Jump to content

Мануэль Санта-Крус Лойди

Мануэль Санта-Крус Лойди
Мануэль Санта-Крус.jpg
Рожденный
Мануэль Санта-Крус Лойди

1842
Эльдуайн , Испания
Умер 1926
Национальность испанский
Известный лидер партизан
Политическая партия Карлизм

Мануэль Игнасио Санта-Крус Лойди (1842–1926) — испанский римско-католический священник . Около 35 лет он служил на апостольской миссии в Колумбии , где возглавлял приход в сельской местности провинции Пасто ; около 15 лет он также занимал различные второстепенные посты на Ямайке . Однако наиболее известен он своей деятельностью в 1872–1873 годах, когда он командовал карлистским партизанским отрядом во время гражданской войны в Испании . Как «Кура Санта-Крус» (священник Санта-Крус) или просто как «Эль Кура» (Священник) он получил известность своей жестокостью, а в испанском общественном дискурсе конца 19 века он стал символом дикой жестокости. В этой роли – хотя и с некоторой степенью двусмысленности – он фигурировал в качестве главного героя в нескольких великих произведениях испанской модернистской литературы начала 20-го века и стал мифической фигурой задолго до своей смерти.

Семья и молодость

[ редактировать ]
Эльдуайн

Мануэль Санта-Крус Лойди происходил из сельских баскских рабочих семей; поколения его предков были фермерами, жившими в долине реки Ория , в Гипускоанском графстве Толоса . Его дед по отцовской линии Паскуаль де Санта-Крус был уроженцем Андоана, но поселился в Эльдуайне , вероятно, на средства своей жены Марии Баутисты Сарове. Их сын и отец, Фрэнсис Антонио Санта-Крус Сарове (1784–1842), в 1824 году женился на Джоан Джозеф Лойди Уррестарасу (1803–1871); Она была дочерью Мигеля Игнасио Лоиди, уроженца Амескеты , и Марии Игнасии Уррестарасу, происходящей из Орендайна . [ 1 ] Пара жила в Элдуаине; их касерио , известный как Замонеа, был одним из самых бедных в деревне. [ 2 ] Неизвестно, сколько у них было детей, хотя, по некоторым данным, Мануэль Игнасио не был их единственным ребенком, и у него была как минимум одна сестра. [ 3 ] После смерти мужа Мария Игнасия снова вышла замуж за вдовца Хуана Игнасио Бетелу Муньягорри (1795–1861); неясно, было ли у них потомство. [ 4 ]

Мануэль воспитывался матерью и отчимом и поначалу ничем не отличался от других деревенских мальчиков. Неясно, где он получил первое образование; на каком-то этапе о нем заботился его гораздо старший двоюродный брат по отцовской линии, местный священник Франсиско Антонио Сасиаин Санта-Крус (1812–1898); он научил подростка латыни и, очевидно, направил его к религиозной карьере. [ 5 ] Действительно, в 1861 году Мануэль поступил в семинарию в Витории ; в течение первых трех лет получал высокие оценки и был удостоен звания «Заслуженный деятель» ; позже его работоспособность ухудшилась, как сообщается, из-за проблем со здоровьем. [ 6 ] Он был рукоположен в священники в 1866 году и отправлен в Эрниальде , деревню в нескольких милях от его родной. По некоторым данным, сначала он был назначен коадьютором ; [ 7 ] другие авторы утверждают, что первоначально он исполнял обязанности викария . [ 8 ] После смерти приходского священника именно Санта-Крус стал его преемником в неустановленное время в конце 1860-х годов; он якобы выполнял свои обязанности с неистовой энергией и как духовный пастырь был склонен к жесткости, сам придерживаясь строгого образа жизни.

Санта-Крус, 1870 г.

Поскольку его отец служил добровольцем в Карлистах во время последней гражданской войны. [ 9 ] и поскольку среди сельского гипускоанского народа преобладали легитимистские симпатии, [ 10 ] вполне вероятно, что Мануэль с юности рос в атмосфере, сильно приправленной карлизмом. [ 11 ] Его позиции, вероятно, укрепились в годы семинарии, поскольку карлизм был популярен также среди низшего и регулярного духовенства провинции. [ 12 ] В соответствии с традиционалистским мировоззрением Санта-Крус занял решительно враждебную позицию по отношению к революции 1868 года , критикуя с кафедры новый режим как безбожную и развращенную систему. [ 13 ] Его подстрекательские проповеди привлекли к нему внимание властей; в октябре 1870 г. Гражданской гвардии. патруль [ 14 ] появился в Эрниальде, чтобы задержать его после воскресной мессы. Санта-Крус воспользовался несколько распущенным подходом своих похитителей и сбежал, через несколько дней переправившись во Францию. [ 15 ]

Лидер партизан

[ редактировать ]
Санта-Крус и его люди, 1873 год.

После примерно 18 месяцев изгнания в Байонне , [ 16 ] в 1872–1873 годах Санта-Крус принимал участие в партизанской войне до и во время Третьей карлистской войны . Его пластинка разбита на 4 отдельные строки: с апреля по май 1872 г. [ 17 ] с июня по август 1872 г., [ 18 ] с декабря 1872 г. по июль 1873 г., [ 19 ] а в декабре 1873 г. [ 20 ] все они разделены периодами поиска убежища во Франции. Первоначально он присоединился к отряду, возглавляемому ветераном карлистов Педро Рекондо; Будучи капелланом , Санта-Крус набирался опыта в тактике нерегулярных действий в сельской местности. С лета 1872 г. он руководил собственными войсками; Первоначально группа состояла примерно из 15–25 мужчин, но позже она выросла и в литературе оценивается в 200 человек. [ 21 ] 500 или даже 1000 человек, с построенной неформальной промежуточной командной структурой. Отряд довольно свободно участвовал в военных действиях карлистов; поставил перед ним расплывчатую задачу «охраны северной границы» На ранних этапах легитимистский генеральный штаб , но, похоже, это подразделение сохранило большую автономию и действовало независимо.

С военной точки зрения деятельность подразделения Санта-Крус заключалась в преследовании логистической сети противника и совершении набегов на незначительные гарнизоны. [ 22 ] Первое включало нарушение работы почтовой службы, [ 23 ] перевозки оружия, [ 24 ] или железнодорожное сообщение; [ 25 ] последнее включало спуск на более мелкие места [ 26 ] и уничтожение архивов, грабежи постов гражданской гвардии или карабинеров , похищение местных чиновников и организация демонстраций доблести. Высшее командование либералов было вынуждено сократить численность своих передовых сил и выделить больше войск для выполнения функций бдительности и патрулирования. Однако в соответствии со своей партизанской стратегией Санта-Крус избегал открытой конфронтации с силами противника; случаи принятия боя обычно заканчивались поражением, например в Айе . [ 27 ] Столкнувшись с облавами противника, Санта-Крус распускал свою группу и устанавливал условия повторной сборки; воспользовавшись прекрасным знакомством с горной гипускоанской местностью и поддержкой местного населения, он продолжал уклоняться от правительственной погони. Санта-Крус действовал по всей провинции Гипускоа, хотя был отмечен и в соседних районах Бискайи . [ 28 ] Алава и особенно Наварра . [ 29 ]

Эндарлаза, 2016 г.

С начала 1873 года Санта-Крус прославился своей жестокостью и был обвинен в совершении варварских действий. [ 30 ] Они заключались в казнях заключенных, [ 31 ] включая женщин [ 32 ] или членов своего подразделения при подозрении в государственной измене, поджоге поселений или применении телесных наказаний. [ 33 ] Эпизод, вызвавший особое возмущение, произошел в июне 1873 года, когда сантакруцисты напали на укрепленный провинциальный пограничный пост в Эндарлазе. [ 34 ] Утверждая, что во время перестрелки защитники злонамеренно выставили белый флаг, чтобы позже открыть огонь по приближающимся карлистам, Санта-Крус приказал своим людям казнить 35 карабинеров, которые в конечном итоге сдались. Высшее командование карлистов постоянно беспокоилось о Санта-Крусе; [ 35 ] Эпизод с Эндарлазой оказался последней каплей. [ 36 ] Местный командующий легитимистом генерал Антонио Лисаррага, который некоторое время пытался подчинить Санта-Крус, потребовал от непокорного священника отступить. В конце концов, Санта-Крус обнаружил, что за ним охотятся как либералы, так и карлисты; он распустил свое подразделение и отступил во Францию. [ 37 ]

Франция, Великобритания и Ямайка

[ редактировать ]
Карлос VII

Во Франции Санта-Крус казался дезориентированным и лишенным направления; [ 38 ] он провел больше года в основном в небольших деревнях французской Страны Басков . [ 39 ] Некоторые из его бывших людей предлагали возобновить войну, хотя Лисаррага подтвердил, что в этом случае его будут преследовать. [ 40 ] Правительство Мадрида подало запрос об экстрадиции, но французы отклонили его. [ 41 ] Жандармерия внимательно следила за ним, и в какой-то момент Санта-Крус был задержан в Байонне ; [ 42 ] его заставили покинуть страну. В конце 1874 или начале 1875 года он оказался в иезуитском колледже в Лилле ; благодаря поддержке архиепископа Камбре Рене-Франсуа Ренье , просьба Санта-Круса о помиловании была принята в Ватикане , и он был восстановлен в регулярных религиозных обязанностях, [ 43 ] заброшенный в годы войны. [ 44 ] Он намеревался начать миссионерскую службу ; [ 45 ] В рамках подготовки иезуиты направили его в свое учреждение в Британии , где Санта-Крус должен был изучать английский язык . В начале 1876 года он встретил своего короля Карлоса VII в Лондоне, но мнения расходятся; [ 46 ] по некоторым данным, Санта-Круз защитил свой послужной список военного времени, [ 47 ] по мнению других, он сожалел о своем поведении и просил о пощаде. [ 48 ] Вскоре после этого он отплыл на Ямайку . [ 49 ] В католической администрации острова с 1840-х годов доминировала английская иезуитская провинция, а с 1860-х годов их активность находилась на подъеме; [ 50 ] Санта-Крус был отправлен в составе группы из трех священников. [ 51 ]

Резчики тростника , Ямайка

Пересекая Атлантику, Санта-Крус отказался от первой фамилии и стал использовать только свою материнскую фамилию; следовательно, в Америке он стал известен как Мануэль Лойди. В декабре 1876 года впервые было зарегистрировано, что он совершал религиозное служение на Ямайке; [ 52 ] Позже он служил в приходах Сент-Эндрюс , Портленд и Сент-Мэри , расположенных в восточной части острова. [ 53 ] Его точное положение в религиозной структуре неясно; в имеющейся документации он значится как «священнослужитель»; [ 54 ] до начала 1880-х годов он обычно совершал крещения, [ 55 ] браки [ 56 ] и особенно похороны, [ 57 ] в основном, хотя и не исключительно, в районе Кингс-Уэстон. В тот или иной момент он служил в пяти различных миссионерских станциях и сам основал еще девять. [ 58 ] Сегодня он особенно известен своей работой в небольшой деревне Престон-Хилл, одной из первых католических общин за пределами Кингстона. [ 59 ] и населен в основном потомками рабов Замковой шахты. Санта-Крусу приписывают строительство деревянной церкви Святого Франциска Ксавьера, которая десятилетиями служила верующим. [ 60 ] Похоже, что Санта-Крус и иезуиты Ямайки жили в крайней нищете, поскольку обездоленная и бесплодная местная католическая община вряд ли была в состоянии их поддержать. [ 61 ] Неясно, почему Санта-Крус покинул Ямайку в 1891 или 1892 году; вполне вероятно, что его отъезд с острова был связан со сменой миссионерской администрации, так как в начале 1890-х годов Ямайская миссия была отведена иезуитской провинции Мэриленд Нью-Йорк и вскоре ее взяли на себя иезуиты США. [ 62 ]

Колумбия

[ редактировать ]
Пасто , современный вид

Неясно, при каких обстоятельствах Санта-Крус переехал в Колумбию; Одна из версий состоит в том, что этот вариант был предложен и поддержан анонимным влиятельным испанским иезуитом и его другом. [ 63 ] Санта-Крус согласился присоединиться к Colegio Javieriano, [ 64 ] который служил иезуитским колледжем и семинарией в Пасто , столице департамента Нариньо . Он прибыл в город в 1892 году, возможно, ранее проведя некоторое время в Панаме . [ 65 ] В колледже он преподавал английский, французский, латынь, [ 66 ] география и математика; [ 67 ] ряса ветхая и длинная борода делали его похожим на нищего. [ 68 ] Он не был членом ордена иезуитов; его просьба о приеме была отклонена, как сообщается, потому, что его деяния во время войны потребовали длительного периода покаяния. Санта-Крусу разрешили войти в монастырь и следовать правилам, но его официальный прием был отложен на неустановленную более позднюю дату. [ 69 ]

Санта-Крус преподавал в Пасто по крайней мере до 1898 года. [ 70 ] В следующем году Колумбию раздирала Тысячедневная война , когда Пасто превратился в оплот консерваторов, в котором доминировали личности Эсекьеля Морено Диаса и Педро Шумахера , двух жестких епископов. [ 71 ] По словам колумбийского историка, оба иерарха обратились к Санта-Крусу, известному своими бескомпромиссными антилиберальными проповедями . Сообщается, что Санта-Крусу было предложено возглавить операции против либеральных повстанцев, но он отказался. Однако он, очевидно, согласился помочь в какой-то штатной работе, давая свои советы относительно планирования и стратегии; в этой роли он показал себя очень успешно. [ 72 ]

Санта-Крус в Колумбии

После окончательной победы консерваторов в 1902 году Санта-Крус основал деревню Сан-Игнасио. [ 73 ] расположен в Андах примерно в 20 км к северу от Пасто в графстве Буэсако ; [ 74 ] во второй раз после заклинания Эрниальде он взял на себя роль священника . В деревне проживало крайне бедное коренное население; похоже, что помимо духовного служения Санта-Крус пытался поддержать его экономически. Обучая местных жителей сельскому хозяйству, он путешествовал по округу, собирая милостыню, а собранные деньги направлял на нужды жителей Сан-Игнасио. [ 75 ] Санта-Крус провел около 18 лет без происшествий в Сан-Игнасио. [ 76 ] и, согласно некоторым источникам, пользовался большим уважением среди местных жителей за свою апостольскую деятельность, а также за личное смирение и образцовую жизнь; [ 77 ] его самым значительным достижением было строительство местной церкви Сан-Игнасио. [ 78 ]

Санта-Крус сохранил свои реакционные ультраконсервативные взгляды; во время местных избирательных кампаний он учил свою паству, как обойти коррумпированную избирательную систему и голосовать за тех кандидатов, которых он считал правыми. [ 79 ] Кажется, он тоже остался карлистом; он переписывался со своими старыми военными товарищами еще в Испании [ 80 ] и в отдельном письме поклялся в верности дону Хайме , [ 81 ] хотя есть предположения, что он также узнал Дона Альфонсо . [ 82 ] иезуитов В 1920 году он был принят в послушник , а в 1922 году официально вступил в орден. [ 83 ] Неясно, где Санта-Крус провел свою старость; в монастыре Пасто или в Сан-Игнасио, где он в конечном итоге был похоронен в построенной им церкви. [ 84 ]

Черная легенда

[ редактировать ]
1920-е годы, Эндарлаза; официальная дань уважения карабинерам, казненная Санта-Крусом

С января 1873 года печать [ 85 ] сообщил о злодеяниях Санта-Крус, [ 86 ] прозванный убийцей, преступником или варваром. [ 87 ] В 1874–1876 годах газеты размышляли о его возвращении на войну. [ 88 ] В конце 1870-х годов средства массовой информации потеряли его из виду, пока в середине 1880-х он не оказался на Ямайке. [ 89 ] и его имя отозвалось как память о прошлых злодеяниях. В 1880 году он стал одним из ключевых героев « Жизни, фактов и подвигов знаменитого бандита и главаря Розы Саманиего» . [ 90 ] короткий роман неизвестного автора. В книге Санта-Крус изображен как кровавый главарь; со множеством вымышленных эпизодов [ 91 ] он стал очень популярным и переиздавался до начала 1890-х годов. [ 92 ] В прессе Санта-Крус нередко упоминался и как образец вероломного духовенства. [ 93 ] Время от времени о нем сообщалось в Европе; [ 94 ] слухи о новом восстании карлистов, сообщалось даже о том, что Санта-Крус видели в Испании. Поскольку в конце 1890-х годов росли [ 95 ] Ходил самый дикий слух, что его сын будет командовать новым подразделением карлистов. [ 96 ] В Эндарлазе установлен памятник казненным карабинерам. [ 97 ]

В 1897 году Санта-Крус появился в «Пасе на войне» Мигеля де Унамуно и в течение примерно 20 лет фигурировал в величайших произведениях испанского литературного модернизма. В 1906 году он был рассмотрен несколько более подробно в Sonata de invierno Рамона Валле-Инклана . [ 98 ] в 1908 году в «Залакаине-авантюристе» и Пио Барохи в 1909 году в двух последующих романах Валле-Инклана, «Эль слава де ла Хогера» и «Герифальтес де Антаньо» ; [ 99 ] в последнем он был одним из двух ключевых героев. Наконец, в 1918 году Бароха посвятил ему сборник эссе El cura Santa Cruz y su partida . [ 100 ]

Пио Бароха

Роль, отведенная Санта-Крусу всеми тремя гигантами испанской литературы, различалась. Бароха со своей ницшеанской точки зрения изобразил Санта-Крус как маленького человека, который скрывал свою неполноценность жестокостью и олицетворял «двойное варварство - быть католиком и карлистом». [ 101 ] В случае с Унамуно считается, что Санта-Крус отстаивал негибкую модель ортодоксии, будь то религиозная, политическая или иная, модель, которая была действительна только в пределах набора параметров; Унамуно отверг его и представил испанскую самость как результат диалектического взаимодействия. [ 102 ] Еще более сложной является концепция Валле-Инклана. Некоторые утверждают, что Валле-Инклан представлял доминирующих, а порой даже чудовищных личностей прошлого, чтобы противопоставить их скудным людям, населяющим современную Испанию. [ 103 ] Другие утверждают, что Валле-Инклан намеревался создать атмосферу зловещей драмы с сатанинскими личностями. [ 104 ] Каковы бы ни были их намерения, новентайочисты и особенно Бароха превратили несколько грубую газетную версию Санта-Крус в мощный литературный образ, обогащенный дьявольскими и демоническими чертами. Этот образ сохранялся вплоть до 1930-х годов. [ 105 ] иногда дополняется новыми темами, например, «cura fascista». [ 106 ] Во франкистской Испании антилиберальная позиция Эль-Куры сделала культивирование черной легенды практически невозможным. [ 107 ] После перехода это было уже забытое прошлое, почти не вызывающее эмоций; [ 108 ] если да, то они были гораздо более двусмысленными.

Белая легенда

[ редактировать ]
Карлистский стандарт

Карлизм первоначально игнорировал Санта-Крус. [ 109 ] Перекалибровывая движение как «партию порядка», до поздней Реставрации политики-традиционалисты считали его неудобным призраком из своего прошлого. [ 110 ] Ситуация изменилась после его смерти. [ 111 ] В конце 1920-х годов появилось три апологетических произведения: [ 112 ] два с привкусом карлизма; Берновиль [ 113 ] сосредоточился на католическом регионализме, в то время как Оласабаль [ 114 ] об интегризме ; [ 115 ] третий от Orixe усовершенствовал баскские нити. [ 116 ] Конфронтационная политическая среда Республики помогла карлистам вернуть себе Санта-Крус. [ 117 ] например, в поэзии, [ 118 ] а после начала гражданской войны традиционалистская пресса связала военные достоинства Requeté с достоинствами Эль Куры. [ 119 ] Памятник Эндерлазе был взорван карлистскими войсками, наступавшими из Наварры в Гипускоа в июле 1936 года . [ 120 ] но был молча восстановлен в должности в 1940 году. [ 121 ] Две основные карлистские историографические работы, написанные Оярзуном в 1940-х годах. [ 122 ] и Феррер в 1950-х годах с осторожностью относился к Эль Куре. [ 123 ] В популярной пропаганде были случаи экзальтации [ 124 ] однако Санта-Крус не стал ортодоксальным мифическим героем. [ 125 ] Молодежь из прогрессистской фракции Comunión Tradicionalista попыталась вернуть себе Эль-Куру, и в начале 1970-х годов их террористическая организация GAC заявила, что «флаг Санта-Крус снова поднят». [ 126 ] Сегодня Санта-Крус незначительно фигурирует на некоторых частных веб-сайтах Carlist. [ 127 ]

Борьба - это путь , или нет? националистическая фреска в Стране Басков

В васко-наваррском регионе социальная база карлистов постепенно была захвачена баскским национализмом . [ 128 ] Его радикальная фракция попыталась соответствующим образом переформатировать имидж Санта-Крус; [ 129 ] насилие и фанатизм были превращены в добродетели. [ 130 ] Эль Кура начал использоваться в националистической пропаганде как удобная гипербола насильственных действий; В 1980-х годах Herri Batasuna газета Egin опубликовала серию длинных статей об Эль-Куре, и ни один националистический деятель не осмелился его критиковать. [ 131 ] В результате газеты заметили «восхищение левой молодежи легендарным Санта-Крузом». [ 132 ] и Бароха заметили, что «сегодня Кура Санта-Крус можно встретить на любой баскской улице». [ 133 ] Видение Эль-Куры как духовного воплощения «этих гор», беспощадного, но идеалистического, было развито в баскском фильме Хосе Тудури 1990 года. [ 134 ] Также баскское историографическое исследование Хавьера Азурменди. [ 135 ] глубоко помещает главного героя на баскский фон. Сегодня Санта-Крус все еще присутствует в националистических дискуссиях и публикуется на некоторых веб-сайтах, обычно приправленных радикальной левой политикой. [ 136 ] В 2008 году баскская группа Bizardunak выпустила песню. [ 137 ] который культивирует миф о Санта-Крусе; он остается в публичном обращении со ссылками на ETA . [ 138 ]

В 21 веке в Колумбии начал появляться новый вид повествования. Фонд Мануэля Санта-Круса Лойди был создан для того, чтобы почтить его работу на благо бедных и сохранить его память как образцового миссионера, который, возможно, граничил со святостью . [ 139 ] Организация стремится отремонтировать разрушенную церковь Сан-Игнасио. [ 140 ] Ее лидер, историк Исидоро Медина Патиньо, в 2005 году выпустил две версии еще одной биографии, на этот раз посвященной его американскому периоду; [ 141 ] он заявляет, что связанные с Санта-Крусом «conceptos canonizados de bueno o Malo, pueden confundirse o alterarse», тем не менее, обе версии остаются весьма извиняющимися и представляют человека, который всю свою жизнь служил другим; [ 142 ] за аналогичную роль на Ямайке он также отмечен в католической энциклопедии. [ 143 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хуан де Оласабаль-и-Рамери, Эль Кура Санта-Крус-Гуэрильеро , Сан-Себастьян, 1979, с. 71, упоминается в честь Иньиго Переса де Рады Каванильеса, La Partida del Cura Santa Cruz y su Bandera , [в:] Noticias Carlistas Служба , 16.06.2011, доступно здесь
  2. ^ Гаэтан Берновиль, Кровавый крест. История священника Санта-Крус , Тафалла, 2000 г., ISBN   848136181X , с. 18
  3. ^ имя неизвестно, сестра Мануэля Санта-Круса, как сообщается, была главной героиней одного из его военных эпизодов, ее обменяли на либерального чиновника.
  4. ^ Перес де Рада Каванильес 2011
  5. ^ согласно некоторым источникам, Фрэнсис Антонио Сасиаин Санта-Крус был дядей Мануэля Санта-Крус, Берновиль, 2000, стр. 18
  6. ^ Берновиль 2000, с. 20
  7. ^ Перес де Рада Каванильес 2011
  8. ^ Берновиль 2000, с. 20
  9. ^ Перес де Рада Каванильес 2011
  10. ^ сравните, например, баскские народные рифмы, собранные в Антони Завала (редактор), Карлистен, стихи о Второй войне , Oiartzun 1997, ISBN   8489080585
  11. ^ Берновиль 2000, стр. 17–20.
  12. ^ Баскские и наваррские семинарии и религиозные ордена того времени считаются «средоточием религиозного фундаментализма», Иньяки Анасагасти, El cura Santa Cruz , [в:] Блог-сервис Ианасагасти , доступен здесь , см. также Хуан Крус Лабеага Мендиола, Memorias de exilio de Карлистский священнослужитель (1858-1869) , [в:] Príncipe de Viana 59 (1998), стр.829
  13. ^ Берновиль 2000, с. 27
  14. ^ детали эпизода различаются; некоторые авторы утверждают, что гражданских лиц было всего две, см., например, Bernoville 2000, p. 27; Другие утверждают, что для задержания Санта-Круса было задействовано около 20–30 должностных лиц, Романа Оярсуна, La historia del carlismo , Мадрид, 1969, с. 331
  15. ^ этот побег стал первым в длинной череде анекдотов, которые легли в основу более поздней легенды о Санта-Крусе. Когда к концу мессы к нему подошли гражданские лица, Санта-Крус спросил, может ли он позавтракать, и предложил им выпить с ним немного шоколада. Когда они отказались, Санта-Крус отвел их в дом духовенства и оставил обоих на первом этаже, поднявшись наверх якобы переодеться. Затем он выпрыгнул из окна первого этажа, Берновиль, 2000 г., стр. 27–28.
  16. ^ Хуантсо Эганья, Las imágenes de Ladislas Konarzewski , [в:] juantxoegaña служба 31.12.09, доступно здесь
  17. ^ когда подразделение его командира Рекондо сдалось в мае 1872 года, Санта-Крусед отказался последовать его примеру и бежал.
  18. ^ в августе 1872 г. попал в плен правительственными войсками; ему удалось сбежать из здания в Арамайо, где его держали, с балкона, а затем он провел много часов (приведенные цифры варьируются до «целого дня») под мостом в ледяной реке, в течение длительного времени находясь под водой и дыхание через соломинку; Затем он добрался до французской границы. Если не считать кровавой бойни в Эндерлазе, эпизод в Арамайо, вероятно, является самой известной главой военной истории Санта-Крус и ключевой частью его мифа. Об одном из отчетов см. Bernoville 2000, стр. 45–49.
  19. ^ первая половина 1873 года была кульминацией деятельности Санта-Крус: в период с января по июнь было отмечено около 20 воинственных эпизодов; он решил отказаться от оружия под давлением высшего командования карлистов
  20. ^ после нескольких месяцев простоя во французских Пиренеях Санта-Крус поддался давлению своих людей и вернулся к оружию, но декабрь 1873 года прошел без происшествий, и после очередного столкновения с Лисаррагой закончился последний и окончательный отход во Францию.
  21. ^ Военный рассказ о Карлистской войне с 1869 по 1876 год , Мадрид, 1883, с. 370
  22. ^ по мнению современного историка, подразделение Санта-Крус «было одним из самых эффективных», когда дело доходит до диверсий, Хосе Андрес-Гальего (ред.), Historia General de España y América vol. XVI/2, Мадрид, 1981 г., ISBN   8432121142 , с. 253
  23. ^ путем засад на почтовые дилижансы или разрушения почтовых станций
  24. ^ например, 6 августа 1872 года Санта-Крус и его подразделение устроили засаду на транспорт с оружием из Мондрагона, захватив около 50 винтовок Бердана и Ремингтона, см . Narración militar de la guerra carlista de 1869 à 1876 , Madrid 1883, p. 202
  25. ^ отряд Санта-Крус спускал с рельсов поезда и разрушал железнодорожные терминалы, например, 18 января 1873 года отряд Санта-Крус атаковал железнодорожную станцию ​​в Эрнани и сжег ее.
  26. ^ например, в июне 1872 года он взял под свой контроль Аскойтию или в феврале 1873 года совершил набег на Деву.
  27. ^ подробный, хотя и явно предвзятый отчет, в котором эпизод с Айей изображается как измена со стороны Лисарраги, см. Bernovilla 2000, стр. 69–79.
  28. ^ например, в августе 1872 года Санта-Крус действовал в районе Аррасолы , Иньяки Анасагасти, Некоторые перипеции священника Санта-Крус , [в:] Блог-сервис Ианасагасти , доступен здесь
  29. ^ в наваррском городе Вера-де-Бидасоа он основал одну из своих штаб-квартир.
  30. ^ его подразделение носило знамя «guerra sin cuartel» («война без пощады») со знаками отличия черепа и костей.
  31. Особое возмущение вызвало похищение, а затем казнь майора Аноэты, Анхеля Рекальде, Доррегарай: дом-башня , Тафалла, 1992 г., ISBN   9788486597511 , с. 110
  32. ^ предположительно Санта-Крус дважды пощадил женщину, которую он обвинял в шпионаже; когда ее задержали в третий раз, ее в конце концов казнили, Bernoville 2000, p. 88
  33. ^ в более поздней литературе ему было предъявлено обвинение в назначении унизительных санкций, в том числе в отношении женщин, см., например, ссылки в Gerifaltes de antaño Рамона Валле-Инклана или Zalacain el aventurero Пио Бароха, которые предполагают, что Санта-Крус подвергал женщин смоле и оперению ; однако информация не подтверждена в научной историографии
  34. ^ лучший доступный аккаунт см. в Mikelatz, Los Fusilamientos de Endarlaza: Chronicle of a Disaster Fortold , [в:] Факты, анекдоты и истории службы Carlist Wars , 10.12.16, доступно здесь.
  35. Генштаб Карлистов был озадачен деятельностью Санта-Крус по ряду причин. Его независимые военные действия могли спровоцировать движение крупных либеральных войск, которые, в свою очередь, могли застать врасплох регулярные подразделения карлистов. Жестокость Эль Куры нанесла ущерб репутации истца, особенно тому, что он выдавал себя за представителя божественного закона и порядка. Хуже того, Санта-Крус подорвал авторитет высшего командования карлистов; они заключили сделки с местными железнодорожными компаниями, и действия Санта-Крус против инфраструктуры, такие как схождение поездов с рельсов или поджоги терминалов, вызывали проблемы.
  36. ^ Канал Хорди, Карлизм , Мадрид, 2000, ISBN   8420639478 , с. 180
  37. ^ Санта-Крус не вызывает особого интереса у современных историков. Краткий и беспристрастный отчет о его подвигах во время войны и более поздних отзывах профессионального историка см. в Canal 2000, стр. 179–182. Последнее крупное исследование Санта-Крус, Висенте Гармендия, Memorias levemente apocrifas del cura Santa Cruz , Сан-Себастьян, 2007 г., ISBN   9788497972345 в основном сосредоточен на развенчании мифа о Санта-Крусе.
  38. ^ Берновиль 2000, с. 145
  39. ^ Санта-Крус принимал либо бывшие члены его подразделения, либо его знакомые, Берновиль, 2000, стр. 145–146.
  40. ^ Берновиль 2000, стр. 146–147.
  41. ^ La Correspondencia de España 19.07.23, доступно здесь.
  42. ^ Берновиль 2000, с. 148
  43. ^ Берновиль 2000, стр. 148–149.
  44. ^ возглавляя партизанский отряд, Санта-Крус не проводил регулярные религиозные службы; в его отряде был еще один капеллан, который занимался проповедями, исповедями, похоронами и т. д.
  45. ^ согласно более поздним рассказам его подчиненных-партизан, уже в 1874 году Санта-Крус заявил, что он больше не военачальник, а, скорее, миссионер, и предпринял некоторые подготовительные шаги к будущей службе в Америке , Bernoville 2000, стр. 146–147.
  46. ^ неоднозначную информацию см. Хулио де Уркихо, La Cruz de Sangre. Эль Кура Санта-Крус, небольшое историческое исправление , Сан-Себастьян, 1928 г., стр. 61–62, передано после Переса де Рады Каванильеса, 2011 г.
  47. ^ Берновиль 2000, с. 150
  48. ^ во время лондонской встречи Карлос VII, который во время войны отдавал приказы против Санта-Круса и называл его предателем, помиловал Санта-Крус, Франсиско Мельгара , Veinte años con Don Carlos. Воспоминания его секретаря , Мадрид 1940, с. 83, аналогичный отчет у Мануэля Поло и Пейролона , Д. Карлоса де Бурбона и де Австрия-Восточная , Валенсия, 1909, с. 56
  49. ^ один источник также утверждает, что его поездка стала возможной благодаря пожертвованию «благочестивой английской леди», Bernoville 2000, p. 150
  50. ^ в 1866 году на Ямайке было 4110 католиков, две трети из них - в Кингстоне, Кэтрин Виртенбергер, Иезуиты на Ямайке [магистерская диссертация Университета Лойолы], Чикаго, 1942, стр. 66
  51. ^ Фрэнсис Дж. Осборн, История католической церкви на Ямайке , Остин, 1977, ISBN   9780829405446 , с. 264
  52. ^ Римско-католические крещения 1876 г. , [в:] Ямайская служба генеалогического поиска семей, доступна здесь.
  53. ^ Справочник Ямайки 1891-1892 гг., Англиканская церковь и католики , [в:] Ямайская служба генеалогического поиска семей, доступна здесь ; религиозный человек, идентифицированный как «Э. Лойди», почти наверняка является Санта-Крусом, поскольку в то время на острове было не более 10 католических религиозных культов.
  54. ^ Англиканская церковь и католики , [в:] Ямайская служба генеалогического поиска семей , доступна здесь.
  55. ^ см «Крещения . раздел » Римско-католического крещения (AJ). King's Weston , [in:] Служба генеалогического поиска семей на Ямайке , доступна здесь.
  56. ^ см . раздел «Брак» , Римско-католическое крещение (Кентукки). King's Weston , [in:] Служба генеалогического поиска семей на Ямайке , доступна здесь.
  57. ^ Римско-католические захоронения , [в:] Ямайская служба генеалогического поиска семей, доступна здесь.
  58. ^ Берновиль 2000, с. 150
  59. ^ Виртенбергер 1942, с. 63
  60. ^ Майкл Берк, 500 лет христианства на Ямайке , [в:] Jamaica Observer 26.04.12, доступно здесь
  61. ^ в 1887 году один миссионер-иезуит заметил: «Мы все настолько бедны, насколько это возможно. Однажды в деревне мне на завтрак прислали кусок сот с просьбой вернуть воск. Очень немногие из них имеют кровати. они спят на циновке на земле», Wirtenberger 1942, стр. 91; другие упоминают, что Санта-Крус жил в условиях «аустеридада», «ригидеса» и отсутствия «cualquier clase de». комодидад», Берновиль, 2000, стр. 150.
  62. ^ Виртенбергер 1942, с. 92
  63. ^ Берновиль 2000, с. 151
  64. ^ хотя иезуитский колледж в Пасто существовал с 1772 года, в 1885 году он открыл модуль средней школы, см. Historia , [в:] Веб-сервис Colegio Javierano , доступен здесь.
  65. Франсиско Селис Альбан, От террориста к святому , [в:] El Tiempo , 14 декабря 2003 г., доступно здесь.
  66. ^ Силис Албан, 2003 г.
  67. ^ Берновиль 2000, с. 152
  68. ^ Исидоро Медина Патиньо, Дон Мануэль: грозный священник-партизан , Богота, 2005 г., ISBN   9789583372285 , упоминается в честь Селиса Альбана, 2003 г.
  69. ^ Берновиль 2000, с. 151
  70. ^ Берновиль 2000, с. 152
  71. ^ Силис Албан, 2003 г.
  72. ^ Силис Албан, 2003 г.
  73. ^ Компания Иисуса в Пасто, 1599-1985 , Пасто 1985, с. 155
  74. ^ Иньяки Анасагасти, Вклад современных басков в Колумбию , [в:] Блог-сервис Ианасагасти , доступен здесь.
  75. ^ Силис Албан, 2003 г.
  76. ^ неясно, проживал ли Санта-Крус постоянно в Сан-Игнасио или же он приезжал в деревню по пятницам, о его прибытии возвещала небольшая труба, которую он держал со времен войны в Гипуско, Páginas escolares 264 (1927), стр. 4, доступно здесь
  77. ^ Колумбийский фонд оправдывает самоотверженную жизнь священника Санта-Круса, баскского партизана XIX века, который более трех десятилетий жил в Колумбии , [в:] Euskalkultura Служба 30.12.2003, доступно здесь
  78. ^ Кампания по восстановлению часовни Кура Санта-Крус Лойди , [в:] сервис YouTube , доступно здесь.
  79. ^ Густаво Хименес Кадена, Хороший ли бизнес продавать свой голос? [в:] Ecos de Pasto 740 кГц Служба доступна здесь.
  80. ^ Берновиль 2000, с. 153
  81. ^ Хуан Мария Рома (редактор), Исторический альбом карлизма , Барселона, 1933, стр. 241
  82. ^ Школьные страницы 264 (1927), с. 4, доступно здесь
  83. ^ Берновиль 2000, с. 154
  84. ^ немного другие данные представлены у Мартина Угальде Оррадре, Nueva Síntesis de la historia del pueblo vasco , Donostia 2010, ISBN   9788498432312 ; автор утверждает, что Санта-Крус работал на миссии в Колумбии с 1891 (а не 1892) по 1922 год, когда он ушел к монастырской жизни.
  85. ^ в основном испанский, но есть и иностранный; в Британии Harper's Weekly агонизировал по поводу "священника, снискавшего ужасную славу своей беспощадной жестокостью", Harper's Weekly от 03.05.73, доступно здесь . Однако некоторые английские названия, не отказываясь от своей предельной враждебности, представляют собой продвинутую разновидность романтической мрачности бунтовщика, например, название Санта-Крус « Джек Шеппард из Гипускоа», «Атенеум» , 11.04.74, доступно здесь.
  86. список преступлений, в которых ему предъявлено обвинение, см. в Эль-Мотине от 25 ноября 2009 г., доступно здесь.
  87. ^ «варвар» — La Iberia 06.03.73, доступно здесь , «убийца» — El Imparcial 13.01.73, доступно здесь , «кровавый священник» — El Imparcial 05.03.73, доступно здесь , ответственен за преступления — La Iberia 22.01.73 , доступно здесь , и свирепости – Revista de España 1873, доступно здесь ; в начале 1873 года он уже был «tristemente celebre», El Periodico para Todos 13 (1873), доступно здесь.
  88. ^ в некоторых изданиях утверждалось, что его заметили в определенных местах Испании и он должен был принять командование, La Epoca, 03.12.1874, доступно здесь.
  89. ^ Мятеж 25.11.86, доступно здесь.
  90. ^ Амелина Корреа Рамон, Другой исторический роман карлизма: La sima de Igúzquiza (1888) , [в:] Анхелес Эзама и др. (ред.), Я все еще учусь. Исследования, посвященные профессору Леонардо Ромеро Тобару , Сарагоса, 2012 г., ISBN   9788415538233 . п. 286
  91. ^ например, роман связывает Санта-Крус с Розой Саманиего, хотя на самом деле эти два командира никогда не встречались.
  92. ^ последнее идентифицированное переиздание датировано 1893 годом, сравните сервис GoogleBooks , доступный здесь.
  93. ^ еще одним капелланом, получившим известность как командир карлистского военного подразделения - хотя определенно не сравнимого с капелланом Санта-Крус - был Педро Валентин Аргуэсо Гонсалес, так называемый «Кура де Ланчарес», действовавший в Кантабрии. Как и Санта-Крус, он также эмигрировал в Америку, подробнее см. Mikelatz, El «Cura de Lanchares»: Retazos de la Cantabria Carlista , [in:] Hechos, Anécdotas y Relatos de Las Guerras Carlistas, блог 18.01.2020, доступно здесь . Другим религиозным человеком, который обычно упоминается вместе с Санта-Крусом как образец нелояльного священника, был епископ Ургеля, см., например, Las Dominicales 15.08.84, доступно здесь.
  94. ^ La Correspondencia de España 20.12.88, доступно здесь.
  95. ^ например, в 1897 году сообщалось, что Санта-Крус видели в Бильбао, Эль-Диа , 13 февраля 1997 года, доступно здесь , и в Оярсуне, см. La Epoca , 21 февраля 1997 года, доступно здесь . Иерархи Карлистов были вынуждены отвергнуть эту новость, см. El Movimiento Católico 19.02.97, доступно здесь.
  96. ^ La Correspondencia Militar 14.09.99, доступно здесь ; Вскоре было исправлено, что речь шла о племяннике Санта-Круса, Геральдо де Мадрид , 14 сентября 1999 г., доступно здесь . Даже иностранная пресса предполагала, что «подвигам знаменитого и кровожадного священника Санта-Круса, несомненно, будут подражать многие джентльмены его священного призвания», Джеймс Рош, «Перспективы карлизма » , [в:] The North American Review 168/511 (1899). ), с. 742
  97. ^ скромный памятник был впервые установлен в 1907 году, заменен более крупной конструкцией в 1913 году, Микелац, 2016 г.
  98. ^ главным героем был еще один карлист, маркиз де Брадомин; Санта-Крус был упомянут вскользь.
  99. ^ интересные комментарии Эрнеста Огастеса Бойда, Исследования десяти литератур , Нью-Йорк, 1925, стр. 94
  100. ^ Бароха написал El cura Santa Cruz y su отъезд после ложных новостей о том, что Санта-Крус умер в Колумбии, Хуан Ван Хален, Baroja y la historia , [в:] Пио Бароха, Хуан ван Хален , Мадрид, 1998, ISBN   9788441404069 , с. 15
  101. ^ Хуан Карлос Ара Торральба, Перес Гальдос и Бароха перед карлизмом , [в:] Изображения карлизма в искусстве , Эстелла 2009, ISBN   9788423532278 , с. 37
  102. ^ «Роль священника Санта-Круса в поддержке как карлистской, так и католической стороны и в том, что он интересовался только своей собственной верующей паствой, подчеркивает неотъемлемую роль официальной религии как социологического детерминанта модных верований и групп. Священник в этом случае чувствует, что он имеет право установить христианское православие вдобавок к добавлению насильственных требований к верующим, сводя, по его мнению, спасение только к последователям своей власти. Мандаты еще больше ограничивают концепцию всеобщего спасения Христа. Возможно, отказ подростка Унамуно от этой братоубийственной бомбы, замаскированной под христианина, стал семенем его будущего разочарования в религии, которую рассматривают как манипуляцию. служение власти или личному престижу и партийность», Кевин Фэган, Свобода совести у Мигеля де Унамуно , [в:] Alpha 29 (2009), стр. 293. Некоторые авторы утверждают, что Санта-Крус вдохновил Унамуно написать свою позднюю «ниволу», Сан-Мануэль Буэно, Мартир , произведение, в котором главный герой якобы представлен почти святым, Селис Альбан (2003). На самом деле главный герой - образцовый священник, изо всех сил служащий своей общине; в конце концов выясняется, что он не верил в Бога
  103. ^ Бируте Чиплижаускайте, Литературные конфигурации карлизма , [в:] Стэнли Г. Пейн (ред.), Идентичность и национализм в современной Испании, Карлизм, 1833-1975 , Мэдисон/Мадрид, 1996, ISBN   8487863469 , с. 62
  104. ^ Леда Скьяво, История и роман в Валле-Инклане , Мадрид, 1980, с. 29, ссылка на Ciplijauskaité 1996, p. 62
  105. ^ см., например, упоминания Санта-Крус как шакала или гиены, Diario de Almeria 23.01.34, доступно здесь.
  106. ^ El Liberal, 17.06.36, доступно здесь.
  107. ^ Санта-Крус довольно редко фигурировал в прессе 1940-1975 годов, сравните prensahistorica службу , доступную здесь.
  108. ^ современную мультяшную версию черной легенды см. здесь.
  109. ^ хотя либеральная пресса ссылалась на Санта-Крус всякий раз, когда казалось, что надвигается угроза новых беспорядков карлистов, движение не рассматривало Санта-Крус как образец для подражания. Его не было в книгах со списком героев, претендентов и полководцев прошлого, в листовках и иконографии с изображением нынешних политических лидеров или в периодических изданиях, см., например, Francisco de Paula Oller , Album de Personajes Carlistas con sus Biografias , vols. I-III, Барселона, 1888 г., или Б. де Артаган [Рейнальдо Бреа], Politicos del carlismo , Барселона, 1912 г.,
  110. ^ в 1890 году лидер партии Маркес де Серральбо заявил: «Мы не священник Санта-Крус и не Роза Саманиего. Мы способны морализировать государственное управление с помощью наших доктрин и процедур», Агустин Фернандес Эскудеро, Эль-маркес де Серральбо (1845-1922): политический биография [кандидатская диссертация], Мадрид, 2012, с. 233
  111. ^ смерть Санта-Круса была признана в испанской прессе, и преобладала информация о его скромной миссионерской деятельности. Уже в начале 1920-х годов к нему относились несколько более благосклонно, например, некоторые газеты упоминали о письме, которое он якобы отправил приходскому священнику своей родной деревни, - Ла Нош 24.11.24, доступно здесь , или в 1926 году пускали слухи о его покаянном паломничестве в Сантьяго-де-Компостела, Лас-Провинсиас, 14.08.26, доступно здесь . Современный историк утверждает, что «la muerte y el supuesto periplo de su alma [в 1920-х годах он упоминался в связи с широко разрекламированным мистическим видением провидца Бениты Агирре] совпало, en todo caso, con una variacion muy snificativa en el curso y в звуке литературы о персонаже [Санта-Крус], Канал 2000, с. 181
  112. ^ что привело некоторые статьи к выводу, что «строгий исторический обзор» продолжается, Переписка Валенсии от 17 сентября 2032 г., доступна здесь.
  113. ^ Гаэтан Берновиль, La Croix de Sang. Histoire du Curé Santa Cruz , Париж, 1928 год; в том же году он был переведен на испанский язык и опубликован под названием La Cruz Sangrienta. История священника Санта-Крус , Сан-Себастьян, 1928 г. (308 страниц)
  114. ^ Хуан Оласабаль-и-Рамери, партизан Эль-Кура-Санта-Крус , Витория, 1928 г. (680 страниц)
  115. ^ некритический отчет о Санта-Крусе, особенно рассказ Берновилля, был отвергнут карлистом Хулио Уркихо в «Ла-Крус-де-Сангре». Священник Санта-Крус. Маленькое историческое исправление , Сан-Себастьян, 1928 г. (62 страницы)
  116. ^ она была написана на баскском языке, и ее заявленная цель была педагогической, чтобы рассказать баскам об их прошлом: «Если вы увидите книгу, в которой рассказывается о Санта-Крусе, я уверен, что людям она понравится, и спасибо, если ее трудно читать. ... будут ли они слушать? Баски читают», по мотивам Горки Аулестии, « Баскская поэтическая традиция» , Рено, 2000 г., ISBN   9780874172836 , с. 73
  117. ^ Канал 2000, с. 182
  118. ^ Поэт-карлист Игнасио Ромеро Райсабаль посвятил Санта-Крусу стихотворение El Siglo Futuro 07.06.34, доступно здесь . Санта-Крус иногда фигурировал в поэзии и раньше, чтобы вызвать атмосферу героизма и дикости, см. O Cura Santa Cruz бразильско-португальского поэта Гонсалвеса Креспо , Педро Нава, Chão de Ferro , vol. 3, Сан-Паулу, 2001 г., ISBN   9788574800226 , с. 131
  119. Pensamiento Alavés , 26.03.38, доступно здесь.
  120. ^ Микелац 2016
  121. ^ на этот раз без упоминания преступников. В оригинальной надписи карабинеры были «позорно застрелены лидером карлистов священником Санта-Крус». В новом упоминаются карабинеры, «погибшие при исполнении служебного долга при героической защите Эндерлазы». Неясно, кто приказал восстановить памятник, некоторые авторы подозревают, что это работа какого-то местного военного командира, Микелац, 2016 г.
  122. ^ Роман Оярсун, Historia del carlismo , Мадрид, 1969 [последующее издание], стр. 330-335. Санта-Крус был представлен как мятежный и недисциплинированный последователь, который принес делу больше вреда, чем пользы; его считают окончательно ответственным за злодеяния, совершенные его подразделением, хотя прямая вина возлагается на его лейтенантов Фраску и Корнету, по-настоящему злых личностей.
  123. ^ Мельчор Феррер, История испанского традиционализма , тт. XXIV-XXV, Севилья, 1958 г.
  124. ^ временами Кура Санта-Крус выступал на равных с культовыми личностями карлистов самого высокого ранга, такими как Карл VII, Сумалакарреги или Донья Маргарита, см. Хосе Анхель де Игарсабаль, Закон о культуре в Аскойтии , [в:] Монтехурра 12 (1965), п . 22
  125. В самом популярном и самом продаваемом обзоре Carlist Montejurra , опубликованном в 1960-х годах, был раздел, посвященный истории карлизма. Ни разу Санта-Крус не был показан в качестве главного героя.
  126. ^ Джереми МакКлэнси, Упадок карлизма , Рино 2000, ISBN   9780874173444 , с. 165
  127. ^ см., например, Две исторические реликвии знаменитого партизана-карлиста Кура Санта-Крус прибыли в Испанию , [в:] Служба TradicionViva 13.04.15, доступно здесь . Возможно, сайтом, который наиболее точно следует легенде карлистов о Санта-Крусе, является сервис ElBandidoRealista , иконографический слой которого в значительной степени основан на принятых массовой культурой визуальных отсылках к Санта-Крусу, см., например, Contra todos , [in:] Сервис ElBandidoRealista от 28.04.09. , доступно здесь . Сиксто Энрике де Бурбон , называющий себя карлистским «знаменосцем», посетил деревню Сан-Игнасио в 2005 году. Принц, пришедший поесть морской свинки в Пасто , [в:] Эль Тьемпо , 20 февраля 2005 г., доступно здесь
  128. ^ Санта-Крус был баском и говорил на гипускоанском баскском диалекте как на своем родном языке; также члены его отряда почти все были басками. Баскский язык был языком командования и всего общения; если какой-либо солдат говорил по-испански, он должен был извиниться, Хосе Игнасио Финес Гарсиа, Fuerismo tradicionalista y nacionalismo basco [докторская диссертация Университета Саламанки], Саламанка, 2013, стр. 44
  129. ^ ненасильственные фракции баскского национализма также требовали памяти о Санта-Крусе, см., например, статью, посвященную Эль Куре и его приему в Эухенио Ибарсабале Аранберри, Дни иллюзий и головокружения. 1977-1987 , Бильбао 2016, ISBN   9788491091516
  130. Перед письмом Санта-Крус был представлен как своего рода гудари, Гаиска Фернандес Сольдевилья, «Отголоски гражданской войны». Прославление опеки в возникновении насилия ЭТА (1936-1968) , [в:] Bulletin d'Histoire Contemporaine d'Espagne 49 (2014), p. 253
  131. ^ МакКлэнси 2000, с. 236
  132. ^ «восхищение, которое многие молодые левые испытывают к легендарному священнику Санта-Крусу», Каро Бароха осуждает опасность баскского культурного синкретизма , [в:] El País 17.03.81, доступно здесь
  133. ^ Пэдди Вудворт, Страна Басков: история культуры , Лондон, 2012 г., ISBN   9781908493224 . здесь доступен 1990-х годов пресса заметила феномен «городского святого распятия» баскской молодежи среди . В середине
  134. ^ Санта-Крус, el cura guerrillero (1 час 33 минуты), см. Filmweb ; в фильме Санта-Крус был отделен от карлизма и представлен как независимый военный лидер, руководствующийся религиозными принципами; Карлисты были представлены как богатые аристократические сеньорито. Фильм завершается комментарием о горах, которые всегда сопротивлялись иностранцам, см. Санта-Крус, el cura guerrillero , [in:] YouTube сервис , доступный здесь . Фильм не был хорошо принят экспертами и не имел коммерческого успеха, запись Santa Cruz el Cura Guerrillero , [в:] энциклопедии Aunamendi Eusko Служба , доступна здесь.
  135. ^ Хавьер Азурменди, Эль-кура Санта-Крус , Бильбао, 1986; некоторые источники утверждают, что Азурменди просто отредактировал работу, написанную Игнасио Аристимуньо, см. Euskonews сервис , доступный здесь.
  136. ^ см., например, Боррокагарая, Квота. До религиозного фундаментализма, чем автономистской распродажи , [в:] Служба Борокагарая , 04.05.17, доступно здесь , Айтонсеме, Grandes Guerilleros II: анархический фундаментализм Кура Санта-Крус , [в:] Soul Guerilla, Служба 03.11.15, доступно здесь , Санта-Крус apaiza Oñati inguruetan , [в:] Служба Ахотсак 22.01.09, доступно здесь
  137. ^ под названием «Легенда о Кура-Санта-Крус» , «Легенда о Кура-Санта-Крус»
  138. ^ сравните визуальные отсылки к боевикам ЭТА в сериале « Бородатый — легенда о священнике Санта-Крус» , [в:] YouTube сервис , доступен здесь ; сравните также международные результаты здесь
  139. ^ Колумбийский фонд оправдывает самоотверженную жизнь священника Санта-Круса, баскского партизана XIX века, который более трех десятилетий жил в Колумбии , [в:] Служба Эускалкутлура, 30.12.03, доступно здесь.
  140. ^ Кампания по восстановлению часовни Кура Санта-Крус Лойди , [в:] Сервис YouTube , доступен здесь , любые похожие видеозаписи
  141. ^ Исидоро Медина Патиньо, Дон Мануэль: грозный священник-партизан , Богота, 2005 г., ISBN   9789583372285 и Исидоро Медина Патиньо, Санта-Крус, Эль-Кура-де-ла-Пас (электронная книга), Богота, 2005 г.
  142. Второе издание биографии баскского священника и партизана Мануэля Санта-Круса Лойди опубликовано в Колумбии , [в:] Euskalkultura Служба 16.01.07, доступно здесь
  143. ^ в научной истории ямайских иезуитов Санта-Крус не упоминается ни разу, см. Wirtenberger 1942, но признается в онлайн-Новой католической энциклопедии, сравните Ямайку, католическую церковь в записи, [в:] Новой католической энциклопедии Онлайн-сервис , доступно здесь

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хавьер Азурменди, Эль Кура Санта Крус , Бильбао, 1990, ISBN   9788475470412
  • Пио Бароха, Священник Санта-Крус и его отъезд , Мадрид, 1918 г.
  • Компания Иисуса в Пасто, 1599-1985 гг. , Пасто 1985 г.
  • Гаэтан Берновиль, «Кровавый крест». История священника Санта-Крус , Тафалла, 2000 г., ISBN   848136181X
  • Висенте Гармендия, Слегка апокрифические мемуары священника Санта-Круса , Сан-Себастьян, 2007 г., ISBN   9788497972345
  • Фернандо Гонсалес де Эредиа, Герой или злодей, святой или кровожадный, любовь и ненависть: священник Санта-Крус и карлистские войны , Витория 2016, ISBN 9788461749652
  • Исидоро Медина Патиньо, Дон Мануэль: грозный священник-партизан , Богота, 2005 г., ISBN   9789583372285
  • Иньиго Перес де Рада-и-Каванильес, Отъезд священника Санта-Крус и его флага , [в:] Aportes 24/69 (2009), стр. 21–40
  • Хуан Оласабаль-и-Рамери, партизан Эль-Кура-Санта-Крус , Витория, 1928 г.
  • Хулио Уркихо, Кровавый крест. Священник Санта-Крус. Небольшая историческая поправка , Сан-Себастьян, 1928 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eccd15e7191e1972108d0fcbd81d29c9__1722790200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/c9/eccd15e7191e1972108d0fcbd81d29c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manuel Santa Cruz Loidi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)