Мануэль Санта-Крус Лойди
Мануэль Санта-Крус Лойди | |
---|---|
Рожденный | Мануэль Санта-Крус Лойди 1842 Эльдуайн , Испания |
Умер | 1926 |
Национальность | испанский |
Известный | лидер партизан |
Политическая партия | Карлизм |
Мануэль Игнасио Санта-Крус Лойди (1842–1926) — испанский римско-католический священник . Около 35 лет он служил на апостольской миссии в Колумбии , где возглавлял приход в сельской местности провинции Пасто ; около 15 лет он также занимал различные второстепенные посты на Ямайке . Однако наиболее известен он своей деятельностью в 1872–1873 годах, когда он командовал карлистским партизанским отрядом во время гражданской войны в Испании . Как «Кура Санта-Крус» (священник Санта-Крус) или просто как «Эль Кура» (Священник) он получил известность своей жестокостью, а в испанском общественном дискурсе конца 19 века он стал символом дикой жестокости. В этой роли – хотя и с некоторой степенью двусмысленности – он фигурировал в качестве главного героя в нескольких великих произведениях испанской модернистской литературы начала 20-го века и стал мифической фигурой задолго до своей смерти.
Семья и молодость
[ редактировать ]Мануэль Санта-Крус Лойди происходил из сельских баскских рабочих семей; поколения его предков были фермерами, жившими в долине реки Ория , в Гипускоанском графстве Толоса . Его дед по отцовской линии Паскуаль де Санта-Крус был уроженцем Андоана, но поселился в Эльдуайне , вероятно, на средства своей жены Марии Баутисты Сарове. Их сын и отец, Фрэнсис Антонио Санта-Крус Сарове (1784–1842), в 1824 году женился на Джоан Джозеф Лойди Уррестарасу (1803–1871); Она была дочерью Мигеля Игнасио Лоиди, уроженца Амескеты , и Марии Игнасии Уррестарасу, происходящей из Орендайна . [ 1 ] Пара жила в Элдуаине; их касерио , известный как Замонеа, был одним из самых бедных в деревне. [ 2 ] Неизвестно, сколько у них было детей, хотя, по некоторым данным, Мануэль Игнасио не был их единственным ребенком, и у него была как минимум одна сестра. [ 3 ] После смерти мужа Мария Игнасия снова вышла замуж за вдовца Хуана Игнасио Бетелу Муньягорри (1795–1861); неясно, было ли у них потомство. [ 4 ]
Мануэль воспитывался матерью и отчимом и поначалу ничем не отличался от других деревенских мальчиков. Неясно, где он получил первое образование; на каком-то этапе о нем заботился его гораздо старший двоюродный брат по отцовской линии, местный священник Франсиско Антонио Сасиаин Санта-Крус (1812–1898); он научил подростка латыни и, очевидно, направил его к религиозной карьере. [ 5 ] Действительно, в 1861 году Мануэль поступил в семинарию в Витории ; в течение первых трех лет получал высокие оценки и был удостоен звания «Заслуженный деятель» ; позже его работоспособность ухудшилась, как сообщается, из-за проблем со здоровьем. [ 6 ] Он был рукоположен в священники в 1866 году и отправлен в Эрниальде , деревню в нескольких милях от его родной. По некоторым данным, сначала он был назначен коадьютором ; [ 7 ] другие авторы утверждают, что первоначально он исполнял обязанности викария . [ 8 ] После смерти приходского священника именно Санта-Крус стал его преемником в неустановленное время в конце 1860-х годов; он якобы выполнял свои обязанности с неистовой энергией и как духовный пастырь был склонен к жесткости, сам придерживаясь строгого образа жизни.
Поскольку его отец служил добровольцем в Карлистах во время последней гражданской войны. [ 9 ] и поскольку среди сельского гипускоанского народа преобладали легитимистские симпатии, [ 10 ] вполне вероятно, что Мануэль с юности рос в атмосфере, сильно приправленной карлизмом. [ 11 ] Его позиции, вероятно, укрепились в годы семинарии, поскольку карлизм был популярен также среди низшего и регулярного духовенства провинции. [ 12 ] В соответствии с традиционалистским мировоззрением Санта-Крус занял решительно враждебную позицию по отношению к революции 1868 года , критикуя с кафедры новый режим как безбожную и развращенную систему. [ 13 ] Его подстрекательские проповеди привлекли к нему внимание властей; в октябре 1870 г. Гражданской гвардии. патруль [ 14 ] появился в Эрниальде, чтобы задержать его после воскресной мессы. Санта-Крус воспользовался несколько распущенным подходом своих похитителей и сбежал, через несколько дней переправившись во Францию. [ 15 ]
Лидер партизан
[ редактировать ]После примерно 18 месяцев изгнания в Байонне , [ 16 ] в 1872–1873 годах Санта-Крус принимал участие в партизанской войне до и во время Третьей карлистской войны . Его пластинка разбита на 4 отдельные строки: с апреля по май 1872 г. [ 17 ] с июня по август 1872 г., [ 18 ] с декабря 1872 г. по июль 1873 г., [ 19 ] а в декабре 1873 г. [ 20 ] все они разделены периодами поиска убежища во Франции. Первоначально он присоединился к отряду, возглавляемому ветераном карлистов Педро Рекондо; Будучи капелланом , Санта-Крус набирался опыта в тактике нерегулярных действий в сельской местности. С лета 1872 г. он руководил собственными войсками; Первоначально группа состояла примерно из 15–25 мужчин, но позже она выросла и в литературе оценивается в 200 человек. [ 21 ] 500 или даже 1000 человек, с построенной неформальной промежуточной командной структурой. Отряд довольно свободно участвовал в военных действиях карлистов; поставил перед ним расплывчатую задачу «охраны северной границы» На ранних этапах легитимистский генеральный штаб , но, похоже, это подразделение сохранило большую автономию и действовало независимо.
С военной точки зрения деятельность подразделения Санта-Крус заключалась в преследовании логистической сети противника и совершении набегов на незначительные гарнизоны. [ 22 ] Первое включало нарушение работы почтовой службы, [ 23 ] перевозки оружия, [ 24 ] или железнодорожное сообщение; [ 25 ] последнее включало спуск на более мелкие места [ 26 ] и уничтожение архивов, грабежи постов гражданской гвардии или карабинеров , похищение местных чиновников и организация демонстраций доблести. Высшее командование либералов было вынуждено сократить численность своих передовых сил и выделить больше войск для выполнения функций бдительности и патрулирования. Однако в соответствии со своей партизанской стратегией Санта-Крус избегал открытой конфронтации с силами противника; случаи принятия боя обычно заканчивались поражением, например в Айе . [ 27 ] Столкнувшись с облавами противника, Санта-Крус распускал свою группу и устанавливал условия повторной сборки; воспользовавшись прекрасным знакомством с горной гипускоанской местностью и поддержкой местного населения, он продолжал уклоняться от правительственной погони. Санта-Крус действовал по всей провинции Гипускоа, хотя был отмечен и в соседних районах Бискайи . [ 28 ] Алава и особенно Наварра . [ 29 ]
С начала 1873 года Санта-Крус прославился своей жестокостью и был обвинен в совершении варварских действий. [ 30 ] Они заключались в казнях заключенных, [ 31 ] включая женщин [ 32 ] или членов своего подразделения при подозрении в государственной измене, поджоге поселений или применении телесных наказаний. [ 33 ] Эпизод, вызвавший особое возмущение, произошел в июне 1873 года, когда сантакруцисты напали на укрепленный провинциальный пограничный пост в Эндарлазе. [ 34 ] Утверждая, что во время перестрелки защитники злонамеренно выставили белый флаг, чтобы позже открыть огонь по приближающимся карлистам, Санта-Крус приказал своим людям казнить 35 карабинеров, которые в конечном итоге сдались. Высшее командование карлистов постоянно беспокоилось о Санта-Крусе; [ 35 ] Эпизод с Эндарлазой оказался последней каплей. [ 36 ] Местный командующий легитимистом генерал Антонио Лисаррага, который некоторое время пытался подчинить Санта-Крус, потребовал от непокорного священника отступить. В конце концов, Санта-Крус обнаружил, что за ним охотятся как либералы, так и карлисты; он распустил свое подразделение и отступил во Францию. [ 37 ]
Франция, Великобритания и Ямайка
[ редактировать ]Во Франции Санта-Крус казался дезориентированным и лишенным направления; [ 38 ] он провел больше года в основном в небольших деревнях французской Страны Басков . [ 39 ] Некоторые из его бывших людей предлагали возобновить войну, хотя Лисаррага подтвердил, что в этом случае его будут преследовать. [ 40 ] Правительство Мадрида подало запрос об экстрадиции, но французы отклонили его. [ 41 ] Жандармерия внимательно следила за ним, и в какой-то момент Санта-Крус был задержан в Байонне ; [ 42 ] его заставили покинуть страну. В конце 1874 или начале 1875 года он оказался в иезуитском колледже в Лилле ; благодаря поддержке архиепископа Камбре Рене-Франсуа Ренье , просьба Санта-Круса о помиловании была принята в Ватикане , и он был восстановлен в регулярных религиозных обязанностях, [ 43 ] заброшенный в годы войны. [ 44 ] Он намеревался начать миссионерскую службу ; [ 45 ] В рамках подготовки иезуиты направили его в свое учреждение в Британии , где Санта-Крус должен был изучать английский язык . В начале 1876 года он встретил своего короля Карлоса VII в Лондоне, но мнения расходятся; [ 46 ] по некоторым данным, Санта-Круз защитил свой послужной список военного времени, [ 47 ] по мнению других, он сожалел о своем поведении и просил о пощаде. [ 48 ] Вскоре после этого он отплыл на Ямайку . [ 49 ] В католической администрации острова с 1840-х годов доминировала английская иезуитская провинция, а с 1860-х годов их активность находилась на подъеме; [ 50 ] Санта-Крус был отправлен в составе группы из трех священников. [ 51 ]
Пересекая Атлантику, Санта-Крус отказался от первой фамилии и стал использовать только свою материнскую фамилию; следовательно, в Америке он стал известен как Мануэль Лойди. В декабре 1876 года впервые было зарегистрировано, что он совершал религиозное служение на Ямайке; [ 52 ] Позже он служил в приходах Сент-Эндрюс , Портленд и Сент-Мэри , расположенных в восточной части острова. [ 53 ] Его точное положение в религиозной структуре неясно; в имеющейся документации он значится как «священнослужитель»; [ 54 ] до начала 1880-х годов он обычно совершал крещения, [ 55 ] браки [ 56 ] и особенно похороны, [ 57 ] в основном, хотя и не исключительно, в районе Кингс-Уэстон. В тот или иной момент он служил в пяти различных миссионерских станциях и сам основал еще девять. [ 58 ] Сегодня он особенно известен своей работой в небольшой деревне Престон-Хилл, одной из первых католических общин за пределами Кингстона. [ 59 ] и населен в основном потомками рабов Замковой шахты. Санта-Крусу приписывают строительство деревянной церкви Святого Франциска Ксавьера, которая десятилетиями служила верующим. [ 60 ] Похоже, что Санта-Крус и иезуиты Ямайки жили в крайней нищете, поскольку обездоленная и бесплодная местная католическая община вряд ли была в состоянии их поддержать. [ 61 ] Неясно, почему Санта-Крус покинул Ямайку в 1891 или 1892 году; вполне вероятно, что его отъезд с острова был связан со сменой миссионерской администрации, так как в начале 1890-х годов Ямайская миссия была отведена иезуитской провинции Мэриленд — Нью-Йорк и вскоре ее взяли на себя иезуиты США. [ 62 ]
Колумбия
[ редактировать ]Неясно, при каких обстоятельствах Санта-Крус переехал в Колумбию; Одна из версий состоит в том, что этот вариант был предложен и поддержан анонимным влиятельным испанским иезуитом и его другом. [ 63 ] Санта-Крус согласился присоединиться к Colegio Javieriano, [ 64 ] который служил иезуитским колледжем и семинарией в Пасто , столице департамента Нариньо . Он прибыл в город в 1892 году, возможно, ранее проведя некоторое время в Панаме . [ 65 ] В колледже он преподавал английский, французский, латынь, [ 66 ] география и математика; [ 67 ] ряса ветхая и длинная борода делали его похожим на нищего. [ 68 ] Он не был членом ордена иезуитов; его просьба о приеме была отклонена, как сообщается, потому, что его деяния во время войны потребовали длительного периода покаяния. Санта-Крусу разрешили войти в монастырь и следовать правилам, но его официальный прием был отложен на неустановленную более позднюю дату. [ 69 ]
Санта-Крус преподавал в Пасто по крайней мере до 1898 года. [ 70 ] В следующем году Колумбию раздирала Тысячедневная война , когда Пасто превратился в оплот консерваторов, в котором доминировали личности Эсекьеля Морено Диаса и Педро Шумахера , двух жестких епископов. [ 71 ] По словам колумбийского историка, оба иерарха обратились к Санта-Крусу, известному своими бескомпромиссными антилиберальными проповедями . Сообщается, что Санта-Крусу было предложено возглавить операции против либеральных повстанцев, но он отказался. Однако он, очевидно, согласился помочь в какой-то штатной работе, давая свои советы относительно планирования и стратегии; в этой роли он показал себя очень успешно. [ 72 ]
После окончательной победы консерваторов в 1902 году Санта-Крус основал деревню Сан-Игнасио. [ 73 ] расположен в Андах примерно в 20 км к северу от Пасто в графстве Буэсако ; [ 74 ] во второй раз после заклинания Эрниальде он взял на себя роль священника . В деревне проживало крайне бедное коренное население; похоже, что помимо духовного служения Санта-Крус пытался поддержать его экономически. Обучая местных жителей сельскому хозяйству, он путешествовал по округу, собирая милостыню, а собранные деньги направлял на нужды жителей Сан-Игнасио. [ 75 ] Санта-Крус провел около 18 лет без происшествий в Сан-Игнасио. [ 76 ] и, согласно некоторым источникам, пользовался большим уважением среди местных жителей за свою апостольскую деятельность, а также за личное смирение и образцовую жизнь; [ 77 ] его самым значительным достижением было строительство местной церкви Сан-Игнасио. [ 78 ]
Санта-Крус сохранил свои реакционные ультраконсервативные взгляды; во время местных избирательных кампаний он учил свою паству, как обойти коррумпированную избирательную систему и голосовать за тех кандидатов, которых он считал правыми. [ 79 ] Кажется, он тоже остался карлистом; он переписывался со своими старыми военными товарищами еще в Испании [ 80 ] и в отдельном письме поклялся в верности дону Хайме , [ 81 ] хотя есть предположения, что он также узнал Дона Альфонсо . [ 82 ] иезуитов В 1920 году он был принят в послушник , а в 1922 году официально вступил в орден. [ 83 ] Неясно, где Санта-Крус провел свою старость; в монастыре Пасто или в Сан-Игнасио, где он в конечном итоге был похоронен в построенной им церкви. [ 84 ]
Черная легенда
[ редактировать ]С января 1873 года печать [ 85 ] сообщил о злодеяниях Санта-Крус, [ 86 ] прозванный убийцей, преступником или варваром. [ 87 ] В 1874–1876 годах газеты размышляли о его возвращении на войну. [ 88 ] В конце 1870-х годов средства массовой информации потеряли его из виду, пока в середине 1880-х он не оказался на Ямайке. [ 89 ] и его имя отозвалось как память о прошлых злодеяниях. В 1880 году он стал одним из ключевых героев « Жизни, фактов и подвигов знаменитого бандита и главаря Розы Саманиего» . [ 90 ] короткий роман неизвестного автора. В книге Санта-Крус изображен как кровавый главарь; со множеством вымышленных эпизодов [ 91 ] он стал очень популярным и переиздавался до начала 1890-х годов. [ 92 ] В прессе Санта-Крус нередко упоминался и как образец вероломного духовенства. [ 93 ] Время от времени о нем сообщалось в Европе; [ 94 ] слухи о новом восстании карлистов, сообщалось даже о том, что Санта-Крус видели в Испании. Поскольку в конце 1890-х годов росли [ 95 ] Ходил самый дикий слух, что его сын будет командовать новым подразделением карлистов. [ 96 ] В Эндарлазе установлен памятник казненным карабинерам. [ 97 ]
В 1897 году Санта-Крус появился в «Пасе на войне» Мигеля де Унамуно и в течение примерно 20 лет фигурировал в величайших произведениях испанского литературного модернизма. В 1906 году он был рассмотрен несколько более подробно в Sonata de invierno Рамона Валле-Инклана . [ 98 ] в 1908 году в «Залакаине-авантюристе» и Пио Барохи в 1909 году в двух последующих романах Валле-Инклана, «Эль слава де ла Хогера» и «Герифальтес де Антаньо» ; [ 99 ] в последнем он был одним из двух ключевых героев. Наконец, в 1918 году Бароха посвятил ему сборник эссе El cura Santa Cruz y su partida . [ 100 ]
Роль, отведенная Санта-Крусу всеми тремя гигантами испанской литературы, различалась. Бароха со своей ницшеанской точки зрения изобразил Санта-Крус как маленького человека, который скрывал свою неполноценность жестокостью и олицетворял «двойное варварство - быть католиком и карлистом». [ 101 ] В случае с Унамуно считается, что Санта-Крус отстаивал негибкую модель ортодоксии, будь то религиозная, политическая или иная, модель, которая была действительна только в пределах набора параметров; Унамуно отверг его и представил испанскую самость как результат диалектического взаимодействия. [ 102 ] Еще более сложной является концепция Валле-Инклана. Некоторые утверждают, что Валле-Инклан представлял доминирующих, а порой даже чудовищных личностей прошлого, чтобы противопоставить их скудным людям, населяющим современную Испанию. [ 103 ] Другие утверждают, что Валле-Инклан намеревался создать атмосферу зловещей драмы с сатанинскими личностями. [ 104 ] Каковы бы ни были их намерения, новентайочисты и особенно Бароха превратили несколько грубую газетную версию Санта-Крус в мощный литературный образ, обогащенный дьявольскими и демоническими чертами. Этот образ сохранялся вплоть до 1930-х годов. [ 105 ] иногда дополняется новыми темами, например, «cura fascista». [ 106 ] Во франкистской Испании антилиберальная позиция Эль-Куры сделала культивирование черной легенды практически невозможным. [ 107 ] После перехода это было уже забытое прошлое, почти не вызывающее эмоций; [ 108 ] если да, то они были гораздо более двусмысленными.
Белая легенда
[ редактировать ]Карлизм первоначально игнорировал Санта-Крус. [ 109 ] Перекалибровывая движение как «партию порядка», до поздней Реставрации политики-традиционалисты считали его неудобным призраком из своего прошлого. [ 110 ] Ситуация изменилась после его смерти. [ 111 ] В конце 1920-х годов появилось три апологетических произведения: [ 112 ] два с привкусом карлизма; Берновиль [ 113 ] сосредоточился на католическом регионализме, в то время как Оласабаль [ 114 ] об интегризме ; [ 115 ] третий от Orixe усовершенствовал баскские нити. [ 116 ] Конфронтационная политическая среда Республики помогла карлистам вернуть себе Санта-Крус. [ 117 ] например, в поэзии, [ 118 ] а после начала гражданской войны традиционалистская пресса связала военные достоинства Requeté с достоинствами Эль Куры. [ 119 ] Памятник Эндерлазе был взорван карлистскими войсками, наступавшими из Наварры в Гипускоа в июле 1936 года . [ 120 ] но был молча восстановлен в должности в 1940 году. [ 121 ] Две основные карлистские историографические работы, написанные Оярзуном в 1940-х годах. [ 122 ] и Феррер в 1950-х годах с осторожностью относился к Эль Куре. [ 123 ] В популярной пропаганде были случаи экзальтации [ 124 ] однако Санта-Крус не стал ортодоксальным мифическим героем. [ 125 ] Молодежь из прогрессистской фракции Comunión Tradicionalista попыталась вернуть себе Эль-Куру, и в начале 1970-х годов их террористическая организация GAC заявила, что «флаг Санта-Крус снова поднят». [ 126 ] Сегодня Санта-Крус незначительно фигурирует на некоторых частных веб-сайтах Carlist. [ 127 ]
В васко-наваррском регионе социальная база карлистов постепенно была захвачена баскским национализмом . [ 128 ] Его радикальная фракция попыталась соответствующим образом переформатировать имидж Санта-Крус; [ 129 ] насилие и фанатизм были превращены в добродетели. [ 130 ] Эль Кура начал использоваться в националистической пропаганде как удобная гипербола насильственных действий; В 1980-х годах Herri Batasuna газета Egin опубликовала серию длинных статей об Эль-Куре, и ни один националистический деятель не осмелился его критиковать. [ 131 ] В результате газеты заметили «восхищение левой молодежи легендарным Санта-Крузом». [ 132 ] и Бароха заметили, что «сегодня Кура Санта-Крус можно встретить на любой баскской улице». [ 133 ] Видение Эль-Куры как духовного воплощения «этих гор», беспощадного, но идеалистического, было развито в баскском фильме Хосе Тудури 1990 года. [ 134 ] Также баскское историографическое исследование Хавьера Азурменди. [ 135 ] глубоко помещает главного героя на баскский фон. Сегодня Санта-Крус все еще присутствует в националистических дискуссиях и публикуется на некоторых веб-сайтах, обычно приправленных радикальной левой политикой. [ 136 ] В 2008 году баскская группа Bizardunak выпустила песню. [ 137 ] который культивирует миф о Санта-Крусе; он остается в публичном обращении со ссылками на ETA . [ 138 ]
В 21 веке в Колумбии начал появляться новый вид повествования. Фонд Мануэля Санта-Круса Лойди был создан для того, чтобы почтить его работу на благо бедных и сохранить его память как образцового миссионера, который, возможно, граничил со святостью . [ 139 ] Организация стремится отремонтировать разрушенную церковь Сан-Игнасио. [ 140 ] Ее лидер, историк Исидоро Медина Патиньо, в 2005 году выпустил две версии еще одной биографии, на этот раз посвященной его американскому периоду; [ 141 ] он заявляет, что связанные с Санта-Крусом «conceptos canonizados de bueno o Malo, pueden confundirse o alterarse», тем не менее, обе версии остаются весьма извиняющимися и представляют человека, который всю свою жизнь служил другим; [ 142 ] за аналогичную роль на Ямайке он также отмечен в католической энциклопедии. [ 143 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хуан де Оласабаль-и-Рамери, Эль Кура Санта-Крус-Гуэрильеро , Сан-Себастьян, 1979, с. 71, упоминается в честь Иньиго Переса де Рады Каванильеса, La Partida del Cura Santa Cruz y su Bandera , [в:] Noticias Carlistas Служба , 16.06.2011, доступно здесь
- ^ Гаэтан Берновиль, Кровавый крест. История священника Санта-Крус , Тафалла, 2000 г., ISBN 848136181X , с. 18
- ^ имя неизвестно, сестра Мануэля Санта-Круса, как сообщается, была главной героиней одного из его военных эпизодов, ее обменяли на либерального чиновника.
- ^ Перес де Рада Каванильес 2011
- ^ согласно некоторым источникам, Фрэнсис Антонио Сасиаин Санта-Крус был дядей Мануэля Санта-Крус, Берновиль, 2000, стр. 18
- ^ Берновиль 2000, с. 20
- ^ Перес де Рада Каванильес 2011
- ^ Берновиль 2000, с. 20
- ^ Перес де Рада Каванильес 2011
- ^ сравните, например, баскские народные рифмы, собранные в Антони Завала (редактор), Карлистен, стихи о Второй войне , Oiartzun 1997, ISBN 8489080585
- ^ Берновиль 2000, стр. 17–20.
- ^ Баскские и наваррские семинарии и религиозные ордена того времени считаются «средоточием религиозного фундаментализма», Иньяки Анасагасти, El cura Santa Cruz , [в:] Блог-сервис Ианасагасти , доступен здесь , см. также Хуан Крус Лабеага Мендиола, Memorias de exilio de Карлистский священнослужитель (1858-1869) , [в:] Príncipe de Viana 59 (1998), стр.829
- ^ Берновиль 2000, с. 27
- ^ детали эпизода различаются; некоторые авторы утверждают, что гражданских лиц было всего две, см., например, Bernoville 2000, p. 27; Другие утверждают, что для задержания Санта-Круса было задействовано около 20–30 должностных лиц, Романа Оярсуна, La historia del carlismo , Мадрид, 1969, с. 331
- ^ этот побег стал первым в длинной череде анекдотов, которые легли в основу более поздней легенды о Санта-Крусе. Когда к концу мессы к нему подошли гражданские лица, Санта-Крус спросил, может ли он позавтракать, и предложил им выпить с ним немного шоколада. Когда они отказались, Санта-Крус отвел их в дом духовенства и оставил обоих на первом этаже, поднявшись наверх якобы переодеться. Затем он выпрыгнул из окна первого этажа, Берновиль, 2000 г., стр. 27–28.
- ^ Хуантсо Эганья, Las imágenes de Ladislas Konarzewski , [в:] juantxoegaña служба 31.12.09, доступно здесь
- ^ когда подразделение его командира Рекондо сдалось в мае 1872 года, Санта-Крусед отказался последовать его примеру и бежал.
- ^ в августе 1872 г. попал в плен правительственными войсками; ему удалось сбежать из здания в Арамайо, где его держали, с балкона, а затем он провел много часов (приведенные цифры варьируются до «целого дня») под мостом в ледяной реке, в течение длительного времени находясь под водой и дыхание через соломинку; Затем он добрался до французской границы. Если не считать кровавой бойни в Эндерлазе, эпизод в Арамайо, вероятно, является самой известной главой военной истории Санта-Крус и ключевой частью его мифа. Об одном из отчетов см. Bernoville 2000, стр. 45–49.
- ^ первая половина 1873 года была кульминацией деятельности Санта-Крус: в период с января по июнь было отмечено около 20 воинственных эпизодов; он решил отказаться от оружия под давлением высшего командования карлистов
- ^ после нескольких месяцев простоя во французских Пиренеях Санта-Крус поддался давлению своих людей и вернулся к оружию, но декабрь 1873 года прошел без происшествий, и после очередного столкновения с Лисаррагой закончился последний и окончательный отход во Францию.
- ^ Военный рассказ о Карлистской войне с 1869 по 1876 год , Мадрид, 1883, с. 370
- ^ по мнению современного историка, подразделение Санта-Крус «было одним из самых эффективных», когда дело доходит до диверсий, Хосе Андрес-Гальего (ред.), Historia General de España y América vol. XVI/2, Мадрид, 1981 г., ISBN 8432121142 , с. 253
- ^ путем засад на почтовые дилижансы или разрушения почтовых станций
- ^ например, 6 августа 1872 года Санта-Крус и его подразделение устроили засаду на транспорт с оружием из Мондрагона, захватив около 50 винтовок Бердана и Ремингтона, см . Narración militar de la guerra carlista de 1869 à 1876 , Madrid 1883, p. 202
- ^ отряд Санта-Крус спускал с рельсов поезда и разрушал железнодорожные терминалы, например, 18 января 1873 года отряд Санта-Крус атаковал железнодорожную станцию в Эрнани и сжег ее.
- ^ например, в июне 1872 года он взял под свой контроль Аскойтию или в феврале 1873 года совершил набег на Деву.
- ^ подробный, хотя и явно предвзятый отчет, в котором эпизод с Айей изображается как измена со стороны Лисарраги, см. Bernovilla 2000, стр. 69–79.
- ^ например, в августе 1872 года Санта-Крус действовал в районе Аррасолы , Иньяки Анасагасти, Некоторые перипеции священника Санта-Крус , [в:] Блог-сервис Ианасагасти , доступен здесь
- ^ в наваррском городе Вера-де-Бидасоа он основал одну из своих штаб-квартир.
- ^ его подразделение носило знамя «guerra sin cuartel» («война без пощады») со знаками отличия черепа и костей.
- ↑ Особое возмущение вызвало похищение, а затем казнь майора Аноэты, Анхеля Рекальде, Доррегарай: дом-башня , Тафалла, 1992 г., ISBN 9788486597511 , с. 110
- ^ предположительно Санта-Крус дважды пощадил женщину, которую он обвинял в шпионаже; когда ее задержали в третий раз, ее в конце концов казнили, Bernoville 2000, p. 88
- ^ в более поздней литературе ему было предъявлено обвинение в назначении унизительных санкций, в том числе в отношении женщин, см., например, ссылки в Gerifaltes de antaño Рамона Валле-Инклана или Zalacain el aventurero Пио Бароха, которые предполагают, что Санта-Крус подвергал женщин смоле и оперению ; однако информация не подтверждена в научной историографии
- ^ лучший доступный аккаунт см. в Mikelatz, Los Fusilamientos de Endarlaza: Chronicle of a Disaster Fortold , [в:] Факты, анекдоты и истории службы Carlist Wars , 10.12.16, доступно здесь.
- ↑ Генштаб Карлистов был озадачен деятельностью Санта-Крус по ряду причин. Его независимые военные действия могли спровоцировать движение крупных либеральных войск, которые, в свою очередь, могли застать врасплох регулярные подразделения карлистов. Жестокость Эль Куры нанесла ущерб репутации истца, особенно тому, что он выдавал себя за представителя божественного закона и порядка. Хуже того, Санта-Крус подорвал авторитет высшего командования карлистов; они заключили сделки с местными железнодорожными компаниями, и действия Санта-Крус против инфраструктуры, такие как схождение поездов с рельсов или поджоги терминалов, вызывали проблемы.
- ^ Канал Хорди, Карлизм , Мадрид, 2000, ISBN 8420639478 , с. 180
- ^ Санта-Крус не вызывает особого интереса у современных историков. Краткий и беспристрастный отчет о его подвигах во время войны и более поздних отзывах профессионального историка см. в Canal 2000, стр. 179–182. Последнее крупное исследование Санта-Крус, Висенте Гармендия, Memorias levemente apocrifas del cura Santa Cruz , Сан-Себастьян, 2007 г., ISBN 9788497972345 в основном сосредоточен на развенчании мифа о Санта-Крусе.
- ^ Берновиль 2000, с. 145
- ^ Санта-Крус принимал либо бывшие члены его подразделения, либо его знакомые, Берновиль, 2000, стр. 145–146.
- ^ Берновиль 2000, стр. 146–147.
- ^ La Correspondencia de España 19.07.23, доступно здесь.
- ^ Берновиль 2000, с. 148
- ^ Берновиль 2000, стр. 148–149.
- ^ возглавляя партизанский отряд, Санта-Крус не проводил регулярные религиозные службы; в его отряде был еще один капеллан, который занимался проповедями, исповедями, похоронами и т. д.
- ^ согласно более поздним рассказам его подчиненных-партизан, уже в 1874 году Санта-Крус заявил, что он больше не военачальник, а, скорее, миссионер, и предпринял некоторые подготовительные шаги к будущей службе в Америке , Bernoville 2000, стр. 146–147.
- ^ неоднозначную информацию см. Хулио де Уркихо, La Cruz de Sangre. Эль Кура Санта-Крус, небольшое историческое исправление , Сан-Себастьян, 1928 г., стр. 61–62, передано после Переса де Рады Каванильеса, 2011 г.
- ^ Берновиль 2000, с. 150
- ^ во время лондонской встречи Карлос VII, который во время войны отдавал приказы против Санта-Круса и называл его предателем, помиловал Санта-Крус, Франсиско Мельгара , Veinte años con Don Carlos. Воспоминания его секретаря , Мадрид 1940, с. 83, аналогичный отчет у Мануэля Поло и Пейролона , Д. Карлоса де Бурбона и де Австрия-Восточная , Валенсия, 1909, с. 56
- ^ один источник также утверждает, что его поездка стала возможной благодаря пожертвованию «благочестивой английской леди», Bernoville 2000, p. 150
- ^ в 1866 году на Ямайке было 4110 католиков, две трети из них - в Кингстоне, Кэтрин Виртенбергер, Иезуиты на Ямайке [магистерская диссертация Университета Лойолы], Чикаго, 1942, стр. 66
- ^ Фрэнсис Дж. Осборн, История католической церкви на Ямайке , Остин, 1977, ISBN 9780829405446 , с. 264
- ^ Римско-католические крещения 1876 г. , [в:] Ямайская служба генеалогического поиска семей, доступна здесь.
- ^ Справочник Ямайки 1891-1892 гг., Англиканская церковь и католики , [в:] Ямайская служба генеалогического поиска семей, доступна здесь ; религиозный человек, идентифицированный как «Э. Лойди», почти наверняка является Санта-Крусом, поскольку в то время на острове было не более 10 католических религиозных культов.
- ^ Англиканская церковь и католики , [в:] Ямайская служба генеалогического поиска семей , доступна здесь.
- ^ см «Крещения . раздел » Римско-католического крещения (AJ). King's Weston , [in:] Служба генеалогического поиска семей на Ямайке , доступна здесь.
- ^ см . раздел «Брак» , Римско-католическое крещение (Кентукки). King's Weston , [in:] Служба генеалогического поиска семей на Ямайке , доступна здесь.
- ^ Римско-католические захоронения , [в:] Ямайская служба генеалогического поиска семей, доступна здесь.
- ^ Берновиль 2000, с. 150
- ^ Виртенбергер 1942, с. 63
- ^ Майкл Берк, 500 лет христианства на Ямайке , [в:] Jamaica Observer 26.04.12, доступно здесь
- ^ в 1887 году один миссионер-иезуит заметил: «Мы все настолько бедны, насколько это возможно. Однажды в деревне мне на завтрак прислали кусок сот с просьбой вернуть воск. Очень немногие из них имеют кровати. они спят на циновке на земле», Wirtenberger 1942, стр. 91; другие упоминают, что Санта-Крус жил в условиях «аустеридада», «ригидеса» и отсутствия «cualquier clase de». комодидад», Берновиль, 2000, стр. 150.
- ^ Виртенбергер 1942, с. 92
- ^ Берновиль 2000, с. 151
- ^ хотя иезуитский колледж в Пасто существовал с 1772 года, в 1885 году он открыл модуль средней школы, см. Historia , [в:] Веб-сервис Colegio Javierano , доступен здесь.
- ↑ Франсиско Селис Альбан, От террориста к святому , [в:] El Tiempo , 14 декабря 2003 г., доступно здесь.
- ^ Силис Албан, 2003 г.
- ^ Берновиль 2000, с. 152
- ^ Исидоро Медина Патиньо, Дон Мануэль: грозный священник-партизан , Богота, 2005 г., ISBN 9789583372285 , упоминается в честь Селиса Альбана, 2003 г.
- ^ Берновиль 2000, с. 151
- ^ Берновиль 2000, с. 152
- ^ Силис Албан, 2003 г.
- ^ Силис Албан, 2003 г.
- ^ Компания Иисуса в Пасто, 1599-1985 , Пасто 1985, с. 155
- ^ Иньяки Анасагасти, Вклад современных басков в Колумбию , [в:] Блог-сервис Ианасагасти , доступен здесь.
- ^ Силис Албан, 2003 г.
- ^ неясно, проживал ли Санта-Крус постоянно в Сан-Игнасио или же он приезжал в деревню по пятницам, о его прибытии возвещала небольшая труба, которую он держал со времен войны в Гипуско, Páginas escolares 264 (1927), стр. 4, доступно здесь
- ^ Колумбийский фонд оправдывает самоотверженную жизнь священника Санта-Круса, баскского партизана XIX века, который более трех десятилетий жил в Колумбии , [в:] Euskalkultura Служба 30.12.2003, доступно здесь
- ^ Кампания по восстановлению часовни Кура Санта-Крус Лойди , [в:] сервис YouTube , доступно здесь.
- ^ Густаво Хименес Кадена, Хороший ли бизнес продавать свой голос? [в:] Ecos de Pasto 740 кГц Служба доступна здесь.
- ^ Берновиль 2000, с. 153
- ^ Хуан Мария Рома (редактор), Исторический альбом карлизма , Барселона, 1933, стр. 241
- ^ Школьные страницы 264 (1927), с. 4, доступно здесь
- ^ Берновиль 2000, с. 154
- ^ немного другие данные представлены у Мартина Угальде Оррадре, Nueva Síntesis de la historia del pueblo vasco , Donostia 2010, ISBN 9788498432312 ; автор утверждает, что Санта-Крус работал на миссии в Колумбии с 1891 (а не 1892) по 1922 год, когда он ушел к монастырской жизни.
- ^ в основном испанский, но есть и иностранный; в Британии Harper's Weekly агонизировал по поводу "священника, снискавшего ужасную славу своей беспощадной жестокостью", Harper's Weekly от 03.05.73, доступно здесь . Однако некоторые английские названия, не отказываясь от своей предельной враждебности, представляют собой продвинутую разновидность романтической мрачности бунтовщика, например, название Санта-Крус « Джек Шеппард из Гипускоа», «Атенеум» , 11.04.74, доступно здесь.
- ↑ список преступлений, в которых ему предъявлено обвинение, см. в Эль-Мотине от 25 ноября 2009 г., доступно здесь.
- ^ «варвар» — La Iberia 06.03.73, доступно здесь , «убийца» — El Imparcial 13.01.73, доступно здесь , «кровавый священник» — El Imparcial 05.03.73, доступно здесь , ответственен за преступления — La Iberia 22.01.73 , доступно здесь , и свирепости – Revista de España 1873, доступно здесь ; в начале 1873 года он уже был «tristemente celebre», El Periodico para Todos 13 (1873), доступно здесь.
- ^ в некоторых изданиях утверждалось, что его заметили в определенных местах Испании и он должен был принять командование, La Epoca, 03.12.1874, доступно здесь.
- ^ Мятеж 25.11.86, доступно здесь.
- ^ Амелина Корреа Рамон, Другой исторический роман карлизма: La sima de Igúzquiza (1888) , [в:] Анхелес Эзама и др. (ред.), Я все еще учусь. Исследования, посвященные профессору Леонардо Ромеро Тобару , Сарагоса, 2012 г., ISBN 9788415538233 . п. 286
- ^ например, роман связывает Санта-Крус с Розой Саманиего, хотя на самом деле эти два командира никогда не встречались.
- ^ последнее идентифицированное переиздание датировано 1893 годом, сравните сервис GoogleBooks , доступный здесь.
- ^ еще одним капелланом, получившим известность как командир карлистского военного подразделения - хотя определенно не сравнимого с капелланом Санта-Крус - был Педро Валентин Аргуэсо Гонсалес, так называемый «Кура де Ланчарес», действовавший в Кантабрии. Как и Санта-Крус, он также эмигрировал в Америку, подробнее см. Mikelatz, El «Cura de Lanchares»: Retazos de la Cantabria Carlista , [in:] Hechos, Anécdotas y Relatos de Las Guerras Carlistas, блог 18.01.2020, доступно здесь . Другим религиозным человеком, который обычно упоминается вместе с Санта-Крусом как образец нелояльного священника, был епископ Ургеля, см., например, Las Dominicales 15.08.84, доступно здесь.
- ^ La Correspondencia de España 20.12.88, доступно здесь.
- ^ например, в 1897 году сообщалось, что Санта-Крус видели в Бильбао, Эль-Диа , 13 февраля 1997 года, доступно здесь , и в Оярсуне, см. La Epoca , 21 февраля 1997 года, доступно здесь . Иерархи Карлистов были вынуждены отвергнуть эту новость, см. El Movimiento Católico 19.02.97, доступно здесь.
- ^ La Correspondencia Militar 14.09.99, доступно здесь ; Вскоре было исправлено, что речь шла о племяннике Санта-Круса, Геральдо де Мадрид , 14 сентября 1999 г., доступно здесь . Даже иностранная пресса предполагала, что «подвигам знаменитого и кровожадного священника Санта-Круса, несомненно, будут подражать многие джентльмены его священного призвания», Джеймс Рош, «Перспективы карлизма » , [в:] The North American Review 168/511 (1899). ), с. 742
- ^ скромный памятник был впервые установлен в 1907 году, заменен более крупной конструкцией в 1913 году, Микелац, 2016 г.
- ^ главным героем был еще один карлист, маркиз де Брадомин; Санта-Крус был упомянут вскользь.
- ^ интересные комментарии Эрнеста Огастеса Бойда, Исследования десяти литератур , Нью-Йорк, 1925, стр. 94
- ^ Бароха написал El cura Santa Cruz y su отъезд после ложных новостей о том, что Санта-Крус умер в Колумбии, Хуан Ван Хален, Baroja y la historia , [в:] Пио Бароха, Хуан ван Хален , Мадрид, 1998, ISBN 9788441404069 , с. 15
- ^ Хуан Карлос Ара Торральба, Перес Гальдос и Бароха перед карлизмом , [в:] Изображения карлизма в искусстве , Эстелла 2009, ISBN 9788423532278 , с. 37
- ^ «Роль священника Санта-Круса в поддержке как карлистской, так и католической стороны и в том, что он интересовался только своей собственной верующей паствой, подчеркивает неотъемлемую роль официальной религии как социологического детерминанта модных верований и групп. Священник в этом случае чувствует, что он имеет право установить христианское православие вдобавок к добавлению насильственных требований к верующим, сводя, по его мнению, спасение только к последователям своей власти. Мандаты еще больше ограничивают концепцию всеобщего спасения Христа. Возможно, отказ подростка Унамуно от этой братоубийственной бомбы, замаскированной под христианина, стал семенем его будущего разочарования в религии, которую рассматривают как манипуляцию. служение власти или личному престижу и партийность», Кевин Фэган, Свобода совести у Мигеля де Унамуно , [в:] Alpha 29 (2009), стр. 293. Некоторые авторы утверждают, что Санта-Крус вдохновил Унамуно написать свою позднюю «ниволу», Сан-Мануэль Буэно, Мартир , произведение, в котором главный герой якобы представлен почти святым, Селис Альбан (2003). На самом деле главный герой - образцовый священник, изо всех сил служащий своей общине; в конце концов выясняется, что он не верил в Бога
- ^ Бируте Чиплижаускайте, Литературные конфигурации карлизма , [в:] Стэнли Г. Пейн (ред.), Идентичность и национализм в современной Испании, Карлизм, 1833-1975 , Мэдисон/Мадрид, 1996, ISBN 8487863469 , с. 62
- ^ Леда Скьяво, История и роман в Валле-Инклане , Мадрид, 1980, с. 29, ссылка на Ciplijauskaité 1996, p. 62
- ^ см., например, упоминания Санта-Крус как шакала или гиены, Diario de Almeria 23.01.34, доступно здесь.
- ^ El Liberal, 17.06.36, доступно здесь.
- ^ Санта-Крус довольно редко фигурировал в прессе 1940-1975 годов, сравните prensahistorica службу , доступную здесь.
- ^ современную мультяшную версию черной легенды см. здесь.
- ^ хотя либеральная пресса ссылалась на Санта-Крус всякий раз, когда казалось, что надвигается угроза новых беспорядков карлистов, движение не рассматривало Санта-Крус как образец для подражания. Его не было в книгах со списком героев, претендентов и полководцев прошлого, в листовках и иконографии с изображением нынешних политических лидеров или в периодических изданиях, см., например, Francisco de Paula Oller , Album de Personajes Carlistas con sus Biografias , vols. I-III, Барселона, 1888 г., или Б. де Артаган [Рейнальдо Бреа], Politicos del carlismo , Барселона, 1912 г.,
- ^ в 1890 году лидер партии Маркес де Серральбо заявил: «Мы не священник Санта-Крус и не Роза Саманиего. Мы способны морализировать государственное управление с помощью наших доктрин и процедур», Агустин Фернандес Эскудеро, Эль-маркес де Серральбо (1845-1922): политический биография [кандидатская диссертация], Мадрид, 2012, с. 233
- ^ смерть Санта-Круса была признана в испанской прессе, и преобладала информация о его скромной миссионерской деятельности. Уже в начале 1920-х годов к нему относились несколько более благосклонно, например, некоторые газеты упоминали о письме, которое он якобы отправил приходскому священнику своей родной деревни, - Ла Нош 24.11.24, доступно здесь , или в 1926 году пускали слухи о его покаянном паломничестве в Сантьяго-де-Компостела, Лас-Провинсиас, 14.08.26, доступно здесь . Современный историк утверждает, что «la muerte y el supuesto periplo de su alma [в 1920-х годах он упоминался в связи с широко разрекламированным мистическим видением провидца Бениты Агирре] совпало, en todo caso, con una variacion muy snificativa en el curso y в звуке литературы о персонаже [Санта-Крус], Канал 2000, с. 181
- ^ что привело некоторые статьи к выводу, что «строгий исторический обзор» продолжается, Переписка Валенсии от 17 сентября 2032 г., доступна здесь.
- ^ Гаэтан Берновиль, La Croix de Sang. Histoire du Curé Santa Cruz , Париж, 1928 год; в том же году он был переведен на испанский язык и опубликован под названием La Cruz Sangrienta. История священника Санта-Крус , Сан-Себастьян, 1928 г. (308 страниц)
- ^ Хуан Оласабаль-и-Рамери, партизан Эль-Кура-Санта-Крус , Витория, 1928 г. (680 страниц)
- ^ некритический отчет о Санта-Крусе, особенно рассказ Берновилля, был отвергнут карлистом Хулио Уркихо в «Ла-Крус-де-Сангре». Священник Санта-Крус. Маленькое историческое исправление , Сан-Себастьян, 1928 г. (62 страницы)
- ^ она была написана на баскском языке, и ее заявленная цель была педагогической, чтобы рассказать баскам об их прошлом: «Если вы увидите книгу, в которой рассказывается о Санта-Крусе, я уверен, что людям она понравится, и спасибо, если ее трудно читать. ... будут ли они слушать? Баски читают», по мотивам Горки Аулестии, « Баскская поэтическая традиция» , Рено, 2000 г., ISBN 9780874172836 , с. 73
- ^ Канал 2000, с. 182
- ^ Поэт-карлист Игнасио Ромеро Райсабаль посвятил Санта-Крусу стихотворение El Siglo Futuro 07.06.34, доступно здесь . Санта-Крус иногда фигурировал в поэзии и раньше, чтобы вызвать атмосферу героизма и дикости, см. O Cura Santa Cruz бразильско-португальского поэта Гонсалвеса Креспо , Педро Нава, Chão de Ferro , vol. 3, Сан-Паулу, 2001 г., ISBN 9788574800226 , с. 131
- ↑ Pensamiento Alavés , 26.03.38, доступно здесь.
- ^ Микелац 2016
- ^ на этот раз без упоминания преступников. В оригинальной надписи карабинеры были «позорно застрелены лидером карлистов священником Санта-Крус». В новом упоминаются карабинеры, «погибшие при исполнении служебного долга при героической защите Эндерлазы». Неясно, кто приказал восстановить памятник, некоторые авторы подозревают, что это работа какого-то местного военного командира, Микелац, 2016 г.
- ^ Роман Оярсун, Historia del carlismo , Мадрид, 1969 [последующее издание], стр. 330-335. Санта-Крус был представлен как мятежный и недисциплинированный последователь, который принес делу больше вреда, чем пользы; его считают окончательно ответственным за злодеяния, совершенные его подразделением, хотя прямая вина возлагается на его лейтенантов Фраску и Корнету, по-настоящему злых личностей.
- ^ Мельчор Феррер, История испанского традиционализма , тт. XXIV-XXV, Севилья, 1958 г.
- ^ временами Кура Санта-Крус выступал на равных с культовыми личностями карлистов самого высокого ранга, такими как Карл VII, Сумалакарреги или Донья Маргарита, см. Хосе Анхель де Игарсабаль, Закон о культуре в Аскойтии , [в:] Монтехурра 12 (1965), п . 22
- ↑ В самом популярном и самом продаваемом обзоре Carlist Montejurra , опубликованном в 1960-х годах, был раздел, посвященный истории карлизма. Ни разу Санта-Крус не был показан в качестве главного героя.
- ^ Джереми МакКлэнси, Упадок карлизма , Рино 2000, ISBN 9780874173444 , с. 165
- ^ см., например, Две исторические реликвии знаменитого партизана-карлиста Кура Санта-Крус прибыли в Испанию , [в:] Служба TradicionViva 13.04.15, доступно здесь . Возможно, сайтом, который наиболее точно следует легенде карлистов о Санта-Крусе, является сервис ElBandidoRealista , иконографический слой которого в значительной степени основан на принятых массовой культурой визуальных отсылках к Санта-Крусу, см., например, Contra todos , [in:] Сервис ElBandidoRealista от 28.04.09. , доступно здесь . Сиксто Энрике де Бурбон , называющий себя карлистским «знаменосцем», посетил деревню Сан-Игнасио в 2005 году. Принц, пришедший поесть морской свинки в Пасто , [в:] Эль Тьемпо , 20 февраля 2005 г., доступно здесь
- ^ Санта-Крус был баском и говорил на гипускоанском баскском диалекте как на своем родном языке; также члены его отряда почти все были басками. Баскский язык был языком командования и всего общения; если какой-либо солдат говорил по-испански, он должен был извиниться, Хосе Игнасио Финес Гарсиа, Fuerismo tradicionalista y nacionalismo basco [докторская диссертация Университета Саламанки], Саламанка, 2013, стр. 44
- ^ ненасильственные фракции баскского национализма также требовали памяти о Санта-Крусе, см., например, статью, посвященную Эль Куре и его приему в Эухенио Ибарсабале Аранберри, Дни иллюзий и головокружения. 1977-1987 , Бильбао 2016, ISBN 9788491091516
- ↑ Перед письмом Санта-Крус был представлен как своего рода гудари, Гаиска Фернандес Сольдевилья, «Отголоски гражданской войны». Прославление опеки в возникновении насилия ЭТА (1936-1968) , [в:] Bulletin d'Histoire Contemporaine d'Espagne 49 (2014), p. 253
- ^ МакКлэнси 2000, с. 236
- ^ «восхищение, которое многие молодые левые испытывают к легендарному священнику Санта-Крусу», Каро Бароха осуждает опасность баскского культурного синкретизма , [в:] El País 17.03.81, доступно здесь
- ^ Пэдди Вудворт, Страна Басков: история культуры , Лондон, 2012 г., ISBN 9781908493224 . здесь доступен 1990-х годов пресса заметила феномен «городского святого распятия» баскской молодежи среди . В середине
- ^ Санта-Крус, el cura guerrillero (1 час 33 минуты), см. Filmweb ; в фильме Санта-Крус был отделен от карлизма и представлен как независимый военный лидер, руководствующийся религиозными принципами; Карлисты были представлены как богатые аристократические сеньорито. Фильм завершается комментарием о горах, которые всегда сопротивлялись иностранцам, см. Санта-Крус, el cura guerrillero , [in:] YouTube сервис , доступный здесь . Фильм не был хорошо принят экспертами и не имел коммерческого успеха, запись Santa Cruz el Cura Guerrillero , [в:] энциклопедии Aunamendi Eusko Служба , доступна здесь.
- ^ Хавьер Азурменди, Эль-кура Санта-Крус , Бильбао, 1986; некоторые источники утверждают, что Азурменди просто отредактировал работу, написанную Игнасио Аристимуньо, см. Euskonews сервис , доступный здесь.
- ^ см., например, Боррокагарая, Квота. До религиозного фундаментализма, чем автономистской распродажи , [в:] Служба Борокагарая , 04.05.17, доступно здесь , Айтонсеме, Grandes Guerilleros II: анархический фундаментализм Кура Санта-Крус , [в:] Soul Guerilla, Служба 03.11.15, доступно здесь , Санта-Крус apaiza Oñati inguruetan , [в:] Служба Ахотсак 22.01.09, доступно здесь
- ^ под названием «Легенда о Кура-Санта-Крус» , «Легенда о Кура-Санта-Крус»
- ^ сравните визуальные отсылки к боевикам ЭТА в сериале « Бородатый — легенда о священнике Санта-Крус» , [в:] YouTube сервис , доступен здесь ; сравните также международные результаты здесь
- ^ Колумбийский фонд оправдывает самоотверженную жизнь священника Санта-Круса, баскского партизана XIX века, который более трех десятилетий жил в Колумбии , [в:] Служба Эускалкутлура, 30.12.03, доступно здесь.
- ^ Кампания по восстановлению часовни Кура Санта-Крус Лойди , [в:] Сервис YouTube , доступен здесь , любые похожие видеозаписи
- ^ Исидоро Медина Патиньо, Дон Мануэль: грозный священник-партизан , Богота, 2005 г., ISBN 9789583372285 и Исидоро Медина Патиньо, Санта-Крус, Эль-Кура-де-ла-Пас (электронная книга), Богота, 2005 г.
- ↑ Второе издание биографии баскского священника и партизана Мануэля Санта-Круса Лойди опубликовано в Колумбии , [в:] Euskalkultura Служба 16.01.07, доступно здесь
- ^ в научной истории ямайских иезуитов Санта-Крус не упоминается ни разу, см. Wirtenberger 1942, но признается в онлайн-Новой католической энциклопедии, сравните Ямайку, католическую церковь в записи, [в:] Новой католической энциклопедии Онлайн-сервис , доступно здесь
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хавьер Азурменди, Эль Кура Санта Крус , Бильбао, 1990, ISBN 9788475470412
- Пио Бароха, Священник Санта-Крус и его отъезд , Мадрид, 1918 г.
- Компания Иисуса в Пасто, 1599-1985 гг. , Пасто 1985 г.
- Гаэтан Берновиль, «Кровавый крест». История священника Санта-Крус , Тафалла, 2000 г., ISBN 848136181X
- Висенте Гармендия, Слегка апокрифические мемуары священника Санта-Круса , Сан-Себастьян, 2007 г., ISBN 9788497972345
- Фернандо Гонсалес де Эредиа, Герой или злодей, святой или кровожадный, любовь и ненависть: священник Санта-Крус и карлистские войны , Витория 2016, ISBN 9788461749652
- Исидоро Медина Патиньо, Дон Мануэль: грозный священник-партизан , Богота, 2005 г., ISBN 9789583372285
- Иньиго Перес де Рада-и-Каванильес, Отъезд священника Санта-Крус и его флага , [в:] Aportes 24/69 (2009), стр. 21–40
- Хуан Оласабаль-и-Рамери, партизан Эль-Кура-Санта-Крус , Витория, 1928 г.
- Хулио Уркихо, Кровавый крест. Священник Санта-Крус. Небольшая историческая поправка , Сан-Себастьян, 1928 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- сайт Colegio Javieriano в Пасто, Колумбия
- кампания по восстановлению церкви Сан-Игнасио в Колумбии на сервисе YouTube
- Санта-Крус в Баскской энциклопедии Аунаменди онлайн
- Фильм 1990 года Санта-Крус: Партизанский священник онлайн
- Легенда о священнике Санта-Крус, песня Bearded, 2008 г.
- Для Бога и для Испании , современная карлистская пропаганда (Санта-Крус отсутствует)
- Гора, дорогой Бог, дорогой баскский карлистский гимн
- Испанские преступники XIX века
- Баскские римско-католические священники
- Карлисты
- Персонажи испанских романов
- Люди из Толосалдеа
- Люди из Пасто, Колумбия
- Испанские беглецы
- Испанские партизаны
- Испанские иезуиты XIX века
- Испанские монархисты
- Испанские римско-католические миссионеры
- Римско-католические миссионеры в Колумбии
- Римско-католические миссионеры на Ямайке
- Испанские военнослужащие Третьей Карлистской войны (фракция легитимистов)
- 1842 рождения
- 1926 смертей
- Баскские иезуиты