Мне жаль
Мне жаль | |
---|---|
Богиня соляных источников | |
Главный культовый центр | Ур , Пузриш-Даган , возможно, Гишбанда |
Нинпумуна была месопотамской богиней, связанной с соляными источниками . Предполагается, что она также была божеством подземного мира. Она засвидетельствована лишь в нескольких текстах периода Ура III из Ура и Пузриш-Дагана , в которых она может появляться рядом с такими божествами, как Ниназу и Нингишзида . Было высказано предположение, что ей также поклонялись в культовом центре последнего бога, Гишбанды.
Характер
[ редактировать ]Имя Нинпумуны можно перевести с шумерского как «повелительница соляного источника ». [ 1 ] [ 2 ] Термин pu 3- mun , «соляной источник», впервые упоминается в документах раннединастического периода. [ 3 ] Теоним переводится как д Нин-ТУЛ-мун-на в «Реаллексиконе ассириологии и ближневосточной археологии» , [ 1 ] но более поздние публикации Дины Кац (2007), [ 4 ] Аннабель Штайгер (2010) [ 2 ] и Хосе Эрнандес (2013) постоянно используют чтение «Нинпумуна». [ 5 ] Марк Э. Коэн уже называл ее «Нинпумунна» в монографии, опубликованной в 1993 году. [ 6 ]
Предполагается, что Нинпумуна была связана с подземным миром . [ 6 ] [ 1 ] Возможно, родники, с которыми она ассоциировалась, воспринимались как символ смерти. [ 1 ] Однако Штайгер отмечает, что будущие исследования ее характера должны будут принять во внимание, что соль также имела положительные ассоциации в месопотамской культуре. [ 7 ] главным образом как ценный товар или как средство ритуального очищения . [ 8 ]
Поклонение
[ редактировать ]Единственные известные тексты, в которых упоминается Нинпумуна, происходят из Ура и Пузриш-Дагана . [ 3 ] Все они были датированы примерно одним и тем же сорокалетним периодом периода Ура III , и большинство из них были написаны специально во время правления царей Амар-Сина и Ибби-Сина . [ 9 ]
В тексте из последнего из этих двух мест говорится, что жрица Месламтеи несет ответственность за подношение овец Нинпумуне. [ 10 ] Однако у нее было и свое духовенство, о чем свидетельствует тот факт, что в документе из того же места фигурирует « санжа Нинпумуны», посвященная поставкам для Усаги, возможного члена царской семьи, и аморея по имени Напланум . [ 5 ] Термин saĝĝa можно перевести как « администратор храма ». [ 11 ] Одна церемония с участием Нинпумуны проходила в храме Нинсун , и, по-видимому, ее наблюдал правивший в то время король Шу-Син . [ 12 ] Она также появляется в четвертом ритуале. [ 4 ] из серии, относящейся к погребальному обряду того же монарха, обнаруженной в Пузриш-Дагане. [ 13 ] Согласно этому тексту, она получила приношение жертвенных животных наряду с такими божествами, как Ниншубур , Бау , Белет-Шухнир , Хая , различные проявления Инанны , Шамаш , Месламтея, Гештинанна , Аллатум , Гильгамеш , привратник подземного мира Биту , обожествленный царь Амар. -Син и другие. [ 4 ] Порядок их расположения может быть произвольным. [ 14 ]
В «Уре» Нипумуна фигурирует в двух списках подношений, в обоих из которых она получает подношения вместе с Ниназу , а в одном также и с Нингиридой , Нингишзидой , Ниназимуа , Аллой и божеством, имя которого полностью не сохранилось. [ 6 ] Подобные ассоциации между ней и божествами подземного мира обычно подтверждаются и в других доступных источниках. [ 1 ] Она также засвидетельствована в сотрудничестве с Аламмушем и Нинуримой . [ 15 ] Основываясь на своей связи с Нингишзидой, Аннабель Штайгер предполагает, что ей могли поклоняться в его культовом центре Гишбанда. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кавинье и Креберник 1998 , с. 507.
- ^ Jump up to: а б Штайгер 2010 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б Штайгер 2010 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с Кац 2007 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б Эрнандес 2013 , с. 692.
- ^ Jump up to: а б с Коэн 1993 , с. 468.
- ^ Штайгер 2010 , стр. 232–233.
- ^ Штайгер 2010 , стр. 231–232.
- ^ Штайгер 2010 , с. 232.
- ^ Штайгер 2010 , стр. 226–227.
- ^ Эрнандес 2013 , с. 689.
- ^ Jump up to: а б Штайгер 2010 , с. 227.
- ^ Кац 2007 , с. 174.
- ^ Кац 2007 , с. 179.
- ^ Штайгер 2010 , с. 228.
Библиография
[ редактировать ]- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), " д Нин-ТУЛ-мун-на" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 1 октября 2022 г.
- Коэн, Марк Э. (1993). Культовые календари древнего Ближнего Востока . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-00-5 . ОСЛК 27431674 .
- Эрнандес, Хорхе (2013). «Роль Саги в Уре III на основе текстов Пузриш-Дагана». Время и история на Древнем Ближнем Востоке . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 689–704. дои : 10.1515/9781575068565-059 .
- Кац, Дина (2007). «Шумерские погребальные ритуалы в контексте» . В Ланери, Никола (ред.). Исполнение смерти: социальный анализ погребальных традиций на древнем Ближнем Востоке и в Средиземноморье . Чикаго: Восточный институт Чикагского университета. ISBN 1-885923-50-3 . OCLC 156832396 .
- Штайгер, Аннабель (2010). «Нинпумуна, хозяйка соляного колодца». В Шехате — Далия; Вайерсхойзер, Фрауке; Занд, Камран В. (ред.). О богах и людях: вклад в литературу и историю Древнего Ближнего Востока. Festschrift для Бриджит Гронеберг . Клинописные монографии (на немецком языке). Том 41. Брилл. стр. 225–236. дои : 10.1163/9789004187474_014 . ISBN 978-90-04-18748-1 . Проверено 1 октября 2022 г.