Капакоча
Капакоча или Капак-хуча [1] ( Английский : богатый благородный, торжественный, главный, могущественный, королевский, преступление, преступление , без, вина [2] [3] Латиноамериканское написание Capac cocha , Capaccocha , Capacocha , также qhapaq ucha ) был важным жертвенным обрядом среди инков , который обычно включал в себя принесение в жертву детей. [4] Детей обоих полов отбирали со всей империи инков для принесения в жертву на церемониях капакоча . [5] которые совершались в важных святынях, разбросанных по всей империи, известных как вакас или ваакуна . [6]
Церемонии капакоча проходили при нескольких обстоятельствах. Некоторые могли быть предприняты в результате ключевых событий в жизни Сапа Инки , императора инков, таких как его восхождение на престол, болезнь, его смерть, рождение сына. [7] В других случаях церемонии Капакоча проводились, чтобы остановить стихийные бедствия, и проводились на крупных фестивалях или шествиях в важных церемониальных местах. [7] Обоснование этого типа жертвенного обряда обычно понимается как попытка инков обеспечить, чтобы лучшие люди человечества были отправлены присоединиться к их божествам. [5]
Детям, выбранным для принесения в жертву на церемонии капакоча , обычно давали алкоголь и листья коки. [8] и хранится на месте церемонии. Жертвоприношение в основном осуществлялось четырьмя методами: удушение, удар по голове, удушение или захоронение заживо в бессознательном состоянии. [7] [9] правда, если обряд проводился в особенно холодном месте, они могли погибнуть от переохлаждения. [10] [ не удалось пройти проверку ] В некоторых испанских записях говорится, что инки удаляли сердца жертв, но в археологических записях не было обнаружено никаких доказательств этого; кажется более вероятным, что эта практика была засвидетельствована испанцами среди ацтеков и ошибочно приписана также инкам. [7]
Церемония
[ редактировать ]Отбор детей
[ редактировать ]Дети, отобранные для принесения в жертву на церемониях капакоча , были обоих полов и ежегодно передавались государству в качестве дани местными общинами. [7] [11] Ни один регион не был освобожден от вербовки этих детей в жертву; они могли прийти из любого региона империи. [5] Жертвы-мужчины были не старше десяти лет, а девочки могли быть до шестнадцати лет, но при выборе они должны были быть девственницами; они должны были быть идеальными, без пятен даже веснушки или шрама. [12] [ нужна страница ] [7] [11] Инки считали, что только самые чистые дети достойны быть отправленными к богам, поскольку в загробной жизни они будут представителями народа. [7] Для многих семей было большой честью выбрать своего ребенка для церемонии, и часто в жертву приносились дети из знатных семей, чтобы завоевать политическое расположение императора. [13] [7] [11]
В то время как мальчиков немедленно привозили в Куско, молодых девушек, называемых аклла , взятых в жертву, часто поручали мама -куне в «Доме избранных женщин» ( аклла васи ). [14] Выбранные за свою внешность, девушки оставались в этом заведении в течение длительного периода времени и под опекой жриц обучались ткачеству, шитью и приготовлению особых ритуальных напитков, называемых чича . [7] [11] Многие испанские мужчины сравнивали женщин мама -куна с монахинями, поскольку они жили целомудренной жизнью, служа богам. [14] Обычно примерно в возрасте 14 лет девочек делят на три группы. [7] [11] Некоторых девушек посвящали в жрицы и воспитывали девочек, пришедших после них, а самых красивых часто отправляли в качестве дани для принесения в жертву на государственных церемониях капакоча . [14] [11] [7] В противном случае девушек предлагали императору в Куско в качестве служанок или наложниц; или распределялись среди дворян в качестве второстепенных жен. [14] [11] [7]
Капакоча в Куско
[ редактировать ]Жертвоприношение капакоча по началось в столице Куско приказу Сапа Инки . Первым Сапа Инкой, принесшим это жертвоприношение, был Пачакути . [15] [14] Во время празднеств Капакоча в Куско было решено, какой тип и количество подношений каждая святыня или вака получит , о чем инки вели четкий учет. Дань кормили хорошо, а тех, кто был слишком молод, чтобы есть, брали с собой матери, чтобы кормить грудью. [12] Это было сделано для того, чтобы они были сыты и счастливы, когда подготовятся к достижению богов. [12] Дети были разбиты на пары, девочка и мальчик, и одеты прекрасно, как маленькие члены королевской семьи. [5] Их провели вокруг четырех больших статуй Создателя, Бога Солнца, Бога Луны и Бога Грома. [5] Затем Сапа Инка просил священников разделить детей вместе с другими жертвоприношениями на четыре части для каждого из четырех регионов сую . [5] Затем он приказывал священникам принести жертвы в их главной вакуне . [5]
Жертвоприношение в вакуна
[ редактировать ]После церемоний в Куско дети, священники и сопровождающие их товарищи отправились обратно в свои общины. Когда они вернулись, они не следовали по королевской дороге или дороге инков, как пошли, а должны были следовать по прямой линии, возможно, следуя линиям ceque, которые выходили из Куско и вели к ваакуна . Это было долгое и утомительное путешествие через долины, реки и горы, которое могло занять месяцы. [16]
На вершине молодым жертвам давали опьяняющий напиток или другое вещество, чтобы вызвать сон или ступор, якобы для того, чтобы последний ритуал прошел гладко. [8] Если обряд проводился в особенно холодном месте, они могли погибнуть от переохлаждения. [10] В других случаях смерть наступала более насильственным путем. Так было с ребенком из Аконкагуа, получившим сильный удар по голове. [17] а также девушка из Сары Сары и молодая женщина из заснеженного Ампато, [18] тогда как причиной смерти «Царицы горы» стала колотая рана в правом полутораксе, проникшая через спину. [19] Хотя в некоторых случаях, как в Льюльяйльяко, тела помещали в погребальную камеру и засыпали гравием, [20] или, в случае Серро-Эль-Пломо, жертву заворачивали в сложный погребальный сверток из нескольких частей с определенной функцией и посланием, [21] как и в случае с Аконкагуа. [22]
Когда хоронили жертвоприношения детей и материальные подношения, ямы нельзя было делать с помощью какого-либо металла, а выкапывать во время церемонии с помощью заостренных палок. [12] После смерти детей хоронили в позе эмбриона, завернутыми в узел с различными артефактами внутри узла или рядом с ним в той же могиле. [ нужна ссылка ]
Нечеловеческие жертвоприношения и подношения
[ редактировать ]Принесенным в жертву людям часто оставляли несколько подношений на местах церемоний капакоча . Само человеческое тело часто было красиво одето и облачено в головной убор с перьями и другие украшения, такие как ожерелье или браслет. [11] Самыми сложными артефактами обычно были парные человеческие статуэтки и фигурки лам, изготовленные из золота, серебра и панцирей спондилуса . [5] Сочетание мужских и женских фигурок с использованием золота и серебра, вероятно, должно было отдать дань уважения мужскому Солнцу и женской Луне. [5] Несколько наборов керамики, а также золотые, серебряные и бронзовые булавки также были относительно обычным явлением. [4] Большое количество ткани также было типичной находкой на стоянках капакоча . [4] Некоторые часто встречающиеся предметы, такие как тарелки и миски, часто встречаются парами. [11] Рядом с этими предметами иногда встречаются продукты питания. [11] Все предметы, животные и люди, приносимые в жертву ваке , не только представляли собой символы инков, но и ранее были узаконены в церемониях, проводимых самим императором. [23]
Исторические отчеты
[ редактировать ]Наиболее полное описание капакочи принадлежит Кристобалю де Молине . [5] который поместил это в контекст восхождения монарха. Он писал, что все города империи были призваны послать в столицу одного или двух мальчиков и девочек в возрасте около 10 лет вместе с прекрасными тканями, верблюдами и фигурками из золота, серебра и ракушек. Мальчики и девочки были одеты в наряды и выглядели так, как будто они были супружескими парами. [5] Затем в четыре квартала были отправлены священники с жертвенными предметами и приказом сделать подношения всем вак'а в соответствии с их рангом. Стороны покинули город прямыми путями, не отклоняясь ни в сторону горы, ни в овраг. В какой-то момент ноша была передана другим носильщикам, которые продолжили путь по маршруту. Дети, которые могли ходить, делали это, а тех, кто не мог, несли матери. Сам Инка путешествовал по королевской дороге, как и стада. [5]
Археологически доказательства, подтверждающие жертвоприношения такого масштаба, отсутствуют. [5] В ходе своих полевых исследований среди вакакунов Куско Бауэр нашел поверхностные свидетельства человеческих захоронений в трех святилищах, но о тысячах жертв, описанных в хрониках, пока не сообщалось. [5] Несмотря на это, комментарий Молины о том, что в ритуалах особое внимание уделялось высоким вершинам, подтверждается описанными археологическими находками. [5] Основные подношения, найденные на этих участках – золото, серебро, раковина спондилуса и дети – также точно соответствуют рассказу священника. [5]
По словам испанского летописца Педро Сьеса де Леона , посетившего Куско в 1550 году, избранные Девы бога Солнца, в задачу которых входило ткать и красить шерстяные ткани для службы в храме недалеко от Куско и готовить чича , также могли быть похоронены заживо. (приносились в жертву), если они нарушили свое безбрачие, вступив в половой акт с мужчиной. [24] [25] Испанский историк Педро Сармьенто де Гамбоа писал, что ко времени правления Инки Юпанки эти женщины использовались в качестве его наложниц. [26]
Культурное значение
[ редактировать ]В культуре инков мертвецы служили связующим звеном между народом инков и богами. [27] Капакоча служила способом умилостивить богов, которые в противном случае могли бы вызвать стихийные бедствия, такие как наводнения, землетрясения и голод, в качестве наказания за грехи людей. [9] Дети, приносимые в жертву на церемониях капакоча , становились слугами богов. [5] или, на церемониях капакоча после смерти императора, слуги императора. [9] Они также служили стражами мест, где их приносили в жертву. [28]
Детей, принесенных в жертву на церемониях капакоча , также чтили их родные общины или семьи . [29] Принесение ребенка в жертву на церемонии капакоча также считалось большой честью для семьи, и родители иногда добровольно приносили своих детей в жертву. [4]
Высотные площадки
[ редактировать ]Особое внимание инки уделяли ряду церемониальных мест вака на очень больших высотах. [5] Более 100 церемониальных центров и святынь были построены на территориях инков на высоких вершинах Анд или вблизи них . [11] Эти сайты часто предназначались для функционирования как в религиозном, так и в политическом плане. Некоторые горы считались местом происхождения или домом важных горных божеств. [5] Строительство святынь в этих горах не только отдавало дань уважения божествам, но и накладывало имперскую печать на районы, важные для местных верований, выполняя как религиозные, так и политические цели. [5] [11] В ряде случаев, обычно на самых важных из этих гор, эти места содержат мумифицированные останки детей, принесенных в жертву во время церемоний капакоча . [5] [11] Церемонии капакоча в этих важных местах имели большое значение. Жрецы инков периодически посещали вака , разбросанные по всему царству инков, и проверяли, сохранили ли они свою власть или потеряли ее, иногда уничтожая дискредитировавшую себя вака . [30]
Путешествие к этим местам включало бы процессию священников, детей, которых должны были принести в жертву, и ряда других важных людей по всей империи. [7] Разные народы помогали процессии, пока группа перемещалась по разным регионам империи. [7] До этих сайтов было трудно добраться, а работать над ними еще труднее. Чтобы облегчить доступ к этим местам на вершинах гор, инки построили перевалочные пункты ниже в горах, а также проложили тропы, ведущие к вершине. [5] Некоторая подготовка, вероятно, происходила в тамбосе ( кечуа : тампукуна ), расположенном неподалеку. [7]
Льюльяйльяко
[ редактировать ]
Одно особенно примечательное место было обнаружено недалеко от вершины горы Льюльяйльяко , вулкана в Аргентине, расположенного недалеко от границы с Чили. [31] Эта гора, судя по всему, была местом завершения церемонии капакоча , проходившей на высоте около 6739 метров над уровнем моря. [7] В 1999 году мумии трех относительно молодых людей были найдены на вершине горы вместе с разнообразным набором артефактов. [4] Раскопки вокруг главного церемониального сооружения — прямоугольной платформы — выявили захоронения девочки около 14 лет, девочки около 6 лет и мальчика около 7 лет, а также более 100 подношений различных предметов. материалы. [11] [4] Благодаря холодным условиям и мумии, и материалы хорошо сохранились. [11] Некоторые из примечательных артефактов, найденных на этом месте, включают головной убор с перьями, хорошо сшитую одежду, ряд керамических изделий, миски и ложки из дерева, различные продукты питания, статуэтки из золота, серебра и спондилов, а также другие металлические предметы. такие как булавки. [11]
Благодаря сохранению детей, с их останками удалось провести ряд исследований. Образцы волос показывают, что за год до их смерти в рационе детей произошли важные изменения. [4] Это помогает указать на заботу, с которой обращались с детьми во время их путешествий по империи до их окончательного жертвоприношения. [4] Другие изменения в изотопах, обнаруженные в образцах волос, указывают на то, что дети начали свое шествие к горе за несколько месяцев до своей смерти. [4]
Кеуар
[ редактировать ]Еще одно примечательное место капакоча находится недалеко от вершины потухшего вулкана Кеуар , достигающего высоты 6130 метров на северо-западе Аргентины. [11] [9] На вершине горы находится приподнятая церемониальная платформа, или ушну , прикрепленная к фронтальному пандусу рядом с круглым сооружением со стенами. [32] [11] [9] [7] Внутри обнесенной стеной конструкции были обнаружены различные подношения и жертва. Однако до начала археологических раскопок платформа, обнесенная стеной конструкция и ее содержимое были повреждены грабителями динамитом. [32] [11] [9] [7] С помощью ДНК и рентгеновского анализа длинных костей тело было идентифицировано как останки примерно 12-летней женщины. [11] [9] Однако частичное разрушение тела динамитом не позволило установить причину ее смерти. [9] Считается, что жертву хоронили вместе с одеждой, в которой она была в момент смерти, а затем посмертно завернули в сверток с верхней тканью. [11] Эта тенденция также была зафиксирована на участках Льюльяйльяко и Аконкагуа. [11]
Среди разбросанных подношений, найденных в этом районе, были ткани, черепки керамики, еда и останки принесенного в жертву верблюда. [11] [9] [7] Кроме того, был обнаружен небольшой сверток подношений, в который вошли сандалии, столовые приборы, деревянная и керамическая посуда, продукты питания, расческа и уголь. [11] Кроме того, поврежденная туника [11] [9] небольшая женская фигурка, сделанная из панциря спондилуса (одетая в миниатюрные версии одежды кумби ). а с платформы была обнаружена [32] [11] [9] Считается, что наличие раковины спондилуса на этом месте является подношением плодородия и также характерно для стоянок Льюльяйльяко, Эсмеральда, Чуша и Аконкагуа. [9]
Ампато
[ редактировать ]Вершина Ампато возвышается на высоте 6312 метров на юге Перу, а погребальный комплекс расположен на высоте 5852 метра. [32] [13] [6] [7] [33] четыре жертвоприношения капакочи , представляющие две разные церемонии. На этом месте были найдены [32] [13] [6] [33] Первой обнаруженной жертвой была девочка в возрасте от 13 до 15 лет (судя по развитию ее зубов). [34] в народе ее называют « Хуанита » или «Ледяная дева Ампато». [34] [4] [6] [9] [7] Анализ ДНК показал, что Хуанита была родственницей людей, живущих на севере Перу и Аргентины, и, вероятно, не была связана с деревнями недалеко от Ампато. [34] [7] Тело Хуаниты было обнаружено в 70 метрах ниже вершины, куда она предположительно приземлилась после обрушения ее погребальной платформы. [32] [6] [7] Она была завернута в высококачественный декорированный текстиль и окружена своим погребальным набором, включающим керамику, чуспа (некоторые из которых содержали листья или волосы коки), кости ламы и четыре женские фигурки, изготовленные из панциря спондилуса. [4] [32] [6] [7] [33] Игольная биопсия желудка Хуаниты показала, что примерно за 6–8 часов до жертвоприношения ее накормили большим количеством овощей. [34] Кроме того, компьютерная томография показала, что она была убита ударом по голове. [34] [4] [13] [9] [6] [7]
Остальные три жертвоприношения капакоча , захороненные в Ампато, были обнаружены отмеченными каменными кругами внутри погребального комплекса, и все они были в возрасте от 8 до 12 лет. [32] [4] [6] [33] Были обнаружены две девочки и один мальчик, все трое, вероятно, были принесены в жертву во время одной и той же церемонии, судя по расположению и близости захоронений. [32] [13] [6] [33] Захоронение первой девушки, найденной на этом месте, было необычным по сравнению с другими захоронениями капакоча , поскольку на ее могиле было ритуально разбито шесть горшков. [32] [6] Ее тело было облачено в головной убор из перьев ара и сандалии, а захоронено было со множеством керамических сосудов, статуэток, чашек, ложек и ткацких инструментов. [4] [32] [6] [33] Ребенка мужского пола украшал головной убор из растительного волокна. [7] [33] и у него были удлиненные мочки ушей с пирсингом, что указывало на то, что он, возможно, был сыном элитной семьи. [6] Его похоронили с керамическими сосудами, чашками и мужской статуэткой. [32] [6] [7] [33] Второе найденное женское тело также было похоронено вместе с множеством керамических сосудов, а также женской фигуркой, изготовленной из панциря спондилуса. [32] [6] [33] Все три мумии были повреждены ударами молнии, что не позволило провести исследование мягких тканей их тел. [13] [7] [33] [6]
См. также
[ редактировать ]- Жертвоприношения детей в доколумбовых культурах
- Список пиков Анд с известными доколумбовыми восхождениями
Примечания
[ редактировать ]- ^ О вершинах и жертвоприношениях: этноисторическое исследование религиозных практик инков , University of Texas Press, 2009 г.
- ^ Теофил Лайме Аякопа (2007). Двуязычный словарь: англо-испанский / испанско-английский (PDF ) Ла-Пас, Боливия: futatraw.ourproject.org.
- ^ «Словарь: английский-испанский-английский, Словарь: английский-испанский-английский» (PDF ) Словарь кечуа - испанский - кечуа Региональное правительство Куско, Перу: Академия языка большого кечуа. 2005.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Андрушко Валерия Александровна; Бюзон, Мишель Р.; Гибаха, Арминда М.; Макьюэн, Гордон Ф.; Симонетти, Антонио; Кризер, Роберт А. (февраль 2011 г.). «Расследование случая жертвоприношения детей в сердце инков». Журнал археологической науки . 38 (2): 323–333. Бибкод : 2011JArSc..38..323A . дои : 10.1016/j.jas.2010.09.009 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Д'Алтрой, Теренс Н. (2003). Инки (перепечатано под ред.). Оксфорд: Паб Блэквелл. ISBN 1-4051-1676-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Фо, Дженнифер (2012). «Слава богам-победителям: ритуальное жертвоприношение детей в обществе инков». Журнал современной антропологии . 3:15 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Рейнхард, Йохан; Черути, Констанца (июнь 2005 г.). «Священные горы, церемониальные места и человеческие жертвоприношения среди инков». Археоастрономия . 19 : 1–43.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Эндрю С.; Браун, Эмма Л.; Вилла, Кьяра; Линнеруп, Нильс; Хили, Эндрю; Черути, Мария Констанца ; Рейнхард, Йохан; Превильяно, Карлос Х.; Араоз, Факундо Ариас; Диес, Жозефина Гонсалес; Тейлор, Тимоти (13 августа 2013 г.). «Археологические, радиологические и биологические данные дают представление о жертвоприношениях детей инков» . Труды Национальной академии наук . 110 (33): 13322–13327. Бибкод : 2013PNAS..11013322W . дои : 10.1073/pnas.1305117110 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 3746857 . ПМИД 23898165 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Черути, Мария Констанца (2015). «Замороженные мумии из святилищ на вершинах Анд: биоархеология и этноистория человеческих жертвоприношений инков» . БиоМед Исследования Интернэшнл . 2015 : 439428. doi : 10.1155/2015/439428 . ISSN 2314-6133 . ПМЦ 4543117 . ПМИД 26345378 .
- ^ Jump up to: а б МААМ (2010), Справочник выставки , Музей высокогорной археологии Сальты.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Черути, Мария Констанца (март 2004 г.). «Человеческие тела как объекты посвящения в горных святилищах инков (северо-запад Аргентины)». Мировая археология 36 (1): 103*122.
- ^ Jump up to: а б с д Кобо, Бернабе (1990). Религия и обычаи инков . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0292738614 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Соча, Дагмара М.; Рейнхард, Йохан; Чавес Переа, Радди (11 декабря 2020 г.). «Человеческие жертвоприношения инков на вулкане Мисти (Перу)» . Латиноамериканская древность . 32 (1): 138–153. дои : 10.1017/laq.2020.78 . ISSN 1045-6635 . S2CID 230526835 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бесом, Томас (2009). О вершинах и жертвоприношениях: этноисторическое исследование религиозных практик инков . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. п. 29. ISBN 9780292783041 .
- ^ Молина, Кристобаль де; Бауэр, Брайан С.; Смит-Ока, Ваня (2011). Отчет о баснях и обрядах инков . Издательство Техасского университета. стр. 114–120. ISBN 9780292723832 .
- ^ де Бетансос, Хуан; дель Кармен Мартин Рубио, Мария (зима 1990 г.). Мурра, Джон В. (ред.). «Сума и повествование инков» . Этноистория . 37 (1). Издательство Университета Дьюка: 95–97. дои : 10.2307/481952 . JSTOR 481952 .
- ^ Чинер, Патрисия Андреа (01 марта 2010 г.). «Толкование Апокалипсиса в комментарии к Евангелию Иоанна Оригена» . Философия Интус-Лежера (на испанском языке). 4 (1): 37–52. дои : 10.15691/0718-5448vol4iss1a95 . ISSN 0718-5448 .
- ^ Йохан, Рейнхард (1998). Открытие Ледяной Девы Инки: мои приключения на Ампато . Национальное географическое общество. ОСЛК 607107175 .
- ^ «Министр культуры Сальты Аргентины – ЛА РЕЙНА ДЕЛЬ СЕРРО» . 10 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 г. Проверено 14 января 2019 г.
- ^ Констанца, Черути, Мария (2003). Льюльяйльяко: жертвоприношения и подношения в высокогорном святилище инков . Издания Католический университет Сальты. ISBN 978-9506230142 . OCLC 836277798 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Абал, Клара (2001). Серро Аконкагуа: описание и изучение текстильного материала . Национальный университет Куйо EDUNC, Мендоса.
- ^ Роберто, Барсена, Дж. (2001). Исследования святилища инков Серро Аконкагуа . Национальный университет Куйо. OCLC 61205067 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дювиолс, Питер (1976). Капакоча Allpanchis: Журнал Андского пастырского института,
- ^ Педро Сьеса де Леон, Вторая часть Хроник Перу ( Crónicas del Perú ), глава VII, переводчик: Клементс Р. Маркхэм, Общество Хаклюта: Лондон, 1883, стр. 85 ОСЛК 706928387
- ^ Хандверк, Брайан (29 июля 2013 г.). «Жертвы жертвоприношения детей инков были накачаны наркотиками» . Нэшнл Географик . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Педро Сармьенто де Гамбоа (2006). «XXXI». В Клементсе Р. Маркхэме (ред.). История инков (История инков) . Лондон: Общество Хаклюта (подготовлено для проекта Гутенберг).
- ^ Силлар, Билл (1992). Социальная жизнь андских мертвецов . Кембриджский университет. стр. 107–121.
- ^ Сильверблатт, Ирен (январь 1988 г.). «Имперские дилеммы, политика родства и реконструкции истории инков» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 30 (1): 83–102. дои : 10.1017/s001041750001505x . ISSN 0010-4175 . S2CID 143658472 .
- ^ Государства инков и ацтеков, 1400-1800: антропология и история . Кольер, Джордж А. (Джордж Аллен), 1942-, Розальдо, Ренато., Вирт, Джон Д. Нью-Йорк: Academic Press. 1982. ISBN 0-12-181180-8 . OCLC 8389637 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Уртон, Гэри; Хаген, Адриана фон (4 июня 2015 г.). Энциклопедия инков . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780759123632 .
- ^ Грейди, Дениз (11 сентября 2007 г.). «В Аргентине музей представляет давно замороженную девушку». Нью-Йорк Таймс.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Брей, Тамара Л.; Минк, Лия Д.; Черути, Мария Констанция ; Чавес, Хосе Антонио; Переа, Радди; Рейнхард, Йохан (2005). «Композиционный анализ керамических сосудов, связанных с ритуалом инков капакоча» . Журнал антропологической археологии . 24 (1): 82–100. дои : 10.1016/j.jaa.2004.11.001 . hdl : 11336/94308 . ISSN 0278-4165 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Соча, Дагмара М.; Рейнхард, Йохан; Переа, Рудди Чавес (14 мая 2021 г.). «Человеческие жертвоприношения инков из вулканов Ампато и Пичу-Пичу, Перу: новые результаты биоантропологического анализа» . Археологические и антропологические науки . 13 (6). дои : 10.1007/s12520-021-01332-1 . ISSN 1866-9557 . S2CID 234489075 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кавчук, Оленька (2018). «Дети Небес: Биоархеологический обзор мумий инков Капакоча». Журнал исследований студентов Университета Саскачевана . 5 : 8.
Ссылки
[ редактировать ]- Андрушко Валерия Александровна; Бюзон, Мишель Р.; Гибаха, Арминда М.; Макьюэн, Гордон Ф.; Симонетти, Антонио; Кризер, Роберт А. (февраль 2011 г.). «Расследование случая жертвоприношения детей в сердце инков». Журнал археологической науки . 38 (2): 323–333. Бибкод : 2011JArSc..38..323A . дои : 10.1016/j.jas.2010.09.009 .
- Бесом, Томас (2009). О вершинах и жертвоприношениях: этноисторическое исследование религиозных практик инков . Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292719774 .
- Брей, Тамара Л.; Минк, Лия Д.; Черути, Мария Констанция ; Чавес, Хосе Антонио; Переа, Радди; Рейнхард, Йохан (2005). «Композиционный анализ керамических сосудов, связанных с ритуалом инков капакоча». Журнал антропологической археологии . 24 (1): 82–100. doi:10.1016/j.jaa.2004.11.001. ISSN 0278-4165.
- Черути, Констанца (март 2004 г.). «Человеческие тела как объекты посвящения в горных святилищах инков (северо-запад Аргентины)». Мировая археология . 36 (1): 103–122. дои : 10.1080/0043824042000192632 . S2CID 161911083 .
- Черути, Мария Констанца (2015). «Замороженные мумии из святилищ на вершинах Анд: биоархеология и этноистория человеческих жертвоприношений инков». БиоМед Исследования Интернэшнл . 2015 : 1–12. дои: 10.1155/2015/439428. ISSN 2314-6133.
- Кобо, Бернабе; Гамильтон, Роланд (2010). Религия и обычаи инков . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292789791 .
- Д'Алтрой, Теренс Н. (2003). Инки (перепечатано под ред.). Оксфорд: Паб Блэквелл. ISBN 978-1-4051-1676-3 .
- Фо, Дженнифер (2012). «Слава богам-победителям: ритуальное жертвоприношение детей в обществе инков». Журнал современной антропологии . 3:15 .
- Грейди, Дениз (11 сентября 2007 г.). «В Аргентине музей представляет давно замороженную девушку» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 октября 2020 г.
- Кавчук, Оленька (2018). «Дети Небес: Биоархеологический обзор мумий инков Капакоча». Журнал исследований студентов Университета Саскачевана . 5 : 8.
- Молина, Кристобаль де; Бауэр, Брайан С.; Смит-Ока, Ваня (2011). Отчет о баснях и обрядах инков (перепечатанное издание). Издательство Техасского университета. ISBN 9780292723832 .
- Рейнхард, Йохан; Черути, Констанца (июнь 2005 г.). «Священные горы, церемониальные места и человеческие жертвоприношения среди инков». Археоастрономия . 19 : 1–43.
- Соча, Дагмара М.; Рейнхард, Йохан; Чавес Переа, Радди (11 декабря 2020 г.). «Человеческие жертвоприношения инков на вулкане Мисти (Перу)». Латиноамериканская древность . 32 (1): 138–153. дои : 10.1017/laq.2020.78. ISSN 1045-6635.
- Соча, Дагмара М.; Рейнхард, Йохан; Переа, Рудди Чавес (14 мая 2021 г.). «Человеческие жертвоприношения инков из вулканов Ампато и Пичу-Пичу, Перу: новые результаты биоантропологического анализа». Археологические и антропологические науки . 13 (6). дои : 10.1007/s12520-021-01332-1. ISSN 1866-9557.