Предположения об альтернативном происхождении ольмеков
Спекуляции об альтернативном происхождении ольмеков - это неосновные псевдоисторические теории, касающиеся формирования цивилизации ольмеков , которые противоречат общепринятому научному консенсусу, согласно которому цивилизация ольмеков полностью является коренной для этого региона или, по крайней мере, Нового Света. Эти теории происхождения обычно предполагают контакты с обществами Старого Света . Хотя эти предположения стали довольно известными в массовой культуре , особенно идея связи Африки с ольмеками, они не считаются заслуживающими доверия среди основных исследователей Мезоамерики и считаются маргинальными теориями .
Основной научный консенсус
[ редактировать ]Подавляющее большинство ученых, специализирующихся на истории Мезоамерики, археологии и лингвистике, по-прежнему не убеждены предположениями об альтернативном происхождении. [1] Многие настроены более критично и рассматривают продвижение таких необоснованных теорий как форму этноцентрического расизма в отношении коренных американцев . [2] Света . В публикациях в рецензируемых академических журналах, посвященных мезоамериканским и другим доколумбовым исследованиям, существует консенсус, заключающийся в том, что ольмеки и их достижения возникли под влиянием и традициями, которые были полностью коренными для этого региона или, по крайней мере, Нового и нет никаких надежных вещественных доказательств, позволяющих предположить обратное. [3] Они и соседние культуры, с которыми они контактировали, развили свои собственные характеры, полностью основанные на удивительно взаимосвязанном и древнем культурном и сельскохозяйственном наследии, которое было общим для местных жителей, но возникло независимо от каких-либо влияний за пределами полушария. [4]
Африканское происхождение
[ редактировать ]
Некоторые писатели предполагают родство ольмеков с народами Африки — основываясь прежде всего на своей интерпретации черт лица статуй ольмеков. Они также утверждают, что эпиграфические, генетические и остеологические данные подтверждают их утверждения. [ нужна ссылка ] Идея была впервые предложена Хосе Мельгаром, который обнаружил первую колоссальную голову в Уэяпане (ныне Трес Сапотес ) в 1862 году и впоследствии опубликовал две статьи, в которых приписывал эту голову «негритянской расе». [5] Эту точку зрения поддержали в начале 20 века Лео Винер и другие. [6] Афроцентрист Иван Ван Сертима отождествлял ольмеков с народом манде в Западной Африке. [7]
Претензии на эпиграфические свидетельства
[ редактировать ]Некоторые исследователи утверждают, что мезоамериканские системы письма родственны африканским письменностям. В начале 19 века Константин Самуэль Рафинеск предположил, что надписи майя, вероятно, связаны с либико-берберской письменностью Африки. [8] Лео Винер [9] и другие утверждают, что различные символы ольмеков и эпи-ольмеков аналогичны тем, которые встречаются в письме Ваи (относительно современном письме в Либерии, которое может иметь влияние чероки). [10] ), в частности, символы на статуэтке Тустла , Тео Маска , [ нужна ссылка ] Каскахаль Блок , [ нужна ссылка ] и кельты (инструменты) в Подношении 4 в Ла Венте .
Эти утверждения не нашли поддержки среди мезоамериканских исследователей. В то время как ведущие ученые добились значительного прогресса в переводе письменности майя, исследователям еще предстоит перевести глифы ольмеков.
Генетические исследования
[ редактировать ]Претензии на остеологические доказательства
[ редактировать ]Польский краниолог Анджей Верчинский утверждает, что некоторые из ольмеков имели африканское происхождение. [11] Он подтверждает это утверждение черепными свидетельствами из двух мезоамериканских памятников: Тлатилько и Серро-де-лас-Месас . Тлатилько — это место в долине Мехико . Хотя за пределами центра ольмеков влияние ольмеков проявляется в архитектурных записях. Черепа принадлежали доклассическому периоду, современнику ольмеков. Серро-де-лас-Месас находится в сердце ольмеков, хотя, по словам Верчинского, «серия... датируется классическим периодом ». [12]
Для определения расового наследия скелетов Верчинский использовал классические диагностические признаки, определенные краниометрическими и краниоскопическими методами, а также справочную коллекцию скелетов Польской сравнительно-морфологической школы. Затем эти измерения сравнили с тремя наборами черепов из Польши, Монголии и Уганды, чтобы представить три расовые категории, что позволило Верцинскому отсортировать каждый череп по одной или нескольким расовым категориям.
На основе своих сравнений Верчинский обнаружил, что 14% скелетов из Тлатилько и 4,5% скелетов из Серро-де-лас-Месас имели элементы «черного» расового состава.
В последнем разделе своей статьи Верчинский сравнил физиономию скелетов с соответствующими образцами ольмекских скульптур и барельефов на стелах . Например, Верчинский утверждает, что колоссальные головы ольмеков представляют собой «донголанский» тип. [13] Эмпирическая частота донголанского типа в Тлатилко, рассчитанная Верчинским, составила 0,231, что более чем в два раза превышает теоретическую цифру Верчинского 0,101 для присутствия донголанцев в Тлатилко.
Верчинский резюмирует свои исследования, предлагая следующие «этногенетические гипотезы»: [14]
- Коренной подвой Тлатилько и Серро-де-лас-Месас состоит из «айноидных, арктических и тихоокеанских расовых элементов».
- «Следующая миграционная волна» принесла с собой дополнительные тихоокеанские, а также «лапоноидные» элементы.
- «Некоторое китайское влияние периода Шан могло проникнуть в Мезоамерику»
- «Странная трансатлантическая, более или менее спорадическая миграция» принесла с собой арменоидные , экваториальные и бушменоидные элементы.
Методы исследования и выводы Верчинского не принимаются подавляющим большинством мезоамериканских ученых, отчасти из-за того, что он полагался на польскую сравнительно-морфологическую методологию, которая ограничивает размещение типов черепа в очень узком спектре, который часто находится в пределах европеоидной, негроидной и Монголоид. Таким образом, коренные американцы вписываются в эти группы, что часто приводит к ложным и противоречивым предположениям в результате систематической ошибки выборки.
Междисциплинарный анализ черепов коренных американцев подтвердил, что Берингия «была родиной коренных американцев», и заявил, что «эволюция и распространение чрезвычайно производного северо-восточноазиатского фенотипа, высокая гетерогенность групп-основателей и начало in situ Нового Мировая эволюция, сформированная миграцией и генетическим дрейфом, объясняет всю картину прошлых и нынешних вариаций коренных американцев. Можно показать, что большинство современных популяций имеют мозаику обобщенных черт, в то время как некоторые из них (алеут-эскимосы) демонстрируют производную крайность. также присутствуют в северо-восточной Азии, а другие представляют собой довольно обобщенную предковую морфологию (перику, ацтеки и палеоамериканцы)». [15]

Китайское происхождение
[ редактировать ]Некоторые авторы утверждают, что цивилизация ольмеков возникла с помощью китайских беженцев, особенно в конце династии Шан . [17] В 1975 году Бетти Меггерс из Смитсоновского института утверждала, что цивилизация ольмеков возникла под влиянием Китая Шан около 1200 г. до н.э. [18] В книге 1996 года Майк Сюй с помощью Чэнь Ханьпина утверждал, что те же самые кельты Ла Венты, о которых говорилось выше, на самом деле носили китайские иероглифы. [19] [20] Эти утверждения не подтверждаются ведущими мезоамериканскими исследователями. [21] Доказательства, на которые опирался Майк Сюй, включая совпадение маркировок на ольмекской керамике с маркировкой на китайских надписях на костях оракула, значение нефрита в обеих культурах и общее знание положения истинного Севера, обсуждались в статье Клэр Лю. в 1997 году. [22]
Иаредийское происхождение
[ редактировать ]В Книге Мормона (1830 г.), тексте, который считают Священным Писанием церкви и члены движения Святых последних дней , иаредийцы описываются в Книге Ефера как народ, покинувший Старый Свет в древние времена и основавший цивилизацию в Америки. Основные специалисты по американской истории и литературе [ ВОЗ? ] поместите литературное окружение Книги Мормона среди « строителей курганов » Северной Америки. Таким образом, произведение относится к американскому жанру «строителей курганов» XIX века. [23]
Однако мормонские ученые и авторы стремятся продемонстрировать, что события, описанные в Книге Мормона, имеют буквальную основу. Популярная географическая модель Книги Мормона помещает место прибытия иаредейцев и их последующего развития в земли вокруг перешейка Теуантепек в Мезоамерике. [24] Однако традиция, ведущая к этой мезоамериканской модели, берет свое начало не в Книге Мормона, а в восторженном интересе к бестселлеру Джона Ллойда Стивенса 1841 года « Случаи путешествий в Центральной Америке, Чьяпасе и Юкатане» . [25] Основатель мормонов Джозеф Смит поместил прибытие иаредийцев в «озерную страну Америки» (район озера Онтарио ), [ нужна ссылка ] допуская возможную миграцию народов Книги Мормона в Мексику и Центральную Америку. [26]
Поэтому некоторые мормонские ученые отождествляют цивилизацию ольмеков с иаредийцами, ссылаясь на сходство и отмечая, что период, в котором ольмеки процветали, а затем пришли в упадок, примерно соответствует временной шкале цивилизации иаредийцев.
Северное происхождение
[ редактировать ]
По словам Майкла Коу , исследователь и культурный диффузионист Тур Хейердал утверждал, что, по крайней мере, некоторые из лидеров ольмеков имели нордическое происхождение, и эта точка зрения, по крайней мере частично, вдохновлена бородатым человеком, которого часто называют «дядей Сэмом». [27] вырезан на стеле Ла Вента 3, чей очевидный орлиный нос был назван возможным свидетельством существования древних посетителей Америки из Старого Света:
«Присутствие дяди Сэма вдохновило Тура Хейердала, норвежского исследователя и автора «Экспедиции Кон-Тики» , среди прочих, заявить о нордическом происхождении, по крайней мере, некоторых представителей руководства ольмеков... [Однако] крайне неверно использовать свидетельства художественных изображений для доказательства этнических теорий. Ольмеки были американскими индейцами, а не неграми (как думал Мельгар) или нордическими сверхлюдьми». [28]
В популярной культуре
[ редактировать ]«Ольмекский футболист» [29] — рассказ Кэтрин Маклин, вышедший в 1980 году. В нем по крайней мере одна из колоссальных голов ольмеков изображает афроамериканского студента колледжа, который совершил путешествие во времени в своем футбольном шлеме.
В «Таинственных золотых городах » немногие оставшиеся ольмеки описываются как потомки атлантов .
См. также
[ редактировать ]- Споры о расах в Древнем Египте
- Доколумбовые теории трансокеанских контактов
- Урегулирование Америки
- Франсиско Планкарте и Наваррете ( Тамоанчан: штат Морелос и начало цивилизации в Мексике )
Сноски
[ редактировать ]- ^ См. Гроув (1976) или Ортис де Монтеллано (1997).
- ^ [1] Ограбление индейских культур: афроцентризм Ван Сертимы и ольмеки] статья из журнала Current Anthropology , том 38, номер 3, июнь 1997 г., стр. 419-441. Воспроизведено с разрешения.
- ^ Таубе, с. 17. «Просто не существует материальных свидетельств каких-либо доиспанских контактов между Старым Светом и Мезоамерикой до прибытия испанцев в шестнадцатом веке».
- ^ Диль (2004); Коу (1968).
- ^ Стерлинг, с. 2, где цитируются Мельгар (1869 г.) и Мельгар (1871 г.).
- ^ де Монтеллано, Бернар Ортис; Хаслип-Виера, Габриэль; Барбур, Уоррен (1997). «Их НЕ БЫЛО здесь до Колумба: афроцентрический гипердиффузионизм в 1990-х годах» . Этноистория . 44 (2): 199–234. дои : 10.2307/483368 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 483368 .
- ^ Ортис де Монтеллано, Бернард и Габриэль Хаслип Виера и Уоррен Барбур 1997
- ^ К.С. Рафинеск, «Первое письмо г-ну Шампольону о графических системах Отолума или Паленке в Центральной Америке», в книге «Расшифровка древней письменности майя» , Хьюстон, С. и др., Норман, ОК: University of Oklahoma Press (2001). ), (стр. 45-47); и К.С. Рафинеск, «Второе письмо г-ну Шампольону – Элементы глифов», там же, стр. 48-53.
- ^ Лео Винер , Африка и открытие Америки , Том 3, Филадельфия, Пенсильвания: Innes & Sons (1922) с. 271.
- ^ Тушерер, Конрад (2002). «Чероки и Западная Африка: изучение истоков письменности Вай». История в Африке . 29 : 427–486. дои : 10.2307/3172173 . JSTOR 3172173 . S2CID 162073602 .
- ^ Ренсбергер, Б. (сентябрь 1988 г.). «Черные короли древней Америки», Science Digest, 74–77 и 122. См. также Верчински А. (1972a) «Антропологическое исследование происхождения «ольмеков»», Святовит, 33, с. 143-174.
- ^ Верчинский (1972b).
- ^ Верчинский (1972b), стр.160
- ^ Верчинский, с. 158 или с. 171.
- ^ Роландо Гонсалес-Хосе и др. «Население Америки: изменение формы черепа в континентальном масштабе и его интерпретация с междисциплинарной точки зрения». [PDF-файл]. Американский журнал физической антропологии 137, вып. 2 (2008): 175–187.
- ^ Пул, с. 92, который цитирует Гордона Экхольма (1964) «Транстихоокеанские контакты» в книге «Доисторический человек в Новом Свете», Дж. Д. Дженнингс и Э. Норбек, ред., Чикаго: Чикагский университет, стр. 489–510.
- ↑ Эта теория упоминается в исторической книге «Возвышение Запада: история человеческого сообщества » (1963). Уильяма Х. Макнила
- ^ Меггерс.
- ^ Сюй, Майк. «Транстихоокеанские контакты?» . Архивировано из оригинала 2 августа 2001 года . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ Сюй, Майк (1996). Происхождение . Университет Центральной Оклахомы Пресс. п. 52. ИСБН 978-0964869424 .
- ^ См., например, Гроув (1976).
- ^ Тайвань-Панорама.com г. Проверено 8 сентября 2018
- ^ Роджер Г. Кеннеди, Скрытые города: открытие и утрата древней североамериканской цивилизации , 1994, стр. 228-231; Роберт Сильверберг, «и строители курганов исчезли с земли», журнал American Heritage Magazine , июнь 1969 г., том 20, выпуск 4
- ^ Саутертон (2004, стр.157)
- ^ Кун, В. Винсент, Выбор превыше всех других земель - Земли Завета Книги Мормона согласно лучшим источникам , гл. 4, «Неподписанные статьи и популярная книга», стр. 64–104.
- ^ Джозеф Смит (редактор), «Черты мозаичной истории, обнаруженной среди народов ацтеков», Times and Seasons , 15 июня 1842 г., Vol. 3, № 16, стр. 818–820; подписал контракт с «ED» Джозефа Смита. Смит комментирует главу из книги Джосайи Приста « Американские древности и открытия на Западе» . Кун отмечает, что Смит использует точно то же описание, что и Прист, Гумбольдт и другие, описывая регион Великих озер как «озерную страну». См. «Озеро», Книгу Мормона и «Строитель курганов» Америка.
- ^ см. Коу (1968, стр.59).
- ^ Коу. п. 55
- ^ «Название: Ольмекский футболист» .
Ссылки
[ редактировать ]- Агирре Бельтран, Гонсало (1972). Черное население Мексики: этноисторическое исследование (на испанском языке) (2-е издание, с исправлениями и дополнениями под ред.). Мехико: Фонд экономической культуры . OCLC 781507 .
- Альчина-Франс, Ж. (1985). Истоки Америки , Мадрид: Редакция Альгамбры.
- Берналь, Игнасио (1968). «Взгляды на культуру ольмеков» . В Элизабет П. Бенсон (ред.). Конференция по ольмекам в Думбартон-Оксе, 28 и 29 октября 1967 года . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса . стр. 135–142. OCLC 52523439 . Архивировано из оригинала ( PDF ) 22 августа 2006 г.
- Коу, Майкл Д. (1968). Первая цивилизация Америки . Ричард Б. Вудбери (консультант). Нью-Йорк: Американское наследие , совместно со Смитсоновским институтом ; распространяется Ван Нострандом (Принстон, Нью-Джерси). ОСЛК 451758 .
- Коу, Майкл Д. (лето 1973 г.). «Мормоны и археология: взгляд со стороны» . Диалог: Журнал мормонской мысли . 8 (2): 40–48. дои : 10.2307/45224400 . ISSN 0012-2157 . JSTOR 45224400 . OCLC 197923057 . S2CID 254386666 .
- Коу, Майкл Д. (1994). Мексика: от ольмеков до ацтеков (4-е издание, исправленное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-27722-5 . OCLC 29708907 .
- Коваррубиас, Мигель (1986) [1946]. Юг Мексики: Теуантепекский перешеек (Перепечатка, первоначально опубликовано в Нью-Йорке: Knopf © изд. 1946 г.). Лондон: KPI (Kegan Paul International) , распространяется Routledge & Kegan Paul по договоренности с Альфредом А. Кнопфом . ISBN 978-0-7103-0184-0 . OCLC 14069879 .
- Куэвас, Марко П. Эрнандес (2004). Африканские мексиканцы и дискурс о современной Мексике . Университетское издательство, Оксфорд.
- Диль, Ричард (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Серия «Древние народы и места». Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-02119-4 . OCLC 56746987 .
- Грин, Л.Д. , (2000), « Сродство митохондриальной ДНК жителей Северо-Центральной Мексики », Американский журнал генетики человека , 66:989-998.
- Гроув, Дэвид К. (сентябрь 1976 г.). «Происхождение ольмеков и транстихоокеанская диффузия: ответ Меггерсу». Американский антрополог ( репродукция JSTOR ). Новая серия. 78 (3): 634–637. дои : 10.1525/aa.1976.78.3.02a00120 . JSTOR 674425 . OCLC 1479294 .
- Гутери, Дж. (1996). Мир ольмеков: ритуалы и правление . Принстонский университет: Принстонский университет Press.
- Маклахлан, К.М. и Родригес О, Дж.Э. , Формирование космической расы: новая интерпретация колониальной Мексики , University of California Press (1980)
- Маркес, К. (1956). Археологические и этнографические исследования . Мексика.
- Меггерс, Бетти Дж. (март 1975 г.). «Транстихоокеанское происхождение мезоамериканской цивилизации: предварительный обзор доказательств и его теоретических последствий» . Американский антрополог ( репродукция JSTOR ). Новая серия. 77 (1): 1–27. дои : 10.1525/aa.1975.77.1.02a00020 . JSTOR 674066 . OCLC 1479294 .
- Мельгар, Хосе (1869) «Мексиканские древности, выдающаяся древняя скульптура», в Бюллетене Мексиканского общества географии и статистики , эпоха 2, том. 1, стр. 292–297, Мексика.
- Мельгар, Хосе (1871) «Исследование древности и происхождения колоссальной головы эфиопского типа, существующей в Уэяпане кантона Тустлас» в Бюллетене Мексиканского общества географии и статистики , эпоха 2, том. 3, с. 104–109; Мексика.
- Ортис де Монтеллано, Бернар; Габриэль Хаслип-Виера; Уоррен Барбур (весна 1997 г.). «Их НЕ БЫЛО здесь до Колумба: афроцентрический гипердиффузионизм в 1990-х годах». Этноистория . 44 (2): 199–234. дои : 10.2307/483368 . JSTOR 483368 . OCLC 42388116 .
- Пул, Кристофер А. (2007). Ольмекская археология и ранняя Мезоамерика . Кембриджская мировая археология. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-78882-3 . OCLC 68965709 .
- Ренсбергер, Б. (сентябрь 1988 г.). «Черные короли древней Америки», Science Digest , 74–77 и 122.
- Салас, Антонио; Ричардс, Мартин; Лареу, Мария-Виктория; Скоццари, Розария; Коппа, Альфредо; Торрони, Антонио; Маколей, Винсент; Карраседо, Анхель (2004) «Африканская диаспора: митохондриальная ДНК и атлантическая работорговля» , Американский журнал генетики человека; март 2004 г.; 74(3): с. 454–465.
- Соренсон, Джон Л. (1992). Когда группа Легия прибыла в эту землю, нашли ли они там других? . Прово, Юта: Институт религиозных исследований Нила А. Максвелла . Архивировано из оригинала 14 апреля 2007 г. Проверено 21 апреля 2007 г.
- Саутертон, Саймон Г. (2004). Потеря потерянного племени: коренные американцы, ДНК и церковь мормонов . Солт-Лейк-Сити, Юта: Подписные книги . ISBN 978-1-56085-181-3 . OCLC 55534917 .
- Стирлинг, Мэтью В. (1968). Элизабет П. Бенсон (ред.). Конференция по ольмекам в Думбартон-Оксе, 28 и 29 октября 1967 года . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса . стр. 1–8. OCLC 52523439 . Архивировано из оригинала ( онлайн-воспроизведение в формате PDF ) 22 августа 2006 г.
- Таубе, Карл (2004). Ольмекское искусство в Думбартон-Оксе (PDF) . Доколумбовое искусство в Думбартон-Окс, нет. 2. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс ; Попечители Гарвардского университета. ISBN 978-0-88402-275-6 . OCLC 56096117 . Архивировано из оригинала ( онлайн-воспроизведение в формате PDF ) 27 февраля 2008 г.
- Андерхилл, П.А., Джин, Л., Земанс, Р., Офнер, Дж. и Кавалли-Сфорца, LL (январь 1996 г.). « Доколумбовый переход, специфичный для Y-хромосомы, и его последствия для истории эволюции человека », Proceedings of the National Academy of Sciences USA , 93, p. 196-200.
- Ван Сертима, Иван (1976). Они появились раньше Колумба . Нью-Йорк.
- Верчински, А. (1971), «Расовое сходство некоторых древних популяций Мексики», Анналы Национального института антропологии и истории , 7-я эпоха, том II, стр. 123–143.
- Верчинский, А. (1972). «Меж- и внутрипопуляционная расовая дифференциация Тлатилько, Серро-де-лас-Месас, Теотуакана, Монте-Альбана и Юкатана Майя», XXXlX Конгресс-стажер. de Americanistas, Лима, 1970, Vol. 1, с. 231-252.
- Верчинский, А. (1972b). «Антропологическое исследование происхождения ольмеков», Swiatowit , 33:1972, стр. 143–174.
- Верчинский, А. и Джайразбхой, Р.А. (1975) «Комментарий», «Новый диффузионист», 5 (18), 5
- Уилфорд, Джон Ноубл ; Мать-культура или всего лишь сестра? , The New York Times, 15 марта 2005 г.
- Вулвертон, Сьюзен Стэнсфилд (2004). Имея видения: Книга Мормона, переведенная и изложенная на простом английском языке . Нью-Йорк: Алгора . ISBN 978-0-87586-308-5 . OCLC 54806382 .
- Сюй, Х. Майк (1996) Происхождение цивилизации ольмеков , University of Central Oklahoma Press.