Jump to content

Энергия

Энеги или Энеги [ 1 ] — древний месопотамский город, расположенный на территории современного Ирака . Его считают утерянным, хотя известно, что это было одно из поселений в самой южной части Нижней Месопотамии, подобно Ларсе , Уру и Эриду . Были предприняты попытки идентифицировать его с многочисленными раскопками. В текстовых источниках он хорошо документирован как культовый центр бога Ниназу , и в этом качестве он был связан с верованиями, связанными с подземным миром . Он появляется в источниках между раннединастическим и старовавилонским периодами. Позднее культ бога-покровителя мог быть перенесен в Ур.

Самое раннее засвидетельствованное написание топонима Энеги клинописью - EN.GI.KI или EN.GI 4 .KI из раннединастического периода , замененное на EN.DIM 2 .GIG. к в последующих источниках Саргона и Ура III . [ 2 ] Более короткое логографическое письмо, IM к , также засвидетельствовано. [ 3 ] Встречается в источниках древневавилонского периода . [ 2 ] Однако то же логографическое письмо использовалось и для обозначения названий двух других городов, Каркара (культового центра Ишкура ) и Муру (культового центра Нинкилима ). [ 4 ] В то время как в случае с Каркаром использование этой логограммы отражало написание имени его бога-покровителя как д ИМ, неизвестно, как сложилась подобная конвенция писцов в случаях Энеги и Муру. [ 5 ]

Было высказано предположение, что имя Энеги было связано с раннединастическим шумерским термином ki-en-gi , соответствующим аккадской фразе māt šumerim , «земля Шумера ». [ 6 ] Сторонники этой точки зрения утверждают, что раннее название южной части нижней Месопотамии будет означать «регион Энеги» и отражать ее важность как религиозного центра, связанного с миром мертвых и, возможно, с погребальными традициями, известными из царского кладбища Ура. , причем к концу раннединастического периода эта связь была забыта. [ 7 ] Однако общепринято, что конечный элемент термина ки-эн-ги идентичен тому, который обозначается знаком ги 7 ( гир ) в таких словах, как эмегир , ур-ги 7 («собака»), думу-ги. 7 («благородный», «свободный гражданин») и в личном имени Шульги , обычно переводимом как «благородный», реже как «родной». [ 8 ]

Предлагаемое место

[ редактировать ]

Известно, что Энеги располагался в самой южной части Нижней Месопотамии , в непосредственной близости от таких городов, как Ларса , Ур и Эриду . [ 5 ] Точное его местонахождение остается неизвестным, [ 9 ] с ранними предложениями 1970-х и 1980-х годов, включая Ишан Хайбер , Умм аль-Вавию и Дикдику ( курган , расположенный в 2,4 км от зиккурата Ура ). [ 2 ] В 2009 году Дуглас Фрейн предположил, что он расположен примерно в 25 километрах от Ура (Аль-Мукайир), на месте современного Мушара. [ 6 ] В 2019 году Франко Д'Агостино и Анжела Греко предположили, что недавно раскопанное место Абу-Тбейры , расположенное в 10 километрах к юго-западу от Эн-Насирии , [ 10 ] может соответствовать Энеги. [ 2 ] Вещественные доказательства указывают на то, что он процветал примерно между 2450 и 2000 годами до нашей эры. [ 10 ] и что это был важный экономический и религиозный центр, связанный с Уром. [ 11 ] Д'Агостино и Греко отмечают, что Энеги - лучший из известных в текстовом отношении городов, располагавшихся в непосредственной близости от последнего города. [ 2 ] Однако они также подчеркивают, что эпиграфические свидетельства самого Абу Тбейры ограничены. [ 10 ] и прийти к выводу, что определенная идентификация будет невозможна до тех пор, пока не будут обнаружены новые тексты. [ 12 ] Они также рассматривают множество других затерянных городов как возможные, в том числе Киабриг (культовый центр Нингублаги ), [ 13 ] Гешбанда (культовый центр Нингишзиды ; альтернативно известный как Телль Умм аль-Дхаб возле Телль аль-Убайда ), [ 14 ] Ga’eš (alternatively identified as Tell Sakhariyah) [ 15 ] или Ашшу. [ 11 ]

Текстовые подтверждения

[ редактировать ]

Текстовые источники указывают, что Энеги был культовым центром бога Ниназу. [ 5 ] и его жена Нингирида . [ 2 ] Ритуальные тексты, а также литературные композиции, такие как « Храмовые гимны» , «Плач по Шумеру и Уру» и миф «Энлиль и Нинлиль» , указывают на то, что здесь существовал храм, посвященный Ниназу. [ 16 ] Оно носило церемониальное шумерское имя Эгидда (также латинизированное как Эгида [ 17 ] ), по-разному переводится как «склад», «запечатанный дом». [ 18 ] или «длинный дом». [ 16 ] Из-за характера Ниназу как бога подземного мира , Энеги ассоциировался с землей мертвых, о чем уже свидетельствуют источники раннединастического периода . [ 2 ] Его можно было бы прямо сравнить с ним, поскольку в Храмовых гимнах он упоминается как место, где люди собираются после своей смерти. [ 19 ] Ее также можно поэтически сравнить с разновидностью глиняной трубки, используемой для погребальных возлияний ( а-па 4 ), обозначенной как собственность Эрешкигаль . [ 20 ] Более того, его связь с верованиями, сосредоточенными на подземном мире, можно подчеркнуть, назвав его « Кутой Шумера», причем последний город считается культовым центром Нергала , бога, связанного с подземным миром, которому поклоняются дальше на север. [ 21 ] Известны также тексты, обращающиеся к Нергалу как к богу, которому поклонялись в «Эгидде». [ 16 ]

В раннединастический период правители Лагаша , в том числе Урукагина , по-видимому, проявляли интерес к культам, связанным с Энеги, и его бог-покровитель в результате получал подношения в двух городах, принадлежавших их королевству, Гирсу и Ниджине . [ 22 ] В одном случае за Ниназу из Энеги в списке подношений следует Эрешкигаль, что представляет собой самое раннее известное упоминание об этой богине, которая отсутствует в ранних списках богов Фары и Абу Салабиха . [ 23 ]

Свидетельства Энеги также доступны с периода Ура III . [ 24 ] Город находился под прямым контролем Ура. [ 25 ] и сохранил свою религиозную роль. [ 26 ] Предполагается, что заклинание периода Ура III, обращающееся к Ниназу как к «королю змей», возникло в Энеги. [ 27 ] Ур-Намму однажды посвятил мраморную вазу Гильгамешу (предположительно в этом контексте выступающему в роли божества подземного мира) из Энеги. [ 28 ] Франс Виггерманн утверждает, что это посвящение, а также ссылки на поклонение таким божествам, как Ниншубур , Нинсун и Мес-санга-Унуг в Энеги, указывают на то, что его религиозные традиции находились под влиянием традиций Урука . [ 18 ]

Дина Кац утверждает, что Энеги была разрушена в конце периода Ура III, [ 29 ] опираясь на литературный отчет из « Плача по Шумеру и Уру» . [ 30 ] Однако Диц-Отто Эдзард указывал, что в древневавилонский период город появляется в текстах из Ларсы . [ 5 ] Франс Виггерманн утверждает, что свидетельства ограничиваются ссылками на пребенды , и хотя их можно считать доказательством непрерывного действия Эгидды в Энеги в старовавилонский период, город и его культы по большей части фигурируют только в литературных текстах, такие как « Нанны Путешествие в Ниппур» , отражающие ситуацию более ранних периодов. [ 18 ]

Никаких упоминаний об Энеги в источниках первого тысячелетия до нашей эры не встречается, но в тексте из Ура времен правления Ашшурбанипала упоминается храм под названием Эгидда, что, по мнению Поля-Алена Болье, может указывать на то, что культ Ниназу в конечном итоге был перенесен в этот город из его первоначальный центр. [ 31 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Артемов, Никита (2012). «Неуловимое запредельное: некоторые заметки о географии загробного мира в шумерской традиции». Древние ближневосточные исследования в честь Паскаля Аттингера . Фрибург-Геттинген: Academic Press Vandenhoeck & Ruprecht. ISBN  978-3-7278-1724-3 . OCLC   811590755 .
  • Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN  978-3-7278-1738-0 .
  • Болье, Поль-Ален (2021). «Заметки о теофорических именах в поздневавилонских архивах Ура». Индивиды и институты на Древнем Ближнем Востоке . Де Грютер. стр. 163–178. дои : 10.1515/9781501514661-006 . ISBN  9781501514661 . S2CID   244620728 .
  • Купер, Джерролд С. (2013), «Шумер, Шумер · Шумер, Шумер» , Reallexikon der Assyriologie , получено 10 июля 2023 г.
  • Д'Агостино, Франко; Греко, Анжела (2019). «Абу Тбейра. Филологическая и эпиграфическая точка зрения». Раскопки Абу-Тбейры I. Зона 1: последняя фаза и здание А – фаза 1 . Рома: Sapienza Università Editrice. ISBN  978-88-9377-108-5 . OCLC   1107331347 .
  • Эдзард, Дитц-Отто (1980), "IM" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке), том 5 , получено 8 июля 2023 г.
  • Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN  978-1-4426-5706-9 .
  • Фрейн, Дуглас (2008). Досаргонический период . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Торонто: Университет Торонто Press. дои : 10.3138/9781442688865 . ISBN  978-1-4426-8886-5 .
  • Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом Всевышний: Храмы Древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN  0-931464-80-3 . ОСЛК   27813103 .
  • Кац, Дина (2003). Образ преисподней в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN  1883053773 . OCLC   51770219 .
  • Ламберт, Уилфред Г. (1980). «Теология смерти». Смерть в Месопотамии . Копенгаген: Академическая пресса. ISBN  87-500-1946-5 . OCLC   7124686 .
  • Виггерманн, Франс А.М. (1998), "Нин-азу" , Reallexikon der Assyriologie , получено 10 июля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69edc83440ca8d6c7464ae694ad2230a__1718948940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/0a/69edc83440ca8d6c7464ae694ad2230a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enegi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)