 232-3
- ^ ежедневная газета описывается как «один из деканов традиционалистской прессы», Хосе Луис Орелла, Кристина Баррейро Гордилло, El carlismo и ее сеть прессы во Второй республике , [в:] Arbil 79 (2004), доступно здесь
- ^ его первое закрытие произошло в августе 1931 года, через 4 месяца после провозглашения республики, см. El Siglo Futuro 22.08.31, доступно здесь , см. также Мартин Блинкхорн, Карлизм и кризис в Испании 1931-1939 , Кембридж, 1975, ISBN 9780521207294 , с. 62
- ^ см . El Siglo Futuro 22.04.35, доступно здесь.
- ^ см . запись La Constancia на сайте цифровой библиотеки Сан-Себастьяна.
- ^ даты различаются, некоторые утверждают, что La Voz был запущен 16 сентября, Хосе Андрес Гальего, Антон М. Пасос, Archivo Goma: апрель-июнь 1938 г. , Мадрид, 2001 г., ISBN 8400084608 , 9788400084608, с. 36, некоторые утверждают, что это было 15 сентября, см. González Calleja 2012. В то время Оласабаль содержался в заключении в Бильбао.
- ^ Хосе Мария Ремирес де Гануса Лопес, Всеобщие выборы 1898 и 1899 годов в Наварре , [в] Príncipe de Viana 49 (1988), стр. 384
- ^ Запись Теодоро Араны Белаустеги в энциклопедии Auñamendi Eusko доступна здесь ; во время выборов 1899 года карлисты, рассматривая возможность нового восстания, не выдвигали официальных кандидатов, хотя отдельные кандидаты были допущены («на следующих выборах не будет депутатов-карлистов, но могут быть депутаты-карлисты»), Remirez 1988, p. 382, см. также Real Cuesta 1985, стр. 189-191
- ^ первоначально кандидатом от Интегристов был Хоакин Павиа , замененный незадолго до выборов по неизвестным причинам, см. Real Cuesta 1985, p. 191, также El Siglo Futuro 18.04.99 доступен здесь
- ^ Фернандес Эскудеро 2012, с. 360; господствующие карлисты утверждали, что победивший Оласабаль был их кандидатом, что, учитывая заключение союза, было формально правильным, El Siglo Futuro 18.04.99
- ^ см . запись Олазабаля-и-Рамери, Хуана на Indice Historico de Diputados официальном сервисе Cortes , доступную здесь.
- ^ ни один из использованных источников не дает никакой информации о том, почему Оласабаль не продолжил свою парламентскую карьеру; Похоже, это его выбор, а не результат поражений на выборах, поскольку ни в научных работах, ни в современной прессе не упоминается Оласабаль, баллотировавшийся в кортесы после 1901 года.
- ^ включая либералов, консерваторов, интегристов, основных карлистов и республиканцев, но исключая националистов и социалистов, Хавьера Г. Чаморро, Эль Гранде Ориенте. Episodio Nacional, Мадрид, 1821 г. , Доностия, 2009 г., ISBN 8461323955 , 9788461323951, с. 207
- ^ Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери
- ^ см. его программу на сервисе gipuzkoa.net, доступном здесь.
- ^ Чаморро 2009, с. 207; подробнее см. Луис Кастельс, Фуэрос и экономические концерты. Форальная автономистская лига Гипускоа (1904–1906) , Сан-Себастьян, 1980 г., ISBN 978-8474070774
- ^ то есть гипускоанский язык, а не те, которые охватывают Васконгадас или более широкий регион Васко-Наварра.
- ^ состоит из 12 членов, по 4 от каждого из 3 округов: Ирун, Толоса и Себастьян, Антонио Силлан Апалатеги, Выборы провинциальных депутатов в Гипускоа в 1911 году , [в:] Historia 22 (1977), стр. 127, доступно здесь
- ^ Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери
- ^ Силлан Апалатеги 1977, с. 123, также Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери
- ^ Официальный путеводитель по Испании 1914 г., стр. 622, доступно здесь
- ^ см. многочисленные ссылки на деятельность Оласабаля по автономии в Idioia Estornés Zubizarreta, La Construction de una nacionalidad Basque. Автономия баскского обучения (1918-1931) , Доностия, 1990, ISBN 8487471048 , 9788487471049, доступен здесь. Архивировано 18 декабря 2014 г. на Wayback Machine.
- ^ Педро Берриочоа Аскарате, Столетие со дня рождения: Игнасио Камареро-Нуньес Арисменди (1881-1910) , [в:] Бюллетень исторических исследований Сан-Себастьяна 43 (2010), стр. 142; отношения с карлистами оставались хорошими, см. Хосе Луис Орелла Мартинес, Происхождение первого испанского социал-католицизма [докторская диссертация в Национальном университете дистанционного образования], Мадрид, 2012, стр. 101, 102, 114
- ^ Педро Берриочоа Аскарате, 1911: Бюрократическая несовместимость на фоне касикиля в провинциальном совете Гипускоа , [в:] Современная история 40 (2010), стр. 29-65
- ^ «Позиция депутата Хуана Оласабаля (которая была позицией Олалкиаги) защищается его выступлениями в Совете депутатов», цитируется по Berriochoa Azcárate 2010, стр. 57
- ^ вместе с Хосе Санчесом Марко , Хуаном Антонио Санчесом дель Кампо, Хуаном Ламами де Клераком и Мануэлем Сенанте
- ^ см . запись Рамона Мигеля Марии Хулиана Северино де Савала и Саласар на Geni сервисе , доступную здесь.
- ^ некоторые утверждают, что именно Оласабаль укрепил партийную мощь в Гипускоа после смерти Носедаля, см. Игнасио Арана Перес, Современная история Страны Басков , раздел 4.45.5. Борьба за автономию , Лейоа, 2008 г., с. 4, здесь доступно Вопрос о руководстве Гипускоана не совсем ясен; в органиграмме провинциальных партийных структур 1906 года Оласабаль назван просто секретарем местного совета Сан-Себастьяна и президентом местного совета Ируна, см. «Век будущего », 22 мая 2006 г., доступно здесь.
- ^ Хосе Санчес Марко, Бенито де Гвинея и Хуан Оласабаль, El Siglo Futuro , 11.04.07, доступно здесь ; Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери утверждают, что триумвират состоял из Хуана де Оласабаля, Хосе Санчеса Марко и Мануэля Аснара
- ^ помимо руководства Гипускоанской ветви, см. El Siglo Futuro 11.06.07, доступно здесь.
- ^ Во время Ассамблеи Сарагосы
- ^ Эсторнес Субисаррета 1990, с. 220
- ^ как и в Наварре, El Siglo Futuro 16.07.09, доступно здесь , в Андалусии см. El Siglo Futuro 26.07.12, доступно здесь или в Мурсии, см. El Siglo Futuro 09.01.13, доступно здесь
- ^ Гонсалес Кальеха 2012
- ^ например, во время переговоров 1914 года о создании широкого католического союза с консерваторами и хаймистами именно Сенанте представлял Интегризмо, Кристобаль Роблес Муньос, Иезуиты и Иглесия Васка. Католики и консервативная партия (1911-1913) , [в:] Принсипе де Виана (1991), с. 224
- ^ Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери
- ↑ Партия встала на сторону каталонистов после кризиса Ley de Jurisdictions , Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери.
- ^ Оласабаля см. «Errores nacionalistas y afirmacion Vasca» (1919), доступную здесь . Хосеп Карлес Клементе, Historia del carlismo contemporaneo , Барселона, 1977, с. 15 обобщает интегризм как комбинацию шести нитей: приверженность французскому традиционализму (маргинализация разума и естественного права), манихейство, фальсификация истории, инквизиторские инстинкты, враждебность к свободе мнений, консервативная и капиталистическая идеология.
- ^ не является чем-то несвязанным с тем, что во время Первой мировой войны Оласабаль присоединился к Liga Neutralista , лоббистской группе, действующей в пользу центральных держав , которая считается более близкой к традиционной модели, чем демократическая Антанта , см. Pedro Barruso Barés, San Sebastian en los siglos XIX и XX. , [в:] География и история Доностии-Сан-Себастьяна , доступно здесь.
- ^ "Тогда в фундаментализме выявляются три тенденции. Одна - династический подход, обычно католиков, происходящих из аристократии; другая, более известная как антидинастическая и имеющая тенденцию к достижению соглашения с карлистами, но без слияния с ними, и третий, который, исходя из случайности форм правления, я бы даже принял республику типа Гарсиа Морено в Эквадоре. Однако единство фундаменталистской партии не достигнуто. «разорился из-за той же случайности форм правления», Мельчор Феррер , История испанского традиционализма, т. XVIII, Севилья, 1959, стр. 302-303
- ^ Игнасио Фернандес Сарасола, Политические партии в испанской мысли: от эпохи Просвещения до наших дней , Барселона, 2009 г., ISBN 8496467953 , 9788496467958, с. 152
- ^ Феррер 1959, стр. 302-303
- ^ некоторые ученые утверждают, что нежелание Церкви в XIX веке спонсировать свое собственное католическое политическое движение могло способствовать сохранению интегризма, см. Фелисиано Монтеро Гарсиа, Католическое движение в Испании XX века. Между фундаментализмом и поссибилизмом , [в:] Мария Долорес де ла Калле Веласко, Мануэль Редеро Сан Роман (ред.), Социальные движения в Испании 20-го века , Саламанка, 2008, стр. 178
- ^ процесс был разделен на 4 этапа: 1) congresos catolicos 1890-1903 гг., 2) Lligas Católicas 1903-1905 гг., 3) малменоризм 1905-1910 годов и 4) целевые кампании, начиная с 1910 года, см. Rosa Ana Gutiérrez Lloret, ¡ На выборы. В защиту Веры! Католическая политическая мобилизация в Испании в начале 20 века , [в:] Прошлое и память. Журнал современной истории 7 (2008), стр. 240-241
- ^ в 1906 году интегразм был дисквалифицирован испанской иерархией как политический вариант; церковь выбрала поссибилизм, Монтеро Гарсия 2008, с. 177
- ^ (1899) со времен Congreso de Burgos Леон 178, Гутьеррес Льорет 2008, с. 242
- ^ хотя они участвовали в различных католических союзах, за 1914 год см. Roblez Muñoz 1991, p. 224, за 1921 год см. Орелла Мартинес 2012, с. 238, а также стр. 73, 80, 81.
- ^ Оласабаль много раз вмешивался в дела примата и даже в Ватикане против того, что он считал продвижением либерализма, см. его действия против Гонсало Коломы (брата Падре Коломы ) Роблеса Муньоса 1991, стр. 208-209, а также конфликт с некоторыми епископами, см. Cristóbal Robles, Cristóbal Robles Muñoz, José María de Urquijo e Ybarra: мнения, религия и власть , Madrid 1997, ISBN 8400076680 , 9788400076689, стр. 329. Интегристы прямо осудили Grupo de la Democracia Cristiana (Максимилиано Арболея Мартине, Северино Аснар) в 1919 году и придерживались антимодернистской позиции, Montero Garcia 2008, p. 180
- ^ папский документ Inter Catolicos Hispaniae рекомендовал случайность и политику меньшего зла; за ним последовали «Нормы социальных и политических действий испанских католиков» , изданные предстоятелем Монтеро Гарсия, 2008 г., стр. 179-180; Гутьеррес Льорет 2008, стр. 249–250 представляет документ как созданный с целью избежать разногласий среди испанских католиков, хотя его пропаганда малменоризма в любом случае была отвергнута интегризмом.
- ^ сталкивается с новой христианско-демократической стратегией как реакционной и устаревшей, Монтеро Гарсия, 2008, стр. 244-5.
- ^ как Национальная католическая ассоциация пропагандистов , Католическое действие , Конфедерация студентов-католиков или испанская католическая молодежь ; новая стратегия поначалу не принесла хороших результатов в Гипускоа, где католические лиги проигрывали интегризму, см. Montero Garcia 2008, p. 247
- ^ публикация также отдельных буклетов: Современная история: сведение счетов: острые вопросы, которые интересуют всех басков (1918 г.), Националистические ошибки и баскское утверждение (1919 г.), Всеобщее избирательное право, национализм и фуэро (1919 г.), В защиту владельца сельского Гипускоана: сборник статей (1930), «Наша юрисдикция и короли Кастилии» (1932); Однако наиболее примечательным является 650-страничный «El cura Santa Cruz guerillero» (1928), задуманный как полемика с конкурентным видением знаменитого священника, представленный Пио Баройей в «La Voz de Guipúzcoa» ; см. Каталог баскской исторической коллекции , Бильбао, 2009 г., ISBN 8498308526 , 9788498308525, с. 251, доступно здесь
- ^ Луиза Утанда Морено, Франсиско Фео Паррондо, Сельская собственность в Гипускоа согласно реестру экспроприируемого имущества (1933) , [в:] Лурральде: Расследование и космос , 18 (1995); авторы ошибочно утверждают, что Рафаэль Оласабаль Эулат был сыном Хуана
- ^ где он жил вместе со своей старческой матерью (она умерла в 1932 году в возрасте 90 лет, см. El Siglo Futuro 16.04.32) и двумя сестрами
- ^ получивший название «Алькасар Интегризма», см. Apalategui Igarzabal 2005, p. 57, или «Кремль интеграизма», см. Мануэль Марторель Перес, Идеологическая преемственность карлизма после гражданской войны [докторская диссертация], Валенсия, 2009, с. 319; в 1956 году семья Оласабаль продала часть поместья, что позволило построить католический колледж, см. здесь ; другая часть усадьбы образует парк Кристины Энеа, см . здесь
- ^ El Siglo Futuro , 24.09.27, доступно здесь.
- ^ он ушел, чтобы проводить независимую политику баскской христианской демократии, см. euskonews, Службу доступную здесь , а также euskaltzaindia, доступную здесь.
- ^ El Siglo Futuro 11.04.30 доступно здесь.
- ^ кроме Канарских островов , см. El Siglo Futuro 20.03.30, доступно здесь.
- ^ на последних выборах перед появлением республики, муниципальном голосовании в апреле 1931 года, интегристы, помимо некоторого успеха в районе Васко-Наварры, зафиксировали несколько мест, завоеванных также в Каталонии и Андалусии, Blinkhorn 1975, стр. 42
- ^ сравнить El Siglo Futuro 12.05.31, доступно здесь.
- ^ на выборах 1931 года было избрано 3 политика-интеграста, но все они баллотировались как «аграрные» кандидаты: Хосе Мария Ламами де Клерак в Саламанке, Рикардо Гомес Рохи и Франсиско Эстеванес Родригес в Бургосе, Blinkhorn 1975, стр. 57
- ^ никогда не было серьезных дебатов о том, должны ли интегристы присоединяться к какой-либо католической партии вместо карлизма, Montero Garcia 2008, стр. 186-190.
- ^ в некоторых провинциях Испании даже Интегрос лидировал в переговорах об объединении, Blinkhorn 1075, стр. 73
- ^ он лично возглавлял переговоры о воссоединении, см. интервью Хосе Карлоса Клементе с Мануэлем Фаль Конде, [в:] Tiempo de historia 39 (1978), стр. 13-23, упоминается после этот сайт
- ^ Оласабаль официально ушел с поста главы партии интегристов в феврале 1932 года, Мануэль Феррер Муньос, Неудавшиеся попытки сотрудничества между баскской националистической партией и правыми наваррцами во время Второй республики , [в:] Principe de Viana 49 (1988), стр. . 131
- ^ и названный несимпатичным историком «Гражданской гвардией церкви», см. Фермин Перес-Ниевас Бордерас, Против ветра и прилива , Эстелла 1999, ISBN 8460589323 , с. 97
- ^ в 1932 году в командную структуру Карлистов входил орган под названием Junta Suprema Vasco Navarra; в его состав входило по четыре человека, каждый от каждой провинции, и от Гипускоа был представлен только Хуан Оласабаль. Однако формально главой провинции Гипускоа был Элио, Антонио М. Мораль Ронкаль, Религиозный вопрос во Второй Испанской республике: церковь и карлизм , Мадрид, 2009 г., ISBN 9788497429054 , с. 78
- ^ Редакция Tradicionalista была создана специально для нейтрализации влияния Интегристов, но план ни к чему не привел, поскольку в совете директоров доминировали Сенанте и Ламами. Только ее новый состав, воссозданный в декабре 1933 года, обеспечил более тесное объединение El Siglo Futuro с карлистской пропагандистской машиной, Blinkhorn 1975, p. 336
- ↑ Фал стал лидером партии, Заманильо — главой отдела Requete, Ламами возглавил Секретариат, а Сенанте продолжал редактировать El Siglo Futuro.
- ^ он прославился тем, что объяснял наводнения как Божье наказание, направленное против крестьян, работающих по воскресеньям, см. Уильям А. Кристиан, Провидцы: Испанская республика и царствование Христа , Беркли, 1996, ISBN 0520200403 , 9780520200401, с. 361
- ↑ Carlist Press сравнила республиканские задержания с фашистскими или советскими мерами, см. «Как Муссолини! Как Ленин!» рубрика El Siglo Futuro от 22.08.31 здесь
- ^ Блинкхорн 1975, с. 62
- ^ до 1932 года Олазабаль надеялся, что баски вернутся к ядру Интегристов, см. Euskera: se empieza inventando un idioma …
- ^ произведено Академией баскских исследований, Блинкхорн, 1975, стр. 48-9.
- ^ Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери
- ^ он раскритиковал унитарный характер автономии, который, по его мнению, противоречил традиционному видению отдельных провинциальных законов и институтов.
- ^ Блинкхорн 1975, с. 82
- ^ подробный анализ в Сантьяго де Пабло, Гипускоанский карлизм и Баскский статут , [в:] Bilduma Rentería 2 (1988), стр. 193-216, доступен здесь. Архивировано 20 декабря 2014 г. на Wayback Machine.
- ^ его имя не упоминается ни в одном из источников, особенно в наиболее подробном исследовании Хуана Карлоса Пеньяса Бернальдо де Кироса, El Carlismo, la Republica y la Guerra Civil (1936-1937). От заговора к объединению , Мадрид, 1996 год. ISBN 8487863523 , 9788487863523
- ^ Асарта Эпенса, Хуан де Оласабаль Рамери
- ^ некоторые источники утверждают, что полицейских подразделений не было, см. Хосе Мануэль Аскона Пастор, Хулен Лесамис Лугаресарести, Нападения на тюрьмы Бильбао 4 января 1937 года , [в:] Исторические расследования 32 (2012), стр. 230; некоторые источники утверждают, что правительство Басков отказалось развернуть полицейские войска, опасаясь начала боевых действий между UGT и PNV, см. Jon Juaristi, Turbas [в:] El Imparcial , 25.06.14, доступно здесь.
- ^ полный список в Асконе, Лезамиз, 2012 г., стр. 235–6.
- ^ Хуаристи 2014
- ^ подробные отчеты различаются; Педро Баррусо Барес, Репрессии в республиканских и франкистских районах Страны Басков во время гражданской войны , [в:] Contemporary History 35 (2007), стр. 653-681 называет виновных «неконтролируемыми» боевиками CNT и UGT, в то время как анархисты отрицают какую-либо ответственность, см. их отчет La Manipulation of Historical Memory , [в:] CNT Gipuzkoa , доступен здесь. Архивировано 13 декабря 2014 г. на Wayback. Машина
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристина Баррейро Гордильо, Карлизм и его пресс-сеть во Второй республике , Мадрид, 2003 г., ISBN 8497390377
- Педро Берриохоа Аскарате, 1911: Бюрократическая несовместимость на фоне касикилов в провинциальном совете Гипускоа , [в:] Contemporary History 40 (2010), стр. 29-65
- Мартин Блинкхорн, Карлизм и кризис в Испании 1931-1939 гг. , Кембридж, 1975 г., ISBN 9780521207294
- Луис Кастельс, Фуэрос и экономические концерты. Форальная автономистская лига Гипускоа (1904–1906) . Сан-Себастьян, 1980 год, ISBN 978-8474070774
- Антонио Силлан Апалатеги, Выборы депутатов провинции Гипускоа в 1911 году , [в:] Historia 22 (1977), стр. 121-127
- Idioia Estornés Zubizarreta, Формирование баскской национальности. Автономия баскского обучения (1918-1931) , Доностия, 1990 г.
- Мария Обьета Вильяллонга, фундаменталисты Гипуско. Развитие и организация Национальной католической партии в Гипускоа (1888-1898) , Бильбао, 1996 г., ISBN 8470863266 , 9788470863264
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Баскская комедия о Хуане Оласабале
- Текст статута Эстеллы
- Декларация Лиги Форал [ постоянная мертвая ссылка ]
- смерть Хуана Оласабаля
- Исторический указатель депутатов 1899 г.
- Семья Оласабаль объяснила
- виртуальный визит в бывшее поместье Оласабаль Мундаис
- Католический колледж в бывшем поместье Оласабаля Мундаиза
- Оласабаль, Современная история: сведение счетов: острые проблемы, которые интересуют всех басков (PDF) – через Liburuklik
- Рекете (баскский)
- Вискайнос! Для Бога и для Испании ; современная карлистская пропаганда
- 1863 рождения
- 1937 смертей
- Корпоратизм
- XIX век в Стране Басков.
- Баскские заключенные и задержанные
- Карлисты
- Интегрализм
- Лидеры политических партий Испании
- Члены Конгресса депутатов (Испания)
- Люди из Ируна
- Политики «Народного действия» (Испания)
- Регионализм (политика)
- Испанские жертвы гражданской войны в Испании
- Испанские антикоммунисты
- Испанские юристы XIX века
- Испанские монархисты
- Испанцы во время гражданской войны в Испании
- Испанский народ гражданской войны в Испании (Национальная фракция)
- Испанские пленные и задержанные
- Испанские католики
- Испанские жертвы преступлений
- Баскские журналисты
- Выпускники Мадридского университета Комплутенсе