Jump to content

Оборотень

Каменный ольмекский ягуар-оборотень, демонстрирующий общие характеристики ягуара-оборотня, включая опущенный рот, миндалевидные глаза, складчатые уши. [ нужны разъяснения ] головной убор с повязкой и изображением скрещенной решетки на груди.

Оборотень , был одновременно ольмеков мотивом и сверхъестественным существом, возможно божеством .

Мотив оборотня характеризуется миндалевидными глазами, опущенным открытым ртом и расщелиной головой. [1] Он широко встречается в археологических записях Ольмека, и во многих случаях, согласно принципу pars pro toto , мотив оборотня-ягуара представляет собой сверхъестественное существо. [2] Сверхъестественное ягуара-оборотня включает в себя мотив ягуара-оборотня, а также другие особенности, хотя разные ученые определяют сверхъестественное ягуара-оборотня по-разному. Сверхъестественное существо-оборотень когда-то считалось главным божеством ольмекской культуры, но теперь считается лишь одним из многих. [3]

Первоначально многие ученые полагали, что оборот-ягуар был связан с мифом о совокуплении ягуара и женщины. [4] Хотя эта гипотеза по-прежнему признается жизнеспособной многими исследователями, с тех пор были выдвинуты и другие объяснения мотива ягуара-оборотня, некоторые из которых задаются вопросом, действительно ли этот мотив вообще представляет собой ягуара.

Этот термин происходит от древнеанглийского are , что означает «человек», и ягуара , крупного представителя семейства кошачьих в сердце Ольмеков , по аналогии с оборотнем .

Описание

[ редактировать ]
Памятник Лас-Лимасу 1 , на котором изображен подросток, «представляющий» детеныша оборотня. На плечах и коленях подростка вырезаны профили четырех других сверхъестественных существ.

Мотив оборотня

[ редактировать ]

Основной мотив оборотня сочетает в себе расщелину головы, раскосые миндалевидные глаза с круглыми радужками , а также опущенный вниз рот с расширенной верхней губой и беззубыми деснами. [5] Этот мотив был впервые описан в печати Маршаллом Сэвиллом в 1929 году и развит художником и археологом Мигелем Коваррубиасом в его книгах 1946 и 1957 годов. В этой последней книге « Индейское искусство Мексики и Центральной Америки » Коваррубиас включил генеалогическое древо , показывающее «маску ягуара» как предка всех (более поздних) мезоамериканских богов дождя. [6]

Примерно в это же время, в 1955 году, Мэтью Стирлинг выдвинул то, что с тех пор стало известно как гипотеза Стирлинга, предполагая, что ягуар-оборотень возник в результате спаривания ягуара и женщины.

В ответ на эту основу ягуар-оборотень стал главным стержнем иконографии ольмеков. Почти любое изображение, показывающее перевернутый рот или расщелину головы, описывалось как «ягуар-оборотень». [7] Крупная выставка 1965 года, посвященная ольмекам, называлась «Дети ягуара» и называла ягуара-оборотня «божественной силой цивилизации ольмеков». [8]

Однако эта парадигма была подорвана открытием в том же году Памятника Лас-Лимасу 1 , скульптуры из зеленого камня , на которой был изображен не только ребенок-оборотень, но и еще четыре сверхъестественных существа, у каждого из которых была расщелина головы. На основе анализа этой скульптуры в 1976 году Питер Дэвид Джоралемон предложил определения восьми сверхъестественных явлений Ольмека, каждое из которых характеризуется определенными иконографическими комбинациями.

Памятник 52 из Сан-Лоренцо-Теночтитлана , изображающий классическую фигуру ягуара-оборотня. Длинная глубокая канавка, вырезанная на задней стороне этой скульптуры, указывает на то, что она была частью дренажной системы, связывая оборотня с дождем и водой.

Вереджагуар как божество дождя

[ редактировать ]

В ходе последующих исследований стало очевидно, что не каждая расщелина головы и не каждая опущенная пасть представляют собой оборотня. [9] Поэтому некоторые исследователи усовершенствовали оборотня-ягуара, приравняв его к ольмекскому божеству дождя. [10] предположение, которое художник, археолог и этнограф Мигель Коваррубиас сделал еще в 1946 году на юге Мексики . [11]

Ольмекское сверхъестественное (или божество) дождя не только демонстрирует характерные миндалевидные глаза, расщелину головы и опущенный рот (то есть мотив ягуара-оборотня), но и имеет несколько других определяющих атрибутов, включая повязку на голову и головной убор, последний обычно с расщелиной. . [12] Повязка часто разделена по горизонтали и украшена равномерно расположенными орнаментами. [13] В дополнение к головному убору или часто в качестве его продолжения, сверхъестественное существо также носит затычки для ушей (часто складчатые ), спускающиеся по бокам его лица, и значок «перекрещенных полос» на груди и/или пупке. [14]

За пределами термина «оборотень»

[ редактировать ]

Некоторые учёные даже пытались отказаться от термина «ягуар-оборотень». Например, в своей монографии 1996 года Анатоль Погориленко использует термин «сложный антропоморф», а не «оборотень», а в своей книге 1993 года Миллер и Таубе заявляют, что: [15]

Всеобъемлющая теория [оборотней] не может объяснить разнообразие и сложность сверхъестественных существ ольмеков. Только один, Ребенок Дождя, явно представляет собой смесь человека и ягуара.

Изображения

[ редактировать ]

Хотя они «странным образом отсутствуют» в керамике, [16] Трехмерные изображения сверхъестественного ольмекского оборотня-ягуара появляются в самых разных каменных изделиях: от маленьких фигурок из зеленого камня ( см. Статуэтку размером 9 см ) до базальтовых статуй (таких как памятник Сан-Лоренцо 52) и более крупных памятников (см. ведущее фото).

Инертные детеныши-оборотни часто изображаются стоическими взрослыми на руках, как если бы младенца представляли. Эта сцена изображена в широком диапазоне материалов: от небольших портативных резных фигурок (см. фото ниже) до статуэток из зеленого камня почти в натуральную величину и многотонных алтарей ( см. фото Алтаря 5 спереди здесь ), хотя она неизвестна ни с одним ясность того, что представляет собой этот акт.

Двумерные изображения оборотня были вырезаны на зеленокаменных кельтах , нарисованы на керамике и даже вырезаны на четырех многотонных монолитах в Теопантекуанитлане ( см. рисунок ). Оживленные детеныши оборотней изображены на барельефе по бокам Алтаря Ла Вента 5 (см. фото ниже).

По словам археолога Питера Ферста , фигурки ягуаров, вероятно, использовались в качестве домашних богов для многих людей, а также в качестве духов-помощников или фамильяров для священников или шаманов, помогая в преобразующих действиях и других ритуалах. [17]

Происхождение

[ редактировать ]

Ягуар как главный хищник Мезоамерики почитался в доколумбовых обществах, а принятие мотивов ягуаров правящей элитой использовалось для укрепления или подтверждения лидерства. [18] Однако это не объясняет мотив оборотня сам по себе, а возможное происхождение этого мотива интересует ученых уже более полувека.

Гипотеза Стирлинга

[ редактировать ]

Мэтью Стирлинг , сделавший многие из первых открытий ольмеков в середине 20-го века, предположил, что мотив ягуара-оборотня произошел от истории совокупления между самцом-ягуаром и женщиной-человеком, во многом основанной на:

Это так называемая гипотеза Стирлинга. [19] завоевал сдержанную поддержку со стороны более поздних археологов, в том числе Майкла Д. Коу . Однако дальнейший анализ этих скульптур, проведенный учеными, в том числе Уитни Дэвис, Кэролин Тейт, Карсоном Мерди и Питером Ферстом, поставил под сомнение эту гипотезу, вместо этого предложив альтернативы для объяснения характеристик ягуара.

Ягуар как победитель

[ редактировать ]

В своей статье 1978 года Уитни Дэвис предполагает, что так называемые изображения совокупления человека и ягуара на памятниках вместо этого являются началом культа ягуара или представляют собой завоевание в бою, а не сексуальное завоевание. Вместо того, чтобы рассматривать людей и фигуры ягуаров в сексуальных ситуациях, Дэвис рассматривает ягуара, или человека в шкурах ягуара, как агрессора по отношению к побежденному противнику. Большинство фигур на рельефах и памятниках одеты в набедренные повязки, которые исключают совокупление, и Дэвис считает, что обнаженные фигуры кажутся мертвыми или умирающими, а не в сексуальной позе. Нередко можно увидеть обнаженные человеческие фигуры, изображающие мертвых пленников или противников в битве, как, например, в данзантесах Монте -Альбана .

«Представление» инертного детеныша ягуара-оборотня — распространенная тема в искусстве ольмеков. Сравните это с памятником Лас-Лимас 1 выше.

Генетические дефекты

[ редактировать ]

Еще до того, как Дэвис поставил под сомнение идею системы убеждений, основанной на совокуплении человека и ягуара, такие ученые, как Майкл Коу [20] искал биологические причины мясистых губ, расщелины головы и беззубых ртов, составляющих мотив оборотня. генетические аномалии, такие как синдром Дауна и расщелина позвоночника Распространенными объяснениями являются . Люди, страдающие от расщепления позвоночника, в частности, имеют дефекты развития, которые совпадают с характеристиками оборотня. Одним из таких состояний является энцефалоцеле , которое, помимо прочего, может вызвать разделение черепных швов и привести к депрессии или расщелине головы. [21] Cranium bifidum может дать аналогичные результаты. Кроме того, существует более высокая вероятность того, что эти состояния возникнут в одной семье, чем случайным образом среди населения, и мог иметь место значительный инбридинг . среди элиты [22] Если бы дети, рожденные с этим недугом, в каком-то смысле считались божественными или особенными, множественные рождения таких детей в семье или по семейной линии укрепили бы политическую и религиозную власть этой семьи.

Верягуар в образе жабы

[ редактировать ]
Два оживленных детеныша-оборотня на левой стороне алтаря Ла Вента 5 . Два оборотня, изображенные на Алтаре 5 в Ла-Венте, вынесенные из ниши или пещеры — места, часто связанного с появлением людей, — могут быть мифическими героями-близнецами, важными для мифологии ольмеков. [23] и, возможно, предшественники близнецов-героев майя .

Питер Ферст , среди других, предположил, что ягуар-оборотень на самом деле представляет собой разновидность местной жабы, а именно «жабу антропоморфного происхождения с характеристиками ягуара». [24]

Виды жаб, которые обычно встречаются в Мезоамерике, такие как Bufo marinus или Bufo valliceps , имеют выраженную расщелину на голове и, как и все жабы, мясистый рот с беззубыми деснами. Известно, что эти виды жаб обладают церемониальными и галлюциногенными свойствами для многих культур Мезоамерики. Скелетные останки этих видов, особенно Bufo marinus , были обнаружены на нескольких археологических памятниках в Мезоамерике, включая церемониальные центры ольмеков. [25] Этим видам жаб присуща символическая сила в их метаморфическом жизненном цикле, их плодовитости, их галлюциногенном яде и особенно в их сбрасывании кожи. [26]

Те изображения оборотней-ягуаров, у которых есть клыки, которые обычно приписывают клыкам ягуара, также можно объяснить как жабоподобные. Несколько раз в год взрослые жабы сбрасывают кожу. Когда старая кожа сбрасывается, жаба ее съедает. Когда кожа съедается, она свисает изо рта жабы и очень напоминает клыки ягуара-оборотня. Процесс возрождения мог символизировать смерть и возрождение со всеми вытекающими из этого религиозными последствиями.

Вережагуар в образе орла-гарпии

[ редактировать ]

Оборотня также можно представить в виде орла-гарпии . Питер Ферст утверждает, что эквивалентом оборотня в небе является орел-гарпия. Оба — могущественные существа, связанные с древними шаманскими трансформациями ольмеков. Ферст делает этот вывод на основании иконографических данных и того факта, что орлы-гарпии также являются высшими хищниками . [27]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Коу (1968), с. 42. Диль, с. 104.
  2. ^ Pars pro toto означает, что часть представляет целое. Этот принцип распространен в искусстве ольмеков (см., в частности, Джоралемон, стр. 51).
  3. ^ См., среди прочего, Miller & Taube, p. 103.
  4. ^ Стирлинг, Мэтью В. (1955). «Каменные памятники Рио-Чикито, Веракрус, Мексика». Бюллетень Бюро американской этнологии . 157 (43): 19.
  5. ^ Коу (1968), с. 42. Диль, с. 104.
  6. ^ Коваррубиас (1957), с. 62.
  7. ^ Пул, с. 68.
  8. ^ Коу (1965), с. 123.
  9. ^ Пул, с. 112.
  10. ^ например, Пул, с. 116, или Погориленко.
  11. ^ См. Коваррубиас (1986), стр. 99, где он говорит: «Стилистические данные показывают, что маска ольмекского ягуара является ранней формой бога дождя».
  12. ^ Головной убор может иметь расщелину сзади, а не на самой макушке головы, как у мотива ягуара-оборотня.
  13. ^ Погориленко (с. 125) говорит, что «головной убор - безусловно, самый важный предмет одежды», а Джоралемон (1996, с. 56) говорит, что «особенно важен полосатый ободок».
  14. ^ Эти характеристики ольмекского дождевого сверхъестественного / оборотня можно найти у Миллера и Таубе (стр. 126), Джоралемона (1996) и Похориленко (стр. 125). Хотя Джоралемон обнаруживает, что ольмекский сверхъестественный дождь имеет «черты ягуара-оборотня» (то есть демонстрирует мотив ягуара-оборотня), тем не менее, это не сверхъестественное существо-ягуар-оборотень. Джоралемон включает уши в свое определение сверхъестественного оборотня-ягуара, но утверждает, что «существо никогда не носит повязку, головной убор или другие определяющие атрибуты. Его легко узнать только по его чертам лица» (стр. 58).
  15. ^ Миллер и Таубе, с. 185.
  16. ^ Джоралемон, с. 56.
  17. ^ Ферст (1996), стр. 69-70.
  18. ^ Миллер и Таубе, с. 102.
  19. ^ См. Miller & Taube, p. 158.
  20. ^ Коу, 1962.
  21. ^ Мерди 1981, с. 863.
  22. ^ Мерди 1981, с. 863-866.
  23. ^ Коу 2002, с. 75-76
  24. ^ Ферст (1981, стр. 150) был одним из первых, кто предложил использовать оборотня-ягуара в качестве связи с жабой. Два года спустя Элисон Бэйли Кеннеди написала в 1983 году статью на эту тему для журнала Current Anthropology . Элизабет Бенсон в своем сборнике 1996 года с сочувствием упоминает эту теорию (стр. 231; стр. 263).
  25. ^ Коу (1994), с. 69: «Там было большое количество костей морской жабы Bufo marinus »… в Сан-Лоренцо.
  26. ^ Ферст (1981), с. 150.
  27. ^ Ферст, Питер Т. (1995), «Шаманизм, трансформация и искусство ольмеков», в Коу, Майкл Д. и др., Мир ольмеков: ритуал и правление , Принстон, Художественный музей, Принстонский университет, стр. 68 -81

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джоралемон, Питер Дэвид (1971) Исследование ольмекской иконографии . В исследованиях доколумбового искусства и археологии, № 7 . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e311221b76fe932055868b161251b2a__1716791640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/2a/7e311221b76fe932055868b161251b2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Werejaguar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)