Jump to content

Бельту-ша-Рас

Бельту-ша-Рас
Богиня-защитница Решского храма
Член пентады Урука.
Главный культовый центр Урук

Белту-ша-Реш была месопотамской богиней, связанной с храмом или храмами, носившими имя Реш. Она упоминается только в источниках из Урука нововавилонского периодов и селевкидского . В первом случае она принадлежала к пентаде главных божеств города наряду с Иштар , Наная , Усур-амассу и Уркаиту . В последнем она выполняла функции божества-защитника нового храмового комплекса, посвященного Ану и Анту .

Имя и характер

[ редактировать ]

Теоним Белту-ша-Реш можно перевести как «Леди-Реш». [ 1 ] или «Хозяйка Решского храма». [ 2 ] Ее личность остается неопределенной, хотя, по мнению Поля-Алена Болье , ее имя может быть связано с церемониальным названием храма Лугальбанды , расположенного в Куллабе, Э.САГ. [ 1 ] «первейший храм». [ 3 ] Однако остается неясным, связан ли É.SAG с храмом Ану и Анту, засвидетельствованным в документах периода Селевкидов , известным как É.SAG, Rēš или Bit Rēš. [ 1 ] Юлия Крул в недавнем исследовании приходит к выводу, что происхождение названия остается загадкой, поскольку в настоящее время не известно никаких определенных свидетельств существования храма, называемого Реш, до первых упоминаний о Белту-ша-Реш. [ 4 ] Она считает возможным, что упомянутый Реш мог быть названием сооружения, построенного в Уруке в неоассирийский период , которое позже было заброшено, но чье имя сохранялось до периода Селевкидов, когда оно было присвоено новому комплексу. [ 5 ]

Иеремия Петерсон в исследовании списков богов в 2009 году предположил, что теоним д Лу 2 -saĝ-ĝa , найденный в списке богов Ниппура , но в остальном совершенно неизвестный, который, по его мнению, может представлять собой божество, представляющее божественный аналог «придворного евнуха» ( lu 2 -saĝ ), может быть связан с более поздним Бэлту- ša-Rēš, так как аккадский перевод названия соответствующей должности — ša reši(m) . [ 6 ] Однако впоследствии он отказался от этого предложения в опечатке, опубликованной в ассириологическом периодическом журнале Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires , поскольку имя Бельту-ша-Реша этимологически не связано с ša reši(m) . [ 7 ]

Наиболее распространенное написание имени в нововавилонских источниках — д ГАШАН- ШАГ , однако д ГАШАН ша ре-э-шу и д ГАШАН ша реш-шу также засвидетельствованы. [ 1 ] Еще один вариант встречается в более поздних источниках Селевкидов: д ГАШАН Ша и САГ. [ 8 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Единственные известные упоминания о Белту-ша-Реше происходят из текстов нововавилонского и селевкидского Урука . [ 1 ] Однако было высказано предположение, что ей, возможно, поклонялись здесь уже в предшествующий неоассирийский период . [ 5 ]

По мнению Поля-Алена Болье, Белту-ша-Реш принадлежала к пентаде главных богинь нововавилонского Урука, а другими четырьмя членами этой группы были Иштар , Наная , Усур-амассу и Уркаиту . [ 9 ] Вместо этого Джоан Гудник Вестенхольц пришла к выводу, что она, Иштар и Наная образовали триаду, хотя она также считала возможным предложение пентады. [ 2 ] Как и другим членам окружения Иштар, Белту-ша-Решу поклонялись в храмовом комплексе Эанна . [ 8 ] В число предлагаемых ей товаров входили соль, финики, ячмень, эммер, мука, мерсу (разновидность пирога), а также мясо различных животных, в том числе волов, овец, гусей, уток и горлиц. [ 10 ] Драгоценности, описанные как ее собственность, в том числе нагрудное украшение в форме полумесяца, также упоминаются в архиве Эанны. [ 11 ]

В период Селевкидов слово Белту-ша-Реш встречается как в ритуальных, так и в юридических текстах. [ 12 ] Как и другие божества из окружения Иштар, она была переселена в новый храм Иригал. [ 8 ] Также предполагается, что она выполняла функции богини-защитницы храмового комплекса Реш. [ 2 ] [ 4 ] новая структура, посвященная Ану и Анту. [ 13 ] Однако в настоящее время невозможно с уверенностью установить, существовала ли в ее внутреннем святилище отдельная святыня, посвященная ей, как иногда предполагалось. [ 5 ]

. Теофорные имена, связанные с Белту-ша-Решем, неизвестны [ 14 ] По мнению Юлии Крул, ее отсутствие среди них могло быть связано с ее ролью божества-защитника Реша, поскольку вместо этого сама структура могла упоминаться в именах, причем имя Арад-Реш появлялось в документах Селевкидов более ста раз. [ 15 ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5186bbb9b29361ea32a65ea8049806f7__1723937640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/f7/5186bbb9b29361ea32a65ea8049806f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bēltu-ša-Rēš - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)