Гатумдуг
Гатумдуг | |
---|---|
Богиня-покровительница Лагаша | |
Главный культовый центр | Лагаш, НИНА , Гирсу |
Гатумдуг ( шумерский : 𒀭𒂷𒉐𒄭 ; д Ĝa 2 -тум 3 -выкопал 3 ; [ 1 ] также латинизируется как Гатумду [ 2 ] ) была месопотамской богиней считавшейся божеством- покровителем Лагаша , и тесно связанной с его царями. Первоначально ей поклонялись только в этом городе и в НИНЕ во времена правления Гудеа храм , но для нее был построен в Гирсу . Она появляется в ряде литературных произведений, включая гимн, начертанный на цилиндрах Гудеа , и «Плач по Шумеру и Уру» .
Имя и характер
[ редактировать ]Значение имени Гатумдуга неизвестно. [ 1 ] хотя предполагается, что лингвистически его можно отнести к шумерскому . [ 3 ] Его эмессальная форма была ma-ze 2 -ze 2 -be . [ 4 ] Она была покровительницей Лагаша богиней - источниках ее можно было метафорически описать как его мать , и в раннединастических . [ 1 ] В гимне, начертанном на цилиндрах Гудеа, она также упоминается как их божественная основательница. [ 5 ]
Некоторые из ранних лагашитских царей, в том числе Энанатум I и Энметена , называли ее своей божественной матерью, хотя для других правителей этого государства роль выполняла другая местная богиня, Бау , что подтверждается, как и в случае с Эанатумом , Лугаландой и Урукагиной. ). [ 6 ] Гатумдуг можно описать термином ку 3 , который по-разному переводится как «святой», «священный», «блестящий» или «сияющий». [ 7 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В прошлых исследованиях высказывалось предположение, что Гатумдуг и Бау изначально были двумя именами одного и того же божества, но Гебхард Дж. Зельц считает это неправдоподобным. [ 8 ] Однако они могли быть синкретизированы в более поздних источниках. [ 9 ] Прямое равенство между ними засвидетельствовано в списке богов Ан = Анум (таблица V, строка 62). [ 10 ] В раннем примере синкретического гимна, древневавилонской композиции «Нинисина и боги» ( Нинисина F в ETCSL ), Гатумдуг вместо этого приравнивается к одноименной богине. [ 11 ]
На цилиндрах Гудеа Гатумдуг упоминается как ребенок Ана . [ 12 ]
Поклонение
[ редактировать ]Гатумдугу поклонялись в Лагаше уже в раннединастический период . [ 3 ] Она появляется в одном из гимнов Заме, обнаруженных в Абу Салабихе , где она описана как богиня-покровительница. [ 1 ] Гебхард Дж. Зельц указывает, что в раннединастических источниках из государства Лагаш она получала подношения в самом городе Лагаше, а также в НИНЕ (во время праздников ее городской богини Нанше ), но не в Гирсу , город, связанный с Бау , который, в свою очередь, не получал подношений в первых двух из этих трех городов. [ 13 ] Строительство храма, посвященного Гатумдугу, упоминается в надписях Ур-Нанше , Эаннатума и Энтемены . [ 3 ] Первый из этих правителей также установил статую, изображающую ее. [ 13 ] Бендт Альстер указывал, что надпись, посвященная этому событию, в которой также упоминаются статуи Нанше и Шулсаги , является старейшим известным текстом, в котором прямо упоминаются антропоморфные статуи божеств. [ 2 ] Источники из Лагаша утверждают, что храм был подожжен Лугалзагеси , который также похитил из него драгоценные металлы и лазурит и разрушил выставленные в нем статуи. [ 13 ] Несмотря на ее очевидную важность в Лагаше, Гатумдуг в конечном итоге относительно редко упоминается в раннединастических источниках. [ 14 ] к ней также не обращались в теофорических именах . В этот период [ 15 ] Среди засвидетельствованных членов ее духовенства - санга (администратор храма) и жрица нин-дингир . [ 13 ]
Гатумдуг сохранила свое значение и при правлении Гудеа . [ 16 ] Он называл себя ее ребенком. [ 17 ] Одно из его названий года относится к строительству храма, посвященного ей. [ 18 ] Он находился в Гирсу . [ 19 ] Он также посвятил ей в том же городе статую, изображающую его как архитектора. [ 20 ] Согласно другой его надписи, она приписала ламу (божество-покровитель-покровитель). ему [ 21 ] Отрывки, ссылающиеся на это событие, считаются свидетельством того, что ламму считали отдельным от личного божества, поскольку хорошо засвидетельствовано, что Нингишзида играл эту роль для указанного правителя. [ 22 ]
Гатумдугу продолжали поклоняться в период Ура III . [ 23 ] Посвященный ей храм продолжал действовать. [ 24 ] Ей были сделаны различные подношения, в том числе масло, сыр, мука и финики. [ 23 ] Известна также бусина, посвященная ей за жизнь царя Ибби-Сина неким Э-Кегалом. [ 25 ]
В литературе
[ редактировать ]
Гатумдуг упоминается в тексте, начертанном на цилиндрах Гудеа , [ 26 ] гимн в честь восстановления Э храма Нингирсу - нинну . [ 27 ] Она первое из божеств, к которому обращается одноименный правитель по поводу значения своих снов. [ 28 ] В своем расспросе он называет ее своими матерью и отцом. [ 9 ] Впоследствии она предоставляет кирпичи, необходимые для его строительного проекта. [ 29 ]
В « Плаче о Шумере и Уре» , составленном после падения Третьей династии Ура , [ 30 ] Гатумдуг — одна из богинь, покинувших свои культовые центры во время описываемой катастрофы. [ 31 ]
Косвенное позднее упоминание о Гатумдуге встречается в двуязычном ( шумеро - аккадском ) гимне Шульги . [ 32 ] Он был обнаружен в Ниппуре и датируется периодом Старого Вавилона . [ 33 ] Его приписывают человеку, носящему теофорное имя Ур-Гатумдуг, к которому обращаются апкаллу . [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Альстер 2005 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Зельц 1995 , с. 134.
- ^ Самет 2014 , с. 82.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 67-68.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 59.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 163.
- ^ Зельц 1995 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Черное и зеленое 1992 , с. 86.
- ^ Litke 1998 , p. 174.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 85–86.
- ^ Эдзард 1997 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с д Зельц 1995 , с. 135.
- ^ Зельц 1995 , стр. 135–136.
- ^ Зельц 1995 , с. 136.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 67.
- ^ Эдзард 1997 , стр. 31.
- ^ Эдзард 1997 , с. 27.
- ^ Эдзард 1997 , стр. 115.
- ^ Эдзард 1997 , с. 46.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 193.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Эбелинг 1971 , с. 151.
- ^ Новости 2021 , стр. 163–164.
- ^ Фрейн 1997 , стр. 390–391.
- ^ Эдзард 1997 , стр. 70–71.
- ^ Эдзард 1997 , стр. 68.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 220–221.
- ^ Эдзард 1997 , с. 82.
- ^ Самет 2014 , с. 5.
- ^ Самет 2014 , с. 16.
- ^ Вестенхольц 2005 , с. 371=372.
- ^ Вестенхольц 2005 , с. 344–345.
- ^ Вестенхольц 2005 , с. 357.
Библиография
[ редактировать ]- Альстер, Бендт (2005). «Нанше и ее рыба». В Сефати, Ицхак (ред.). Опытный писец, который ничем не пренебрегает: древние ближневосточные исследования в честь Якоба Кляйна . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-83-8 . OCLC 56414097 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , The British Museum Press, ISBN 978-0-7141-1705-8
- Эбелинг, Эрих (1971), «Гатумдуг» , Reallexikon der Assyriologie , получено 7 августа 2021 г.
- Эдзард, Дитц-Отто (1997). Гудеа и его династия РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442675551 . ISBN 978-1-4426-7555-1 .
- Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 978-1-4426-5706-9 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Нотея, Пальмиро (2021). «Практика институционального кредитования в период Ура III (ок. 2110–2003 гг. До н.э.): ше ур₅-ра-ссуды из Гирсу-Лагаша». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 112 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 154–183. дои : 10.1515/za-2022-0001 . hdl : 11585/905052 . ISSN 0084-5299 .
- Самет, Нили (2014). Оплакивание о разрушении Ура . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575068831 . ISBN 978-1-57506-883-1 .
- Зельц, Гебхард Дж. (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Вестенхольц, Джоан Г. (2005). «Спой песню для Шульги». В Сефати, Ицхак (ред.). Опытный писец, который ничем не пренебрегает: древние ближневосточные исследования в честь Якоба Кляйна . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-83-8 . OCLC 56414097 .