Энергия
Энеги или Энеги [ 1 ] — древний месопотамский город, расположенный на территории современного Ирака . Его считают утерянным, хотя известно, что это было одно из поселений в самой южной части Нижней Месопотамии, подобно Ларсе , Уру и Эриду . Были предприняты попытки идентифицировать его с многочисленными раскопками. В текстовых источниках он хорошо документирован как культовый центр бога Ниназу , и в этом качестве он был связан с верованиями, связанными с подземным миром . Он появляется в источниках между раннединастическим и старовавилонским периодами. Позднее культ бога-покровителя мог быть перенесен в Ур.
Имя
[ редактировать ]Самое раннее засвидетельствованное написание топонима Энеги клинописью - EN.GI.KI или EN.GI 4 .KI из раннединастического периода , замененное на EN.DIM 2 .GIG. к в последующих источниках Саргона и Ура III . [ 2 ] Более короткое логографическое письмо, IM к , также засвидетельствовано. [ 3 ] Встречается в источниках древневавилонского периода . [ 2 ] Однако то же логографическое письмо использовалось и для обозначения названий двух других городов, Каркара (культового центра Ишкура ) и Муру (культового центра Нинкилима ). [ 4 ] В то время как в случае с Каркаром использование этой логограммы отражало написание имени его бога-покровителя как д ИМ, неизвестно, как сложилась подобная конвенция писцов в случаях Энеги и Муру. [ 5 ]
Было высказано предположение, что имя Энеги было связано с раннединастическим шумерским термином ki-en-gi , соответствующим аккадской фразе māt šumerim , «земля Шумера ». [ 6 ] Сторонники этой точки зрения утверждают, что раннее название южной части нижней Месопотамии будет означать «регион Энеги» и отражать ее важность как религиозного центра, связанного с миром мертвых и, возможно, с погребальными традициями, известными из царского кладбища Ура. , причем к концу раннединастического периода эта связь была забыта. [ 7 ] Однако общепринято, что конечный элемент термина ки-эн-ги идентичен тому, который обозначается знаком ги 7 ( гир ) в таких словах, как эмегир , ур-ги 7 («собака»), думу-ги. 7 («благородный», «свободный гражданин») и в личном имени Шульги , обычно переводимом как «благородный», реже как «родной». [ 8 ]
Предлагаемое место
[ редактировать ]Известно, что Энеги располагался в самой южной части Нижней Месопотамии , в непосредственной близости от таких городов, как Ларса , Ур и Эриду . [ 5 ] Точное его местонахождение остается неизвестным, [ 9 ] с ранними предложениями 1970-х и 1980-х годов, включая Ишан Хайбер , Умм аль-Вавию и Дикдику ( курган , расположенный в 2,4 км от зиккурата Ура ). [ 2 ] В 2009 году Дуглас Фрейн предположил, что он расположен примерно в 25 километрах от Ура (Аль-Мукайир), на месте современного Мушара. [ 6 ] В 2019 году Франко Д'Агостино и Анжела Греко предположили, что недавно раскопанное место Абу-Тбейры , расположенное в 10 километрах к юго-западу от Эн-Насирии , [ 10 ] может соответствовать Энеги. [ 2 ] Вещественные доказательства указывают на то, что он процветал примерно между 2450 и 2000 годами до нашей эры. [ 10 ] и что это был важный экономический и религиозный центр, связанный с Уром. [ 11 ] Д'Агостино и Греко отмечают, что Энеги - лучший из известных в текстовом отношении городов, располагавшихся в непосредственной близости от последнего города. [ 2 ] Однако они также подчеркивают, что эпиграфические свидетельства самого Абу Тбейры ограничены. [ 10 ] и прийти к выводу, что определенная идентификация будет невозможна до тех пор, пока не будут обнаружены новые тексты. [ 12 ] Они также рассматривают множество других затерянных городов как возможные, в том числе Киабриг (культовый центр Нингублаги ), [ 13 ] Гешбанда (культовый центр Нингишзиды ; альтернативно известный как Телль Умм аль-Дхаб возле Телль аль-Убайда ), [ 14 ] Ga’eš (alternatively identified as Tell Sakhariyah) [ 15 ] или Ашшу. [ 11 ]
Текстовые подтверждения
[ редактировать ]Текстовые источники указывают, что Энеги был культовым центром бога Ниназу. [ 5 ] и его жена Нингирида . [ 2 ] Ритуальные тексты, а также литературные композиции, такие как « Храмовые гимны» , «Плач по Шумеру и Уру» и миф «Энлиль и Нинлиль» , указывают на то, что здесь существовал храм, посвященный Ниназу. [ 16 ] Оно носило церемониальное шумерское имя Эгидда (также латинизированное как Эгида [ 17 ] ), по-разному переводится как «склад», «запечатанный дом». [ 18 ] или «длинный дом». [ 16 ] Из-за характера Ниназу как бога подземного мира , Энеги ассоциировался с землей мертвых, о чем уже свидетельствуют источники раннединастического периода . [ 2 ] Его можно было бы прямо сравнить с ним, поскольку в Храмовых гимнах он упоминается как место, где люди собираются после своей смерти. [ 19 ] Ее также можно поэтически сравнить с разновидностью глиняной трубки, используемой для погребальных возлияний ( а-па 4 ), обозначенной как собственность Эрешкигаль . [ 20 ] Более того, его связь с верованиями, сосредоточенными на подземном мире, можно подчеркнуть, назвав его « Кутой Шумера», причем последний город считается культовым центром Нергала , бога, связанного с подземным миром, которому поклоняются дальше на север. [ 21 ] Известны также тексты, обращающиеся к Нергалу как к богу, которому поклонялись в «Эгидде». [ 16 ]
В раннединастический период правители Лагаша , в том числе Урукагина , по-видимому, проявляли интерес к культам, связанным с Энеги, и его бог-покровитель в результате получал подношения в двух городах, принадлежавших их королевству, Гирсу и Ниджине . [ 22 ] В одном случае за Ниназу из Энеги в списке подношений следует Эрешкигаль, что представляет собой самое раннее известное упоминание об этой богине, которая отсутствует в ранних списках богов Фары и Абу Салабиха . [ 23 ]
Свидетельства Энеги также доступны с периода Ура III . [ 24 ] Город находился под прямым контролем Ура. [ 25 ] и сохранил свою религиозную роль. [ 26 ] Предполагается, что заклинание периода Ура III, обращающееся к Ниназу как к «королю змей», возникло в Энеги. [ 27 ] Ур-Намму однажды посвятил мраморную вазу Гильгамешу (предположительно в этом контексте выступающему в роли божества подземного мира) из Энеги. [ 28 ] Франс Виггерманн утверждает, что это посвящение, а также ссылки на поклонение таким божествам, как Ниншубур , Нинсун и Мес-санга-Унуг в Энеги, указывают на то, что его религиозные традиции находились под влиянием традиций Урука . [ 18 ]
Дина Кац утверждает, что Энеги была разрушена в конце периода Ура III, [ 29 ] опираясь на литературный отчет из « Плача по Шумеру и Уру» . [ 30 ] Однако Диц-Отто Эдзард указывал, что в древневавилонский период город появляется в текстах из Ларсы . [ 5 ] Франс Виггерманн утверждает, что свидетельства ограничиваются ссылками на пребенды , и хотя их можно считать доказательством непрерывного действия Эгидды в Энеги в старовавилонский период, город и его культы по большей части фигурируют только в литературных текстах, такие как « Нанны Путешествие в Ниппур» , отражающие ситуацию более ранних периодов. [ 18 ]
Никаких упоминаний об Энеги в источниках первого тысячелетия до нашей эры не встречается, но в тексте из Ура времен правления Ашшурбанипала упоминается храм под названием Эгидда, что, по мнению Поля-Алена Болье, может указывать на то, что культ Ниназу в конечном итоге был перенесен в этот город из его первоначальный центр. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Д'Агостино и Греко 2019 , с. 469.
- ^ Эдзард 1980 , с. 63.
- ^ Эдзард 1980 , стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б с д Эдзард 1980 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Фрейн 2008 , с. 10.
- ^ Купер 2013 , с. 295.
- ^ Купер 2013 , с. 294.
- ^ Кац 2003 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с Д'Агостино и Греко 2019 , с. 465.
- ^ Jump up to: а б Д'Агостино и Греко 2019 , с. 473.
- ^ Д'Агостино и Греко 2019 , стр. 473–474.
- ^ Д'Агостино и Греко 2019 , стр. 470–471.
- ^ Д'Агостино и Греко 2019 , стр. 471–472.
- ^ Д'Агостино и Греко 2019 , стр. 472–473.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 94.
- ^ Кац 2003 , с. 434.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 1998 , с. 333.
- ^ Ламберт 1980 , с. 61.
- ↑ Artemov 2012 , pp. 24–25.
- ^ Кац 2003 , стр. 52–53.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 334.
- ^ Кац 2003 , с. 386.
- ^ Кац 2003 , с. 52.
- ^ Д'Агостино и Греко 2019 , с. 470.
- ^ Кац 2003 , с. 359.
- ^ Кац 2003 , с. 394.
- ^ Фрейн 1997 , с. 82.
- ^ Кац 2003 , с. 5.
- ^ Кац 2003 , с. 430.
- ^ Болье 2021 , с. 165.
Библиография
[ редактировать ]- Артемов, Никита (2012). «Неуловимое запредельное: некоторые заметки о географии загробного мира в шумерской традиции». Древние ближневосточные исследования в честь Паскаля Аттингера . Фрибург-Геттинген: Academic Press Vandenhoeck & Ruprecht. ISBN 978-3-7278-1724-3 . OCLC 811590755 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2021). «Заметки о теофорических именах в поздневавилонских архивах Ура». Индивиды и институты на Древнем Ближнем Востоке . Де Грютер. стр. 163–178. дои : 10.1515/9781501514661-006 . ISBN 9781501514661 . S2CID 244620728 .
- Купер, Джерролд С. (2013), «Шумер, Шумер · Шумер, Шумер» , Reallexikon der Assyriologie , получено 10 июля 2023 г.
- Д'Агостино, Франко; Греко, Анжела (2019). «Абу Тбейра. Филологическая и эпиграфическая точка зрения». Раскопки Абу-Тбейры I. Зона 1: последняя фаза и здание А – фаза 1 . Рома: Sapienza Università Editrice. ISBN 978-88-9377-108-5 . OCLC 1107331347 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1980), "IM" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке), том 5 , получено 8 июля 2023 г.
- Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 978-1-4426-5706-9 .
- Фрейн, Дуглас (2008). Досаргонический период . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Торонто: Университет Торонто Press. дои : 10.3138/9781442688865 . ISBN 978-1-4426-8886-5 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом Всевышний: Храмы Древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Кац, Дина (2003). Образ преисподней в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1883053773 . OCLC 51770219 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1980). «Теология смерти». Смерть в Месопотамии . Копенгаген: Академическая пресса. ISBN 87-500-1946-5 . OCLC 7124686 .
- Виггерманн, Франс А.М. (1998), "Нин-азу" , Reallexikon der Assyriologie , получено 10 июля 2023 г.