Jump to content

Мормонские исследования

Мормоноведение — это междисциплинарное академическое исследование верований , обычаев , истории и культуры отдельных лиц и конфессий, принадлежащих к движению Святых последних дней , религиозному движению, связанному с Книгой Мормона , хотя и не всеми церквями и членами движения Святых последних дней. отождествляйте себя с терминами «мормон» или «мормонизм» . Конфессии движения Святых последних дней включают Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД), безусловно самую крупную, а также Сообщество Христа (CoC) и другие более мелкие группы, включая некоторые из них, отнесенные к одной категории. Мормонский фундаментализм .

До 1903 года статьи о мормонах представляли собой в основном ортодоксальные документальные истории или антимормонские материалы. Первые диссертации о мормонах, опубликованные в 1900-х годах, имели натуралистический стиль, в котором история мормонов рассматривалась с точки зрения экономических, психологических и философских теорий. Хотя их позиция в мормонских исследованиях обсуждается, у мормонской апологетики есть традиция, восходящая к ответу Парли П. Пратта на антимормонскую книгу в 1838 году.

Объем стипендий в области мормонских исследований увеличился после Второй мировой войны. В 1972–1982 годах, когда Леонард Аррингтон работал историком Церкви на историческом факультете, церковные архивы СПД были открыты для мормонских и немормонских исследователей. Исследователи написали отдельные отчеты о мормонских интеллектуалах в стиле «новой мормонской истории». Многие новые издания начали публиковать историю в этом стиле, в том числе «Диалог: журнал мормонской мысли» , «BYU Studies Quarterly » и «Exponent II» . Некоторым руководителям церкви не нравился стиль истории новых мормонов, и Аррингтон и его оставшиеся сотрудники были переведены в Университет имени Бригама Янга (BYU) в 1982 году, где они работали в Институте истории Церкви Джозефа Филдинга Смита . Институт продолжал поддерживать исследования по истории мормонов до 2005 года, когда институт закрылся, а сотрудники перешли в офисное здание Церкви СПД.

В конце 1980-х и 1990-х годах несколько других инцидентов заставили преподавателей BYU неохотно высказывать неортодоксальные идеи об истории церкви. Примерно в 1990 году профессоров BYU попросили не участвовать в проектах Dialogue и Sunstone . В 1993 году два историка были отлучены от церкви , вероятно, за опубликованные ими неортодоксальные взгляды. [ нужна ссылка ] BYU Studies и другие издатели, спонсируемые церковью СПД, в то время публиковали более «добросовестные» научные статьи. Типографии за пределами Юты начали публиковать больше книг по мормонским исследованиям.

Мормонские ученые, занимающиеся изучением мормонов, по-прежнему считают, что им следует быть осторожными в том, что они пишут, особенно если они работают с материалами из архивов Библиотеки истории Церкви. [ нужна ссылка ] Ученые-немормоны часто с подозрением относятся к работе ученых-мормонов. [ нужна ссылка ]

Сочинения о мормонах до 1903 года

[ редактировать ]

До Второй мировой войны церковные истории в основном были либо ортодоксальными мормонами, либо антимормонами и писались верными мормонами или враждебно настроенными немормонами соответственно. [1] Некоторые писатели первой эпохи церковной истории (1830–1905 гг.) писали о мормонах как о диковинке и сосредоточивали внимание на их своеобразии. [2]

Антимормонская литература

[ редактировать ]

Немормоны писали для немормонской публики о том, насколько «примитивными и опасными» были мормоны в «крайних терминах». [3] Эбер Д. Хоу опубликовал в 1834 году «Неоспоримый мормонизм, или правдивый рассказ об этом необычном навязывании и заблуждении» , в котором утверждалось, что Сидней Ригдон был первоначальным автором Книги Мормона , а Джозеф Смит был «мерзким негодяем». Хоу включил показания людей, знавших Джозефа Смита, собранные бывшим мормоном Филастом Херлбатом . [4] Книга повлияла на будущую антимормонскую литературу. ( Ла Рой Сандерленд , Джон Беннетт и Джон А. Кларк). [5] Ориген Бачелер исследовал саму Книгу Мормона в книге «Мормонизм, разоблаченный изнутри и снаружи» , утверждая, что книга несовместима с Библией и была написана самим Джозефом Смитом. [6]

В 1960-х годах бывшие мормоны Джеральд и Сандра Таннер продолжили эту антимормонскую традицию, перепечатывая антимормонские произведения в открытом доступе, а также важные, но нелестные документы из истории СПД через служение Маяка штата Юта. Они также опубликовали собственную критику церкви СПД, в которой, в отличие от ранних антимормонских работ, цитируются исторические документы. [7] Эд Декер , отлученный от церкви мормон, снял два антимормонских фильма: «Создатели богов» (1982) и «Создатели богов 2» (1993). В фильмах мормоны описывались как секта , жестоко обращающаяся с женщинами и детьми, манипулирующая новостными агентствами и практикующая сатанизм . «Создатели богов II» подверглись критике со стороны других антимормонов, в том числе Джеральда и Сандры Таннер, которые заявили, что в нем есть неточности. [8]

Официальные церковные записи и ранние истории

[ редактировать ]
Эндрю Дженсон написал Биографическую энциклопедию СПД.

Официальные регистраторы существуют с тех пор, как Джозеф Смит организовал Церковь Христа 6 апреля 1830 года. Церковные записи сохраняются и по сей день и хранятся в церковных архивах СПД. Первая официальная история церкви была опубликована в 1842 году, когда Смит и его коллеги начали писать «Историю Джозефа Смита» как официальный дневник Джозефа Смита. Эта история была опубликована в журналах Times and Seasons в Наву , а затем в Deseret News и Latter-day Saints' Millennial Star вплоть до 1863 года. За историей Джозефа Смита последовала «История Бригама Янга» , которая также была опубликована в Deseret News и Millennial Star. в течение следующих двух лет. Церковные историки и их помощники отредактировали материал, который был опубликован в официальных изданиях. [9] Эндрю Дженсон внес значительный вклад в документальную историю церкви, написав «Биографическую энциклопедию Святых последних дней» (1901–36), «Энциклопедическую историю церкви» (1941) и неопубликованный «Журнал истории церкви», содержащий более 1500 альбомов для вырезок, заполненных опубликованными и неопубликованные записи повседневной деятельности церкви. [9] Дженсон сделал специальный отчет о резне в Маунтин-Медоуз , и некоторые части отчета не использовались открыто до «Резни в Маунтин-Мидоуз » (2008) Ричарда Э. Терли , Рональда В. Уокера и Глена М. Леонарда . [10]

Первым историком, попытавшимся обобщить историю мормонов в большом масштабе, был Эдвард Таллидж , написавший книги «Жизнь Бригама Янга: или Юта и ее основатели» (1876 г.), «История Солт-Лейк-Сити» (1886 г.) и «История Северной Юты и Южного Айдахо». (1889). Хьюберт Как Бэнкрофт написал «Историю Юты» (1889 г.) с помощью офиса историка. [11] История Юты Бэнкрофта изображает мормонов благоприятно. Критики говорят, что он не был объективен, поскольку позволил властям Церкви СПД прочитать книгу перед публикацией. Возможно, именно благодаря его благосклонному обращению он получил доступ к церковным записям. [12] Расширяя историю Бэнкрофта, Орсон Ф. Уитни написал «Историю Юты» (1898–1904) в четырех томах. Джозеф Филдинг Смит написал «Основы церковной истории» в 1922 году. Большинство этих отчетов объединили различные свидетельства в одно повествование, не ставя под сомнение достоверность очевидцев или других наблюдателей, особенно представителей церковных властей. [11]

Мормоны писали отчеты о других мормонах, которые часто публиковались в спонсируемых церковью изданиях, таких как The Juvenile Instructor , а также в издаваемых церковью учебных пособиях. Эти произведения были написаны для мормонской аудитории, чтобы поддержать их существующие убеждения. Бригам Х. Робертс был заместителем редактора Salt Lake Herald , а во время командировки в Англию был редактором Millennial Star . По возвращении в Юту он стал представителем Высшей власти Церкви . По приглашению из Америки Бригам Х. Робертс каждый месяц с 1909 по 1915 год писал по главе в том, что позже стало « Всеобъемлющей историей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней : век первый» . [3] В «Истории» содержится один из первых исторических анализов событий в истории церкви. [13] Он был выпущен в сериале в Америке в 1909–1915 годах. [11]

В 1830-1930 годах женщины были жертвами или символами в исторических отчетах. [14] Церковные историки упоминали об их страданиях, но редко упоминали их поименно. В брошюрах, направленных против полигамии, мормонские женщины также описываются в общих чертах, описывая их как заблудших или несчастных. [15] Пытаясь бороться с тем, как противники многоженства изображали мормонских женщин, Эдвард Таллидж и Элиза Р. Сноу составили «Женщины мормонского мира» (1877 г.), книгу, в которой мормонские женщины изображались трудолюбивыми и независимыми в сочетании истории, биографии и теологии. «Героини мормонского мира» (1884 г.) осветили жизнь верных мормонских женщин. Женщины писали краткие биографии других женщин и записывали их в «Женский экспонент» и в публикациях « Дочерей пионеров Юты» . [16]

Ранние мормонские исследования

[ редактировать ]
Пустыня Большого Бассейна

Ранние академические авторы, писавшие на мормонские темы, придерживались «натуралистического» подхода к истории, используя теории экономики, психологии и философии в качестве руководства для своих исследований. [17] Ричард Эли внес свой вклад в профессионализацию мормонских исследований своей ранней диссертацией «Экономические аспекты мормонизма» (1903 г.). В своей работе он похвалил мормонскую ирригацию и коммунализм как хорошую модель экономического развития. [18] Он повлиял на интерес Леонарда Аррингтона к экономике и мормонам. [19] Эндрю Лав Нефф написал книгу «Миграция мормонов в Юту», которую он закончил в 1918 году, но начал более десяти лет назад. Его интересовало, как мормоны помогли колонизировать Запад. [20] Мормон Эфраим Эдвард Эриксен написал «Психологические и этические аспекты мормонизма» (1922) во время учебы в Чикагском университете. В его диссертации, написанной под влиянием функционалистской теории, утверждалось, что мормонизм был продуктом конфликтов с немормонами и суровой окружающей средой. [21] Лоури Нельсон, тоже мормон, учился в Висконсинском университете в 1920-х годах. Он работал в сельском хозяйстве, был деканом Колледжа прикладных наук BYU и директором экспериментальной сельскохозяйственной станции штата Юта. Он писал статьи о том, как мормонская деревня была спроектирована так, чтобы способствовать единству и коммуникабельности, что позволило мормонским поселенцам колонизировать пустыню Большого Бассейна. Он покинул Юту в 1937 году. [22] Нельс Андерсон учился в Чикагском университете и изучал бродяг в Юте, где обратился в мормонизм. В его книге «Святые пустыни» (1944) рассказывается история святых в районе Сент-Джордж, штат Юта. [23] Среди других ученых, публикующих статьи о мормонизме этого периода, — И. Вудбридж Райли, Уолтер Ф. Принс , Франклин Д. Дэйнс, Гамильтон Гарднер, Джозеф Геддес, Фераморц Фокс , Арден Бил Олсен, Уильям Макнифф, Кимбалл Янг , Остин Файф и Альта Файф . [24]

В 1950-е годы после Второй мировой войны все большее число мормонов профессионально изучали историю и писали диссертации по истории мормонов. Социолог-немормон Томас Ф. О'Ди написал диссертацию под названием «Мормонские ценности: значение религиозного взгляда на социальные действия» после шести месяцев жизни в сельской мормонской фермерской деревне в Нью-Мексико, а затем преподавания в Университете штата Юта. [25] , это исследование мормонской культуры «ошеломило мормонских читателей своей объективностью и сочувственной проницательностью» По словам мормонского ученого Ричарда Бушмана . [26] (О'Ди расширил это до «Мормонов» в 1957 году. [27] ) Бернард ДеВото , Дейл Л. Морган , Фаун Маккей Броди , Стюарт Фергюсон и Хуанита Брукс не имели ученых степеней по истории, но внесли значительный вклад в основы мормонского движения «Новая история». [28] [24] Броди написал « Никто не знает моей истории» (1945), которую современные обзоры оценили как исчерпывающую и научную. Другие ученые СПД, особенно Хью Нибли , раскритиковали биографию Броди. [28] В 1950 году Хуанита Брукс, домохозяйка, получившая образование в Колумбийском университете и ранее преподававшая английскую композицию в соседнем колледже, опубликовала хорошо изученную и сбалансированную книгу о резне в Маунтин-Мидоуз . Мормонским соседям Брукс не понравилась «откровенность» ее книги. [29]

Апологетика и полемика

[ редактировать ]

Ученые-мормоны разделились во мнениях относительно того, следует ли считать апологетику частью мормонских исследований. Брайан Д. Берч утверждает, что это должно быть частью исследований мормонов, пока авторы-апологеты признают, что их аргументы объективны и подлежат академическим дебатам. [30] Апологеты пишут оборонительную позицию и рассматривают свои полемические ответы на критику как битву за свою веру. [31] Парли П. Пратт ответил на «Разоблаченный мормонизм» подробно в своей брошюре 1838 года «Разоблаченный мормонизм: разоблаченный сторож Сиона и его редактор г-н Л.Р. Сандерленд разоблачен», «Истина подтверждена», «Дьявол безумен» и «Жреческое дело» в опасности! Пратт выступил против персонажа Сандерленда, цитируя Херлбата, который заявил, что у Сандерленда «печально известный характер». [32]

Книга Хью Нибли « Нет, мэм, это не история» установила стандарт апологетики для использования академического языка и подвергла критике использование Броди источников в ее противоречивой биографии Джозефа Смита « Никто не знает моей истории» . [33] Фонд исследований древности и мормонов (FARMS) стремился поддержать историческую достоверность Книги Мормона и ответить на критику, и использовал стиль Нибли. [33] для противодействия исследованиям, противоречащим древнему происхождению Книги Мормона. [34] FARMS сотрудничала с Deseret Book для публикации полного собрания сочинений Хью Нибли, начиная с 1984 года. [33] В 1997 году президент церкви СПД Гордон Б. Хинкли пригласил FARMS стать официальным филиалом BYU, а в 2006 году он был включен в состав Института религиозных стипендий Нила А. Максвелла . [33] В 2012 году Дэниел Петерсен, редактор FARMS Review , начал издавать новый журнал под названием Interpreter . [35] Фонд апологетической информации и исследований (FAIR), группа, в которую входят как миряне, так и ученые, пытается ответить на критику мормонской веры. [34] в 2013 году он сменил название на FairMormon . [36]

Некоторые другие мормонские «инсайдеры» опровергали древнее происхождение Книги Мормона через Фонд Смита-Петтита в Солт-Лейк-Сити и издательскую компанию Джорджа Смита Signature Books . Signature Books опубликовала «Новые подходы к Книге Мормона» Брента Меткалфа и «Американские апокрифы» Дэна Фогеля и Меткалфа. [37] Эти инсайдерские взгляды на происхождение Книги Мормона были разнообразными. Американские апокрифы описали Книгу Мормона как художественное произведение, отражающее окружающую ее среду. Остлер утверждал, что Книга Мормона была частично вдохновлена. [38] Реакция FARMS временами носила покровительственный характер и даже доходила до завуалированных обзывательств в критике Уильямом Хэмблином эссе Меткалфа в 1994 году. [39]

Контрапологетика

[ редактировать ]

В 1990-х и 2000-х годах евангелисты Карл Моссер и Пол Оуэн призывали других евангелистов ответить на апологетику мормонов. Евангелист Крейг Л. Бломберг обсуждал, были ли мормоны христианами, с мормоном Стивеном Э. Робинсоном в книге «Насколько широк разрыв?» Разговор мормона и евангелиста . [40] Ричард Бушман призвал своих коллег-мормонов-историков меньше защищаться и быть более открытыми для критики, а также проводить исследования по истории мормонов с сознательной мормонской точки зрения. [41]

Новая история мормонов

[ редактировать ]

С годами в эту область начали приходить ученые, выросшие в традициях Святых последних дней и получившие профессиональную академическую подготовку, часто в области социальных наук. Расцвет этих усилий в 1960-х годах стал известен как история новых мормонов. [42] Публикация книги «Диалог: журнал мормонской мысли» , недавно созданной Мормонской исторической ассоциации, а также профессионализация исторических отделов СПД и РЛДС предоставили историкам возможность проводить новые исследования по мормонской тематике. [43] Ученые RLDS основали Историческую ассоциацию Джона Уитмера в 1972 году. [44] В 1974 году Клаудия Бушман и Лорел Тэтчер Ульрих основали журнал «Экспонент II» . [45] Первый выпуск BYU Studies был опубликован в 1959 году. [46]

Леонард Аррингтон

В 1972 году Церковь СПД наняла Леонарда Аррингтона своим историком. [47] Во время пребывания Аррингтона в качестве историка мормонским и немормонским историкам был разрешен доступ к церковным архивам СПД . Большая часть исследований 1970-х годов использовала эти новые источники для изучения истории церкви, иногда очень подробно. [48] Леонард Аррингтон оказал влияние на важных ученых-историков мормонов, в том числе на Ричарда Дженсена , Уильяма Хартли и Рональда Уокера . [45] В 1969 году еврейский историк Мозес Ришин назвал растущее количество мормонских ученых «Новой историей мормонов». [26] В движение «Новая история мормонов» входили немормоны Томас Ф. О'Ди, ПАМ Тейлор, Марио Де Пиллис , Лоуренс Фостер, член Сообщества Христа Роберт Фландерс и мормонский ученый Клаус Хансен. [49] [44]

Морин Урсенбах Бичер была ведущим исследователем женских исследований. [50] [51] В 1970-е годы женские биографии публиковались, но не были включены в более широкие повествования. [15] Среди других женщин, нанятых Департаментом истории Церкви, были Джилл Малвей Дерр, Кэрол Корнуолл Мэдсен и Эдит Ромни. Журналы посвящали специальные выпуски мормонским женщинам, и возросший интерес к мормонским женщинам привел к увеличению количества публикаций, посвященных им. Ученые опубликовали биографии Эммы Смит, Элизы Сноу, Эммелин Б. Уэллс и Эми Браун Лайман. [52] Усилия Бичера также сыграли важную роль в основании Ассоциации мормонской литературы , первой научной ассоциации, занимающейся литературой Святых последних дней. [53]

Некоторые писатели рассматривали историю женщин-мормонов с целью реструктуризации исторических повествований. Статьи мормонских феминисток об истории мормонов начались со специального выпуска журнала «Диалог» летом 1971 года , посвященного женским проблемам, и продолжились в таких публикациях, как «Экспонент II» (начиная с 1974 года) и «Сестры-мормоны: женщины в ранней Юте » (1976) под редакцией Клаудии Бушман . Бичер и Лорел Тэтчер Ульрих отредактировали еще один том об истории мормонских женщин в книге « Сестры в духе: мормонские женщины в исторической и культурной перспективе» (1987). «Женщины и власть: возрождение мормонского феминизма» (1992) стала еще одной вехой в феминистских публикациях и побудила мормонских женщин обрести силу своей истории и «вернуть утраченные возможности». [54]

Большинство историков Нового мормона были СПД. [55] Их аудиторией были мормонские интеллектуалы. [49] и немормоны. [56] Они сохраняли уважение к мормонской вере, признавали недостатки людей и политики и избегали занимать оборонительную позицию. [56] тон, который, как писал историк-немормон Ян Шиппс, «заставлял их казаться более светскими, чем они были на самом деле». [57] История мормонов, написанная немормонами в то время, имела такой же отстраненный тон. [56] Историки-новомормоны часто публикуются в издательстве Университета Иллинойса , чтобы публиковаться для академической аудитории, независимой от церкви. [58] Чарльз С. Петерсон утверждал в книге «Возвращение к Королевству Большого Бассейна» , что Аррингтон придерживался исключительного взгляда на историю мормонов, которому он затем обучал других историков Новой Мормоны. Эта исключительная точка зрения заключалась в том, что они могли верить как в светскую историю, так и в ортодоксальные мормонские взгляды на восстановление. [59]

Церковь СПД подтверждает ортодоксальность и историков веры новых мормонов

[ редактировать ]

Церковь СПД прекратила финансировать столь большое количество исследований и ограничила доступ к церковным архивам. [60] Апостол Эзра Тафт Бенсон предостерег сотрудников системы церковного образования В своей речи 1976 года против истории новых мормонов. Он сказал, что написание истории в нейтральном стиле подрывает «пророческую историю». Статья Бойда К. Пэкера 1981 года «Мантия намного превосходит интеллект» была опубликована в журнале BYU Studies. Он писал, что современные историки слишком стремились сосредоточить внимание на ошибках церковных лидеров и отвергнуть духовное вдохновение. [61] В 1982 году историки с факультета Аррингтона были переведены в Университет Бригама Янга, где им было поручено преподавать на историческом факультете и работать в Институте церковной истории Джозефа Филдинга Смита. [62]

Кэрол Корнуолл Мэдсен

После смерти Аррингтона в 1999 году Рональд К. Эсплин и Джилл Малвей Дерр возглавили Институт церковной истории Джозефа Филдинга Смита в УБЯ. Кэрол Корнуолл Мэдсен руководила исследованием Инициативы по женской истории в институте, где она написала важное биографическое исследование Эммелин Б. Уэллс . [63] В 2001 году [64] Ричард Бушман ушел с постоянной преподавательской деятельности в Колумбийском университете и стал директором по исследованиям в Институте Смита. [65] Дин К. Джесси начал редактировать статьи Джозефа Смита в «Личных сочинениях Джозефа Смита» . Институт Смита закрылся в 2005 году, и сотрудники института вместе с проектом документов Смита переехали в офисное здание церкви . [63] Проект «Документы Джозефа Смита» , начатый церковью СПД в 2001 году, был направлен на публикацию документов Джозефа Смита со строгой точностью и был одобрен Национальной комиссией по историческим публичным записям. [66]

Ян Шиппс утверждает, что это нежелание поддерживать историю новых мормонов было ответом на подделки документов Марка Хофмана . Кроме того, некоторым церковным властям не нравились книги и статьи, выпущенные историческим факультетом, в которых отмечались как недостатки, так и сильные стороны людей в церковной истории. [60] Шиппс заявляет, что рост числа новообращенных в Церкви СПД побудил представителей Высшей власти Церкви подчеркнуть необходимость «приятных» версий церковной истории в музеях и исторических местах, а не подробных статей в спонсируемых церковью публикациях. [67] Мормонский социолог Арман Мосс утверждал, что мормонизм - это борьба между сохранением самобытности и ассимиляцией с принятыми американскими культурными практиками; Ученый Рональд Хелфрич предполагает, что изменение отношения Высшей власти Церкви к исследованиям Аррингтона произошло потому, что они боялись слишком многого ассимилировать. [68] Общий интерес к мормонским исследованиям продолжался в 1980-е годы: за это десятилетие было опубликовано более 2000 книг, статей и других материалов по истории мормонов. [44]

BYU Studies и Deseret Books опубликовали больше историков новых мормонов после того, как Высшая власть выступила против истории новых мормонов. Одним из таких историков «Новых мормонов» был Луи Миджели , который утверждал, что, исходя из релятивистской постмодернистской теории, точка зрения мормонов о том, что Церковь СПД имеет божественное происхождение, столь же ценна и обоснована, как и другие. Историки-новомормоны заявили, что ученые-новомормоны исключили веру из своего анализа. [69] Многие из них были членами FARMS и часто считали авторов истории новых мормонов такими же, как и других антимормонов, хотя большинство авторов истории новых мормонов были мормонами. [70] Разницу между историками-новомормонами и учеными-новомормонами было трудно определить. [69]

Наряду с переводом Аррингтона и последующим усилением ограничений в отношении церковных архивов СПД, несколько других инцидентов привели к интеллектуальному охлаждению мормонской истории со стороны мормонов в 1990-х годах. [71] В 1992 году Аррингтон написал, что «церковь не может позволить себе ставить официальную печать одобрения на любую «частную» интерпретацию своего прошлого», и что такая история не должна спонсироваться Церковью СПД. [72] В сентябре 1993 года церковь СПД отлучила от церкви « Шестого сентября» , в состав которого входили историки Лавина Филдинг Андерсон , Д. Майкл Куинн и Максин Хэнкс . Эти отлучения послужили предупреждением для других мормонских историков. [60] Отлучение Куинна, возможно, было связано с его идеей о том, что мормонские женщины получили священство в 1843 году, которую он опубликовал в эссе в журнале « Женщины и власть: возрождение мормонского феминизма» . [73] В 2003 году он должен был выступить с речью на конференции в Йельском университете, соавтором которой был BYU, и BYU заявил, что откажется от финансирования, если Куинн представит свою статью. В том же году Куинн подал заявку на работу профессором в Университете Юты и Университете штата Аризона. Его не взяли на должность профессора, возможно, из-за опасений, что находящиеся у власти люди СПД примут ответные меры против университета. [74] В 1986 году администраторов попросили не участвовать в «Диалоге» и не присутствовать на симпозиуме Sunstone ; Примерно в 1990 году профессоров BYU попросили не участвовать в проектах Dialogue или Sunstone . [75] Юджин Ингланд , один из основателей «Диалога» Против этих запретов выступил , а затем профессор УБЯ. В 1990 году его попросили не писать для «Энциклопедии мормонизма» , а в 1998 году его без всяких на то оснований попросили уйти из BYU. Англия считал, что это связано с его публичной антивоенной позицией, а также с его вниманием к мормонскому расизму и сексизму. Он рассматривал свои различия как потенциальный источник обучения для себя и других. После ухода из BYU он начал одну из первых программ изучения мормонов в Государственном колледже Юты-Вэлли . Согласно отчету Американской ассоциации профессоров университетов об академической свободе в BYU за 1997 год, Алан Уилкинс был допрошен о его мотивах внесения вклада в журналы Dialogue и Sunstone во время проверки срока пребывания. В отчете также упоминаются другие случаи, когда администрация УБЯ, среди прочих жалоб, критиковала ораторов и статьи за критику церкви. [76]

В 1997 году Джоанна Брукс утверждала, что целью исследований мормонов является критическое изучение мормонизма, а не определение религиозных истин. [77] Она предположила, что мормонские исследования, проводимые как разновидность культурных исследований, помогут ученым в этой области чувствовать себя менее оборонительно и более продуктивно. [78] За пределами Университета Бригама Янга и штата Юта издательства Университета Северной Каролины , Кнопфа и Университета Оклахомы . книги о мормонизме публиковали [44] В 2000-х годах Ян Шиппс оказал большое влияние на новостные статьи о мормонах; часто она единственный эксперт, цитируемый во всей статье. [44] В 2005 году Национальный фонд гуманитарных наук провел семинар в Университете Бригама Янга, посвященный двухсотлетию со дня рождения Джозефа Смита. [79] Террил Гивенс , специалист по сравнительному литературоведению, проанализировал дискурс о Книге Мормона в книге « Рукой Мормона: Американские Писания, положившие начало новой мировой религии» в 2002 году. [80]

История мормонских женщин не была хорошо интегрирована в общую историю. Аррингтон и Дэвис Биттон обсудили женские проблемы в двух главах, посвященных браку и сестринству, в книге «Опыт мормонов» (1992). В «Истории Святых последних дней » (1992) Джеймса Аллена и Глена Леонарда женщины упоминаются в контексте вспомогательных организаций, таких как Общество милосердия и Первоначальное общество, многоженство, избирательное право и ERA. Энциклопедия истории святых последних дней (2000 г.) содержала 435 статей о мужчинах и только 64 о женщинах, причем три четверти женщин получили менее страницы описания. Церковное издание «Наше наследие» (1996) упомянуло лишь несколько женщин. Женская история осталась в «отдельной сфере». [81] Книга «Дочери в моем Царстве» (2011 г.), официальная история Общества милосердия, чаще всего используется на женских собраниях. За пределами специалистов по истории мормонов мормонские женщины упоминаются редко. [82]

Новая история мормонов

[ редактировать ]

Ученые-немормоны по-прежнему часто с подозрением относятся к работе ученых СПД. [83] Ситуация постепенно меняется по мере того, как увеличивается количество ученых-немормонов, а университеты, не связанные с Церковью СПД, предоставляют кафедры для изучения мормонов. [84] Кэтлин Флейк — первая кафедра мормонских исследований Ричарда Л. Бушмана в Университете Вирджинии , а Патрик Мейсон — кафедра мормонских исследований Говарда В. Хантера в Клермонтском университете в Калифорнии. [85]

Библиотека истории Церкви в Солт-Лейк-Сити

Библиотека истории Церкви по-прежнему ограничивает доступ к определенным документам для большинства ученых. Ученые могут подвергать свои исследования самоцензуре, опасаясь потерять доступ к документам из Библиотеки истории Церкви. Предыдущие отлучения мормонских историков от церкви создают у мормонских исследователей ощущение, что за ними наблюдают. [84] Ученые из различных дисциплин считают, что движение за историю Новых Мормонов заканчивается и на смену приходит история пост-Новых Мормонов или «Новая история Мормонов». Это зарождающееся движение носит междисциплинарный характер и стремится поместить мормонские исследования в более широкий исторический контекст, еще больше размывая границы между дисциплинами. [86] История мормонских женщин не была хорошо интегрирована с другими темами мормонских исследований. [87] Современные историки, такие как Р. Мари Гриффит , Грант Вакер и Роберт Орси, поощряют использование междисциплинарных инструментов в исследованиях мормонов. [88]

В эти междисциплинарные инструменты включены устные истории. В 1972 году в УБЯ был основан Центр западных исследований Чарльза Редда, где Джесси Л. Эмбри руководила обширным проектом устной истории. [89] [90] Департамент церковной истории начал свой собственный проект устной истории в 2009 году. [54] Клаудия Л. Бушман и ее ученики начали собирать сборник устной истории Клермонта в 2009 году, а статьи, в которых использовались данные устной истории, были опубликованы в журнале « Мормонские женщины высказывают свое мнение: очерки из сборника устной истории Клермонта» . [91]

В 2011 году Департамент церковной истории нанял специалиста по женской истории Кейт Холбрук . Она стала соавтором книги «Первые пятьдесят лет Общества милосердия: ключевые документы в истории женщин-Святых последних дней» вместе с Джилл Малвей Дерр, Кэрол Корнуолл Мэдсен и Мэтью Дж. Гроу. Лорел Тэтчер Ульрих сказала, что эта книга стала «самой важной работой, вышедшей в мормонской прессе за последние 50 лет». Дженнифер Ридер , специализирующаяся на женской истории XIX века, была принята на работу в 2013 году. Бриттани Чепмен Нэш и Лиза Тейт также специализируются на женской истории и работают на кафедре истории Церкви. Нэш работает в государственных службах и помогает исследователям быть в курсе женских источников, которые предлагает архив. она написала книгу «Женщины веры в последние дни» Вместе с Ричардом Терли . Тейт работает в веб-команде, помогая добавить раздел «Женщины убеждения» на сайт истории церкви. [92] В 2017 году Ридер и Холбрук отредактировали сборник женских выступлений под названием « У кафедры: 185 лет выступлений женщин-Святых последних дней». [93]

Блоги и мормонские исследования

[ редактировать ]

Блогосфера мормонов влияет на исследования мормонов. В 2011 году Патрик Мейсон опросил 113 читателей блогов мормонов, которые также были аспирантами. [94] Большинство респондентов рассматривали блоги как способ демократизации мормонских исследований. Поскольку блоги независимы от церковных учреждений, многие считали, что блоги являются безопасным местом для проверки более неортодоксальных идей. [95] Некоторые заметили, что голоса мужчин более заметны в сообществе блоггеров, хотя в некоторых известных блогах авторами являются исключительно женщины. [96] Другие респонденты считали, что блоги сделали мормонские исследования «скорее эхо-камерой», были «поверхностными» и «прославляли созерцание пупка». [97] Один из самых популярных блогов By Common Consent в 2011 году посетило более двух миллионов страниц. Этот и другие блоги оказывают влияние на исследования мормонов. [98]

Архивы со значительными мормонскими коллекциями включают специальные коллекции Л. Тома Перри в УБЯ, церковные архивы в Солт-Лейк-Сити, библиотеку Дж. Уилларда Марриотта в Университете Юты в Солт-Лейк-Сити, библиотеки Университета штата Юта, а также редкую книгу и рукопись Бейнеке. Библиотека Йельского университета в Нью-Хейвене, Коннектикут. [99]

Научные общества ежегодно вручают награды за писательские работы или заслуги в области изучения мормонов. Ассоциация истории мормонов (MHA) и Историческая ассоциация Джона Уитмера (JWHA) вручают ежегодные награды за различные категории истории мормонов, такие как книги, биографии, документальные истории, журнальные статьи и жизненные достижения. [100] [101] MHA также присуждает награды за диссертации и студенческие работы. [100] Историческое общество штата Юта (USHS), которое часто занимается историей мормонов, также вручает награды за книги, статьи и студенческие работы. [102] Литературные награды вручаются Ассоциацией мормонской литературы , часто присуждающей мормонские публикации в биографических, критических и специальных категориях. Диалог: Журнал мормонской мысли награждает лучший вклад в свой журнал [103] и Переводчик: Журнал Священных Писаний Мормона награждает лучшую статью, представленную женщиной. [104]

Университеты также вручают награды. Университет Юты вручает премию Хуаниты Брукс в области мормонских исследований [105] [106] и предлагает стипендию по изучению мормонов. [107] Премия Evans Biography Awards Университета штата Юта посвящена биографиям, значимым для « страны мормонов ». [108] Конкурсы студенческого письма проводятся Университетом штата Юта, [109] МХА, [100] и JWHA. [110] Религиозное образование BYU вручает ежегодные награды своим преподавателям за преподавание, исследования и служение, а также книги по истории церкви или древним Священным Писаниям. [111] [112]

Академические программы

[ редактировать ]

В нескольких университетах есть программы по изучению мормонизма, и профессора назначаются для наблюдения за курсовыми работами, исследованиями и мероприятиями по мормонским исследованиям. Хотя в последние годы появились независимые академические программы, программы религиозного образования существуют гораздо дольше. Дополнительные колледжи также преподают курсы по мормонизму, не имея институционально спонсируемых программ. [113] но они не включены в список ниже.

Независимый

[ редактировать ]

Конфессионально связанный

[ редактировать ]

Другие учреждения

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Многотомные сборники документов

[ редактировать ]

Краткие справочные работы

[ редактировать ]

Издатели

[ редактировать ]

Следующие книги в основном публикуют книги по мормонским исследованиям:

Некоторые издатели на религиозном рынке также время от времени публикуют материалы по мормонским исследованиям, в том числе издатели СПД Cedar Fort, Inc. , Covenant Communications и Deseret Book (которая принадлежит Церкви СПД), а также Herald House (которая принадлежит Церкви СПД). Община Христова ).

Кроме того, некоторые книжные издательства или университетские издательства также опубликовали важные исследования мормонов. К ним относятся:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шиппс 2007 , с. 504.
  2. ^ Аррингтон 1966 , с. 16.
  3. ^ Jump up to: а б Бушман 2013a , стр. 199–200.
  4. ^ Хелфрих 2011 , стр. 53–54.
  5. ^ Хелфрих 2011 , с. 55.
  6. ^ Хелфрих 2011 , стр. 56–57.
  7. ^ Хелфрих 2011 , стр. 60–62.
  8. ^ Хелфрих 2011 , стр. 62–63.
  9. ^ Jump up to: а б Аррингтон 1992 , стр. 1–2.
  10. ^ WalkerTurley 2008 , с. 25.
  11. ^ Jump up to: а б с Аррингтон 1992 , с. 3.
  12. ^ Хелфрих 2011 , стр. 144–145.
  13. ^ Хелфрих 2011 , с. 140.
  14. ^ Эрексон 2017 , с. 1.
  15. ^ Jump up to: а б Эрексон 2017 , с. 2.
  16. ^ Эрексон 2017 , стр. 3–4.
  17. ^ Хелфрих 2011 , с. 155.
  18. ^ Хелфрих 2011 , стр. 146–147.
  19. ^ Хелфрих 2011 , с. 160.
  20. ^ Аррингтон 1966 , с. 19.
  21. ^ Хелфрих 2011 , стр. 147–148.
  22. ^ Хелфрих 2011 , стр. 149–150.
  23. ^ Хелфрих 2011 , стр. 150–151.
  24. ^ Jump up to: а б Хелфрих 2011 , стр. 151–154.
  25. ^ Аррингтон 1966 , с. 22.
  26. ^ Jump up to: а б Бушман 2013а , с. 203.
  27. ^ «Дорогой Дейл, дорогая Хуанита: два друга и борьба за истину, факт и точку зрения в истории мормонов» (PDF) . библиотека.utahtech.edu . Серия лекций Хуаниты Брукс. 2019.
  28. ^ Jump up to: а б Шиппс 2007 , стр. 499–500.
  29. ^ Бушман 2013a , с. 202.
  30. ^ Береза ​​2014 .
  31. ^ Бушман 2007 , стр. 518–519.
  32. ^ Хелфрих 2011 , с. 69.
  33. ^ Jump up to: а б с д Хелфрих 2011 , стр. 70–72.
  34. ^ Jump up to: а б Бушман 2007 , с. 517.
  35. ^ Петерсон, Дэниел К. (14 декабря 2012 г.), «Роль апологетики в мормонских исследованиях» , Mormoninterpreter.com , получено 4 сентября 2013 г. — Примечание: это перепечатка выступления Петерсона на ярмарке в августе 2012 г. «О мормонских исследованиях». и апологетика».
  36. ^ «О FairMormon – FairMormon» . ЯрмаркаМормон . Проверено 25 июля 2018 г.
  37. ^ Хелфрих 2011 , стр. 73–74.
  38. ^ Хелфрих 2011 , с. 75.
  39. ^ Хелфрих 2011 , стр. 76–77.
  40. ^ Хелфрих 2011 , с. 79.
  41. ^ Бушман 2007 , с. 521.
  42. ^ Моисей Ришин, «Новая история мормонов», American West 6, вып. 2(март 1969 г.): 49.
  43. ^ Шиппс 2007 , стр. 498–499.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Барлоу 2004 .
  45. ^ Jump up to: а б Хелфрих 2011 , с. 164.
  46. ^ Аррингтон, Леонард (1959). «Экономическая интерпретация «Слова мудрости» » . Исследования УБЯ . 1 (1) . Проверено 27 октября 2016 г.
  47. ^ Шиппс 2007 , с. 501.
  48. ^ Шиппс 2007 , с. 502.
  49. ^ Jump up to: а б Ньюэлл 2013 , с. 5.
  50. ^ Уиттакер, Чепмен и Крисп, 2013 .
  51. ^ Коуп 2012 , с. 102.
  52. ^ Эрексон 2017 , с. 5.
  53. ^ « Спенсер В. Кимбалл и основание Ассоциации мормонских писем» , « Рассвет светлого дня ». 28 августа 2019 г. По состоянию на 20 октября 2019 г.
  54. ^ Jump up to: а б Эрексон 2017 , с. 6.
  55. ^ Ньюэлл 2013 , с. 6.
  56. ^ Jump up to: а б с Бушман 2013а , с. 204.
  57. ^ Шиппс 2007 , стр. 504–505.
  58. ^ Бушман 2013a , с. 206.
  59. ^ Хелфрих 2011 , стр. 234–235.
  60. ^ Jump up to: а б с Шиппс 2007 , с. 510.
  61. ^ Хелфрих 2011 , с. 215.
  62. ^ Андерсон 2005 .
  63. ^ Jump up to: а б Шиппс 2007 , с. 512.
  64. ^ Бушман 2009 , с. 137.
  65. ^ Шиппс 2007 , с. 513.
  66. ^ Бушман 2013a , с. 205.
  67. ^ Шиппс 2007 , с. 511.
  68. ^ Хелфрих 2011 , с. 218.
  69. ^ Jump up to: а б Хелфрих 2011 , стр. 219–220.
  70. ^ Хелфрих 2011 , с. 221–222.
  71. ^ Шюсслер 2012 .
  72. ^ Аррингтон 1992 , стр. 4–5.
  73. ^ Хелфрих 2011 , стр. 224–225.
  74. ^ Хелфрих 2011 , стр. 227–228.
  75. ^ Хансен 2010 , стр. 40–41.
  76. ^ PrattHeywood 1997 , с. 63.
  77. ^ Брукс 1997 , с. 135.
  78. ^ Брукс 1997 , с. 138.
  79. ^ Бушман 2013a , с. 197.
  80. ^ МакЛеми 2002 .
  81. ^ Эрексон 2017 , с. 7–8.
  82. ^ Эрексон 2017 , с. 9.
  83. ^ Ньюэлл 2013 , с. 3.
  84. ^ Jump up to: а б Ньюэлл 2013 , с. 4.
  85. ^ Уокер 2013 .
  86. ^ Ньюэлл 2013 , стр. 6–7.
  87. ^ Коулз 2018 .
  88. ^ Коуп 2012 , с. 100.
  89. ^ Мерфи, Джон; Эйнсворт, ГлендаЛинн; Каспер, Занн; Балиф, Элизабет. «Записи проекта устной истории Центра западных исследований Чарльза Редда» . Специальные коллекции Л. Тома Перри . Проверено 30 июля 2018 г.
  90. ^ Эйнсворт, ГлендаЛинн; Мерфи, Джон. «Документы Джесси Л. Эмбри» . Специальные коллекции Л. Тома Перри . Проверено 30 июля 2018 г.
  91. ^ Бушман и Клайн 2013b .
  92. ^ Вальх 2016 .
  93. ^ Вальх 2017 .
  94. ^ Мейсон 2012 , с. 13.
  95. ^ Мейсон 2012 , с. 17.
  96. ^ Мейсон 2012 , с. 18.
  97. ^ Мейсон 2012 , стр. 18–19.
  98. ^ Мейсон 2012 , с. 20.
  99. ^ Хелфрих 2011 , с. 165.
  100. ^ Jump up to: а б с «Награды МХА» . mormonhistoryassociation.org . Ассоциация истории мормонов . Проверено 26 января 2015 г.
  101. ^ «Награды» . jwha.info . Историческая ассоциация Джона Уитмера . Проверено 26 января 2015 г.
  102. ^ «НОВОСТИ: История штата Юта объявляет ежегодную награду за 2013 год» . Культурный альянс Юты: объединение культурного сообщества Юты . 17 сентября 2013 года . Проверено 26 января 2015 г.
  103. ^ Награда Dialogue's Best of 2011 . www.dialogjournal.com . Фонд Диалог. 1 июня 2012 года . Проверено 26 января 2015 г.
  104. ^ «Премия Рут М. Стивенс за статьи» . mormoninterpreter.com . Переводчик: Журнал мормонских Священных Писаний . Проверено 26 января 2015 г.
  105. ^ Брайан Пэсси (22 ноября 2014 г.). «Новая книга собирает лекции Хуаниты Брукс» . Спектр . Проверено 26 января 2015 г.
  106. ^ «Премия Хуаниты Брукс в области мормонских исследований» . Издательство Университета Юты . Библиотека Дж. Уилларда Марриотта, Университет Юты. Архивировано из оригинала 24 февраля 2015 года . Проверено 26 января 2015 г.
  107. ^ «Гуманитарные стипендии: стипендия по изучению мормонов» . Гуманитарный центр Таннера . Гуманитарный колледж Университета Юты . Проверено 26 января 2015 г.
  108. ^ «Премия Эванса Биографии» . Центр региональных исследований Маунтин-Уэст . Университет штата Юта . Проверено 26 января 2015 г.
  109. ^ «Аррингтонская писательская премия открыта для студентов колледжей Юты» . Штат Юта сегодня . Университет штата Юта. 11 сентября 2014 года . Проверено 26 января 2015 г.
  110. ^ «Стипендии» . jwha.info . Историческая ассоциация Джона Уитмера . Проверено 26 января 2015 г.
  111. ^ «Преподаватели и сотрудники» . Обзор религиозного образования BYU : 29. Осень 2013 г. Проверено 29 января 2015 г.
  112. ^ «Преподаватели и сотрудники» . Обзор религиозного образования BYU : 29. Осень 2014 г. Проверено 29 января 2015 г.
  113. ^ Бенджамин Парк (21 апреля 2014 г.). «Новая серия: Мормонские исследования в классе» . Инструктор по делам несовершеннолетних . Проверено 12 декабря 2017 г.
  114. ^ Бруч, Рэйчел (15 февраля 2012 г.), аспирантка Калифорнийского университета применяет академический подход к мормонизму , Deseret News
  115. ^ «Сравнительные исследования мормонов» . Университет Юты Вэлли . Проверено 12 декабря 2017 г.
  116. ^ «Инициатива по изучению мормонов – держим руку на пульсе» . Гуманитарный центр Таннера . Университет Юты . Проверено 26 января 2015 г.
  117. ^ Тайлер Олсен (30 сентября 2014 г.). «Программа религиоведения помогает студентам обрести понимание» . Дейли Юта Кроникл . Проверено 26 января 2015 г.
  118. ^ Бенджамин Вуд (14 августа 2013 г.). «Университет Юты проведет курс по литературным качествам Книги Мормона» . Новости Дезерета . Проверено 26 января 2015 г.
  119. ^ Пегги Флетчер Стэк (19 января 2016 г.). «Ю. учреждает сообщество в честь популярного почетного лидера мормонов Марлина Дженсена» . Солт-Лейк-Трибьюн . Проверено 29 января 2018 г.
  120. ^ Тэд Уолч (9 декабря 2016 г.). «Церковь СПД и растущая область мормонских исследований» . Новости Дезерета . Проверено 29 января 2018 г.
  121. ^ Боб Мимс (20 сентября 2017 г.). «Первый профессор мормонских исследований в Университете штата Юта — историк, изучающий первых чернокожих новообращенных» . Солт-Лейк-Трибьюн . Проверено 12 декабря 2017 г.
  122. ^ Пегги Флетчер Стэк (15 октября 2012 г.), «Бушменская награда Университета Вирджинии дает еще один импульс исследованиям мормонов» , The Salt Lake Tribune , Follow Faith , получено 30 октября 2013 г.
  123. ^ Шона Стивенсон (1 марта 2007 г.). «Изучение мормонов начинается в Университете Вайо» . WyomingNews.com . Вайоминг Трибьюн Игл . Проверено 12 декабря 2017 г.
  124. ^ Тэд Уолч (14 декабря 2016 г.). «Церковь СПД жертвует 1 миллион долларов на изучение мормонов в УрГУ, поскольку профессор переезжает на год в УБЯ» . Новости Дезерета . Проверено 12 декабря 2017 г.
  125. ^ Джерри Авант (1 мая 2015 г.). «Президент Ухтдорф выступает на первом симпозиуме Джона А. Видтсо в Университете Южной Калифорнии» . Новости Церкви СПД . Проверено 30 мая 2015 г.
  126. ^ «Роберт А. Рис назначен директором по мормонским исследованиям» . Новости ГТУ . Высшее духовное объединение. 17 марта 2017 г. Проверено 12 декабря 2017 г.
  127. ^ Крейг Л. Бломберг (2012). «Мормонско-евангелический диалог» . Религиозный педагог . 13 (1) . Проверено 2 февраля 2015 г.
  128. ^ Роберт Л. Милле (осень 2012 г.). «Мормонско-евангелический диалог» . Евангелический межрелигиозный диалог . Проверено 2 февраля 2015 г.
  129. ^ Дженсен, Эмили В. (28 октября 2009 г.). «Сегодня в Bloggernacle: веселый, креативный Хэллоуин» . Мормон Таймс .
  130. ^ История Церкви , также известная как Документальная история Церкви , была основана на многотомной рукописной истории Церкви и десятилетиях дополнительной работы Бюро церковного историка.
  131. ^ Гэри Джеймс Бергера (весна 2003 г.). « Начало великих дел»: истоки, масштабы и достижения журнала «История Церкви» . Мормонские исторические исследования . 4 (1): 23 . Проверено 7 января 2015 г.
  132. ^ «Ковбойский апостол» . Подписные книги . Декабрь 2013 года . Проверено 29 января 2018 г.
  133. ^ Геррит ван Дайк. «Передовые исследования» . Мормонские исследования . Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга . Проверено 7 января 2015 г.
  134. ^ Джонатан Стэпли (6 июня 2006 г.). «Цифровые исследования мормонов» . По общему согласию . Проверено 7 января 2015 г.
  135. ^ Издательство Университета Фэрли Дикинсон. «Издательство Университета Фэрли Дикинсон» . Fdupress.org . Проверено 30 октября 2013 г.
  136. ^ Бенджамин Парк (25 октября 2013 г.). «Анонс серии исследований мормонов от издательства Fairleigh Dickinson University Press» . ByCommonConsent.com . Проверено 05 марта 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Новостные статьи
Журнальные статьи
Книги
Другие исследования
Интернет-журналы
[ редактировать ]
Программы, организации и мероприятия
Интернет-ресурсы
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25fcb1e5b34d0683c619bda5ecdf0a67__1716458340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/67/25fcb1e5b34d0683c619bda5ecdf0a67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mormon studies - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)