Каркар (древний город)
Каркар — древний месопотамский город на территории современного Ирака . Его точное местонахождение неизвестно, хотя из текстовых источников известно, что его следует искать на Тигре , между Адабом и Заваламом . Было предложено отождествление с археологическим памятником Телль-Хидр, хотя это не является общепринятым. Город впервые упоминается в текстах периода Урука . Он служил культовым центром бога погоды Ишкура , позже известного под аккадским именем Адад, и храма хорошо засвидетельствовано наличие там посвященного ему . Хотя Каркар упоминается в различных царских надписях и административных текстах периодов Ура III и Старого Вавилона , в более поздние времена свидетельства ограничиваются литературными текстами, и неясно, продолжал ли город быть заселенным.
Имя
[ редактировать ]Хотя помимо форм Каркара также засвидетельствованы Каркара, Какра и Какру, [ 1 ] первое написание считается общепринятым. [ 2 ] Клинописью . имя писалось как кар-кар к ( 𒋼𒀀𒋼𒀀𒆠 ). [ 3 ] Логографическое письмо, ИМ к ( 𒅎𒆠 ), также засвидетельствовано. [ 4 ] В самых старых свидетельствах имени, датированных периодом Урука , логограмма используется в отличие от фонетического письма, хотя в то время знак имел форму NI 2 (знак 396 в современной классификации архаической клинописи ), в отличие от ИМ (знак 264). [ 5 ] Та же самая логограмма, если вместо этого была написана с определяющим дингиром , обозначала бога Ишкура , который был связан с Каркаром, что побудило Дица-Отто Эдзарда сравнить это соглашение писцов с использованием логограммы EN.LÍL. к представлять Ниппур , культовый центр Энлиля . [ 6 ] Однако не каждый экземпляр IM к можно интерпретировать как ссылку на Каркара, поскольку та же логограмма может также использоваться для передачи названий двух других городов: Энеги , культового центра Ниназу , и Муру, культового центра Нинкилима . [ 4 ] В этих двух случаях причина использования этой логограммы неизвестна. [ 6 ]
Предлагаемое место
[ редактировать ]Точное местонахождение Каркара остается неизвестным. [ 2 ] Из текстовых источников известно, что он располагался на берегу Тигра , между Адабом и Заваламом . [ 7 ] Отождествление с Телль-Идром, археологическим памятником, также расположенным на реке Тигр. [ 2 ] примерно в двадцати километрах к юго-востоку от Кисурры . было предложено [ 8 ] В качестве альтернативы было предложено идентифицировать его как Дабрум, хотя Марвин А. Пауэлл возражал против этой возможности, поскольку последний город упоминается только в источниках периода Ура III и лет, непосредственно предшествующих ему, тогда как Телль-Хидр мог быть он был заселен еще в периоды Джемдат Наср и Урук , причем самые старые определенно датированные свидетельства относятся к периоду Убайда III. [ 9 ] Он продолжал быть заселенным вплоть до касситского периода , а затем снова в парфянские времена, что, по мнению Пауэлла, подтверждает возможность того, что заселение продолжалось на протяжении всего периода, в течение которого клинопись использовалась в современном Ираке , хотя свидетельства из нововавилонского и Времени Ахеменидов не хватает. [ 10 ] В тексте упоминается наземная доставка из Уммы в Каркар, поездка заняла один день. [ 11 ]
Текстовые подтверждения
[ редактировать ]Каркар уже засвидетельствован в источниках периода Урука . [ 12 ] Город служил культовым центром месопотамского бога погоды . [ 4 ] Город указан в маршруте кампании правителя Урука Уту-хенгала против кутианского правителя Тиригана . Кампания покинула Урук, прошла через Нагсу и затем продолжилась по Каркару. [ 13 ]
«После того как он (Уту-хегал) покинул (из) храма бога Искура, на четвёртый день он установил... в городе Нагсу на канале Итурунгал. На пятый день он установил... в святилище III-таппе Он захватил Ур-Ниназу(и) Наби-Энлиля, полководцев, которых он (Тириган) отправил в качестве послов в землю Шумера, (и) надел наручники. После того, как он вышел (из) святилища III-таппе, на шестой день он установил... в Каркаре, Он приступил к богу Искуру (и) помолился ему». [ 14 ]
Первоначально его называли шумерским именем Ишкур . [ 15 ] к периоду Ура III он полностью слился с Ададом, который уже ассоциировался с ним, по крайней мере, писцами в досаргоническом Мари . [ 16 ] Его можно было назвать эпитетом Лугал-Каркар или Лугал-Каркарра, «господин Каркара». [ 17 ] Он также был главным божеством местного пантеона. [ 12 ] Помимо Ишкура его жене Шале . в Каркаре поклонялись и [ 18 ] В городе существовал храм , посвященный богу погоды. [ 12 ] Он носил церемониальное имя Эугалгал (также пишется Эугалгалла), «Дом Великих Бурь». [ 19 ] В Храмовых гимнах то же святилище упоминается как Эугальгим, «Дом, подобный великой буре». [ 20 ] Оба имени встречаются в Каноническом списке храмов соответственно в строках 295. [ 19 ] и 297. [ 20 ] Также возможно, что Эдурку, «Дом, Чистая обитель», святилище Шалы, засвидетельствованное в липшурской ектении, также располагалось в Каркаре и входило в состав Эугальгала. [ 21 ]
Самое старое упоминание о культе бога погоды в Каркаре встречается в тексте, известном по трем копиям древневавилонского периода , но предположительно первоначально составленном в конце третьего тысячелетия до нашей эры, согласно которому царь -хегал Урука Уту молился ему в этот город, чтобы заручиться его поддержкой в предстоящей битве [ 22 ] во время его похода против гутиев . [ 6 ] Хотя храмовый гимн, посвященный святилищу, также известен и традиционно ассоциировался с Энхедуанной , его невозможно точно датировать. [ 23 ] Кроме того, как утверждает Даниэль Швемер , некоторые из ранних источников из Адаба предположительно упоминают религиозных деятелей из Каркара. [ 12 ] В качестве возможных примеров он подчеркивает существование саргонских административных текстов, касающихся пайков, предназначенных для жрицы эреш-дингир ( энтум ) и жреца санги ( шангум ) Ишкура. [ 24 ]
Также доступны источники, относящиеся к Каркару периода Ура III. [ 25 ] Город считался крупным религиозным объектом, и подношения храму Ишкура поступали не только из центра царской администрации Пузриш-Дагана , но также из Гирсу и Уммы , о чем свидетельствуют тексты времен правления Шу-Сина . [ 2 ] Единственное упоминание о сделке с товарами, предназначенными для этого святилища, встречается в корпусе текстов из Ниппура . и [ 26 ] , годовое имя неустановленного царя из Третьей династии Ура, Кроме того, по словам Дугласа Фрейна Ур-Намму хотя Шульги также предлагалось , в котором упоминается назначение жрицы Ишкура, «избранной по предзнаменованиям», также могло быть связанные с традициями Каркара. [ 27 ]
Каркар и его храм описаны в источниках древневавилонского периода. [ 28 ] Город упоминается в именах годов Иддин-Дагана из Исина , который приготовил трон для своего бога, и Рим-Сина I из Ларсы , который назначил новую верховную жрицу ( энтум ) на двенадцатом году своего существования. [ 8 ] Дополнительные свидетельства периода правления последнего правителя включают упоминание о дочери этого короля, которая в настоящее время является верховной жрицей Адада в Каркаре, административный текст из Ларсы, в котором упоминается стадо овец, принадлежащее указанному богу, и два отрывка из текстов из Ниппур, в которых упоминаются наделы некоему Адад-эшару, который действовал от имени упомянутой жрицы из Каркара. [ 8 ] Упоминание об «Ададе Каркара» встречается и в прологе «Законов Хаммурапи» при перечислении главных божеств Вавилонии . [ 29 ] По мнению Дэниела Швмера, название города также могло использоваться как элемент личного имени как замена имени его главного божества. [ 30 ]
Неизвестно, оставался ли Каркар крупным городским центром после периода Старого Вавилона, и предполагается, что он постепенно был заброшен. [ 31 ] Никаких нелитературных упоминаний о нем в источниках более позднего периода не выявлено. [ 32 ] Исключением является имя некоего Риш-Каркара, «Каркар приветствуется», [ 30 ] ), идентифицированный в средневавилонском тексте. [ 31 ] Каркар также может быть засвидетельствован по логографическому написанию его имени в списке названий зиккуратов и городских стен из Ниневии (последний раздел текста K 4337), скорее всего, первоначально составленном в касситский период . [ 33 ] В нем упоминается зиккурат, расположенный в этом городе, Эараттакишарра ( é-aratta к -ки–шар-ра ; согласно переводу Эндрю Р. Джорджа «Дом, Гора/Благороднейший из Вселенной»). [ 34 ] В другом тексте, списке храмов, также упоминается зиккурат в IM. к , предположительно в этом контексте также следует понимать как Каркар, но утверждает, что он был известен как Эудегаланна («Дом, Великое Чудо Небес»). [ 20 ]
В фрагментарном литературном тексте древневавилонской (или, возможно, последующей касситской) эпохи есть упоминание о восстании войск, которые «свергли четырех царей» в Каркаре. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Швемер 2001 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д Швемер 2001 , с. 137.
- ^ Швемер 2001 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Эдзард 1980 , стр. 63–64.
- ^ Швемер 2007 , стр. 130–131.
- ^ Перейти обратно: а б с Эдзард 1980 , стр. 64.
- ^ Heimpel 2014 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2001 , с. 367.
- ^ Пауэлл 1980 , стр. 47–48.
- ^ Пауэлл 1980 , с. 48.
- ^ [1] Р. МакКи. Адамс и Х. Ниссен, «Сельская местность Урука: естественная среда городского общества», Чикаго: University of Chicago Press, 1972. ISBN 0-226-00500-3
- ^ Перейти обратно: а б с д Швемер 2007 , с. 131.
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Новый взгляд на гидрологию и топографию Южной Вавилонии в третьем тысячелетии», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 91, № 1, стр. 22-84, 2001 г.
- ^ Фрейн, Дуглас, «Урук», Досаргонический период: ранние периоды, том 1 (2700–2350 до н. э.), University of Toronto Press, стр. 409–440, 2008 г. ISBN 978-0802035868
- ^ Швемер 2007 , стр. 131–132.
- ^ Швемер 2007 , стр. 137–138.
- ^ Швемер 2001 , с. 702.
- ^ Швемер 2001 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж 1993 , с. 153.
- ^ Джордж 1993 , с. 81.
- ^ Швемер 2001 , с. 134.
- ^ Швемер 2001 , стр. 136.
- ^ Швемер 2001 , с. 131.
- ^ Швемер 2007 , с. 132.
- ^ Швемер 2001 , с. 139.
- ^ Фрейн 1997 , с. 18.
- ^ Швемер 2007 , с. 139.
- ^ Швемер 2001 , с. 306.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 435.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2007 , с. 141.
- ^ Швемер 2001 , с. 638.
- ^ Джордж 1993 , с. 45.
- ^ Джордж 1993 , с. 69.
- ^ Зомер, Элиз, «Восстание в Каркаре: новый историко-литературный текст», Журнал клинописных исследований, том. 71, стр. 111–20, 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эдзард, Дитц-Отто (1980), «IM» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке), vol. 5 , получено 26 марта 2023 г.
- Фрейн, Дуглас (1997). III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 978-1-4426-5706-9 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом Всевышний: Храмы Древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Хеймпель, Вольфганг (2014), «Тигр А. 3. бис Митте 2. Яртаусенд · Тигр А. От 3-го тысячелетия до первой половины 2-го тысячелетия до нашей эры» , Reallexikon der Assyriologie , vol. 14 , получено 24 марта 2023 г.
- Пауэлл, Марвин А. (1980). «Каркар, Дабрум и Талл-Эйдр: нерешенная географическая проблема» . Журнал ближневосточных исследований . 39 (1). Издательство Чикагского университета: 47–52. дои : 10.1086/372778 . ISSN 0022-2968 . JSTOR 544108 . Проверено 26 марта 2023 г.
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2007). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования, часть I» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (2). Брилл: 121–168. дои : 10.1163/156921207783876404 . ISSN 1569-2116 .