Jump to content

Капакоча

Реплика мумии Пломо на выставке в Национальном музее естественной истории в Сантьяго, Чили.

Капакоча или Богатый грех [ 1 ] ( Английский : богатый благородный, торжественный, главный, могущественный, королевский, преступление, преступление , без, вина [ 2 ] [ 3 ] Латиноамериканское написание Capac cocha , Capaccocha , Capacocha , также qhapaq ucha ) был важным жертвенным обрядом среди инков , который обычно включал в себя принесение в жертву детей. [ 4 ] Детей обоих полов отбирали со всей империи инков для принесения в жертву на церемониях капакоча . [ 5 ] которые совершались в важных святынях, разбросанных по всей империи, известных как вакас или ваакуна . [ 6 ]

Церемонии капакоча проходили при нескольких обстоятельствах. Некоторые могли быть предприняты в результате ключевых событий в жизни Сапа Инки , императора инков, таких как его восхождение на престол, болезнь, его смерть, рождение сына. [ 7 ] В других случаях церемонии Капакоча проводились, чтобы остановить стихийные бедствия, и проводились на крупных фестивалях или шествиях в важных церемониальных местах. [ 7 ] Обоснование этого типа жертвенного обряда обычно понимается как попытка инков обеспечить, чтобы лучшие люди человечества были отправлены присоединиться к их божествам. [ 5 ]

Детям, выбранным для принесения в жертву на церемонии капакоча , обычно давали алкоголь и листья коки. [ 8 ] и хранится на месте церемонии. Жертвоприношение в основном осуществлялось четырьмя методами: удушение, удар по голове, удушение или захоронение заживо в бессознательном состоянии. [ 7 ] [ 9 ] правда, если обряд проводился в особенно холодном месте, они могли погибнуть от переохлаждения. [ 10 ] [ не удалось пройти проверку ] В некоторых испанских записях говорится, что инки удаляли сердца жертв, но в археологических записях не было обнаружено никаких доказательств этого; кажется более вероятным, что эта практика была засвидетельствована испанцами среди ацтеков и ошибочно приписана также инкам. [ 7 ]

Церемония

[ редактировать ]

Отбор детей

[ редактировать ]

Дети, отобранные для принесения в жертву на церемониях капакоча , были обоих полов и ежегодно передавались государству в качестве дани местными общинами. [ 7 ] [ 11 ] Ни один регион не был освобожден от вербовки этих детей в жертву; они могли прийти из любого региона империи. [ 5 ] Жертвы-мужчины были не старше десяти лет, а девочки могли быть до шестнадцати лет, но при выборе они должны были быть девственницами; они должны были быть идеальными, без пятен даже веснушки или шрама. [ 12 ] [ нужна страница ] [ 7 ] [ 11 ] Инки считали, что только самые чистые дети достойны быть отправленными к богам, поскольку в загробной жизни они будут представителями народа. [ 7 ] Для многих семей было большой честью выбрать своего ребенка для церемонии, и часто в жертву приносились дети из знатных семей, чтобы завоевать политическое расположение императора. [ 13 ] [ 7 ] [ 11 ]

В то время как мальчиков немедленно привозили в Куско, молодых девушек, называемых аклла , взятых в жертву, часто поручали мама -куне в «Доме избранных женщин» ( аклла васи ). [ 14 ] Выбранные за свою внешность, девушки оставались в этом заведении в течение длительного периода времени и под опекой жриц обучались ткачеству, шитью и приготовлению особых ритуальных напитков, называемых чича . [ 7 ] [ 11 ] Многие испанские мужчины сравнивали женщин мама -куна с монахинями, поскольку они жили целомудренной жизнью, служа богам. [ 14 ] Обычно примерно в возрасте 14 лет девочек делят на три группы. [ 7 ] [ 11 ] Некоторых девушек посвящали в жрицы и воспитывали девочек, пришедших после них, а самых красивых часто отправляли в качестве дани для принесения в жертву на государственных церемониях капакоча . [ 14 ] [ 11 ] [ 7 ] В противном случае девушек предлагали императору в Куско в качестве служанок или наложниц; или распределялись среди дворян в качестве второстепенных жен. [ 14 ] [ 11 ] [ 7 ]

Капакоча в Куско

[ редактировать ]

Жертвоприношение капакоча по началось в столице Куско приказу Сапа Инки . Первым Сапа Инкой, принесшим это жертвоприношение, был Пачакути . [ 15 ] [ 14 ] Во время празднеств Капакоча в Куско было решено, какой тип и количество подношений каждая святыня или вака получит , о чем инки вели четкий учет. Дань кормили хорошо, а тех, кто был слишком молод, чтобы есть, брали с собой матери, чтобы кормить грудью. [ 12 ] Это было сделано для того, чтобы они были сыты и счастливы, когда подготовятся к достижению богов. [ 12 ] Дети были разбиты на пары, девочка и мальчик, и одеты прекрасно, как маленькие члены королевской семьи. [ 5 ] Их провели вокруг четырех больших статуй Создателя, Бога Солнца, Бога Луны и Бога Грома. [ 5 ] Затем Сапа Инка просил священников разделить детей вместе с другими жертвоприношениями на четыре части для каждого из четырех регионов сую . [ 5 ] Затем он приказывал священникам принести жертвы в их главной вакуне . [ 5 ]

Жертвоприношение в вакуна

[ редактировать ]

После церемоний в Куско дети, священники и сопровождающие их товарищи отправились обратно в свои общины. Когда они вернулись, они не следовали по королевской дороге или дороге инков, как пошли, а должны были следовать по прямой линии, возможно, следуя линиям ceque, которые выходили из Куско и вели к ваакуна . Это было долгое и утомительное путешествие через долины, реки и горы, которое могло занять месяцы. [ 16 ]

На вершине молодым жертвам давали опьяняющий напиток или другое вещество, чтобы вызвать сон или ступор, якобы для того, чтобы последний ритуал прошел гладко. [ 8 ] Если обряд проводился в особенно холодном месте, они могли погибнуть от переохлаждения. [ 10 ] В других случаях смерть наступала более насильственным путем. Так было с ребенком из Аконкагуа, получившим сильный удар по голове. [ 17 ] а также девушка из Сары Сары и молодая женщина из заснеженного Ампато, [ 18 ] тогда как причиной смерти «Царицы горы» стала колотая рана в правом полутораксе, проникшая через спину. [ 19 ] Хотя в некоторых случаях, как в Льюльяйльяко, тела помещали в погребальную камеру и засыпали гравием, [ 20 ] или, в случае Серро-эль-Пломо, жертву заворачивали в сложный погребальный сверток, состоящий из нескольких частей с определенной функцией и посланием, [ 21 ] как и в случае с Аконкагуа. [ 22 ]

Когда хоронили жертвоприношения детей и материальные подношения, ямы нельзя было делать с помощью какого-либо металла, а выкапывать во время церемонии с помощью заостренных палок. [ 12 ] После смерти детей хоронили в позе эмбриона, завернутыми в узел с различными артефактами внутри узла или рядом с ним в той же могиле. [ нужна ссылка ]

Нечеловеческие жертвоприношения и подношения

[ редактировать ]

Принесенным в жертву людям часто оставляли несколько подношений на местах церемоний капакоча . Само человеческое тело часто было красиво одето и облачено в головной убор с перьями и другие украшения, такие как ожерелье или браслет. [ 11 ] Самыми сложными артефактами обычно были парные человеческие статуэтки и фигурки лам, изготовленные из золота, серебра и панцирей спондилуса . [ 5 ] Сочетание мужских и женских фигурок с использованием золота и серебра, вероятно, должно было отдать дань уважения мужскому Солнцу и женской Луне. [ 5 ] Несколько наборов керамики, а также золотые, серебряные и бронзовые булавки также были относительно обычным явлением. [ 4 ] Большое количество ткани также было типичной находкой на стоянках капакоча . [ 4 ] Некоторые часто встречающиеся предметы, такие как тарелки и миски, часто встречаются парами. [ 11 ] Рядом с этими предметами иногда встречаются продукты питания. [ 11 ] Все предметы, животные и люди, приносимые в жертву ваке , не только представляли собой символы инков, но и ранее узаконивались в церемониях, проводимых самим императором. [ 23 ]

Исторические отчеты

[ редактировать ]

Наиболее полное описание капакочи принадлежит Кристобалю де Молине . [ 5 ] который поместил это в контекст восхождения монарха. Он писал, что все города империи были призваны послать в столицу одного или двух мальчиков и девочек в возрасте около 10 лет вместе с прекрасными тканями, верблюдами и фигурками из золота, серебра и ракушек. Мальчики и девочки были одеты в роскошные наряды и выглядели так, как будто они были семейными парами. [ 5 ] Затем в четыре квартала были отправлены священники с жертвенными предметами и приказом сделать подношения всем вак'а в соответствии с их рангом. Стороны покинули город прямыми путями, не отклоняясь ни в сторону горы, ни в овраг. В какой-то момент ноша была передана другим носильщикам, которые продолжили путь по маршруту. Дети, которые могли ходить, делали это, а тех, кто не мог, несли матери. Сам Инка путешествовал по королевской дороге, как и стада. [ 5 ]

Археологически доказательства, подтверждающие жертвоприношения такого масштаба, отсутствуют. [ 5 ] В ходе своих полевых исследований среди вакакунов Куско Бауэр нашел поверхностные свидетельства человеческих захоронений в трех святилищах, но о тысячах жертв, описанных в хрониках, пока не сообщалось. [ 5 ] Тем не менее, комментарий Молины о том, что в ритуалах особое внимание уделялось высоким вершинам, подтверждается описанными археологическими находками. [ 5 ] Основные подношения, найденные на этих участках – золото, серебро, раковина спондилуса и дети – также точно соответствуют рассказу священника. [ 5 ]

По словам испанского летописца Педро Сьеса де Леона , посетившего Куско в 1550 году, избранные Девы бога Солнца, в задачу которых входило ткать и красить шерстяные ткани для службы в храме недалеко от Куско и готовить чича , также могли быть похоронены заживо. (приносились в жертву), если они нарушили свое безбрачие, вступив в половой акт с мужчиной. [ 24 ] [ 25 ] Испанский историк Педро Сармьенто де Гамбоа писал, что ко времени правления Инки Юпанки эти женщины использовались в качестве его наложниц. [ 26 ]

Культурное значение

[ редактировать ]

В культуре инков мертвецы служили связующим звеном между народом инков и богами. [ 27 ] Капакоча служила способом умилостивить богов, которые в противном случае могли бы вызвать стихийные бедствия, такие как наводнения, землетрясения и голод, в качестве наказания за грехи людей. [ 9 ] Дети, приносимые в жертву на церемониях капакоча , становились слугами богов. [ 5 ] или, на церемониях капакоча после смерти императора, слуги императора. [ 9 ] Они также служили стражами мест, где их приносили в жертву. [ 28 ]

Детей, принесенных в жертву на церемониях капакоча , также чтили их родные общины или семьи . [ 29 ] Принесение ребенка в жертву на церемонии капакоча также считалось большой честью для семьи, и родители иногда добровольно приносили своих детей в жертву. [ 4 ]

Высотные площадки

[ редактировать ]

Особое внимание инки уделяли ряду церемониальных мест вака на очень больших высотах. [ 5 ] Более 100 церемониальных центров и святынь были построены на территориях инков на высоких вершинах Анд или вблизи них . [ 11 ] Эти сайты часто предназначались для функционирования как в религиозном, так и в политическом плане. Некоторые горы считались местом происхождения или домом важных горных божеств. [ 5 ] Строительство святынь в этих горах не только отдавало дань уважения божествам, но и накладывало имперскую печать на районы, важные для местных верований, выполняя как религиозные, так и политические цели. [ 5 ] [ 11 ] В ряде случаев, обычно на самых важных из этих гор, эти места содержат мумифицированные останки детей, принесенных в жертву во время церемоний капакоча . [ 5 ] [ 11 ] Церемонии капакоча в этих важных местах имели большое значение. Жрецы инков периодически посещали вака , разбросанные по всему царству инков, и проверяли, сохранили ли они свою власть или потеряли ее, иногда уничтожая дискредитировавшую себя вака . [ 30 ]

Путешествие к этим местам включало бы процессию священников, детей, которых должны были принести в жертву, и ряда других важных людей по всей империи. [ 7 ] Разные народы помогали процессии, пока группа перемещалась по разным регионам империи. [ 7 ] До этих сайтов было трудно добраться, а работать над ними еще труднее. Чтобы облегчить доступ к этим местам на вершинах гор, инки построили перевалочные пункты ниже в горах, а также проложили тропы, ведущие к вершине. [ 5 ] Некоторая подготовка, вероятно, происходила в тамбосе ( кечуа : тампукуна ), расположенном неподалеку. [ 7 ]

Льюльяйльяко

[ редактировать ]
Одна из мумий, найденных в Льюльяйльяко.

Одно особенно примечательное место было обнаружено недалеко от вершины горы Льюльяйльяко , вулкана в Аргентине, расположенного недалеко от границы с Чили. [ 31 ] Эта гора, судя по всему, была местом завершения церемонии капакоча , проходившей на высоте около 6739 метров над уровнем моря. [ 7 ] В 1999 году мумии трех относительно молодых людей были найдены на вершине горы вместе с разнообразным набором артефактов. [ 4 ] Раскопки вокруг главного церемониального сооружения — прямоугольной платформы — выявили захоронения девочки около 14 лет, девочки около 6 лет и мальчика около 7 лет, а также более 100 подношений различных предметов. материалы. [ 11 ] [ 4 ] Благодаря холодным условиям и мумии, и материалы хорошо сохранились. [ 11 ] Некоторые из примечательных артефактов, найденных на этом месте, включают головной убор с перьями, хорошо сшитую одежду, ряд керамических изделий, миски и ложки из дерева, различные продукты питания, статуэтки из золота, серебра и спондилов, а также другие металлические предметы. такие как булавки. [ 11 ]

Благодаря сохранению детей, с их останками удалось провести ряд исследований. Образцы волос показывают, что за год до их смерти в рационе детей произошли важные изменения. [ 4 ] Это помогает указать на заботу, с которой обращались с детьми во время их путешествий по империи до их окончательного жертвоприношения. [ 4 ] Другие изменения в изотопах, обнаруженные в образцах волос, указывают на то, что дети начали свое шествие к горе за несколько месяцев до своей смерти. [ 4 ]

странный

[ редактировать ]

Еще одно примечательное место капакоча находится недалеко от вершины потухшего вулкана Кеуар , достигающего высоты 6130 метров на северо-западе Аргентины. [ 11 ] [ 9 ] На вершине горы находится приподнятая церемониальная платформа, или ушну , прикрепленная к фронтальному пандусу рядом с круглым сооружением со стенами. [ 32 ] [ 11 ] [ 9 ] [ 7 ] Внутри обнесенной стеной конструкции были обнаружены различные подношения и жертва. Однако до археологических раскопок платформа, обнесенная стеной конструкция и ее содержимое были повреждены грабителями динамитом. [ 32 ] [ 11 ] [ 9 ] [ 7 ] С помощью анализа ДНК и рентгеновского анализа длинных костей тело было идентифицировано как останки примерно 12-летней женщины. [ 11 ] [ 9 ] Однако частичное разрушение тела динамитом не позволило установить причину ее смерти. [ 9 ] Считается, что жертву хоронили вместе с одеждой, в которой она была в момент смерти, а затем посмертно завернули в сверток с верхней тканью. [ 11 ] Эта тенденция также была зафиксирована на участках Льюльяйльяко и Аконкагуа. [ 11 ]

Среди разбросанных подношений, найденных в этом районе, были ткани, черепки керамики, еда и останки принесенного в жертву верблюда. [ 11 ] [ 9 ] [ 7 ] Кроме того, был обнаружен небольшой сверток подношений, в который вошли сандалии, столовые приборы, деревянная и керамическая посуда, продукты питания, расческа и уголь. [ 11 ] Кроме того, поврежденная туника [ 11 ] [ 9 ] небольшая женская фигурка, сделанная из панциря спондилуса (одетая в миниатюрные версии одежды кумби ). а с платформы была обнаружена [ 32 ] [ 11 ] [ 9 ] Считается, что наличие раковины спондилуса на этом месте является подношением плодородия и также характерно для стоянок Льюльяйльяко, Эсмеральда, Чуша и Аконкагуа. [ 9 ]

Вершина Ампато возвышается на высоте 6312 метров на юге Перу, а погребальный комплекс расположен на высоте 5852 метра. [ 32 ] [ 13 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 33 ] четыре жертвоприношения капакочи , представляющие две разные церемонии. На этом месте были найдены [ 32 ] [ 13 ] [ 6 ] [ 33 ] Первой обнаруженной жертвой была девочка в возрасте от 13 до 15 лет (судя по развитию ее зубов). [ 34 ] в народе ее называют « Хуанита » или «Ледяная дева Ампато». [ 34 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 9 ] [ 7 ] Анализ ДНК показал, что Хуанита была родственницей людей, живущих на севере Перу и Аргентины, и, вероятно, не была связана с деревнями недалеко от Ампато. [ 34 ] [ 7 ] Тело Хуаниты было обнаружено в 70 метрах ниже вершины, куда она предположительно приземлилась после обрушения ее погребальной платформы. [ 32 ] [ 6 ] [ 7 ] Она была завернута в высококачественный декорированный текстиль и окружена своим погребальным набором, включающим керамику, чуспа (некоторые из которых содержали листья или волосы коки), кости ламы и четыре женские фигурки, изготовленные из панциря спондилуса. [ 4 ] [ 32 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 33 ] Игольная биопсия желудка Хуаниты показала, что примерно за 6–8 часов до жертвоприношения ее накормили большим количеством овощей. [ 34 ] Кроме того, компьютерная томография показала, что она была убита ударом по голове. [ 34 ] [ 4 ] [ 13 ] [ 9 ] [ 6 ] [ 7 ]

Остальные три жертвоприношения капакоча , захороненные в Ампато, были обнаружены отмеченными каменными кругами внутри погребального комплекса, и все они были в возрасте от 8 до 12 лет. [ 32 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 33 ] Были обнаружены две девочки и один мальчик, все трое, вероятно, были принесены в жертву во время одной и той же церемонии, судя по расположению и близости захоронений. [ 32 ] [ 13 ] [ 6 ] [ 33 ] Захоронение первой девушки, найденной на этом месте, было необычным по сравнению с другими захоронениями капакоча , поскольку на ее могиле было ритуально разбито шесть горшков. [ 32 ] [ 6 ] Ее тело было облачено в головной убор из перьев ара и сандалии, а захоронено было со множеством керамических сосудов, статуэток, чашек, ложек и ткацких инструментов. [ 4 ] [ 32 ] [ 6 ] [ 33 ] Ребенка мужского пола украшал головной убор из растительного волокна. [ 7 ] [ 33 ] и у него были удлиненные мочки ушей с пирсингом, что указывало на то, что он, возможно, был сыном элитной семьи. [ 6 ] Его похоронили с керамическими сосудами, чашками и мужской статуэткой. [ 32 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 33 ] Второе найденное женское тело также было похоронено вместе с множеством керамических сосудов, а также женской статуэткой, изготовленной из панциря спондилуса. [ 32 ] [ 6 ] [ 33 ] Все три мумии были повреждены ударами молнии, что не позволило провести исследование мягких тканей их тел. [ 13 ] [ 7 ] [ 33 ] [ 6 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ О вершинах и жертвоприношениях: этноисторическое исследование религиозных практик инков , University of Texas Press, 2009 г.
  2. ^ Теофил Лайме Аякопа (2007). Двуязычный словарь: англо-испанский / испанско-английский (PDF ) Ла-Пас, Боливия: futatraw.ourproject.org.
  3. ^ «Словарь: английский-испанский-английский, Словарь: английский-испанский-английский» (PDF ) Словарь кечуа - испанский - кечуа Региональное правительство Куско, Перу: Академия языка большого кечуа. 2005.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Андрушко Валерия Александровна; Бюзон, Мишель Р.; Гибаха, Арминда М.; Макьюэн, Гордон Ф.; Симонетти, Антонио; Кризер, Роберт А. (февраль 2011 г.). «Расследование случая жертвоприношения детей в сердце инков». Журнал археологической науки . 38 (2): 323–333. Бибкод : 2011JArSc..38..323A . дои : 10.1016/j.jas.2010.09.009 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Д'Алтрой, Теренс Н. (2003). Инки (перепечатано под ред.). Оксфорд: Паб Блэквелл. ISBN   1-4051-1676-5 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Фо, Дженнифер (2012). «Слава богам-победителям: ритуальное жертвоприношение детей в обществе инков». Журнал современной антропологии . 3:15 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Рейнхард, Йохан; Черути, Констанца (июнь 2005 г.). «Священные горы, церемониальные места и человеческие жертвоприношения среди инков». Археоастрономия . 19 : 1–43.
  8. ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Эндрю С.; Браун, Эмма Л.; Вилла, Кьяра; Линнеруп, Нильс; Хили, Эндрю; Черути, Мария Констанца ; Рейнхард, Йохан; Превильяно, Карлос Х.; Араоз, Факундо Ариас; Диес, Жозефина Гонсалес; Тейлор, Тимоти (13 августа 2013 г.). «Археологические, радиологические и биологические данные дают представление о жертвоприношениях детей инков» . Труды Национальной академии наук . 110 (33): 13322–13327. Бибкод : 2013PNAS..11013322W . дои : 10.1073/pnas.1305117110 . ISSN   0027-8424 . ПМЦ   3746857 . ПМИД   23898165 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Черути, Мария Констанца (2015). «Замороженные мумии из святилищ на вершинах Анд: биоархеология и этноистория человеческих жертвоприношений инков» . БиоМед Исследования Интернэшнл . 2015 : 439428. doi : 10.1155/2015/439428 . ISSN   2314-6133 . ПМЦ   4543117 . ПМИД   26345378 .
  10. ^ Перейти обратно: а б МААМ (2010), Справочник выставки , Музей высокогорной археологии Сальты.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Черути, Мария Констанца (март 2004 г.). «Человеческие тела как объекты посвящения в горных святилищах инков (северо-запад Аргентины)». Мировая археология 36 (1): 103*122.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Кобо, Бернабе (1990). Религия и обычаи инков . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  978-0292738614 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Соча, Дагмара М.; Рейнхард, Йохан; Чавес Переа, Радди (11 декабря 2020 г.). «Человеческие жертвоприношения инков на вулкане Мисти (Перу)» . Латиноамериканская древность . 32 (1): 138–153. дои : 10.1017/лак.2020.78 . ISSN   1045-6635 . S2CID   230526835 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Бесом, Томас (2009). О вершинах и жертвоприношениях: этноисторическое исследование религиозных практик инков . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. п. 29. ISBN  9780292783041 .
  15. ^ Молина, Кристобаль де; Бауэр, Брайан С.; Смит-Ока, Ваня (2011). Отчет о баснях и обрядах инков . Издательство Техасского университета. стр. 114–120. ISBN  9780292723832 .
  16. ^ де Бетансос, Хуан; дель Кармен Мартин Рубио, Мария (зима 1990 г.). Мурра, Джон В. (ред.). «Сумма и повествование об инках» . Этноистория . 37 (1). Издательство Университета Дьюка: 95–97. дои : 10.2307/481952 . JSTOR   481952 .
  17. ^ Чинер, Патрисия Андреа (01 марта 2010 г.). «Толкование Апокалипсиса в комментарии к Евангелию Иоанна Оригена» . Философия Интус-Лежера (на испанском языке). 4 (1): 37–52. дои : 10.15691/0718-5448vol4iss1a95 . ISSN   0718-5448 .
  18. ^ Йохан, Рейнхард (1998). Открытие Ледяной Девы Инки: мои приключения на Ампато . Национальное географическое общество. ОСЛК   607107175 .
  19. ^ «Министр культуры Сальты Аргентины – ЦАРЬЯ ГОРКИ» . 10 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 г. Проверено 14 января 2019 г.
  20. ^ Констанца, Черути, Мария (2003). Льюльяйльяко: жертвоприношения и подношения в высокогорном святилище инков . Издания Католический университет Сальты. ISBN  978-9506230142 . OCLC   836277798 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  21. ^ Абал, Клара (2001). Серро Аконкагуа: описание и изучение текстильного материала . Национальный университет Куйо EDUNC, Мендоса.
  22. ^ Роберто, Барсена, Дж. (2001). Исследования святилища инков Серро Аконкагуа . Национальный университет Куйо. OCLC   61205067 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  23. ^ Дювиолс, Питер (1976). Капакоча ​Allpanchis: Журнал Андского пастырского института,
  24. ^ Педро Сьеса де Леон, Вторая часть Хроник Перу ( Хроники Перу ), глава VII, перевод: Клементс Р. Маркхэм, Общество Хаклюйт: Лондон 1883, стр. 85 ОСЛК   706928387
  25. ^ Хандверк, Брайан (29 июля 2013 г.). «Жертвы жертвоприношения детей инков были накачаны наркотиками» . Нэшнл Географик . Проверено 7 марта 2024 г.
  26. ^ Педро Сармьенто де Гамбоа (2006). «XXXI». В Клементсе Р. Маркхэме (ред.). История инков (История инков) . Лондон: Общество Хаклюта (подготовлено для проекта Гутенберг).
  27. ^ Силлар, Билл (1992). Социальная жизнь андских мертвецов . Кембриджский университет. стр. 107–121.
  28. ^ Сильверблатт, Ирен (январь 1988 г.). «Имперские дилеммы, политика родства и реконструкции истории инков» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 30 (1): 83–102. дои : 10.1017/s001041750001505x . ISSN   0010-4175 . S2CID   143658472 .
  29. ^ Государства инков и ацтеков, 1400-1800: антропология и история . Кольер, Джордж А. (Джордж Аллен), 1942-, Розальдо, Ренато., Вирт, Джон Д. Нью-Йорк: Academic Press. 1982. ISBN  0-12-181180-8 . OCLC   8389637 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  30. ^ Уртон, Гэри; Хаген, Адриана фон (4 июня 2015 г.). Энциклопедия инков . Роуман и Литтлфилд. ISBN  9780759123632 .
  31. ^ Грейди, Дениз (11 сентября 2007 г.). «В Аргентине музей представляет давно замороженную девушку». Нью-Йорк Таймс.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Брей, Тамара Л.; Минк, Лия Д.; Черути, Мария Констанция ; Чавес, Хосе Антонио; Переа, Радди; Рейнхард, Йохан (2005). «Композиционный анализ керамических сосудов, связанных с ритуалом инков капакоча» . Журнал антропологической археологии . 24 (1): 82–100. дои : 10.1016/j.jaa.2004.11.001 . hdl : 11336/94308 . ISSN   0278-4165 .
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Соча, Дагмара М.; Рейнхард, Йохан; Переа, Рудди Чавес (14 мая 2021 г.). «Человеческие жертвоприношения инков из вулканов Ампато и Пичу-Пичу, Перу: новые результаты биоантропологического анализа» . Археологические и антропологические науки . 13 (6). дои : 10.1007/s12520-021-01332-1 . ISSN   1866-9557 . S2CID   234489075 .
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и Кавчук, Оленька (2018). «Дети Небес: Биоархеологический обзор мумий инков Капакоча». Журнал исследований студентов Университета Саскачевана . 5 : 8.
  • Андрушко Валерия Александровна; Бюзон, Мишель Р.; Гибаха, Арминда М.; Макьюэн, Гордон Ф.; Симонетти, Антонио; Кризер, Роберт А. (февраль 2011 г.). «Расследование случая жертвоприношения детей в сердце инков». Журнал археологической науки . 38 (2): 323–333. Бибкод : 2011JArSc..38..323A . дои : 10.1016/j.jas.2010.09.009 .
  • Бесом, Томас (2009). О вершинах и жертвоприношениях: этноисторическое исследование религиозных практик инков . Техас: Издательство Техасского университета. ISBN  9780292719774 .
  • Брей, Тамара Л.; Минк, Лия Д.; Черути, Мэри Констанс ; Чавес, Хосе Антонио; Переа, Радди; Рейнхард, Джон (2005). «Композиционный анализ керамических сосудов, связанных с ритуалом инков капакоча» Журнал антропологической археологии . 24 (1): 82–100. doi:10.1016/j.ja.2004.11.001. ISSN 0278-4165.
  • Черути, Констанца (март 2004 г.). «Человеческие тела как объекты посвящения в горных святилищах инков (северо-запад Аргентины)». Мировая археология . 36 (1): 103–122. дои : 10.1080/0043824042000192632 . S2CID   161911083 .
  • Черути, Мария Констанца (2015). «Замороженные мумии из святынь на вершинах Анд: биоархеология и этноистория человеческих жертвоприношений инков». БиоМед Исследования Интернэшнл . 2015 : 1–12. дои: 10.1155/2015/439428. ISSN 2314-6133.
  • Кобо, Бернабе; Гамильтон, Роланд (2010). Религия и обычаи инков . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  9780292789791 .
  • Д'Алтрой, Теренс Н. (2003). Инки (перепечатано под ред.). Оксфорд: Паб Блэквелл. ISBN  978-1-4051-1676-3 .
  • Фо, Дженнифер (2012). «Слава богам-победителям: ритуальное жертвоприношение детей в обществе инков». Журнал современной антропологии . 3:15 .
  • Грейди, Дениз (11 сентября 2007 г.). «В Аргентине музей представляет давно замороженную девушку» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 октября 2020 г.
  • Кавчук, Оленька (2018). «Дети Небес: Биоархеологический обзор мумий инков Капакоча». Журнал исследований студентов Университета Саскачевана . 5 : 8.
  • Молина, Кристобаль де; Бауэр, Брайан С.; Смит-Ока, Ваня (2011). Отчет о баснях и обрядах инков (перепечатанное издание). Издательство Техасского университета. ISBN  9780292723832 .
  • Рейнхард, Йохан; Черути, Констанца (июнь 2005 г.). «Священные горы, церемониальные места и человеческие жертвоприношения среди инков». Археоастрономия . 19 : 1–43.
  • Соча, Дагмара М.; Рейнхард, Йохан; Чавес Переа, Радди (11 декабря 2020 г.). «Человеческие жертвоприношения инков на вулкане Мисти (Перу)». Латиноамериканская древность . 32 (1): 138–153. дои : 10.1017/laq.2020.78. ISSN 1045-6635.
  • Соча, Дагмара М.; Рейнхард, Йохан; Переа, Рудди Чавес (14 мая 2021 г.). «Человеческие жертвоприношения инков из вулканов Ампато и Пичу-Пичу, Перу: новые результаты биоантропологического анализа». Археологические и антропологические науки . 13 (6). дои : 10.1007/s12520-021-01332-1. ISSN 1866-9557.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe59344db1abeade77d5a4341cc30239__1710309120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/39/fe59344db1abeade77d5a4341cc30239.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Capacocha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)