Уркаиту
Уркаиту | |
---|---|
Богиня Урука | |
Член пентады Урука. | |
Главный культовый центр | Урук |
Уркаиту , [ 1 ] также известный как Уркитум , [ 2 ] была месопотамской богиней , которая, вероятно, служила божественным представителем города Урук . Первоначально ее имя было эпитетом Инанны , но позже ее стали рассматривать как отдельную богиню. Она была тесно связана с Усур-амассу и, как и она, принадлежала к пентаде главных богинь Урука в нововавилонский период . Ей также продолжали поклоняться в этом городе и при правлении Ахеменидов и Селевкидов .
Имя
[ редактировать ]Теоним . Уркаиту — аккадская нисба [ 3 ] и можно перевести как «урукеец». [ 1 ] Имена месопотамских богинь , которые были этимологически прилагательными, происходящими от названий соответствующих городов, широко распространены, а самые ранние примеры известны с третьего тысячелетия до нашей эры. [ 4 ] Самая ранняя засвидетельствованная форма имени Уркаиту - Уркитум. [ 2 ] По словам Манфреда Креберника, в позднем школьном тексте из Вавилона эта версия имени до сих пор упоминается как одна из двух «дочерей Э - Нингублаги » наряду с Манну-шаниншу, [ 5 ] но по словам Эндрю Р. Джорджа [ 6 ] и Джоан Гудник Вестенхольц — второй теоним в этом отрывке следует восстановить как Ларсам-ити, д Ларсам(UD.UNU.KI) -i- [ 7 ]
Написание имени Уркаиту клинописью демонстрирует степень разнообразия в известных источниках. [ 8 ] Хотя в текстах первого тысячелетия до нашей эры название города Урук обычно пишется с помощью логограмм (UNUG к , ценить ЕДИНИЦА к , TIR.AN.NA к ), а слоговые варианты написания редки, для производного от него теонима верно обратное. [ 3 ] Тем не менее известны примеры частично логографического написания, например д ЕДИНИЦА к -и-ту или д ЕДИНИЦА к -а-ти . [ 8 ] В неоассирийских источниках засвидетельствовано слоговое написание: д Ур-кит и д Ур-кит-ты . [ 9 ] Нововавилонские варианты включают, среди прочего, д Уш-ка-аай-ту 4 и д Аш-ка-аай-ту 4 . [ 8 ] Было высказано предположение, что более ранний логографический теоним AN. д ИНАННА (-Уну к ), по-аккадски читалось как Уркитум, [ 10 ] хотя в науке нет единого мнения относительно этой проблемы и о том, к какому божеству или божествам она относится, остается неясным. [ 11 ]
Характер
[ редактировать ]Было высказано предположение, что Уркаиту можно понимать как теос-эпоним Урука, божественное изображение города. [ 1 ] Предполагается, что первоначально теоним Уркаиту функционировал как эпитет Инанны и лишь позднее превратился в отдельную богиню. [ 9 ] Аналогичный процесс засвидетельствован для Annunitum . [ 12 ] Связь Инанны с городом Урук хорошо документирована, и она появляется как богиня этого города в источниках между четвертым тысячелетием до нашей эры и парфянским периодом . [ 13 ] Список богов Ан = Анум объясняет Уркаиту как имя Инанны из Урука в строке 117 на табличке IV: dInanna-Unu7ki = Аш-ка-и-ту. [ 2 ] В неоассирийском гимне Наная Уркаиту вместо этого выступает в качестве ее эпитета. [ 9 ] Однако в источниках из Урука нововавилонского периода она выступает как независимая богиня. [ 10 ] Тем не менее в плаче по Думузи того же периода этот теоним по-прежнему рассматривается как эпитет Инанны. [ 9 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самые старые свидетельства теонима Уркаиту (Уркитум) относятся к древневавилонскому периоду . [ 2 ] хотя невозможно сказать, понималось ли это уже в то время как имя отдельной богини. [ 9 ] В тексте из Киша упоминается жрец САНГА из Уркаиту, присутствие которого в этом городе, скорее всего, было следствием переноса культов из Урука на север во время правления Самсу-илуны . [ 10 ] теофорные имена, такие как Уркитум-умми («Уркайиту — моя мать») или Силли-Уркитум («Уркайту — моя защита»). Известны также [ 2 ]
Ссылки на Уркаиту встречаются в ряде неоассирийских текстов. [ 9 ] Она числится среди божеств, которые Шамши-Адад V забрал из Дера . [ 10 ] Ашшурбанипал в одной из своих надписей утверждает, что он привез ее обратно к Эанне в Уруке из Элама вместе с Наная и Усур-амассу . [ 14 ]
Уркаиту хорошо представлен в текстах нововавилонского Урука. [ 8 ] По словам Поля-Алена Болье, она принадлежала к группе, которую он называет «спутницами Иштар», пентаде богинь, четырьмя другими членами которой были сама Иштар /Инанна, Наная, Белту-ша-Реш и Усур-амассу. [ 15 ] Особенно тесно она была связана с последним из этих божеств. [ 16 ] В источниках из нововавилонского Урука они всегда располагаются в паре друг с другом в списках приношений. [ 17 ] Также предполагалось, что Уркаиту поклонялись в храме Усур-амассу. [ 18 ] Бит Хилши («дом прессования», вероятно, аптека с садом лекарственных растений ), входивший в комплекс Эанна, описывался как их совместное владение. [ 19 ] Они также появляются вместе в тексте о чистке одеяла ( taḫapšu ), принадлежавшего им обоим. [ 20 ] Единственный сохранившийся культовый календарь нововавилонского Урука указывает на то, что в месяце Кислиму фестиваль, называемый кинуну («жаровня» или «огненная церемония»). в честь Уркаиту, Усур-амассу и Иштар проводился [ 21 ] Ее также праздновали во время церемонии, включающей процессию ( тэбу ). [ 22 ] Согласно спискам пожертвований, она получила соль, финики, хлеб, зерно, кунжутное масло и мясо. [ 23 ] Кроме того, известны упоминания о тиаре, украшенной растительными мотивами, диадеме, украшенной бусами из сердолика , и различных украшениях, считавшихся ее имуществом. [ 24 ] Два названия водотоков , упоминающих Уркаиту, засвидетельствованы в нововавилонских текстах из Урука: Харру-ша-Уркаиту и Нару-ша-Уркайиту, хотя они могут относиться к одному и тому же топографическому объекту. [ 20 ] Она также засвидетельствована в теофорных названиях этого города, таких как Уркаиту-табат («Уркаиту доброжелательный») и Ина-шилли-Уркайиту («Под защитой Уркаиту»), а также за его пределами, например Уркаиту-Эреш. [ 8 ]
Документ времен правления Дария I указывает на то, что Уркаиту все еще поклонялись при правлении Ахеменидов . [ 8 ] Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что в последующий период Селевкидов она и Усур-амассу были заменены Белет-Сери и Шаррахиту в местном пантеоне Урука. [ 25 ] Однако совсем недавно Джулия Крул отметила, что она все еще упоминается в источниках Селевкидов и появляется среди божеств, участвующих в фестивале Акиту Иштар в этот период. [ 26 ] Однако, несмотря на то, что ей по-прежнему активно поклоняются, она больше не появляется в теофорных именах в поздних текстах. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с д и Креберник 2014 , с. 418.
- ^ Jump up to: а б Болье 2014 , с. 452.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 133.
- ^ Креберник 2016 , с. 353.
- ^ Джордж 2000 , с. 295.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 113.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Болье 2003 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Болье 2003 , с. 255.
- ^ Jump up to: а б с д Креберник 2014 , с. 419.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 91.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 71.
- ^ Болье 2003 , с. 103.
- ^ Крул 2018 , с. 98.
- ^ Болье 2003 , с. 179.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 103.
- ^ Болье 2003 , с. 261.
- ^ Болье 2003 , с. 229.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 120.
- ^ Jump up to: а б Болье 2003 , с. 230.
- ^ Крул 2018 , с. 198.
- ^ Болье 2003 , с. 263.
- ^ Болье 2003 , стр. 259–261.
- ^ Болье 2003 , стр. 257–258.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 132.
- ^ Крул 2018 , стр. 68–69.
- ^ Крул 2018 , с. 73.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Болье, Поль-Ален (2014), «Урук А. III. Филологич. Им 1. Яртаусенд · Урук А. III. Филологический. В 1-м тысячелетии до н.э.» , Reallexikon der Assyriologie , получено 14 октября 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-004-0 . Проверено 16 октября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014), «Urkītum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 октября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2016), «Божества-близнецы» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 16 октября 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943 . ISBN 9789004364936 .