Ниннибру
Ниннибру | |
---|---|
Главный культовый центр | Ниппур |
Генеалогия | |
Супруг | Нинурта |
Ниннибру , также латинизированное как Нин-Нибру , [ 1 ] была месопотамской богиней, считавшейся женой Нинурты . Она засвидетельствована в источниках между периодами Ура III и Касситского периода, включая списки жертвоприношений, список богов Ан = Анум и стихотворение Ангим . Позже она была поглощена Гулой , и ей перестали поклоняться как отдельному божеству.
Имя
[ редактировать ]Теоним Ниннибру можно перевести с шумерского как «госпожа Ниппура ». [ 1 ] Аккадская . форма имени была Белет-Ниппури [ 2 ] Имя Унгальнибру (аккадский Шаррат-Ниппури) иногда используется в науке как синоним Ниннибру. [ 3 ] но общепризнано, что эти две богини были отдельными. [ 4 ] [ 2 ] В то время как Унгальнибру встречается как имя Гулы , обычно связанное с Ниннибру, в гимне Буллутса-раби , [ 4 ] храмы, перечисленные в том же отрывке, были связаны с Ниннибру. [ 2 ]
В ранних исследованиях предполагалось, что имя хурритской богини Набарби могло быть получено от имени Ниннибру, но сегодня предполагается, что вместо этого оно связано с топонимом Навар. [ 5 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Ниннибру считалась женой Нинурты . [ 1 ] как засвидетельствовано, например, в списке богов An = Anum . [ 6 ] Также она появляется в этой роли в композиции Angim . [ 1 ] где одноименный бог встречается с ней в своем храме Эшумеша после вручения своих боевых трофеев своим родителям Энлилю и Нинлиль в Экуре и по ее просьбе благословляет царя [ 7 ] кто остался безымянным. [ 8 ] В скорби Ниннибру «проливает слезы по Эшумеше». [ 9 ] На ее характер и ее отношения с Нинуртой, возможно, повлияли другие пары божеств, в которых по крайней мере один супруг разделял некоторые черты с одним из них, например, Нинисина и Пабилсаг или Бау и Нингирсу . [ 10 ]
Гула стала ассоциироваться с Ниннибру из-за того, что они оба разделяли роль супругов Нинурты, и в конечном итоге полностью поглотили ее. [ 2 ] В более поздние периоды ее имя служило титулом Гулы в контексте ее присутствия в Эшумеше. [ 11 ] Ниннибру также ассоциировалась с Ниниммой , хотя, по мнению Джоан Гудник Вестенхольц, в этом случае связь отражала роль последней богини как сестры Нинурты, а не жены. [ 2 ] Однако только одна известная копия An = Anum относится к Нинимме как к д nin-[urta]-ke 4 , буквально «госпожа Нинурты», а Кристофер Меткалф, опираясь на недавно опубликованный гимн, в котором она обращается как к жене Нинурты, отмечает, что эта фраза вместо этого могла бы обозначать ее как его супругу. [ 12 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые старые свидетельства о Ниннибру датируются периодом Ура III . [ 13 ] Она отсутствует в более ранних списках богов (таких как списки Фара и Абу Салабиха ) и других источниках раннединастического или древнеаккадского периодов . [ 1 ] Она также отсутствует в списке богов Старого Вавилонского Ниппура , что, по мнению Мануэля Чеккарелли, может указывать на то, что его составители придерживались мнения, что супругу Нинурты вместо этого следует идентифицировать как одну из месопотамских богинь медицины. [ 14 ]
В период Ура III Ниннибру спорадически встречается в источниках из самого Ниппура, а также в большом количестве списков подношений из Пузриш-Дагана, посвященных ниппурским божествам. [ 1 ] Ее упоминают рядом с Нинуртой перед парами Нуска и Садарнунна и Лугалгусису и Мешага . [ 15 ] Ей поклонялись вместе с Нинуртой в храме Эшумеша. [ 9 ] У нее также был свой храм в Ниппуре. [ 16 ] хотя в метрологическом тексте, подтверждающем его существование, ему не присвоено четкое церемониальное название. [ 1 ] В касситский период был также построен храм, посвященный ей, в Дур-Куригальзу наряду с храмами Энлиля , Нинлиль и Нинурты, но его церемониальное название также неизвестно. [ 17 ]
Ниннибру засвидетельствована в единственном списке подношений из архивов Первой династии Силенда , где она появляется после Энлиля, Нинлиль, Нинурты и Нуски. [ 18 ] Она также появляется в гимне из этого корпуса текстов . [ 19 ] согласно которому за заботу о ней отвечала Нинмена , хотя это описание считается необычным, поскольку связь между последней богиней и Ниппуром, упомянутая в этом тексте, исследователям иначе не известна. [ 20 ]
Хотя в прошлом считалось неясным, поклонялись ли Ниннибру во время правления касситской династии, [ 21 ] по словам Джоан Гудник Вестенхольц, она засвидетельствована в молитвах и надписях на печатях, документирующих популярную религию того периода. [ 22 ] Ей посвящены две надписи из Ниппура, а третья современная происходит из неизвестного места. [ 3 ]
Из-за поглощения Гулой Ниннибру в конечном итоге перестал упоминаться как отдельное божество. [ 23 ] Позднее упоминание о ней встречается в гимне Наная , написанном от первого лица, в котором последняя отождествляет себя с различными городскими богинями, что, предположительно, должно было возвысить ее положение в месопотамском пантеоне. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Биггс 1998 , с. 476.
- ^ Jump up to: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Варфоломей 2017 , с. 259.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2011 , с. 77.
- ^ Хаас 1998 , с. 1.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 80.
- ^ Блэк 2006 , с. 181.
- ^ Блэк 2006 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 73.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 38.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 104.
- ^ Меткалф 2019 , с. 51.
- ^ Чеккарелли 2009 , с. 43.
- ^ Чеккарелли 2009 , стр. 42–43.
- ^ Саллабергер 1993 , с. 119.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 101.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 254
- ^ Бойвин 2018 , с. 213.
- ^ Габбай и Бойвин 2018 , с. 29.
- ^ Габбай и Бойвин 2018 , с. 32.
- ^ Биггс 1998 , с. 477.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 95–96.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 103.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 117.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501503566-011 .
- Биггс, Роберт Д. (1998), «Нин-Нибру» , Reallexikon der Assyriologie , получено 26 сентября 2022 г.
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 26 сентября 2022 г.
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Чеккарелли, Мануэль (2009). «Einige Bemerkungen zum Synkretismus BaU/Ninisina» . В Негри Скафа, Паола; Путешествие, Сальваторе (ред.). От Стирона до Тигра, от Тибра до Евфрата: этюды в честь Клаудио Сапоретти (на немецком языке). Рим: Арахна. ISBN 978-88-548-2411-9 . OCLC 365061350 .
- Габбай, Ури; Бойвен, Одетта (2018). «Гимн Аядарагаламы, короля Первой Силендской династии, богам Ниппура: судьба Ниппура и его культ во время Первой Силендской династии». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 108 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 22–42. дои : 10.1515/za-2018-0003 . ISSN 0084-5299 .
- Хаас, Волкерт (1998), «Набарби» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 1 сентября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2011), «Шаррат-Ниппур, ООН-гал-Нибру» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 26 сентября 2022 г.
- Меткалф, Кристофер (2019). Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646020119 . ISBN 978-1-64602-011-9 .
- Саллабергер, Вальтер (1993). Культовый календарь периода Ура III . Де Грютер. дои : 10.1515/9783110889253 . ISBN 978-3-11-013932-7 .