Осарсеф
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Осарсеф / ˈ oʊ z ər ˌ s ɛ f / или Osarsiph / ˈ oʊ z ər ˌ s ɪ f / ( греческий Koinē : Ὀσαρσίφ ) — легендарная фигура Древнего Египта , которую приравнивали к Моисею . Его история была рассказана египетским историком Птолемеем Манефоном в его «Египтиаке» (первая половина III века до н.э.); Работа Манефона утеряна, но еврейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий подробно цитирует ее.
История изображает Осарсефа как египетского священника-отступника, который возглавляет армию прокаженных и других нечистых людей против фараона по имени Аменофис , который был сыном Рамзеса и отцом Рамзеса, настоящее имя которого было Сетос (Сети). [ 1 ] Фараон изгнан из страны, и армия прокаженных в союзе с гиксосами (историю которых также рассказывает Манефон) разоряют Египет, совершая множество святотатств против богов, прежде чем Аменофис возвращается и изгоняет их. К концу рассказа Осарсеф меняет свое имя на Моисей . [ 2 ]
Много дискуссий вызывает вопрос о том, какая историческая реальность может скрываться за историей Осарсефа, если таковая имеется. Влиятельное исследование египтолога Яна Ассмана показало, что за легендой не стоит ни один исторический инцидент или личность, а вместо этого она представляет собой смесь нескольких исторических травм, в частности религиозных реформ Эхнатона ( Аменофиса IV). [ 3 ]
История
[ редактировать ]История Осарсефа известна из двух длинных цитат из « Эгиптиаки» , истории Египта египетского историка Манефона, в «Против Апиона» Иосифа Флавия . [ 4 ] [ 5 ] Первый — это рассказ Манефона об изгнании гиксосов ( название дано Манефоном) и их поселении в Иудее , где они основали город Иерусалим . Затем Иосиф Флавий приходит к выводу, что гиксосы Манефона были евреями Исхода, хотя сам Манефон не делает такой связи. [ 6 ]
Второй, действие которого происходит примерно двести лет спустя, рассказывает историю Осарсефа. По словам Иосифа Флавия, Манефон описал Осарсефа как деспотичного первосвященника Осириса в Гелиополе . Фараон Аменофис имел желание увидеть богов, но для этого ему пришлось сначала очистить Египет от прокаженных и других оскверненных людей, отправив 80 000 из них работать в каменоломни, а затем заключив их в Аварисе , бывших гиксосах. столица в восточной дельте. Там Осарсеф стал их предводителем и приказал им отказаться от поклонения богам и есть мясо священных животных. Затем осарсефиты пригласили гиксосов обратно в Египет и вместе со своими новыми союзниками изгнали Аменофиса и его сына Рамзеса в изгнание в Нубию и установили 13-летнее правление религиозного притеснения: города и храмы были опустошены, изображения богов уничтожены, святилища превратились в кухни, а священные животные жарились на кострах, пока в конце концов Аменофис и Рамзес не вернулись, чтобы изгнать прокаженных и гиксосов и восстановить старую египетскую религию. Ближе к концу рассказа Манефон сообщает, что Осарсеф взял имя «Моисей». [ 7 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Для этой истории были предложены три интерпретации: первая - как воспоминание о периоде Амарны ; второй, как память о гиксосах; и третий – как антиеврейская пропаганда. Каждое объяснение имеет доказательства, подтверждающие его: имя фараона Аменофиса и религиозный характер конфликта соответствуют реформе египетской религии Амарны; имя Аварис и, возможно, имя Осарсеф соответствуют периоду гиксосов, а общий сюжет представляет собой очевидную инверсию еврейской истории об Исходе, выставляющую евреев в плохом свете. Однако ни одна теория не может объяснить все элементы. Влиятельное предложение египтолога Яна Ассмана. [ 8 ] предполагает, что эта история не имеет единого происхождения, а скорее объединяет многочисленные исторические события, особенно периоды Амарны и гиксосов, в народную память. [ 9 ]
Альтернативная теория отождествляет Осарсефа с исторической фигурой канцлера Бэя , видного сирийского офицера, пришедшего к власти во время правления фараона Сети II и позже попытавшегося узурпировать трон, но был арестован и казнен по приказу фараона Сиптаха . Однако такая идентификация обычно отвергается учеными. [ 10 ]
Исраэль Кнол недавно предложил отождествить Осарсефа с Ирсу , шасу , который, согласно Папирусу Харрису I и Элефантинской стеле, взял власть в Египте при поддержке «азиатов» (народа из Леванта ) после смерти королевы Туосрет ; Придя к власти, Ирсу и его сторонники нарушили египетские ритуалы, «относясь к богам как к людям» и прекратив подношения египетским божествам. В конце концов они были побеждены и изгнаны новым фараоном Сетнахте , и, спасаясь бегством, они бросили большое количество золота и серебра, украденных из храмов. [ 11 ]
Вполне возможно, что история Осарсефа или, по крайней мере, момент, когда Осарсеф меняет свое имя на Моисей, представляет собой изменение первоначальной истории Манефона, сделанное в I веке до нашей эры, когда в Египте были на пике антиеврейские настроения, поскольку без этого история Манефона в истории вообще нет упоминаний о евреях. Если эта история является оригинальной частью истории Египта, написанной Манефоном, возникает вопрос, где он мог ее услышать, поскольку греческий перевод Септуагинты еврейской Торы (т. е. повествования об Исходе ) не был сделан, когда он писал. Вполне возможно, что у него был устный (еврейский) информатор или, возможно, неизвестный перевод до Септуагинты. [ 12 ] В соответствии с этим Манефон действительно утверждал, что Аменофис был сыном Рамзеса и отцом Рамзеса, первоначальное имя которого было Сетос (Сети). [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Против Апиона 1:26
- ^ Сафрай, Шмуэль (1974). Еврейский народ в первом веке: историческая география, политическая история, социальная, культурная и религиозная жизнь и институты . Уитгеверий Ван Горкум. п. 1113. ИСБН 978-90-232-1436-6 .
- ^ Ассманн, Ян (2003). Разум Египта: история и значение во времена фараонов . Издательство Гарвардского университета. п. 227. ИСБН 978-0-674-01211-0 .
- ^ Перевод «Против Апиона»
- ^ Ян Ассманн, «Моисей Египтянин: память о Египте в западном монотеизме» (First Harvard University Press, 1997), стр.30
- ^ Артур Дж. Дроге, Иосиф Флавий между греками и варварами , в Луи Х. Фельдмане и Джоне Р. Левисоне (ред.), «Contra Apionem Иосифа: исследования его характера и контекста...» (Brill, 1996), стр.135 -6 и сн.14 на стр.136.
- ^ Шмуэль Сафрай, Шмуэль Сафрай, М. Стерн, (редакторы), «Еврейский народ в первом веке» (Van Gorcum Fortress Press, 1976), стр.1113
- ^ Ян Ассманн, «Моисей Египтянин: память о Египте в западном монотеизме» (First Harvard University Press, 1997)
- ^ Ян Ассманн, Эндрю Дженкинс, «Разум Египта: история и значение во времена фараонов» стр.227
- ^ Райнер Альбертц, Боб Бекинг, «Яхвизм после изгнания: взгляды на израильскую религию в персидскую эпоху», стр.71
- ^ «Исход: история, лежащая в основе этой истории - TheTorah.com» . www.thetorah.com . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Джон Грейнджер Кук, «Толкование Ветхого Завета в греко-римском язычестве», стр.6-11.
- ^ Против Апиона 1:26