Внутри
Внутри | |
---|---|
Главный культовый центр | Эшнунна , Ме-Туран , Дур-Инсайд |
Генеалогия | |
Супруг | Тишпак |
Дети | Наньшак |
Укулла , также называемый Угулла , Кулла или Куллаб , [ 1 ] была месопотамской богиней, считавшейся женой Тишпака . Ей в основном поклонялись в Эшнунне . На основании вариативного написания ее имени клинописью было высказано предположение, что, как и ее муж и их сын Наншак, она не имела ни шумерского , ни аккадского происхождения.
Имя и характер
[ редактировать ]Укулла — старейшая засвидетельствованная форма имени. [ 2 ] но засвидетельствовано несколько вариантов, и орфография различается в зависимости от источника. [ 3 ] Судя по всему, и буква u в начале, и буква b в конце считались необязательными. [ 4 ] Манфред Креберник предполагает, что альтернативные письмена были результатом путаницы с кирпичным богом Куллой и топонимом Куллаба. [ 2 ] По состоянию на 2022 год не существует единого согласованного варианта написания во вторичной литературе. [ 4 ] В этой статье используется форма Укулла, следуя соответствующей статье Reallexikon der Assyriologie und Near Eastern Archeology . [ 2 ]
В ранних исследованиях были предприняты попытки доказать, что теоним Укулла произошел от шумерского u 3 -gul ( utnēnu , «молитва»), элемента составного глагола u 3 -gul ga 2 -ga 2 . [ 4 ] По мнению Франса Виггермана, хотя шумерское происхождение не является полностью невозможным, аккадский язык можно исключить, и в конечном итоге наиболее вероятно, что это имя не произошло ни от одного языка, как и имена двух близкородственных божеств, Тишпака и Наншака. [ 3 ] Эту точку зрения поддерживает и Креберник. [ 2 ] Ирен Сиббин-Плантхольт предполагает, что некоторые из сочинений могут указывать на развитие народной этимологии , согласно которой это имя следует понимать как u 2 kul-a(b) , «собирать (лекарственные) растения!» [ 5 ]
Укуллу можно было назвать «царицей Эшунны». [ 4 ] Источник Me-Turan называет ее mu-nus sa 6- ga , «красивая женщина». [ 2 ] В позднем гимне, посвященном Бау , KAR 109, она описывается как «Укулла, создающая луга, обозревающая вселенную» ( д Ú-kul-la ba-nit re-i-ti ḫa-i-ta-at kul-la-ti ), что, по-видимому, является попыткой дать ее имени поясняющую научную этимологию. [ 3 ] [ 2 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Укулла была женой Тишпака и матерью Наншака. [ 3 ] Известна печать с надписью , обозначающей ее владельца как слугу Укуллы и ее мужа. [ 6 ]
Франс Виггерманн идентифицирует два случая, когда она вместо этого встречается как жена Ниназу : один из них в списке древневавилонских богов, а другой - в одном позднем тексте. [ 6 ] Ирен Сиббин-Плантолт в более поздней публикации утверждает, что существует только один текст, подтверждающий существование такой традиции, — древневавилонская песня -балаг из Ме-Турана. [ 7 ] Женой Ниназу обычно была Нингирида , которую также называли матерью его сына Нингишзида . [ 6 ] Однако Сиббин-Плантолт отмечает, что она не связана с городом Эшунна, и на этом основании утверждает, что вполне возможно, что она не рассматривалась там как жена Ниназу, что, по ее мнению, делает возможным, что Укулла действовала как в данном случае жена Тишпака и его шумерского коллеги. [ 8 ]
Несмотря на сходство их имен, Укуллу не следует путать с богиней медицины Гулой , и, скорее всего, ее также следует понимать отдельно от другого одноименного теонима, Гу 2 -ла 2 (это имя может быть получено от термина, который можно переводится как «наклониться» или «обнять». [ 9 ] ), обозначающее богиню, которая была связана с Абу . [ 10 ] Все трое встречаются отдельно друг от друга в списке богов Ниппура . [ 8 ] В более поздние периоды Gu 2 -la 2 не засвидетельствована, что может указывать на то, что она была поглощена либо Укуллой, либо Гулой. [ 11 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые старые определенные свидетельства об Укулле относятся к раннему старовавилонскому периоду . [ 12 ] Единственным возможным более ранним свидетельством является раннединастический топоним giš.u 3 .ku.kul-ab 4. к (или гиш.у 3 -кул 2 -ла к ), что может соответствовать более позднему Дур-Укулле, [ 12 ] поселение, связанное с ней и названное в ее честь. [ 2 ]
Эшнунна была главным культовым центром Укуллы, и в этом городе у нее было два отдельных святилища. [ 12 ] Один из них, Ганун, возможно, находился в Есикиле, храме Тишпака, а другой мог быть отдельным и посвященным ей одной. [ 12 ] Цари Эшунны были вовлечены в ее культ , о чем свидетельствует ее присутствие в названиях их годов, а также подношения масла и пива , сделанные от имени королевского дворца. [ 5 ] Упоминания о изготовлении ее статуи и стола известны соответственно из Ме-Турана и Эшнунны. [ 5 ] В ее честь был назван месяц в местном календаре, используемом в обоих этих городах. [ 5 ]
Было высказано предположение, что божество по имени д ла , засвидетельствованная теофорным именем фрейлины Кул - из Мари , д Кул-ла-ха-зи-ра-ат , возможно, Укулла. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Креберник 2014 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б с д и Виггерманн 1989 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 1998 , с. 331.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 42.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 32.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 43.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 39.
Библиография
[ редактировать ]- Креберник, Манфред (2014), «Укулла, Кулла (б)» , Настоящий лексикон ассириологии (на немецком языке) , получено 1 августа 2022 г.
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на месопотамском медицинском рынке . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .
- Виггерманн, Франс AM (1989). «Тишпак, его печать и дракон мушушу» . До Евфрата и дальше: археологические исследования в честь Маурица Н. ван Луна . Роттердам Брукфилд, Вирджиния: CRC Press. ISBN 978-90-6191-866-0 . OCLC 20332607 .
- Виггерманн, Франс А.М. (1998), "Нин-азу" , Reallexikon der Assyriologie , получено 14 августа 2022 г.