Система Ceque


Siq'i ceque (испанский: ; quechua : полоса, ход, линия, указывающая направление.) , Произношение кечуа: [SɛQ'ɛ] ) Система была серией ритуальных путей, ведущих наружу от Куско в остальную часть империи инков . [ 1 ] [ 2 ] Империя была разделена на четыре секции, называемые Суюсом. На самом деле местным названием империи было «Tawantinsuyu», что означает «четыре части вместе». Куско, столица, был центром и точкой встречи этих четырех разделов, которые сходились в Кориканча, храме Солнца. Куско был разделен пополам, Ханансайя на севере и Хуринсайя на юге, причем каждая половина содержит две из четырех Сьюуса. Ханансайя содержал Чиншайюю на северо -западе и Антисую на северо -востоке, в то время как Хурнсайя содержала Кулласую на юго -востоке и Кунтисую на юго -западе. [ 3 ] Каждая область содержала 9 линий, за исключением Kuntisuyu, в котором было 14 или 15. [ 4 ] Таким образом, в общей сложности 41 или 42 известных путей, излучаемых из Храм Кориканча или Солнца в Куско, что привело к святыням или вак'с -религиозному и церемониальному значению. [ 5 ]
Wak'as
[ редактировать ]Wak'as (также написано Huaca ) были пятна церемониального, ритуального или религиозного значения, расположенного вдоль путей, называемых Siq'is. Некоторые ваки были естественными чертами, такими как пружины, валуны или пещеры, в то время как другие были искусственными функциями, такими как здания, фонтаны или каналы. Количество вак, на каждую строку варьировалось, обычно от 3 до 13 или более на Siq'i. Некоторые люди из определенных родственных групп были обозначены как опекуны для каждого вак'а. [ 6 ]
Организация
[ редактировать ]Линии Siq'i происходят в Кориканче и путешествуют по относительно прямым путям к краям земли, добавленным в империю инков Пачакути . [ 7 ] Четыре из линий соответствуют четырем основным ветвям системы дороги Inca . [ 8 ] Каждая строка имела тенденцию к конкретной социальной группе, и характер линии определялся вак, которые упали по его пути и тем, что можно было принести в жертву, связанные с календриками и астрономическими событиями, а иногда и описание окружающей среды в ней прошел через. [ 7 ] [ 4 ] Расположение вак, кажется, диктует путь линии сик'и, а не наоборот. [ 9 ] Siq'is могут быть относительно прямыми или иметь прямые сегменты, но пути часто кривой или зигзага. [ 10 ] Однако линии Siq'i обычно не пересекают друг друга. [ 11 ] Считается, что линии также показывают социальную и политическую организацию Cusco, в частности, группы Inca и inca ayllu и где находится граница территории каждой группы. Линии Siq'i часто следуют за пружинами или каналами, которые были встречающимися в природе маркерами ирригационных районов. [ 12 ]
Сик'и линии и ритуал
[ редактировать ]Некоторые аспекты системы Siq'i остаются неясными. Р. Том Зуидема предположил, что ваки могут быть связаны с пониманием инков астрономии. Инки следовали за синодическим лунным календарем (время измеряли в фазах луны). Они наблюдали периодические календрические ритуалы, отмечающие такие события, как солнцестояние, и различные центры использовались для различных астрономических событий. [ 13 ] В качестве расширения этой теории Zuidema предположил, что каждый из 328 Wak'as может представлять один день в году, время для Луны, чтобы завершить 12 схем, и что некоторые из Siq'is были использованы для астрономических линий зрения. [ 14 ] [ 15 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Бернабе Кобо Новая мировая история
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фаррингтон (1992 стр. 370)
- ^ D'Altroy 2003 (стр. 155)
- ^ Bauer 1992 (стр. 184)
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный D'Altroy 2003 (стр. 162)
- ^ D'Altroy 2003 (стр. 155-163)
- ^ Bauer 1992 (стр. 185)
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Фаррингтон 1992 (с. 370)
- ^ Bauer 1992 (с. 183)
- ^ Bauer 1992 (стр. 187)
- ^ Bauer 1992 (стр. 202)
- ^ Bauer 1992 (стр. 201)
- ^ Фаррингтон 1992 (с. 370-373)
- ^ Zuidema 168-169.
- ^ Бауэр 1992 187-202.
- ^ Krupp, Edwin (1994). Эхо древнего неба . Mineola: Dover Publications, Inc. с. 182–183, 270–276. ISBN 9780486428826 .
Ссылки
[ редактировать ]- Д'Альтроя, Терранс (2003). Инки . Малден: Blackwell Publishing.
- Фаррингтон, есть (1992). «Ритуальная география, урегулирование поселений и характеристика провинций инка -сердце». Всемирная археология . 23 (3): 368–385. doi : 10.1080/00438243.1992.9980186 .
- Бауэр, Брайан (1992). «Ритуальные пути инков: анализ Collasuyu Ceques в Cuzco». Латиноамериканская древность . 3 (3): 183–205. doi : 10.2307/971714 .
- Zuidema, RT (1981). «Археоастрономия в Мезоамерике и Перу». Латиноамериканский исследовательский обзор . 16 (3): 167–170.