Jump to content

Осарсеф

Осарсеф / ˈ z ər ˌ s ɛ f / или Osarsiph / ˈ z ər ˌ s ɪ f / ( греческий Koinē : Ὀσαρσίφ ) — легендарная фигура Древнего Египта , которую приравнивали к Моисею . Его история была рассказана египетским историком Птолемеем Манефоном в его «Египтиаке» (первая половина III века до н.э.); Работа Манефона утеряна, но еврейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий подробно цитирует ее.

История изображает Осарсефа как египетского священника-отступника, который возглавляет армию прокаженных и других нечистых людей против фараона по имени Аменофис , который был сыном Рамзеса и отцом Рамзеса, настоящее имя которого было Сетос (Сети). [ 1 ] Фараон изгнан из страны, и армия прокаженных в союзе с гиксосами (историю которых также рассказывает Манефон) разоряют Египет, совершая множество святотатств против богов, прежде чем Аменофис возвращается и изгоняет их. К концу рассказа Осарсеф меняет свое имя на Моисей . [ 2 ]

Много дискуссий вызывает вопрос о том, какая историческая реальность может скрываться за историей Осарсефа, если таковая имеется. Влиятельное исследование египтолога Яна Ассмана показало, что за легендой не стоит ни один исторический инцидент или личность, а вместо этого она представляет собой смесь нескольких исторических травм, в частности религиозных реформ Эхнатона ( Аменофиса IV). [ 3 ]

История Осарсефа известна из двух длинных цитат из « Эгиптиаки» , истории Египта египетского историка Манефона, в «Против Апиона» Иосифа Флавия . [ 4 ] [ 5 ] Первый — это рассказ Манефона об изгнании гиксосов ( название дано Манефоном) и их поселении в Иудее , где они основали город Иерусалим . Затем Иосиф Флавий приходит к выводу, что гиксосы Манефона были евреями Исхода, хотя сам Манефон не делает такой связи. [ 6 ]

Второй, действие которого происходит примерно двести лет спустя, рассказывает историю Осарсефа. По словам Иосифа Флавия, Манефон описал Осарсефа как деспотичного первосвященника Осириса в Гелиополе . Фараон Аменофис имел желание увидеть богов, но для этого ему пришлось сначала очистить Египет от прокаженных и других оскверненных людей, отправив 80 000 из них работать в каменоломни, а затем заключив их в Аварисе , бывших гиксосах. столица в восточной дельте. Там Осарсеф стал их предводителем и приказал им отказаться от поклонения богам и есть мясо священных животных. Затем осарсефиты пригласили гиксосов обратно в Египет и вместе со своими новыми союзниками изгнали Аменофиса и его сына Рамзеса в изгнание в Нубию и установили 13-летнее правление религиозного притеснения: города и храмы были опустошены, изображения богов уничтожены, святилища превратились в кухни, а священные животные жарились на кострах, пока в конце концов Аменофис и Рамзес не вернулись, чтобы изгнать прокаженных и гиксосов и восстановить старую египетскую религию. Ближе к концу рассказа Манефон сообщает, что Осарсеф взял имя «Моисей». [ 7 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Для этой истории были предложены три интерпретации: первая - как воспоминание о периоде Амарны ; второй, как память о гиксосах; и третий – как антиеврейская пропаганда. Каждое объяснение имеет доказательства, подтверждающие его: имя фараона Аменофиса и религиозный характер конфликта соответствуют реформе египетской религии Амарны; имя Аварис и, возможно, имя Осарсеф соответствуют периоду гиксосов, а общий сюжет представляет собой очевидную инверсию еврейской истории об Исходе, выставляющую евреев в плохом свете. Однако ни одна теория не может объяснить все элементы. Влиятельное предложение египтолога Яна Ассмана. [ 8 ] предполагает, что эта история не имеет единого происхождения, а скорее объединяет многочисленные исторические события, особенно периоды Амарны и гиксосов, в народную память. [ 9 ]

Альтернативная теория отождествляет Осарсефа с исторической фигурой канцлера Бэя , видного сирийского офицера, пришедшего к власти во время правления фараона Сети II и позже попытавшегося узурпировать трон, но был арестован и казнен по приказу фараона Сиптаха . Однако такая идентификация обычно отвергается учеными. [ 10 ]

Исраэль Кнол недавно предложил отождествить Осарсефа с Ирсу , шасу , который, согласно Папирусу Харрису I и Элефантинской стеле, взял власть в Египте при поддержке «азиатов» (народа из Леванта ) после смерти королевы Туосрет ; Придя к власти, Ирсу и его сторонники нарушили египетские ритуалы, «относясь к богам как к людям» и прекратив подношения египетским божествам. В конце концов они были побеждены и изгнаны новым фараоном Сетнахте , и, спасаясь бегством, они бросили большое количество золота и серебра, украденных из храмов. [ 11 ]

Вполне возможно, что история Осарсефа или, по крайней мере, момент, когда Осарсеф меняет свое имя на Моисей, представляет собой изменение первоначальной истории Манефона, сделанное в I веке до нашей эры, когда в Египте были на пике антиеврейские настроения, поскольку без этого история Манефона в истории вообще нет упоминаний о евреях. Если эта история является оригинальной частью истории Египта, написанной Манефоном, возникает вопрос, где он мог ее услышать, поскольку греческий перевод Септуагинты еврейской Торы (т. е. повествования об Исходе ) не был сделан, когда он писал. Вполне возможно, что у него был устный (еврейский) информатор или, возможно, неизвестный перевод до Септуагинты. [ 12 ] В соответствии с этим Манефон действительно утверждал, что Аменофис был сыном Рамзеса и отцом Рамзеса, первоначальное имя которого было Сетос (Сети). [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Против Апиона 1:26
  2. ^ Сафрай, Шмуэль (1974). Еврейский народ в первом веке: историческая география, политическая история, социальная, культурная и религиозная жизнь и институты . Уитгеверий Ван Горкум. п. 1113. ИСБН  978-90-232-1436-6 .
  3. ^ Ассманн, Ян (2003). Разум Египта: история и значение во времена фараонов . Издательство Гарвардского университета. п. 227. ИСБН  978-0-674-01211-0 .
  4. ^ Перевод «Против Апиона»
  5. ^ Ян Ассманн, «Моисей Египтянин: память о Египте в западном монотеизме» (First Harvard University Press, 1997), стр.30
  6. ^ Артур Дж. Дроге, Иосиф Флавий между греками и варварами , в Луи Х. Фельдмане и Джоне Р. Левисоне (ред.), «Contra Apionem Иосифа: исследования его характера и контекста...» (Brill, 1996), стр.135 -6 и сн.14 на стр.136.
  7. ^ Шмуэль Сафрай, Шмуэль Сафрай, М. Стерн, (редакторы), «Еврейский народ в первом веке» (Van Gorcum Fortress Press, 1976), стр.1113
  8. ^ Ян Ассманн, «Моисей Египтянин: память о Египте в западном монотеизме» (First Harvard University Press, 1997)
  9. ^ Ян Ассманн, Эндрю Дженкинс, «Разум Египта: история и значение во времена фараонов» стр.227
  10. ^ Райнер Альбертц, Боб Бекинг, «Яхвизм после изгнания: взгляды на израильскую религию в персидскую эпоху», стр.71
  11. ^ «Исход: история, лежащая в основе этой истории - TheTorah.com» . www.thetorah.com . Проверено 1 июля 2021 г.
  12. ^ Джон Грейнджер Кук, «Толкование Ветхого Завета в греко-римском язычестве», стр.6-11.
  13. ^ Против Апиона 1:26
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c80d436b0f98b8fb369353e621a8dbe__1718679240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/be/1c80d436b0f98b8fb369353e621a8dbe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Osarseph - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)