Оборотень
Оборотень , был одновременно ольмеков мотивом и сверхъестественным существом, возможно божеством .
Мотив оборотня характеризуется миндалевидными глазами, опущенным открытым ртом и расщелиной головой. [1] Он широко встречается в археологических записях Ольмека, и во многих случаях, согласно принципу pars pro toto , мотив оборотня-ягуара представляет собой сверхъестественное существо. [2] Сверхъестественное ягуара-оборотня включает в себя мотив ягуара-оборотня, а также другие особенности, хотя разные ученые определяют сверхъестественное ягуара-оборотня по-разному. Сверхъестественное существо-оборотень когда-то считалось главным божеством ольмекской культуры, но теперь считается лишь одним из многих. [3]
Первоначально многие ученые полагали, что оборот-ягуар был связан с мифом о совокуплении ягуара и женщины. [4] Хотя эта гипотеза по-прежнему признается жизнеспособной многими исследователями, с тех пор были выдвинуты и другие объяснения мотива ягуара-оборотня, некоторые из которых задаются вопросом, действительно ли этот мотив вообще представляет собой ягуара.
Этот термин происходит от древнеанглийского are , что означает «человек», и ягуара , крупного представителя семейства кошачьих в сердце Ольмеков , по аналогии с оборотнем .
Описание
[ редактировать ]Мотив оборотня
[ редактировать ]Основной мотив оборотня сочетает в себе расщелину головы, раскосые миндалевидные глаза с круглыми радужками , а также опущенный вниз рот с расширенной верхней губой и беззубыми деснами. [5] Этот мотив был впервые описан в печати Маршаллом Сэвиллом в 1929 году и развит художником и археологом Мигелем Коваррубиасом в его книгах 1946 и 1957 годов. В этой последней книге « Индейское искусство Мексики и Центральной Америки » Коваррубиас включил генеалогическое древо , показывающее «маску ягуара» как предка всех (более поздних) мезоамериканских богов дождя. [6]
Примерно в это же время, в 1955 году, Мэтью Стирлинг выдвинул то, что с тех пор стало известно как гипотеза Стирлинга, предполагая, что ягуар-оборотень возник в результате спаривания ягуара и женщины.
В ответ на эту основу ягуар-оборотень стал главным стержнем иконографии ольмеков. Почти любое изображение, показывающее перевернутый рот или расщелину головы, описывалось как «ягуар-оборотень». [7] Крупная выставка 1965 года, посвященная ольмекам, называлась «Дети ягуара» и называла ягуара-оборотня «божественной силой цивилизации ольмеков». [8]
Однако эта парадигма была подорвана открытием в том же году Памятника Лас-Лимасу 1 , скульптуры из зеленого камня , на которой был изображен не только ребенок-оборотень, но и еще четыре сверхъестественных существа, у каждого из которых была расщелина головы. На основе анализа этой скульптуры в 1976 году Питер Дэвид Джоралемон предложил определения восьми сверхъестественных явлений Ольмека, каждое из которых характеризуется определенными иконографическими комбинациями.
Вереджагуар как божество дождя
[ редактировать ]В ходе последующих исследований стало очевидно, что не каждая расщелина головы и не каждая опущенная пасть представляют собой оборотня. [9] Поэтому некоторые исследователи усовершенствовали оборотня-ягуара, приравняв его к ольмекскому божеству дождя. [10] предположение, которое художник, археолог и этнограф Мигель Коваррубиас сделал еще в 1946 году на юге Мексики . [11]
Ольмекское сверхъестественное (или божество) дождя не только демонстрирует характерные миндалевидные глаза, расщелину головы и опущенный рот (то есть мотив ягуара-оборотня), но и имеет несколько других определяющих атрибутов, включая повязку на голову и головной убор, последний обычно с расщелиной. . [12] Повязка часто разделена по горизонтали и украшена равномерно расположенными орнаментами. [13] В дополнение к головному убору или часто в качестве его продолжения, сверхъестественное существо также носит затычки для ушей (часто складчатые ), спускающиеся по бокам его лица, и значок «перекрещенных полос» на груди и/или пупке. [14]
За пределами термина «оборотень»
[ редактировать ]Некоторые учёные даже пытались отказаться от термина «ягуар-оборотень». Например, в своей монографии 1996 года Анатоль Погориленко использует термин «сложный антропоморф», а не «оборотень», а в своей книге 1993 года Миллер и Таубе заявляют, что: [15]
Всеобъемлющая теория [оборотней] не может объяснить разнообразие и сложность сверхъестественных существ ольмеков. Только один, Ребенок Дождя, явно представляет собой смесь человека и ягуара.
Изображения
[ редактировать ]Хотя они «странным образом отсутствуют» в керамике, [16] Трехмерные изображения сверхъестественного ольмекского оборотня-ягуара появляются в самых разных каменных изделиях: от маленьких фигурок из зеленого камня ( см. Статуэтку размером 9 см ) до базальтовых статуй (таких как памятник Сан-Лоренцо 52) и более крупных памятников (см. ведущее фото).
Инертные детеныши-оборотни часто изображаются стоическими взрослыми на руках, как если бы младенца представляли. Эта сцена изображена в широком диапазоне материалов: от небольших портативных резных фигурок (см. фото ниже) до статуэток из зеленого камня почти в натуральную величину и многотонных алтарей ( см. фото Алтаря 5 спереди здесь ), хотя она неизвестна ни с одним ясность того, что представляет собой этот акт.
Двумерные изображения оборотня были вырезаны на зеленокаменных кельтах , нарисованы на керамике и даже вырезаны на четырех многотонных монолитах в Теопантекуанитлане ( см. рисунок ). Оживленные детеныши оборотней изображены на барельефе по бокам Алтаря Ла Вента 5 (см. фото ниже).
По словам археолога Питера Ферста , фигурки ягуаров, вероятно, использовались в качестве домашних богов для многих людей, а также в качестве духов-помощников или фамильяров для священников или шаманов, помогая в преобразующих действиях и других ритуалах. [17]
Происхождение
[ редактировать ]Ягуар как главный хищник Мезоамерики почитался в доколумбовых обществах, а принятие мотивов ягуаров правящей элитой использовалось для укрепления или подтверждения лидерства. [18] Однако это не объясняет мотив оборотня сам по себе, а возможное происхождение этого мотива интересует ученых уже более полувека.
Гипотеза Стирлинга
[ редактировать ]Мэтью Стирлинг , сделавший многие из первых открытий ольмеков в середине 20-го века, предположил, что мотив ягуара-оборотня произошел от истории совокупления между самцом-ягуаром и женщиной-человеком, во многом основанной на:
- Потреро Нуэво 3, Памятник
- Памятник Теночититлану 1,
- Памятник Лагуна-де-лос-Серрос 20 и
- Фрески из Чалькацинго .
Это так называемая гипотеза Стирлинга. [19] завоевал сдержанную поддержку со стороны более поздних археологов, в том числе Майкла Д. Коу . Однако дальнейший анализ этих скульптур, проведенный учеными, в том числе Уитни Дэвис, Кэролин Тейт, Карсоном Мерди и Питером Ферстом, поставил под сомнение эту гипотезу, вместо этого предложив альтернативы для объяснения характеристик ягуара.
Ягуар как победитель
[ редактировать ]В своей статье 1978 года Уитни Дэвис предполагает, что так называемые изображения совокупления человека и ягуара на памятниках вместо этого являются началом культа ягуара или представляют собой завоевание в бою, а не сексуальное завоевание. Вместо того, чтобы рассматривать людей и фигуры ягуаров в сексуальных ситуациях, Дэвис рассматривает ягуара, или человека в шкурах ягуара, как агрессора по отношению к побежденному противнику. Большинство фигур на рельефах и памятниках одеты в набедренные повязки, которые исключают совокупление, и Дэвис считает, что обнаженные фигуры кажутся мертвыми или умирающими, а не в сексуальной позе. Нередко можно увидеть обнаженные человеческие фигуры, изображающие мертвых пленников или противников в битве, как, например, в данзантесах Монте -Альбана .
Генетические дефекты
[ редактировать ]Еще до того, как Дэвис поставил под сомнение идею системы убеждений, основанной на совокуплении человека и ягуара, такие ученые, как Майкл Коу [20] искал биологические причины мясистых губ, расщелины головы и беззубых ртов, составляющих мотив оборотня. генетические аномалии, такие как синдром Дауна и расщелина позвоночника Распространенными объяснениями являются . Люди, страдающие от расщепления позвоночника, в частности, имеют дефекты развития, которые совпадают с характеристиками оборотня. Одним из таких состояний является энцефалоцеле , которое, помимо прочего, может вызвать разделение черепных швов и привести к депрессии или расщелине головы. [21] Cranium bifidum может дать аналогичные результаты. Кроме того, существует более высокая вероятность того, что эти состояния возникнут в одной семье, чем случайным образом среди населения, и мог иметь место значительный инбридинг . среди элиты [22] Если бы дети, рожденные с этим недугом, в каком-то смысле считались божественными или особенными, множественные рождения таких детей в семье или по семейной линии укрепили бы политическую и религиозную власть этой семьи.
Верягуар в образе жабы
[ редактировать ]Питер Ферст , среди других, предположил, что ягуар-оборотень на самом деле представляет собой разновидность местной жабы, а именно «жабу антропоморфного происхождения с характеристиками ягуара». [24]
Виды жаб, которые обычно встречаются в Мезоамерике, такие как Bufo marinus или Bufo valliceps , имеют выраженную расщелину на голове и, как и все жабы, мясистый рот с беззубыми деснами. Известно, что эти виды жаб обладают церемониальными и галлюциногенными свойствами для многих культур Мезоамерики. Скелетные останки этих видов, особенно Bufo marinus , были обнаружены на нескольких археологических памятниках в Мезоамерике, включая церемониальные центры ольмеков. [25] Этим видам жаб присуща символическая сила в их метаморфическом жизненном цикле, их плодовитости, их галлюциногенном яде и особенно в их сбрасывании кожи. [26]
Те изображения оборотней-ягуаров, у которых есть клыки, которые обычно приписывают клыкам ягуара, также можно объяснить как жабоподобные. Несколько раз в год взрослые жабы сбрасывают кожу. Когда старая кожа сбрасывается, жаба ее съедает. Когда кожа съедается, она свисает изо рта жабы и очень напоминает клыки ягуара-оборотня. Процесс возрождения мог символизировать смерть и возрождение со всеми вытекающими из этого религиозными последствиями.
Вережагуар в образе орла-гарпии
[ редактировать ]Оборотня также можно представить в виде орла-гарпии . Питер Ферст утверждает, что эквивалентом оборотня в небе является орел-гарпия. Оба — могущественные существа, связанные с древними шаманскими трансформациями ольмеков. Ферст делает этот вывод на основании иконографических данных и того факта, что орлы-гарпии также являются высшими хищниками . [27]
См. также
[ редактировать ]- Нагуали , позднее мезоамериканские мифические оборотни.
- Североамериканский ягуар
- Скин-ходок
- Териантропия
- Были
- Оборотень
- Оборотни
- Крыса-оборотень
- оборотень
Примечания
[ редактировать ]- ^ Коу (1968), с. 42. Диль, с. 104.
- ^ Pars pro toto означает, что часть представляет целое. Этот принцип распространен в искусстве ольмеков (см., в частности, Джоралемон, стр. 51).
- ^ См., среди прочего, Miller & Taube, p. 103.
- ^ Стирлинг, Мэтью В. (1955). «Каменные памятники Рио-Чикито, Веракрус, Мексика». Бюллетень Бюро американской этнологии . 157 (43): 19.
- ^ Коу (1968), с. 42. Диль, с. 104.
- ^ Коваррубиас (1957), с. 62.
- ^ Пул, с. 68.
- ^ Коу (1965), с. 123.
- ^ Пул, с. 112.
- ^ например, Пул, с. 116, или Погориленко.
- ^ См. Коваррубиас (1986), стр. 99, где он говорит: «Стилистические данные показывают, что маска ольмекского ягуара является ранней формой бога дождя».
- ^ Головной убор может иметь расщелину сзади, а не на самой макушке головы, как у мотива ягуара-оборотня.
- ^ Погориленко (с. 125) говорит, что «головной убор - безусловно, самый важный предмет одежды», а Джоралемон (1996, с. 56) говорит, что «особенно важен полосатый ободок».
- ^ Эти характеристики ольмекского дождевого сверхъестественного / оборотня можно найти у Миллера и Таубе (стр. 126), Джоралемона (1996) и Похориленко (стр. 125). Хотя Джоралемон обнаруживает, что ольмекский сверхъестественный дождь имеет «черты ягуара-оборотня» (то есть демонстрирует мотив ягуара-оборотня), тем не менее, это не сверхъестественное существо-ягуар-оборотень. Джоралемон включает уши в свое определение сверхъестественного оборотня-ягуара, но утверждает, что «существо никогда не носит повязку, головной убор или другие определяющие атрибуты. Его легко узнать только по его чертам лица» (стр. 58).
- ^ Миллер и Таубе, с. 185.
- ^ Джоралемон, с. 56.
- ^ Ферст (1996), стр. 69-70.
- ^ Миллер и Таубе, с. 102.
- ^ См. Miller & Taube, p. 158.
- ^ Коу, 1962.
- ^ Мерди 1981, с. 863.
- ^ Мерди 1981, с. 863-866.
- ^ Коу 2002, с. 75-76
- ^ Ферст (1981, стр. 150) был одним из первых, кто предложил использовать оборотня-ягуара в качестве связи с жабой. Два года спустя Элисон Бэйли Кеннеди написала в 1983 году статью на эту тему для журнала Current Anthropology . Элизабет Бенсон в своем сборнике 1996 года с сочувствием упоминает эту теорию (стр. 231; стр. 263).
- ^ Коу (1994), с. 69: «Там было большое количество костей морской жабы Bufo marinus »… в Сан-Лоренцо.
- ^ Ферст (1981), с. 150.
- ^ Ферст, Питер Т. (1995), «Шаманизм, трансформация и искусство ольмеков», в Коу, Майкл Д. и др., Мир ольмеков: ритуал и правление , Принстон, Художественный музей, Принстонский университет, стр. 68 -81
Ссылки
[ редактировать ]- Бенсон, Е.П. и Б. де ла Фуэнте , ред. (1996) Искусство ольмеков Древней Мексики , Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия, ISBN 0-89468-250-4 .
- Бенсон, EP (1998) «Господь, Правитель: символизм ягуара в Америке». В Нью-Джерси Сондерс (редактор), «Иконы власти: кошачий символизм в Америке» . Лондон: Рутледж: 53–76.
- Коу, Майкл Д. (1972) «Ольмекские ягуары и короли ольмеков». В EP Benson (ред.), Культ кошачьих . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс : 1-12.
- Коу, Майкл Д. (1999) Майя . Лондон: Темза и Гудзон: 90, 247–48.
- Коу, Майкл Д. (2002) Мексика: от ольмеков до ацтеков . Лондон: Темза и Гудзон: 64, 75–76.
- Коваррубиас, Мигель (1986) [1946]. Юг Мексики: Теуантепекский перешеек (Перепечатка, первоначально опубликовано в Нью-Йорке: Knopf © изд. 1946 г.). Лондон: KPI (Kegan Paul International) , распространяется Routledge & Kegan Paul по договоренности с Альфредом А. Кнопфом . ISBN 0-7103-0184-7 . OCLC 14069879 .
- Коваррубиас, Мигель (1957) Индийское искусство Мексики и Центральной Америки . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
- Дэвис, Уитни (1978) «Так называемые сцены совокупления ягуара и человека в искусстве ольмеков». Американская древность 43 (3): 453–457.
- Диль, Ричард (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Серия «Древние народы и места». Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-02119-8 . OCLC 56746987 .
- Фёрст, Питер Т. (1981) «Детёнок-ягуар или мать-жаба: новый взгляд на старую проблему в иконографии ольмеков». В EP Besnon (ред.), Ольмеки и их соседи . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс: 149–162. ISBN 978-0-88402-098-1 .
- Хоралемон, Питер Дэвид (1996) «В поисках космоса ольмеков: реконструкция мировоззрения первой цивилизации Мексики». В EP Benson и B. de la Fuente (ред.), Ольмекское искусство Древней Мексики . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная художественная галерея : 51-60. ISBN 0-89468-250-4 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .
- Мерди, Карсон Н. (1981) «Врожденные уродства и мотив ольмеков-оборотней-ягуаров». Американская древность 46 (4): 861–871.
- Похориленко, Анатоль (1996) «Портативная резьба в стиле ольмеков», в Э. П. Бенсоне и Б. де ла Фуэнте (ред.), Ольмекское искусство Древней Мексики . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств : 119–131. ISBN 0-89468-250-4 .
- Пул, Кристофер (2007) Археология ольмеков и ранняя Мезоамерика . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78882-3 .
- Тейт, Кэролайн Э. (1999) «Покровители шаманской силы: сверхъестественные существа Ла Венты в свете верований мишек». Древняя Мезоамерика 10: 169-188.
- Сондерс, Нью-Джерси (1998) «Архитектура символизма: образ кошки». В Нью-Джерси Сондерс (редактор), «Иконы власти: кошачий символизм в Америке» . Лондон: Рутледж: 12–52.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джоралемон, Питер Дэвид (1971) Исследование ольмекской иконографии . В исследованиях доколумбового искусства и археологии, № 7 . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс.