Jump to content

Династия Исина

(Перенаправлено из Первой династии Исина )
Династия Исина
в. 1953 г. до н. э. – ок. 1717 г. до н.э.
Расположение Исина, сейчас в современном Ираке
Капитал Исин
Общие языки аккадский , шумерский
Религия
Шумерская религия
Правительство Монархия
Король Шумера  
в. 1953–1921 гг. до н.э.
Ишби-Эрра (первый)
в. 1740–1717 гг. до н.э.
Дамик-илишу (последний)
Историческая эпоха Бронзовый век
• Учредил
в. 1953 г. до н.э.
• Упразднено
в. 1717 г. до н.э.
Предшественник
Преемник
Третья династия Ура
Старая Вавилонская империя
Сегодня часть Ирак

Династия Исина относится к последней правящей династии, указанной в Списке шумерских царей ( SKL ). [ 1 ] Список царей Исина с указанием продолжительности их правления также присутствует в клинописном документе, в котором перечислены цари Ура и Исина , « Список правления царей Ура и Исина » (рукопись 1686 г.). [ 2 ]

Династия проживала в древнем городе Исин (сегодня известном как археологический памятник Ишан аль-Бахрият ). Считается, что он процветал c. 1953 – 1717 гг. до н. э. согласно краткой хронологии древнего Ближнего Востока . ему предшествовала В списке шумерских царей Третья династия Ура . Династию Исина часто связывают с соседней и современной династией Ларсы (1961–1674 гг. До н.э.), и в целях периодизации их часто перегруппировывают под названием « период Исина-Ларсы ». На смену обеим династиям пришла Первая Вавилонская империя .

Царствование Ишби-Эрры

[ редактировать ]
Цилиндрическое уплотнение и современное впечатление Сцена презентации, ок. 2000 –1750 гг. до н.э. Исин-Ларса.

Ишби-Эрра ( ок . 1953—1920 гг. до н.э. по краткому летоисчислению ) — основатель династии Исина. Ишби-Эрре Первой династии Исина предшествовал Ибби-Син Третьей династии Ура в древней Нижней Месопотамии , а затем ему наследовал Шу-илишу . Согласно призме Уэлда-Бланделла , [ я 1 ] Ишби-Эрра правил 33 года, и это подтверждается количеством дошедших до нас годовщин. Хотя во многих отношениях эта династия подражала предыдущей, ее языком был аккадский, поскольку шумерский язык пришел в упадок на последних этапах Третьей династии Ура.

В начале своей карьеры Ишби-Эрра был чиновником, работавшим на Ибби-Сина, последнего царя Третьей династии Ура. Ишби-Эрра описывался как человек марийский , [ я 2 ] либо его происхождение, либо город, в который он был назначен. Его успехи были засвидетельствованы в переписке с королем, а также между Ибби-Сином и правителем Казаллу (Пузур-Нумушда, позднее переименованного в Пузур-Шулги). Это литературные письма, скопированные в древности в качестве упражнений писца, подлинность которых неизвестна. [ 3 ] Обвиненный в приобретении зерна в Исине и Казаллу, Ишби-Эрра жаловался, что не может переправить 72 000 ГУР, которые он купил за 20 талантов серебра (по-видимому, непомерная цена) и теперь хранил в Исине в других крупных городах из-за вторжений амореев («Марту») и попросил Ибби-Сина предоставить 600 лодок для его перевозки, а также попросил стать губернатором Исин и Ниппур . [ я 3 ] [ 4 ] Хотя Ибби-Син не хотел продвигать его по службе, Ишби-Эрра, по-видимому, преуспел в борьбе за контроль над Исином к 8-му году правления Ибби-Сина, когда он начал присваивать себе имена по годам своего правления, и после этого в их отношениях наступил неприятный холод. [ 5 ]

Ибби-Син в своем письме к Пузур-Шульги резко раскритиковал Ишби-Эрру как «не шумерского семени» и высказал мнение, что: « Энлиль выгнал амореев из их земли, и они ударят эламитов и захватят Ишби-Эрру. » Любопытно, что Пузур-Шульги, похоже, изначально был одним из посланников Ишби-Эрры и указывает на степень изменения лояльности в последние годы режима Ура III. Хотя прямого конфликта не было, Ишби-Эрра продолжал расширять свое влияние, в то время как влияние Ибби-Сина неуклонно снижалось в течение следующих 12 лет или около того, пока Ур не был окончательно завоеван Киндатту из Элама. [ 6 ]

Ишби-Эрра одержал решающие победы над амореями на 8-м году жизни и эламитами на 16-м году жизни. Несколько лет спустя Ишби-Эрра вытеснил эламский гарнизон из Ура , тем самым утвердив сюзеренитет над Шумером и Аккадом , отмеченный в одном из его более поздних 27-летий, хотя этот конкретный эпитет не использовался этой династией до правления Иддин-Дагана. . [ 3 ] Он с готовностью принял царские привилегии прежнего режима, заказав царские восхваляющие стихи и гимны божествам, которых сохранилось семь, и провозгласил себя Дингир-калам-ма-на, «богом в своей стране». [ я 4 ] Он назначил свою дочь Эн-бара-зи преемницей дочери Ибби-Сина на посту Эгиситу-жрицы Ана, отмечаемой в его 22-летие. Он основал крепости и возвел городские стены, но сохранилась только одна царская надпись. [ я 5 ] [ 7 ]

Царствование Шу-Илишу

[ редактировать ]
Уплотнение цилиндра, c. 1822 –1763 гг. до н. э. Исин-Ларса.

Шу-Илишу ( ок . 1920—1900 гг. до н.э. по краткой хронологии) — второй правитель династии Исина. Он правил 10 лет (согласно его сохранившимся годам и единственному экземпляру СКЛ , [ я 6 ] что отличается от 20 лет, записанных другими.) [ я 7 ] [ 8 ] Шу-илишу предшествовал Ишби-эрра . Затем Иддин-Даган сменил Шу-илишу. Шу-илишу наиболее известен своим возвращением культового идола Нанны у эламитов и его возвращением в город-государство Ур .

Надписи Шу-илишу дали ему титулы: «Могучий человек» — «Царь Ура» — «Бог Своего народа» — «Любимый богов: Ану , Энлиля и Нанны» — «Царь Земли Шумера и Аккада». — «Возлюбленный бога Энлиля и богини Нинисины » — «Владыка своей Земли», но не «Царь Исина» (титул, на который не претендовал правитель этого города-государства до позднего правления Ишме-Дагана .) Однако Шу-илишу это сделал; восстановить стены своей столицы Исина. Он был великим благотворителем города-государства Ур (начав восстановление, которое должно было продолжиться через его преемников: Иддин-Дагана и Ишме-Дагана). Шу-илишу построил монументальные ворота и восстановил идола, представляющего божество-покровителя Ура (Нанна, бог луны), который был экспроприирован эламитами, когда они разграбили город-государство, но; неизвестно, получил ли он его посредством дипломатии или конфликта. [ 9 ] О переселении города-государства рассказывает надпись: «Он установил для него, когда утвердил в Уре народ, рассеянный до Аншана в своей обители». [ 10 ] Примерно в это же время был составлен « Плач о разрушении Ура », чтобы объяснить катастрофу, призвать к его реконструкции и защитить реставраторов от проклятий, наложенных на руины é.dub.lá.maḫ.

Шу-илишу отмечал: изготовление великого герба Нанны, возвышенного трона Ана, помоста Нинисина, лодки-магура Нинурты и помоста Нингала в названиях годов правления Шу-илишу. Адаб (или гимн) Нергалу [ я 8 ] был составлен в честь Шу-илишу вместе с адабом Ана и, возможно, третьим, обращенным к самому себе. [ 11 ] В архиве ремесленной мастерской (или гиш-кин-ти) города-государства Исин обнаружено 920 текстов, датируемых 4-м годом Ишби-Эрры по 3-й год Шу-илишу — периодом в 33 года. Таблички представляют собой записи о поступлениях и расходах кожгалантереи, мебели, корзин, циновок и войлочных изделий, изготовленных вместе с сырьем. [ 12 ] Второй архив (поступления зерновых и выдачи хлеба из пекарни, возможно, связанной с храмом Энлиля в Ниппуре) включает бухгалтерские записи. [ я 9 ] расходов на хлеб для обеспечения короля и включает записи, датированные его 2-м и 9-м годами жизни. [ 13 ] который был использован Стилом для определения последовательности большинства названий лет этого короля. [ 10 ]

Царствование Иддин-Дагана

[ редактировать ]
Похвальное стихотворение Иддин-Дагану, царю Шумера . Клинопись, начертанная на глиняной шестиугольной призме, в настоящее время находится в Лувре. [ я 10 ] (датировано примерно 1950 г. до н.э.)

Иддин-Даган ( ок . 1900—1879 гг. до н.э. по краткой хронологии) был третьим царем династии Исина. Иддин-Дагану предшествовал его отец Шу-илишу . Ишме-Даган (не путать ни с Ишме-Даганом I , ни с Ишме-Даганом II из Старой Ассирийской империи ) затем сменил Иддин-Дагана. Иддин-Даган правил 21 год (по данным СКЛ ). [ я 11 ] Он наиболее известен своим участием в священном свадебном обряде и рискованным гимном, описывающим его. [ 14 ]

Его титулы включали: «Могучий царь», « Царь Исина », «Царь Ура », «Царь земли Шумера и Аккада ». [ номер 1 ] Имя первокурсника записано в чеке на муку и финики. [ я 12 ] гласит: «Год Иддин-Даган (был) царем и (его) дочь Матум-Ниатум («земля, которая принадлежит нам») была взята замуж царем Аншана ». [ номер 2 ] [ 15 ] Валлат предполагает, что это был Имадзу (сын Киндатту , который был женихом и, возможно, царем региона Шимашки ) [ я 13 ] поскольку он был описан как король Аншана в надписи на печати, хотя в других местах это не подтверждено. Киндатту был изгнан из города-государства Ур Ишби-Эррой. [ я 14 ] (основатель Первой династии Исина), однако; отношения, по-видимому, достаточно потеплели для Тан-Рухурартера (восьмого короля, женившегося на дочери , энси Эшнунны ) Билаламы . [ 16 ]

Об этом короле сохранился только один современный монументальный текст и еще два известны из более поздних копий. Фрагмент каменной статуи [ я 15 ] имеет вотивную надпись, призывающую Нинисину и Даму проклясть тех, кто питает злые намерения против него. 2 более поздние копии глиняных табличек [ я 16 ] Надписи, записывающие неопределенный предмет, созданный для бога Нанны, были найдены британским археологом сэром Чарльзом Леонардом Вулли в здании школы писцов в городе-государстве Ур. Таблетка [ я 17 ] из Энунмаха в городе-государстве Ур, датированного 14-м годом Гунгунума ( ок . 1868 г. до н.э. - ок. 1841 г. до н.э.) Ларсы , после его завоевания города, несет на себе отпечаток печати его слуги. Таблетка [ я 18 ] описал изготовление Иддин-Даганом двух медных праздничных статуй для Нинлиль , которые были доставлены в Ниппур лишь 170 лет спустя Энлиль-бани . [ 17 ] В художественной литературе сохранилась переписка Иддин-Дагана с его полководцем Син-иллатом о Каккулатуме и состоянии его войск, а также от его генерала, описывающего засаду Марту ( амореев ).

Постоянное плодородие земли обеспечивалось ежегодным проведением священного свадебного ритуала, в котором царь изображал Думузи - Ама -ушумгал-ана, а роль Инанны заменяла жрица . Согласно шир-намуршаде , гимну, состоящему из 10 разделов ( Кируду ), эта церемония, по-видимому, включала в себя процессию: мужчин-проституток, мудрых женщин, барабанщиков, жриц и священников, кровопускающих мечами, под аккомпанемент музыки. за которыми следовали подношения и жертвоприношения богине Инанне или Нинегале.

Царствование Ишме-Дагана

[ редактировать ]

Ишме-Даган ( ок . 1879—1859 гг. до н.э. по краткой хронологии) был 4-м царем династии Исина, согласно СКЛ . Также согласно СКЛ : он был одновременно сыном и преемником Иддин-Дагана . Липит-Иштар затем сменил Ишме-Дагана. Ишме-Даган был одним из королей, восстановивших Экур .

Царствование Липит-Иштар

[ редактировать ]
« Кодекс Липит-Иштара » (датированный ок. 1860 г. до н. э. )

Липит-Иштар ( ок . 1859—1848 гг. до н.э. по краткой хронологии) был пятым царем династии Исина, согласно СКЛ . Также по данным СКЛ : он был преемником Ишме-Дагана . Затем Ур-Нинурта сменил Липит-Иштара. Однако некоторые документы и королевские надписи его времени сохранились; Липит-Иштар в основном известен благодаря гимнам на шумерском языке , написанным в его честь, а также правовому кодексу, написанному от его имени (примерно на 100 лет предшествовавшему знаменитому Кодексу Хаммурапи ), который использовался для школьного обучения на протяжении сотен лет. лет после смерти Липит-Иштара. В летописях правления Липит-Иштара записано, что он также дал отпор амореям .

Царствование Ур-Нинурты

[ редактировать ]

Ур-Нинурта ( ок . 1848—1820 гг. до н.э. по краткой хронологии) был шестым царем династии Исина. Узурпатор Ур-Нинурта захватил трон после падения Липит-Иштара и удерживал его до своей насильственной смерти примерно 28 лет спустя.

он называл себя «сыном Ишкура», южного бога бури, синонимом Адада В своем адабе Ишкуру . [ я 19 ] Его имя было полностью шумерским , что резко контрастировало с аморейскими именами его пяти предшественников. Сохранились только две надписи, одна из которых выбита на кирпичах в 13 строк шумерского языка из городов Ниппур , Исин, ​​Урук и Ишан-Хафуд, небольшого городища к юго-востоку от Телль-Дрехема, где приводится его стандартная надпись. [ я 20 ] описывая его как « священника Ишиппума с чистыми руками Эриду , любимого жреца Урука», и есть копия надписи, касающейся возведения статуи короля с обетованным козлом. [ я 21 ] [ 18 ]

Он был современником Гунгунума , ок. 1868–1841 гг. до н.э. (кратко), и его преемник Аби-саре , ок. 1841–1830 гг. до н.э. (короткометражный), возрождающиеся короли Ларсы . Его правление знаменует начало упадка состояния Исина, совпадающего с подъемом состояния Ларсы. Гунгунум вырвал Ур из-под контроля Исина к 10-му году его жизни, и вполне возможно, что это стало причиной свержения Липит-Иштара. Действительно, Ур-Нинурта сделал пожертвование храму Нингала в Уре на 9-м году Гунгунума. Однако Ур-Нинурта продолжал упоминать Ур в своих титулах («пастух Ура»), как и его преемники в Исине. Гунгунум продолжил расширять свое королевство, возможно, захватив Ниппур в конце своего правления . Его смерть позволила Ур-Нинурте начать временное контрнаступление, отбив Ниппур и несколько других городов на канале Кишкатум. Его название года «год (Ур-Нинурта), освободивший Энлиля (от принудительного труда) навсегда жителей Ниппура и освободивший (задолженность) по налогам, которые они несли на своих шеях», может указывать на этот момент. Его наступление было остановлено в Адаб , современная Бисмайя, где Аби-сари «разгромил армию Исина своим оружием» в 9-м году своего правления. [ 19 ] Возможно, именно в этой битве он и был убит, в год А Галия царства Манана, [ номер 3 ] читается «год, когда был убит Ур-Нинурта», а Манабалтиэль из Кисурры , года G [ номер 4 ] «Год, когда был убит Ур-Нинурта». [ 20 ]

Есть название года [ кол. 5 ] «Год, следующий за годом, когда царь Ур-Нинурта заставил выйти из воды большие агары». Мартен Стол предполагает, что это указывает на то, что ему удалось превратить болото или что-то подобное в обрабатываемую землю. [ 21 ]

До его сведения дошло любопытное судебное дело, которое он распорядился вынести на рассмотрение Собрания Ниппура. Лу-Инанна, священник нишакку, был убит Нанна-сигом, Ку-Энлильей (цирюльником) и Энлиль-эннамом (хранителем сада), которые затем признались своей бывшей жене Нин-Даде, которая хранила подозрительное молчание по этому поводу. . Доводы обвинения представили девять человек, профессии которых варьировались от птицелова до гончара. Двое других бросились на защиту вдовы, поскольку она фактически не участвовала в убийстве, но собрание пришло к выводу, что она, должно быть, была «причастна» к одному из убийств и, следовательно, была в сговоре с ними. Все четверо были приговорены к казни перед креслом жертвы. [ 22 ]

« Наставления Ур-Нинурты и советы мудрости» — это шумерское куртуазное сочинение, восхваляющее добродетели царя, восстановителя порядка, справедливости и культовой практики после потопа, в подражание более старым образцам для подражания Гильгамешу и Зиусудре. [ 23 ] СКЛ [ я 22 ] дает ему царствование на 28 лет. Ему наследовал его сын Бур-Син .

Царствование Бур-Суена

[ редактировать ]
Цилиндровое уплотнение Бур-Син

Бур-Суэн ( ок. 1820—1799 гг. до н.э. по краткой хронологии) был седьмым царем династии Исина и правил в течение 21 года согласно СКЛ . [ я 23 ] 22 года по царскому списку Ур-Исина . [ я 24 ] [ 24 ] Его правление характеризовалось приливами и отливами гегемонии над религиозными центрами Ниппура и Ура .

Титулы «пастух, который делает Ниппур довольным», «могучий земледелец Ура», «который восстанавливает замыслы Эриду » и « жрец для Меса , для Урука» использовались Бур-Суеном в его стандартных надписях на кирпичах в Ниппуре и Исин, [ я 25 ] хотя кажется маловероятным, что его правление в то время распространялось на Ур или Эриду, поскольку единственные надписи археологического происхождения происходят из двух северных городов. [ 25 ] Единственная табличка из Ура датирована его первым годом, но считается, что она соответствует 11 году правления Абе-саре, для чего несколько табличек свидетельствуют о его правлении над Уром.

Он был современником конца правления Аби-саре , ок. 1841–1830 гг. до н. э. (кратко), и правления Суму-Эля , ок. 1830–1801 гг. до н.э. (коротко), короли Ларсы . Годовые названия этого последнего царя фиксируют победы над Акусумом, Казаллу , Уруком (который отделился от Исина), Лугал-Сыном, Ка-идой, Сабумом, Кишем и деревней Нанна-иса, неустанным продвижением на север и лихорадочной деятельностью по рытью каналов или заполнив их, возможно, чтобы противостоять мерам, принятым Бур-Суеном для его сдерживания. [ 26 ] Известны только девять названий лет Бур-Суена, и их последовательность неясна. Он на какое-то время захватил контроль над Кисуррой , поскольку среди табличек из этого города встречаются названия двух лет, возможно, после ухода Суму-абума, царя Вавилона , который «вернулся в свой город». Однако оккупация была недолгой, поскольку Суму-Элю предстояло завоевать ее на четвертом году своего существования. [ 27 ] В других названиях годов упоминается строительство Бур-Суеном укреплений, стен на берегу Евфрата и канала. В названии года Суму-Эля записано: «Год после того, как Суму-Эль открыл дворец (?) Ниппура», место которого в последовательности этого царя неизвестно. [ 27 ]

Статуэтка из красно-коричневого агата была посвящена богине Инанне. [ я 26 ] и агатовая пластинка [ я 27 ] был посвящен жрицей лукура и его «путешественницей», то есть наложницей Нанайей Ибса. Некий человек по имени Энлиль-эннам посвятил богине Нинисине фигурку собаки за жизнь царя. Сохранилось около пяти печатей и оттисков печатей его слуг и писцов. [ 28 ] три из них были раскопаны в Уре, что позволяет предположить мимолетное позднее повторное заселение этого города в конце его правления и начале правления его преемника, поскольку по совпадению ни один текст из Ура не содержит текстов Суму-Эля с 19 по 22 годы, соответствующих этому периоду. [ 26 ]

Царствование Липита-Энлиля

[ редактировать ]

Липит-Энлиль, написано д ли-пи-это д ru.líl , где SKL [ я 28 ] и список царей Ур-Исина [ я 29 ] соответствие его имени и царствованию, был 8-м царем 1-й династии Исина и правил пять лет, ок. 1810 г. до н.э. – 1806 г. до н.э. (краткая хронология) или 1873–1869 гг. до н.э. (средняя хронология). Он был сыном Бур-Сина. [ 29 ]

Надписей об этом царе не известно. [ 30 ] Его краткое правление положило конец периоду относительной стабильности, и его сменил Эрра-Имитти , происхождение которого неизвестно, поскольку SKL с этого момента опускает эту информацию. И он, и его преемник бросались в глаза отсутствием королевских гимнов или посвятительных молитв, и Халло предполагает, что это могло произойти из-за отвлечений, вызванных началом конфликта с Ларсой . [ 31 ]

Архивы храма Нинурты , Э- шу -ме-ша 4 , в Ниппуре , длились более семидесяти пяти лет, с 1 года Липита-Энлиля Исина (1810 г.) до 28 года Рим-Сина I. (1730 г.) и были случайно сохранены, когда использовались в качестве заполнения храма Инанны в парфянский период. 420 фрагментов показывают процветающую храмовую экономику, поглощающую большую часть имеющегося богатства. [ 32 ] Все названия годов, следующих за годом его восшествия на престол, несколько монотонно напоминают о щедрых дарах храму Энлиля .

Царствование Эрра-имитти

[ редактировать ]

Эрра-Имитти ( ок . 1794—1786 гг. до н.э.) был царем Исина , современного Ишана аль-Бахриата, и, согласно SKL, правил восемь лет. Он сменил Липита-Энлиля , с которым его отношения неопределенны, и был современником и соперником Суму-Эля и Нур-Адада из параллельной династии Ларсы . Он наиболее известен благодаря легендарной истории о его кончине, «гастрономической неудаче» Шаффера. [ 33 ]

Похоже, что в начале своего правления он восстановил контроль над Ниппуру у Ларсы, но, возможно, снова потерял его, поскольку его восстановление снова празднуется его преемником. Более поздние названия лет правления дают некоторое представление о событиях, например, «год, следующий за годом, когда Эрра-имитти захватил Кисурру ». [ номер 6 ] (современное место Абу-Хатаба) по дате получения свадебного подарка и «году, когда Эрра-имитти разрушил городскую стену Казаллу», [ номер 7 ] [ 34 ] город, союзный Ларсе и враждебный Исину и его союзнику Вавилону . Его завоевание Кисурры было бы значительной эскалацией военных действий против соперника Исина Ларсы. [ 35 ] Гематитовое уплотнение цилиндра [ мне 30 ] из этого города появился его слуга и писец Илишка-утул, сын Син-эннама, что указывает на продолжительную оккупацию. [ 36 ] Последнее засвидетельствованное название года указывает на год, когда он построил городскую стену Ган-х-Эрра-Имитти , возможно, одноименного нового города.

Когда приметы предсказывали надвигающуюся гибель монарха, было принято назначать его замену в качестве «статуи, хотя и живой». [ номер 8 ] козел отпущения, который стоял на месте короля, но не пользовался властью в течение ста дней, чтобы предотвратить катастрофу, в конце которой доверенное лицо и его супруга будут ритуально убиты, а король вернется на свой трон. [ 37 ]

Царствование Энлиль-бани

[ редактировать ]
Глиняный гвоздь Энлиль -Бани

Энлиль-бани ( ок . 1786—1762 гг. до н.э. по краткой хронологии) был 10-м царем династии Исина и правил 24 года согласно списку царей Ур-Исина . [ я 31 ] Он наиболее известен легендарной и, возможно, апокрифической манерой своего правления.

Некий Икун-пи-Иштар [ номер 9 ] Согласно двум вариантам копий хроники, записано, что он правил в течение 6 месяцев или года между правлениями Эрра-Имитти и Энлиль-бани. [ 38 ] Еще одна хроника [ я 32 ] который мог бы пролить дополнительный свет на его происхождение, слишком сломан, чтобы его можно было перевести.

Гегемония над Ниппуру была мимолетной: контроль над городом несколько раз переходил между Исином и Ларсой . Урук тоже отделился во время его правления, и, когда его власть рухнула, возможно, у него были « Хроники ранних королей». [ я 33 ] отредактировано, чтобы представить более легендарную историю о его вступлении на престол, чем о довольно обыденном акте узурпации, которым это вполне могло быть. [ 38 ] В нем рассказывается, что Эрра-Имитти выбрал своего садовника Энлиль-бани, возвел его на трон и надел ему на голову царскую тиару. Затем Эрра-Имитти умер во время еды горячей каши, а Энлиль-бани в силу своего отказа покинуть трон стал царем. [ 39 ]

Колофон медицинского текста, [ я 34 ] «когда в мозгу человека горит огонь», [ кол. 10 ] из Библиотеки Ашшурбанипала гласит: «Проверенные и проверенные мази и припарки, пригодные для использования, по словам древних мудрецов, живших до потопа. [ номер 11 ] из Шуруппака, который Энлиль-мубаллит, мудрец (апкаллу) из Ниппура, оставил (потомкам) во втором году Энлиль-бани». [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]

Энлиль-бани счел необходимым «построить заново обветшавшую стену Исина». [ я 35 ] которые он записал на памятных конусах . Он назвал стену Энлиль-бани-ишдам-кин , [ я 36 ] «Энлиль-бани тверд в своем основании». На практике стены крупных городов, вероятно, постоянно ремонтировались. Он был выдающимся строителем, ответственным за строительство é-ur-gi 7 -ra , «собачьей будки». [ я 37 ] храм Нинисины, дворец, [ я 38 ] также é-ní-dub-bu , «дом отдыха», в честь богини Нинтинугги , «женщины, оживляющей мертвых», [ я 39 ] э -дим-гал-ан-на , «дом – великая небесная мачта», [ мне 40 ] для божества-покровителя Шуруппака, богини Суд , и, наконец, é-ki-ag-gá-ni для Нинибгал, «дамы с терпеливым милосердием, которая любит ex-votos, которая внимает молитвам и мольбам, его сияющей матери». [ я 41 ] [ 43 ] В Ниппур для посвящения Нингалу были доставлены две большие медные статуи, которые Иддин-Даган изготовил 117 лет назад, но не смог доставить: «Из-за этого богиня Нинлиль приказала богу Энлилю продлить жизнь Энлиль-Бани ». [ я 42 ] [ 44 ]

Этому монарху адресованы, пожалуй, два гимна.

Царствование Замбии

[ редактировать ]
Вписанный конус короля Замбии Исина, период Исин-Ларса, правление Замбии, ок. 1836-1834 гг. до н.э., обожженная глина - Музей Восточного института Чикагского университета.

Замбия ( ок . 1762—1759 гг. до н.э. по краткой хронологии) была 11-м королем династии Исина. Он наиболее известен своим поражением от рук Син-икишама , короля Ларсы .

По данным СКЛ , [ я 43 ] Замбия правила 3 ​​года. [ 45 ] Он был современником Син-икишама, короля Ларсы, чье пятое и последнее название года отмечает его победу над Замбией: «в год армия (земли) Элама (и Замбии, (царя Исина)) была/ были побеждены оружием», что предполагает конфедерацию Исина и Элама против Ларсы. За город Ниппур шла ожесточенная борьба между городами-государствами. Если бы Замбия пережила эту битву, он, возможно, стал бы современником преемников Син-икишама, Силли-Адада и Варада-Сина . [ 46 ]

Царствование Итер-пиши

[ редактировать ]

Итер-пиша ( ок . 1759—1755 гг. до н. э. по краткому летоисчислению) — 12-й царь династии Исина. СКЛ [ я 44 ] сообщает нам, что «божественный Итер-пиша правил 4 года». [ номер 12 ] Список царей Ур -Исина [ я 45 ] написанный на 4-м году правления Дамик-илишу, дает срок правления всего 3 года. [ 8 ] Его отношения с предшественником и преемником неясны, а его правление приходится на период общего упадка судьбы династии.

Он был современником Варада-Сина (ок. 1770 г. до н. э. — 1758 г. до н. э.), короля Ларсы , чей брат и преемник Рим-Син I в конечном итоге пришел, чтобы свергнуть династию, положив конец ожесточенному соперничеству городов примерно 40 лет спустя. Он известен только из списков королей и формул даты и названия года в нескольких современных юридических и административных текстах. [ 47 ] Два из его названий года относятся к тому, что он предоставил медную Лилис для Уту и Инанны соответственно, где Лилиссу - это литавры, используемые в храмовых ритуалах. [ 48 ]

Он, пожалуй, наиболее известен благодаря литературному произведению, широко известному как « Письмо Наби-Энлиля к Итер-пише», ранее называвшееся письмом Итер-пиши к божеству , когда его содержание было менее понятно. Он сохранился в семи фрагментарных рукописях. [ я 46 ] и, похоже, это прошение королю от подданного, для которого настали тяжелые времена. [ 49 ] Это 24-строчная композиция, ставшая красивейшим письмом, используемым в обучении писцов в последующий старовавилонский период. [ 50 ]

Царствование Ур-ду-куги

[ редактировать ]

Ур-ду-куга ( ок . 1755—1751 гг. до н.э. по краткой хронологии) был 13-м царем династии Исина и правил в течение 4 лет согласно СКЛ . [ я 47 ] 3 года по царскому списку Ур-Исина . [ я 48 ] [ 29 ] Он был третьим в череде недолго правивших монархов, происхождение которых было неизвестно и чья власть распространялась на небольшой регион, охватывающий немногим больше, чем город Исин и его сосед Ниппур . Вероятно, он был современником Варада-Сина из Ларсы и Апил-Сина из Вавилона .

Он приписывал Дагану , богу из региона среднего Евфрата, который, возможно, был представлен основателем династии Ишби-Эррой в конусах. свое творение [ я 49 ] в ознаменование строительства храма божества, Этушкигара, или дома «хорошо обоснованной резиденции», событие, также отмечаемое в честь года. Надпись описывает его как «пастуха, который приносит все для Ниппура, верховного земледельца богов Ана и Энлиля Экура…». , поставщика и Эгалмах для Гулы , божественной жены Нинурты. [ 51 ]

Кусок кирпича из Исина, [ мне 50 ] носит его титул, но событие, отмеченное им, не сохранилось. Конусный вал [ я 51 ] увековечивает память о строительстве храма Лулала в культовом городе Дул-Эдена, к северо-востоку от Ниппура на канале Итурунгал. [ 52 ] В другом году отмечалось рытье канала Имгур-Нинисин.

Царствование Син-Магира

[ редактировать ]
Призма Уэлда-Бланделла со списком шумерских царей , в котором Син-Магир фигурирует как последний правитель, вероятно, была изготовлена ​​во время его правления или вскоре после него.

Суен-магир ( ок . 1751—1740 гг. до н.э. по краткой хронологии) был 14-м царем династии Исина и правил 11 лет. [ я 52 ]

Его правление приходится на последние шесть лет Варада-Сина и первые пять лет Рим-Сина I , сыновей Кудур-Мабука и последующих царей Ларсы , и полностью на период правления вавилонского монарха Апил-Сина . В настоящее время сохранилось шесть королевских надписей, в том числе надписи кирпичного дворца, [ я 53 ] печати для своих преданных слуг, таких как Иддин-Даму, его «главный строитель», и Имгур-Син, его администратор, и конус [ я 54 ] в котором записано строительство склада для богини Актуппитум из Киритаба в его честь по заказу Нуптуптум, жрицы или наложницы лукура , «его любимой сопровождающей, матери его первенца». [ 10 ]

Надпись [ я 55 ] знаменует строительство оборонительной стены, названной Дур-Суен-магир , «Суен-магир укрепляет фундамент своей земли», в Даннуме, городе к северо-востоку от Ниппура . Однако контроль над самим Ниппуру, возможно, перешел к Ларсе, под властью Варада-Сина и его отца, Кудур-Мабука, власти, стоящей за троном, поскольку его шестой год рождения отмечает, что он «привез (14 медных статуй в Ниппур) и) 3 трона, украшенные золотом, привезенные в храмы Нанны , Нингала и Уту ». Ларса должен был удерживать Ниппур до девятого года Рим-Сина, когда он был потерян Дамик-илишу . Один из конусов с этой надписью был найден в руинах храма Нинурты , Э-хур-саг-ти-ла , в Вавилоне, и считается, что он, вероятно, был древним музейным экспонатом. Город Даннум, празднование первоначального основания которого, возможно, было целью мифа о династии Даннум . [ 53 ] был взят Рим-Сином за год до того, как он завоевал Исин, ​​и поэтому предполагается, что конус был взят из Ларсы в качестве добычи Хамму-рапи .

На двух законных табличках, выставленных на частную продажу, записаны продажи склада и пальмовой рощи, где-то в другом месте указано название года, не подтвержденное: «год Суен-магир, король, выкопал канал Нинкаррак». [ я 56 ] Еще один год отмечает «(Суен-магир) построил на берегу канала Итурунгал (старого вади) великое укрепление (называемое) Суен-магир-мадана-дагал-дагал (Суен-магир расширяет свою страну)». Провинция на юге и город в восточной Вавилонии недалеко от Туплиаса называются Бит-Суен-магир , и некоторые историки предполагают, что тот или иной город был назван в его честь. [ 54 ]

Правление Дамик-илишу

[ редактировать ]

Дамик-илишу ( ок . 1740–1717 гг. до н.э. по краткой хронологии) был 15-м и последним царем династии Исина. Он сменил своего отца Син-Магира и правил 23 года. [ я 57 ] Некоторые варианты списков королей предусматривают более короткое правление. [ я 58 ] но считается, что они готовились во время его правления. [ я 59 ] [ 55 ] Сначала он потерпел поражение от Син-мубаллита из Вавилона (ок. 1748–1729 до н.э.), а затем позже от Рим-Сина I из Ларсы (ок. 1758–1699 до н.э.).

Его стандартная надпись характеризует его как «фермера, который складывает продукты (земли) в зернохранилища». Сохранились четыре королевские надписи, в том числе конусы, прославляющие строительство стены Исина, в которых он упоминается как «Дамик-илишу — любимец бога Нинурты », также упоминается в названии года и «подходит для должности жреца , подобающей богине». Инанна . [ мне 60 ] Строительство склада э-ме-сикил , «дома с чистыми мэс (обрядами?)», для бога Марду, [ я 61 ] сын бога Ан . Конус отмечает строительство храма é-ki-tuš-bi-du 10 , «Дом – его жилище хорошее», возможно, для божества Нергала из Усарпары. На вотивной скульптуре льва также имеется дворцовая надпись и копия посвящения Нергалю Апиакскому. [ 56 ]

Печать Дакии, сына Дамик-илишу, как высокопоставленного чиновника Самсу-илуны , после потери королевства его отца.

Очерк политических событий можно составить из изучения названий лет соперничающих королевств. В 14-м году Рим-Сина (ок. 1744 г. до н.э.) записано: «Год армий Урука , Исина, Вавилона, Сутума, Рапикума и Ирданена, [ номер 13 ] король Урука был поражен оружием». Эта победа над большой коалицией, кажется, пробудила имперские амбиции Рим-Сина. 13-й год Дамик-илишу (ок. 1739 г. до н. э.) записывает «Год, в котором (Дамик-илишу) построил великую городскую стену Исина (называемую) «Дамик-илишу-хегал» (Дамик-илишу — изобилие)». Священный город Ниппур , похоже, был вырван из-под контроля Ларсы около 1749 г. до н.э. Дамик-илишу, который удерживал его до тех пор, пока Рим-Син не вернул его себе около 1737 г. до н.э., года, когда он «уничтожил Урук», основываясь на датировке найденных документов. там. 13-й год Син-мубаллита (ок. 1735 г. до н. э.) называется «Годом, когда войска и армия Ларсы были поражены оружием». 25-й год Рим-Сина (ок. 1733 г. до н.э.) назван «Годом праведного пастыря Рим-Сина с мощной помощью Ана, Энлиля и Энки, захваченного городом Дамик-илишу , приведенного в плен его жителей, которые помогали Исину, в Ларса и установил свой триумф еще больший, чем прежде». Эта неудача, по-видимому, нанесла вред расшатавшемуся государству Исина, позволив Син-мубаллиту из Вавилона разграбить город в 1732 году до нашей эры, когда ему было 16 лет. [ номер 14 ] [ 57 ]

29-й год Рим-Сина (1729) вспоминает: «Год, в котором Рим-Син, праведный пастырь, с помощью могучей силы Ана, Энлиля и Энки захватил в один день Дуннум, крупнейший город Исина, и подчинил своему приказу все призвал солдат, но не выселил население с места его обитания». Его 30-й год (ок. 1728 г. до н. э.) гласит: «Год Рим-Сина, истинный пастырь, с сильным оружием Ана, Энлиля и Энки захватил Исин, ​​царскую столицу и различные деревни, но сохранил жизни его жителей и сделал велика навеки слава его царствования». Событие считалось настолько значительным, что с тех пор каждый год в его честь называли имя Рим-Сина: с первого года после разграбления Исина до «31-го года после того, как он захватил Исина». [ 26 ]

Вейднера Хроники , [ я 62 ] также называемая « Хрониками Эсагилы» , представляет собой апокрифическое историографическое или вымышленное письмо, составленное от имени Дамик-илишу, который обращается к Апил-Сину из Вавилона (ок. 1767–1749 гг. до н. э.), обсуждая достоинства подношений, сделанных Мардуку от их дарителей. Существует также красивое письмо Дамик-илишу богу Нуске. Кажется, он стал чем-то вроде народного героя, потому что более поздние короли вспоминали его и называли себя его преемником. Династия Силенд, похоже, считала себя наследницей неошумерского маяка, и третий царь, Дамки-илишу , даже взял его имя. Основатель 2-й династии Силендов Симбар-Шипак (ок. 1025–1008 гг. до н.э.) в исторической хронике описывается как «воин династии Дамик-илишу». [ я 63 ]

Хронология правителей

[ редактировать ]
Правитель Эпитет Продолжительность правления Примерные даты ( кратко ) Комментарии
Ишби-Эрра Ишби-Эрра и его преемники фигурируют в списке шумерских царей. 33 года эт. в. 1953–1920 гг. до н. э. Ишби-Эрра и его преемники фигурируют в Списке шумерских царей . Современник Ибби-Суэна из Ура .
Шу-Илишу «сын Ишби-Эрры» 20 лет эт. в. 1920–1900 гг. до н.э.
Иддин-Даган Гимн Иддин-Дагану. Лувр AO8864. «сын Шу-илишу» 21 год эт. в. 1900–1879 гг. до н. э. Он наиболее известен своим участием в священном свадебном обряде и описывающим его откровенно сексуальным гимном. [ 14 ]
Ишме-Даган Штампованный кирпич с именем Ишме-Даган. «сын Иддин-Дагана» 20 лет эт. в. 1879–1859 гг. до н. э.
Липит-Эштар Кодекс Липит-Иштар. «сын Ишме-Дагана (или Иддин-Дагана)» 11 лет эт. в. 1859–1848 гг. до н. э. Современник Гунгунума из Ларсы .
Ур-Нинурта «Сын Ишкура , да будут у него годы изобилия, доброго правления и сладкой жизни» 28 лет эт. в. 1848–1820 гг. до н.э. Современник Абисаре из Ларсы .
Но деньги Цилиндровая печать Бур-Сина. «сын Ур-Нинурты» 21 год эт. в. 1820–1799 гг. до н. э.
Палка-Энлиль «сын Бур-Суена» 5 лет эт. в. 1799–1794 гг. до н.э.
Эрра-имитти 8 лет эт. в. 1794–1786 гг. до н.э. Он назначил своего садовника Энлиль-Бани заместителем короля, а затем внезапно умер.
Энлиль-деньги Конус основания Энлиль-Бани. 24 года эт. в. 1786–1762 гг. до н. э. Современник Суму-ла-Эля в Вавилоне . Он был садовником Эрра-Имитти и был назначен заместителем короля, чтобы служить козлом отпущения, а затем был принесен в жертву, но остался на троне, когда Эрра-имитти внезапно умер.
Замбия Вписанный конус короля Замбии 3 года эт. в. 1762–1759 гг. до н. э. Современник Сина - из Ларсы Икишам
Итер-пиша 4 года эт. в. 1759–1755 гг. до н. э.
Ур-ду-куга 4 года эт. в. 1755–1751 гг. до н. э.
Суен-магир Суен-Магир фигурирует как последний правитель в Списке шумерских царей. 11 лет эт. в. 1751–1740 гг. до н. э. Суен-Магир фигурирует как последний правитель в Списке шумерских царей.
( Дамик-илишу )* Печать Дакии, сына Дамик-илишу («сын Суен-магира»)* (23 года)* эт. в. 1740–1717 гг. до н.э.
  • Эти эпитеты или имена включены не во все версии SKL .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Написание королевских имен соответствует электронному текстовому корпусу шумерской литературы.
  2. ^ Джордж, АР Списки шумеро-вавилонских царей и списки дат (PDF) . стр. 206–210.
  3. ^ Jump up to: а б Марк Ван Де Миеруп (2015). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000-323 гг . до н.э. Уайли-Блэквелл. п. 87.
  4. ^ Джоан Аруз; Рональд Валленфелс, ред. (2003). Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. п. 469.
  5. ^ С. Н. Крамер (1963). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета. стр. 93–94.
  6. ^ Си Джей Гэдд (1971). «Вавилония, 2120-1800 гг. до н.э.». В КЭС Эдвардс; Си Джей Гэдд; NGL Hammond (ред.). Кембриджская древняя история, том 1, часть 2: Ранняя история Ближнего Востока . Издательство Кембриджского университета. стр. 612–615.
  7. ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н. э.) РИМ «Царские надписи Месопотамии» (Книга 4) . Университет Торонто Пресс. стр. 6–11.
  8. ^ Jump up to: а б Йоран Фриберг (2007). Замечательное собрание вавилонских математических текстов: рукописи в коллекции Шойена: клинописные тексты . Спрингер. стр. 131–134.
  9. ^ Дэниел Т. Поттс (1999). Археология Элама: становление и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. п. 149.
  10. ^ Jump up to: а б с Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.): Ранние периоды, Том 4 . Университет Торонто Пресс. стр. 97–1.
  11. ^ Уильям В. Халло (2009). Самая старая литература в мире . Брилл. п. 206.
  12. ^ Марк Ван де Мироп (1987). Ремесла раннего исинского периода: исследование исинского ремесленного архива времен правления Ишби-Эрры и Шу-Иллишу . Издательство Питерс. стр. 1, 117–118.
  13. ^ Марк Ван де Миеруп (1986). «Ниппурские тексты раннего периода Исина». ДЖЕЙНС (18): 35–36.
  14. ^ Jump up to: а б Д.О. Эдзард (1999). Эрих Эбелинг; Бруно Мейснер (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии: Иа — Киццуватна . Том 5. Walter De Gruyter Inc., стр. 30–31.
  15. ^ Дэвид I Оуэн (октябрь 1971 г.). «Опять неполные формулы даты Иддин-Дагана». Журнал клинописных исследований . XXIV (1–2): 17. doi : 10.2307/1359342 . JSTOR   1359342 .
  16. ^ Дэниел Т. Поттс (1999). Археология Элама: становление и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. стр. 149, 162.
  17. ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. До н.э.): Ранние периоды, Том 4 (RIM The Royal Inscriptions of Mesopotamia) . Университет Торонто Пресс. стр. 77–90.
  18. ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. До н.э.): Ранние периоды, Том 4 (RIM The Royal Inscriptions of Mesopotamia) . Университет Торонто Пресс. стр. 64–68.
  19. ^ Уильям Дж. Хэмблин (2007). Войны на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. Тейлор и Фрэнсис. п. 164.
  20. ^ М. Фицджеральд (2002). Правители Ларсы Диссертация Йельского университета. п. 55.
  21. ^ М. Стол (май 1982 г.). «Кадастровая инновация Хаммурапи». В Г. ван Дриле (ред.). Ассирологические исследования, подаренные Ф. Р. Краусу по случаю его 70-летия . Нидерландский институт Ближнего Востока. п. 352.
  22. ^ Джеймс Беннетт Причард, Дэниел Э. Флеминг (2010). Древний Ближний Восток: Антология текстов и изображений . Издательство Принстонского университета. стр. 190–191.
  23. ^ Поль-Ален Болье (2007). Ричард Дж. Клиффорд (ред.). Литература мудрости в Месопотамии и Израиле . Общество библейской литературы. п. 6.
  24. ^ Йоран Фриберг (2007). Замечательное собрание вавилонских математических текстов: рукописи в коллекции Шойена: клинописные тексты . Спрингер. стр. 231–235.
  25. ^ А. Р. Джордж (2011). Клинописные королевские надписи и родственные им тексты в коллекции Шойена . CDL Пресс. п. 93.
  26. ^ Jump up to: а б с М. Фицджеральд (2002). Правители Ларсы Диссертация Йельского университета. стр. 100-1 55–75.
  27. ^ Jump up to: а б Энн Годдер (2009). Таблички из Кисурры в коллекциях Британского музея Харрассовиц.
  28. ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. До н.э.): Ранние периоды, Том 4 (RIM The Royal Inscriptions of Mesopotamia) . Университет Торонто Пресс. стр. 69–74.
  29. ^ Jump up to: а б Йоран Фриберг (2007). Замечательное собрание вавилонских математических текстов: рукописи в коллекции Шойена: клинописные тексты . Спрингер. стр. 231–234.
  30. ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.): Ранние периоды, Том 4 . Университет Торонто Пресс. п. 75.
  31. ^ Уильям В. Халло (2009). Старейшая литература в мире: исследования шумерской художественной литературы . Брилл. стр. 185–186.
  32. ^ Уильям В. Халло (1979). «Бог, король и человек в Йельском университете». Государственная и храмовая экономика на Древнем Ближнем Востоке, Том I. Издательство Питерс. п. 104.
  33. ^ Аарон Шаффер (1974). «Энлилбани и «Собачий дом» в Исине». Журнал клинописных исследований . 26 (4): 251–255. дои : 10.2307/1359444 . JSTOR   1359444 .
  34. ^ Энн Годдер (2009). Таблички из Кисурры в коллекциях Британского музея Харрассовиц. п. 16.
  35. ^ Тревор Брайс (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии . Рутледж. п. 391.
  36. ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.): Ранние периоды, Том 4 . Университет Торонто Пресс. п. 76.
  37. ^ Карен Рея Немет-Неджат (1998). Повседневная жизнь в Древней Месопотамии . Гринвуд Пресс. п. 189.
  38. ^ Jump up to: а б Жан-Жак Гласснер (2005). Месопотамские хроники . СБЛ. стр. 107–108, 154. Рукопись C и D Гласснера.
  39. ^ Симо Парпола (2009). Письма ассирийских ученых царям Асархаддону и Ассурбанипалу: Комментарий и приложение № 2 . Айзенбрауны. п. XXVI.
  40. ^ Алан Лензи (2008). «Список царей и мудрецов Урука и позднемесопотамские ученые». Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (2): 150. дои : 10.1163/156921208786611764 .
  41. ^ Уильям В. Халло (2009). Старейшая литература в мире: исследования шумерской художественной литературы . Брилл. п. 703.
  42. ^ Р. Кэмпбелл Томпсон (1923). Ассирийские медицинские тексты с оригиналов в Британском музее . Издательство Оксфордского университета. стр. III, 104–105. для линейного искусства.
  43. ^ А. Ливингстон (1988). «Возвращение в исинский «Собачий дом». Журнал клинописных исследований . 40 (1): 54–60. дои : 10.2307/1359707 . JSTOR   1359707 .
  44. ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. До н.э.): Ранние периоды, Том 4 (RIM The Royal Inscriptions of Mesopotamia) . Университет Торонто Пресс. стр. 77–90.
  45. ^ Йоран Фриберг (2007). Замечательное собрание вавилонских математических текстов: рукописи в коллекции Шойена: клинописные тексты . Спрингер. п. 231.
  46. ^ Мартен Стол (1976). Исследования по истории Древнего Вавилона . Голландский историко-археологический институт в Стамбуле. п. 15.
  47. ^ Д.О. Эдзард (1999). Дитц Отто Эдзард (ред.). Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии: Иа — Киццуватна . Том 5. Уолтер Де Грюйтер. п. 216.
  48. ^ Далия Шехата (2014). «Звуки божественного: религиозные музыкальные инструменты на древнем Ближнем Востоке». В Джоан Гудник Вестенхольц; Йосси Мори; Эдвин Серусси (ред.). Музыка в древности: Ближний Восток и Средиземноморье . Вальтер де Грюйтер. п. 115.
  49. ^ Паскаль Аттингер (2014). «40) Набу-Энлиль-Итерпиша (АНЛ 7)». Новые ассириологические сводки и утилиты (НАБУ) (2): 165–168.
  50. ^ Элеонора Робсон (2001). «Дом-табличка: школа писцов в старом вавилонском Ниппуре» . «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 93 (1): 58. дои : 10.3917/сборка.093.0039 .
  51. ^ Франс ван Коппен (2006). Марк Уильям Чавалас (ред.). Древний Ближний Восток: исторические источники в переводе . Уайли-Блэквелл. стр. 90–91.
  52. ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003-1595 гг. до н.э.): Ранние периоды, Том 4 . Университет Торонто Пресс. стр. 94–96.
  53. ^ Ева Василевска (2001). Истории создания Ближнего Востока . Паб Джессики Кингсли. п. 90.
  54. ^ Уильям Маккейн (2000). Критический и экзегетический комментарий к Иеремии, Vol. 2: Комментарий к Иеремии, XXVI-LII . T&T Clark Int'l. стр. 974–975.
  55. ^ Йоран Фриберг (2007). Замечательное собрание вавилонских математических текстов: рукописи в коллекции Шойена: клинописные тексты . Спрингер. стр. 233–235.
  56. ^ Дуглас Фрейн (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. До н.э.): Ранние периоды, Том 4 (RIM The Royal Inscriptions of Mesopotamia) . Университет Торонто Пресс. стр. 102–106.
  57. ^ М. Фицджеральд (2002). Правители Ларсы Диссертация Йельского университета. стр. 100-1 139–144.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ WB 444, призма Уэлда-Бланделла, r. 33.
  2. ^ Таблетка UM 7772.
  3. ^ CBS 2272, письмо Ишби-Эрры Ибби-Сину.
  4. ^ Таблетки NBC 6421. 7087. 7387.
  5. ^ IM 58336, Строительство великой лиры для Энлиля.
  6. ^ Список шумерских царей , MS 1686.
  7. ^ Например, WB 444, призма Уэлда-Бланделла.
  8. ^ Таблетки CBS 14074, Ni 2482 и N 2833.
  9. ^ Табличка UM 55-21-125, Университетский музей, Филадельфия.
  10. ^ Призма АО 8864, Лувр .
  11. Список шумерских царей сохранился в 16 экземплярах.
  12. ^ Табличка UM 55-21-102, Университетский музей , Филадельфия.
  13. Династический список царей Авана и Симашек, Sb 17729, в Лувре.
  14. ^ Ишби-Эрра и Киндатту , таблетки N 1740 + CBS 14051.
  15. ^ MM 1974.26 Medelhavsmuseet , Стокгольм.
  16. ^ Таблички IM 85467 и IM 85466, Национальный музей Ирака .
  17. Номер раскопа U 2682.
  18. ^ Табличка UM L-29-578, Университетский музей Филадельфии.
  19. ^ НДС 8212.
  20. ^ Сохранились на многочисленных кирпичах, например BM 90378.
  21. ^ CBS 12694.
  22. Список шумерских царей сохранился в 16 экземплярах.
  23. ^ Список шумерских царей , WS 444, призма Уэлда Бланделла.
  24. Список царей Ур-Исина, MS 1686.
  25. ^ Например, кирпич CBS 8642 из Ниппура и кирпич IM 76546 из Исина.
  26. ^ Ранее находилось в коллекции фрау Г. Штраус.
  27. ^ LB 2120 в коллекции Lagre Böhl.
  28. ^ Эш Список шумерских царей . 1923.444, призма Венда-Бланделла .
  29. ^ MS 1686, список царей Ур-Исина .
  30. ^ Уплотнение цилиндра BM 130695.
  31. ^ Королевский список Ур-Исина, строка 15.
  32. ^ Фрагмент Вавилонской хроники 1 B ii 1-8.
  33. ^ Хроника ранних царей А 31-36, Б 1-7.
  34. ^ Табличка K.4023, столбец iv, строки с 21 по 25.
  35. ^ Конусы IM 77922, CBS 16200 и еще 8.
  36. ^ Два конуса, IM 10789 и UCLM 94791.
  37. ^ Конус 74.4.9.249 и еще один в частной коллекции в Висбадене.
  38. ^ Глиняный оттиск, IM 25874.
  39. ^ Конус в Чикаго A 7555.
  40. ^ IM79940.
  41. ^ Надпись NBC 8955 и A 7461 на двух конусах.
  42. ^ Табличка UM L-29-578.
  43. ^ Список шумерских царей , WB 444, Эш. 1923.444, призма Уэлда-Бланделла.
  44. ^ Список шумерских царей , Эш. 1923.444, «Призма Велда-Бланделла».
  45. ^ Табличка со списком царей Ур-Исина, MS 1686.
  46. ^ Таблетки UM 55-21-329 +, 3N-T0901,048, 3N-T 919,455, CBS 7857, UM 55-21-323 и CBS 14041 + в Музее Пенсильванского университета и MS 2287 в коллекции Шойена.
  47. ^ Список шумерских царей , Ашм. 1923.344 Призма Бланда-Венделла .
  48. ^ Список царей Ур-Исина , табличка MS 1686, строка 18.
  49. ^ Конусы LB 990, NBC 6110, 6111, 6112.
  50. ^ Кирпич IB 1337.
  51. Конус IM 95461, найден в Исине.
  52. ^ Шумерский царь перечисляет Эша. 1923.444 и CBS 19797 и список царей Ур-Исина MS 1686.
  53. ^ Кирпич, IM 78635.
  54. ^ Конус А 16750.
  55. ^ IB 1610, из Исина, полный конус и ВА Баб 628, 609, из Вавилона, части единого конуса.
  56. ^ Таблетки с дилерскими номерами LO.1250 и LO.1253.
  57. ^ CBS 19797, опубликовано как Hilprecht's BE 20 no. 47 (1906).
  58. ^ В «Списке царей Ур-Исина», MS 1686, указано 4 года.
  59. ^ Эш. 1923.444 его не перечисляет.
  60. ^ HS 2008 и CBS 9999 (Ниппур), IB 1090 (Исин).
  61. ^ Конус A7556.
  62. ^ Хроники Вейднера (ABC 19).
  63. ^ Династические хроники (ABC 18), т. 3.
  1. ^ лугал-кала-га , лугал-и-си-ин-КИ - га ( лугал - КИ -ури-ма ), лугал - КИ -эн-ги- КИ -ури-ке 4 .
  2. ^ в д Я-и д Да-ган вместо [Ма]-тум-ни-а-тум [думу-ми]-вместо Ан-ша-ан(а) [к] не-ан-тук-а .
  3. ^ мы ур- д нин-урта ба-газ .
  4. ^ мы ур- д нин-урта ба-уга .
  5. ^ му us.sa д Ур- д Nin.urta lugal.e a.gàr gal.gal a.ta im.ta.an.e 11 mu.ús.sa.bi .
  6. ^ BM 85348: му ус-са ки-сур-ра к д Ор-ра-и-ми-ти ба-ан-диб.
  7. ^ YOS 14 319: мю д Ор-ра-и-ми-ти бад ка-зал-лу к ба-гал.
  8. ^ СЕЙЧАС-НИГ-САГ-ИЛ-е.
  9. ^ Ik[u-un]-pi-Iš 8 -tár .
  10. ^ Энума амелу мухху-шу ишата у-кал.
  11. ^ (21) [на]п-ша-ла-ту так-ши-ра- от лат -ку-ту 4 ба-ру-ти ша ана [Ш]у шу -ṣú-у (22) ша КА НУН. МЕ.МЕШ- -би-ру- ты А.МА. и УРУ 5 (оба) (23) это ЛАМККУР к (шуруппак) МУ.2.КАМ Идентификатор RU.LĺL- ба-ни ЛУГАЛ ценить М.ШИ.ИН к (24) Идентификатор EN.L'L- му-шар с подсветкой NUN.ME NIBRU к [эз]- это .
  12. ^ д i.te.er.pi 4 .ša mu 4 i.ak .
  13. ^ Альтернативное прочтение имени: Ирнене.
  14. ^ 16-й год Син-мубаллита, записанный в CDLI, Фицджеральд говорит, что это 17-й год.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb556599d9aee694919ef88c68404567__1722132120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/67/bb556599d9aee694919ef88c68404567.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dynasty of Isin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)