Бельту-ша-Рас
Бельту-ша-Рас | |
---|---|
Богиня-защитница Решского храма | |
Член пентады Урука. | |
Главный культовый центр | Урук |
Белту-ша-Реш была месопотамской богиней, связанной с храмом или храмами, носившими имя Реш. Она упоминается только в источниках из Урука нововавилонского периодов и селевкидского . В первом случае она принадлежала к пентаде главных божеств города наряду с Иштар , Наная , Усур-амассу и Уркаиту . В последнем она выполняла функции божества-защитника нового храмового комплекса, посвященного Ану и Анту .
Имя и характер
[ редактировать ]Теоним Белту-ша-Реш можно перевести как «Леди-Реш». [ 1 ] или «Хозяйка Решского храма». [ 2 ] Ее личность остается неопределенной, хотя, по мнению Поля-Алена Болье , ее имя может быть связано с церемониальным названием храма Лугальбанды , расположенного в Куллабе, Э.САГ. [ 1 ] «первейший храм». [ 3 ] Однако остается неясным, связан ли É.SAG с храмом Ану и Анту, засвидетельствованным в документах периода Селевкидов , известным как É.SAG, Rēš или Bit Rēš. [ 1 ] Юлия Крул в недавнем исследовании приходит к выводу, что происхождение названия остается загадкой, поскольку в настоящее время не известно никаких определенных свидетельств существования храма, называемого Реш, до первых упоминаний о Белту-ша-Реш. [ 4 ] Она считает возможным, что упомянутый Реш мог быть названием сооружения, построенного в Уруке в неоассирийский период , которое позже было заброшено, но чье имя сохранялось до периода Селевкидов, когда оно было присвоено новому комплексу. [ 5 ]
Иеремия Петерсон в исследовании списков богов в 2009 году предположил, что теоним д Лу 2 -saĝ-ĝa , найденный в списке богов Ниппура , но в остальном совершенно неизвестный, который, по его мнению, может представлять собой божество, представляющее божественный аналог «придворного евнуха» ( lu 2 -saĝ ), может быть связан с более поздним Бэлту- ša-Rēš, так как аккадский перевод названия соответствующей должности — ša reši(m) . [ 6 ] Однако впоследствии он отказался от этого предложения в опечатке, опубликованной в ассириологическом периодическом журнале Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires , поскольку имя Бельту-ша-Реша этимологически не связано с ša reši(m) . [ 7 ]
Наиболее распространенное написание имени в нововавилонских источниках — д ГАШАН- ШАГ , однако д ГАШАН ша ре-э-шу и д ГАШАН ша реш-шу также засвидетельствованы. [ 1 ] Еще один вариант встречается в более поздних источниках Селевкидов: д ГАШАН Ша и САГ. [ 8 ]
Поклонение
[ редактировать ]Единственные известные упоминания о Белту-ша-Реше происходят из текстов нововавилонского и селевкидского Урука . [ 1 ] Однако было высказано предположение, что ей, возможно, поклонялись здесь уже в предшествующий неоассирийский период . [ 5 ]
По мнению Поля-Алена Болье, Белту-ша-Реш принадлежала к пентаде главных богинь нововавилонского Урука, а другими четырьмя членами этой группы были Иштар , Наная , Усур-амассу и Уркаиту . [ 9 ] Вместо этого Джоан Гудник Вестенхольц пришла к выводу, что она, Иштар и Наная образовали триаду, хотя она также считала возможным предложение пентады. [ 2 ] Как и другим членам окружения Иштар, Белту-ша-Решу поклонялись в храмовом комплексе Эанна . [ 8 ] В число предлагаемых ей товаров входили соль, финики, ячмень, эммер, мука, мерсу (разновидность пирога), а также мясо различных животных, в том числе волов, овец, гусей, уток и горлиц. [ 10 ] Драгоценности, описанные как ее собственность, в том числе нагрудное украшение в форме полумесяца, также упоминаются в архиве Эанны. [ 11 ]
В период Селевкидов слово Белту-ша-Реш встречается как в ритуальных, так и в юридических текстах. [ 12 ] Как и другие божества из окружения Иштар, она была переселена в новый храм Иригал. [ 8 ] Также предполагается, что она выполняла функции богини-защитницы храмового комплекса Реш. [ 2 ] [ 4 ] новая структура, посвященная Ану и Анту. [ 13 ] Однако в настоящее время невозможно с уверенностью установить, существовала ли в ее внутреннем святилище отдельная святыня, посвященная ей, как иногда предполагалось. [ 5 ]
. Теофорные имена, связанные с Белту-ша-Решем, неизвестны [ 14 ] По мнению Юлии Крул, ее отсутствие среди них могло быть связано с ее ролью божества-защитника Реша, поскольку вместо этого сама структура могла упоминаться в именах, причем имя Арад-Реш появлялось в документах Селевкидов более ста раз. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Болье 2003 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 104.
- ^ Джордж 1993 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Крул 2018 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с Крул 2018 , с. 91.
- ^ Петерсон 2009 , стр. 89–90.
- ^ Петерсон 2009a , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с Крул 2018 , с. 90.
- ^ Болье 2003 , с. 179.
- ^ Болье 2003 , стр. 221–224.
- ^ Болье 2003 , стр. 217–218.
- ^ Крул 2018 , с. 71.
- ^ Джордж 1993 , с. 137.
- ^ Крул 2018 , с. 70.
- ^ Крул 2018a , с. 353.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943 . ISBN 9789004364936 .
- Круль, Юлия (2018a). «Некоторые наблюдения о поздних урукских теофорических именах» . Пересекая границы Исследования по истории культуры древнего Востока: Фестиваль Ганса Ноймана к его 65-летию 9 мая 2018 года . Мюнстер: Зафон. ISBN 3-96327-010-1 . OCLC 1038056453 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Петерсон, Иеремия (2009a). «Дополнения и исправления к AOAT 362, Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в университетском музее Филадельфии» (PDF) . Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires (NABU) (4). ISSN 0989-5671 .