Jump to content

Универсализм и движение Святых последних дней

Отрывок из Ссылки на Книгу Мормона 1835 года, в котором подчеркивается, что ранние Святые последних дней считали фигур из Книги Мормона Нехора и Амлики универсалистами. [1]

Христианский универсализм был теологией, преобладающей в ранних Соединенных Штатах, что совпало с основанием движения Святых последних дней (также известного как мормонизм ) в 1830 году. Универсалисты верили, что Бог спасет все человечество. Пик популярности универсализма пришелся на 1820-е и 1830-е годы, и идея всеобщего спасения всего человечества горячо обсуждалась. Несколько откровений основателя движения Святых последних дней Джозефа Смита касались вопросов, касающихся универсализма, и это была выдающаяся ересь в Книге Мормона . Смита Отец был универсалистом, а его мать была традиционной кальвинисткой , что создавало напряжение в семейном доме Смитов.

Обычно считается, что Книга Мормона содержит антиуниверсалистскую риторику 1820-х годов, поддерживающую идею о том, что ад реален и что это место, где нечестивые будут страдать вечно. Степень влияния дебатов по поводу универсализма 1820-х годов на Книгу Мормона вызывает споры среди Святых последних дней, поскольку многие считают, что книга имеет древнее происхождение. Более поздние откровения были восприняты ранними членами и посторонними как поддержка более универсалистского подхода, согласно которому нечестивые все еще искупаются на небесах. Этот взгляд на спасение побудил многих покинуть раннюю церковь.

Универсализм в ранних Соединенных Штатах

[ редактировать ]
была основана Универсалистская В 18 веке в Америке церковь , отчасти благодаря усилиям Осии Баллу .

Отличительная доктрина универсализма заключалась в том, что Бог спасет все человечество, независимо от его праведности или нечестия. Для универсалиста вечное проклятие было чрезмерным и несправедливым наказанием, которое намного перевешивало любой грех, который мог совершить человек, и противоречило милосердному Богу. [2] Выдающийся защитник универсалистов Осия Баллу резюмировал мотивацию доктрины риторическим вопросом:

Дитя твое упало в грязь, и осквернилось тело его и одежды его. Ты очищаешь его и одеваешь в чистые одежды. Вопрос в следующем: любите ли вы своего ребенка за то, что вы его помыли? Или: «Ты стирал это, потому что тебе это нравилось?» [3]

Универсалисты разделились во взглядах на степень наказания грешника:

Реставраторы-универсалисты

Верующие грешники будут временно наказаны после смерти, прежде чем в конечном итоге будут спасены.

Ультрауниверсалисты или современные универсалисты

Верил, что все будут спасены без наказания, не верил в божественность Иисуса или необходимость искупления . [4]

Универсализм был принесён в североамериканские колонии в начале 18 века врачом английского происхождения Джорджем де Бенневилем и популяризирован Джоном Мюрреем , Эльхананом Винчестером и Осией Баллоу . Пика популярности он достиг в 1833 году, став одной из четвертых или пятых по величине конфессий в Соединенных Штатах. [3] [5] Дебаты по поводу универсализма были повсеместными в американском теологическом ландшафте. [6] В этом видели угрозу ортодоксальные конгрегационалисты -кальвинисты Новой Англии, такие как Джонатан Эдвардс , которые много писали против универсалистских учений и проповедников. [7] Хотя основные протестантские конфессии (например, пресвитериане, конгрегационалисты, методисты, баптисты и епископалы) часто расходились во мнениях между собой, они были едины в своем убеждении, что универсализм был ересью, и сегодня его обычно называют ортодоксальной точкой зрения или антиуниверсалистами. . [4]

Универсализм и ранние Святые последних дней

[ редактировать ]

существовало около 90 универсалистских общин В 1823 году в районе Большого Фингер-Лейкс , где зародился мормонизм, . В 1818 году, говоря о городе в 15 милях к югу от дома семьи Джозефа Смитов, служитель Дэвид Миллард сказал: «В этом месте преобладающим мнением был универсализм». [8] [9] Универсализм также был видным богословием в семье Джозефа Смита, когда он рос. [3] Его отец, Джозеф Смит-старший , вместе со своим дядей Джесси и дедушкой Эзелем основал в 1797 году Универсалистское общество в Топсфилде, штат Массачусетс . Топсфилд находился всего в 15 милях к северу от резиденции влиятельного универсалиста Джона Мюррея . [10]

Джозеф Смит-старший продолжал свою веру в универсализм и во взрослой жизни, за что его критиковали некоторые из его соседей. [3] Вера Джозефа Смита-старшего в универсализм способствовала презрению его и некоторых его детей к церквям возрождения в 1820-х годах. [11] В 1823 году, когда умер старший брат Смита Элвин, преподобный, проповедовавший на похоронах, намекнул, что Элвин попал в ад, поскольку он никогда не был крещен, что разозлило отца Смита. Мать Джозефа Смита, Люси Мак Смит , была ортодоксальной пресвитерианской , и эта другая система убеждений создала напряженность в доме семьи Смитов. Некоторые из их детей последовали за своей Матерью и были крещены в пресвитерианстве, в то время как другие последовали за своим Отцом и не крестились, в том числе дедушка Джозефа Смита-младшего Асаил Смит остался непоколебимым в своих универсалистских убеждениях, услышав о мормонизме, но, по словам семьи, Согласно традиции, в конце концов он отказался от универсализма на смертном одре в ноябре 1830 года. [12] Джозеф Смит-старший также изменил свое мнение о необходимости крещения и крестился 6 апреля 1830 года, после чего Джозеф Смит-младший был ошеломлен и заявил: «О! Боже мой, я дожил до того, чтобы увидеть, как мой собственный отец крестился в истинная церковь Иисуса Христа!» [13]

Отец Люси, Соломон Мак, обратился из универсализма в ортодоксальное христианство в начале 1800-х годов и вернулся в универсализм в 1818 году. [11] Один из переписчиков Книги Мормона, Мартин Харрис , в какой-то момент также был универсалистом, прежде чем присоединиться к движению Святых последних дней. Джозеф Найт-старший и члены его семьи также были универсалистами. [14]

Однако, несмотря на эти заметные исключения, первые Святые последних дней в 1830-х годах в целом не симпатизировали универсалистам. [15]

Универсализм и Книга Мормона

[ редактировать ]

Центральная тема Книги Мормона — спасение человечества. Книга Мормона отвергает учение о всеобщем спасении как еретическое. [16] [17] Дискуссии вокруг универсализма в Книге Мормона аналогичны дискуссиям, проходившим в США в начале девятнадцатого века. [18] Первые новообращенные, возможно, чувствовали, что их антиуниверсалистские взгляды подтверждаются Книгой Мормона. [19]

Антиуниверсализм Книги Мормона был признан ее первыми читателями, как сторонниками, так и критиками. Видный оппонент Александр Кэмпбелл писал: «Этот пророк Смит... написал... в своей книге Мормона все ошибки и почти каждую истину, обсуждавшуюся в Нью-Йорке за последние десять лет. Он разрешает все великие споры» и включает в себя « вечное наказание» как одно из таких противоречий. [4] [20] Святой святой последних дней Сильвестр Смит писал в 1833 году, что «универсалисты говорят, что [Книга Мормона] упрекает его вероучение». [21] [22] Другой ранний новообращенный, Эли Гилберт из Коннектикута, сказал, что Книга Мормона вскоре после публикации «сильно затрагивает мои любимые представления о всеобщем спасении». [23] [8] [24]

Среди антиуниверсалистов было общее согласие с тем, что существует доктрина о двух исходах: рае и аде, но были разные мнения о том, кто в конечном итоге будет спасен. Кальвинизм , например, считал, что всеведущий Бог уже решил, кто будет спасен, и действия людей на земле мало что могут изменить. Книга Мормона в целом соответствовала методистам того времени, которые разделили человечество на пять групп людей: [4]

Группа людей [4] Методистский взгляд [4] Книга Мормона [4] Универсалистский взгляд [4]
Те, кто умирает в детстве Вечная жизнь [25] Вечная жизнь [26] Вечная жизнь
Те, кто верит в Иисуса во время земной жизни Вечная жизнь [27] Вечная жизнь [28] Вечная жизнь
Те, у кого нет возможности узнать Иисуса Смешанные взгляды: от «нет спасения» до
«возможное спасение для некоторых». [29] [4]
Вечная жизнь [30] Вечная жизнь [31]
Те, кого учили Иисусу, но умирают во грехе Приговоренный к аду [32] Приговоренный к аду [33] Вечная жизнь
Те, кто отрицают Святого Духа Приговоренный к аду [34] Приговоренный к аду [35] Вечная жизнь [36]

Примечательно, что Книга Мормона встала на сторону универсалистов в вопросе спасения тех, у кого никогда не было возможности услышать об Иисусе. [4]

Реставраторы против ультрауниверсалистов

[ редактировать ]

Универсалисты разошлись во мнениях относительно того, будут ли после смерти мучения перед окончательным спасением. Реставраторы полагали, что после смерти наступит время страданий, в то время как ультрауниверсалисты считали, что страданий после смерти не будет. [24]

В Книге Мормона старшие братья Нефия также задаются вопросом, произойдет ли наказание в этой жизни, и спрашивают его, является ли ад «мучением тела в дни испытания, или он означает окончательное состояние души после смерти». временного тела?" Ответ Нефия полностью поддерживает антиуниверсалистов: «Есть место, приготовленное, да, даже тот ужасный ад, о котором я говорил, и дьявол является его приготовителем; а потому окончательное состояние душ людей – обитать в Царстве Божием, или быть изгнанным за ту справедливость, о которой я говорил». [37] [4]

Ешь, пей и веселись

[ редактировать ]

Поскольку универсалисты верили, что все будут спасены независимо от праведности, антиуниверсалисты часто изображали их как ведущих к эпикурейству , мотивируя это тем, что если человек верит, что Бог простит любой грех, то любой грех будет разрешен. Например, министр Джон Девотион писал в 1801 году:

Если не будет будущего суда, то, конечно, простительны те, кто говорит: «Будем есть и пить, ибо завтра мы умрем». Предположение, что будущий суд не является окончательным и неизменным определением нашего будущего состояния, открывает дверь для всякого рода распущенности в этой жизни. Некоторые в наши дни полагают, что наказание нечестивцев не будет вечным, что приведет к разрушению жизненного благочестия и нравственности тех, кто его получает. [38] [39] [40] [ нужен неосновной источник ]

Пророк из Книги Мормона Нефий аналогичным образом написал, что, когда Книга Мормона будет открыта миру в то время, когда существовала ересь, Бог оправдал грех и все равно спасет Свой народ. Нефий осудил как ультрауниверсалистскую , так и реставраторскую доктрину, написав:

Да, и многие скажут: Ешьте, пейте и веселитесь, ибо завтра мы умрем; и будет нам хорошо. И будут также многие, которые скажут: ешьте, пейте и веселитесь; тем не менее бойтесь Бога – Он оправдает в совершении небольшого греха; да, полежи немного, воспользуйся одним из-за его слов, выкопай яму ближнему твоему; в этом нет никакого вреда; и делаем все это, ибо завтра мы умрем; а если будет так, что мы виновны, то Бог нанесет нам несколько ударов, и, наконец, мы спасемся в Царстве Божием. [41] [42] [ нужен неосновной источник ]

Священные Писания Книги Мормона используют лексику и образы новозаветной притчи о верном слуге . В притче нечестивый слуга начинает «есть, пить и напиваться» после того, как приход его господина задерживается. Когда приходит господин, нечестивые слуги «бьются многими ударами», а те, кто согрешил по неведению, «бьются малыми ударами». [43] Притча использовалась в качестве доказательства реставраторами- универсалистами, утверждавшими, что избиение Бога многими и немногими полосами подразумевает окончательный конец наказания. Например, универсалист Эльханан Винчестер писал: «Сама идея многих и немногих полос предполагает ограниченные наказания: как можно сказать, что эти полосы малы, и они будут продолжаться [вечно], пока существует Бог?» [44] [45] [ необходимы неосновные источники ] [8]

Нехор и Амлики

[ редактировать ]

Распространенным аргументом против универсализма было то, что он ведет к духовному разложению, жадности, подрывной деятельности и разврату. История Нехора поддержала эту идею. [6] Уэллс утверждает, что история Нехора — это литературная тактика, используемая для очернения универсалистов, против которой сами универсалисты возражали бы как от искажения фактов. [46]

В Книге Мормона человек по имени Нехор около 91 г. до н. э. создал движение, пропагандирующее всеобщее спасение. [47] [13] Ранние Святые последних дней явно связали учение Нехора с универсализмом 1830-х годов. [48] В Книге Мормона говорится, что он учил, что «все человечество будет спасено в последний день, и что им не нужно будет бояться или трепетать, но чтобы они могли поднять свои руки и возрадоваться; ибо Господь сотворил всех людей и имел также искупил всех людей; и, в конце концов, все люди должны иметь вечную жизнь». [49] [48] Проиграв богословский спор с любимым православным пророком, Нехор разгневался и убил пророка. Нехор был приговорен к смерти, но прежде чем его повесили на холме, он «признал между небом и землей, что то, чему он учил народ, противоречило слову Божьему; и там он претерпел позорную смерть». [50] [8]

Учение Нехора о всеобщем спасении стало популярным среди этнической группы Книги Мормона, Нефийцев , и Пророк Алма провел свое служение, порицая это учение. Присоединившимся к «Ордену Нехоров» запрещалось воровать и убивать только из-за наказания по закону. [51] [46] Идея о склонности универсалистов к убийствам была распространенным стереотипом, достигшим пика в 1820-х годах. [46]

Вскоре после этого в повествовании человек по имени Амлики , который был после Ордена Нехора, попытался стать царем и возглавил армию против основных сил Нефийцев. После поражения Мормон пишет о последствиях в антиуниверсалистских тонах: «За один год тысячи и десятки тысяч душ были отправлены в вечный мир, чтобы они могли пожинать плоды по своим делам, будь они добрыми или нет. они были плохими, чтобы пожинать вечное счастье или вечное несчастье, в зависимости от духа, которому они хотели подчиниться, будь то хороший дух или плохой». [52] [ нужен неосновной источник ]

Аммонигах

[ редактировать ]

Примерно в 83 году до нашей эры пророк Алма пошел и проповедовал в городе Аммонигах , жители которого следовали учению Нехора. [53] Адвокат по имени Зизром спорит с Альмой и его другом Амулеком, используя универсалистскую линию допроса. Зизром спрашивает Амулека: «Спасет ли [Сын Божий] свой народ в их грехах?» Амулек отвечает: «Господь обязательно придет, чтобы искупить Свой народ; но Он должен прийти не для того, чтобы искупить их грехи, а для того, чтобы искупить их от их грехов». Зизром поворачивается к людям и говорит: «[Амулек] говорит, что Сын Божий придет, но он не спасет свой народ, как если бы у него была власть повелевать Богом». Амулек обвиняет Зизрома в искажении его слов и поясняет: «Я еще раз говорю вам, что он не может спасти их в их грехах; ибо я не могу отрицать его слова, и он сказал, что никакая нечистая вещь не может наследовать Царство Небесное; поэтому, как можете ли вы спастись, если не наследуете Царства Небесного? Итак, не можете спастись в грехах ваших». Алма и Амулек продолжают излагать учение о том, что только те, кто верит и следует за Иисусом, будут искуплены. [54] [55] [ нужен неосновной источник ]

Некоторые универсалисты в 1800-х годах использовали Матфея 1:21 для доказательства универсализма, который гласит: «И родит она сына, и наречешь Ему имя ИИСУС, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. [8] [56] Универсалист Эльханан Винчестер писал об этом отрывке в 1800 году: «Все люди, несомненно, являются народом Иисуса... следовательно, Он спасет все человечество от их грехов». Ортодоксальные антиуниверсалисты отвергли интерпретацию Винчестера, в том числе проповедник Чарльз Марфорд, проповедовавший в 10 милях от дома семьи Смитов в Манчестере, штат Нью-Йорк, который повторил распространенное в 1819 году опровержение: «Христос — Спаситель, чтобы спасти Свой народ от их грехов, и нет в них, и те, кто думает иначе, будут свергнуты». [8] [57]

Алма использует линию рассуждений в своем упреке универсализму Зизрома: «Всякий, кто умрет в своих грехах, как временной смертью, умрет и духовной смертью; да, он умрет в том, что касается праведности. Тогда наступит время, когда мучения их будут, как озеро огненное и серное, пламя которого будет восходить во веки веков» [8] [58]

Это отражает антиуниверсалистскую риторику 1820-х и 1830-х годов. Чтобы доказать, что существует реальное место наказания за грех после смерти, антиуниверсалисты использовали Иоанна 8:21 в качестве доказательства против универсалистов, в котором говорится: «Я иду своим путем, а вы будете искать Меня и умрете в своей смерти». грехи: куда Я пойду, вы не сможете прийти». [8] а также Книга Откровения, в которой обсуждается «озеро огненное и серное». [4]

Не опасаясь наказания за грех из-за своих универсалистских убеждений, жители Аммонигаха сжигают заживо обращенных Алмы и Амулека. Алма и Амулек заключены в тюрьму, и лидеры Аммонигаха, последователи Нехора, спрашивают их: «После того, что вы видели, будете ли вы снова проповедовать этому народу, что они будут брошены в озеро огненное и серное?» [59] и «Как мы будем выглядеть, когда будем прокляты?» [60] В конце концов Алма и Амулек были чудесным образом спасены. Рассказчик Мормон пишет, что народ Аммонигаха не покаялся, но продолжал «исповедовать Нехора и не верил в покаяние в грехах». [61] Город в конечном итоге будет разрушен, как и предсказывал Алма. [ необходимы неосновные источники ]

Зорамиты

[ редактировать ]

В 74 г. до н. э. Алма и Амулек проповедовали нечестивой группе людей, называемых Зорамийцами. Хотя Книга Мормона не называет зорамийцев универсалистами, Алма и Амулек читают несколько проповедей, в которых используются антиуниверсалистские аргументы. [ нужна ссылка ]

Искупление

[ редактировать ]

Теория искупления удовлетворения была средневековым богословским развитием, созданным для объяснения того, как Бог может быть одновременно милостивым и справедливым посредством бесконечного искупления. [62] Ультрауниверсалисты считали, что бесконечное искупление ненужно, поскольку сам грех не бесконечен. [63] Православные религии осудили такой образ мышления: «Необходимость бесконечного искупления, совершенного смертью и страданиями Иисуса Христа... ниспровергает всю систему Евангелия». [8] [64]

В проповедях Алмы и Амулека они разъясняют теорию удовлетворения искупления , говоря: «Необходимо совершить искупление, иначе все человечество неизбежно погибнет… поэтому не может быть ничего, кроме бесконечного искупления, которого было бы достаточно для грехи мира. Поэтому целесообразно, чтобы была великая и последняя жертва... и этой великой и последней жертвой будет Сын Божий, да, бесконечный и вечный. И таким образом милость может удовлетворить требования. справедливости». [65] [ необходимы неосновные источники ]

Природа человеческой души после смерти

[ редактировать ]

Ультрауниверсалисты считали, что грех и зло человеческой души не распространяются после смерти тела. [66] [4] Православные религии оспаривали это учение. Методист Лютер Ли, например, писал: «Писания учат, что люди будут обладать теми же моральными качествами в будущем состоянии, с которыми они оставят это... Если бы грех привязался только к телу, можно было бы утверждать, что он умирает вместе с телом». тело; но имея место в душе, оно будет жить с ней, когда тело умрет». [67] [ нужен неосновной источник ] Амулек также осуждает это учение, говоря Зорамийцам:

Ибо после этого дня жизни, который дан нам для приготовления к вечности, вот, если мы не улучшим наше время в этой жизни, то наступит ночь тьмы, в которой не будет возможности совершать никакого труда... ибо тот же самый дух который будет обладать вашими телами в то время, когда вы покинете эту жизнь, тот же самый дух будет иметь силу владеть вашим телом в том вечном мире. Ибо вот, если вы отложили день вашего покаяния даже до самой смерти, вот, вы подчинились духу дьявола, и он запечатлевает вас своей; а потому Дух Господень удалился от тебя, и не имеет места в тебе, и диавол имеет всю власть над тобой; и это последнее состояние нечестивцев. [68] [4]

Кориантон

[ редактировать ]

Около 73 г. до н. э. Алма дал заключительные уроки своему сыну Кориантону, в которых он опровергает всеобщее спасение. [13] Кориантон уверовал во всеобщее спасение и оправдал себя в совершении того, что Алма назвал серьезным грехом. Алма убеждает Кориантона: «Сын мой, не рискуй еще раз оскорбить Бога твоего в тех вопросах учения, которыми ты до сих пор рисковал совершить грех». [69]

Особую озабоченность Кориантона вызывает «справедливость Божия в наказании грешника… несправедливо обрекать грешника на состояние страдания». [70] [48] Это был аналогичный вопрос, который задали бы универсалисты в поддержку всеобщего спасения. Примером этого был журнал Universalist Magazine в 1818 году, который аналогичным образом задавался вопросом: «Как возможно, что существо бесконечной доброты создало разумное существо своего собственного производства для состояния бесконечных страданий?» [71]

На протяжении всего разговора Альмы с Кориантоном он деконструирует утверждения универсалистов. [48] Он учит Кориантона бесконечному искуплению, которое спасет только кающегося. Он исправляет ложное учение своего сына, уча, что эта жизнь - это «время испытания, время покаяться и служить Богу». [72] Алма говорит, что вопреки всеобщему спасению, после смерти «духи праведных попадают в состояние счастья, которое называется раем… духи нечестивых… будут изгнаны во тьму внешнюю». [73] Он говорит Кориантону, что отрицание Святого Духа является «непростительным грехом» и что «ужасная смерть постигает нечестивых... ибо они нечисты, и никакая нечистая вещь не может наследовать Царство Божие». [74]

Это соответствовало ортодоксальным реакциям на универсализм. Например, пастор Джон Кливленд аналогичным образом выступал против всеобщего спасения в 1776 году, говоря: «Время жизни здесь, на земле, является нашим единственным испытательным сроком на вечность... после смерти те, кто нечисты, будут еще грязными; и те, кто святы, останутся святыми. Христа-страданий, а после воскресения и Страшного суда нечестивцы будут находиться в состоянии наказания душой и телом во веки веков». [75]

В дебатах с универсалистами в 1832 году Орсон Хайд прямо назвал Кориантона универсалистом и использовал уроки Альмы в качестве аргументов в дебатах. [8] [76]

Пророк Мормона из Книги Мормона обсуждает всеобщее спасение в Книге Геламана:

Я хотел бы, чтобы все люди могли быть спасены. Но мы читаем, что в великий и последний день некоторые будут изгнаны, да, те, кто будут изгнаны из присутствия Господа; Да, которые будут обречены на состояние бесконечных страданий, исполняя слова, в которых говорится: Делавшие добро будут иметь жизнь вечную; и совершившие зло будут иметь вечное осуждение. И так оно и есть. Аминь. [77]

Позже Мормон пророчествовал о ересях, которые будут существовать во время перевода Книги Мормона, и включил в нее учение о всеобщем спасении, говоря: «Будет много тех, кто скажет: «Делай то или делай то», и это не имеет значения, ибо Господь поддержит таких в последний день, но горе таким, ибо они в горькой желчи и в узах беззакония». [78]

Точки зрения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

[ редактировать ]

Существование антиуниверсалистских аргументов и риторики XIX века в Книге Мормона было отмечено как анахронизм различными учеными, в том числе Фауном М. Броди и Дэном Фогелем . [1] Ученые из Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) отвергают этот анахронизм. [1]

Ученый Церкви СПД Террил Гивенс утверждает, что, поскольку пророки Книги Мормона были показаны Иисусом Христом в современную эпоху, а аудиторией Книги Мормона были люди в современную эпоху, пророки Книги Мормона были хорошо знакомы с антиуниверсалистскими взглядами. риторику и целенаправленно использовал ее, чтобы убедить современных читателей. По мнению Гивенса, существование антиуниверсалистской риторики подтверждает пророческие способности древних пророков. [1] Точно так же ученый Церкви СПД Кейси Пол Гриффитс писал: «Если бы Мормон и Мороний видели наши дни так, как они утверждали, разве мы не ожидали бы, что они будут писать на темы, связанные не только с нами, но и с темами времен Джозефа Смита? острых проблем современности, если бы книга не касалась универсализма, она не выполнила бы своих обещаний». [3]

Универсализм и откровения Джозефа Смита

[ редактировать ]

В отличие от антиуниверсалистской доктрины Книги Мормона, более поздние откровения Смита основывались на более универсалистском взгляде на то, кто будет спасен. [4] Историк Ричард Лайман Бушман писал об этом сдвиге: «Как бы противоречиво это ни звучало, универсалистские тенденции откровений и антиуниверсализм Книги Мормона определили золотую середину, где в загробной жизни были определенные награды, но немногие были прокляты». [13]

Откровение для Мартина Харриса

[ редактировать ]

Летом 1829 года, через несколько месяцев после завершения перевода Книги Мормона, Джозеф Смит получил откровение, адресованное Мартину Харрису, его первому благотворителю, который колебался относительно оплаты печати Книги Мормона. [79] Харрис верил в универсализм и, очевидно, у него были вопросы по поводу универсалистской доктрины. [4]

В дебатах между универсалистами и антиуниверсалистами антиуниверсалисты указывали на такие слова, как «вечное проклятие» в Священных Писаниях, чтобы доказать, что страданиям нет конца. Реставраторы-универсалисты утверждали, что такие фразы на самом деле не означают бесконечность, а предназначены для того, чтобы напугать людей и заставить их стать праведными. [4] [80]

Откровение Смита вступает в дебаты на стороне реставраторов-универсалистов. В нем фразы «вечное проклятие» и «бесконечные мучения» используются в Священных Писаниях, чтобы «воздействовать на сердца детей человеческих» и побуждать человечество быть праведными через угрозу бесконечного наказания. Откровение раскрывает тайну, которая, по его словам, известна лишь немногим: слова «Вечный» и «Бесконечный» являются именами Бога, поэтому, когда в Священных Писаниях используются такие фразы, как бесконечные мучения или вечное проклятие , они не относятся к периоду время, которое не кончается, а к «каре Божией». Согласно откровению, Бог повелел Харрису «не показывать этого миру, пока во Мне не будет мудрости. Ибо они не могут теперь нести мяса, но молоко они должны получать; а потому они не должны знать этого, чтобы не погибнуть». " [4] [81]

Откровение шести старейшинам

[ редактировать ]

В сентябре 1830 года Смит получил откровение для шести старейшин в ответ на то, что, очевидно, было полностью реставраторской верой, которой начали учить некоторые в молодой Церкви. [4] Откровение ясно дает понять, что для некоторых страдания не закончатся:

И праведники соберутся по правую руку от Меня в жизнь вечную; и нечестивых по левую руку от меня постыдлюсь пред Отцом признать; Посему я скажу им: отойдите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И ныне, вот, я говорю вам: никогда и никогда Я не заявлял своими устами, что они должны вернуться, ибо туда, где Я, они не могут прийти, ибо у них нет силы. [82]

[ нужен неосновной источник ]

16 февраля 1832 года Джозеф Смит и Сидней Ригдон объявили, что получили откровение от Бога, в котором излагаются «важные моменты, касающиеся спасения человека». Согласно откровению, всё человечество будет спасено в одной из трёх степеней славы , за исключением небольшого числа совершивших непростительный грех , которые будут изгнаны во тьму внешнюю . Это откровение стало известно как «Видение». [19]

Многие обращенные в раннюю церковь не соглашались с универсализмом и считали, что Книга Мормона оправдывает их взгляды. Когда новости о «Видении» достигли филиалов церкви, они не все были хорошо восприняты, и многие восприняли их как серьезный сдвиг в богословии в сторону универсализма. [11] Одна антагонистическая газета написала, что «Видением» Джозеф Смит пытался « опозорить универсализм, исповедуя… спасение всех людей». [83] [19]

филиал в Дженезео, штат Нью-Йорк Особенно опасался . Эзра Лэндон, руководитель небольшого прихода в Генезео, который убедил многих других против Видения, сказал приехавшим миссионерам, что «видение было от Дьявола, и он верил в него не больше, чем верил, что дьявол был распят… и что он Брат Лэндинг не стал бы преподавать это видение в церкви за 1000 долларов». Джозеф Смит отправил в небольшой филиал письмо, в котором разъяснил, что неверие в Видение является преступлением, влекущим за собой отлучение, и после отказа изменить свою позицию Лэндон был отлучен от церкви. [19] [84]

Бригам Янг сказал:

Для многих это было великим испытанием, а некоторые отступили, потому что Бог не собирался посылать на вечное наказание язычников и младенцев, но имел место спасения в свое время для всех и благословил честных, добродетельных и правдивых, независимо от того, были ли они принадлежали ли они когда-либо к какой-либо церкви или нет. Для нынешнего поколения это было новое учение, и многие споткнулись о него. ... Мои традиции были таковы, что, когда Видение впервые пришло ко мне, оно прямо противоречило моему прежнему образованию и противоречило ему. Я сказал: Подожди немного. Я не отверг это; но я не мог этого понять. [3] [85]

Джозеф Янг , брат Бригама, сказал: «Сначала я не мог в это поверить. Почему Господь собирался спасти каждого человека». [86] [19]

«Видение» было опубликовано только через пять месяцев после его получения, и по прошествии первых двух лет о нем редко упоминалось в 1830-х или начале 1840-х годов. [3] После прохладного приема «Видения» Джозеф Смит дал указание миссионерам «хранить молчание» о нем до тех пор, пока будущие новообращенные сначала не уверуют в основные принципы. [19] [87]

Более поздние взгляды на универсализм

[ редактировать ]

Примерно с 1842 года Джозеф Смит и другие стали более склонны к тому, чтобы их считали универсалистами. Смит сказал в своей речи в 1844 году : «Я не боюсь адского огня, которого не существует, но мучения и разочарования человеческого разума так же изысканы, как озеро, горящее огнем и серой». [88] [3]

Говоря о воскресении, апостол Парли П. Пратт сказал: «Поскольку это спасение универсально, в этом отношении я универсалист, поскольку это спасение является всеобщим восстановлением после падения». [89] [3]

В своей проповеди Бригам Янг зачитал содержание «Видения», а затем прокомментировал: «Его планы состоят в том, чтобы собрать, объединить и спасти всех жителей Земли, за исключением тех, кто получил Святого Духа. и согрешил против него. За этим исключением весь мир, кроме него, будет спасен. Разве это не граничит с ним очень близко». [90] [3]

В 1980 году апостол Церкви СПД Брюс Р. Макконки использовал антиуниверсалистский аргумент, обсуждая то, что, по его словам, было ересью, ведущей к универсализму: что прогресс возможен между тремя различными уровнями небес. Говоря о ереси, он сказал: «Эта вера усыпляет людей в состояние плотской безопасности. Она заставляет их говорить: «Бог так милостив; конечно, в конце концов Он спасет нас всех; если мы не обретем Целестиальное Царство сейчас, в конечном итоге мы будем; так зачем беспокоиться? Это позволяет людям жить греховной жизнью здесь и сейчас с надеждой, что в конечном итоге они будут спасены». [6] [91]

Исследователь Брайан Д. Берч назвал взгляды Церкви СПД на спасение «мягким универсализмом», потому что, хотя подавляющее большинство будет спасено, некоторые этого не сделают. Кроме того, доктрина Церкви СПД проводит различие между спасением от греха и возвышением , которое означает достижение высших небес и вечное продвижение к божественности. [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Гивенс, Террил Л. (2002). Рукой Мормона: Американское Писание, положившее начало новой мировой религии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 164–166. ISBN  9780198031611 .
  2. ^ Винсент, Кен Р. (январь/февраль 2006 г.). «Куда делись все универсалисты?» . Универсалистский Вестник .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гриффитс, Кейси Пол (2008). «Универсализм и откровения Джозефа Смита» . Учение и Заветы: Откровения в контексте . Прово, Юта: Центр религиоведения , книжная компания Deseret . стр. 168–187. ISBN  978-1-60641-015-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Форд, Клайд Д. (весна 2014 г.). «Книга Мормона, дебаты по поводу универсализма в начале девятнадцатого века и развитие новых мормонских доктрин о высших наградах и наказаниях» . Диалог: Журнал мормонской мысли . 47 (1): 1–23. дои : 10.5406/dialjmormthou.47.1.0001 . JSTOR   10.5406/dialjmormthou.47.1.0001 .
  5. ^ Энн Ли Бресслер, Универсалистское движение в Америке, 1770–1880 (Нью-Йорк: Оксфорд, 2001), 54.
  6. ^ Jump up to: а б с д Берч, Брайан Д. (лето 2018 г.). « 'Часть Божьего света': мормонизм и религиозный плюрализм» . Диалог: Журнал мормонской мысли . 51 (2): 85–102. дои : 10.5406/dialjmormthou.51.2.0085 . JSTOR   10.5406/dialjmormthou.51.2.0085 .
  7. ^ Сеймур, Чарльз. Теодицея ада . Стр. 30–31. Спрингер (2000). ISBN   0-7923-6364-7 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фогель, Дэн (1993). «2». В Меткалфе, Брент (ред.). Новые подходы к Книге Мормона: исследования критической методологии . Подписные книги. ISBN  1-56085-017-5 .
  9. ^ «Антиуниверсалистская риторика и Книга Мормона – Дэн Фогель» – через www.youtube.com.
  10. ^ Ричард Ллойд Андерсон, Наследие Новой Англии Джозефа Смита, ред. ред. (Солт-Лейк-Сити: Книга Дезерет, 2003), 136
  11. ^ Jump up to: а б с Брук, JL (1996). Огонь нефтеперерабатывающего завода: создание мормонской космологии, 1644–1844 гг. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. адрес электронной книги 1149, 1320, 2858 из 6221
  12. ^ Бушман, Р.Л. (1988). Джозеф Смит и начало мормонизма. Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. стр. 28-29, 198
  13. ^ Jump up to: а б с д Бушман, Ричард Лайман (2007). Джозеф Смит: Катка грубого камня . Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 110. ИСБН  978-1-4000-7753-3 .
  14. ^ Дэн Фогель, изд., Ранние мормонские документы, 3:29–30, 4:21, 110. (Солт-Лейк-Сити: Signature Books, 1996)
  15. ^ Андервуд, Грант. «« Спасенный или проклятый »: прослеживание стойкого протестантизма в ранней мормонской мысли». Университетские исследования Бригама Янга, том. 25, нет. 3, 1985, стр. 85–103. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43041063 . По состоянию на 12 апреля 2024 г.
  16. ^ Ричард Лайман Бушман, Джозеф Смит: Rough Stone Rolling (Нью-Йорк: Knopf, 2005), 87-88
  17. ^ Марк Томас, «Язык возрождения в Книге Мормона», Sunstone 8 (май – июнь 1983 г.): 20.
  18. ^ Харди, Г. (2010). Понимание Книги Мормона: Руководство для читателя. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. электронная книга, местоположение 6811 из 8410
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Макбрайд, Мэтью (2016). « Видение » . В Макбрайде, Мэтью; Голдберг, Джеймс (ред.). Откровения в контексте: истории, лежащие в основе разделов Учения и Заветов . Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней .
  20. ^ «Заблуждения Александра Кэмпбелла и реакция мормонов | Центр религиоведения» . rsc.byu.edu .
  21. Вечерняя и Утренняя звезда 2 [июль 1833 г.]: 108
  22. ^ Форд, компакт-диск (2005). Легий о великих проблемах: Богословие Книги Мормона с точки зрения начала девятнадцатого века. Журнал «Диалог», 38 (4), 75–96.
  23. ^ Посланник и адвокат 1 [октябрь. 1834]: 9
  24. ^ Jump up to: а б Фогель, Дэн. Религиозные искатели и появление мормонизма . Подписные книги. 1988. Солт-Лейк-Сити, Юта
  25. ^ Уотсон, Ричард; МакКлинток, Джон (6 декабря 1854 г.). «Богословские институты: или Взгляд на доказательства, доктрины, мораль и институты христианства» . Нью-Йорк: Carlton & Phillips – через Интернет-архив.
  26. ^ «Маленькие дети тоже имеют вечную жизнь». Мосия 15:25 "
  27. ^ Джон Уэсли, «Дальнейшее обращение к людям разума и религии», в «Трудах Джона Уэсли», 14 томов. (Гранд-Рапидс: Зондерван, 1958), 8:68
  28. ^ «Взирайте на [Иисуса] и претерпите до конца, и вы будете жить; ибо терпящему до конца Я дам жизнь вечную». 3 Нефий 15:9
  29. Методист Лютер Ли (1800–1883) писал: «Все, кто не покается и не обретет спасение в пределах этого испытательного состояния, должны быть потеряны навсегда». Методист Джон Уэсли был более откровенен, когда писал: «Я не думаю, что какой-либо живой человек имеет право приговаривать весь языческий и магометанский [sic] мир к проклятию». Методист Ричард Уотсон полагал, что меньшинство язычников, подчиняющееся закону в том виде, в котором они его знали, возможно, сможет быть спасено. см. Форд, стр. 7.
  30. ^ «Те, кто умер ... в своем невежестве, не имея возвещенного им спасения. И таким образом Господь осуществляет восстановление их; и они имеют участие в первом воскресении или имеют вечную жизнь, будучи искуплены Господин." Мосия 15:24
  31. Универсалист Пол Дин писал: «Ограничение всех средств и методов благодати узким периодом этой жизни… противоречит разуму и справедливости… Подумайте, какое огромное количество язычников жило и сошло со сцены». жизни, даже не услышав ни слова об Иисусе... Должны ли мы сразу обратить все это к уничтожению, даже не имея возможности спастись? Насколько разумнее для нас верить, что Христос... будет продолжать? использовать со всеми своими созданиями, во всех условиях, наиболее подходящие средства для их исправления». Пол Дин, Курс лекций в защиту окончательной реставрации (Бостон: Эдвин М. Стоун, 1832), 51
  32. Тимоти Мерритт сказал, что те, кто поддаются «воле дьявола, осуждаются законом Божьим… и наследниками вечного наказания» Тимоти Мерритт, Обсуждение всеобщего спасения в трех лекциях и пяти ответах против этой доктрины (Нью-Йорк: Б. Воуч и Т. Мейсон, 1832), 38.
  33. ^ «Всякий, кто умрет в своих грехах, как временной смертью, умрет и духовной смертью; да, он умрет в отношении того, что относится к праведности. Тогда наступит время, когда их мучения будут подобны озеру огненному и серному, чье пламя воссияет во веки веков; и тогда наступит время, когда они будут прикованы к вечному уничтожению согласно силе и плену сатаны, подчинив их своей воле. Тогда я говорю вам: они. будет так, как если бы не было никакого искупления, ибо они не могут быть искуплены по справедливости Божией»; Алма 12:16–18
  34. Джон Уэсли сказал: «Очевидно, что если мы виновны в этом [непростительном] грехе, то нет места милосердию». Джон Уэсли, «Призыв к отступникам», в «Трудах Джона Уэсли», 14 томов. (Гранд-Рапидс: Зондерван, 1958), 6:523.
  35. ^ «Если вы отвергаете Святого Духа, когда он когда-то имел место в вас, и знаете, что вы отрицаете Его, вот, это грех, который непростителен»; Иаков 7:19 ; Алма 39:6
  36. ^ Дэн Фогель объяснил универсалистское обоснование:

    «Универсалисты предлагали альтернативные интерпретации слов Иисуса о грехе против Святого Духа. на век: И этот мир может означать домостроительство Моисея и мир грядущий христианский, а не будущее состояние»

    в «Новых подходах к Книге Мормона», глава 2. Хопкинс, Сэмюэл. Вопрос о будущем состоянии тех, кто умрет в своих грехах. Ньюпорт, Род-Айленд: Соломон Саутвик, 1783 г., стр. 76; см. также Баллу, Осия. Трактат об искуплении. Рэндольф, Юта: Серено Райт, 1805. 167–68;
  37. ^ 1 Нефий 15:28–36.
  38. ^ Джон Преданность «Суть проповеди, произнесенной 26 октября 1800 г.» 1803 г.
  39. ^ Джон Кливленд писал об универсализме в 1776 году:

    Следуйте этой схеме еще немного дальше, и вы станете отрицать как награду, так и наказание, а затем присоединитесь к спору с атеистическими и свинскими Эпикурами, говорящими: «Будем есть и пить, ибо завтра мы умрем».

    Джон Кливленд, «Попытка пресечь в зародыше небиблейскую доктрину всеобщего спасения» (Салем, Массачусетс: Э. Рассел, 1776), 29.
  40. ^ Адам Эмпи писал в 1825 году:

    Древние эпикурейцы, любители удовольствий и мира, те, чья максима такова: «Давайте есть, пить и веселиться... по универсалистской схеме, избрали самый мудрый курс и подали лучший пример: ибо, поскольку мы уверен в рае и смерти, самый удобный способ прожить жизнь — самый мудрый и лучший.

    Адам Эмпи, «Замечания об отличительной доктрине современного универсализма» (Нью-Йорк: Т. и Дж. Сордс, 1825), 3
  41. ^ 2 Нефий 28:7
  42. ^ Фраза «едите, пейте и веселитесь, ибо завтра мы умрем» представляет собой смесь 3 Царств 4:20, Еккл. 8:15, 1 Кор. 15:32/Ис. 22:13 и Луки 12:19. Полная фраза не встречается в Библии вместе, но встречается вместе в литературе 1820-х годов (см. Томас Скотт, Святая Библия с пояснительными примечаниями (Бостон: Сэмюэл Т. Армстронг, 1827), 3:612).
  43. ^ Луки 12:42-48.
  44. ^ Эльханан Винчестер, «Дела Иисуса: или Что он делал и чему учил во время своего пребывания на Земле» (Лондон: Филадельфийское общество, 1788), 45.
  45. Точно так же проповедник Джеймс Уивер писал: «Но если все грехи бесконечны и требуют бесконечного наказания, почему Бог имеет значение, представляя, что некоторые грехи следует бить многими ударами, в то время как другие бьются лишь несколькими ударами» Джеймс Уивер «Свободные мысли о всеобщем восстановлении всех утерянных разумов из руин грехопадения» (Лондон: Р. Хоуз, 1792), 13
  46. ^ Jump up to: а б с С. Спенсер Уэллс; Страх и ненависть в Зарагемле: Змея в очаге и Книга Мормона как деноминационная атака. Журнал истории мормонов, 1 января 2023 г.; 49 (1): 114–121.
  47. ^ Фентон, Э.А., и Хикман, Дж. (2019). Американистский подход к Книге Мормона. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  48. ^ Jump up to: а б с д Андервуд, Грант и Гранд Андервуд. «Самые ранние справочники по Книге Мормона: Окна в прошлое». Журнал истории мормонов, том. 12, 1985, стр. 69–89. По состоянию на 12 апреля 2024 г.
  49. ^ Алма 1:3–4
  50. ^ Алма 1:15
  51. ^ Алма 1:17–18.
  52. ^ Алма 3:26
  53. ^ Алма 14:16–18 , Алма 15:15.
  54. ^ Алма 11:34–37.
  55. Эта история изложена позже в Книге Геламана 5:10–11.

    «И помните также слова, которые Амулек сказал Зизрому в городе Аммонигахе; ибо он сказал ему, что Господь обязательно придет, чтобы искупить народ Свой, но что Он должен прийти не для того, чтобы искупить их грехи, а для того, чтобы искупить И Он имеет силу, данную Ему от Отца, чтобы искупить их грехи из-за покаяния, поэтому Он послал Своих ангелов, чтобы возвещать вести об условиях покаяния, которые приводят к силе Искупителя; ко спасению их душ.

  56. ^ Матфея 1:21
  57. ^ см. также Чарльз Грандисон Финни , Лекции о возрождении религии (6-е изд.; Нью-Йорк: Ливитт, Лорд и компания, 1835), 166. Осия Баллоу, Трактат об искуплении (Рэндольф, ВТ: Серено Райт, 1805), vii , 209.
  58. ^ Алма 12:16–17, см. также 2 Нефий 9:16 , Мосия 2:23 и Мосия 15:26 .
  59. ^ Алма 14:14
  60. ^ Алма 14:21
  61. ^ Алма 15:15
  62. ^ Блейк Т. Остлер, Диалог «Книга Мормона как современное расширение древнего источника» : Журнал мормонской мысли (весна 1987 г.): стр. 82
  63. Влиятельный универсалист Осия Баллоу охарактеризовал это отношение, написав:

    «Идеи о том, что грех бесконечен и заслуживает бесконечного наказания; что нарушенный закон бесконечен и налагает бесконечное наказание; и что великий Иегова принял на себя естественное тело из плоти и крови и действительно претерпел смерть. на кресте, чтобы удовлетворить его бесконечную справедливость и тем самым спасти его творения от бесконечных страданий, - это идеи, которые кажутся мне необоснованными в природе разума и не подкрепленными божественным откровением.

    Баллу, «Трактат об искуплении», 2-е издание, 1812 г., стр. iv.
  64. ^ Методистский журнал (март 1825 г.): 82-85.
  65. ^ Алма 34:9–16.
  66. ^ Осия Баллоу, «Лекция-проповедь по Евреям 2:14–15» в Lecture Sermons (Бостон: Генри Боуэн, 1818), 237.
  67. ^ Лютер Ли, Исследованный и опровергнутый универсализм (Уотертаун, Нью-Йорк: Ноултон и Райс, 1836) 157–58.
  68. ^ Алма 34:32–35.
  69. ^ Алма 41:9
  70. ^ Алма 42:1
  71. Журнал Universalist (3 июля 1818 г.): 2
  72. ^ Алма 42:4
  73. Алма 40:12–13 , также от Матфея 8:12, 13:42, 13:50, 22:13, 25:30.
  74. ^ Алма 40:26 , сравните с Откровением 22:11 и Ефесянам 5:5.
  75. ^ Джон Кливленд, «Попытка пресечь в зародыше небиблейскую доктрину всеобщего спасения» (Салем, Массачусетс: Э. Рассел, 1776), iv.
  76. ^ Хайд, Журнал, 4 февраля 1832 г.; ср. Алма 41:3–4
  77. ^ Геламан 12:25–26.
  78. ^ Мормон 8:31.
  79. ^ У. и З. 19 , Книга Заповедей 16.
  80. ^ Пол Дин, Курс лекций в защиту окончательной реставрации (Бостон: Эдвин М. Стоун, 1832), 65-66
  81. ^ У. и З. 19:21–22.
  82. ^ У. и З. 29:27–29.
  83. ^ «Изменения мормонизма», Евангелический журнал и Защитник Евангелия , том. 3, нет. 11 (17 марта 1832 г.)
  84. ^ «Письмо руководителям церкви в Генезео, Нью-Йорк, 23 ноября 1833 г.», стр. [2], Документы Джозефа Смита, по состоянию на 24 августа 2020 г.]
  85. ^ Бригам Янг, в Journal of Discourses (Лондон: Книжный склад Святых последних дней, 1874–86), 16:42.
  86. Джозеф Янг, «Дискурс», Deseret News (18 марта 1857 г.), 11.
  87. ^ «История, 1838–1856 гг., Том B-1 [1 сентября 1834 г. – 2 ноября 1838 г.]», с. 762, Документы Джозефа Смита, по состоянию на 8 августа 2020 г.]
  88. ^ Стэн Ларсон , «Дискурс короля Фоллетта: новый объединенный текст», BYU Studies 18 (зима 1978 г.): 205.
  89. ^ Парли П. Пратт, The Essential Parley P. Pratt (Солт-Лейк-Сити: Signature Books, 1990), 57.
  90. ^ Бригам Янг, в Journal of Discourses (Лондон: Книжный склад Святых последних дней, 1874–86) 3:92;
  91. ^ МакКонки, Брюс Р. (1 июня 1980 г.). «Семь смертоносных ересей» . Выступления БЮ . Проверено 20 апреля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26035e90b43e95021d254ad7397bd941__1720238940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/41/26035e90b43e95021d254ad7397bd941.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Universalism and the Latter Day Saint movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)