Скажи аль-Ламу
Расположение | Мухафаза Ди-Кар , Ирак |
---|---|
Область | Месопотамия |
Координаты | 30 ° 50'N 46 ° 20'E / 30,833 ° N 46,333 ° E |
Тип | рассказывать |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1855, 1918, 1949 |
Археологи | Дж. Э. Тейлор, Р. Кэмпбелл Томпсон , Ф. Сафар |
Телль-эль-Лам (также Телль-эль-Лам или Телль-эль-Лехем) — археологический памятник в провинции Ди-Кар ( Ирак ). Это 38 км (24 миль) к юго-востоку от древнего Ура . Его древнее название точно не известно, поскольку предлагались Куара, Кисиг и Дур-Иакин. Река Евфрат находится в 256 км (159 миль), но в древности или ее ответвление протекало мимо этого места и продолжало течь до мусульманской эпохи .
Археология
[ редактировать ]Участок имеет продолговатую форму размером 350 на 300 метров и состоит из одного главного холма с несколькими периферийными гребнями и впадинами и вблизи сухого русла канала. Поверхность неровная из-за того, что в наше время место использовалось в качестве кладбища, а также из-за стоянок местных бедуинов и рытья оборонительных траншей. Курган возвышается примерно на 15 метров. Вокруг главного кургана расположено несколько невысоких (менее 2 метров) курганов, в основном гораздо более позднего заселения. Самый большой, расположенный в 30 метрах к северо-востоку, имеет примерно такую же площадь, как и главный курган. Это место окружено остатками городской стены с круглыми контрфорсами по углам. [1]
Это место раскапывал в течение нескольких дней в 1855 году Джон Джордж Тейлор . Выкопав несколько глубоких траншей, он не нашел никаких зданий, только остатки нескольких кирпичных тротуаров и единственную клинописную табличку. Надписи на кирпичах были слишком испорчены, чтобы их можно было прочитать. Он также нашел ряд могил более позднего периода. Содержимое и назначение таблетки неясны. [2] [3] Работая в Эриду для Британского музея в 1918 году, Р. Кэмпбелл Томпсон провел там непродолжительные раскопки и обнаружил два кирпича нововавилонского правителя Набонида и один кирпича правителя империи Ур III Бур-Сина . К востоку от этого места находилось значительное нововавилонское поселение (позже построенное Фуадом Сафаром), поэтому неизвестно, находится ли кирпич Набонида на своем первоначальном месте. [4] В более современное время Фуад Сафар провел зондирование в Куаре в 1949 году. На главном кургане было выкопано шесть глубоких зондов, что позволило составить подробную стратиграфию этого места. При первом зондировании был обнаружен кирпич с надписью Бур-Син. В небольших ямах, раскопанных на большом невысоком кургане на северо-востоке, были обнаружены некоторые неоассирийские останки, в том числе цилиндрическая печать и край каменной вазы (первоначально предположительно принадлежавшей главному кургану) с надписью « д Шу-нир». На невысоком кургане также было проведено пять зондирований. Здесь были обнаружены остатки большого здания, несколько фрагментарных клинописных табличек (расположение неясно), статуэтка (предположительно бога Набу) и поврежденный цилиндр из обожженной глины. Набонида. На верхнем уровне были найдены три черноватые частично обожженные таблички (расположение неясно), на двух из них указана дата царя империи Ахеменидов Дария. Никаких транскрипций или переводов эпиграфики не обнаружено. [1]
Надпись на цилиндре Набонида (в литературе называемом «Цилиндр Набонида II, 6», «Надпись [Набонидуса] 10» и «Цилиндр Эамашкуги»), которая активно участвует в спорах о первоначальном названии места, гласит:
«Набонид, царь Вавилона, внимательный принц, избранный богом Мардуком, тот, кто обеспечивает Эсагила и Эзиду... В то время (что касается) Эамашкуги, храма богини Нингаль — чистой госпожи всего — чистый овчарн, который находится внутри города Киссик, который давно уже ослабел (и) стены которого прогнулись, [я снял] его [прогнутые] стены, ставшие слабыми, [и (потом)] я осмотрел (и) [проверил его первоначальный фундамент(ы) и (тем самым) закрепил[его кирпичную кладку] поверх его первоначального фундамента(ов) (лакуны) [О Нингал, ...], [чистой] л[ади всего] . ,]... когда вы] радостно[живете] в Э[машкуге], что внутри [города Киссик], говорите доброе о [Набонидусе], царе...» [5]
Более ранний эпиграф перевел ключевую фразу «чистая овчарня, которая находится внутри города Киссик» как «которая находится внутри Дура», что вызвало спекуляции по поводу слова «Дур» и его значения для названия города. [6] Другой эпиграф предполагает богиню Аннунитум , а не Нингаль. [7]
На кирпиче с надписью правителя Ура III Амар-Сина было написано:
«Амар-Суэна, тот, кого бог Энлиль назвал по имени в Ниппуре, сторонник храма бога Энлиля, могучий человек, царь Ура, царь четырех сторон света». [8]
В 2008 году группа археологов Ирака и Британского музея, оценивающая ущерб археологическим памятникам в Ираке, посетила Телль аль-Лам. Они обнаружили многочисленные ямы для грабежей, значительные повреждения в результате боевых действий, а также остатки танковых огневых точек. [9]
История
[ редактировать ]Самое раннее известное заселение этого места относится к раннединастическому периоду . Оккупация была обширной в следующий период Аккадской империи , период Ура III , период Исина-Ларсы, старовавилонский период и касситский период. Впоследствии на этом месте наблюдалось самое скромное заселение (неовавилонское и неоассирийское на невысоком кургане на расстоянии 30 метров), не считая более позднего использования в качестве кладбища. [1]
Имя
[ редактировать ]Один исследователь, основываясь на найденном цилиндре Набонида, утверждал, что Телль аль-Лам был местом расположения города Кисик в первом тысячелетии до нашей эры. Основной аргумент основан на упоминании в этом цилиндре храма Э-амас-ку-га в Нингале . Другой исследователь основывал это на том факте, что, как полагают, в Кисике существовал храм Э-амас-ку-га Истара, который был предложен в качестве более раннего названия Кисика. [7] [10] [11] На основании возможного упоминания слова «Дур» в цилиндре Набонида эпиграф предположил, что в первом тысячелетии до нашей эры это место называлось Дур-Иакин. крепость Морских земель, принадлежащая племени Бит-Иакин. [6] [12] Возможность называться Куурой в раннединатический период несколько более сомнительна. Он основан на 1) чтении Аннунитума вместо Нингала в цилиндре Набонида, 2) что Аннунитим является эпитафией Истара, 3) что храм Истара с именем Э-амас-ку-га считался в Кисике. и 4) возможность того, что Куара было более ранним именем Кисика. [7]
Дур-Иакин
[ редактировать ]Дур на аккадском языке означает крепость, поэтому Дур-Иакин — это «Крепость Иакина», более формально Бит-Иакин (также Бит-Якин). [6] Название засвидетельствовано только в 1-м тысячелетии до нашей эры. Его наиболее примечательное событие связано с битвами между неоассирийским правителем Саргоном II и нововавилонским (иногда называемым халдейским) правителем Мардук-апла-иддиной II . Мардук-апла-иддина II, который является Меродах-Баладаном в еврейской Библии, сплотил оппозицию Саргону, в том числе Бит-Иакина, в Дур-Иакине, выкопавшего канал к Евфрату для воды. В 709 г. до н. э. Саргон, согласно ассирийским источникам, осадил, а затем в 707 г. до н. э. разрушил Дур-Иакин, депортировал его население и забрал его богов, хотя Мардук-апла-иддина II бежал в Элам и выжил, чтобы сражаться еще один день. [13] [14] [15]
Кисик/Кисиг
[ редактировать ]Также иногда Киссик. В основном это засвидетельствовано в 1-м тысячелетии до нашей эры с одним возможным упоминанием в начале 2-го тысячелетия до нашей эры. Было высказано предположение, что город назывался Кисик, обычно написанное слогово, но также и логографически (EZENxKU 7 к ) в 1-м тысячелетии до нашей эры, но назывался Кисиг (EZENxSIG к ) в более ранние периоды. [16] В календаре нововавилонского правителя Навуходоносора II упоминаются сангу (первосвященники) Киссика. [17] Считается, что он находился в регионе, контролируемом Бит-Иакином, как и Дур-Иакин. [18] [19] Один исследователь предположил, что резиденция правителя Напланума начала 2-го тысячелетия до н. э. периода Исин-Ларса находилась в Кисиге и что город был аморейским. [20] [21] [22] Во времена неоассирийского правителя Ашшурбанипала (669–631 гг. до н.э.) эламский правитель Набу-бел-шумате увез несколько жителей Кисига, в результате чего город присягнул Ашшурбанипалу и предоставил войска. Позже они жаловались, что с их войсками обращаются плохо. [23] Саргон II (722–705 до н.э.) присвоил статус андурару «Дер, Ур, Урук, Эриду, Ларса, Куллаб, Кисик и Немед-Лагуда». [24]
Куара (Куара)
[ редактировать ]Личные имена, такие как Лу-а.хаки «Человек из Куары», известны в раннединастический период. [25] В период империи Ура III на табличке из Пузриш-Дагана указан как Энлиль-Зисагал. энси (правителем) Куара [26] Некоторые исследователи предположили, что название города со временем изменилось, превратившись в Кувара, а затем в Кумари. [27]
Куара был культовым центром Асарлухи , бога, считавшегося сыном Энки (Эа). В древневавилонский период его приравнивали к Мардуку , ранее незначительному местному богу Вавилона, в результате чего последний также стал называться сыном Энки. [28] [29] Один из храмовых гимнов Энхедуаны включал , дочери правителя Аккадской империи Саргона Аккадского, раздел, посвященный Куаре и ее богу-покровителю:
"Город. Как зерно, ты вырос из Глубины моря. Ты взял свои космические силы из степи, покрытой облаками. Куара, ты - фундамент достойного чертога. Твой господин не сдерживает своих даров. ...Асарлухи, сын Глубокого Моря, построил дом в твоем священном дворе, Доме Куары, и занял свое место на твоем троне Одиннадцати линий. [30]
Согласно различным источникам, в число других божеств, которым поклонялись в Ку'аре, входили Лугал-эри-сага, Лугал-нита-зи(д) и Энси-мах (в период Ура III), (Нин-)гес-зида и Нинсун . [31] Табличка из Пузриш-Дагана указывает на то, что только Нинсун, Асаллухи и Ниндамана действительно имели храмы в Куара, и предполагает, что там также поклонялись Марту , который, как утверждает Андрес Йоханди, мог быть ранней формой Мардука. [32]
Согласно шумерскому «Списку царей» , Думузид-рыбак , легендарный третий царь Урука , происходил из Куары; его следует отличать от бога Думузида , который также появляется в этом тексте как «Думузид-пастух», описанный как царь Бад-Тибиры . [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с [1] Фуад Сафар, «Звуки в Телль-эль-Лахаме», Шумер , т. 1, с. 5, нет. 2, стр. 154–172, 1949 г.
- ^ [2] Дж. Э. Тейлор, «Заметки об Абу Шахрейне и Тель-эль-Ламе», Журнал Королевского азиатского общества, том. 15, стр. 404–415, 1855 г.
- ^ Э. Соллбергер, «Мистер Тейлор в Халдее», Анатолийские исследования, том. 22, стр. 129-139, 1972 г.
- ^ Р. Кэмпбелл Томпсон, «Раскопки Британского музея в Абу-Шахрайне в Месопотамии в 1918 году», Оксфорд, 1920 г.
- ^ Вейерсхойзер, Фрауке и Новотны, Джейми, «III. Набонид - Вавилония», Королевские надписи Амеля-Мардука (561–560 до н.э.), Нериглиссара (559–556 до н.э.) и Набонида (555–539 до н.э.), королей Вавилон, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 52–185, 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с [3] Х.В.Ф. Саггс, «Цилиндр из Телль-эль-Лахама», Шумер, т. 3. 13, нет. 1+2, стр. 190–195, 1957 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Якобсен, Торкильд, «Воды Ура», Ирак, том. 22, стр. 174–85, 1960 г.
- ^ Фрейн, Дуглас, «Амар-Суэна E3/2.1.3», Период Ура III (2112–2004 гг. До н. э.), Торонто: University of Toronto Press, стр. 235–284, 1997
- ^ Кертис, Джон и др., «Оценка археологических памятников в июне 2008 г.: иракско-британский проект», Ирак, том. 70, стр. 215–37, 2008 г.
- ^ Кесслер, К., «О клинописных источниках 2-го и 1-го тысячелетий до нашей эры на Дилмуне», в DT Potts (ред.), Дилмун: Новые исследования в археологии и ранней истории Бахрейна, Берлин, стр. 147-160. , 1983 г.
- ^ Ахмед, Сами Саид, «Географические рамки», Южная Месопотамия во времена Ашшурбанипала, Берлин, Бостон: Де Грютер Мутон, стр. 17-26, 1968.
- ^ Ховард-Картер, Тереза, «Дилмун: В море или не в море?: Обзорная статья», Журнал клинописных исследований, том. 39, стр. 54–117, 1987 г.
- ^ [4] Джонсон, Эрика Дайан, «Кража вражеских богов: исследование феномена Godnap в Древней Западной Азии», Диссертация, Университет Бирмингема, 2011 г.
- ^ Фрейм, Грант, «Неопределенные династии», Правители Вавилонии, Торонто: University of Toronto Press, стр. 90–274, 1995.
- ^ [5] Рамка, Грант, «Новая» цилиндрическая надпись Саргона II Ассирии из Мелида», Studia Orientalia Electronica 106, стр. 65–82, 2009 г.
- ^ Болье, Поль-Ален, «Киссик, Дюру и Уданну», Orientalia, том. 61, нет. 4, стр. 400–24, 1992 г.
- ^ Болье, Поль-Ален, «Город Ур и нововавилонская империя», Ур в XXI веке нашей эры: материалы 62-го Международного ассириологического собрания в Филадельфии, 11–15 июля 2016 г., под редакцией Гранта Фрейма , Джошуа Джефферс и Холли Питтман, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press, стр. 153–170, 2021 г.
- ^ Садок, Р., "Géographique des Textes Cuné-formes 8: Географические названия согласно ново- и поздневавилонским текстам", Beihefte zum TAVO B 7/8, Висбаден, 1985
- ^ Да Рива, Росио, «Призма Навуходоносора II (EŞ 7834): новое издание», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 103, № 2, стр. 196-229, 2013 г.
- ^ Михаловский, Петр, «Любовь или смерть? Наблюдения за ролью Гала в церемониальной жизни Ура III», Журнал клинописных исследований, том. 58, стр. 49–61, 2006 г.
- ^ Стейнкеллер, Петр, «История Машкан-шапира и его роль в королевстве Ларса», Анатомия месопотамского города: обследование и зондирование в Машкан-шапире, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 26 -42, 2004 г.
- ^ Михаловски, Петр, «Аморреи в Ур III Времена», Переписка царей Ура: эпистолярная история древнего Месопотамского королевства, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 82-121, 2011 г.
- ^ Ахмед, Сами Саид, «В. Кандалану в Вавилоне и Бел-ибни, правитель морской земли», Южная Месопотамия во времена Ашшурбанипала, Берлин, Бостон: Де Грютер Мутон, стр. 104-120, 1968
- ^ Фрейзер, Мэри и Адали, Селим Феррух, «Справедливые приговоры, вынесенные бывшим королем Чамму-рапи»: Новая королевская надпись в археологических музеях Стамбула», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 111, № 2, стр. 231-262, 2021 г.
- ^ Тавернье, Ян, «Ур и другие города в некоторых шумерских и аккадских личных именах: досаргонический и саргонический периоды», Ур в двадцать первом веке нашей эры: материалы 62-го Rencontre Assyriologique Internationale в Филадельфии, 11–15 июля , 2016, под редакцией Гранта Фрейма, Джошуа Джефферса и Холли Питтман, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 485–502, 2021 г.
- ^ Оуэн, Д.И., и Э. Василевска, «Клинописные тексты в Государственном музее Аризоны, Тусон», Журнал клинописных исследований, том. 52, стр. 1–53, 2000 г.
- ^ Герни, Орегон, «Пятая табличка «Топографии Вавилона»», Ирак, том. 36, нет. 1/2, стр. 39–52, 1974 г.
- ^ WG Lambert, «Историческое развитие месопотамского пантеона: исследование сложного политеизма», в: H. Goedicke и JJM Roberts (редактор), Unity and Diversity, Балтимор, стр. 91–200, 1975.
- ^ Барберон, Люсиль, «Посвятить женщину-Надиту Мардука или жениться на ней в древневавилонском обществе», Семья на древнем Ближнем Востоке: реалии, символика и образы: Материалы 55e Rencontre Assyriologique Internationale, Париж, под редакцией Лайонела Марти , Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 267-274, 2014 г.
- ↑ Хелле, Софус, «Храмовые гимны», Энхедуана: Полное собрание стихотворений первого в мире автора, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, стр. 53–94, 2023 г.
- ^ Фрейн, Дуглас Р. и Стаки, Джоанна Х., «Справочник богов и богинь Древнего Ближнего Востока: три тысячи божеств Анатолии, Сирии, Израиля, Шумера, Вавилонии, Ассирии и Элама», Университетский парк, США : Издательство Пенсильванского государственного университета, 2021 г.
- ^ Джоханди, Андреас, «Личность Марту ( д МОРЕ. TU) в период Ура III», Studia Antiqua et Archaeologica 27.2, стр. 267–278, 2021 г.
- ^ Поль-Ален Болье, «Пантеон Урука в нововавилонский период», Brill. ISBN 90-04-13024-1 , стр. 114, 2003 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алхави, Нагам А., Бадир Н. Альбадран и Дженнифер Р. Пурнель, «Археологические памятники вдоль древнего течения реки Евфрат», Am. наук. Рез. Дж. Инж. Технол. наук. ASRJETS 29, стр. 1–20, 2017 г.
- Кесслер, Карлхайнц, «Заметки о Тонтафельне Сондагена Фуада Сафара 1949 года в Телль-эль-Лахме», Nomina in aqua scripta. Дань памяти Хоакину Марии Кордове Зойло, час. в. Адольфо Х. Домингес Монедеро, стр. 497–510, 2021 г.
- Рёллиг, Вольфганг, «Кисига, Киссик», Reallexikon der Assyriologie, vol. 5, стр. 620–622, 1976–1980 (на немецком языке)