Аккад (город)
Аккад ( / ˈ æ k æ d / ; также пишется Accad , Akkade или Agade , аккадский : 𒀀𒂵𒉈𒆠 akkadê , также 𒌵 𒆠 URI К на шумерском в период Ура III ) — столица Аккадской империи , которая была доминирующей политической силой в Месопотамии в течение около 150 лет в последней трети III тысячелетия до н.э.
Его местонахождение неизвестно . На заре исследований местом расположения Аккада считались различные неопознанные курганы. [1] В наше время большая часть внимания сосредоточена на территории, примерно определяемой как 1) возле Эшнунны , 2) около Сиппара , 3) недалеко от Киша и Вавилона , 4) недалеко от реки Тигр и 5) недалеко от реки Дияла. - и все это примерно в 30 километрах от современного Багдада в центральном Ираке. Есть также предложения по размещению даже в районе Мосула на севере Ирака. [2] [3] [4]
Главной богиней Аккада была Иштар-Аннунитум или Аштар-аннунитум (как Иштар), [5] хотя, возможно, это был другой аспект, Истар- Улмашитум . [6] ее муж Илаба Почитался и . Иштар и Илабе позже поклонялись в Гирсу и, возможно, в Сиппаре в старовавилонский период . [2]
Город, возможно, упоминается в еврейской Библии ( Бытие 10:10 ), где написано: אַכַּד ( ʾAkkaḏ , классическая транслитерация Аккад ), в списке городов Нимрода в Шумере ( Шинар ).
На заре ассириологии высказывалось предположение, что имя Агаде не имеет аккадского языкового происхождения. Предложения включают шумерский язык , хурритский язык или луллубский язык (хотя это не подтверждено). Неаккадское происхождение названия города позволяет предположить, что это место могло быть заселено еще в досаргонические времена. [7]
Источники [ править ]
Год Эн-Шакушуана ( ок. 2350 г. до н.э. ), царя Урука и современника Лугал-заге-си из Уммы , был «Год, в котором Эн-Шакушуана победил Аккада». Это должно было произойти незадолго до возникновения Аккадской империи и части его северной кампании, в ходе которой также были разгромлены Киш и Акшак. [8] [9]
Ряд фрагментов царских статуй Маништушу ( ок. 2270–2255 до н.э.), второго аккадского правителя, все с частями «стандартной надписи». Там упоминается Агаде [10] Отрывок:
«Ман-истусу, царь мира: когда он завоевал Ансан и Сирихум, у него были... корабли, пересекающие Нижнее море. ... Он добыл черный горный камень через Нижнее море, погрузил (его) на корабли, и пришвартовали (корабли) у пристани Агаде». [11]
Надпись на статуе Бассетки сообщает, что жители Аккада построили храм Нарам-Сину после того, как он подавил восстание против своего правления. [12]
«Нарам-Син, могучий, царь Агаде, когда четыре квартала вместе восстали против него,... Ввиду того, что он защитил основания своего города от опасности, (горожане его города просили у Астара в Эанна, Энлиль в Ниппуре, Даган в Туттуле, Нинхурсаг в Кесе, Эа в Эриду, Син в Уре, Самас в Сиппаре, (и) Нергал в Куте, чтобы (Нарам-Син) был (сделан) богом их города, и они построили в Агаде храм (посвященный) ему...» [11]
Название года Нарам-Сина гласит: «Год, когда <была построена> стена Агаде». Другой - «Год, в котором был построен храм Иштар в Агаде». [11]
Из текстовых источников известно, что правители Эшнунны конца XIX в. до н.э. осуществляли культовую деятельность в Аккаде. [13]
Судя по текстам, найденным в Мари , аморейский царь Шамши-Адад (1808–1776 до н. э.) в последние годы своего правления отправился в города «Рапикум и Аккад» (они были захвачены ранее его сыном Ясмах-Ададом ) в рамках одного из своих военных походов, в данном случае против Эшнунны . [14] [15]
В прологе «Законов Хаммурапи » (около 1750 г. до н. э.) есть фраза «тот, кто устанавливает Иштар в храме Эулмаш в городе Аккаде». Он также содержит список городов по порядку вдоль их водотоков, то есть «... Тутуб, Эшнунна, Агаде, Ашур, ...», что помещает Аккаде на берегу Тигра между Эшнунной и Ашуром. [16] [17]
Столетия спустя старый вавилонский текст (предположительно копия оригинальной надписи на статуе Саргона Аккадского (2334–2279 до н. э.)) упоминает корабли, пришвартованные у пристани Агаде, то есть «Саргон му [красный] корабли Мелухи Магана, и Тильмун] на [на набережной] Аг[аде].». [11] [18]
Список рабов из древневавилонского города Сиппар включает двух рабынь, которые, согласно стандартной схеме именования, либо были выходцами из Аккада, либо принадлежали кому-то из Аккада, то есть «Тарам-Агаде и Тарам-Аккади». Первым также звали дочь аккадского правителя Нарам-Сина несколькими столетиями ранее. [19]
Согласно предполагаемой копии кирпичной надписи, сделанной во время правления нововавилонского правителя Набонида (556–539 до н. э.) много веков спустя, касситский правитель Куригалзу I (около 1375 до н. э.) сообщил о восстановлении дома Акиту Иштар в Аккаде. [20] [21] Другая копия периода Набонида указывает на то, что Куригалзу (неясно, первое или второе имя этого имени) оставил в Аккаде надпись, в которой записаны его бесплодные поиски Э.ул.маса (храма Истар-Аннунитум). [22] Набонид утверждал, что ассирийский правитель Асархаддон (681–669 до н. э.) перестроил храм Эулмаса в Истар-Аннунитуме в Агаде. [23]
Эламский правитель Шутрук-Нахунте (1184–1155 гг. до н.э.) завоевал часть Месопотамии, отметив, что он победил Сиппар. В качестве трофеев обратно в Сузы были доставлены несколько царских аккадских статуй тысячелетней давности, в том числе Стела Победы Нарам-Сина и статуя аккадского правителя Маништушу. Неизвестно, были ли статуи вывезены из Аккада или перевезены в Сиппар. [10] [24]
Кир Великий (ок. 600–530 до н. э.) после завоевания Месопотамии писал
«...все они (цари со всего мира) принесли свою тяжелую дань и целовали мне ноги в Вавилоне. От (области) до города Ассура и города Сузы, города Агаде, земли Эснунна, город Замбан, город Ме-Турну, город Дер , вплоть до земли Гути, (эти) священные города за Тигром...» [25]
Локация «Дур(BAD₃)- Д А-га-де₃» (Крепость Агаде) часто упоминалась в текстах периода Ура III, отмечая признаки обожествления. [26]
Местоположение [ править ]
(1121–1100 до н. э.) было высказано предположение На основании кудурруса времен правления касситских правителей Мардука-надина-аххе (1095–1078 до н. э.) и Навуходоносора I , что Аккад был переименован где-то во 2-м тысячелетии. Кудуру предполагает, что новое имя было Дур-Шарру-Кин, «на берегу реки Ниш-Гатти в районе Миликку». Его не следует путать с Дур-Шарукином, построенным неоассирийцами в 8 веке до нашей эры: наиболее вероятным местом будет Дур-Римуш, в девяти километрах к северу от Дур-Шарукина (Телль-эль-Мжелаат). [27]
район реки Литтл-Заб , которая берет начало в Иране и впадает в Тигр к югу от Аль-Заба в иракском Курдистане. Также предлагался [28]
Предлагаемое место расположения Агаде — Ишан Мизяд (Телль Мизяд), большое (1000 метров на 600 метров) невысокое место в 5 километрах (3,1 мили) к северо-западу от Киша и к северо-востоку от Вавилона. [4] Раскопки показали, что останки в Ишан-Мизьяде относятся к аккадскому периоду (найдено около 200 староаккадских административных текстов, в основном списки рабочих), периоду Ура III , периоду Исина-Ларсы и нововавилонскому периоду. [29] [2] [30] [31] [32] До нововавилонских времен от Киша до Мизяда шел канал. [33] [34]
По дару Касситской земли Мардук-апла-иддине I Мели-Шипаком II (1186–1172 гг. до н. э.) получателю предоставляются обрабатываемые земли на общинной земле города Агаде, расположенной вокруг поселения Тамакку, прилегающего к Нар Сарри ( Канал Царя) в Бит-Пири-Амурру, к северу от «земли Истар-Агаде» и к востоку от канала Кибати. [35]
Основываясь на маршруте древневавилонского периода из Мари , который помещает Аккаде между городами Сиппар ( Сиппар и Сиппар-Амнанум ) и Хафаджой (Тутуб) на пути к Эшнунне , Аккад должен был находиться на реке Тигр, чуть ниже по течению от нынешнего города Багдад . недалеко от пересечения рек Тигр и Дияла . Марийские документы также указывают на то, что Аккад расположен на переправе через реку. [36]
Старые записи вавилонских пленников времен Рим-Анума из Урука в 18 веке до нашей эры подразумевают, что Аккад находится в районе Эшнунны , в долине Дияла к северо-западу от собственно Шумера. [37] Также было высказано предположение, что Аккад в тот период находился под контролем Эшнунны. [38] Известно также, что правители Эшнунны продолжали культовую деятельность в городе Аккад. [39]
Текст времен правления Зимри-Лима (ок. 1775–1761 до н.э.) также предполагает место недалеко от Эшнунны. После того, как Эшнунна была завоевана Атамрумом из Андарига , певица Хушутум была репатриирована Мари и вскоре достигла Агаде.
«Гумул-Син вывел женщину из городских ворот и ушел. (Отчет доставлен моему господину.) Я дал проводникам такое указание: «Пока ВЫ благополучно проведете женщину через приграничный город, измените ее одежду и головной убор. Но, по неосторожности, мужчины не изменили (наряд), а добавили вместе с ней еще трех-четырех (других женщин), запасшись, вышли и дошли до Агаде, выпили пива и, усадив женщину на мула. провел ее через всю площадь в Агаде. Женщину узнали и схватили. Когда новость о ее поимке достигла Атамрума в Эшнунне, отряд из 30 человек, вооруженных бронзовыми копьями, окружил Гумул-Син и сказал: «Ваш господин передал». тебе пять ман серебра, а ты продолжаешь продавать женщин из Эшнунны». [40] [41]
Телль-Мухаммад (возможно, Диниктум ) в юго-восточном пригороде Багдада недалеко от впадения реки Дияла в Тигр был предложен в качестве кандидата на место расположения Аккада. [3] Никаких останков, относящихся к периоду Аккадской империи, на этом месте обнаружено не было. В ходе раскопок были обнаружены останки, относящиеся к исин-ларсийскому, старовавилонскому и касситскому периодам. [42]
Место, называемое местными жителями Эль-Санам (или Макан-эль-Санам), недалеко от Кадисии (Кудсия), было предложено на основе найденного там фрагмента основания древнеаккадской статуи (ныне находящейся в Британском музее ). [43] Статуя сделана из черного камня, первоначально имела высоту три метра и предположительно принадлежала правителю Римушу. Сообщается, что верхняя часть статуи была разрушена местным имамом за идолопоклонство. Рассматриваемый участок был частично размыт Тигром и расположен между Самаррой и местом слияния рек Тигирис и Адхаим . [44] [45] Фрагмент был впервые обнаружен и описан Клавдием Ричем в 1821 году. [46] Это место было предложено Лейном гораздо раньше. [47] Совсем недавно это место было обнаружено в ходе регионального исследования (участок N) как расположенное недалеко от городища Самарра на реке Тигр, рядом со старой цитаделью. [48]
См. также [ править ]
- Города Древнего Ближнего Востока
- Список месопотамских династий
- История Месопотамии
- Список царей Аккада
Ссылки [ править ]
- ^ Унгер, Экхард (1928), «Аккад», в Эбелинге, Эрих; Мейснер, Бруно (ред.), Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке), том. 1, Берлин: В. де Грюйтер, с. 62, OCLC 23582617
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вестенхольц, К.Ф., «Древнеаккадский период: история и культура», в Месопотамии: аккадский период и период Ура III (Orbis Biblicus et Orientalis 160/3), Universitätsverlag Freiburg Schweiz, Фрайбург, Швейцария, стр. 11-110, 1999 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уолл-Романа, Кристоф (1990), «Реальное расположение Агаде», Журнал ближневосточных исследований , 49 (3): 205–245, doi : 10.1086/373442 , JSTOR 546244 , S2CID 161165836
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харви Вайс , «Киш, Аккад и Агаде», Обзор книги «Макгуайр Гибсон, Город и область Киш», Журнал Американского восточного общества , том. 95, нет. 3, стр. 434–53, 1975 г.
- ^ Мидор, Бетти Де Шонг (2001), Инанна, леди самого большого сердца. Стихи шумерской верховной жрицы Энхедуанны , Остин: Техасский университет Press, ISBN 978-0-292-75242-9
- ^ Шарлах, Т.М., «Белет-шугнир и Белет-террабан и религиозная деятельность королевы и наложницы (-ей)», в книге «Собственный бык: королевские жены и религия при дворе третьей династии Ура», Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 261–286, 2017 г.
- ^ Спейзер, Эфраим Авигдор, «Элам и Шумер в эпиграфических источниках», в «Месопотамское происхождение: основное население Ближнего Востока», Филадельфия: University of Pennsylvania Press, стр. 26–58, 1930.
- ^ Помпонио, Франческо, «Дальнейшие соображения по поводу Киша К В «Текстах Эблы», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, том 107, стр. 71–83, 2013 г.
- ^ А. Вестенхольц, «Старые шумерские и древнеаккадские тексты в Филадельфии, в основном из Ниппура», I: Литературные и лексические тексты и самые ранние административные документы из Ниппура. Bibliotheca Mesopotamica 1. Малибу: Undena Publications, 1975.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эппихимер, Мелисса, «Объединение короля и государства: статуи Маништушу и консолидация аккадского королевства», Американский журнал археологии, том. 114, нет. 3, стр. 365–80, 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дуглас Р. Фрейн, Саргонический и кутианский периоды (2334–2113), University of Toronto Press, стр. 5–218, 1993, ISBN 0-8020-0593-4
- ^ А.Х. аль-Фуади, «Статуя Бассетки со староаккадской королевской надписью Нарам-Сина из Агаде (2291-2255 до н. э.)», Шумер, том. 32, нет. 1–2, стр. 63–76, 1976 г.
- ^ Неле Зиглер, «Аккад в палеовавилонские времена», в «Между реками - II: От Ашшура до Мари и за его пределами», изд. Н. Циглер и Э. Канчик-Киршбаум, Гладбек: PeWe, 2014.
- ^ Леви, Хильдегард, «Синхронизм Ассирия-Эшнунна-Вавилон», Die Welt Des Orients, vol. 2, нет. 5/6, стр. 438–53, 1959 г.
- ^ Доссен, Г., «Королевские архивы Мари1», Париж: Impr. Национальный, 1950 (на французском языке)
- ^ Штайнерт, Ульрике, «Аккадские термины для улиц и топография месопотамских городов», Ancient Oriental Research, vol. 38, № 2, стр. 309-347, 2011 г.
- ^ Сборник законов Хаммурапи в CDLI - RIME 4.03.06.add21 (P464358)
- ^ Клинописная надпись поражения Омана и долины Инда - Коллекция MS-2814 Schoyen
- ^ Харрис, Ривка, «Заметки о рабских именах древневавилонского Сиппара», Журнал клинописных исследований, том. 29, нет. 1, стр. 46–51, 1977 г.
- ^ Клейден, Т., «Куригальзу I и восстановление Вавилонии», Ирак 58, стр. 109–121, 1996 г.
- ^ Фрейм, Г., «Набонид и история храма Эулмы в Аккаде», Месопотамия 28, стр. 21-50, 1993.
- ^ Джордж, Арканзас, «Наиболее высокий Дом. Храмы древней Месопотамии», озеро Вайнона, 1993 г. ISBN 978-0931464805
- ↑ С. Лэнгдон, «Новые надписи Набунаида», Американский журнал семитских языков и литературы 32, 1915–16.
- ↑ Винтер, Ирен Дж., «Насколько высока была стела победы Нарам-Сина? Спекуляции о разбитом дне», в книге «Не оставляя камня на камне: очерки древнего Ближнего Востока и Египта в честь Дональда П. Хансена», под редакцией Эрики Эренберг , Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 301–312, 2021 г.
- ^ Роулинсон, Генри Кресвик, «Выборка из разных надписей Ассирии и Вавилонии», в «Клинописных надписях Западной Азии», том. 5, Лондон, 1884 г.
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Божественные правители Аккаде и Ура: к определению обожествления царей в Вавилонии», История, тексты и искусство в ранней Вавилонии: три очерка, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 107-157 , 2017
- ^ [1] Халид аль-Адми, «Новый Кудурру Мародук-Надин-Аххе 90585», Шумер, том. 38, нет. 1–2, с. 121–133, 1982 г.
- ^ [2] МакГуайр Гибсон, Город и район Киш, Проекты полевых исследований, 1972 г.
- ^ «Раскопки в Ираке, 1979–80». Ирак, том. 43, нет. 2, стр. 167–98, 1981 г.
- ^ Махмуд, Н. Ахмед, «Таблетки Ура III из Ишана Мизяда», Acta Sumerologica , vol. 11, стр. 330–352, 1989 г.
- ^ «Раскопки в Ираке, 1981–82». Ирак, том. 45, нет. 2, стр. 199–224, 1983 г.
- ^ аль-Мутавали, Навала А., «Глиняные таблички из Телль-Мизьяда», Sumer 41, стр. 135–136, 1985 (арабский)
- ^ Буччеллати, Мэрилин К., «Встреча востоковедов в Беркли», Archeology , vol. 21, нет. 4, стр. 303–304, 1968 г.
- ^ Аль-Мутавалли, ДН, «Экономические тексты из Ишан-Мазьяда», в Де Мейере, Л. и Гаше, Х. (ред.), Месопотамия и Элам, Материалы XXXVI-го Международного ассириологического собрания, Гент, 10-14 июля. 1989, Гент, стр. 45-46, 1991 г.
- ^ [3] У. Дж. Хинке, «Новый пограничный камень Навуходоносора I из Ниппура (BE IV)», Университет Филадельфии, 1907 г.
- ^ [4] Эндрю Джордж, «Вавилонский и ассирийский: история аккадского языка», В: Постгейт, Дж. Н. (ред.), Языки Ирака , древние и современные, Лондон: Британская школа археологии в Ираке, 2007 г.
- ^ Майкл Юрса, «Текст заключенного» из Бирмингема», в книге Г. Шамбона, М. Гишара и А.-И. Ланглуа (ред.), От глины к цифровому. Ассирологические смеси в честь Доминика Шарпена (Лёвен), стр. 507-512, 2019 г. ISBN 978-9042938724
- ^ Зиглер Н. и А.-И. Ланглуа, «Палеовавилонские топонимы Верхней Месопотамии», Материалы для изучения топонимии и топографии I/1, Париж, 2016 г.
- ^ Неле Зиглер, «Аккад в палеовавилонские времена», в « Между реками - II: От Ашшура до Мари и за его пределами» , изд. Н. Циглер и Э. Канчик-Киршбаум, Гладбек: PeWe, 2014.
- ↑ Сассон, Джек М., «Война», Из марийских архивов: Антология старых вавилонских писем, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, 2015, стр. 181–214, 2015.
- ^ [5] Чаффи, Илана. Приходи таким, какой ты есть, каким был, каким я хочу, чтобы ты был: Исследование зарубежных музыкантов в марийском архиве. Дисс. Университет Маккуори, 2022 г.
- ^ Джентили, Паоло, «Путешествие во времени: хронология Телля Мохаммеда», Studi Classici e Orientali, vol. 57, стр. 39–55, 2011 г.
- ^ Росс, Джон, «Путешествие из Багдада к руинам Описа и Срединной стене в 1834 году», Журнал Лондонского королевского географического общества, том. 11, стр. 121–36, 1841 г.
- ^ Рид, Джулиан (2002), «Ранние памятники из камня Персидского залива в Британском музее, с наблюдениями за некоторыми статуями Гудеа и расположением Агаде», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии , 92 (2): 258–295, doi : 10.1515 /зава.2002.92.2.258 , S2CID 161326049
- ^ Томас, Ариана, «Аккадский царский образ: на сидящей статуе Маништушу», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии , том. 105, № 1–2, стр. 86–117, 2015 г.
- ^ [6] Рич, CJ, «Рассказ о резиденции в Кордистане и т. д., под редакцией его вдовы», Лондон, 1836 г.
- ^ [7] Лейн, WH, Вавилонские проблемы, Джон Мюррей, Лондон, 1923 г.
- ^ Нортедж, Аластер и Робин Фолкнер, «Сезон исследований 1986 года в Самарре», Ирак, том. 49, стр. 143–73, 1987 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- [8] Каваками, Наохико, «Северо-западная территориальная протяженность Аккадской империи Саргона: исследования королевских надписей и исторических литературных текстов на горизонтах исторической географии», Диссертация, Ливерпульский университет, 2004 г.
- Наохико Каваками, «Поиск местоположения древнего города Аккаде относительно древнего течения Тигра с использованием историко-географического анализа и анализа ГИС», AKKADICA, vol. 143, стр. 101–135, 2022 г.
- [9] Наохико Каваками, «Местоположение древнего города Аккаде: обзор прошлых теорий и выявление проблем для формулирования конкретной методологии поиска Аккаде», AL-RAFIDAN: Journal of Western Asiatic Studies, vol. 45, стр. 45–68, 2023 г.
- GJP Макьюэн, «Агаде после разрушения кутианцев: загробная жизнь месопотамского города», AfO Beiheft 19, стр. 8–15, 1982 г.
- [10] Новицкий, Стефан, «Саргон Аккаде и его бог: комментарии к поклонению богу-отцу среди древних семитов», Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae 69.1, стр. 63–82, 2016 г.
- Прюсс, Александр (2004), «Замечания о хронологических периодах», Лебо, Марк; Соваж, Мартин (ред.), Атлас доклассической Верхней Месопотамии , Субарту, том. 13, стр. 7–21, ISBN. 2503991203
- Саллабергер, В./И. Шракамп, «Филологические данные для исторической хронологии Месопотамии III тысячелетия», в: В. Саллабергер/И. Шракамп (ред.), История и филология, ARCANE 3. Тёрнхаут, стр. 1–13, 2015 г. ISBN 978-2503534947
- ван де Мироп, Марк (2007), История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000–323 гг. до н.э. Второе издание , Блэквеллская история древнего мира, Молден: Блэквелл, ISBN 9781405149112