Тлайякапан
Тлайякапан | |
---|---|
Город и муниципалитет | |
Фасад церкви Сан-Хуан-Баутиста | |
Координаты: 18 ° 57'20 "с.ш. 98 ° 58'52" з.д. / 18,95556 ° с.ш. 98,98111 ° з.д. | |
Страна | ![]() |
Состояние | Морелос |
Основан | 15 век |
Правительство | |
• Муниципальный президент | Родольфо Хуан Рамирес Мартинес |
Область | |
• Муниципалитет | 71,56 км 2 (27,63 квадратных миль) |
Высота (о сиденье) | 1640 м (5380 футов) |
Население (2005) Муниципалитет | |
• Муниципалитет | 14,467 |
• Сиденье | 7,399 |
Часовой пояс | UTC-6 ( Центральный (Центральный США) ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC-5 (Центральный) |
Веб-сайт | (на испанском языке) сайт |
Тлайякапан ( Испанское произношение: [tlaʝaˈkapan] ) — название города и муниципалитета, расположенного в северо-восточной части штата Морелос в центральной Мексике. Он расположен в 60 км к востоку от столицы штата Куэрнавака и примерно в 1,5 часах езды к югу от Мехико . [ 1 ] Это сельская местность, образ жизни которой не сильно изменился за ХХ век, причем 90% ее населения по-прежнему частично или полностью зависит от сельского хозяйства. В городе есть старинные особняки, дома с красными черепичными крышами и улицы, мощеные камнем. Территорию пересекает множество оврагов, пересеченных многочисленными каменными мостами. [ 2 ] [ 3 ]
Главной достопримечательностью является бывший монастырь Сан-Хуан-Баутиста, возвышающийся над всеми остальными сооружениями. Он был построен в начале 1530-х годов вместе с 26 часовнями, разбросанными по первоначальному городу, в рамках «духовного завоевания» этой территории. Сегодня этот монастырь является частью монастырей на склонах Попокатепетля , который был внесен в список Всемирного наследия в 1994 году. В культурном отношении город известен двумя вещами: местом происхождения танца Чинелос и домом группы Банда Тлайакапан. , самый важный в культурном отношении в штате и признанный на национальном уровне.
Тлайякапан также был популярным местом съемок многих мексиканских и американских фильмов таких как «Валентина» , с Марией Феликсом и Эулалио Гонсалесом в главных ролях и « Два мула для сестры Сары » с Ширли Маклейн и Клинтом Иствудом в главных ролях . [ 4 ] [ 5 ] Американская рок- группа The Killers в 2006 году сняла клип на свой хит When You Were Young . [ 6 ] [ 7 ]
Достопримечательности
[ редактировать ]Монастырь
[ редактировать ]Над всем остальным в городе возвышается бывший монастырь Сан-Хуан-Баустиста ( Иоанна Крестителя ). Этот монастырь является частью серии монастырей возле вулкана Попокатепетль , который был объявлен объектом Всемирного наследия в 1994 году. [ 8 ] [ 9 ] Сегодня только церковная часть сохраняет свою первоначальную функцию и служит приходской церковью муниципалитета. [ 10 ] Покровителем города является Иоанн Креститель, праздник которого отмечается 24 июня. [ 11 ]
Монастырский комплекс был построен августинцами между 1534 и 1574 годами, а также несколько часовен, разбросанных по всему городу. [ 8 ] [ 12 ] Его фасадом является атриум , который больше, чем в любом другом монастырском комплексе штата. [ 10 ] Фасад церкви украшен небольшими изображениями солнца и луны. [ 13 ] Его комплекс представляет собой смесь ряда архитектурных стилей, включая римский, средневековый, платереско , готический и мавританский . Церковь является одной из крупнейших в Морелосе. [ 13 ] Несмотря на свою значимость, в архитектуре здания отсутствуют алтари и декоративные элементы. Число 12 встречается во всех его углах, 12 фундаментах, 12 дверях, 12 главных комнатах и других. Общее количество доходит до 144 — числа стен «совершенного города», описанного в Апокалипсисе . Главный неф церкви имеет ширину 14 метров, высоту 28 метров и длину 56 метров и соответствует нефу базилики Санти Кватро Коронати в Риме. [ 12 ] Одной из главных достопримечательностей монастырского музея являются фрески в вестибюле и зале для медитаций. Картины в вестибюле были написаны в целях евангелизации. [ 8 ] Церковь монастыря сохраняет свою первоначальную функцию. Остальные, такие как дворы, монастырь , часовни, столовая, молитвенные комнаты, кухня, сады и кельи монахов, исчезли или были преобразованы для других целей. [ 13 ]
Территория монастыря и часть открытой часовни были преобразованы в музей. В этом музее собраны доиспанские артефакты, католические религиозные предметы, религиозные картины 17 века и многое другое. Одним из экспонатов, который выделяется, является картина «Нуэстра-Сеньора-де-ла-Лус», написанная маслом беременная Дева Мария. Утверждается, что под каким бы углом ни рассматривалась работа, Богородица смотрит прямо на зрителя. [ 12 ] Двумя другими важными произведениями являются анонимные картины XVI века с фламандским влиянием, изображающие Святого Августина , и фрагменты изображений алтаря 1737 года. [ 14 ] В музее также выставлено несколько мумифицированных останков. Они были найдены под полом главного нефа монастырской церкви в 1982 году, когда проводились реставрационные работы. [ 1 ] [ 8 ] Это останки нескольких детей и одного подростка, каждый из которых найден в своем деревянном гробу и в хорошем состоянии. По одежде их идентифицировали как испанцев из высшего сословия. [ 12 ] [ 13 ] В то время считалось, что его следует похоронить в церкви как можно ближе к алтарю, чтобы скорее попасть на небеса. [ 12 ] Сегодня их можно увидеть в музее в помещении, где раньше располагалась амбулатория. По этой и другим причинам фотографирование на территории музея строго запрещено. [ 13 ]
В 1997 году на территории музея были проведены дополнительные реставрационные работы, которые финансировались INAH , Институтом культуры Морелоса и Фондом American Express . Большая часть этой работы заключалась в очистке и реставрации фресок в монастыре. Некоторые из наиболее хорошо сохранившихся произведений находятся в Sala Profundis или комнате для медитации, где есть изображения Четырех евангелистов , Святых Петра и Павла , Девы Марии и Распятия. [ 14 ]
Часовни
[ редактировать ]С монастырем связана серия из 26 часовен, которые были расположены в местах, где проводились доиспанские ритуалы в рамках «духовного завоевания» этой территории. [ 10 ] Некоторые из этих часовен заброшены и находятся в руинах. Восемнадцать из них продолжают использоваться и постепенно восстанавливаются. [ 15 ] Эти часовни разделены на три группы: Capillas de Cabecera (главные часовни), Capillas de Calpulli (семейные часовни) и Capillas de Retación . [ 8 ] Хотя некоторые из них представляют собой простые, даже скромные постройки, некоторые из часовен удивительно украшены декоративными фасадами, башнями, эспаданьями и декоративными воротами, некоторые из которых датируются колониальными временами. [ 15 ] У каждой часовни свой праздник, и в каждом районе есть своя часовня. [ 12 ]
С ним связана 21 часовня, разделенная на три группы: часовни главы, часовни Кальпулли и часовни отношений. [ 8 ] Наиболее важными из них являются Капильяс-де-Кабеса или, грубо говоря, «главные часовни», в которые входят Эль-Росарио, Санта-Ана, Сеньор де ла Эксальтасьон и Сеньор Сантьяго. [ 8 ] [ 15 ] Эти четыре часовни обозначают четыре доиспанских окрестных храма или теокаллиса в каждом из основных направлений, в том же относительном месте по отношению к главному теокалли, где сейчас находится монастырь. Санта-Ана находится на севере, Ла-Экзальтасьон на юге, Сантьяго на востоке и Эль-Росарио на западе. [ 15 ]
Часовня Сеньора дель Росарио (Богоматерь Розария) отмечает традиционную западную границу города и дает свое название окрестным районам. Он ориентирован с востока на запад и сочетается с часовней Сантьяго (Св. Иакова) в восточной части города. Он украшен лепной филигранью, имеет семь ниш в корпусе и три в колокольных частях. Раньше говорили, что когда звонят колокола этой часовни, голод уходит. [ 8 ] Фестиваль Сеньоры дель Росайо пройдет 7 октября с toritos de luces (небольшие рамы в форме быка с фейерверками), фестивалем и духовыми оркестрами. [ 11 ]
Часовня Санта-Ана (Св. Анны) расположена на севере города. Его фасад очень строгий и содержит медальон святого, установленный здесь в 1973 году. Внутри святой изображен вместе с Девой Марией и младенцем Иисусом. Это единственная часовня, которая не имеет канонического свода, а выполнена в готическом стиле. Каждый год паломники в Чалму уходят из этой часовни и возвращаются в нее. Район вокруг него, называемый Баррио-Норте или Баррио-Санта-Ана, был традиционным выездом в Мехико. [ 8 ] Часовня Санта-Ана является местом поминовения Вирхен-де-лос-Долорес (Богородицы Скорбящей) в шестую пятницу Великого поста и процессии Святого Погребения (Санто-Энтьерро) во время Страстной недели. [ 11 ]
Часовня Сантьяго находится в районе Сантьяго, который раньше назывался Тескальпа , или «ведьминским» (мужским) районом. Здесь обитают многие городские гончары, изготавливающие предметы повседневного обихода, например, горшки для кротов. Интерьер этой часовни больше, чем большинство других, украшен разноцветными крылатыми ангелами и святыми. В атриум имеется трехстворчатый проем. Оригинальный атриумный крест был украшен цветами, но некоторое время назад его украли, как и ряд других предметов из имущества часовни. Сохранились оригинальные двери, украшенные символами, изображающими звезды, солнца и людей. Особое значение имеют квадраты с изображениями солнца и луны. Каждая колокольня украшена плиткой Талавера, а также каменными сферами, имеющими сертификаты своего совершенства. [ 8 ] Праздник отмечается 25 июля и отмечается доиспанскими танцами. [ 11 ]
Капилья -де-ла-Эзальтасьон , также называемая Капильяс-де-ла-Крус, расположена на юге. Он содержит изображение Черного Христа, который, как говорят, творит чудеса и является объектом местного паломничества. [ 15 ] День Сеньора де ла Экзальтасьон — первая пятница Великого поста, с вечером четверга до следующего воскресенья проводятся такие мероприятия, как доиспанские танцы и фейерверки. [ 11 ]
Часовни связи или часовни, связанные с конкретным древним божеством, обращенным в святого, включают Нуэстра-Сеньора-дель-Трансито, Сан-Лукас, Сан-Педро и Сан-Херонимо. [ 8 ] День Нуэстра-Сеньора-дель-Трансито — четвертая пятница Великого поста, мероприятия начинаются в среду и продолжаются до воскресенья. Он состоит из танцев, называемых харипео , фейерверков и шествий, когда Богородица направляется в Тепостлан. [ 11 ] Одна из многих городских легенд связана с фигурой Девы Марии Вирхен дель Транзито, родом из Тепостлана. Эту фигуру сожгли, и в Тлайакапане искали того, кто мог бы ее починить. Говорят, что эта фигура «влюбилась» в фигуру Святого Мартина и захотела остаться, поэтому ее стало слишком тяжело поднять. Сегодня у изображения есть собственная часовня на крайнем юго-западе общины, но сама фигура остается в часовне Сан-Мартин. [ 16 ]
Часовни Кальпулли охватывают и другие типы памятников в четырех доиспанских кварталах. К ним относятся Сан-Херонимо, Санта-Марта, Санта-Крус-де-Альтика, Сан-Диего, Ла-Магдалена, Сан-Лоренцо, Ла-Тласкальчика, Сан-Николас, Ла-Консепкон, Сан-Мигель, Ла-Асунсьон, Сан-Мартин, Ла-Нативидад и Лос-Рейес. [ 8 ] Часовни на окраинах, такие как Сан-Николас, Сан-Педро, Сан-Лукас, Лас-Анимас и Эль-Трансито, отмечают традиционные выходы из доиспанской деревни. Самые маленькие часовни, также называемые эрмитами (эрмитажами), обозначают топографические места или другие религиозные места. [ 15 ] Фестиваль часовни Санта-Крус-де-Альтика состоится 3 мая, а также часовни Тласкальчика. [ 11 ] В часовне Рождества находится Музей Альфареро или Музей гончаров. [ 16 ]
Церерия
[ редактировать ]Музей и культурный центр Серерия (фабрика воска или свечей) расположен в здании, занимающем целый городской квартал и построенном в 16 веке. [ 1 ] [ 16 ] Его первоначальной функцией была Encomendero Español или штаб-квартира местной системы энкомендеро . В 17 веке она стала одной из первых восковых фигур в Америке. [ 10 ] Эта восковая фигура была известна в регионе изготовлением красивых свечей. [ 17 ] и стал местом, где можно было запастись ими для тех, кто путешествует в Мехико и обратно. [ 1 ] Со временем здание расширялось, демонстрируя различные архитектурные стили. находится большой резервуар для хранения воды или алиджбе В главном дворе . Еще есть горгульи . Во время Мексиканской революции здание служило казармой для Эмилиано Сапаты . войск [ 10 ]
В конце 20 века здание было отремонтировано и преобразовано в свое нынешнее назначение. [ 1 ] Восстановление Ла Серерии было общим делом для сообщества, которому помогали исследователи, ученые и другие добровольцы извне. Помещения были оборудованы так, чтобы отображать аспекты истории и традиций муниципалитета, такие как его доиспанское прошлое, музыкантов, гончарные традиции, многочисленные часовни 16-го века и Чинелос. Есть также два зала, посвященных временным выставкам. [ 17 ] Предлагаемые мастер-классы варьируются от ремесел до личностного развития, таких языков, как английский и науатль, рисования и шахмат, а также местных традиций. [ 1 ] [ 16 ] [ 17 ] Благодаря своей архитектуре здание использовалось для съемок ряда фильмов. [ 16 ]
Бывшая гасиенда Сан-Николас
[ редактировать ]Бывшая гасиенда Сан-Николас расположена в районе Пантитлан, но находится в руинах. Говорят, что первоначально он принадлежал Эрнану Кортесу , который завещал его внуку по имени Педро в 16 веке. Первоначальные владельцы поддерживали работу местных августинцев, и когда собственность впервые оказалась заброшенной, эти братья взяли ее на себя. В 1809 году правительство конфисковало его, и с тех пор он остается государственной собственностью. [ 8 ]
История
[ редактировать ]Происхождение имени происходит от языка науатль и означает «над кончиком или носом земли», но его также можно перевести как «пределы земли». [ 1 ]
Доиспанский период
[ редактировать ]Первой культурой в этом районе были ольмеки , известные только по археологическим находкам. Часть археологических работ здесь провел Франсиско Планкарте-и-Наварете, который также был вторым епископом Куэрнаваки в конце 19 - начале 20 веков. Он нашел здесь и в других близлежащих районах большое количество глиняных фигурок ольмеков. [ 1 ]
Позже, в доиспанский период, на этой территории доминировали сочимильки , которые оставались доминирующими до прибытия испанцев. [ 1 ] Город Тлайякапан восходит по крайней мере к 1400 году нашей эры, когда в хрониках он описан как важный торговый центр. [ 13 ] Этот район был важным торговым путем между Теночтитланом и южными точками. Здесь есть важный церемониальный центр с алтарями, посвященными Тонанцину и другим божествам. Этот центр находился в центре города, где сейчас находится монастырь. Тэкпан, или дворец губернатора, располагался на месте нынешнего муниципального дворца. Старая рыночная площадь и по сей день сохраняет свою первоначальную функцию. [ 1 ] Доиспанский город был разделен на четыре района, выровненных по сторонам света, называемых кальпульлис. Они отмечены четырьмя крупнейшими часовнями в городе. [ 1 ] [ 13 ]
Завоевания и колониальный период
[ редактировать ]В 1520 году, когда Эрнан Кортес все еще пытался завоевать Теночтитлан , испанцы отправили в этот район экспедицию к югу от долины. В 1521 году испанцы сражались с уроженцами Тлайакапана на холме Зиуалопапалозинк (исп. Эль Серро дель Сомбреро). Испанцы покинули этот район и направились в Оастепек , Яутепек , а затем в Куэрнаваку и обратно в Мексиканскую долину . Лорды Тлайякапана отправили множество воинов в Теночтитлан, чтобы помочь защитить Империю ацтеков . Тлайякапан не был полностью покорен Кортесом в военном отношении до 1539 года. [ 1 ] «Духовное завоевание» началось со строительства августинцами монастыря Сан-Хуан-Баутиста и связанных с ним часовен в 1530-х годах. Всего в городе будет построено 26 часовен на месте старых значительных доиспанских памятников. [ 15 ] Однако в ранний колониальный период коренные жители прятали местных божеств, таких как Якатекутли , бог торговли, внутри полых фигур святых и маршировали с ними в процессиях. [ 13 ]
19 век
[ редактировать ]Коренные жители потеряли большую часть своих прав собственности, и большая часть земли стала гасиендами, такими как гасиенда Сан-Карлос-Борромео и гасиенда Сан-Николас . Большинство из них снова не имели прав собственности до 1874 года. Однако во время правления Порфирио Диаса в конце 19 - начале 20 веков многие претензии коренных народов были отклонены в пользу гасиенд. Полное восстановление прав произошло с окончанием Мексиканской революции. [ 1 ]
20 век
[ редактировать ]Во время Мексиканской революции Освободительная армия Юга здесь какое-то время базировалась . Эмилиано Сапата уехал отсюда в Чинамеку, где был убит. [ 12 ]
С колониального периода и до недавнего времени этот район был относительно изолированным, сохранив многие свои старые традиции, включая экономику. Шоссе, соединяющее Мехико с Куаутлой, было построено здесь во второй половине 20 века, что обеспечило движение транспорта и туризм. В 1994 году монастырь Сан-Хуан-Баутиста был включен в список Всемирного наследия, официально названный «Самые монастыри начала 16-го века на склонах Попокатепетля» . [ 18 ]
21 век
[ редактировать ]Сильная гроза в августе 2010 года, являвшаяся частью системы, которая привела к масштабным наводнениям в нескольких штатах, захлестнула овраги. Эти наводнения затопили большую часть улиц города обломками и грязью, а также затопили атриум и внутреннюю часть Капильи-дель-Сеньор-де-Эксхальтасьон, одной из самых важных в городе. С тех пор волонтеры работали над очисткой и восстановлением здания. [ 19 ] [ 20 ]
погибли пять человек и были повреждены 17 из 34 храмов, включая монастырь Святого Иоанна Крестителя В результате землетрясения в Пуэбле 19 сентября 2017 года . Было повреждено 80% муниципального дворца. [ 21 ]
Эрасмо Мендоса Педроса из Juntos Haremos Historia (Коалиция «Вместе мы сделаем историю») был избран муниципальным президентом (мэром) 1 июля 2018 года. [ 22 ]
По состоянию на 7 мая 2020 года в штате Морелос зарегистрировано 688 подтвержденных случаев и 87 случаев смерти от пандемии COVID-19 в Мексике ; два случая были зарегистрированы в Тлайакапане. Школы и многие предприятия были закрыты с середины марта до 1 июня. [ 23 ] 26 мая государственное управление DIF отправило еду и воду уязвимым группам людей в восьми муниципалитетах, включая Тлайякапан. [ 24 ] 2 июля Тлайякапан сообщил о трех инфекциях и одной смерти от вируса; открытие штата было отложено как минимум до 13 июня. [ 25 ] По состоянию на 31 августа Тлайакапан сообщил о 81 случае заболевания, 57 выздоровлениях и 19 случаях смерти от вируса. [ 26 ] 27 декабря 2020 года было зарегистрировано сто шесть случаев. [ 27 ]
Культура
[ редактировать ]Карнавал и Чинело
[ редактировать ]Карнавал и танец Чинело переплетаются в муниципалитете. Каждый год, начиная с колониального периода, перед Великим постом в Тлайякапане проводится карнавал. Танец зародился здесь как часть карнавала. [ 1 ] [ 3 ] [ 9 ] Имя Чинело происходит от слова zineloquie на языке науатль, что означает «замаскированный». [ 1 ] В колониальные времена испанские повелители часто были жестокими и репрессивными по отношению к метисам и коренному населению. Во время карнавала было разрешено носить маски, и танцоры постепенно приобрели вид, призванный высмеивать испанцев. Платье имитирует ночные рубашки испанских колониальных женщин, а белые хлопчатобумажные перчатки также служат имитацией этих женщин. Богато украшенная шляпа, инкрустированная искусственными драгоценностями и большими перьями, имитирует шляпу, которую носят представители обоих полов. Маски не только служили для сокрытия личности, но также были сделаны из проволочной сетки, окрашены в розовый цвет, с густыми бровями и длинными заостренными бородами, имитирующими обильную растительность на лице европейцев. [ 3 ] Согласно традиции, шляпу создал некто по имени Кандидо Рохас, маски из проволочной сетки - кто-то по фамилии Тлакомулько, а платье, украшенное полосками и цветной кокеткой, - кто-то, известный только как «Баррабас». [ 2 ] Танцоры маршируют по улицам, принимая позы и прыгая, часто приглашая зрителей присоединиться. [ 1 ] [ 2 ] Их аккомпанируют местные оркестры, исполняющие традиционную музыку и даже созданные специально для них музыкальные композиции Sons и другие. Эта традиция Чинело была скопирована и изменена многими другими городами Морелоса, начиная с Тепостлана , у которого есть свои цвета и стиль шляп. Есть также танцоры Чинело в южных районах Милпа-Альта и Сочимилько в соседнем Мехико. Однако теперь танец является символом штата Морелос. [ 2 ]
Карнавальная традиция здесь, включающая танцы и марширование по улицам Чинело, имеет многовековую историю и проводится накануне Пепельной среды . Ко времени Мексиканской революции эта традиция пошла на убыль, но с 1920-х годов она вернулась. [ 2 ] [ 3 ] Как и другие версии карнавала, мероприятие проводится за несколько дней до Пепельной среды, но достигает своего пика накануне вечером во вторник. Ежегодный праздник укоренился здесь в колониальный период среди метисов и коренных жителей города, особенно тех, кто поддерживал сильные местные традиции. Одним из них был « немонтеми » или пять дней в конце ацтекского календаря . [ 28 ] которое произошло в начале февраля, примерно в то же время, что и начало Великого поста. Это событие также знаменует собой начало засушливого сезона, когда сельскохозяйственные работы прекращаются. Работа переходит к управлению хранящимися зернами и ремеслами. [ 1 ]
Накануне Пепельной среды гуляния начинаются в 10 утра с музыки и танцев, а также фейерверков. Они петляют по улицам на пути к главной площади. Вечеринка продолжается на площади с музыкой, едой, аттракционами и другими аттракционами. Однако настоящие празднества начинаются с заходом солнца и продолжаются до полуночи среды. Днём и ночью можно увидеть танцующего Чинелоса в толпе. В разгар пика в центре города собирается около 15 000 человек. [ 29 ]
Банда Тлайакапан
[ редактировать ]Во время карнавала и других фестивалей играет ряд оркестров, играющих на духовых инструментах, но самым старым и самым известным из духовых ансамблей Тлайякапана является Банда Тлайакапан . [ 1 ] Эта организация была основана в 1870 году Видалем Сантамарией и имела только чиримию (традиционный духовой инструмент) и несколько барабанов. Первоначально он назывался Лос-Аларконес. Вскоре после этого были добавлены другие инструменты, такие как тубы и саксофоны. Группа пережила ряд исторических событий, таких как Мексиканская революция, а также более приземленные проблемы, такие как денежные споры. [ 30 ] Руководство группой осталось за семьей Сантамария во главе с Бриджидо Сантамарией, который возглавлял ее на протяжении большей части 20-го века, сочиняя музыку для группы, например, Danza de los Chinelos and Sons, и сохраняя старые традиционные произведения, которые в противном случае могли бы быть утеряны. . Когда он умер в 1975 году, группой руководил Карлос Сантамария, который возглавляет ее сегодня. В 1998 году группа получила премию Premio Nacional de Ciencias y Artes от президента Эрнесто Седильо . В 2010 году группе исполняется 140 лет. [ 30 ] Многие из участников современной группы представляют собой представители нескольких поколений, и группа разделена на несколько секций для выступления на различных мероприятиях, таких как традиционные танцы, гражданские мероприятия и похороны. [ 1 ] Эта группа является самой важной в культурном отношении в штате и объездила всю Мексику и мир. [ 10 ]
Гончарное дело и воздушные игры
[ редактировать ]Керамика производилась в городе еще с доиспанских времен. Некоторые из древнейших найденных здесь керамических изделий связаны с культурой ольмеков. [ 1 ] [ 10 ] Одна из отличительных техник местной керамики - использование пуха рогоза в качестве темпера и смешивание его с глиной. [ 10 ] К керамическим изделиям относятся цветочные горшки, банки для хранения, фигурки, кастрюли, комалы , кувшины, посуда и многое другое. Многие из них покрыты глазурью разных цветов. [ 1 ] В честь этой традиции в Капилье-де-ла-Нативидад открыт Музей Альфареро или Музей гончаров, а также проводится фестиваль, посвященный этому ремеслу. [ 16 ] Feria del Barro , также известная как Культурный фестиваль Тлайякапана, была инициирована Корнелио Сантамарией и проводится каждый ноябрь. [ 9 ] [ 31 ] На Ферии де Барро 2009 года присутствовала певица Сусана Харп и такие группы, как Леонес де ла Сьерра, а также местная банда де Тлайякапан. На фестивале не только демонстрируется местная керамика, но также проводятся выставки фотографий, другие поделки и детские мероприятия. [ 32 ]
Одной из гончарных традиций, уникальной для этого сообщества, является набор фигурок, называемый juego de aire (буквально «воздушный набор»). Это набор глиняных фигурок, которые используются в ритуальном врачевании, особенно при заболеваниях, связанных с «плохим воздухом». Последним мастером, сохранившим искусство их изготовления, является Фелипа Эрнандес Барраган . Набор демонстрирует сцену ритуального исцеления, где одна фигура представляет больного человека, а другая представляет собой « курандеро » или шамана-целителя с птицей в руке в центре. Вокруг них разные животные: ящерица, многоножка, змея, бык, осел, паук, скорпион и лягушка, у каждой из которых к спине привязана сигарета. Эти животные представляют различные аспекты природы. Традиция гласит, что некоторые болезни возникают из-за «плохого воздуха» или сверхъестественных сил, которые обижаются, если не соблюдаются определенные вежливости. Одна из таких вежливостей — поприветствовать и/или предложить еду муравейнику, проходя мимо. Другой способ — совершить подношение в оврагах и других местах, где течет вода. Большинство этих верований имеют доиспанские корни. [ 18 ]
Еда
[ редактировать ]Традиционные блюда включают пипиан (красный и зеленый), тамалес , различные виды фасоли и тлакойо . [ 1 ] Один из местных бобов называется « айокоте », он большой и темно-красный. Листья авокадо используются для придания вкуса пище, а в блюдах часто используются помидоры, томатилло , нопалы и растение под названием хуанзонтле . [ 10 ] чечина (соленая говядина или свинина) из соседнего города Йекапистла . Популярна также [ 13 ]
География
[ редактировать ]Муниципалитет состоит из главного города Тлайакапан и 31 населенного пункта, занимающих площадь 71,52 км . 2 . [ 1 ] [ 33 ] Самая крупная община — Тлайакапан, на которую приходится около половины населения города. Другие важные сообщества включают Куаутемпан (Сан-Андрес-Куаутемпан), Лос-Лаурелес (Сан-Хосе-де-лос-Лорелес) и Накатонго. (инеги) Муниципалитет граничит с муниципалитетами Тланепантла, Яутепек, Тотолапан , Атлатлаукан и Тепостлан. [ 1 ] Муниципалитет представляет собой долину, окруженную цепью невысоких гор, большая часть которых принадлежит Сьерра-де-Тепостеко. Которые имеют капризные формы. [ 1 ] [ 12 ] На юге находятся вершины, известные как Вентанилья и Сомбрерито. На западе находятся Уикстлацинк, Тлатоани и Зиуалопапалозинк, самый высокий. На северо-западной стороне находятся Тезонтлала, Куитлазимпа и Тепозоко, а на северной стороне — Амикстепек. [ 1 ] Большинство этих вершин имеют округлую форму, что дало этому району название на науатль. [ 18 ] Одна из фигур, появившаяся на одной из гор, — это фигура богини-матери Тонанцин. Говорят, что в горном хребте появляются еще сорок два изображения богов. Одна из легенд гласит, что лица этих богов были вылеплены человеческими руками, когда король Кетцалькоатль пришел в эти места и объявил их священными. Профиль Тонанцина отождествляли с Девой Гваделупской, потому что он чаще всего появляется утром 12 декабря, в праздник этой девы. [ 34 ]
Гидрография
[ редактировать ]Здесь нет постоянных рек, но есть сезонные овраги, пересекающие дно долины. К крупнейшим из них относятся Тепанате, Чикотла, Уикончи и Сантьяго. [ 1 ]
Климат
[ редактировать ]Климат умеренный и полувлажный. Большая часть осадков выпадает в сезон дождей летом и в начале осени. Средняя температура 16С. Преобладающие ветры дуют с юга на север.
Дикая природа
[ редактировать ]В основном здесь обитают мелкие млекопитающие, немного оленей и иногда пума. Здесь обитает ряд видов птиц, таких как аисты и совы, а также ряд рептилий и амфибий. Также существует множество разновидностей пауков. [ 1 ] Тлайякапан входит в состав природного заповедника Чичинауцин , основанного в 1988 году. [ 1 ]
Экономика
[ редактировать ]Экономика района явно сельская; однако в целом муниципалитет не считается экономически маргинализированным. Одно сообщество считается крайне бедным, а одиннадцать - бедным, что составляет чуть менее 2200 человек от общей численности населения муниципалитета. [ 33 ]
Сельское хозяйство и животноводство составляют по крайней мере часть экономической базы более 90% населения. [ 1 ] Почти все сельское хозяйство происходит в сезон дождей с июня по октябрь. Важные культуры включают помидоры, кукурузу, фасоль, тыкву и огурцы. Однако выращивание томатов сократилось из-за заражения растений, стоимости гербицидов и инсектицидов и падения рыночных цен. большая часть муниципальной земли принадлежала общинам эхидо. До недавнего времени [ когда? ] конституционные изменения позволили большему количеству земли перейти в частные руки. [ 1 ]
Хотя сельское хозяйство остается основой экономики региона, гончарное дело имеет важное культурное значение. Керамика в этом районе производилась одним и тем же способом со времен колониального периода, и многие из них имели одинаковый дизайн. Большинство мастерских принадлежат семьям и поколениям. [ 18 ] хотя только 1% населения зарабатывает на жизнь таким образом, и большая часть зарабатывает в окрестностях Тескальпана или Сантьяго. [ 1 ] Помимо собственной керамики, ряд магазинов стали дистрибьюторами ремесленных изделий из других частей штата, а также из Мичоакана , Керетаро , Гуанахуато и Пуэблы . [ 16 ]
Добыча полезных ископаемых здесь велась еще в колониальные времена, но нет никаких записей, указывающих, где именно. Некоторые истории указывают на то, что золото добывалось на холме Тлатоани, а серебро — в Попотлане. Некоторые отверстия в этих горах были обнаружены, но не исследованы. В этом районе есть залежи извести, гипса, андезита , базальта и других вулканических пород, но в настоящее время они не разрабатываются. [ 1 ]
Туризм также считается важным из-за таких достопримечательностей, как бывший монастырь и музей Ла Серерия, но здесь занято только 0,25% населения. В муниципалитете 23 магазина. В туризме и торговле вместе занято 7,3% населения. [ 1 ] Тлайякапан является частью Рута-дель-Вулкан, туристического маршрута, созданного государственным туристическим фондом. Этот маршрут также включает Тепостлан и Йекапикстлу, где слово «вулкан» относится к вулкану Попокатепетль . [ 13 ] Из-за его «исторических атрибутов» раздавались призывы к тому, чтобы город стал « Пуэбло Магико » (программа, спонсируемая федеральным правительством), и его включение рассматривается. [ 3 ] [ 9 ]
Демография
[ редактировать ]По состоянию на 2005 год только 488 человек говорили на языке коренных народов по сравнению с 784 в 2000 году. [ 1 ] что составляет лишь 3,8% от общей численности населения. [ 33 ] Отсюда мало кто эмигрирует, но есть изрядное количество иммигрантов из таких штатов, как Герреро , Оахака и Пуэбла. [ 1 ]
Население в 2015 году составляло 17 714 человек по сравнению с 13 851 в 2000 году. [ 35 ] Почти все жители исповедуют католическую веру. [ 1 ]
Транспорт
[ редактировать ]Основная автомагистраль, проходящая через город, соединяет муниципалитет с Мехико на севере и Куаутлой и Морелосом на юге. Есть еще одно шоссе, которое соединяет этот район с Яутепек-де-Сарагоса . В этот район ходят несколько автобусных линий, включая Кристобаль Колон и Эстрелла Роха. Местный общественный транспорт обслуживает местные районы, а также Оастепек . [ 1 ]
Тлайякапан в СМИ
[ редактировать ]Фильмы
[ редактировать ]- Я... искатель приключений (1959), Антонио Агилар в главной роли.
- Ла Валентина (1966), Мария Феликс в главной роли
- Лусио Васкес (1968), Антонио Агилар в главной роли
- Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид (1969), в главных ролях Пол Ньюман и Роберт Редфорд [ 36 ]
- Лауро Пуньялес (1969), Антонио Агилар в главной роли
- Два мула для сестры Сары (1970), Ширли Маклейн в главной роли
- Президент муниципалитета (1975), в главной роли Мария Елена Веласко
- ОК, мистер Панчо (1981), в главной роли Мария Елена Веласко
- Сальвадор (1986), в главных ролях Джеймс Вудс и Джим Белуши.
Музыкальные клипы
[ редактировать ]Телесериал
[ редактировать ]- Прибежище для любви (одна серия)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль «Estado de Morelos Tlayacapan» [Штат Морелос Тлайакапан]. Энциклопедия муниципалитетов Мексики (на испанском языке). Мексика: Национальный институт федерализма и муниципального развития. 2005. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Адальберто Риос Салай (1 февраля 1998 г.). «Карнавалы приближаются: вечеринки, танцы и много вкуса!» [Карнавалы приближаются: вечеринки, танцы и много вкуса!]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и Сесар Мартинес Рамон (16 февраля 2006 г.). «De Carnaval por Morelos» [О карнавале через Морелос]. La Cronica de Hoy (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ «IMDb — Места съемок фильма «Валентина» (1966)» . IMDB . Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ «IMDb — Места съемок двух мулов для сестры Сары (1970)» . IMDB . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б «Киллеров посетил нежеланный гость. Билеты на убийц» . Новый Музыкальный Экспресс . Компания Time Inc. 8 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2007 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Из Мехико: пять близлежащих волшебных городов» (на испанском языке). Аэромексико . Aerovías de México, SA de CV, 19 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2011 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Monumentos de Tlayacapan» [Памятники Тлайякапана]. Муниципалитет Тлайакапана (на испанском языке). Тлайякапан, Мексика. Архивировано из оригинала 8 октября 2010 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Брито (9 ноября 2008 г.). «Тлайякапан должен быть волшебным городом» [Тлайякапан должен быть волшебным городом] День Морелоса (на испанском языке). Куэрнавака. Архивировано из оригинала 5 января . Получено 26 августа.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рикардо Венегас. «Тлайякапан, пуэбло-де-люс и музыка (Морелос)» [Тлайякапан, город света и музыки (Морелос)] (на испанском языке). Мехико: журнал Mexico Desconocido. Архивировано из оригинала 19 февраля 2013 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Cartelera de Eventos Fiestas, Danzas y Tradiciones» [Расписание мероприятий: фестивали, танцы и традиции]. Муниципалитет Тлайакапана (на испанском языке). Тлайякапан, Мексика. Архивировано из оригинала 8 октября 2010 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сесар Мартинес Рамо (22 апреля 2005 г.). «Тлайякапан; пуэбло-де-барро, магия и энканто» [Тлайякапан: город глины, волшебства и очарования] Хроника сегодняшнего дня (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Карла Герреро (26 июня 2005 г.). «Религия под подножьем вулкана» [Религия под подножьем вулкана]. Фреска (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. п. 4.
- ^ Jump up to: а б Антонио Бертран (24 августа 1997 г.). «Восстановить монастырь августинцев в Тлайакапане] Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Часовни Тлайакапана» . Исследование колониальной Мексики . Эспаданья Пресс. Архивировано из оригинала 19 сентября 2010 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Наели Ривера (11 мая 2003 г.). «Знай легенды Тлайакапана» [Познакомься с легендами Тлайакапана] Эль Норте (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 9.
- ^ Jump up to: а б с Демиан Ортис Мэйси (5 августа 2010 г.). «La Cerería: дом и общее дело Тлайакапана, Морелос» (на испанском языке). Мехико: журнал Mexico Desconocido. Архивировано из оригинала 17 декабря 2010 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Альма Патрисия Барбоса Санчес (2 января 2008 г.). «Тлайякапан: Acervo artesanal y cerámica Ritual» [Тлайякапан: Архив ремесел и ритуальной керамики]. Ла Хорнада де Морелос (на испанском языке). Куэрнавака . Проверено 26 августа 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Адриана Коваррубиас Хустино Миранда (19 августа 2010 г.). «Дожди затопляют Герреро и Морелос» . Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 24 августа 2010 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Адриана Монже (20 августа 2010 г.). «После подъема ситуация нормализуется». Diario de Morelos (на испанском языке). Куэрнавака. Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ «Волшебные города, пострадавшие после землетрясений» . Эль Универсал . 2 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2017 года . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ «Избранный губернатор, обычный местный избирательный процесс 2017–2018 гг.» (PDF) . impepac.mx (на испанском языке). Институт избирательных процессов и участия граждан Мореленсе. 2018. Архивировано (PDF) из оригинала 12 ноября 2018 года . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Куэрнавака, Адриана Бельмонтес. «Текущая ситуация с Covid-19 в Морелосе» . Солнце Куэрнаваки (на испанском языке). Архивировано из оригинала 17 апреля 2020 года . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ «Оказывает продовольственную поддержку DIF муниципалитетам» . www.diariodemorelos.com (на испанском языке). Архивировано 30 августа. из оригинала Получено 26 мая.
- ^ «Коронавирус в Морелосе | Diario de Morelos» . www.diariodemorelos.com (на испанском языке). Архивировано из оригинала 19 марта 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Прелесть, Тлаулли. "В Морелосе накопилось 5319 подтвержденных случаев заболевания Covid-19 и 1027 летальных исходов" . Союз (на европейском испанском языке). Архивировано из оригинала 25 октября 2020 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ «Лига Морелос — 1 тысяча 600 смертей от COVID19» . diariodemorelos.com (на испанском языке). Дневник Морелоса. 27 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 27 декабря 2020 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «Немонтеми и месяц Квауитлеуа в солнечном календаре ацтеков» . Всемирная цифровая библиотека . Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 27 мая 2013 г.
- ^ Хорхе Сифуэнтес Каньяс (25 февраля 2009 г.). «Карнавал в прошлом/II» [Карнавал в прошлом/II]. День Морелоса (на испанском языке). Куэрнавака . Проверено 26 августа 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Banda de Tlayacapan, 14 decadas de tradiciónsono» [Банда де Тлайакапан, 14 десятилетий музыкальной традиции]. Миленио (на испанском языке). Мехико. 28 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 2 сентября 2010 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ «Культурный фестиваль Тлайакапана. Feria Nacional del Barro» [Культурный фестиваль Национальной ярмарки глины в Тлайакапане] (на испанском языке). Мексика: КОНАКУЛЬТА. Архивировано из оригинала 24 мая 2012 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Летисия Исидро (23 октября 2009 г.). «Открытие фестиваля глины в Тлайакапане, Морелос» [Фестиваль глины в Тлайакапане, Морелос]. Миллениум (на испанском языке). Мехико . Проверено 26 августа 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с «Муниципалитет Последних» [Муниципалитет Последних]. Каталог населенных пунктов (на испанском языке). Мексика: СЕДЕСОЛ. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Лаура Кастелланос (26 августа 2005 г.). «В поисках богов в горах» [В поисках богов в горах]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 6.
- ^ http://countme.inegi.org.mx/monographs/information/mother/population/. Архивировано 4 августа 2022 г. в Wayback Machine , 13 декабря 2018 г.).
- ^ «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид: 1969» . Местоположение фильмов.com. Архивировано из оригинала 13 марта 2017 года . Проверено 23 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тлайакапан (на испанском языке)
- https://web.archive.org/web/20040607115441/http://e-municipios.e-morelos.gob.mx/
