Куспас
Чуспа (что на языке кечуа означает « сумка») — это мешочек, используемый для переноски листьев коки, который используется в основном в Андском регионе Южной Америки. И текстиль, и кока очень важны для жителей Анд Южной Америки. Эти чуспа являются жизненно важной частью культуры и особенно важны для борьбы с сильным холодом в горных зонах Анд. Эти сумки также являются способом продемонстрировать ткань, которая сама по себе является основным художественным средством. Горный текстиль традиционно ткут из шерсти местных верблюдовых , обычно одомашненных альпак и лам , реже — диких викуньи и гуанако . Эти сумки являются важными символами социальной идентичности. В рамках этой традиции чуспа демонстрируют остальным своим соплеменникам, насколько они искусны в ткачестве. Создавая эти чуспа , они могут выразить свои художественные способности и продемонстрировать свою культурную принадлежность . [1]
История
[ редактировать ]С начала первого тысячелетия нашей эры чуспа постоянно присутствовали в андском обществе. Чуспас на протяжении многих лет терпел изменения в моде и технологиях, как и другие предметы моды. Более того, как и в случае с другими тканями в Андах Южной Америки, стилистические различия между чуспами отличают их как продукты определенных регионов и общин. Однако чуспа уникальны среди тканей Анд из-за содержащегося в них вещества — листьев коки. [2] Листья коки часто жевали, чтобы утолить голод и дать энергию. [3]
Задолго до прихода испанцев в Перу андские художники изображали людей в чуспах , особенно на керамических сосудах. Между 1 и 700 годами нашей эры народ Моче доминировал на северном побережье Перу, и в это время художники-керамисты Моче создавали реалистичные изображения людей, растений и животных в формованных керамических сосудах. На многих из этих изображений были изображены люди, несущие чуспы . [4]
Изображения чусп в средствах массовой информации существуют еще с доиспанских времен. Чуспа особенно примечательны в линейных рисунках семнадцатого века, которые сопровождают подробное описание обычаев инков Фелипе Гуаман Пома де Аяла. Гуаманская пома включает чуспа в самых разных контекстах: два человека делят коку во время садоводства, в ритуальных условиях, на похоронах, фестивалях и парадах. [5]
Письменные описания андских чуспа или уалькепо , как их называют на аймара , другом широко распространенном андском языке, также удивительно последовательны со времен испанского завоевания до настоящего времени. [6] В 1609 году Бернабе Кобо писал, что под мантией и поверх туники мужчина носил «маленькую чуспа , которая висит на шее». Это примерно один пролет в длину и примерно такой же ширины. Эта сумка свисает на талии под правой рукой, а ремень, на котором она висит, проходит через левое плечо». [7] существовало множество визуальных и письменных изображений чусп На протяжении веков , которые демонстрируют повсеместное распространение чусп и предполагают, что мешки из коки являются относительно простыми и консервативными предметами, но на самом деле в реальных объектах, которые сохранились, очевидны различия. Сохранившиеся чуспа многое говорят о технологических и художественных стилях, существовавших в Андах в разные периоды. [8]
Создание Чуспа
[ редактировать ]Чуспа создаются с использованием тех же инструментов и техник, что и изготовление более крупных предметов, таких как шали и пончо . Хотя технологии относительно просты, создание чуспаса может занять больше недели, причем для гораздо меньшего объекта.
Процесс изготовления включает в себя три основных этапа: прядение, плетение и украшение. Используя ручное веретено , ткач прядет нить из хлопка, верблюжьего волокна или овечьей шерсти, а затем скручивает или складывает две или более нити вместе, чтобы укрепить пряжу. Когда она спряла и собрала достаточно пряжи, ткачиха возвращается к своему ткацкому станку. Горизонтальные ткацкие станки особенно распространены в южных Андах, где большая часть чуспа изготавливается . После того как ткачиха обернула ткацкий станок, непрерывно наматывая отрезок пряжи восьмеркой вокруг прутьев на каждом конце ткацкого станка, она может начать переплетать уточные нити с основой, чтобы создать структуру. Хотя полотняное переплетение является самым простым и распространенным, ткачи используют ряд более сложных техник плетения, чтобы добиться сложных узоров, которые можно увидеть на чуспах и других андских тканях. [9]
Независимо от используемой техники, после того, как ткачиха закончила работу, она снимает детали ткацкого станка и остается кусок ткани с четырьмя кромками , который складывается пополам и сшивается по бокам, чтобы создать базовую форму сумки чуспа . Хотя на некоторых мешках из-под коки можно увидеть простую строчку, ткачи часто создают трубчатую окантовку, чтобы обеспечить более надежное скрепление сторон. Это достигается путем извлечения либо крестообразной петли, либо ручного плетения краев. Когда корпус сумки готов, ткач добавляет ремни. В завершение ткачиха пришивает кисточки, бахрому, бисер и другие украшения по местному обычаю. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шарратт, Никола (2014). Ношение коки: 1500 лет Андского Чуспа . Нью-Йорк: Бардский аспирантский центр: декоративное искусство, история дизайна, материальная культура.
- ^ Шарратт, Никола (2014). Ношение коки: 1500 лет Андского Чуспа . Нью-Йорк: Бардский аспирантский центр: декоративное искусство, история дизайна, материальная культура. п. 13.
- ^ Хьюз, Лорен Финли (2010). «Ткачество имперских идей: иконография и идеология мешка из-под коки инков». Текстиль . 8 (2): 3.
- ^ Шарратт, Никола (2014). Неся коку «1500 лет Андского чуспаса» . Нью-Йорк: Бардский центр: декоративное искусство, история дизайна, материальная культура. стр. 27.
- ^ Шарратт, Никола (2014). Неся коку «1500 лет Андского Чуспаса» . Нью-Йорк: Бардский центр: декоративное искусство, история дизайна, материальная культура. стр. 27–29.
- ^ Шарратт, Никола (2014). Неся коку «1500 лет Андского чуспаса» . Нью-Йорк: Бардский центр: декоративное искусство, история дизайна, материальная культура. стр. 29.
- ^ Кобо, отец Бернабе (1990). Религия и обычаи инков . Остин: Издательство Техасского университета. п. 185 .
- ^ Шарратт, Никола (2014). Неся коку «1500 лет Андского чуспаса» . Нью-Йорк: Бардский центр: декоративное искусство, история дизайна, материальная культура. стр. 29.
- ^ Шарратт, Никола (2014). Ношение коки: 1500 лет Андского Чуспа . Нью-Йорк: Центр выпускников Барда. стр. 29–31.
- ^ Шарратт, Никола (2014). Ношение коки: 1500 лет Андского Чуспа . Нью-Йорк: Центр выпускников Барда. стр. 30–31.