Ирсу
Ирсу в иероглифах | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Младший-южный (оспаривается) «Тот, кто создал себя» | |||||||
Sw Имя собственное | |||||||
«Ирсу», написанное иератическим шрифтом на папирусе Харриса. |
Ирсу ( древнеегипетский : jr - sw , «тот, кто создал себя»; альтернативно Су ) — имя, используемое в папирусе Харриса I для обозначения Шасу , который стал повелителем группы местных правителей, номинально находившихся под контролем Египта, во время беспорядков. между Девятнадцатой и Двадцатой династиями. Чтение имени оспаривается, и вместо этого мужчину, возможно, звали просто Су. События, в которых участвовал Ирсу (или Су), вероятно, происходили за пределами долины Нила, на азиатских территориях Египетской империи.
Дебаты о деятельности Ирсу
[ редактировать ]В Египте
[ редактировать ]Приход Ирсу к власти тесно связан с ситуацией в самом Египте в конце XIX династии, когда произошла гражданская война между Аменмессе и Сети II , за которой последовал экономический спад. Современное понимание событий, происходящих в то время, во многом зависит от перевода Папируса Харриса I, и эта задача оказалась сложной. В своем переводе документа 1906 года Джеймс Генри Брестед пишет:
- Слушайте, чтобы я мог сообщить вам о моих благодеяниях, которые я совершил, пока был царем народа. Земля Египетская была свергнута извне, и каждый человек был (выброшен) по своему праву; у них не было главного рта в течение многих лет до других времен. Земля Египта находилась в руках вождей и правителей городов; один убил своего соседа, большого и маленького. В другой раз после этого, в пустые годы, у них в качестве начальника был Ярсу, некий сириец. Он поставил перед собой всю землю в качестве данника; он объединил своих товарищей и разграбил их имущество. Они сделали богов похожими на людей, и в храмах не приносили никаких подношений. [ 1 ]
Этот перевод оставляет открытой возможность того, что Ирсу действовал в самом Египте, и, следовательно, Канцлер Бэй считался вероятным кандидатом на роль этого Ирсу до 2000 года. Однако номер IFAO Ostracon no. В 1864 году в Дейр-эль-Медине найдены жизнь записи, датированные пятым годом правления Сиптаха, о том, что «фараон, , здоровье, процветание , убил великого врага Бэя». [ 2 ] Поскольку канцлер Бэй умер за несколько лет до Ирсу, его больше не считают правдоподобным кандидатом на эту историческую фигуру.
На египетских территориях в Ханаане
[ редактировать ]В 1979 году египтолог Ганс Гедике сделал второй перевод, основанный на подробном грамматическом анализе документа:
- Земля, принадлежавшая Египту, была оставлена за границей, и каждый человек в своей лояльности не имел главного представителя [т.е. фараона] в течение многих лет, прежде чем в другие времена, когда земля, принадлежащая Египту, находилась среди вождей и городских правителей. — один был убит [фараон], его заменой стал сановник из негодяев [второй фараон]. Другой представитель семьи произошел после него в пустые годы [третьего фараона], когда Су, Хару из их числа, исполнял обязанности вождя и сделал всю землю пригодной для использования только ему одному. Он присоединился к своим иждивенцам в захвате их собственности, в то время как с богами обращались так же, как с людьми, поскольку внутри храмов не совершались подношения. [ 3 ]
Гедике предполагает, что Ирсу пришел к власти на зарубежных территориях Египта, в Ханаане, после многих лет пренебрежения со стороны последних трех фараонов Девятнадцатой династии: Сети II, Сиптаха и Туосрета . Согласно этому переводу документа, самый ранний из этих фараонов, Сети II, несет ответственность за то, что не утвердил свою власть и контроль над регионом; второй пользовался низким уважением; в то время как последний, Туосрет, как говорят, заключил союз с Ирсу, который де-факто имел власть над территориями.
Конец Ирсу
[ редактировать ]Что случилось с Ирсу, ясно видно из папируса, в котором рассказывается о возвышении Сетнахта и окончании восстания:
- Но когда боги склонились к миру, чтобы установить права земли в соответствии с ее обычным порядком, они поставили своего сына, который произошел из их членов, Правителем каждой земли, LPH , на своем великом троне. , (даже) Усерхаре-Сетепнере-Мериамон, ЛПХ, Сын Ра, Сетнахт-Мерерре-Мериамон, ЛПХ Он был Хепри-Сет, когда он в ярости; он привел в порядок всю мятежную землю; он убил мятежников, которые были в земле Египетской; он очистил великий престол Египта; он был Правителем, LPH, Двух Земель, на троне Атума. Он показал готовые лица, которые были отвернуты. Каждый человек знал своего брата, который был замурован. Он основал храмы, в которых хранились божественные приношения для приношения. [ 4 ]
преемника Тусрета Сетнахте Слоновья стела [ 5 ] сообщает, как он изгнал этих азиатских мятежников, которые при бегстве из Египта оставили большую часть золота, серебра и меди, которые они украли из Египта и с помощью которых они намеревались нанять подкрепление среди азиатов. Его умиротворение Египта также упоминается в Большом папирусе Харриса. [ 6 ]
Сетнахта Слоновская стела описывает это дальше: Его Величество жизнью, процветанием, здоровьем был подобен своему отцу Сетту, который протянул свои руки, чтобы удалить из Египта тех, кто сбил его с пути, его сила окружила (его) защитой». [ 7 ]
Память
[ редактировать ]Папирус Харрис I описывает свое пребывание на посту как время, когда Египет находился в хаосе и богам было отказано в храмовых приношениях. [ 8 ] После смерти Туосрета Египет, похоже, погрузился в анархию, многие храмы были разграблены азиатскими последователями Ирсу.
преемника Тусрета Сетнахте Слоновья стела [ 9 ] сообщает, как он изгнал этих азиатских мятежников, которые при бегстве из Египта оставили большую часть золота, серебра и меди, которые они украли из Египта и с помощью которых они намеревались нанять подкрепление среди азиатов. [ 10 ]
Возможно, воспоминания об этих событиях были искажены в третьем веке до нашей эры египетским историком- эллинистом и священником Манефоном , который утверждал, что некий египетский жрец из Гелиополя по имени Осарсеф вывел прокаженных азиатов из Египта во время Исхода, который, как сообщается, позже был исходом Моисей . [ 11 ]
К. Оре предполагает, что карьера Ирсу также имеет сходство с карьерой библейского Иосифа . [ 12 ] Томас Рёмер [ 13 ] пишет, что некоторые думают, что «Осарсеф — это полемическое имя Эхнатона; другие думают, что это сочетание Иосифа и Осириса».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Х. Брестед, Древние записи Египта, Том № 4 (1906), стр. 198-199
- ^ Пьер Гранде, «L'execution du Chanlier Bay O. IFAO 1864», BIFAO 100 (2000), стр. 339-356.
- ^ Гедике, Ганс (1979). « Ирсу, Хару» в Папрюсе Харрисе» . Венский журнал для познания Востока . 71 :1–17. JSTOR 23858901 .
- ^ Джеймс Х. Брестед, Древние записи Египта, Том № 4 (1906), стр. 198-199
- ^ Р. Дренхан, Слоновья стела Сетнахт и ее историческая подоплека , Висбаден, 1980 г.
- ^ Брестед, § 399
- ^ Джоан Шенли, Бог замешательства?: Исследование египетского бога Сета в выражениях королевской идеологии Нового Царства, раздел 287. Слоновья стела Сетнахта (2015), стр.137
- ^ Джеймс Генри Брестед, Древние записи Египта , Часть четвертая, Чикаго, 1906, § 398
- ^ Р. Дренхан, Слоновья стела Сетнахт и ее историческая подоплека , Висбаден, 1980 г.
- ^ Брестед, § 399
- ↑ Иосиф Флавий , Против Апиона , Книга I, Глава 28.
- ^ Hauret c., (1959) «Был ли Моисей священником?» - Библика, 1959 - JSTOR.
- ^ Ромер Т. «Отслеживание некоторых «подвергнутых цензуре» традиций Моисея внутри и за пределами еврейской Библии» (Еврейская Библия и Древний Израиль, том 1, номер 1, март 2012 г., стр. 64-76 (13))