Jump to content

Хурритские первобытные божества

(Перенаправлено с Амматины Энны )
Сначала как профессия
Первобытные божества в хурритской мифологии
Часть рельефа из Язылыкая с изображением первобытных богов. [ 1 ]
Другие имена Энна туренна , каруилис Шюнеш , каттереш Шюнеш , такнаш Шюнеш
Эквиваленты
Месопотамский эквивалент Предки Энлиля
Угаритовый эквивалент Илиб

Хурритские первобытные божества считались ранним поколением богов в хурритской мифологии . разнообразные хурритские , хеттские и аккадские Для их обозначения могли использоваться ярлыки. Считалось, что они обитают в подземном мире, где их, по-видимому, заключил Тешуб . Отдельные тексты содержат множество различных списков первобытных божеств, известно около тридцати имен, хотя многие из них засвидетельствованы очень скудно. Некоторые из них были получены из Месопотамии, но другие могли иметь имена, происходящие из хурритского языка или языкового субстрата . Конкретных культовых центров первобытных божеств не выявлено, и им поклонялись не все хурритские общины. Они также были включены в хеттскую религию , предположительно из Киццуватны или Сирии . Подношения им делались в жертвенных ямах, примеры которых были выявлены в Уркеше и Хаттусе . Первобытные божества также появляются в ряде хурритских мифов, включая несколько разделов « Кумарби» Цикла и «Песни освобождения». .

Терминология

[ редактировать ]

В хеттитологии и ассириологии хурритские первобытные божества по-разному именуются «первобытными божествами», [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] «первобытные боги», [ 5 ] «бывшие боги» [ 2 ] [ 6 ] или «древние боги». [ 7 ] [ 8 ] На хурритском языке их описывали как энна туренна («низшие боги») или амматина энна («божественные предки», буквально «божественные деды»). [ 9 ] [ 6 ] Андреа Трамери предполагает, что термин энна туренна имел более широкое значение и что он относился ко всем божествам подземного мира , включая более конкретную группу, обозначенную как ammatina enna . [ 8 ]

На хеттском языке эта же группа называлась karuilieš šiuneš , «первобытные боги» или kattereš šiuneš , «низшие боги». [ 10 ] [ а ] Оба термина были кальками с хурритского языка. [ 8 ] Их также можно было назвать такнаш шиунеш , «боги подземного мира» или «боги земли». [ 3 ] логографическое («аккадографическое») письмо А-НУН-НА-КЕ 4 . Засвидетельствовано также [ 12 ] Первоначально этот термин относился к главным божествам, принадлежащим месопотамскому пантеону , но в более поздние времена в аккадских текстах он стал функционировать как ярлык, обозначающий божеств подземного мира. [ 8 ] Более того, хурритскую группу первобытных божеств можно было описать аккадской фразой ilū ša dārâti , «боги вечности». [ 13 ]

Характер

[ редактировать ]

Первобытные божества считались представителями ранних поколений богов, которые предшествовали возвышению главы хурритского пантеона Тешуба до ранга царя богов . [ 14 ] По мнению Альфонсо Арчи, хурриты получили идею о нескольких последовательных поколениях божеств из Месопотамии. [ 6 ] Первобытных божеств можно было назвать божественными предками других фигур. [ 4 ] Считалось, что они обитают в подземном мире. [ 10 ] которую хурриты называли «темной землей», timri eže . [ 12 ] Этот термин также мог быть заимствован на хеттский язык как dankuiš daganzipaš . [ 15 ] На основании отрывка из ритуала очищения (KBo 10.45 + ABoT 2.30) считалось, что их пригнал туда Тешуб, который впоследствии сделал для них стандартным подношением птиц вместо крупного рогатого скота и овец. [ 16 ] Предположительно, они поселились там после противостояния, произошедшего либо во время поисков Тешуба царской власти среди богов, либо вскоре после его восшествия на трон. мир. [ 17 ] Как божества подземного мира, они отвечали за очищение и должны были привлекать нечистоту и невзгоды в свое царство. [ 18 ] Однако в случае месопотамских божеств , вошедших в состав хурритской группы, связь с подземным миром имела второстепенное значение. [ 19 ] Их включение в группу могло отражать их восприятие в районах на периферии сферы месопотамского культурного влияния, где их вполне можно было рассматривать как первобытных фигур. [ 20 ]

Первозданные божества были связаны с Кумарби , [ 21 ] высокопоставленный хурритский бог. [ 22 ] Они появляются как его союзники в мифах. [ 23 ] Они также могут быть связаны с Аллани . [ 21 ] богиня, считавшаяся королевой подземного мира. [ 12 ] В хеттских источниках они могли появиться рядом с богиней Солнца и Земли . [ 24 ] который был отождествлен с ней. [ 15 ] В хурритском ритуальном тексте KBo 17.94 первобытные божества связаны с Ишхарой . [ 25 ] Предположительно, эта связь отражает собственные связи этой богини с подземным миром и умершими. [ 26 ] Альфонсо Арчи отмечает, что общая связь с первобытными божествами и подземным миром могла, в свою очередь, повлиять на хорошо засвидетельствованную связь между Ишхарой ​​и Аллани. [ 5 ]

Списки первобытных божеств

[ редактировать ]

Хурро-хеттские ритуальные тексты не установили единого канонического списка первобытных божеств. [ 18 ] Их количество в отдельных источниках варьируется: засвидетельствовано наличие групп из пяти, семи, восьми, десяти, двенадцати и пятнадцати человек. [ 27 ] Из них семь и двенадцать — наиболее повторяющиеся числа. [ 12 ] Последний олицетворял полноту. [ 27 ] Всего известно около тридцати имен отдельных первобытных божеств, но точная личность многих из них остается неясной. [ 28 ] Наиболее часто упоминаемая последовательность состоит из Нара, Намшара, Минки, Аммунки, Аммизаду, Тухуши, Алалу , Ану , Анту , Апанту, Энлиль и Нинлиль . [ 29 ] Имена многих первобытных божеств располагались в текстах рифмующимися парами, по мнению Петра Тарачи [ де ] по магическим причинам. [ 30 ] Триады также засвидетельствованы. [ 31 ]

Гернот Вильгельм [ де ] утверждает, что тот факт, что группа относилась к ammatina enna , «божественным дедам», указывает на то, что все семь наиболее засвидетельствованных божеств, принадлежащих к этой категории (Нара, Намшара, Минки, Аммунки, Аммизаду, Тухуши, Алалу), были все мужской. [ 32 ] Это предположение разделяет и Амир Гилан. [ 33 ] Он также отмечает, что двенадцать первобытных божеств, изображенных в Язылыкая, тоже являются мужчинами, но также что в дополнение к группе из семи, возможно, мужских богов, в текстовых источниках засвидетельствованы женщины-члены этой группы. [ 4 ] Примеры включают Апанту [ 34 ] и Зульки. [ 19 ]

Петр Тарача интерпретирует списки первобытных божеств, засвидетельствованные в различных текстах, как комбинации фигур, полученных из Месопотамии и из «местного субстрата ». [ 30 ] Он также утверждает, что некоторые из их имен хурритские . [ 35 ] По мнению Гернота Вильгельма, многие имена, не имеющие месопотамского происхождения, не могут быть объяснены ни на каком языке и могли возникнуть в современной Сирии. [ 12 ] Он также отмечает, что отсутствие первобытных божеств в источниках Митанни делает неправдоподобным предположение о том, что группа возникла в Верхней Месопотамии , как иногда предполагают. [ 32 ] Фолькерт Хаас утверждает, что их имена были получены хурритами из несемитского языка -основы, а позднее к группе были добавлены месопотамские божества. [ 36 ] Вместо этого Альфонсо Арчи утверждает, что некоторые имена представляют собой искаженные формы месопотамских теонимов, что, возможно, отражает ранний перенос. [ 37 ]

Заверенные отдельные имена

[ редактировать ]
Имя Источник Подробности
Аби хурритский [ 38 ] Аби, «яма», можно было призывать среди первобытных божеств, о чем свидетельствует ритуал CTH 446. [ 19 ] По мнению Альфонсо Арчи, это название следует понимать как ссылку на обожествленную жертвенную яму, используемую для вызова божеств из подземного мира. [ 39 ] Эту фигуру можно было рассматривать как персонифицированное божество, но она не играла никакой роли вне ритуалов. [ 34 ] Билли Джин Коллис утверждает, что обожествление было призвано лишь отразить сверхъестественные свойства, заложенные в сооружение. [ 24 ]
Адунтарри
приключение [ 40 ]
Сирийский [ 40 ] Адунтарри считался божественным провидцем ( меньше ХАЛ). [ 19 ] Название указывает на то, что его считали мужским божеством. [ 41 ] В ритуалах он образовывал триаду с Ирпитигой и Зульки. [ 42 ] Суффикс -тера присутствует в ряде теонимов, предположительно возникших в Сирии , и на этом основании утверждалось, что он мог изначально быть божеством западно-семитской говорящей группы из этой области. [ 40 ]
Алалу Месопотамский [ 30 ] Алалу считался первым «царем небес», свергнутым Ану и вынужденным бежать на «темную землю». [ 33 ] Уилфред Дж. Ламберт предположил, что этот эпизод мог быть заимствован из неизвестного в настоящее время месопотамского мифа. [ 43 ] В некоторых случаях Алалу появляется в последовательности с Кумарби , что может отражать мнение, что их считали отцом и сыном. [ 44 ]
Амиззаду
Волны [ 45 ]
Месопотамский [ 30 ] или сирийский [ 46 ] По словам Альфонсо Арчи, имя Амизаду заканчивается семитским женским суффиксом : [ 45 ] хотя также утверждалось, что это мужское начало. [ 46 ] [ 33 ] Сходство с именем вавилонского царя Аммизадуги случайно . [ 37 ] Она часто появляется рядом с Алалу. [ 46 ] Под именем Амаза ей также поклонялись в Эмаре вместе с ним, возможно, как божеству подземного мира. [ 45 ] Было высказано предположение, что ее считали аналогом месопотамской богини Белили . [ 46 ]
Анту Месопотамский [ 30 ] Анту по происхождению был супругой месопотамского бога Ану. [ 47 ] В некоторых случаях в договорах появляется триада, состоящая из них обоих и Апанту. [ 27 ]
штукаджиг Месопотамский [ 30 ] Ану был месопотамским богом неба. [ 47 ] В отличие от других членов группы, считалось, что он не обитал в подземном мире, и его связь с ними полностью зависела от его характера как первобытного божества. [ 34 ]
Апанту Месопотамский [ 12 ] Характер Апанту малоизвестен, и Альфонсо Арчи описал ее как «бесцветную». [ 18 ] В ритуалах она составляла пару с Анту. [ 30 ] Гернот Вильгельм считает ее божеством месопотамского происхождения. [ 12 ] По словам Арчи, ее имя было создано «в созвучии с Анту». [ 18 ] и, похоже, заканчивается семитским женским суффиксом. [ 45 ]
Эльта Угаритовый [ 44 ] Хотя в ранних исследованиях высказывалось предположение, что Эльтара является искаженной формой Латарака , [ 37 ] сегодня предполагается, что это сочетание имени угаритского бога Эла и элемента -тара . [ 44 ] Указанный суффикс может быть тем же, что и в имени Адунтарри (Адунтера). [ 40 ] Известен миф, в котором Эльтара, по всей видимости, выступает в роли царя богов. [ 48 ] Он также появляется в ритуальном тексте КУБ 45.28, хотя большой роли в сфере культа не играл. [ 49 ] Он также отсутствует в договорах. [ 44 ]
Энлиль Месопотамский [ 30 ] Энлиль изначально был месопотамским богом, считавшимся главой пантеона. [ 47 ] Хотя он хорошо засвидетельствован в договорах, он появляется как одно из первобытных божеств в ритуальном тексте только один раз, наряду с Апанту. [ 27 ]
Ирпитига хурритский [ 50 ] Ирпитига был мужским божеством. [ 40 ] обращался к нему как к «господину суда». [ 30 ] Хотя утверждалось, что он также был известен как «повелитель земли», [ 50 ] [ 19 ] возможно, это неправильное понимание логографического написания предыдущего названия. [ 42 ]
Кумарби хурритский [ 51 ] Кумарби был одним из главных хурритских божеств. [ 52 ] В некоторых договорах он причислялся к первобытным божествам как один из трёх древних «царей небес». [ 12 ] В таких случаях он занимает обычное место Апанту. [ 18 ]
Минки и Амунки Месопотамский [ 53 ] Минки (Мунки) и Амунки образовали пару. [ 30 ] Утверждалось, что они оба произошли от месопотамской пары Энки и Нинки , [ 37 ] [ 36 ] первое поколение предков Энлиля . [ 54 ] [ б ] Уилфред Г. Ламберт отметил, что их имена могут быть фонетическими вариантами Энки и Нинки, иначе не сохранившимися в письменной форме. [ 53 ] Однако остается неизвестным, были ли Амунки и Минки парой мужчина-женщина или вместо этого двумя божествами одного пола. [ 46 ]
Мунтара и Мутмунтара возможно, западно-семитский [ 29 ] Мунтара и Мутмунтара образовали пару. [ 30 ] хотя оба они также засвидетельствованы отдельно друг от друга. [ 29 ] Они появляются только в ритуалах. [ 45 ] Их имя могло содержать тот же суффикс, что и имена Адунтерри, Эльтара и Мутмунтара, и поэтому могло иметь западно-семитское происхождение. [ 29 ] По словам Фолькерта Хааса, один из двоих мог быть мужчиной, а другой женщиной. [ 36 ]
Намшара
Напшара [ 12 ]
возможно, месопотамский [ 56 ] По мнению Альфонсо Арчи, имя Намшара могло быть искаженной формой месопотамского теонима Энмешарра , одного из предков Энлиля . [ 56 ] Ранее предполагалось, что это название является искажением Намтара . [ 37 ]
Нара возможно, месопотамский [ 29 ] Нара составляла пару с Намшарой в ритуалах. [ 30 ] В хеттских договорах они являются первыми из перечисленных пар первобытных божеств. [ 13 ] Было высказано предположение, что этот теоним был производной или искаженной формой Нарру, эпитета Энлиля, но это остается неопределенным. [ 29 ] В Малитте Наре поклонялись в виде деревянной статуи быка. [ 29 ]
Нинлиль Месопотамский [ 30 ] Нинлиль, составлявшая пару с Энлилем, по происхождению была месопотамской богиней. [ 30 ] Она не появляется в ритуальных текстах. [ 27 ]
Таштара
Тайштара [ 30 ]
Таштара составляла пару с Эльтарой в ритуалах. [ 30 ] По мнению Фолькерта Хааса, возможно, одно из этих двух божеств было мужчиной, а другое женщиной. [ 36 ]
Душить Неизвестный [ 57 ] Тухуши образовал триаду с Минки и Амунки. [ 58 ]
Зульки Зульки считался божественным провидцем. [ 30 ] конкретно как толкователь снов( ФУНКЦИЯ СЛЕДУЮЩИЙ). [ 19 ] Название указывает на то, что она была женским божеством. [ 41 ]

В дополнение к перечисленным выше божествам, менее хорошо засвидетельствованные первобытные хурритские божества включают Аламму, Эллуиту, Напирру, Ундурупу. [ 59 ] и пары Ашша и Апашта [ 45 ] и Аунамуду и Иянду. [ 30 ] Более того, в одном хеттском договоре среди них фигурирует божество, обозначаемое шумерограммой NIN.É.GAL . [ 60 ] анонимные божественные предки множества хурритских божеств, в том числе Тешуб, Чепат , Шаушка , Шимиге , Нингаль и Леллури упоминаются Кроме того, в ритуальных текстах из Киццуватны . [ 56 ] В двух случаях, Шаушке и Шимиге, все предки считаются одного пола, соответственно женского и мужского пола. [ 61 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Предполагается, что поклонение первобытным божествам было частью традиций хурритов, живших в Сирии и Киццуватне , но это не засвидетельствовано в митаннийских источниках. [ 58 ] Альфонсо Арчи на этом основании пришел к выводу, что их нельзя считать панхурритскими божествами. [ 45 ] Ритуальные тексты не связывают их с конкретным культовым центром. [ 62 ]

Общение с первобытными божествами требовало подготовки специальных ям, обычно располагавшихся на открытом воздухе. [ 63 ] Один из примеров такого сооружения был выявлен при раскопках Уркеша . [ 64 ] Он датируется 2300 годом до нашей эры, имеет пять метров в диаметре и может иметь глубину семь метров, хотя в период с 1999 по 2004 год экскаваторы проникли в землю только на шесть метров. [ 65 ] Первоначально его цель была неясной: раннее предложение заключалось в том, чтобы идентифицировать его как тщательно продуманное захоронение в гробнице , но в конечном итоге оно было установлено на основе присутствия многочисленных останков фауны и других предметов, идентифицированных как подношения. [ 66 ] Однако, хотя более поздние источники указывают, что божества подземного мира получали в качестве подношения птиц, в яме Уркеш вместо этого содержатся останки поросят, щенков, овец, коз и ослов. [ 67 ] Первые два из этих животных не были типичными жертвоприношениями, и на основании свидетельств более поздних ритуалов предполагается, что они использовались в качестве средств очищения . [ 68 ]

Хеттский прием

[ редактировать ]

Первобытные божества хурритов были включены в хеттскую религию . [ 30 ] Скорее всего, они были получены в четырнадцатом веке до нашей эры из северной Сирии или Киццуватны. [ 58 ] Хетты знали о традиции делать им подношения в ямах, и возможные примеры таких сооружений были выявлены при раскопках в Хаттусе . [ 38 ] Для обозначения ям для подношений в хеттских текстах использовалось несколько терминов, в том числе хатешшар , патешшар , ваппу , апи и шумерограмма ARÀḪ («яма для хранения»). [ 24 ] Как группа, первобытные божества получали подношения в таких ритуалах, как CTH 446, 447 и 449. [ 3 ] Однако у них не было устоявшегося культа, а связанные с ними церемонии проводились лишь в ответ на конкретные события. [ 24 ] Одним из примеров является ритуал, призванный помочь очистить дом от крови, который должен был длиться два дня и включал изготовление статуй первобытных божеств из глины с берега реки, окропленной маслом и медом, и принесение им в жертву птиц. [ 69 ] В тексте KBo 23.7 описывается призыв группы, совершенный священником САНГА на горе Иррана, во время которого пелась «Песнь призывания первобытных божеств». [ 70 ]

Первобытные божества также выступают в качестве божественных свидетелей в договорах. [ 30 ] Самым старым примером, в котором еще не используются их индивидуальные имена, является CTH 139, датированный правлением Арнуванды I , где они перечислены отдельно от «богов неба и богов земли», группировки, которая, согласно ранее хаттско -хеттская традиция уже включала божеств подземного мира местного происхождения. [ 71 ] Полученное хурритское представление о божествах подземного мира отличалось от более раннего анатолийского представления, которое не представляло их как более раннее поколение. [ 72 ] Когда их отдельные имена перечисляются в хеттских договорах, их перечисляется двенадцать, за исключением договора с Алаксанду , в котором перечислены только девять, [ 18 ] а именно Нара, Напшара, Амунки, Тухуши, Аммецзаду, Алалу , Кумарби , Энлиль и Нинлиль . [ 73 ]

Предполагается, что группу из двенадцати богов с рельефов святилища Язылыкая , одетых в остроконечные шапки и вооруженных изогнутыми мечами, можно интерпретировать как изображение хурритских первобытных божеств. [ 19 ]

Мифология

[ редактировать ]

Первобытные божества появляются в многочисленных мифах, принадлежащих к так называемому Кумарби Циклу . [ 33 ] В «Песне о возникновении» , также известной как «Песнь о Кумарби» или «Царство на небесах» , [ 74 ] в прозвучании рассказчик предлагает им послушать сказку:

[Я воспеваю Кумарби, Отца Богов.] Первобытные Божества, которые [находятся в Темной Земле(?)] – пусть [эти] важные [Первобытные] Божества слушают! Пусть Нара, [Напшара, Минки] и Аммунки послушают! Пусть Аммецзаду [и...], отец и мать [...], послушают! Пусть [Энлиль и Апанду], отец и мать Ишхары, послушают! [ с ] Пусть Энлиль [и Нинлиль], весомые и вечные божества, [довольные (?)] и тихие, послушают! [ 76 ]

Принято считать, что обращение к этой группе отражало их характер как представителей более раннего поколения богов, которые были непосредственными свидетелями описанных событий. [ 33 ] По словам Альфонсо Арчи, список первобытных божеств, использованный в хеттских договорах, частично совпадает с этим перечислением и может быть получен на его основе. [ 18 ] Амир Гилан считает это литературным приемом и заключает, что нельзя предполагать, что он соответствует использованию их в ритуальной обстановке. [ 77 ]

В « Песне о ЛАММЕ » первобытные божества упоминаются во время спора между одноименным персонажем и Кубабой , который вращается вокруг нежелания первого чтить их. [ 78 ] В более позднем разделе Эа решает избавиться от ЛАММЫ, который временно стал царем богов, и объявляет о своем плане Наре, обращаясь к нему как к брату и приказав ему собирать различных животных для неизвестной цели. [ 79 ] Согласно интерпретации Фолькерта Хааса , в «Песне о Кедамму» Эа вместе с Кумарби обращается к первобытным божествам, когда он ругает его на божественном собрании из-за опасности, которую его замыслы представляют для человечества. [ 80 ] В « Песне об Улликумми » Эа просит первобытных божеств принести ему инструмент, который когда-то давно использовался для отделения убежища от земли, который он впоследствии использует, чтобы отделить Улликумми от плеча Упеллури . [ 81 ]

Во фрагменте мифа (КУБ 33, 105:10) Тешуб утверждает, что получил мудрость от Нары. [ 82 ] плохо сохранившийся отрывок из « Песни о возникновении» . По мнению Амира Гилана, на это событие также может намекать [ 33 ]

Изгнание первобытных божеств в подземный мир упоминается в мифе «Эа и Зверь» . [ 83 ] [ 77 ] Это сочинение, которое может быть частью Цикла Кумарби , описывает длинную пророческую речь, данную суппаланцой , до сих пор неопознанным животным, Эа, которая, по-видимому, описывает деяния Тешуба, включая изгнание неуказанных противников в подземный мир, где они будет удерживаться на месте с помощью веревок. [ 84 ] Еще один фрагментарный миф, иногда классифицируемый как часть того же цикла, KBo 22.87, описывает период, в течение которого одно из первобытных божеств, Эльтара, было царем богов . [ 85 ] Очевидно, речь идет о том, чтобы другие изначальные божества были подняты из подземного мира, чтобы жить с ним на небесах. [ 7 ]

В эпизоде ​​из « Песни Освобождения», интерпретация которого остается предметом споров, первобытные божества сидят с Тешубом во время пира, устроенного для него в подземном мире Аллани . [ 86 ] Гернот Вильгельм [ де ] предполагает, что эта сцена могла быть предназначена для отражения ритуалов умерших королей, которые, как считалось, пировали в подземном мире со своими предками. [ 87 ]

Возможная ссылка на первобытных божеств встречается в так называемом ритуале Маштигга [ де ] (CTH 404), который намекает на эсхатологическое событие, когда «бывшие цари» ( karuilieš LUGAL пюре ), которых Гэри Бекман идентифицирует как ту же самую группу, а не как умерших смертных правителей, «должны вернуться и изучить землю и (ее) обычаи». [ 14 ]

Влияние на других божеств

[ редактировать ]

Карел ван дер Торн сравнивает хурритских первобытных божеств, особенно Алалу , с угаритским богом Илибом , который, по его мнению, развился как подобная фигура, олицетворяющая божественного предка, который, как полагали, правил богами в далеком прошлом. [ 88 ] Альфонсо Арчи отмечает, что хурриты, живущие в Угарите, в свою очередь, разработали образ Эни Аттанни , «бога-отца», «родового предка богов», призванного отражать Илиба. [ 89 ]

Заточение хурритских первобытных божеств в подземном мире сравнивают с судьбой титанов в более поздних греческих мифах . [ 3 ] Было высказано предположение, что эта группа была основана на хурритских божествах. [ 90 ] Зоной контакта, в которой греки познакомились с хурро-хеттской традицией, могла быть Киликия , Кипр или Левант , но неясно, были ли они получены непосредственно от хеттов или другой культуры. [ 91 ] Однако было отмечено, что различия между двумя группами божеств также существуют. [ 92 ] В частности, Титаны редко, если вообще когда-либо, появляются в ритуалах. [ 93 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Альфонсо Арчи подчеркивает необходимость отделить его от ярлыка kattereš karuileš , используемого в хеттских источниках для обозначения Ишдуштайи и Папайи . [ 11 ]
  2. ^ Это божество не следует путать с более известным богом воды, которого также зовут Энки . [ 55 ]
  3. В своей более ранней трактовке текста Гарри Хоффнер оставил невосстановленными имена родителей Ишхары. [ 75 ]
  1. ^ Вильгельм 2014 , стр. 346–348.
  2. ^ Jump up to: а б Хоффнер 1998 , с. 41.
  3. ^ Jump up to: а б с д Бекман 2005 , с. 312.
  4. ^ Jump up to: а б с Гилан 2021 , с. 28.
  5. ^ Jump up to: а б Архи 2002 , с. 33.
  6. ^ Jump up to: а б с Архи 2013 , с. 16.
  7. ^ Jump up to: а б Полвани 2008 , с. 618.
  8. ^ Jump up to: а б с д Трамери 2022 , с. 23.
  9. ^ Тарача 2009 , стр. 125–126.
  10. ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 125.
  11. ^ Архи 2013a , с. 4.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Вильгельм 2014 , с. 346.
  13. ^ Jump up to: а б Вильгельм 1998 , с. 168.
  14. ^ Jump up to: а б Бекман 1997 , с. 571.
  15. ^ Jump up to: а б Коллинз 2015 , с. 224.
  16. ^ Гилан 2021 , с. 31.
  17. ^ ван Донген 2012 , с. 67.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г Архи 1990 , с. 116.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Вильгельм 2014 , с. 347.
  20. ^ Арки 1990 , стр. 120–121.
  21. ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 113.
  22. ^ Хаас 2015 , стр. 168–169.
  23. ^ Хаас 2015 , стр. 89–90.
  24. ^ Jump up to: а б с д Коллинз 2015 , с. 225.
  25. ^ Хаас 2015 , с. 395.
  26. ^ Хаас 2015 , стр. 395–396.
  27. ^ Jump up to: а б с д и Архи 1990 , с. 117.
  28. ^ Лоренц-Линк 2016 , с. 210.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лоренц-Линк 2016 , с. 214.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Тарача 2009 , с. 126.
  31. ^ Арки 1990 , стр. 119–120.
  32. ^ Jump up to: а б Вильгельм 2009 , с. 66.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж Гилан 2021 , с. 29.
  34. ^ Jump up to: а б с Лоренц-Линк 2016 , с. 212.
  35. ^ Тарача 2009 , с. 86.
  36. ^ Jump up to: а б с д Хаас 2015 , с. 112.
  37. ^ Jump up to: а б с д и Архи 1990 , с. 121.
  38. ^ Jump up to: а б Коллинз 2004 , с. 56.
  39. ^ Архи 1990 , с. 126.
  40. ^ Jump up to: а б с д и Лоренц-Линк 2016 , с. 213.
  41. ^ Jump up to: а б Вильгельм 2016 , с. 344.
  42. ^ Jump up to: а б Архи 1990 , с. 118.
  43. ^ Ламберт 2013 , с. 423.
  44. ^ Jump up to: а б с д Полвани 2008 , с. 619.
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж г Архи 1990 , с. 120.
  46. ^ Jump up to: а б с д и Лоренц-Линк 2016 , с. 211.
  47. ^ Jump up to: а б с Вильгельм 2009 , с. 64.
  48. ^ Полвани 2008 , с. 622.
  49. ^ Полвани 2008 , стр. 619–620.
  50. ^ Jump up to: а б Оттен 1980 , с. 158.
  51. ^ Архи 2013 , с. 7.
  52. ^ Тарача 2009 , с. 119.
  53. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 415.
  54. ^ Ламберт 2013 , стр. 414–415.
  55. ^ Ламберт 2013 , с. 417.
  56. ^ Jump up to: а б с Архи 2015 , с. 654.
  57. ^ Вильгельм 2009 , с. 65.
  58. ^ Jump up to: а б с Вильгельм 1997 , с. 216.
  59. ^ Лоренц-Линк 2016 , с. 215.
  60. ^ Лоренц-Линк 2016 , стр. 214–215.
  61. ^ Архи 2013 , с. 17.
  62. ^ Лоренц-Линк 2016 , с. 217.
  63. ^ Гилан 2021 , с. 30.
  64. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 70.
  65. ^ Коллинз 2004 , с. 54.
  66. ^ Коллинз 2004 , стр. 54–55.
  67. ^ Коллинз 2004 , с. 55.
  68. ^ Коллинз 2004 , стр. 55–56.
  69. ^ Гилан 2021 , стр. 31–32.
  70. ^ Гилан 2021 , с. 33.
  71. ^ Архи 1990 , с. 115.
  72. ^ Архи 2013a , с. 16.
  73. ^ Хаас 2015 , стр. 114–115.
  74. ^ Гилан 2021 , с. 23.
  75. ^ Хоффнер 1998 , с. 42.
  76. ^ Гилан 2021 , стр. 27–28.
  77. ^ Jump up to: а б Гилан 2021 , с. 32.
  78. ^ Хоффнер 1998 , с. 46.
  79. ^ Хоффнер 1998 , с. 47.
  80. ^ Хаас 2006 , с. 154.
  81. ^ Хоффнер 1998 , с. 64.
  82. ^ Вильгельм 1998 , с. 169.
  83. ^ Резерфорд 2011 , с. 222.
  84. ^ Резерфорд 2011 , стр. 217–218.
  85. ^ Полвани 2008 , стр. 617–618.
  86. ^ Вильгельм 2013 , с. 188.
  87. ^ Вильгельм 2013 , стр. 188–189.
  88. ^ ван дер Торн 1993 , с. 385.
  89. ^ Архи 2013 , с. 18.
  90. ^ Резерфорд 2020 , с. 159.
  91. ^ Резерфорд 2020 , с. 162.
  92. ^ Резерфорд 2020 , с. 160.
  93. ^ Резерфорд 2020 , с. 161.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: adc0b8de288d52e9d3fad0885aeeb0ce__1715836140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/ce/adc0b8de288d52e9d3fad0885aeeb0ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hurrian primeval deities - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)