Jump to content

Смерть в мормонизме XIX века

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Похороны Святых последних дней в 1899 году на кладбище Манти возле храма в Манти, штат Юта.

Смерть в мормонизме XIX века включала в себя несколько уникальных религиозных ритуалов, культурных обычаев и эсхатологических верований. В годы существования Церкви Христа , а позднее и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД), заметную роль в жизни ее членов играла смерть из-за различных заболеваний, принудительного переселения из поселений, суровых характер жизни на американской границе и недостаток медицинских знаний в то время. Уровень смертности мормонов рос на протяжении большей части столетия, пока не было основано постоянное поселение на территории Юты и не были достигнуты успехи в медицинской науке. До этих улучшений общность смерти в общинах Святых последних дней порождала особую культуру, связанную со смертью члена общины. Умирающим было либо дано благословение на исцеление, либо на попадание на небеса, в зависимости от желания человека. Явление, известное как «красивая смерть», установило такие традиции, как семья и друзья, собирающиеся вокруг смертного одра человека, чтобы стать свидетелями его перехода в следующую жизнь. Святые последних дней девятнадцатого века смирились с частой смертью близких – особенно младенцев и детей – обратившись к учениям, предлагаемым их религией.

Об уважении первых Святых последних дней к умершим свидетельствуют традиции погребения и похорон. Трупы мыли, одевали и укладывали в могилы, чаще всего на кладбищах. Затем член церкви благословил могилу на сохранение до воскресения . Посмертное лечение членов церкви было организованной общественной деятельностью, которую чаще всего возглавляли женщины. Проповеди и стихи были сочинены в память об умерших; посмертные маски, трости для гробов и пряди волос также служили символами жизни человека и, как полагали, обладали духовной силой. Мормоны верили, что в загробной жизни праведников ждут славные награды. Как учения церковных лидеров 19-го века, так и околосмертные переживания, записанные членами церкви того времени, свидетельствуют о приятном существовании после смерти в сфере, называемой « духовным миром ». Считалось, что эта желанная судьба достижима только посредством крещения и таинств, полученных в храмах СПД .

Причины смерти

[ редактировать ]

Смерть была чрезвычайно распространена среди первых Святых последних дней как из-за болезней, так и из-за конфликтов. Изгнание из поселений в Огайо , Миссури и Иллинойсе привело к небольшим стычкам, таким как битва на Кривой реке и резня в Хонсмилле , что привело к увеличению числа погибших мормонов. [1] : 96–97  Кроме того, большинство мормонских женщин потеряли как минимум одного ребенка вскоре после родов. [2] и одна треть рожденных младенцев не дожила до взрослого возраста. [3] : 41  Шестеро из одиннадцати детей Джозефа и Эммы Смит умерли, многие в младенчестве. [4]

круглый жернов с надписью «в память жертв резни на мельнице Хауна».
Ранний мемориал жертвам резни в Хонс-Милл (ок. 1907 г.)

особенно в годы, предшествовавшие Гражданской войне в США Медицинская наука была сильно ограничена, ; малейшие травмы могут привести к заражению и оказаться смертельным. Смит, основатель движения Святых последних дней, говорил о своем недоверии к традиционным врачам после того, как использование каломелии способствовало преждевременной смерти его брата Элвина . Ботаническая медицина часто использовалась вместо традиционных методов. Когда было ниспослано Слово Мудрости , призывающее к использованию трав для тела, эта тенденция только усилилась. [5] Лечение травами рассматривалось как предписанный Богом способ лечения недугов, поэтому врачи-ботаники пользовались большим уважением. Святые последних дней обращались к традиционным врачам, когда требовалась операция, но для лечения болезней использовали свои собственные средства. [3] : 90–93  Они разработали несколько натуральных методов лечения, которые оказались особенно полезными в годы, проведенные ими в качестве пионеров на границе с Америкой. Каждое движение на запад создавало новые проблемы в области здравоохранения. [5]

На американской границе

[ редактировать ]

Фар-Уэст, Миссури

[ редактировать ]
Статуя на кладбище мормонских пионеров, изображающая мужчину и женщину на могиле своего ребенка.

С 1836 по 1839 год Святые последних дней в основном поселились в Фар-Уэсте, штат Миссури . Именно здесь началась практика содержания сельских кладбищ , могильников, расположенных за чертой города. Приблизительно от 200 до 300 мормонов были похоронены на могильнике Дальнего Запада, в том числе Дэвид У. Паттен , Гидеон Картер и многие другие жертвы битвы на Кривой реке, которая произошла в 1838 году. Тела некоторых умерших Святых последних дней перевезли на многие мили. чтобы быть похороненным на Фар-Уэсте вместе с другими верующими. Могилы обычно отмечали деревянными кольями, которые со временем разрушались и засыхали. После того, как мормоны покинули Фар-Уэст, кладбище было заброшено и в конечном итоге превратилось в сельскохозяйственную землю. [6]

Болезнь в Наву

[ редактировать ]

В 1830-х и 1840-х годах «уровень смертности мормонов вырос… из-за… нездоровых условий в Наву ». [7] Болотистая местность этого мормонского поселения в Иллинойсе подвергала Святых последних дней болезням. [8] такие как малярия и туберкулез . Молодые люди обычно заболевали коклюшем , менингитом , скарлатиной и судорогами . [8] В результате население было хорошо знакомо со смертью. [7] Сегодня ученые утверждают, что эти проблемы побудили Джозефа Смита чаще обращаться к теме смерти и спасения в своих проповедях. [9] : 94  Он и Бригам Янг иногда называли болезни демонической одержимостью , но это учение вымерло, когда медицина продвинулась вперед и болезни начали понимать. [3] : 44–45 

Мемориальная доска на кладбище мормонских пионеров во Флоренции, Небраска.

Уинтер-Куортерс, Небраска

[ редактировать ]

Трудности только усилились с отъездом мормонов из Иллинойса. По оценкам, один из двенадцати Святых последних дней «умер в… лагерях в течение первого года» своего путешествия на запад. [10] «Несколько сотен могил мормонов» найдены в Уинтер-Куортерс, штат Небраска . [1] : 97  Здесь цинга была основной причиной смертности из-за отсутствия фруктов и овощей в рационе пионеров во время зимних путешествий. [5] Война в Наву 1846 года вынудила их покинуть город, прежде чем они смогли подготовить достаточно еды и припасов для путешествия. Употребление в пищу только мяса и зерна приводило к недоеданию , что затем приводило к случаям номы . [8] Некоторые также умерли из-за воздействия стихии. [11] Уровень смертности в Уинтер-Куортерсе был в три раза выше, чем в Наву. [3] : 43  Точные записи было трудно вести, [5] но современные историки подсчитали, что в этом лагере погибло более 600 человек. Статуя двух родителей, оплакивающих смерть своего новорожденного ребенка, стоит на кладбище мормонских пионеров во Флоренции, штат Небраска , в память о тех, кто погиб, и о тех, кто выжил, чтобы завершить путь на запад. [12]

Как и в восточных мормонских поселениях в начале века, «более трети детей, родившихся в Юте [в конце 1800-х годов], так и не достигли совершеннолетия». [13] Заселение западной части США поставило перед собой такие задачи, как обеспечение достаточного питания и создание системы здравоохранения, но оно также защитило Святых последних дней от эпидемий холеры и оспы, свирепствовавших на восточном побережье. [2] К счастью, продолжительность жизни на территории Юты действительно увеличилась. Ожидалось, что после акклиматизации к климату мужчины доживут до 71 года, а женщины - до 67 лет. Отсутствие табака в мормонской культуре также способствовало низкому уровню смертности среди взрослых. Однако с 1860-х по 1880-е годы они немного выросли; приток иммигрантов в Юту, вызванный завершением строительства трансконтинентальной железной дороги в 1869 году , привел к распространению более заразных болезней, особенно через водоснабжение. В 1879 году в Солт-Лейк-Сити произошла смертельная вспышка дифтерии . Употребление грязной воды также привело к дизентерии , гастроэнтериту и брюшному тифу . Когда к концу века знания о том, как предотвратить болезни, распространились, руководители церкви опубликовали заявление, призывающее прихожан поддерживать чистоту, особенно в воде, которую они пили. [3] : 42–61  Ранее негативное восприятие отрасли здравоохранения Святыми последних дней начало меняться по мере развития медицины. Зависимость от фитотерапии, преобладавшая в первой половине века, пошла на убыль. Все больше врачей переехало на межгорный Запад, и церковь даже отправила некоторых своих членов в города на востоке США, чтобы они поступили в медицинскую школу и стали традиционными врачами. [3] : 93–95 

Ранний мормонский ответ на смерть и умирание

[ редактировать ]

После десятилетий опыта борьбы с болезнями и другими невзгодами все большее число Святых последних дней пришли к выводу, что смерть является необходимой частью человеческого опыта. [3] «Контекст трагедии», в котором они жили, «побудил к глубоким и волнующим вопросам о смерти, спасении и вечной природе семьи». [4] Справиться с потерей молодых людей оказалось серьезной проблемой для мормонов XIX века. Традиция СПД предлагала некоторое объяснение таких трудностей: когда умирал молодой человек, считалось, что он был нужен Богу для миссионерской работы в загробной жизни; а когда дети умирали, скорбящие часто приходили к выводу, что они слишком чисты, чтобы существовать в этом падшем мире. [3] : 26  Некоторые родители утешали себя, утверждая, что Бог счел нужным забрать их ребенка с земли; Уилфорд Вудрафф , четвертый президент церкви, считал, что такие преждевременные смерти были свидетельством исполнения воли Бога. [3] : 76 

Неопределенность относительно фактического статуса человека как живого или мертвого, была обычным явлением из-за ограничений медицинской науки XIX века , которая, в свою очередь, породила мифы о живых захоронениях и воскрешениях. Под влиянием этих материалов и рассказа в Книге Мормона о царе, ошибочно объявленном мертвым. [ ВОЗ? ] [ нужна ссылка ] Некоторые ранние мормоны время от времени пытались вернуть трупы к жизни. Это особенно относилось к тем, чья смерть была внезапной, преждевременной или и той, и другой. Джозеф Смит-старший , первый патриарх Церкви СПД, якобы благословил горстку Святых последних дней силой воскрешать людей из мертвых. Однако лидер ранней церкви Оливер Каудери опроверг это утверждение. [14] : 39–46  В статье вопросов и ответов в июльском выпуске « Журнала старейшин» за 1838 год , редактором которого был Джозеф Смит, задавался вопрос, могут ли мормоны оживить умершего; был дан ответ: «Нет… но Бог может воскрешать мёртвых через человека, как инструмент». [15] В то время обычной практикой было наблюдение за трупом в течение ночи, «чтобы убедиться, что не пропущен ни один признак жизни». Это событие было названо «традиционным поминком ». [2] Эту обязанность чаще всего брали на себя женщины. В летние месяцы они старались поддерживать достаточное количество льда вокруг тела, «чтобы замедлить его разложение и защитить от насекомых и грызунов». [16]

В целом мормоны предпочитали мирную смерть и рассматривали это событие как переход человека в место одновременно комфорта и работы, отдыха и прогресса. [1] : 110–111  Зачастую Святые последних дней не боялись смерти, а видели в ней возможность избежать проблем, с которыми они столкнулись в жизни. [7] В разгар сопротивления Джозеф Смит посоветовал своим последователям не бояться, поскольку толпа «[могла] убить только тело», но не душу. [17] Эта вера привела к практике «посвящения» умирающих, чтобы ускорить процесс смерти, когда стало очевидно, что человека уже невозможно спасти. Молитва произносилась вслух, умоляя Бога принять умирающего мужчину или женщину на небеса, и ожидалось, что фактическое событие смерти произойдет несколько мгновений спустя. [3] : 36–37  Человека также помазывали освященным маслом и благословляли при подготовке к погребению. Эта церемония рассматривалась как важное продолжение священных таинств, совершаемых в храмах; это был своего рода последний обряд посвящения для мормонов. Те, кто жаждал перейти в следующую жизнь и таким образом избавиться от боли и страданий, часто просили, чтобы для них провели этот ритуал. Когда мормонские пионеры достигли Юты, было зафиксировано еще больше случаев посвящения за умерших. [18]

Исцеляющие ритуалы

[ редактировать ]

Прежде чем смерть стала очевидной неизбежностью, ранние мормоны время от времени пытались исцелить умирающих от недугов и спасти их. Для них исцеление больных было вполне возможным и могущественным явлением. В этом отношении они отличались от своих современников; большинство американских протестантов выступали против ритуалов исцеления, потому что они напоминали католические церемонии. Большинство Святых последних дней отвергли распространенное протестантское убеждение, что Бог назначил каждому человеку определенное, неизменное время для смерти. Вместо этого они утверждали, что можно спастись с помощью ритуалов исцеления. [18]

На способность человека исцеляться в первую очередь влияла его вера; чем больше они были убеждены в том, что их можно спасти от болезней и смерти, тем больше вероятность того, что Бог вмешается. Как резюмирует Лестер Э. Буш, бывший помощник редактора журнала «Диалог: журнал мормонской мысли» , «чудеса должны были следовать за верой, а не порождать ее». [3] : 75–76  Кроме того, Бог должен был быть готов исполнить желание человека исцелиться и выжить. Ученый и историк Джонатан А. Стэпли описывает это как веру в то, что они «могут владеть силой Бога и при этом оставаться под контролем Его воли». [18] Исцеление Святых последних дней включало простой ритуал: каплю оливкового масла капали на макушку больного, а затем мужчина, владеющий священством, возлагал руки на голову человека и молился за его исцеление. До 1844 года масло иногда давали человеку или наносили на другие части тела, кроме головы – часто на область, пораженную болезнью или травмой. [3] : 78  Со временем мормоны стали придавать обрядам исцеления все большую силу. [18] Элиза Р. Сноу записала, что больные и искалеченные приходили в храм, чтобы исцелиться, а впоследствии «выбрасывали свои костыли и возвращались домой целыми». [19] : 61  Однако есть сообщения о том, что Джозеф Смит использовал освященное масло для исцеления больных и умирающих до строительства храма в Киртланде , первого храма, построенного Святыми последних дней. [19] Некоторые ранние Святые последних дней также считали, что повторное крещение может служить ритуалом исцеления; но эта идея была официально отвергнута церковными лидерами в начале 20 века. [3] : 83–84 

Комфорт в вере

[ редактировать ]

Всякий раз, когда наступала смерть, мормоны искали в своем учении о плане спасения . утешения [13] Автор журнала Times and Seasons писал в 1844 году, что «высшей точкой веры Святых последних дней является то, что они знают, куда они идут после смерти и что они будут делать… и когда умирает верный святой… весь Израиль шепчет…» позволь мне умереть смертью праведника, и пусть мой последний конец будет таким же, как и его». [20] Как и другие американские христиане XIX века, мормоны стремились прожить жизнь, достойную славной загробной судьбы. Они считали, что это будет завершено присутствием членов семьи, особенно тех, кто умер молодым. В результате большинство Святых последних дней не дистанцировались эмоционально от своих новорожденных. Практика воздержания от наречения ребенка до тех пор, пока не была уверена, что он или она переживет младенчество, была редкой из-за веры в продолжение семейных связей и за могилой. [2] Некоторые даже передавали предсмертные послания членам семьи или друзьям, которые умерли ранее. [3] : 25 

«Красивая смерть»

[ редактировать ]

Количество непосредственных контактов со смертью мормонов XIX века, а именно кончина ближайших членов семьи и близких друзей, способствовало их участию в культурном феномене, известном как «красивая смерть». [21] или «святая смерть». [14] : 17  Эта тенденция была популярна среди американских протестантов и возникла из обычаев, впервые разработанных в средневековом христианстве и англиканской церкви . [21] Современные ученые также ссылаются на провиденциализм – веру в то, что Бог контролирует время смерти – как на первоначальный фактор, повлиявший на феномен «красивой смерти». [14] : 17–20  Это была медленная, драматическая сцена на смертном одре, во время которой близкие собирались вокруг, чтобы стать свидетелями перехода человека в следующую жизнь. [21] Люди верили, что на этих событиях присутствовали и ангелы – особенно умершие предки, видимые только умирающим. [21] Человек, находящийся на грани смерти, должен был вслух описать вид, куда он направлялся. [18] Постепенная смерть в присутствии друзей и семьи имела первостепенное значение; внезапная, незапланированная смерть без свидетелей считалась нежелательной и, как полагали некоторые, «могла угрожать спасению». [21] : 139  Те, кто столкнулся со смертью, стремились сохранять спокойствие в свои последние часы и тем самым проявлять уверенность в своей окончательной судьбе. Если они этого не сделают, они рискуют потерять хорошее положение в загробной жизни. [21] В целом процесс «красивой смерти» рассматривался ранними Святыми последних дней как обряд посвящения, необходимый для спасения. [14] : 17 

Могила Джозефа, Хайрама и Эммы Смит

В «красивой смерти» участвовали три стороны, каждая из которых играла определенную роль: умирающие должны были выглядеть убежденными в своем спасении, живые должны были поддерживать умирающих во время их перехода в загробную жизнь и оплакивать их после их ухода. и мертвые должны были открыть врата рая для новой души, как только она прибыла. [14] : 17  Приглашались все члены семьи и друзья; «красивая смерть» не могла быть частным явлением. [21] Чем ближе человек приближался к смерти, тем теснее становилось помещение. Это время предназначалось для того, чтобы завещать имущество. [2] и дать прощальный совет своим детям. [21] Джозеф Смит-старший последовал этому соглашению; его жена Люси Мак Смит записала, что во время сцены «красивой смерти» он благословлял присутствовавших их детей и оплакивал отсутствие дочери, которая не смогла прийти. Он выразил благодарность за то, что его отпрыски пришли его проводить. [14] : 19  Как описывает Сюзанна Моррилл, профессор религии в колледже Льюиса и Кларка , сцена «красивой смерти» была «своего рода напряженным театром». [22] После смерти человека традиция «красивой смерти» предписывала хоронить тело на кладбище недалеко от дома. Надлежащее погребение рассматривалось как важнейшая услуга по подготовке умершего к воскресению. [14] : 91–92 

Семейное кладбище Смитов , Наву, Иллинойс (ок. 1907 г.)

Похороны и похороны

[ редактировать ]

Святые последних дней считали, что «сохранение целостности тела между смертью и воскресением» необходимо для спасения. [21] Мормонские пионеры в разгар своего путешествия на запад «почтительно и даже почтительно» хоронили своих умерших вдоль тропы. [23] Могилы благословлялись как «места упокоения умерших до воскресения». [9] : 137  Кладбища считались священными, и захоронение в таких местах было чрезвычайно важно для многих мормонов. Люди хотели, чтобы их близкие лежали спокойно. [7] Тела Джозефа и Хайрама Смитов , например, были похоронены тайно. [24] в подвале Дома Наву, чтобы защитить их от мобов. [25]

Кладбище Солт -Лейк-Сити

Достигнув долины Соленого озера , пионеры определили квартал 49 в новом муниципалитете Солт-Лейк-Сити как первое кладбище для членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней на территории Юты . Затем, в 1849 году, Джордж Б. Уоллес, Дэниел Х. Уэллс и Джозеф Л. Хейвуд определили 20 акров земли в близлежащих предгорьях как кладбище Солт-Лейк-Сити . По постановлению города 1856 г. жителей обязали хоронить на кладбище; но некоторые семьи, опасаясь грабителей могил, продолжали хоронить близких на своей частной территории. [23] Похороны оставались основным методом уважения к умершим в мормонской культуре на протяжении всего XIX века, но некоторые Святые последних дней, начиная с 1877 года, кремировались . Джозеф Ф. Смит учил, что кремация не помешает воскрешению тела в загробной жизни, заявляя, что «невозможно уничтожить тело… придет время, когда все существенные частицы снова соберутся вместе». Тем не менее церковные лидеры поощряли захоронение. [9] : 137  Многие хотели, чтобы их похоронили рядом с членами семьи; Джозеф Смит, например, планировал построить семейную гробницу, но умер, не успев завершить проект. Эта «гробница Иосифа» [24] был разработан для того, чтобы Смит и его семья могли вместе стать свидетелями «утра первого воскресения». [25] Однако некоторые ранние Святые последних дней предпочитали быть похороненными вместе с другими людьми веры, а не с членами своей семьи, которые не присоединились к церкви. [14] : 92–94 

Погребальные традиции и ритуалы

[ редактировать ]
Могила Зины Д. Х. Янг , третьего президента Общества милосердия, на кладбище Солт-Лейк-Сити.

Захоронения были делом общины, и поддержка соседей была не только обычной, но и ожидаемой. [2] Семья Смитов в начале века играла свою роль в жизни общины Пальмиры, штат Нью-Йорк, всякий раз, когда умирал сосед, посещая семью умершего и утешая ее. [19] Эти социальные обязанности проистекали из веры не только в то, что семейные отношения сохранятся за гробом, но и в то, что целые общины верующих будут объединены навечно. [18] Поскольку на границе с Ютой не было профессиональных гробовщиков, обмыванием и подготовкой тел к захоронению занимались мормонские женщины. Знания и традиции, относящиеся к этой задаче, передавались от матерей к дочерям, из поколения в поколение; [2] Официальных указаний церкви о том, как ухаживать за усопшим, не было. Святые последних дней приложили немало усилий, жертвуя временем и усилиями, чтобы должным образом подготовить тела своих собратьев по церкви к погребению. [18] Обязанности были разделены между женщинами, жившими в общине умершего. [16] Они вели учет того, сколько трупов мыли, одевали и хоронили. Мужчины помогали мыть и одевать тела других мужчин. [18] До того, как во второй половине XIX века бальзамирование стало доступным, это задание было срочным; если община слишком долго ждала, чтобы подготовить тело к захоронению, оно начинало разлагаться. Женщины продолжали участвовать в этом процессе даже после прихода похоронной науки на территорию Юты. [3] : 27  часто путем шитья погребальной одежды для трупа. [2] Они продолжали совершать и другие религиозные службы; к тому времени такие обряды стали важной частью мормонской культуры. [16]

Особые погребальные традиции были очень важны для Святых последних дней в 1800-х годах; они включали одевание умершего во все белое, а для матерей и младенцев, умерших во время родов, помещение младенца на руки матери. Трупы клали в могилы лицом на восток, чтобы «встретить Христа при Его втором пришествии». [2] Чрезвычайно важно было, чтобы человек, лежавший в гробу, выглядел мирным и организованным. Волонтёры работали над тем, чтобы тело выглядело красиво, чтобы скорбящие могли утешаться, увидев на просмотре своего ушедшего близкого человека. [16] Точно так же самый известный мормонский ритуал смерти предусматривал, что Святым последних дней давали возможность облачиться в священную храмовую одежду для погребения. Эта практика началась в Наву, [3] : 27–28  и данные показывают, что оно проводилось и в Уинтер-Куортерс. [18] Те, кто не получил храмового облечения, были одеты в опрятную белую одежду. Считалось, что от того, был ли человек одет соответствующим образом, влияло на его дальнейшую судьбу. [16] Однако эта практика не была предусмотрена доктриной. [3] : 28  Бригам Янг наставлял Святых последних дней, что важно правильно одеть облеченных прихожан перед погребением; но добавил, что если по какой-то причине это окажется невозможным, в загробной жизни человек все равно будет одет соответствующим образом. [18] Святые последних дней хотели проявить должное уважение к умершим, чтобы не дать человеку обвинить их в пренебрежении в загробной жизни. Обычно эти ключевые ритуалы не обсуждались публично в церковных учреждениях. Их считали священными и личными. [16] Женщины в основном несли ответственность за выполнение этих ритуалов смерти. Таким образом, они отвечали за переход духа из его бренного тела в следующую жизнь. [16]

Похороны Уилфорда Вудраффа в Скинии Солт-Лейк-Сити в 1898 году.
Могила Бригама Янга , фотография ок. 1880 год, автор Ч. Р. Сэвидж, расположен в Мемориальном памятнике мормонским пионерам в Солт-Лейк-Сити, штат Юта.

Похоронные конвенции

[ редактировать ]

Преобладающие похоронные традиции включали шествия и молитвы-посвящения с просьбой к Богу обеспечить безопасность места упокоения человека. [2] Во время этих поминок к умершим обращались так, как будто они присутствовали. [3] : 25  Впервые эта практика была задокументирована в 1870-х годах. Как и в случае с другими погребальными ритуалами СПД, церковь не давала официальных инструкций о том, как совершать освящение могил. Посвятительную молитву обычно произносили мужчины, обладающие священством, но этот ритуал могли совершать и другие члены церкви. Стэпли заключает, что эта традиция «зародилась как народный [ритуал] без явного начала откровения». [18] Люди собирались вместе, чтобы совершить обряды до, во время и после похорон, позволяя скорбящим почувствовать себя частью большого целого «верных страдальцев». [13]

Местные отделения Общества милосердия – женской организации церкви – возглавили планирование похорон. [2] Они также предоставляли услуги, включая питание, семье этого человека. На похоронах община собиралась «в церкви, дома или на могиле, чтобы петь гимны, молиться и слушать проповеди», что отражало распространенные протестантские практики того времени. [2] На похоронах Бригама Янга скорбящие исполнили новую песню, сочиненную по этому случаю. Затем они сопроводили тело к могиле, которая находилась «на холме с видом на долину [Соленого озера]». [26] На мероприятии присутствовало множество церковных лидеров. Gerner's Weekly сообщил, что Янг ​​просил, чтобы присутствующие на его похоронах не были одеты в традиционную траурную одежду. [26] Он также дал конкретные инструкции о том, как следует изготовить его гроб, и прямо заявил, что любому из его друзей или родственников, которые хотели «сказать несколько слов» на его похоронах, будет разрешено сделать это. Подробный план Янга устанавливает своего рода стандарт похорон Святых последних дней после 1877 года. Уилфорд Вудрафф дал аналогичные инструкции для своих похорон, попросив присутствующих и декораторов избегать черного цвета. Эта традиция продолжалась некоторое время; начиная с 1888 года Скиния в Солт-Лейк-Сити украшалась белыми знаменами для похорон. Службы традиционно проводились по воскресеньям, когда стало возможным сохранение тел. В целом церковное руководство не одобряло экстравагантные похороны. [3] : 27–30  Большинство придерживались этого совета и совершали простые дела в честь своих умерших, но тысячи людей пришли на похороны известных, почитаемых представителей власти . [18] Первое Президентство и Кворум Двенадцати Апостолов . На таких мероприятиях обычно присутствовали [13]

Похоронные проповеди

[ редактировать ]

Учения Джозефа Смита на тему смерти и загробной жизни часто принимали форму похоронных проповедей, таких как речь короля Фоллетта , [21] который расширил мормонскую эсхатологию , включив в нее «сложное, высокоструктурированное бессмертное существование». [7] В общем, он использовал эти возможности, чтобы вдохновить своих последователей на широкое изучение загробной жизни. [14] : 15  Например, на похоронах генерала Джеймса Адамса Смит учил: «Все люди знают, что все люди должны умереть. Какова цель нашего появления, затем смерти и падения, чтобы больше не быть здесь? должны учиться больше, чем кто-либо другой, и это мы должны изучать день и ночь». [27] В другой похоронной проповеди он заметил, что рай для него будет включать не только его семью, но и всю его общину верующих. [14] : 208  Проповедь Смита о смерти, умирании и вечной судьбе душ часто основывалась на его изучении Библии и Книги Мормона. [28] : 65, 68  Даже в дни после смерти Смита на похоронах обычно присутствовал по крайней мере один человек, посвященный в священство Мелхиседеково . [13]

Практика произнесения похоронных проповедей заимствована из протестантизма . Такие речи были простыми, не церемониальными. Святые последних дней обычно вносили изюминку в эту протестантскую традицию, включая формулировки, сосредоточенные на особенностях доктрины СПД и чертах идеальных верующих. [29] В панегириках мормонов всегда упоминалось о продолжении существования духа человека после смерти и часто содержалось доказательство его «стойкости и моральной добродетели». [9] : 94  Выступающие выделили самые замечательные качества усопшего, призванные вызвать послушание у живых. [7] Сила перед лицом трудностей и верность церкви были двумя такими качествами, которые обычно упоминались. [29] Проповеди и хвалебные речи не только мотивировали живых быть праведными, но и утешали аудиторию, уверяя ее в спасении субъекта. [7] Ссылки на Священные Писания, как формально цитированные, так и перефразированные, также почти всегда включались. [13] Сюда входили стихи из Библии, Книги Мормона и Учения и Заветов . Мормоны того времени легко узнавали популярные похоронные отрывки. Выступающие помещали различные стихи «в контекст восстановленных истин всеобъемлющего плана спасения», подчеркивая вечную природу семейных единиц. Цитирование только Книги Мормона и Учения и Заветов во время похоронных проповедей стало более распространенным после 1850 года. [29]

Посмертные маски Джозефа (слева) и Хайрама Смита (справа), созданные в 1844 году.

После смерти человека у живых наступал период сильного траура . Некоторые даже желали смерти себе после смерти другого. [21] Святых последних дней XIX века поощряли скорбеть по умершим, и они часто делали это посредством красноречивых некрологов в газетах. [14] : 30  Такие отрывки обычно рассказывают о праведности человека, спокойном состоянии, которое он сохранял во время смерти, и его последних словах. [7] Однако сила скорби не должна была превышать веру в Божью мудрость и спасение верующих. Браун писал, что для этих первых членов церкви «слишком долгий траур рисковал оскорбить Бога и доказать посторонним, что мормонизм не решил проблему смерти». [14] : 30–34  Джозеф Смит учил своих последователей, что во время траура их уважение к воле Бога должно преобладать над любовью к ушедшим членам семьи и друзьям. [14] : 32  На рубеже веков церковь официально запретила использование траурной одежды и открыток. [3] : 29 

Браслет из человеческих волос из коллекции Zina Presendia Young Card в Библиотеке специальных коллекций Л. Тома Перри.

Реликвии

[ редактировать ]

Посмертные маски , пряди волос, [21] а трости, сделанные из дерева гробов, хранились как память об умерших. [14] : 38  Считалось, что эти реликвии обладают силой защищать живых от дьявола и физических недугов. Также было обычной практикой заставлять художника рисовать портреты умерших; если бы семья не могла позволить себе нанять художника, они бы помнили свое лицо сквозь посмертные маски из гипса. [14] : 66–67  Они были чрезвычайно распространены до того, как фотография стала широко доступной. Джордж К. Кэннон сделал посмертные маски Джозефа и Хайрама Смитов, используя «слои гипса и полоски ткани» перед публичным просмотром в Наву, штат Иллинойс. [30] Также в соответствии с традицией того времени из дубового гроба Иосифа было сделано несколько тростей и роздано его друзьям. Владельцы считали эти трости священными; Хибер К. Кимбалл однажды заметил: «Дьявол не может победить тех, у кого они есть, вследствие их веры и уверенности в связанных с ними добродетелях». Он также утверждал, что один из них использовался для исцеления человека. Единственная существующая сегодня трость содержит в ручке прядь волос Смита. [31]

Поэзия смерти

[ редактировать ]

В то время как мужчины-мормоны выражали свое горе, произнося похоронные проповеди, их коллеги-женщины начали писать стихи о смерти, чтобы почувствовать поддержку общества и испытать своего рода личный катарсис. Поэзия смерти, найденная в выпусках XIX века « Женской экспоненты» , периодического издания, издаваемого женщинами СПД и для них, отражала увлечение смертью, часто встречающееся в викторианской культуре. Это также подтверждает общность смертей того времени. Из 400 стихотворений, опубликованных в « Женском экспоненте» за первое десятилетие его существования, в 67 непосредственно обсуждалась смерть. Вместо того, чтобы сосредоточиться на вечности жизни, поэмы о смерти СПД часто изображали умершие души покоящимися или просто спящими. Другие называли доктрину СПД источником надежды. Некоторые авторы выражали ужасную боль или даже желание присоединиться к своим близким после смерти. [13]

Загробная жизнь

[ редактировать ]

Эсхатология

[ редактировать ]

Мормонское богословие рисовало верующим желанную картину загробной жизни. [7] И Бригам Янг, и Орсон Пратт подробно рассказывали о загробной жизни. [32] Эсхатологические учения церковных лидеров XIX века часто контрастировали с учениями современного протестантизма. Вместо того, чтобы провозглашать адский огонь и проклятие, ожидающие грешников, [1] : 85  Мормоны учили, что тех, кто изменял им на земле, ждет неопределенная, хотя и не ужасная, загробная жизнь. [7] Клаус Дж. Хансен пишет: «Согласно мормонизму, только те немногие, кто совершил непростительные грехи пролития невинной крови или отрицания Святого Духа, будут переносить такие пытки, которые, по мнению пуритан , будут применены к большинству смертных». [1] : 98  Святые последних дней предсказывали, что все люди, когда-либо существовавшие на Земле, станут бессмертными. [17] Джозеф Смит прямо учил, что жертва Иисуса Христа даровала всем людям воскресение к бессмертной жизни, в которой праведники будут наслаждаться жизнью рядом с Богом-Отцом. Кроме того, в 1832 году он раскрыл учение о степенях славы , определявшее три уровня небес. Согласно этой модели, даже неправедные «получат небесную награду». [3] : 10–18  Однако мормоны также считали, что крещение руками человека, обладающего надлежащей властью, которую можно найти только в церкви, необходимо для спасения; так, многие выражали тревогу за своих близких, еще не принявших веру. [2] Таким образом, мормонская эсхатология объединила «уверенность ортодоксального кальвинизма » с « арминианскими возможностями для людей сотрудничать с божественной благодатью», чтобы создать своего рода золотую середину. [22] Например, мормоны считали, что дети, умершие до «возраста ответственности» – восьми лет, [1] : 103  – будут «спасены в Царстве Небесном» [9] : 87–88  автоматически. [7] Многочисленные отрывки в Книге Мормона подтвердили это учение Святым последних дней. [4] Кроме того, в учениях Книги Мормона, таких как история о Трех Нефийцах, утверждается, что некоторые верующие «никогда не вкусят смерти», а вместо этого будут жить на Земле до Второго пришествия Иисуса Христа . [1] : 91–92  Некоторые ранние мормоны верили, что те, кто достаточно верен – даже в наше время – могут быть переведены . Для некоторых это означало будущий перевод всего города Сиона . [9] : 103 

Загробная жизнь рассматривалась мормонами одновременно и как место отдыха, и как место, где можно поспешно продолжить дело спасения. [1] : 109  Считалось, что ушедшим душам было поручено поделиться учениями Святых последних дней с теми, кто не слышал или не принял их на Земле. [9] : 98  Уилфорд Вудрафф однажды описал видение Джозефа Смита, который трудился над обучением в духовном мире , загробном мире, в котором, по мнению мормонов, обитают души всех умерших, когда-либо ходивших по земле. [1] : 109  Бригам Янг учил, что в момент смерти душа человека покидает смертное тело, и его боль исчезнет. [33] : 11–15  И Янг, и Смит учили, что «дух» состоит из другой, потусторонней субстанции — более «утонченной», чем физическое тело. [33] : 53  Это учение было вдохновлено стихами из Книги Мормона. Книга Авраама также предоставила ключевую информацию о природе загробной жизни и возможной судьбе человечества. [22] После времен Джозефа Смита руководители СПД учили, что смерть — это безболезненный и приятный процесс, посредством которого люди попадают в мир, гораздо более радостный и красивый, чем земля. Это «царство духов» будет наполнено растениями, животными и членами собственной семьи. Со временем мормонская эсхатологическая доктрина развивалась. Благодаря церковным конференциям и публикациям Святые последних дней узнали более конкретные подробности о загробной жизни. Учили, что, когда человек умирает, его смертные недуги и ограничения пропадают; Например, способность видеть и слышать будет расширена. Будучи духами, они по-прежнему смогут общаться с другими и наблюдать за своим окружением посредством пяти чувств. [28]

Купель в храме в Солт-Лейк-Сити , используемая для крещения за умерших.

Смерть и храмовые обряды

[ редактировать ]

15 августа 1840 года Смит представил учение о крещении за умерших , которое учило, что крещение может осуществляться за счет тех, кто умер ранее. [4] Мертвые, в свою очередь, могли либо «принять, либо отказаться от крещения», совершаемого для них живыми верующими. [34] По мнению Смита, всем людям необходимо крещение, чтобы очиститься от греха и спастись. [3] : 15  В связи с этим откровенным учением он подчеркнул, что собственное спасение напрямую связано со спасением его предков. [4] Это было ступенькой на пути к «новому и вечному завету» брака . [4] которое Смит раскрыл 12 июля 1843 года. Это гарантировало семьям, что их отношения будут сохранены в загробной жизни, «если они будут запечатаны соответствующими властями священства ». Это также облегчило широко распространенную душевную боль среди Святых последних дней, вызванную высоким уровнем детской смертности. [1] : 101, 104–105  Это вечное запечатывание мужей и жен, наряду с другими храмовыми таинствами, такими как облечение , воодушевило верных Святых последних дней на то, что они смогут победить смерть. [9] : 92  и облегчение стресса, связанного с посмертной судьбой близких. [7] В конечном итоге Смит научил, что эти ритуалы необходимы для возвышения . [4] Храмовые таинства еще больше продвинули мормонскую эсхатологию по мере того, как религия росла. [7] Таким образом, оно стало «всеобъемлющим религиозным и общественным движением, обратившимся к фундаментальным проблемам, стоящим перед человечеством», предоставляя верующим ответы на вопросы об их судьбе после смерти. [1] : 105 

Околосмертный опыт

[ редактировать ]

В Церкви СПД в 19 веке были популярны околосмертные переживания. [35] : 5:00  часто записываются и широко используются. [36] Джозеф Смит считал некоторые из этих встреч «драгоценными кусочками с небес». [35] : 7:30  Многочисленные предсмертные переживания, зафиксированные ранними мормонами, согласуются с учениями Смита о загробной жизни. Некоторые утверждали, что видели Смита, его брата Хайрама или Бригама Янга в «духовном мире». [33] : 7, 38  Некоторые околосмертные случаи были опубликованы в таких журналах, как «Инструктор по делам несовершеннолетних» . [33] : 55  Кроме того, « Журнал старейшин» , «Журнал Общества милосердия» и « Эра улучшения» опубликовали околосмертные переживания таких руководителей церкви, как Джордж Альберт Смит , Джейкоб Хэмблин и Джордж Бримхолл . [36]

Современный околосмертный опыт во многом похож на опыт, описанный мормонами в 1800-х годах. Пять рассказов, написанных до 1864 года, передают схожие детали, в том числе: «счастье, отсутствие боли, выход на свет, встречи с другими людьми, встречи с умершими близкими, чувство благополучия, мир света, принятие решения [вернуться в жизнь] и возвращение». [28] : 68, 72–73  Кроме того, некоторые факты, которым учили лидеры Церкви СПД XIX века, подтверждают такие факты, как быстрое передвижение посмертных существ и увеличение интеллектуальных способностей после смерти. [37] Некоторые из них также отражают учение Парли П. Пратта и Орсона Пратта о существовании нового, потустороннего метода общения в загробной жизни. [37] [35] : 17:03 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хансен, Клаус (1981). Мормонизм и американский опыт . Чикаго: Издательство Чикагского университета . стр. 85–111. ISBN  0226315525 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Сэвидж, Джули Пейдж Хемминг, «И все же я должна подчиниться: взгляд мормонских женщин на смерть и умирание 1847–1900» (1995). Все тезисы и диссертации. 5092.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Буш, Лестер Э. (1993). Здоровье и медицина среди Святых последних дней: наука, смысл и Священное Писание . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Перекресток. стр. 10–95. ISBN  9780824512194 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Дженсен, Р. Деван; Гудман, Майкл А.; Гарднер, Барбара Морган (2019). « 'Строка за строкой': растущее понимание Джозефом Смитом вечной семьи» . Религиозный педагог . 20 (1). Прово, Юта: Центр религиоведения : 34–59.
  5. ^ Jump up to: а б с д Хинкли, Джозеф Б. (2009). «Святые и болезни: медицина в довоенной Америке и Святые последних дней» . Религиозный педагог . 10 (3). Прово, Юта: Центр религиоведения : 137–150.
  6. ^ Риггс, Майкл С.; Боуг, Александр Л. (2008). « Чтобы они могли отдохнуть там, где покоился прах Святых последних дней»: Дальний Запад, штат Миссури, место захоронения» (PDF) . Мормонские исторические исследования . 9 (1): 135–142.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бишоп, М. Гай (1986). «Чтобы победить« последнего врага »: ранние мормонские представления о смерти» . Ежеквартальный журнал исследований BYU . 26 (3): 1–13.
  8. ^ Jump up to: а б с Айви, Эван Л.; Хайнер, Дуглас К. (2009). «Смерти в Раннем Наву, штат Иллинойс, 1839–1846 гг., И в Уинтер-Куортерсе, штат Небраска, 1846–48 гг.» . Религиозный педагог . 10 (3). Центр религиоведения : 163–174.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дэвис, Дуглас Джеймс (2000). Мормонская культура спасения . Олдершот, Англия: Ashgate Publishing . стр. 87–137. ISBN  0754613283 .
  10. ^ «Мир и насилие среди Святых последних дней XIX века» . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней – Очерки на темы Евангелия . 2014 . Проверено 22 октября 2020 г.
  11. ^ Беннетт, Ричард Э. (1997). «Некоторые размышления о Зимних кварталах» (PDF) . Журнал Наву . 9 (2). Фонд мормонских исторических мест : 3–4.
  12. ^ Бичер, Морин Урсенбах (1997). « И стоит ли нам умереть»: Читательский театр в Уинтер-Куортерс, Небраска» (PDF) . Журнал Наву . 9 (2). Фонд мормонских исторических мест : 5–9.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Терли, Кайли Нильсон (2006). «Риторика и ритуал: десятилетие женской поэзии смерти» . Журнал истории мормонов . 32 (3). Университет Иллинойса Пресс ; Ассоциация истории мормонов : 55–78. JSTOR   23289868 – через JSTOR.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Браун, Сэмюэл Моррис (2011). На Небесах, как и на Земле: Джозеф Смит и ранняя мормонская победа над смертью . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 15–288. ISBN  9780199793570 .
  15. ^ "Журнал старейшин, июль 1838 г.", с. 43, Документы Джозефа Смита, по состоянию на 7 октября 2020 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г Моррилл, Сюзанна (2010). «Ритуалы рождения и смерти Общества милосердия: женщины у ворот смертности» . Журнал истории мормонов . 36 (2). Университет Иллинойса Пресс ; Ассоциация истории мормонов : 128–159. дои : 10.2307/23291143 . JSTOR   23291143 . S2CID   254489601 — через JSTOR.
  17. ^ Jump up to: а б Мэдсен, Трумэн Г. (1978). «Различия в мормонском подходе к смерти и умиранию» . В Палмере, Спенсер Дж. (ред.). Божество и Смерть . Прово, Юта: Центр религиоведения . стр. 61–76. ISBN  0-88494-342-9 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Стэпли, Джонатан А. (2011). «Последние обряды и динамика мормонской литургии» . Ежеквартальный журнал исследований BYU . 50 (2): 97–128.
  19. ^ Jump up to: а б с Стэпли, Джонатан А.; Райт, Кристина (2009). «Формы и сила: развитие мормонского ритуального исцеления до 1847 года» . Журнал истории мормонов . 35 (3). Университет Иллинойса Пресс ; Ассоциация истории мормонов : 42–87. JSTOR   23291019 – через JSTOR.
  20. ^ «УМЕР — В этом городе 30-го числа старейшина Сэмюэл Х. Смит, 36 лет» . Времена и времена года . Том. 5. Индепенденс Пресс. 1844. с. 606. ИСБН  9780830904679 . Проверено 01 октября 2020 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Браун, Сэмюэл М. (2006). «Красивая смерть» в семье Смитов . Ежеквартальный журнал исследований BYU . 45 (4): 123–146.
  22. ^ Jump up to: а б с Моррилл, Сюзанна (2014). «В смерти: новый взгляд на мормонизм» . Обзоры по американской истории . 42 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 65–70. дои : 10.1353/rah.2014.0029 . S2CID   144958536 — через Project MUSE.
  23. ^ Jump up to: а б Бун, Дэвид Ф. (2011). « И должны ли мы умереть»: могильники пионеров в Солт-Лейк-Сити» . В Эсплине, Скотт К.; Алфорд, Кеннет Л. (ред.). Солт-Лейк-Сити: место, которое приготовил Бог . Прово, Юта: Центр религиоведения . стр. 155–178. ISBN  978-0-8425-2799-6 .
  24. ^ Jump up to: а б Блэк, Сьюзен Э. (2000). «Могила Иосифа». В Риксе, Стивен Д.; Парри, Дональд В.; Хеджес, Эндрю Х. (ред.). Ученик как свидетель: очерки истории и доктрины святых последних дней в честь Ричарда Ллойда Андерсона . Прово, Юта: Институт Максвелла .
  25. ^ Jump up to: а б Джонстан, Джозеф Д. « Ложиться в той гробнице»: Могила и похороны Джозефа Смита» (PDF) . Мормонские исторические исследования : 176–178.
  26. ^ Jump up to: а б «Похороны Бригама Янга» . Еженедельник Гернера . 01.10.1877 . Проверено 7 октября 2020 г.
  27. ^ «Журнал, декабрь 1842 г. - июнь 1844 г.; Книга 3, 15 июля 1843 г. – 29 февраля 1844 г.», с. [121], Документы Джозефа Смита, по состоянию на 29 сентября 2020 г.
  28. ^ Jump up to: а б с Лундал, Крейг Р. (1 февраля 1994 г.). «Ненаучный предшественник современных исследований клинической смерти в Америке» . ОМЕГА — Журнал смерти и умирания . 28 (1). Издательство SAGE : 63–78. doi : 10.2190/6ETM-WDAY-Y33F-FN4N . S2CID   143997847 – через журналы SAGE.
  29. ^ Jump up to: а б с Биттон, Дэвис (1998). «Мормонские похоронные проповеди в девятнадцатом веке» . Мормоны, Священное Писание и древний мир: исследования в честь Джона Л. Соренсона . Прово, Юта: Фонд древних исследований и мормонских исследований . стр. 27–50. {{cite book}}: |newspaper= игнорируется ( помогите )
  30. ^ «Посмертные маски Джозефа и Хайрама» . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней – История Церкви . 25 июля 2019 г. Проверено 22 октября 2020 г.
  31. ^ Барнетт, Стивен Г. (1981). «Трости мученичества» . Ежеквартальный журнал исследований BYU . 21 (2): 205–211.
  32. ^ Топ, Брент Л.; Дженсен, Р. Деван (2013). «Что на другой стороне?: Разговор с Брентом Л. Топом о духовном мире» . Религиозный педагог . 14 (2). Прово, Юта: Центр религиоведения .
  33. ^ Jump up to: а б с д Салливан, Марлен Бейтман (2013). Взгляните в небо: околосмертные переживания в истории ранней церкви . Спрингвилл, Юта: Cedar Fort, Inc., стр. 7–55. ISBN  9781462111275 .
  34. ^ Лайтфут, Д. Талла (2019). Культура и искусство смерти в Америке XIX века . МакФарланд и компания . п. 15. ISBN  9781476665375 .
  35. ^ Jump up to: а б с Далтон, Блейк (11 января 2017 г.). «Изучение околосмертного опыта - Брент Топ» . Подкаст «Перспективы СПД» (Подкаст) . Проверено 22 октября 2020 г.
  36. ^ Jump up to: а б Вверх, Брент Л. (2019). «Околосмертный опыт: почему так интересуются Святые последних дней» . В Гаскилле, Алонсо Л.; Милле, Роберт Л. (ред.). Жизнь за могилой: перспективы христианских межконфессиональных отношений . Прово, Юта: Центр религиоведения . ISBN  978-1-9443-9478-3 .
  37. ^ Jump up to: а б Вверх, Брент Л. (1997). «Мысль, общение, скорость движения и способность духа поглощать знания: околосмертный опыт и ранняя мормонская мысль» . Журнал исследований клинической смерти . 15 (3). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Human Sciences Press: 203–216. ISSN   0891-4494 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14fc2806f148a2221e39977febe87981__1713609600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/81/14fc2806f148a2221e39977febe87981.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Death in 19th-century Mormonism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)