Jump to content

Археология и Книга Мормона

Связь между археологией и Книгой Мормона основана на утверждениях Книги Мормона о том, что древняя Америка была населена иммигрантами из Старого Света и соответствующей им материальной культурой , утверждение, которое может быть проверено или опровергнуто археологическими исследованиями. В Книге Мормона утверждается, что описываются взаимоотношения двух цивилизаций, называемых Нефийцами и Ламанийцами , как полагают мормоны, существовали на Американском континенте примерно с 600 г. до н.э. примерно до 400 г. которые , н.э. В Книге Мормона описывается, что он прибыл из Старого Света вскоре после библейского смешения языков в Вавилонской башне посредством чудесного трансокеанского путешествия.Материальная культура, описанная в Книге Мормона, содержит сочетание технологических, сельскохозяйственных и археологических анахронизмов , которые были повсеместно распространены в начале XIX века и полностью отсутствовали в древней Америке, представляя собой одни из наиболее значительных культур. анахронизмы в Книге Мормона . [1] [2] [3] [4] Другие анахронизмы включают лингвистические, доктринальные и политические детали, которые не только отсутствовали в древней Америке, но и были уникальными для начала 19 века. Детали повествования в книге в подавляющем большинстве указывают на автора XIX века, предположительно Джозефа Смита .

The orthodox view of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints (LDS Church) and other denominations of the Latter Day Saint movement believe the Book of Mormon describes ancient historical events in the Americas. The orthodox view remains dominant in the Latter Day Saint movement, though in recent decades, various individuals and groups have begun to describe the work as "inspired" rather than asserting the book to be literal account of history. For example, in 2007, the Community of Christ affirmed that the book was considered scripture, but that it did not mandate any degree of belief or use. As a result, a wide spectrum of belief exists within the group, ranging from individuals who believe in its historicity to those seeing it as inspired but not historical. A range of beliefs also exists between individuals in other groups.

Since the book's publication in 1830, Mormon archaeologists have been trying to confirm the veracity of the narratives, but have repeatedly retreated from prior hypotheses to account for overwhelming archeological evidence. Some early-20th century Mormons claimed various archaeological findings, such as place names and ruins of the Inca, Maya, Olmec, and other ancient American and Old World civilizations, as giving credence to the Book of Mormon record.[5] All such claims are dismissed by archeologists,[6] oftentimes out-of-hand (a number of archaeological societies have a form letter response to Mormon inquiries about whether these civilizations are consistent with the Book of Mormon).[7]

Background

[edit]

The Book of Mormon narrative, together with supporting statements by Joseph Smith, his associates, and later LDS Church leaders, state that the Book of Mormon is a record of ancient Indigenous peoples of the Americas. The book affirms that the three groups or civilizations—the Nephites, the Lamanites, and the Jaredites—emigrated from the Old World between 2500 and 600 BC, and became ancestors of the continent's indigenous peoples.

Modern archaeology

[edit]

The Americas began to be populated when Paleolithic hunter-gatherers (Paleo-Indians) entered North America from the North Asian Mammoth steppe via the Beringia land bridge, which had formed between northeastern Siberia and western Alaska due to the lowering of sea level during the Last Glacial Maximum (26,000 to 19,000 years ago).[8] These populations expanded south of the Laurentide Ice Sheet and spread rapidly southward, occupying both North and South America, by 12,000 to 14,000 years ago.[9][10][11][12]

The precise date for the peopling of the Americas is a long-standing open question. While advances in archaeology and other fields have progressively shed more light on the subject, significant questions remain unresolved.[13][14] The "Clovis First theory" refers to the hypothesis that the Clovis culture represents the earliest human presence in the Americas about 13,000 years ago.[15] However, evidence of pre-Clovis cultures has accumulated and pushed back the possible date of the first peopling of the Americas.[16][17][18][19] Academics generally believe that humans reached North America south of the Laurentide Ice Sheet at some point between 15,000 and 20,000 years ago.[13][16][20][21][22][23] Some new controversial archaeological evidence suggests the possibility that human arrival in the Americas may have occurred prior to the Last Glacial Maximum more than 20,000 years ago.[16][24][25][26][27] However, the archaeological sites in the Americas with the oldest dates that have gained broad acceptance are all compatible with an age of about 15,000 years. This includes the Buttermilk Creek Complex in Texas,[28] the Meadowcroft Rockshelter site in Pennsylvania and the Monte Verde site in southern Chile.[29] Archaeological evidence of pre-Clovis people points to the South Carolina Topper Site being 16,000 years old, at a time when the glacial maximum would have theoretically allowed for lower coastlines.

The Mound Builder Myth

[edit]

The Book of Mormon is considered by many historians and archeologists to fall into the Mound Builder genre. The genre began when American colonists reached the former lands of the Hopewell tradition in the early 19th century. As with European colonialism, American manifest destiny relied on the moral and legal premise that colonization was permissible so long as the displaced natives were uncivilized. However, the existence of the Hopewell ruins definitively proved that there were civilizations in ancient North America. Manifest destiny could not allow the obvious conclusion that the builders of the Hopewell ruins were native American ancestors, leading to the invention of the myth of the Mound Builders.

Publications that speculated or repeated the Mound Builder myth are collectively known as the "Mound Builder" genre, which was ubiquitous during the nineteenth century.[30] These origin myths often attributed the ruins to Vikings, the Welsh prince Madoc, Atlantis, giants, or ancient Israelites. The interest in ancient Israelites is notable because it revived the much older Jewish Indian theory, a theory also reflected in the Book of Mormon. Note that similar speculation occurred earlier in Spanish-speaking regions of the Western Hemisphere, but these had little influence on the Mound Builder myth due to a lack of available translations.

The earliest investigations of Hopewell ruins were demolitions by farmers and treasure hunters funded by speculators.Notably, Joseph Smith, was employed as a treasure-hunter in the 1820's, digging in the Hopewell ruins located in upstate New York. In 1826, Smith was convicted of misdemeanor fraud for claiming to investors that he had divine knowledge of the location of buried treasure but failing to produce any. Some nineteenth-century archaeological finds (e.g., earth and timber fortifications and towns,[31] the use of a plaster-like cement,[32] ancient roads,[33] metal points and implements,[34] copper breastplates,[35] head-plates,[36] textiles,[37] pearls,[38] native North American inscriptions, North American elephant remains etc.) were well-publicized at the time of the publication of the Book of Mormon and there is incorporation of some of these ideas into the narrative.

The Mound Builder myth was also important because it contributed to the development of modern professional archeology. Some early attempts to systematically survey the formations were made as early as 1820,[39] with a much more sophiticated survey produced in 1848 by Davis and Squier.[40] The 1848 book was a milestone in the technical development of the modern field of archeology.[41] By 1890, scientific consensus had overwhelmingly identified the extant native Americans as the true descendants of the Hopewell tradition.[42]

Proposed geographical settings

[edit]

Smith and the Book of Mormon itself imply that the Jaredites, Nephites, and Lamanites were the first and only inhabitants of the ancient Americas in what is today called the hemispheric geography model by Mormon apologists. Since the publication of the Book of Mormon, archeology has documented hundreds of ancient American cultures that bear no similarity with those described in the book. Each time archeology has progressed and systematically ruled out proposed geographic models, apologists have proposed progressively smaller locations where these civilizations might have existed [43] most notably North America, South America, and further subdivided into numerous smaller regions such as Mesoamerica or the Finger Lakes in upstate New York.[44]

Geographic models attempt to map the geographic, demographic, and economic details of the Book of Mormon to real geographic and archeological features. For example, the Book of Mormon describes a "narrow neck of land" or isthmus that connects a "land northward" and a "land southward", surrounded by eastern and western seas. All models attempt to identify that isthmus and the north and south regions. All models also gravitate toward cultures known for building monumental structures. The Book of Mormon spends considerable time describing earthwork fortifications, but these are notably absent in cultures outside the Hopewell tradition. Some models also consider population size since the population sizes described in the Book of Mormon are not possible in the majority of the ancient western hemisphere.

Hemispheric Geography Model

[edit]

The Hemispheric Geography Model posits that the events of the Book of Mormon took place over the entirety of the North and South American continents. By corollary some Mormons believe that the people chronicled in the Book of Mormon exclusively populated an empty North and South American Continent, and that Native Americans were all of Israeli descent.

Speculations from various church leaders has shifted slightly over time, with early Mormon leaders including Orson Pratt taking a traditional stance.[45][46][47][48] This model was also implicitly endorsed in the introduction to the Book of Mormon which, before 2008, stated that Lamanites are the "principal ancestors of the American Indians."[49] More recently, the church has not taken as strong position on the absolute origin of Native American peoples.[50]

Some Mormon apologists note that during a trek through Illinois, Joseph Smith stated he and his travelling group were "wandering over the plains of the Nephites, recounting occasionally the history of the Book of Mormon, roving over the mounds of that once beloved people of the Lord, picking up their skulls & their bones, as proof of its divine authenticity".[51]

The claim that Lamanites are the ancestors of the American Indians is wholly unfounded in current archaeological and genetic research.[52]

Limited geography models

[edit]
Mesoamerican Limited Geography Model
[edit]

The Mesoamerican Limited Geography Model posits that the events of the Book of Mormon occurred in a geographically "limited" region in Mesoamerica only hundreds of miles in dimension and that other people were present in the New World at the time of Lehi's arrival. This model has been proposed and advocated by various Mormon apologists in the 20th century (both RLDS and LDS).[53][54][55] Geographically limited settings for the Book of Mormon have been suggested by LDS church leaders as well,[56][57] and this view has been published in the official church magazine, Ensign.[58]

The Limited Mesoamerican Geography Model has been critiqued by a number of scholars, who suggest that it is not an adequate explanation for Book of Mormon geography and that the locations, events, flora and fauna described in it do not precisely match.[59][60]

Among apologists, there have been critiques of this model—particularly around the location of the Hill Cumorah, which most Mormons consider to be definitively identified as a location in New York. In a Mesoamerican Limited Geography model, this would require there to be two Cumorahs (which some consider preposterous[61]).

Finger Lakes Limited Geography Model
[edit]

Some Mormon apologists hold that the events of the Book of Mormon occurred in a small region in and around the Finger Lakes region of New York. Part of the basis of this theory lies on statements made by Joseph Smith and other church leaders.[62][63]

Criticism of this model comes on demographic grounds: Mormon scholars have estimated that at various periods in Book of Mormon history, the populations of civilizations discussed in the book would have ranged between 300,000 and 1.5 million people.[64] The size of the late Jaredite civilization was even larger. According to the Book of Mormon, the final war that destroyed the Jaredites resulted in the deaths of at least two million people.[65] From Book of Mormon population estimates, it is evident that the civilizations described are comparable in size to the civilizations of ancient Egypt, ancient Greece, ancient Rome, and the Maya. Such civilizations left numerous artifacts in the form of hewn stone ruins, tombs, temples, pyramids, roads, arches, walls, frescos, statues, vases, and coins. However, the only civilizations in the western hemisphere that ever approached that size were in the Andes and Mesoamerica.

Anachronisms and archaeological findings

[edit]

Critics of the Book of Mormon hold that certain words and phrases in the book are anachronistic with archaeological findings. These relate to artifacts, animal, plant, or technology that critics believe did not exist in the Americas during the Book of Mormon time period (before 2500 BC to about 400 AD). The list below summarizes a few of the anachronistic criticisms in the Book of Mormon, as well as some of the most notable perspectives by Mormon apologists.

Horses

[edit]

The Book of Mormon mentions horses in five incidences, and are portrayed as being in the forest upon first arrival of the Nephites, "raise(d)", "fed", "prepared" (in conjunction with chariots), used for food, and being "useful unto man".[66] Horses in the Americas are considered to have become extinct between 10,000 and 7,600 years ago,[67][68][69] and did not reappear there until the Spaniards brought them from Europe. Horses were re-introduced to the Americas (Caribbean) by Christopher Columbus in 1493 and to the American continent by Cortés in 1519.[70] Mormon archaeologist John L. Sorenson claims that there is fossil evidence that some New World horses may have survived the PleistoceneHolocene transition,[71] though these findings are disputed by other Book of Mormon scholars.[72] Alternately, Mormon apologist Robert R. Bennett suggests that the word "horse" in the Book of Mormon may have referred to a different animal, such as a tapir.[73]

Elephants

[edit]

Elephants are mentioned once in the earliest Book of Mormon record c. 2500 BC in the Book of Ether. Critics argue that the archaeological record suggests that all elephant-like creatures became extinct in the New World around 10,000 BC. The source of this extinction is speculated to be the result of human predation, a significant climate change, or a combination of both factors.[74][75] Recent eDNA research of sediments indicates mammoths survived until at least 6600 BC in North America.[76] A small population of mammoths survived on St. Paul Island, Alaska, up until 3700 BC.[77]

Some amateur archaeologists and Mormon authors have cited controversial evidence that North American mound builder cultures were familiar with the elephant. This evidence has long been a topic of debate with modern archaeologists concluding that the elephantine remains were improperly dated, misidentified, or openly fraudulent.[78]

Cattle and cows

[edit]
Llamas and alpacas are the only large mammals known to have been domesticated in the Americas.

There are five separate incidences of "cows" or "cattle" in the New World in the Book of Mormon, including verbiage that they were "raise(d)" and were "for the use of man" or "useful for the food of man",[79] and indicates that "cattle" and "cows" were not considered the same animal.[80] While the Book of Mormon may follow the common biblical precedent of referring to all domesticated animals as "cattle", there is no evidence that Old World cattle (members of the genus Bos) inhabited the New World prior to European contact in the 16th century AD.[81] Further, there is currently no archaeological evidence of American bison having been domesticated.[82] It is widely accepted that the only large mammals to be domesticated in the Americas were the llama and the alpaca and that no species of goats, deer, or sheep were fully domesticated before the arrival of the Europeans to the continent.

Some Mormon apologists believe that the term "cattle", as used in the Book of Mormon is more general and does not exclusively mean members of the genus Bos. Thus, they claim the term "cattle" may refer to mountain goats; llamas; or the ancestor of the American bison, Bison antiquus (of the sub family Bovinae).[83]

Sheep

[edit]

"Sheep" are mentioned in the Book of Mormon metaphorically at various places in the Nephite record[84] but are conspicuously absent in the list of animals observed in the New World upon the arrival of the Nephites.[85] In one instance sheep are described as being possessed by the Jaredites in the Americas at c. 2300 BC.[86] Another verse mentions "lamb-skin" worn by enemy armies of robbers about their loins (c. 21 AD).[87] However, domesticated sheep are known to have been first introduced to the Americas during the second voyage of Columbus in 1493.[88]

Mormon apologists argue the sheep referred to by the Jaredites, as the reference is not long after their arrival c. 2500 BC, is referring to Old World sheep as it is mentioned in the Book of Mormon that the Jaredites brought animals and birds with them,[89][90] and the reference to lamb-skins may refer to wild sheep that were hunted. No evidence of domesticated sheep has been found in the Americas prior to Columbus.[91]

Goats

[edit]
Brocket deer: Some Mormon apologists believe that "goat" in the Book of Mormon refers to brocket deer in order to explain the apparent anachronism.

"Goats" are mentioned three times in the Book of Mormon[92] placing them among the Nephites and the Jaredites (i.e., between 2500 BC and 400 AD). In two of the verses, "goats" are distinguished from "wild goats", indicating that there were at least two varieties, one of them possibly domesticated.

Domesticated goats are known to have been introduced on the American continent by Europeans in the 15th century,[88] 1000 years after the conclusion of the Book of Mormon, and nearly 2000 years after goats are last mentioned in the Book of Mormon. The aggressive mountain goat is indigenous to North America. There is no evidence that it was ever domesticated. Mormon Apologist Matthew Roper has countered these claims, pointing out that 16th-century Spanish friars used the word "goat" to refer to native Mesoamerican brocket deer.[93] There is no evidence that brocket deer were ever domesticated.

Swine

[edit]
A collared peccary

"Swine" are referred to twice in the Book of Mormon,[94][95] and states that the swine were "useful for the food of man" among the Jaredites.[95] There have not been any remains, references, artwork, tools, or any other evidence suggesting that swine were ever present in the pre-Columbian New World.[96]

Apologists note that peccaries (also known as javelinas), which bear a resemblance to pigs and are in the same subfamily Suinae as swine, have been present in South America since prehistoric times.[97] Mormon authors advocating the original mound-builder setting for the Book of Mormon have similarly suggested North American peccaries (also called "wild pigs")[98] as the "swine" of the Jaredites.[99] The earliest scientific description of peccaries in the New World in Brazil in 1547 referred to them as "wild pigs".[100]

Though it has not been documented that peccaries were bred in captivity, it has been documented that peccaries were tamed, penned, and raised for food and ritual purposes in the Yucatán, Panama, the southern Caribbean, and Columbia at the time of the Conquest.[101] Archaeological remains of peccaries have been found in Mesoamerica from the Preclassic (or Formative) period up until immediately before Spanish contact.[102] Specifically, peccary remains have been found at Early Formative Olmec civilization sites,[103] which civilization Mormon apologists correlate to the Book of Mormon Jaredites.

Barley and wheat

[edit]
Wheat was domesticated in the Old World and was introduced on the American continent by Europeans.

"Barley" is mentioned three times and "wheat" once in the Book of Mormon narrative with the ground being "tilled" to plant barley and wheat at one geographical location, in the 1st and 2nd century BC according to Book of Mormon chronology.[104] The introduction of domesticated modern barley and wheat to the New World was made by Europeans after 1492.[105] The Book of Mormon claims that non-specific "seeds" were brought from the land of Jerusalem and planted on arrival in the New World and produced a successful yield.[106] To date, the existing evidence suggests that the introduction of Old World flora and fauna to the American continent happened during the Columbian exchange.[107]

Silk

[edit]

The Book of Mormon mentions the use of "silk" in the New World four times.[108] "Silk" ordinarily refers to material that is created from the cocoon of one of several Asian moths, predominantly Bombyx mori; this type of silk was unknown in pre-Columbian America.

Mormon scholar John L. Sorenson documents several materials which were used in Mesoamerica to make fine cloth equivalent to silk, some of which the Spanish actually called "silk" upon their arrival, including the fiber (kapok) from the seed pods of the ceiba tree, the cocoons of wild moths, the fibers of silkgrass (Achmea magdalenae), the leaves of the wild pineapple plant, and the fine hair of the underbelly of rabbits.[109] He alleges that the inhabitants of Mexico used the fiber spun by a wild silkworm to create a fabric.[110]

The Aztecs used a silk material taken from nests made by two indigenous insects, the moth Eucheira socialis and the butterfly Gloveria psidii.[111][112] The nests were cut and pieced together to make a fabric, rather than extracting and spinning the fiber as in modern silk. Spinning of silk from what are thought to be the same insects has been reported in more recent times, though its use in pre-Columbian times has been debated.[113]

Old World artifacts and products

[edit]

Chariots or wheeled vehicles

[edit]
Chariots depicted in a Sumerian relief c. 2500 BC. Evidence of wheeled vehicles has not been found in the Americas.

The Book of Mormon contains two accounts of "chariots" being used in the New World.[114]

There is no archaeological evidence of wheeled vehicles in any part of the pre-Columbian Americas. Clark Wissler, the Curator of Ethnography at the American Museum of Natural History in New York City, noted: "we see that the prevailing mode of land transport in the New World was by human carrier. The wheel was unknown in pre-Columbian times."[115]

Many regions, such as the Andes and Mesoamerica are not suitable for wheeled transport. Although the Incas used a vast network of paved roads, these roads are so rough, steep, and narrow that they appear to be unsuitable for wheeled use. Bridges that the Inca people built, and even continue to use and maintain today in some remote areas, are straw-rope bridges so narrow (about 2–3 feet wide) that no wheeled vehicle can fit. Inca roads were used mainly by chaski message runners and llama caravans.[citation needed]

Iron and steel

[edit]
Aztec warriors brandishing maquahuitl, which are made of stone. From the 16th-century Florentine Codex, Vol. IX.

"Steel" and "iron" are mentioned several times in the Book of Mormon.[116] A bow constructed from steel is described as being used in the Old World, however the necessary spring steel was not invented until the 18th century. [117]

The Book of Mormon also makes numerous references to swords made in the New World, and their use in battle.[118] When the remnants of the Jaredites' final battle were discovered, the Book of Mormon narrative states that some swords were collected and "the hilts thereof have perished, and the blades thereof were cankered with rust."[119] No evidence of Pre-Columbian iron smelting has ever been found anywhere in the Western Hemisphere and all examples of iron artifacts are fabricated from meteoric iron.

Some limited metalworking was independently discovered by ancient American cultures, however. The Old Copper cultures around the Great Lakes are among the oldest metal-workers in human history due the region containing the world's largest native copper deposit.[120] Starting 8000 years ago, these peoples extracted and cold-worked native copper into a vast array of tools.[121] By 3000 years ago, most tools were no longer produced from copper due to the superior properties of stone tools,[122] though awls continued to be produced and used for thousands more years.[123] Due to the abundance of high quality stone and copper, the Great Lakes cultures never had a need to develop smelting or alloying. Not surprisingly due to the material properties of pure copper, bladed tools were rare, though a few examples have been recovered on Isle Royale and around Lake Superior.[124] Copper mined around Lake Superior was traded extensively and as a result can be found in Pre-Columbian sites all across North America.[125][126]

Mesoamerican cultures began extracting copper ore and smelting it 1400 years ago, including independently discovering the lost-wax casting method. Starting 800 years ago, these cultures experimented with alloying copper, gold, and silver. Nearly all examples of metalworking from this region are ornamental prestige pieces. All iron artifacts were prestige objects that were cold-worked from meteoric iron and were formed into mirrors, beads, hammers, and possibly magnetic compasses.

The Inca Empire independently discovered how to smelt and alloy copper into bronze, which it worked into a wide range of tools, including bolas, plumb bobs, chisels, gravers, pry bars, tweezers, needles, plates, fish hooks, spatulas, ladles, knives (tumi), bells, breastplates, lime spoons, mace heads, ear spools, bowls, cloak pins (tupus), axes, and foot plow adzes. Additionally, South American cultures regularly worked gold and other precious metals.

Between 2004 and 2007, a Purdue University archaeologist, Kevin J. Vaughn, discovered a 2000-year-old hematite mine near Nazca, Peru. Although hematite is today mined as an iron ore, Vaughn believes that the hematite was then being mined for use as red pigment. There are also numerous excavations that included iron minerals.[127] He noted:

Even though ancient Andean people smelted some metals, such as copper, they never smelted iron like they did in the Old World .... Metals were used for a variety of tools in the Old World, such as weapons, while in the Americas, metals were used as prestige goods for the wealthy elite.[128]

After it became clear that no Pre-Columbian iron or bronze swords existed, some apologists in the 1990s [129] began to argue that the references to swords may instead refer to a number of weapons such as the macuahuitl, a war club lined with obsidian blades that was used by the Aztecs.[130]

Cimeters

[edit]

"Cimeters" are mentioned in eight instances in the Book of Mormon stretching from approximately 500 BC to 51 BC.[131] Critics argue this existed hundreds of years before the term "scimitar" was coined. The word "cimiter" is considered an anachronism since the word was never used by the Hebrews (from which the Book of Mormon peoples came) or any other civilization prior to 450 AD.[132] The word 'cimeterre' is found in the 1661 English dictionary Glossographia and is defined as "a crooked sword" and was part of the English language at the time that the Book of Mormon was translated.[133] In the 7th century, scimitars generally first appeared among the Turko- Mongol nomads of Central Asia however a notable exception was the sickle sword of ancient Egypt known as the khopesh[134] which was used from 3000 BC and is found on the Rosetta Stone dated to 196 BC. Eannatum, the king of Lagash, is shown on a Sumerian stele from 2500 BC equipped with a sickle sword.[135]

Apologists Michael R. Ash and William Hamblin postulate that the word was chosen by Joseph Smith as the closest workable English word for a short curved weapon used by the Nephites.[136]Mormon scholar Matthew Roper has noted there are a variety of weapons with curved blades found in Mesoamerica.[137]

System of exchange based on measures of grain using precious metals as a standard

[edit]

В Книге Мормона подробно описана система мер , используемая описанными в ней обществами. [138] Известно, что ни в одной доколумбовой культуре не существовало никакой формы бумажной валюты, такой как мера золота за зерно, описанная в Книге Мормона. Подавляющее большинство древних индейских экономик были экономикой дара , которая не использовала никакой формы валюты и вместо этого полагалась на взаимный обмен, регулируемый социальной доброй волей. Ограниченное использование товарных валют существовало в крупных империях, например, в Мезоамерике, где какао-бобы . иногда использовались [139]

Знание иврита и египетского языков.

[ редактировать ]
« Документ Карактора », в котором показаны символы, записанные с золотых листов (источник Книги Мормона). Утверждается, что эти символы происходят из неизвестного языка, называемого реформированным египетским .

В Книге Мормона описывается не один грамотный народ, населявший древнюю Америку. Нефийцы описываются как люди, владеющие языком и письменностью, имеющие корни на иврите и египетском языке , и написавшие часть исходного текста Книги Мормона на этом неизвестном языке, называемом реформированным египетским . Транскрипт некоторых символов этого языка был сохранен в том, что ранее было ошибочно идентифицировано как « Транскрипт Антона », но теперь известно как «Документ Карактора».

пятнадцать примеров различных письменностей , многие из которых основаны на одной надписи. В доколумбовой Мезоамерике было обнаружено [140] Хотя майя содержит картуши и представляет собой разновидность иероглифического письма, подобного египетскому, дальнейшего сходства с еврейскими или египетскими иероглифами обнаружено не было. Кроме того, профессиональные лингвисты и египтологи не считают, что документ Карактора содержит какие-либо законные древние письмена. Эдвард Х. Эшмент назвал символы стенограммы «иероглифами индейцев микмак северо-востока Северной Америки». [141]

Смитсоновский институт отметил: «Сообщения о находках древнеегипетского иврита и других письменных источников Старого Света в Новом Свете в доколумбовом контексте часто появлялись в газетах, журналах и сенсационных книгах. Ни одно из этих утверждений не выдержало проверки. авторитетными учеными. Никаких надписей с использованием форм письма Старого Света не было обнаружено ни в одной части Америки до 1492 года, за исключением нескольких норвежских рунических камней, которые были найдены в Гренландии». [142]

Лингвистические исследования эволюции разговорных языков Америки согласуются с широко распространенной моделью, согласно которой Homo sapiens прибыл в Америку между 14 000 и 12 000 лет назад. [9]

Системы измерения времени (календари)

[ редактировать ]

Большинство североамериканских племен полагались на календарь из 13 месяцев, соответствующий годовому количеству лунных циклов. Каждую луну проводились сезонные обходы и церемонии. Месяцы считались по дням между фазовыми циклами Луны. Календарные системы, использовавшиеся в Северной Америке в тот исторический период, основывались на этой простой системе. [143]

Одной из наиболее отличительных особенностей доколумбовых мезоамериканских цивилизаций является использование обширной системы взаимосвязанных календарей . Эпиграфические и археологические данные об этой практике датируются по меньшей мере 2500 лет назад, и к этому времени она, по-видимому , уже прочно утвердилась. [144] Самым распространенным и значимым из этих календарей был 260-дневный календарь, образованный путем объединения 20 названных дней с 13 цифрами в последовательной последовательности (13 × 20 = 260). [145] Другая система, возможно, равной древности, — это 365-дневный календарь, приближающийся к солнечному году , образованный из 18 «месяцев» × 20 названных дней + 5 дополнительных дней. Эти и другие системы встречаются в обществах той эпохи, таких как ольмеки , сапотеки , мише-соке, миштеки и майя (чья система календарей майя широко считается самой сложной и сложной среди них), отражали двадцатеричную систему счисления (с основанием 20) . ) система счисления и другие числа, например 7, 9, 13 и 19. [146]

Святые последних дней и археология Книги Мормона

[ редактировать ]

Ранняя деятельность

[ редактировать ]

В начале 1840-х годов Джона Ллойда Стивенса двухтомный труд «Случаи путешествий в Центральной Америке, Чьяпасе и Юкатане» рассматривался некоторыми членами церкви как важный путеводитель по руинам городов Книги Мормона. Осенью 1842 года в церковной газете Times and Seasons появилась статья , в которой утверждалось, что руины Киригуа , обнаруженные Стивенсом, могут быть теми же руинами Зарагемлы или какого-то другого города из Книги Мормона. [147] За этим последовали и другие статьи, в том числе одна, опубликованная вскоре после смерти Джозефа Смита . Каждому Святому последних дней было предложено прочитать книгу Стивенса и отнестись к описанным в ней каменным руинам как к Книге Мормона. [148] Сейчас считается, что эти руины в Центральной Америке датируются более поздними временами, чем времена Книги Мормона. [149]

В последние годы среди исследователей Книги Мормона существуют разные взгляды, особенно между учеными и «любителями». [150]

Археологический фонд Нового Света

[ редактировать ]

С середины 1950-х годов Археологический фонд Нового Света (NWAF), базирующийся на базе Университета Бригама Янга , спонсировал археологические раскопки в Мезоамерике , уделяя особое внимание мезоамериканскому периоду времени , известному как доклассический период (ранее 200 г. н.э.). [151] Результаты этих и других исследований, хотя и дали ценные археологические данные, не привели к какому-либо широкому признанию рассказа о Книге Мормона археологами-немормонами. В 1973 году, ссылаясь на отсутствие конкретных географических мест Нового Света для поиска, Майкл Д. Коу , известный мезоамериканский археолог и почетный профессор антропологии Йельского университета, написал:

Насколько мне известно, нет ни одного профессионально подготовленного археолога, не являющегося мормоном, который бы видел какое-либо научное обоснование веры в историчность Книги Мормона, и я хотел бы заявить, что есть довольно много мормонских археологов, которые присоединяются к этой книге. эта группа. [152]

В 1955 году Томас Стюарт Фергюсон , адвокат и основатель NWAF, получил пятилетнее финансирование от Церкви СПД, и затем NWAF начал раскопки по всей Мезоамерике в поисках доказательств правдивости утверждений Книги Мормона. В информационном бюллетене 1961 года Фергюсон предсказал, что, хотя ничего не было найдено, города из Книги Мормона будут найдены в течение 10 лет. NWAF стал частью BYU в 1961 году, и Фергюсон был отстранен от должности директора.

Через одиннадцать лет после того, как Фергюсон больше не был связан с NWAF, в 1972 году христианский ученый Хэл Хуги написал Фергюсону, ставя под сомнение прогресс, учитывая установленный график строительства городов. [153] Отвечая на Хоги, а также на другие светские и несветские запросы, Фергюсон написал в письме от 5 июня 1972 года: «Прошло десять лет… Я искренне надеялся, что города из Книги Мормона будут положительно идентифицированы в 10 лет — и время доказало, что я ошибался в своих ожиданиях». [153]

В 1976 году, на пятнадцать лет отстранившись от какого-либо археологического участия в NWAF, Фергюсон, ссылаясь на свою собственную статью, написал письмо, в котором заявил:

Реальный смысл статьи заключается в том, что вы не можете нигде указать географию Книги Мормона, потому что она вымышлена и никогда не будет соответствовать требованиям грязной археологии. Я должен сказать — то, что в основе, никогда не будет соответствовать тому, что в книге. [154]

Хотя NWAF не удалось установить общее представление о конкретном географическом местоположении Книги Мормона, археологические исследования в рамках проектов, спонсируемых NWAF, имели успех для древней американской археологии в целом, что было признано и оценено археологами-немормонами. [152] В настоящее время УБЯ хранит 86 документов о работе СНВФ на веб-сайте УБЯ НЖАФ; [155] эти документы используются исследователями за пределами УБЯ и Церкви СПД.

Современный подход и выводы

[ редактировать ]

Среди археологов существует широкий консенсус в отношении того, что археологические данные не подтверждают повествование Книги Мормона и во многом прямо противоречат ему. [156] [157]

Пример основного археологического мнения об археологии мормонов резюмирован историком и журналистом Хэмптоном Сайдсом :

Майкл Коу из Йельского университета любит говорить о том, что он называет «ошибкой неуместной конкретности», тенденции среди мормонских теоретиков, таких как Соренсон, сосредоточивать дискуссию на всевозможных посторонних подтемах... избегая при этом самого очевидного: что Джозеф Смит, вероятно, означало «лошадь», когда он записывал слово «лошадь». [158]

Организационные заявления относительно Книги Мормона

[ редактировать ]

Национальное географическое общество

[ редактировать ]

Институт религиозных исследований разместил на своем веб-сайте письмо Национального географического общества от 1998 года , в котором говорилось, что Обществу не известно о каких-либо археологических свидетельствах, подтверждающих Книгу Мормона. [159]

Церковь СПД

[ редактировать ]

В разделе эссе «Евангельские темы» на официальном сайте Церкви Иисуса Христа Святых последних дней есть два эссе под названием «Книга Мормона и исследования ДНК». [160] и «Перевод Книги Мормона». [161] В них церковь подтверждает буквальную историчность Книги Мормона. В эссе об исследованиях ДНК церковь выступает за «более тщательный подход к данным» и заявляет, что «предстоит проделать большую работу, чтобы полностью понять происхождение коренного населения Америки». Между тем, в эссе о переводе Книги Мормона церковь утверждает, что «Книга Мормона пришла в мир благодаря череде чудесных событий».

Культурные верования мормонов относительно археологии Книги Мормона

[ редактировать ]

Существующие древние записи Нового Света

[ редактировать ]

Смитсоновский институт отметил: «Сообщения о находках древнеегипетского иврита и других письменных источников Старого Света в Новом Свете в доколумбовом контексте часто появлялись в газетах, журналах и сенсационных книгах. Ни одно из этих утверждений не выдержало проверки. авторитетными учеными. Никаких надписей с использованием форм письма Старого Света не было обнаружено ни в одной части Америки до 1492 года, за исключением нескольких норвежских рунических камней, которые были найдены в Гренландии». [142]

Утраты древних письмен происходили в Старом Свете, в том числе в результате преднамеренных или случайных пожаров, войн, землетрясений и наводнений. Подобные потери произошли и в Новом Свете. Большая часть литературы доколумбовых майя была уничтожена во время испанского завоевания в 16 веке. [162] Поэтому апологет мормонов Майкл Коу утверждает, что наши знания и понимание майя слишком фрагментарны и неполны, чтобы окончательно исключить повествование Книги Мормона. [163]

Цивилизация майя также оставила после себя обширный корпус надписей (известно более десяти тысяч), написанных письмом майя , самые ранние из которых датируются примерно III веком до нашей эры, а большинство написано в классический период (ок. 250–900 гг.). ОБЪЯВЛЕНИЕ). [164] Ученые майя теперь могут расшифровать большое количество этих надписей. Эти надписи в основном посвящены деятельности правителей майя и празднованию важных событий, при этом самая старая известная дата Длинного счета, соответствующая 7 декабря 36 г. до н.э., записана на стеле 2 Чьяпа-де-Корсо в центральном Чьяпасе. [165] Ни одна из этих надписей не связана с событиями, местами или правителями Книги Мормона. [166]

Попытки соотнести артефакты

[ редактировать ]

Исапа Стела 5

[ редактировать ]

В начале 1950-х годов М. Уэллс Джейкман из факультета археологии УБЯ предположил, что сложная сцена, вырезанная на Стеле 5 в Исапе, была изображением события из Книги Мормона под названием «Сон Легия», в котором изображено видение древа жизни. . [167] Эта интерпретация оспаривается другими мормонскими и немормонскими учеными. [168] Джулия Гернси Каппельман, автор исчерпывающего труда по культуре Исапы, считает, что исследование Джейкмана «противоречит очевидной религиозной программе, игнорирующей наследие Исапы Стелы 5». [169]

Другие артефакты

[ редактировать ]

Соренсон утверждает, что один артефакт, Ла Вента Стела 3 , изображает человека с семитскими чертами («яркая борода и клювовидный нос»). [170] Мормонские исследователи, такие как Робин Хейворт, утверждали, что на Копанской стеле B изображены слоны; [171] [172] другие, такие как Альфред М. Тоззер и Гловер М. Аллен, утверждают, что на нем изображены ара. [173] [174]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Абанес 2003 , стр. 74–77
  2. ^ Вулвертон 2004 , стр. 84–85.
  3. ^ Персьютт 2000 , с. 102
  4. ^ «Поддерживает ли археология Книгу Мормона?» . Веб-сайт «Мормоны в переходном периоде» . Институт религиозных исследований . Проверено 10 февраля 2010 г.
  5. ^ Приддис 1975 ; см. RLDS D&C 110:20. Архивировано 29 сентября 2018 г. в Wayback Machine , были продвинуты членами RLDS : Hills 1917 ; Холмы 1918 ; Хиллз 1924 г. и Гансолли 1922 г.
  6. ^ Coe 1973 , стр. 41–42: «Позвольте мне теперь безапелляционно заявить, что, насколько мне известно, нет ни одного профессионально подготовленного археолога, который не был бы мормоном, который видел бы какое-либо научное обоснование веры в [историчность Книги Мормон], и я хотел бы заявить, что к этой группе присоединяется довольно много мормонских археологов».
  7. ^ «Заявление Национального географического общества о Книге Мормона» . 12 августа 1998 г. Письмо Джули Крейн, адресованное Люку Уилсону из Института религиозных исследований.
  8. ^ Прингл, Хизер (8 марта 2017 г.). «Что происходит, когда археолог бросает вызов общепринятому научному мышлению?» . Смитсоновский институт .
  9. ^ Перейти обратно: а б Фэган, Брайан М. и Дуррани, Надя (2016). Предыстория мира: краткое введение . Рутледж. п. 124. ИСБН  978-1-317-34244-1 .
  10. ^ Циммер, Карл (3 января 2018 г.). «В костях похороненного ребенка — признаки массовой миграции людей в Америку» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 января 2018 г.
  11. ^ Морено-Майар, СП; Поттер, бакалавр; Виннер, Л; и др. (2018). «Геном Аляски терминального плейстоцена показывает первую популяцию коренных американцев» (PDF) . Природа . 553 (7687): 203–207. Бибкод : 2018Natur.553..203M . дои : 10.1038/nature25173 . ПМИД   29323294 . S2CID   4454580 .
  12. ^ Нуньес Кастильо, Мелида Инес (20 декабря 2021 г.). Древний генетический ландшафт археологических человеческих останков из Панамы, Южной Америки и Океании, описанный с помощью частот генотипов STR и последовательностей митохондриальной ДНК . Диссертация (докторская диссертация). doi : 10.53846/goediss-9012 . S2CID   247052631 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Ноль (27 июня 2022 г.). «Население Америки» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . Проверено 19 декабря 2022 г.
  14. ^ Вагеспак, Николь (2012). «Ранние палеоиндейцы, от колонизации до Фолсома» . В Тимоти Р. Паукетат (ред.). Оксфордский справочник по североамериканской археологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 86–95. ISBN  978-0-19-538011-8 .
  15. ^ Суровелл, штат Калифорния; Аллаун, ЮАР; Джинджерич, ДЖЕМ; Граф, К.Э.; Холмс, компакт-диск (2022). «Поздняя дата прибытия человека в Северную Америку» . ПЛОС ОДИН . 17 (4): e0264092. дои : 10.1371/journal.pone.0264092 . ПМК   9020715 . ПМИД   35442993 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Ясински, Эмма (2 мая 2022 г.). «Новые данные усложняют историю заселения Америки» . Журнал Ученый . Проверено 19 декабря 2022 г.
  17. ^ Арделин, Чиприан Ф.; Бесерра-Вальдивия, Лорена; Педерсен, Миккель Винтер; Швеннингер, Жан-Люк; Овиатт, Чарльз Г.; Масиас-Кинтеро, Хуан И.; Арройо-Кабралес, Хоакин; Сикора, Мартин; Окампо-Диас, Ям Зул Э.; Рубио-Сиснерос, Игорь Иванович; Уотлинг, Дженнифер Г.; Де Медейрос, Ванда Б.; Де Оливейра, Пауло Э.; Барба-Пингарон, Луис; Ортис-Бутрон, Агустин; Бланкас-Васкес, Хорхе; Ривера-Гонсалес, Иран; Солис-Росалес, Корина; Родригес-Сеха, Мария; Ганди, Девлин А.; Наварро-Гутьеррес, Замара; де ла Роса-Диас, Хесус Х.; Уэрта-Арельяно, Владимир; Маррокин-Фернандес, Марко Б.; Мартинес-Риохас, Л. Мартин; Лопес-Хименес, Алехандро; Хайэм, Томас; Виллерслев, Эске (2020). «Свидетельства человеческой оккупации Мексики во время последнего ледникового максимума» . Природа . 584 (7819): 87–92. Бибкод : 2020Natur.584...87A . дои : 10.1038/s41586-020-2509-0 . ПМИД   32699412 . S2CID   220697089 .
  18. ^ Бесерра-Вальдивия, Лорена; Хайэм, Томас (2020). «Время и последствия самого раннего прибытия человека в Северную Америку». Природа . 584 (7819): 93–97. Бибкод : 2020Natur.584...93B . дои : 10.1038/s41586-020-2491-6 . ПМИД   32699413 . S2CID   220715918 .
  19. ^ Грюн, Рут (22 июля 2020 г.). «Появляется все больше свидетельств того, что заселение Америки началось более 20 000 лет назад». Природа . 584 (7819): 47–48. Бибкод : 2020Natur.584...47G . дои : 10.1038/d41586-020-02137-3 . ПМИД   32699366 . S2CID   220717778 .
  20. ^ Спенсер Уэллс (2006). Глубокое происхождение: внутри генографического проекта . Национальные географические книги. стр. 222–. ISBN  978-0-7922-6215-2 . OCLC   1031966951 .
  21. ^ Джон Х. Релетфорд (17 января 2017 г.). 50 великих мифов об эволюции человека: понимание заблуждений о нашем происхождении . Джон Уайли и сыновья. стр. 192–. ISBN  978-0-470-67391-1 . OCLC   1238190784 .
  22. ^ Х. Джеймс Биркс, изд. (10 июня 2010 г.). Антропология XXI века: Справочник . Публикации SAGE. ISBN  978-1-4522-6630-5 . OCLC   1102541304 .
  23. ^ Джон Э. Кица; Ребекка Хорн (3 ноября 2016 г.). Устойчивые культуры: коренные народы Америки противостоят европейской колонизации 1500–1800 гг. (2-е изд.). Рутледж. ISBN  978-1-315-50987-7 .
  24. ^ Байсас, Лаура (16 ноября 2022 г.). «Ученые все еще пытаются выяснить, как состарить древние следы в национальном парке Уайт-Сэндс» . Популярная наука . Проверено 18 сентября 2023 г.
  25. ^ Сомервилл, Эндрю Д.; Касар, Изабель; Арройо-Кабралес, Хоакин (2021). «Новый радиоуглеродный возраст AMS на докерамических уровнях пещеры Кошкатлан, Пуэбла, Мексика: плейстоценовое заселение долины Теуакан?» . Латиноамериканская древность . 32 (3): 612–626. дои : 10.1017/laq.2021.26 .
  26. ^ Чаттерс, Джеймс К.; Поттер, Бен А.; Прентисс, Анна Мари; Фидель, Стюарт Дж.; Хейнс, Гэри; Келли, Роберт Л.; Килби, Дж. Дэвид; Ланоэ, Франсуа; Холланд-Лулевич, Джейкоб; Миллер, Д. Шейн; Морроу, Джульетта Э.; Перри, Анджела Р.; Радемейкер, Курт М.; Ройтер, Джошуа Д.; Ритчисон, Брэндон Т.; Санчес, Гваделупе; Санчес-Моралес, Исмаэль; Спайви-Фолкнер, С. Маргарет; Мелодия, Джесси В.; Хейнс, К. Вэнс (23 октября 2021 г.). «Оценка утверждений о заселении ранними людьми пещеры Чикиуите, Мексика». ПалеоАмерика . 8 (1). Информа UK Limited: 1–16. дои : 10.1080/20555563.2021.1940441 . ISSN   2055-5563 . S2CID   239853925 .
  27. ^ Брайант, Вон М. младший (1998). «До Кловиса» . У Гая Гиббона; и др. (ред.). Археология доисторической индейской Америки: энциклопедия . Справочная библиотека «Гирлянда» по гуманитарным наукам. Том. 1537. стр. 682–683. ISBN  978-0-8153-0725-9 .
  28. ^ Каплан, Сара (24 октября 2018 г.). «Старейшие наконечники копий континента дают новые сведения о первых американцах» . Вашингтон Пост .
  29. ^ Диллехей, Томас (2000). Заселение Америки: новая предыстория . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN  978-0-465-07669-7 .
  30. ^
    • Роберт Сильверберг, Строители курганов древней Америки: археология мифа (Нью-Йорк: Нью-Йоркское графическое общество, 1968). стр. 94
    • Кертис Даль, «Строители курганов, мормоны и Уильям Каллен Брайант», The New England Quarterly , vol. 34, нет. 2, июнь 1961 г., стр. 178–90 («Несомненно, самая известная и, безусловно, самая влиятельная из всей литературы о строителях курганов — это Книга Мормона (1830 г.)). Желаете ли вы принять ее как богодухновенную или как произведение Джозефа Смита, она точно вписывается в традицию, несмотря на свой псевдобиблейский стиль и общую зачаточность, это, безусловно, самая творческая и наиболее устойчивая из историй о строителях курганов» (стр. 187).
    • Фаун М. Броди , «Никто не знает моей истории: жизнь Джозефа Смита» (ред., Нью-Йорк: Кнопф, 1971), с. 36.
  31. ^ См . Сквайер 1849 г.
  32. ^ См. дома строителей курганов из «глиняных столбов»: Стюарт, Джордж Э., Кто были «строителями курганов»?, National Geographic , Vol. 142, № 6, декабрь 1972 г., с. 789
  33. ^ См . «В поисках Великой Хоупвелл-роуд» , основанный на исследованиях археолога доктора Брэдли Леппера, Историческое общество Огайо, Pangea Production Ltd, 1998 г.
  34. ^ См. Священник, Иосия, Американские древности и открытия на Западе , стр. 179;
  35. ^ См . «Строители курганов и обитатели скал» , серия «Затерянные цивилизации», Дейл М. Браун (редактор), стр. 26
  36. ^ Священник, Иосия, Американские древности и открытия на Западе , 176; Строители курганов и обитатели скал , серия «Затерянные цивилизации», Дейл М. Браун (редактор), стр. 26
  37. ^ См. Ричи, Уильям А. Археология штата Нью-Йорк , стр. 259, 261.
  38. ^ См. ожерелья из пресноводного жемчуга и жемчуг, пришитый к одежде: Mound Builders & Cliff Dwellers , серия Lost Civilizations, Дейл М. Браун (редактор), стр. 26
  39. ^ Лайнотт, Марк (декабрь 2006 г.). «Раскопки стены восточной набережной, группа Хоупвелл Маунд: предварительный отчет» (PDF) . Информационный бюллетень археологии Хоупвелла в долине реки Огайо . 7 (1) . Проверено 25 июня 2024 г.
  40. ^ Сквайер; Дэвис, Эдвин Гамильтон (1848). Древние памятники долины Миссисипи .
  41. ^ «Краткая история культуры Хоупвелла» . Хоупвелл Культура . Национальный исторический парк культуры Хоупвелл . Проверено 25 июня 2024 г.
  42. ^ Томас, Сайрус (1890). Отчет об исследованиях гор Бюро этнологии . Смитсоновский институт . Проверено 25 июня 2024 г.
  43. ^ Одна книга, составленная известным мормонским ученым Джоном Соренсоном, содержит более 400 страниц возможных теорий местоположения, в которых события Книги Мормона размещаются повсюду, от региона Фингер-Лейкс на северо-востоке США до Чили. Соренсон, Джон Л., составитель. География событий Книги Мормона: Справочник Provo: FARMS, 1992. ASIN: B0006QHZWE.
  44. ^ Приддис 1975 , стр. 9, 16, 17.
  45. Эта точка зрения была включена Орсоном Праттом в его сноски к изданию Книги Мормона 1879 года. [ нужна ссылка ] (Эти географические сноски были позже удалены в 1920 году и во всех последующих изданиях). [ нужна ссылка ]
  46. Сильверберг цитирует раннего мормонского апостола Орсона Пратта , который пытался включить «древние курганы, наполненные человеческими костями», в географическую модель, охватывающую «Северную и Южную Америку». (Сильверберг, Роберт, Строители курганов , стр. 73)
  47. В записке, написанной рукой Фредерика Г. Уильямса , одного из советников и писцов Джозефа Смита, утверждается, что народ Легия высадился в Южной Америке на тридцати градусах южной широты. Информационный бюллетень UAS (Прово, Юта: Университетское археологическое общество Университета Бригама Янга), 30 января 1963 г., стр. 7. Официальное заявление Церкви СПД призывает членов Церкви не придавать слишком большого значения документу Уильямса. Фредерик Дж. Пак (председатель Церковного комитета по доктрине Евангелия) и Джордж Д. Пайпер, The Instructor 73, № 4, 1938, стр. 160.
  48. ^ Орсон Пратт также предположил, что место высадки нефийцев находилось на побережье Чили недалеко от Вальпараисо , Орсон Пратт, Journal of Discourses (Лондон, Англия: Альберт Кэррингтон, 1869), том. 12; п. 342; Том 14, с. 325, 1872.
  49. ^ Введение в Книгу Мормона, выпущенное до 2008 года. См., например, издание 1979 года.
  50. ^ В церковном учебном пособии 1938 года утверждалось, что «все, что требует текст Книги Мормона», - это «еврейское происхождение, по крайней мере, для части индийского происхождения». Берретт и Хантер, 1938 г.
  51. ^ Джесси 1984 , с. 324 (См. также Зельф )
  52. ^ Саутертон 2004 , с. 42 «Для многих мормонов это настолько глубоко, насколько широки их знания о происхождении коренных американцев. Они по-прежнему не обращают внимания на большой объем исследований, которые выявили продолжающуюся и широко распространенную оккупацию Америки людьми в течение последних 14 000 лет. Такие исследовательские конфликты с ошибочными интерпретациями СПД и устными традициями и, к сожалению, до недавнего времени игнорировался».
  53. ^ См. Hills 1917 , Smith 1997 , Berrett & Hunter 1938 , Sorenson 1985 , Roper 2004 , Nibley 1980.
  54. ^ Шёдал, Янне М (1927). «Введение в изучение Книги Мормона». Солт-Лейк-Сити: Deseret News Press .
  55. ^ «Ограниченная география и Книга Мормона: исторические предшественники и ранние интерпретации», Мэтью Ропер, раздел, посвященный географическим идеям Джона Э. Пейджа, Институт Максвелла BYU, 2004.
  56. ^ Ропер 2004
  57. ^ Соренсон 1985 , стр. 1–48.
  58. ^ Соренсон 1984a
  59. ^ Вундерли, Эрл М. (осень 2002 г.). «Критика ограниченной географии событий Книги Мормона» (PDF) . Диалог: Журнал мормонской мысли . 35 (3): 161–197 . Проверено 15 декабря 2014 г.
  60. ^ Матени, Динн Дж. (1994). Меткалф, Брент Ли (ред.). «Подходит ли обувь? Критика ограниченной географии Теуантепека». Новые подходы к Книге Мормона: исследования критической методологии .
  61. Сайдс отмечает: «Как бы фантастично это ни казалось, Соренсон на самом деле утверждает, что было две Куморы: одна в Мексике, где произошла великая битва, и где Мороний похоронил более длинную, неочищенную версию золотых нефийских летописей; и одну возле Пальмиры. , Нью-Йорк, где Мороний в конце концов закопал сжатую версию листов после эпического путешествия длиной в несколько тысяч миль» (Сайдс, Хэмптон, «Это не то место!», Double Take Magazine , Vol. 5, No 2). Также включен в его работу «Американец: Послания с новых границ» , 2004 г.);
  62. См. письмо Джозефа Смита, опубликованное в журнале Times and Seasons Церкви СПД за октябрь 1842 года, позже канонизированное как раздел 128 Учения и Заветов . В этом письме земля Кумора из Книги Мормона упоминается среди других важных мест вблизи озер Фингер. См. также Джозеф Филдинг Смит : Учения о спасении, том 3, стр. 233–234; Брюс Р. Макконки : Доктрина мормонов ; св «Кумора», с. 175; Марк Э. Петерсон : Эра улучшений , июнь 1953 г., с. 423, 123 Ежегодная конференция Церкви, 4–6 апреля 1953 г. Отчет Генеральной конференции , стр. 83–84.
  63. ^ См. также Hill 1995 , с. 33 «Сэр, учитывая либеральные принципы», Джозеф Смит — Н. К. Сакстону, редактору, американскому возрожденцу и Rochester Observer, 4 января 1833 г. (из Times and Seasons [Наву, Иллинойс] 5 [15 ноября 1844 г.], 21:705-707 ), где Смит заявил, что «западные индейцы» в Соединенных Штатах являются потомками народов Книги Мормона.
  64. ^ Смит 1997 , с. 280
  65. ^ Ефер 15:2
  66. ^ 1 Нефий 18:25, Енос 1:21, Алма 18:9,10,12, Алма 20:6, 3 Нефий 3:22, 3 Нефий 4:4 и Ефер 9:19.
  67. ^ Вила, К.; и др. (2001). «Распространенное происхождение линий домашних лошадей» (PDF) . Наука . 291 (5503): 474–477. Бибкод : 2001Sci...291..474V . дои : 10.1126/science.291.5503.474 . ПМИД   11161199 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2012 г. Проверено 17 марта 2009 г.
  68. ^ Луис, Кристина; и др. (2006). «Иберийское происхождение пород лошадей Нового Света» . Четвертичные научные обзоры . 97 (2): 107–113. doi : 10.1093/jhered/esj020 . ПМИД   16489143 .
  69. ^ Хейл, Джеймс; и др. (2009). «Древняя ДНК показывает позднее выживание мамонта и лошади во внутренних районах Аляски» . ПНАС . 106 (52): 22352–22357. Бибкод : 2009PNAS..10622352H . дои : 10.1073/pnas.0912510106 . ПМЦ   2795395 . ПМИД   20018740 .
  70. ^ Певец, Бен. «Краткая история лошади в Америке; Филогения и эволюция лошади» . Канадский географический журнал. Архивировано из оригинала 29 октября 2006 года . Проверено 10 декабря 2006 г.
  71. См. ссылки, цитированные в книге Джона Л. Соренсона, «Древняя американская обстановка для Книги Мормона» (Солт-Лейк-Сити, Юта: Deseret Book Company, 1996), 295, n.63.
  72. ^ Петерсон Дэниел К. и Ропер, Мэтью «Эйн Хелденлебен? О Томасе Стюарте Фергюсоне как Элиасе для культурных мормонов». Обзор FARMS : Том - 16, Выпуск - 1 [1]. Архивировано 28 октября 2008 г. в Wayback Machine.
  73. ^ Беннетт, Роберт Р. «Лошади в Книге Мормона» . ФЕРМЫ . Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года.
  74. ^ Даймонд 1999 г.
  75. ^ Шэрон Леви, «Тайна мамонта. Уничтожили ли изменения климата гигантских млекопитающих Северной Америки, или наши предки каменного века охотились на них до исчезновения?» Oneearth, зима 2006 г., стр. 15–19.
  76. ^ Ван, Юйчан; Педерсен, М.В.; Алсос, И.Г.; и др. (20 октября 2021 г.). «Позднечетвертичная динамика арктической биоты по данным древней геномики окружающей среды» . Природа . 600 (7887): 86–92. Бибкод : 2021Natur.600...86W . дои : 10.1038/s41586-021-04016-x . ПМЦ   8636272 . ПМИД   34671161 . S2CID   239051880 .
  77. ^ Кристин Дж. Кроссен, «Останки мамонта возрастом 5700 лет с островов Прибылова, Аляска: последний форпост мегафауны Северной Америки», Рефераты Геологического общества Америки с программами, Том 37, номер 7 (Геологическое общество Америки, 2005 г.) ), 463
  78. ^ В своей книге «Строители курганов, их работы и реликвии » 1903 года министр Стивен Деннисон Пит приводит примеры эксгумированных останков мастодонтов и приводит аргументы в пользу того, почему эти останки считались современниками строителей курганов . Стивен Деннисон Пит, Строители курганов , стр. 38–44. Трубки с изображением слона, характерного для строителей курганов, были зарегистрированы как археологические находки в Айове, Стивен Деннисон Пит, Строители курганов , стр. 11–14. см. также MC Read's 1896, Archeology of Ohio , стр. 116–17, а курган в Висконсине был назван «слоновьим курганом», хотя археологи сомневаются, действительно ли это изображенное животное. О трубах Слоновьей платформы и Слоновьем кургане в Гранд-Каунти, штат Висконсин, см. Чарльза Э. Патнэма (президента Давенпортской академии естественных наук), Слоновьи трубки и таблички с надписями в Музее Академии естественных наук, Давенпорт, Айова , 1885 г. , стр. 19–20, и Бюро этнологии США, Vol. 2., 1880–81, стр. 153; см. также Чарльз Валентайн Райли, Американский натуралист , Американское общество натуралистов (Институт Эссекса), стр. 275–77. Бывший археолог штата Айова Маршалл МакКьюсик в своей книге о так называемых Давенпортских табличках обсуждает доказательства, указывающие на то, что трубы-слоны-платформы являются мошенничеством . МакКьюсик, Маршалл, Возвращение к заговору Давенпорта. Эймс: Издательство Университета штата Айова, 1991. ISBN   978-0-8138-0344-9
  79. ^ Енос 1:21 , 1 Нефий 18:25 , Ефер 9:18.
  80. ^ Ефер 9:18
  81. ^ Мартинес, AM; Гама, Литва; Каньон, Дж; и др. (2012). «Генетические следы иберийского скота в Америке через 500 лет после прибытия Колумба» . ПЛОС ОДИН . 7 (11): e49066. Бибкод : 2012PLoSO...749066M . дои : 10.1371/journal.pone.0049066 . ПМЦ   3498335 . ПМИД   23155451 .
  82. ^ Даймонд 1999 , стр. 165, 167–68.
  83. ^ См., например, «Растения и животные в Книге Мормона: возможные решения очевидных проблем» . Проверено 1 июня 2009 г.
  84. ^ Мосия 14:5–7, Мосия 15:6, Мосия 26:20–21, Алма 5:37–39, 59–60, Алма 25:12, Геламан 15:13, 3 Нефий 14:15, 3 Нефий 3 Нефий 16:1, 3, 3 Нефий 18:31, 3 Нефий 20:16, 3 Нефий 21:1
  85. ^ 1 Нефий 18:25.
  86. ^ Ефер 9:18
  87. ^ 3 Нефий 4:7
  88. ^ Перейти обратно: а б Майкл Фрэнсис, Джон, изд. (2006). «Колумбийская биржа — домашний скот» . Иберия и Америка: культура, политика и история: многопрофильная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 303–308. ISBN  978-1-85109-421-9 .
  89. ^ Ефер 6:4
  90. ^ Ропер, Мэтью; Миллер, Уэйд Э. (2017). «Животные в Книге Мормона: проблемы и перспективы» . Исследования УБЯ . 56 (4): 133–175 . Проверено 24 сентября 2019 г.
  91. ^ Энсмингер, М. Юджин (1986). Наука об овцах и козах . Рик Паркер, М. Юджин Энсмингер (5-е изд.). Дэнвилл, Иллинойс: Межгосударственные принтеры и издатели. ISBN  0-8134-2464-Х . OCLC   13276444 .
  92. ^ 1 Ne. 18: 25, Enos 1: 21, Ether 9: 18.
  93. ^ Мэтью Ропер (2006). «Олень как «коза» и домашнее животное доколумбовой эпохи» . Инсайты . 26 (6) . Проверено 15 декабря 2014 г.
  94. ^ 3 Нефий 14:6
  95. ^ Перейти обратно: а б Ефер 9:17–18
  96. ^ Джон Дж. Майер и я Лер Брисбин-младший. Дикие свиньи в Соединенных Штатах: их история, сравнительная морфология и текущий статус (1991, University of Georgia Press).
  97. ^ Гонгора, Дж. и К. Моран. 2005. «Ядерный и митохондриальный эволюционный анализ пекариев с воротником, белогубыми и чакоанскими (Tayassuidae)». Молекулярная филогенетика и эволюция ; 34: 181–89.
  98. ^ Sv "пекари", Энциклопедия Новой Колумбии .
  99. ^ Филлис Кэрол Олив, Затерянные земли Книги Мормона, 83 г.
  100. ^ Донкин, Р.А. (1985). «Пеккари - с наблюдениями о заселении свиней в Новый Свет». Труды Американского философского общества . 75 (5): 3. дои : 10.2307/1006340 . JSTOR   1006340 .
  101. ^ Донкин, Р.А. (1985). «Пеккари - с наблюдениями о завозе свиней в Новый Свет». Труды Американского философского общества . 75 (5): 30,35–39. дои : 10.2307/1006340 . JSTOR   1006340 .
  102. ^ Донкин, Р.А. (1985). «Пеккари - с наблюдениями о заселении свиней в Новый Свет». Труды Американского философского общества . 75 (5): 29. дои : 10.2307/1006340 . JSTOR   1006340 .
  103. ^ Вендерваркер, Эмбер М. (2006). Земледелие, охота и рыболовство в мире ольмеков . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 125–127, 131. ISBN.  978-0-292-72624-6 .
  104. ^ См. Алма 11:7, 15; Мосия 7:22; Мосия 9:9.
  105. ^ Джон А. Прайс, «Книга Мормона против антропологической предыстории», The Indian Historian 7 (лето 1974 г.): 35-40. Кавычки:
    • «У аборигенов Нового Света не было пшеницы, ячменя, коров, волов…»
    • «Ни один коренной американец не делал виноградного вина или пшеничного хлеба…»
    • «Иаредийцы и Нефийцы изображаются как люди, занимающиеся пахотным земледелием и выращивающие пшеницу и ячмень» [...] «но ничего, даже отдаленно напоминающего этот тип культуры, никогда не было обнаружено ни археологически, ни этнографически у аборигенов Нового Света».
  106. ^ 1 Нефий 18:6, 24.
  107. ^ «Обмен видами растений и животных между Новым и Старым Светом | Encyclepedia.com» . энциклопедия.com . Проверено 26 января 2019 г.
  108. ^ Алма 1:29 , Алма 4:6 , Ефер 9:17 , Ефер 10:24 .
  109. ^ Соренсон, Джон Л. (2013). Кодекс Мормона . Солт-Лейк-Сити, Юта: Книга Дезерета. стр. 346–347.
  110. ^ Соренсон, Джон Л. (март 1995 г.). «Новая оценка Смитсоновского института «Заявление относительно Книги Мормона» » . Институт религиозных исследований Нила А. Максвелла . Архивировано из оригинала 3 сентября 2018 г. Проверено 3 сентября 2018 г.
  111. ^ Хог, Чарльз Леонард (1993). Латиноамериканские насекомые и энтомология . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 328 . ISBN  978-0-520-07849-9 . ОСЛК   25164105 .
  112. ^ Браун, Томас (1832). Книга бабочек, сфинксов и мотыльков: иллюстрированная девяносто шестью гравюрами, раскрашенными по мотивам природы . Уиттакер, Тричер. стр. 65–66.
  113. ^ де Авила, Алехандро (1997). Кляйн, Кэтрин (ред.). Неразрывная нить: сохранение текстильных традиций Оахаки (PDF) . Лос-Анджелес: Институт охраны природы Гетти. п. 125. Бора (1943:102–14) предположил, что местные ткачи начали использовать дикий шелк только после того, как шелководство, привезенное из Европы, начало приходить в упадок. Однако документ, датированный 1777 годом, описывает раскопки доколумбового захоронения, в котором были найдены ткани из дикого шелка, хлопка и перьев.
  114. ^ Алма 18:9–10,12 , Алма 20:6 , 3 Нефий 3:22.
  115. ^ Висслер, Кларк. Американские индейцы , стр. 32–39, цитируется по Roberts 1992 , стр. 99.
  116. ^ См. 1 Нефий 16:18 , 2 Нефий 5:15 , Иаром 1:8 , Ефер 7:9.
  117. ^ «История пружин | Coiling Technologies, Inc» .
  118. ^ 2 Нефий 5:14
  119. ^ Мосия 8:11
  120. ^ Дэвид Малакофф (март 2021 г.). «Древние коренные американцы среди первых в мире медников» . Наука . дои : 10.1126/science.abi6135 . S2CID   233663403 .
  121. ^ Дон Спон (апрель 2017 г.). Древняя медная добыча . Конференция по сохранению древних памятников Медной страны 2016 года.
  122. ^ М. Беббер, А.Дж.М. Ки, М. Фиш, Р. Мейндл, М. Эрен (апрель 2019 г.). «Исключительное оставление металлических инструментов североамериканскими охотниками-собирателями, 3000 лет назад» Научные отчеты . 9 (5756): 5756. Бибкод : 2019НатСР...9.5756Б . дои : 10.1038/s41598-019-42185-y . ПМЦ   6453894 . ПМИД   30962475 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  123. ^ Мишель Беббер (4 января 2021 г.). «Роль функциональной эффективности в упадке медной культуры Северной Америки (8000–3000 лет назад): экспериментальный, экологический и эволюционный подход» . Журнал археологического метода и теории . 28 (4): 1224–1260. дои : 10.1007/s10816-020-09497-0 . S2CID   254608856 .
  124. ^ Эрхардт, Кэтлин Л. (сентябрь 2009 г.). «Технологии обработки меди, контексты использования и социальная сложность в восточных лесах Северной Америки». Журнал мировой предыстории . 22 (3): 213–235. дои : 10.1007/s10963-009-9020-8 . S2CID   145523244 .
  125. ^ Строители курганов и обитатели скал , серия «Затерянные цивилизации», под редакцией Дейла М. Брауна, 1992, стр. 26
  126. ^ Левин, Мэри Энн (апрель 2007 г.). «Определение происхождения артефактов из самородной меди из северо-востока Северной Америки: данные инструментального нейтронно-активационного анализа». Журнал археологической науки . 34 (4): 572–87. Бибкод : 2007JArSc..34..572L . дои : 10.1016/j.jas.2006.06.015 .
  127. ^ Пьер Агринье (2000). «Курган 27 и средний доклассический период в Мирадоре, Чьяпас, Мексика» . Документы Археологического фонда Нового Света. Прово, Юта: Археологический фонд Нового Света . Проверено 15 декабря 2014 г.
  128. ^ «Археолог «добывает золото» с находками древнего железорудного рудника Наска в Перу» . Sciencedaily.com. 3 февраля 2008 г. Проверено 9 октября 2012 г.
  129. ^ Мэтью Ропер (1997). «О циниках и мечах» . ФЕРМЫ Обзор книг по Книге Мормона . 9 (1).
  130. ^ Ропер, Мэтью (1999). «Мечи и «Киметры» в Книге Мормона» . Журнал исследований Книги Мормона . 8 (1): 34–43. дои : 10.2307/44758887 . JSTOR   44758887 . S2CID   254309120 . Проверено 15 декабря 2014 г. «Испанцы, сталкивавшиеся в бою с местными мезоамериканскими мечами, были глубоко впечатлены их смертоносной режущей силой и бритвенной остротой».
  131. ^ Енос 1:20, Мосия 9:16, Мосия 10:8, Алма 2:12, Алма 27:29, Алма 43:18, 20, 37, Алма 44:8, Алма 60:2, Геламан 1:14
  132. ^ Б. Х. Робертс отметил: «Слово [цимитр] имеет восточное и неопределенное происхождение и встречается в различных формах. Как оно появилось в речи и писаниях Нефийцев и как раньше не использовалось в другой еврейской литературе». дата, насколько мне известно, необъяснима. Самое раннее использование этого слова, которое я нашел, находится у Гиббона, где, ссылаясь на предполагаемый случай нахождения меча Марса для Аттилы, он называет этот меч Марса «цимитом»; но это было около 450 года нашей эры» - Робертс 1992 , стр. 112.
  133. ^ Блаунт, Томас (1661). Глоссография, или словарь, интерпретирующий все сложные слова любого языка, который сейчас используется в нашем утонченном английском языке, с этимологией, определениями и историческими наблюдениями, а также разъясненными терминами божественности, права, физики, математики и других искусств и наук . Лондон, Англия: Хотя. Ньюкомб . Проверено 24 сентября 2019 г.
  134. ^ Каменир, Виктор (24 марта 2018 г.). «Ятаган: как один меч доминировал в войне на протяжении веков» . Nationalinterest.org . Национальный интерес, Сеть истории войн . Проверено 24 сентября 2019 г.
  135. ^ Ядин, Игаэль (1963). Искусство ведения войны в библейских странах: в свете археологических исследований, том 1 . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 134.
  136. Эш заявляет: «Существует достаточно мезоамериканских произведений искусства и артефактов, демонстрирующих основные характеристики ятагана, поэтому использование Книги Мормона оправдано». См.: http://www.fairlds.org/FAIR_Brochures/Anachronisms3.pdf .
  137. ^ Ропер, Мэтью (1999). «Мечи и циметры в Книге Мормона» . Журнал исследований Книги Мормона . 8 (1): 34–43, 77–78. дои : 10.2307/44758887 . JSTOR   44758887 . S2CID   254309120 . Проверено 24 сентября 2019 г.
  138. ^ «Алма 11» . Churchofjesuschrist.org. 21 февраля 2012 г. Проверено 11 июня 2012 г.
  139. ^ Коу 2002 , с. 132 «В колониальные времена бобы служили формой денег на региональных рынках».
  140. ^ Макри, Марта Дж. (1996). «Майя и другие мезоамериканские письменности» в книге «Мировые системы письменности» . Англия: Оксфорд. стр. 172–182.
  141. ^ Эдвард Х. Эшмент (май – июнь 1980 г.). «Книга Мормона и стенограмма Антона: промежуточный отчет» . Солнечный камень (21): 30 . Проверено 15 декабря 2014 г.
  142. ^ Перейти обратно: а б Заявление относительно Книги Мормона , Департамент антропологии Смитсоновского института, 1996 г. , получено 15 декабря 2014 г. (размещено на веб-сайте Института религиозных исследований ).
  143. ^ 13 лун на спине черепахи. Год лун коренных американцев , ISBN   0-698-11584-8 , Патнэм и Группа Гросснет, 199
  144. ^ Маркус, Джойс (1991). «Первые даты: календарь и система письма майя были не единственными в Мезоамерике — и даже не самыми ранними» . Естественная история . Апрель: 22–25. Архивировано из оригинала 9 сентября 2005 года.
  145. ^ Коу 2002 , с. 59
  146. ^ Райс, Пруденс М. (2007). Происхождение календаря майя: памятники, мифология и материализация времени (первое изд.). Остин, Техас: Издательство Техасского университета. п. 38 . ISBN  978-0-292-71688-9 .
  147. ^ «Зарагемля» , Times and Seasons , 1 октября 1842 г., том 3, номер 23, с. 927.
  148. ^ «Работы Стивенса о Центральной Америке» , Times and Seasons , 1 октября 1843 г., том 4, номер 22, стр. 346; См. также «Времена и времена года» , 1 апреля 1845 г., том 6, номер 6, стр. 855.
  149. Ученые датируют руины Киригуа примерно 8 веком нашей эры. См . Киригуа
  150. ^ Гивенс 2002 , с. 146
  151. ^ Археологический фонд Нового Света , онлайн-коллекции в BYU.
  152. ^ Перейти обратно: а б Коу 1973 , стр. 41–46.
  153. ^ Перейти обратно: а б Ларсон 1990 , стр. 76.
  154. ^ Ларсон 1990 , стр. 79.
  155. ^ «Журналы | Архив ученых БЯУ» .
  156. ^ Оутен, Марсия Ван (11 июля 2011 г.). Мормонское противоречие:: Их собственными словами . АвторДом. ISBN  978-1-4678-9349-7 – через Google Книги.
  157. ^ Дейл Гатри, Р. (13 ноября 2003 г.). «Быстрое уменьшение размеров тела у лошадей плейстоцена Аляски перед вымиранием». Природа . 426 (6963): 169–171. Бибкод : 2003Natur.426..169D . дои : 10.1038/nature02098 . ПМИД   14614503 . S2CID   186242574 .
  158. ^ Сайдс, Хэмптон, «Это не то место!», Double Take Magazine , Vol. 5, № 2; Также включен в его работу «Американец: послания с новых границ» , 2004 г.
  159. ^ «Заявление Национального географического общества о Книге Мормона» . 12 августа 1998 г. Письмо Джули Крейн, адресованное Люку Уилсону из Института религиозных исследований.
  160. ^ "Книга Мормона и исследования ДНК"
  161. ^ "Перевод Книги Мормона".
  162. ^ Лотон, Тимоти (1998). Майя . Лондон: Издательство Дункана Бэрда. п. 26 . ISBN  978-1-84483-016-9 . «В конце 1560-х годов испанский епископ Юкатана Фрай Диего де Ланда писал о майя: «Эти люди также использовали определенные символы или буквы, которыми они писали в своих книгах о древних предметах и ​​науках. Мы нашли большое множество книг, написанных этими буквами, и, так как они не содержали ничего, в чем бы не было суеверий и лжи дьявола, мы сожгли их все».
  163. ^ Коу 2002 , стр. 199–200.
  164. ^ Кеттунен и Хельмке, 2005 г.
  165. ^ Коу 2002 , с. 62
  166. ^ Хоги, Хэл (1983). Археология и Книга Мормона . Конкорд, Калифорния: Pacific Publishing.
  167. ^ Джейкман 1953
  168. ^ Кларк 1999 , стр. 22–33.
  169. ^ Гернси, 2006 , стр. 53.
  170. ^ Соренсон 1990 , с. 12
  171. Хейрот, Робин (30 июля 2014 г.), « Слоны Копана» , «Раскрытая история». Проверено 5 октября 2017 г.
  172. ^ Смит 1925 г.
  173. ^ Зидар, Чарльз « Зоологические исследования древних майя », Фамси. Проверено 5 октября 2017 г.
  174. ^ Тоззер и Аллен 2006 , с. 343

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b47cc84f85a4ec284531acc79e807413__1721308620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/13/b47cc84f85a4ec284531acc79e807413.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archaeology and the Book of Mormon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)