Памятник Сан-Мартину Пахапану 1
Памятник Сан-Мартину Пахапану 1 | |
---|---|
![]() Не все монументальное искусство было связано с городами или деревнями — памятник Сан-Мартин Пахапан 1 был найден на вершине спящего вулкана. | |
Материал | Базальт |
Высота | 1,4 метра |
Созданный | в. 1000 г. до н.э. |
Обнаруженный | 1925 Веракрус , Мексика |
Обнаружено | Франс Блом и Оливер Фардж |
Текущее местоположение | Халапа , Веракрус , Мексика |
Памятник Сан-Мартин-Пахапан 1 — большая скульптура ольмеков, базальтовая на вершине вулкана Сан-Мартин-Пахапан, в горах Тустла в мексиканском штате Веракрус найденная . Он примечателен своим оригинальным местоположением и ольмекской иконографией.
Описание
[ редактировать ]Статуя высотой 1,4 м (5,5 футов), вероятно, вырезанная в период раннего формирования , до 1000 г. до н.э. , изображает приседающего молодого лорда. Застигнутый в процессе поднятия большого церемониального бруса, его правая рука находится под одним концом, а левая над другим концом. Эта поза, почти идентичная позе «близнецов» в Эль-Азузуле , считается символом правителя или шамана (или того и другого), показанного в ритуальном акте возведения мезоамериканского мирового древа или оси мира , акта, который устанавливает центр мир и соединяет земной план с мирами верхними и нижними. [1]
Пухлое лицо типично ольмекское, «без попытки передать индивидуальность». [2]
Молодой лорд носит огромный квадратный головной убор, передняя часть которого покрыта, по-видимому, маской. [3] На маске изображена расщелина головы, миндалевидные глаза и опущенный рот, характерные для сверхъестественного ольмека-оборотня-ягуара , подразумевая, что человек стал или действовал под властью и/или защитой сверхъестественного. [4]
Перья струятся назад по бокам головного убора. На его вершине растительность – возможно, кукуруза прорастает . Эта маска-оборотня-ягуара отождествляется с ольмекским богом дождя. [5] а иконография и расположение статуи отражают широко распространенную в Мезоамерике веру в вершины гор как жилище богов дождя. [6]
Археологическое открытие
[ редактировать ]
Скульптура была впервые обнаружена геодезистом Исмаэлем Лойей в 1897 году и вновь открыта Франсом Бломом и Оливером Ла Фаржем в их экспедиции 1925 года. [7] Расположен на платформе или «уровне» в седловине между двумя самыми высокими вершинами края кратера вулкана. [8] Статуя была найдена в окружении разбитых сосудов для подношений, нефритовых подношений и множества других предметов, датируемых периодом с древних времен до 20-го века, что указывает на то, что она была объектом почитания на протяжении тысячелетий. [9] Эти подношения и сама статуя послужили подтверждением того, что вершина горы Сан-Мартин-Пахапан является священным ландшафтом. [10]
Хотя лицо хорошо сохранилось, оно было сильно повреждено, возможно, намеренно. [11] Статуя была еще больше повреждена в 1897 году, когда Лойя, украв ее, отломал часть рук. [12] Статуя, за исключением лица, с тех пор в значительной степени отреставрирована.
В 1929 году Маршалл Севиль из Музея американских индейцев в Нью-Йорке связал статую с другими неустановленными артефактами в различных коллекциях, основываясь на стилистическом сходстве и общей иконографии. Поскольку маловероятно, что статуя была перенесена далеко от ее первоначального места, Севилья предположил, что этот «ольмекский» художественный стиль (как он его называл) зародился на юге Веракруса. [13]
Памятник выставлен в антропологии Халапы в Веракрусе. Музее
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пул, с. 118-119 и 143.
- ^ Источник, с. 162.
- ^ Диль, с. 123 или «Маркхэм и Маркхэм», с. 20.
- ^ Фуэнте, с. 162, которая далее ссылается на ее публикацию 1977 года.
- ^ Маркхэм и Маркхэм, с. 20.
- ^ Пул, с. 123.
- ^ Блом и Ла Фарж.
- ^ Блом и Ла Фарж, стр. 46.
- ^ Диль, с. 81.
- ^ Пул, с. 123.
- ^ Источник, с. 162.
- ^ Блом и Лафарж, с. 45.
- ^ Коу, с. 42.
Ссылки
[ редактировать ]- Блом, Франс ; Оливер Ла Фарж (1926–27). Племена и храмы: отчет об экспедиции в Среднюю Америку, проведенной Тулейнским университетом Луизианы в 1925 году, 2 тома . Университет Тулейна, Публикация Среднеамериканского исследовательского института, вып. 1. Новый Орлеан, Луизиана: Университет Тулейн . ISBN 0-939238-02-0 . OCLC 39094976 .
- Коу, Майкл Д. (1968). Первая цивилизация Америки . Ричард Б. Вудбери (консультант). Нью-Йорк: Американское наследие , совместно со Смитсоновским институтом ; распространяется Ван Нострандом (Принстон, Нью-Джерси). ОСЛК 451758 .
- Диль, Ричард (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Серия «Древние народы и места». Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-02119-8 . OCLC 56746987 .
- Фуэнте, Беатрис де ла (1996). «Памятник Сан-Мартину Пахапану 1 — Скорчившаяся фигура в головном уборе и церемониальной перекладине». У Элизабет П. Бенсон ; Беатрис де ла Фуэнте (ред.). Ольмекское искусство Древней Мексики . В сопровождении выставки в Национальной галерее искусств, Вашингтон, с 30 июня по 20 октября 1996 года. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств . стр. 162–163. ISBN 0-89468-250-4 . OCLC 34357584 .
- Маркман, Питер Т.; Роберта Х. Маркман (1989). Маски духа: образ и метафора в Мезоамерике . с введением Джозефа Кэмпбелла. Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-06418-6 . OCLC 20170790 .
- Пул, Кристофер А. (2007). Ольмекская археология и ранняя Мезоамерика . Кембриджская мировая археология. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-78882-3 . OCLC 68965709 .