Борец (скульптура)
Борец — это базальтовая статуэтка, датируемая периодом между 1500 и 400 годами до нашей эры, которую некоторые считают одной из самых важных скульптур культуры ольмеков . Фигура почти в натуральную величину получила высокую оценку не только за реализм и энергию, но и за эстетические качества. [1] С 1964 года скульптура является частью коллекции Национального музея антропологии в Мехико .
статуэтка высотой 66 см (26 дюймов) Эта мезоамериканская была обнаружена в 1933 году фермером в Арройо-Сонсо , в мексиканском штате Веракрус , недалеко от реки Рио-Укспанапа, недалеко от ее впадения в реку Коацакоалькос , в районе, ныне известном как Антонио. Плаза. [2]
Считается маловероятным, что эта скульптура, также известная как Памятник Антонио Плаза 1 , а также Эль Лучадор Ольмека (по-испански «Ольмекский борец») на самом деле представляет собой борца .
Описание
[ редактировать ]Статуэтка изображает сидящую мужскую фигуру. Ноги тонкие и довольно миниатюрные, [3] правая нога согнута перед телом, а левая откинута назад, почти под телом. Руки подняты и, как и ноги, согнуты и асимметричны. Обе руки сжаты. В необычном для искусства ольмеков положении плечи расположены не прямо над бедрами, а слегка повернуты вправо, что придает скульптуре ощущение движения, которое подчеркивается четко выраженными мышцами и динамичным расположением рук. [3]
Голова лысая, но ей не хватает сильно стилизованной черепной деформации, характерной для многих статуэток ольмеков или деревянных бюстов Эль-Манати . У фигуры усы и бородка — относительно редкие черты скульптуры ольмеков, которые встречаются лишь на нескольких рельефах, таких как памятник Ла Вента 3 . [3]
На фигуре лишь слегка очерченная набедренная повязка , что позволяет предположить, что изначально статуэтка была одета в ритуальную одежду, которая исчезла с течением времени. [4]
Эта скульптура полностью трехмерна и предположительно предназначена для просмотра со всех сторон: вид сзади показывает тщательно вылепленные лопатки и небольшую натуралистическую выпуклость, которая видна над поясом на бедрах. Мэри Эллен Миллер считает, что «длинная диагональ линии спины и плеч фигуры так же красива и властна, как вид спереди». [4] Фигура явно более свободная, чем другие трехмерные скульптуры ольмеков (чем, например, памятник Сан-Мартину Пахапану 1 ), которые часто имеют квадратную форму и кажутся «ограниченными» средой, из которой они вырезаны. [5]
Тема и знакомства
[ редактировать ]Несмотря на название, маловероятно, что фигура представляет собой борца, и считается, что усы и бородка связывают субъекта с «политико-религиозной иерархией». [1] Основываясь на сходстве с Жака ле Мойна картиной , изображающей ритуал Тимукуа XVI века , историк искусства Рой Крэйвен предполагает, что это фигура шамана . [6] хотя это предложение не получило особого внимания. [7] Учитывая индивидуальность произведения, а также детализацию лица, принято считать, что скульптура является портретом. [8]
Поскольку скульптура представляет собой произведение искусства из камня без археологического контекста , ее было трудно датировать. Хотя некоторые исследователи считают это ранним произведением, датируемым еще 1200 годом до нашей эры , [4] другие относят его к периоду, близкому к 400 г. до н. э., ближе к концу ольмекской культуры. Эта датировка основана во многом на ее несходстве с более ранними формалистическими скульптурами ольмеков. [9] Майкл Коу просто относит это к периоду между 1500 и 400 годами до нашей эры.
Дебаты о подлинности
[ редактировать ]Скульптура выходит за рамки большей части известного искусства ольмеков: [10]
- Скульптура не имеет явной иконографии , в отличие, например, от Памятника Лас-Лимас 1 .
- В то время как сидящие фигуры ольмеков почти всегда имеют широкое основание, основание этой фигуры узкое по сравнению с его туловищем.
- Вращение верхней части тела уникально для сохранившихся скульптур ольмеков, как и его «чувствительная деталь», такая как ступня со сводом и закругленными пальцами.
- В своем петрографическом анализе ольмекских артефактов Уильямс и Хейзер обнаружили, что базальт «уникален и... ни один другой памятник, который мы видели в Веракрусе или Табаско, не сделан из того же материала». Они предполагают, что «это может быть импортное произведение... и о его неместном происхождении также свидетельствует удивительный реализм, который здесь показан». [11]
Историк искусства Нэнси Келкер из Государственного университета Среднего Теннесси утверждает, что неопределенное происхождение, нетипичный камень, необычная резьба на спине, нестандартная поза, недавняя публикация научных материалов об ольмекском нефрите и острая заинтересованность мексиканцев найти миф об их происхождении. в древности все говорят о том, что это современная скульптура. [12] В ответ на эти аргументы археолог Майкл Коу и историк искусства Мэри Миллер, оба из Йельского университета, защитили скульптуру как аутентичную, утверждая, что она похожа на памятник 34 из ольмекской стоянки Сан-Лоренцо, а также тот факт, что мы мало знаем о ней. Искусство ольмеков позволяет предположить, что это шедевр ольмеков древности. [13] В другой раз Коу заявил, что если Хейзер на основании петрографического анализа счел скульптуру подделкой, то «с петрографическим анализом что-то не так!». [14] Сьюзан Милбрат также выступает против возможности подделки. Милбрат утверждает, что открытие 1933 года, задолго до того, как археологи определили культуру ольмеков или раскопали места ольмеков, исключает фальсификацию. Она предполагает, что Борец представляет собой «малоизвестный аспект монументального искусства ольмеков». [3]
оценки
[ редактировать ]В описаниях этой скульптуры археологи и искусствоведы изобилуют превосходными степенями. Ричард Диль говорит, что это «самая впечатляющая» трехмерная скульптура ольмеков, а Хью Хонор считает ее «лучшей из всех скульптур ольмеков». [15] Для Игнасио Берналя это «одно из величайших произведений искусства ольмеков». [16] Эту мысль позже поддержал Майкл Коу, который сказал, что это «один из величайших примеров искусства ольмеков» с «чувством индивидуального характера и человеческого телосложения, [которое] могло возникнуть только в результате длительного изучения анатомии». [17]
Сравнивая его с другим доколумбовым искусством, археолог Мэри Эллен Миллер описывает «Рестлера» как «один из самых ярких трехмерных портретов древнего Нового Света». [4]
Историк искусства Джордж Кюблер нигде не видит конкурентов, заявляя, что «спиралевидное движение тела, многообразие профилей, слаженные мышцы и выразительная сдержанность работы выделяют ее среди величайших произведений скульптуры всех времен». [18] В 1996 году правительство Мексиканских Соединенных Штатов выпустило серебряную монету весом в одну унцию с изображением скульптуры на аверсе , одну из шести в культурном наборе ольмеков.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кастро-Леаль.
- ^ Уильямс и Хейзер, с. 23. Район также известен как Санта-Мария-Укспанапа.
- ^ Перейти обратно: а б с д Милбрат, с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д Миллер, с. 23.
- ^ Миллер, с. 23. См. также «Честь», с. 110, в котором говорится, что «другие сохранившиеся скульптуры ольмеков совершенно другие, строго фронтальные и строго симметричные».
- ^ Крэйвен.
- ↑ В предложенной Крейвеном идентификации не упоминаются недавние работы, такие как Миллер или Диль, хотя Карл Таубе считает этот аргумент «разумным» (« Искусство ольмеков в Думбартон-Оукс» , стр. 61).
- ^ Миллер, с. 23. Коу, с. 78.
- ^ Беатрис де ла Фуэнте называет дату 500–400 гг. До н. э. (Крэйвен, стр. 30). Мария Кастро-Леаль считает, что это искусство отражает переход к постольмекскому стилю.
- ^ Если не указано иное, этот раздел основан на Милбрате, стр. 17.
- ^ Уильямс и Хейзер, с. 23.
- ^ Келкер, Нэнси Л. 2004. Ольмекский борец: доколумбовое искусство или современная подделка? Минерва 15(5):30-31
- ^ Коу, Майкл Д. и Мэри Миллер. 2004. Ольмекский борец: шедевр древнего побережья Мексиканского залива.Минерва 16(1):18-19
- ^ Коу, с. 78.
- ^ Диль, с. 114. Честь, с. 110.
- ^ Бернал, с. 64.
- ^ Коу (1989) с. 78.
- ^ Кублер, с. 133.
Ссылки
[ редактировать ]- Берналь, Игнасио (1969). Мир Ольмеков . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-02891-0 .
- Кастро-Лил, Мария (1996) «[Каталог №] 11. Памятник Антонио Плаза 1 - Сидящая фигура с усами и бородой», в книге «Ольмекское искусство древней Мексики» , Э. П. Бенсон и Б. де ла Фуэнте (ред.), Национальная галерея искусства , Вашингтон, округ Колумбия, ISBN 0-89468-250-4 , с. 172.
- Коу, Майкл Д. (1989) «Ольмекское сердце: эволюция идеологии» в книге Роберта Дж. Шарера и Дэвида Гроува (редакторы), « Региональные перспективы ольмеков» , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-36332-7 .
- Крэйвен, Рой К. (1995) « Иконографическая заметка: «Список мертвых борцов»? » [ постоянная мертвая ссылка ] , Мексикан , т. XVII, н. 2.
- Диль, Ричард (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Серия «Древние народы и места». Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-02119-8 . OCLC 56746987 .
- Честь, Хью; Джон Флеминг (2005) Всемирная история искусства , седьмое издание, издательство Laurence King Publishing, ISBN 978-1-85669-451-3 .
- Кублер, Джордж (1984) Искусство и архитектура древней Америки: мексиканские, майя и андские народы , История искусства пеликанов, издательство Йельского университета, ISBN 0-300-05325-8 .
- Милбрат, Сьюзен (1979). Исследование скульптурной хронологии ольмеков . Исследования доколумбового искусства и археологии № 23. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса , попечители Гарвардского университета. ISBN 978-0-88402-093-6 . OCLC 231896601 .
- Миллер, Мэри Эллен (2001). Искусство Мезоамерики . Серия «Мир искусства» (3-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20345-8 . OCLC 59530512 .
- Уильямс, Хауэл; Роберт Ф. Хейзер (сентябрь 1965 г.). «Источники камней, используемых в памятниках ольмеков» ( онлайн-факсимиле в формате PDF ) . Вклад Археологического исследовательского центра Калифорнийского университета . 1 (Источники камней, использовавшихся в доисторических стоянках Мезоамерики). Беркли: Калифорнийского университета Департамент антропологии : 1–44. ISSN 0068-5933 . ОСЛК 1087514 .