Jump to content

Уркаиту

(Перенаправлено с Уркитума )
Уркаиту
Богиня Урука
Член пентады Урука.
Главный культовый центр Урук

Уркаиту , [ 1 ] также известный как Уркитум , [ 2 ] была месопотамской богиней , которая, вероятно, служила божественным представителем города Урук . Первоначально ее имя было эпитетом Инанны , но позже ее стали рассматривать как отдельную богиню. Она была тесно связана с Усур-амассу и, как и она, принадлежала к пентаде главных богинь Урука в нововавилонский период . Ей также продолжали поклоняться в этом городе и при правлении Ахеменидов и Селевкидов .

Теоним . Уркаиту — аккадская нисба [ 3 ] и можно перевести как «урукеец». [ 1 ] Имена месопотамских богинь , которые были этимологически прилагательными, происходящими от названий соответствующих городов, широко распространены, а самые ранние примеры известны с третьего тысячелетия до нашей эры. [ 4 ] Самая ранняя засвидетельствованная форма имени Уркаиту - Уркитум. [ 2 ] По словам Манфреда Креберника, в позднем школьном тексте из Вавилона эта версия имени до сих пор упоминается как одна из двух «дочерей Э - Нингублаги » наряду с Манну-шаниншу, [ 5 ] но по словам Эндрю Р. Джорджа [ 6 ] и Джоан Гудник Вестенхольц — второй теоним в этом отрывке следует восстановить как Ларсам-ити, д Ларсам(UD.UNU.KI) -i- [ 7 ]

Написание имени Уркаиту клинописью демонстрирует степень разнообразия в известных источниках. [ 8 ] Хотя в текстах первого тысячелетия до нашей эры название города Урук обычно пишется с помощью логограмм (UNUG к , ценить ЕДИНИЦА к , TIR.AN.NA к ), а слоговые варианты написания редки, для производного от него теонима верно обратное. [ 3 ] Тем не менее известны примеры частично логографического написания, например д ЕДИНИЦА к -и-ту или д ЕДИНИЦА к -а-ти . [ 8 ] В неоассирийских источниках засвидетельствовано слоговое написание: д Ур-кит и д Ур-кит-ты . [ 9 ] Нововавилонские варианты включают, среди прочего, д Уш-ка-аай-ту 4 и д Аш-ка-аай-ту 4 . [ 8 ] Было высказано предположение, что более ранний логографический теоним AN. д ИНАННА (-Уну к ), по-аккадски читалось как Уркитум, [ 10 ] хотя в науке нет единого мнения относительно этой проблемы и о том, к какому божеству или божествам она относится, остается неясным. [ 11 ]

Характер

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что Уркаиту можно понимать как теос-эпоним Урука, божественное изображение города. [ 1 ] Предполагается, что первоначально теоним Уркаиту функционировал как эпитет Инанны и лишь позднее превратился в отдельную богиню. [ 9 ] Аналогичный процесс засвидетельствован для Annunitum . [ 12 ] Связь Инанны с городом Урук хорошо документирована, и она появляется как богиня этого города в источниках между четвертым тысячелетием до нашей эры и парфянским периодом . [ 13 ] Список богов Ан = Анум объясняет Уркаиту как имя Инанны из Урука в строке 117 на табличке IV: dInanna-Unu7ki = Аш-ка-и-ту. [ 2 ] В неоассирийском гимне Наная Уркаиту вместо этого выступает в качестве ее эпитета. [ 9 ] Однако в источниках из Урука нововавилонского периода она выступает как независимая богиня. [ 10 ] Тем не менее в плаче по Думузи того же периода этот теоним по-прежнему рассматривается как эпитет Инанны. [ 9 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Самые старые свидетельства теонима Уркаиту (Уркитум) относятся к древневавилонскому периоду . [ 2 ] хотя невозможно сказать, понималось ли это уже в то время как имя отдельной богини. [ 9 ] В тексте из Киша упоминается жрец САНГА из Уркаиту, присутствие которого в этом городе, скорее всего, было следствием переноса культов из Урука на север во время правления Самсу-илуны . [ 10 ] теофорные имена, такие как Уркитум-умми («Уркайиту — моя мать») или Силли-Уркитум («Уркайту — моя защита»). Известны также [ 2 ]

Ссылки на Уркаиту встречаются в ряде неоассирийских текстов. [ 9 ] Она числится среди божеств, которые Шамши-Адад V забрал из Дера . [ 10 ] Ашшурбанипал в одной из своих надписей утверждает, что он привез ее обратно к Эанне в Уруке из Элама вместе с Наная и Усур-амассу . [ 14 ]

Уркаиту хорошо представлен в текстах нововавилонского Урука. [ 8 ] По словам Поля-Алена Болье, она принадлежала к группе, которую он называет «спутницами Иштар», пентаде богинь, четырьмя другими членами которой были сама Иштар /Инанна, Наная, Белту-ша-Реш и Усур-амассу. [ 15 ] Особенно тесно она была связана с последним из этих божеств. [ 16 ] В источниках из нововавилонского Урука они всегда располагаются в паре друг с другом в списках приношений. [ 17 ] Также предполагалось, что Уркаиту поклонялись в храме Усур-амассу. [ 18 ] Бит Хилши («дом прессования», вероятно, аптека с садом лекарственных растений ), входивший в комплекс Эанна, описывался как их совместное владение. [ 19 ] Они также появляются вместе в тексте о чистке одеяла ( taḫapšu ), принадлежавшего им обоим. [ 20 ] Единственный сохранившийся культовый календарь нововавилонского Урука указывает на то, что в месяце Кислиму фестиваль, называемый кинуну («жаровня» или «огненная церемония»). в честь Уркаиту, Усур-амассу и Иштар проводился [ 21 ] Ее также праздновали во время церемонии, включающей процессию ( тэбу ). [ 22 ] Согласно спискам пожертвований, она получила соль, финики, хлеб, зерно, кунжутное масло и мясо. [ 23 ] Кроме того, известны упоминания о тиаре, украшенной растительными мотивами, диадеме, украшенной бусами из сердолика , и различных украшениях, считавшихся ее имуществом. [ 24 ] Два названия водотоков , упоминающих Уркаиту, засвидетельствованы в нововавилонских текстах из Урука: Харру-ша-Уркаиту и Нару-ша-Уркайиту, хотя они могут относиться к одному и тому же топографическому объекту. [ 20 ] Она также засвидетельствована в теофорных названиях этого города, таких как Уркаиту-табат («Уркаиту доброжелательный») и Ина-шилли-Уркайиту («Под защитой Уркаиту»), а также за его пределами, например Уркаиту-Эреш. [ 8 ]

Документ времен правления Дария I указывает на то, что Уркаиту все еще поклонялись при правлении Ахеменидов . [ 8 ] Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что в последующий период Селевкидов она и Усур-амассу были заменены Белет-Сери и Шаррахиту в местном пантеоне Урука. [ 25 ] Однако совсем недавно Джулия Крул отметила, что она все еще упоминается в источниках Селевкидов и появляется среди божеств, участвующих в фестивале Акиту Иштар в этот период. [ 26 ] Однако, несмотря на то, что ей по-прежнему активно поклоняются, она больше не появляется в теофорных именах в поздних текстах. [ 27 ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0dcdaf45897c5f6e79ddf39dde1b845__1714635000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/45/c0dcdaf45897c5f6e79ddf39dde1b845.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Urkayītu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)