Йекапикстла
Йекапикстла | |
---|---|
Город и муниципалитет | |
Координаты: 18 ° 53'00 "N 98 ° 51'54" W / 18,88333 ° N 98,86500 ° W | |
Страна | Мексика |
Состояние | Морелос |
Основан | 1520-е годы (испанское поселение) |
Правительство | |
• Муниципальный президент | Франсиско Эрик Санчес Завала КАСТРЮЛЯ [ 1 ] |
Область | |
• Муниципалитет | 192,33 км 2 (74,26 квадратных миль) |
Высота (о сиденье) | 1500 м (4900 футов) |
Население (2005) Муниципалитет | |
• Муниципалитет | 39,859 |
• Сиденье | 14,524 |
Часовой пояс | UTC−06:00 ( центральное время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC-5:00 |
Почтовый индекс (места) | 62820 |
Код города | 731 |
Веб-сайт | www |
Йекапикстла ( языки науатль : Yecapixtlān произношение на науатле: [jekaˈpiʃt͡ɬaːn] ) — город и муниципалитет, расположенный на северо-востоке штата Морелос в центральной Мексике . Йекаписштла означает « Земля мужчин и женщин с острыми носами» . [ 2 ] В городе находится один из монастырских комплексов, связанных с монастырями на склонах Попокатепетля, внесенными в список Всемирного наследия . Йекапистла славится своей вкусной и высококачественной говядиной чечина (вяленое мясо).
По данным переписи 2015 года, население муниципалитета составляет 52 651 человек. [ 3 ] Город сильно пострадал от землетрясения в Пуэбле 19 сентября 2017 года , в результате которого погибли два человека и была повреждена церковь. [ 4 ] [ 5 ]
Город
[ редактировать ]Исторический центр города окружает церковь и бывший монастырский комплекс Сан-Хуан-Баутиста . Непосредственно вокруг него расположены четыре района, основанные в 1550 году: Сан-Пабло, Ла-Консепсьон, Санта-Моника и Сан-Эстебан. Центр города вокруг монастырского комплекса был разделен на несколько ручейков , но большинство из них с тех пор высохли и/или были засыпаны. [ 6 ] Ряд новых районов, таких как Мескемека, Тлачичилко, Лос-Рейес, Сауатлан и Ла-Крус-Верде, изначально были независимыми сообществами, которые были аннексированы по мере роста города на более позднем этапе его истории. [ 7 ] Главный фасад монастырского комплекса обращен на запад, а задняя часть обращена к главной площади и муниципальному дворцу города. Городские часы видны с главной площади; часы были установлены на одной из задних башен монастыря отцом Эваристо Нава в начале 20 века. [ 7 ] [ 8 ] Главную площадь иногда называют Пласа-де-Трибутасьон, имея в виду ее функцию в доиспанский и ранний колониальный период как место для сбора дани, такой как урожай и предметы ручной работы, с территории, которая сейчас является восточной частью штата Морелос. В ранний колониальный период эта площадь была частью монастырского комплекса и продолжала выполнять функцию сбора дани. [ 6 ] (фортелеза) Хотя церковь Сан-Хуан-Баутиста доминирует как в городе Йекапистла, так и в окружающем муниципалитете, есть ряд других церквей, таких как Сан-Себастьян Мартир, Сантьяго-Апостол, де-ла-Вирхен-де-Гуадалупе, Санто-Томас-Апостол, Сан-Агустин. , Отец наш Иисус, Святая Люсия, Святой Николай, Святой Михаил, Короли, Святой Марк, Святой Крест, Святой Павел, Святая Моника, Непорочное зачатие, Святой Крус Экатепек и Святой Франсиско Калапа. [ 6 ]
Исторически Йекапистла была региональным торговым и правительственным центром еще с доиспанских времен. Помимо своей функции центра сбора дани в доиспанские и ранние колониальные времена, он также был основным перекрестком миграций и других транспортных потоков между долиной Мехико и южными точками. Город продолжает функционировать как коммерческий центр: по четвергам еженедельно проводится региональный тиангуис (рынок под открытым небом). [ 9 ] По понедельникам также работает еженедельный рынок, посвященный исключительно крупному рогатому скоту. [ 10 ] Однако самый крупный рынок года происходит в последний четверг октября. Этот рынок берет свое начало от доиспанского праздника в честь рождения Якапитсауака , божества, которое служило проводником для путешественников и защитником торговцев. Записи показывают, что этот фестиваль/рынок в той или иной форме наблюдался с 1330-х годов. [ 11 ] Сегодня основными моментами этого мероприятия являются танец Чинело и бальный танец с оркестром и популярной музыкой. [ 9 ] В этот день также проводится Feria de Cecina или ярмарка Чечина, на которой продвигается региональная деликатес города и муниципалитета - чечина из говядины , а также молочные продукты, такие как сливки и сыр . [ 8 ] Эти совместные мероприятия даже масштабнее, чем мероприятие святого покровителя Иоанна Крестителя 24 июня. Это событие отмечается в течение двух дней фейерверками на каркасах, называемых «торитос» (маленькие бычки) и «кастильос» (маленькие замки), оркестрами, играющими на духовых инструментах, и народными/региональными танцами из разных частей Морелоса и соседнего штата Мехико . [ 8 ] [ 9 ] Еще одно ежегодное мероприятие - Feria y Exposición Ganadera или выставка-ярмарка крупного рогатого скота. Помимо показа животных, здесь проводятся мероприятия чарреда , коррида и множество культурных достопримечательностей. [ 9 ] Сегодня в Йекаписстле по-прежнему проводится большое количество религиозных фестивалей и других мероприятий. Некоторые из наиболее важных из них приходятся на Новый год, Сретение , Страстную неделю , особенно в Чистый четверг , День Святого Креста (3 мая) , праздник Иоанна Крестителя 24 июня, День мертвых и посады , предшествующие Рождеству. . [ 7 ] В последний день Страстной недели танцоры народных танцев входят в церковь Сан-Хуан-Баутиста, совершают знак покаяния, а затем переходят в атриум, чтобы провести день танцев. За порядком во время мероприятия следят люди, одетые как римские солдаты. [ 9 ]
Помимо монастырского комплекса, Йекапистла наиболее известна производством и продажей чечины из говядины, разновидности маринованной говядины. [ 12 ] Чечина родом не из Йекапистлы, но это район, наиболее известный своим производством в Мексике. [ 13 ] Эту говядину готовят в виде больших тонких кусков мяса, которые затем нарезают и быстро готовят на гриле. Излюбленным видом чечины является маринованная говядина, но свиная версия, покрытая перцем чили также употребляется и . Йекапистла называет себя «Мировой столицей Чечины». Традиционно чечину едят со сливками и/или сыром из общины Ачичипико. [ 12 ]
Монастырь и церковь Сан-Хуан-Баутиста
[ редактировать ]На месте церкви и бывшего монастыря Сан-Хуан-Баутиста было теокалли , или священное место, посвященное богу торговли по имени Якапитсауак . Этот теокалли был разрушен испанцами под предводительством Гонсало де Сандоваля, когда он захватил и разграбил поселение в 1521 году. Этот теокалли и бог были центром доиспанского сообщества. [ 11 ] Францисканцы были первыми, кто прибыл в 1520-е годы , чтобы евангелизировать местное население, и построили на этом месте небольшую церковь. Однако эта церковь была уничтожена пожаром. [ 13 ] Августинцы взяли на себя евангелизацию в 1530-х годах и официально основали монастырь, посвященный Иоанну Крестителю . Эта фигура была выбрана потому, что Якапитсауак изображался с посохом в знак своей власти, а Иоанн Креститель часто изображался с посохом. [ 7 ] [ 8 ] Большая часть монастыря была построена между 1535 и 1540 годами. В то время имелся достаточный доход, чтобы не только завершить большую часть монастыря в короткие сроки, но и добавить ряд мелких деталей. [ 6 ] Строительство ряда более мелких элементов продолжалось до 1586 года. [ 8 ] Комплекс имеет сходство с другими, построенными августинцами на востоке Морелоса в то время, например, каменная стена по периметру и использование зубцов , которые придают этим монастырям вид средневекового замка. [ 11 ] Из-за уменьшающегося значения Йекаписстлы монастырь был по большей части заброшен к 17 веку, а в середине 18 века августинцы потеряли формальный контроль над церковью и общиной. [ 7 ] Комплекс оставался практически нетронутым до конца 19 века, когда отец Хосе Пилар Сандовал провел некоторые работы по реконструкции главного нефа церкви. Дополнительные реставрационные работы были предприняты отцом Эваристо Нава в начале 20 века, которые включали добавление органа и превращение ризницы в скинию . В 1994 году комплекс стал частью Монастырей на склонах Попокатепетля, объекта Всемирного наследия. [ 11 ]
Как обычно для монастырей того времени, перед комплексом расположен очень большой атриум . Этот атриум окружен каменной стеной, увенчанной зубцами . Главный вход в атриум со стороны улицы украшен зубцами, а также часовнями, расположенными по каждому из четырех углов стены. От главного входа в церковь ведет дорожка из вулканического камня, разделенная атриумным крестом с сердцем, чашей изображением Гостии . и барельефным [ 8 ] Атриумный крест не оригинал. Оригинал был сломан ребенком в 1961 году, когда он пытался забраться на его основание. Крест упал на ребенка, убив его. [ 11 ] Вдоль стен атриума с внутренней стороны сохранилось несколько пустых ниш, в которых, вероятно, находились изображения, связанные с Крестным ходом . Доступ к часовням по углам, называемым capillas posas, находится в атриуме. Основная функция этих часовен заключалась в том, чтобы служить домом для гостей во время шествий на Корпус-Кристи . [ 11 ]
В задней части атриума находится комплекс, состоящий из большой церкви и монастыря . Передняя часть церкви имеет очень высокий фасад, в основном не украшенный, окруженный двумя угловыми контрфорсами и увенчанный небольшой утопленной башней. Вдоль верха фасада и на этой башне есть зубцы. [ 8 ] [ 13 ] В церкви также есть колокольня, но она несколько углублена от фасада и тоже увенчана зубцами. [ 8 ] Под карнизом находится фриз , разделяющийся на две части. Справа в ацтекском стиле изображена дата прибытия францисканцев — 1526 год, сопровождаемая гербом этого ордена. Слева указан год разрушения доиспанского теокалли. [ 11 ]
Между зубцами и главным порталом находится готическое окно-розетка , а под ним находится главный портал с изысканным дизайном. Окно-роза выделяется больше всего. Это круглый камень с цветочным узором, пропускающим свет, окруженный рамкой со сложным орнаментом. Это одно из очень немногих окон-розеток того времени в Мексике. [ 8 ] Хотя общий стиль окна выполнен в стиле платереско- готики, он был создан руками местных жителей. Он также содержит местные элементы. «Цветок» в центре указывает на четыре стороны света, а двадцать херувимов в рамке, окружающей его, представляют дни месяца ацтекского календаря. В этой рамке также находится бюст связанной женщины, которая, вероятно, представляет собой мать Уицилопочтли . [ 11 ]
Портал представляет собой простую арку с тонкими рельефами с маленькими ангелочками, херувимами и растительными мотивами на архивольте , а также портретами святых и монахов. Одним из таких портретов может быть Хорхе де Авиле-и-Ро , основатель монастыря. Слева – портрет мирянина с прической в римском стиле, вероятно, архитектора. Деревянные косяки украшены головами ангелов и узорами из роз, а также растительными мотивами. [ 8 ] Решетки на главных дверях были добавлены в 1910 году отцом Эваристо Нава, который также подарил часы, которые можно увидеть на задней башне комплекса. [ 11 ] Вокруг арки и дверей портал вылеплен детально и тонко. Сбоку от дверного проема расположены две пары пилястр . [ 8 ] Они выполнены в стиле ренессанс, а остальная часть портала сочетает в себе готику и платереско. Однако в колоннах также есть каналы, которые чаще всего ассоциируются с более поздним Шурригереском . У основания колонн расположены бюсты святого Амвросия, епископа Миланского и Цицерона , оказавшего влияние на философию святого Августина . [ 11 ] Пилястры увенчаны капителями , поддерживающими фриз с рельефами летящих ангелочков с крестом в центре. Над фризом находится панель с нишей, ныне пустой, по бокам которой расположены гербы августинцев и францисканцев. Под гербами изображен ангел верхом на драконе. Возглавляет это фронтон . [ 8 ] [ 11 ]
Северо-восточная сторона церкви отмечена длинной стеной с тремя готическими окнами и боковым порталом в стиле ренессанс. [ 8 ] Это портал, который чаще всего используют прихожане, поскольку он находится ближе всего к тому, что сейчас является главной площадью города. [ 11 ] Этот портал имеет цилиндрическую арку, окруженную двумя наборами пилястр. Между комплектами встречаются сильно потертые декоративные детали, в том числе два медальона. Они примечательны тем, что изображают мужчину и женщину в гражданской одежде без религиозного аспекта. В архивольте арки находятся связки копий, перевязанные разными элементами. В центре одного из этих связок находится сердце — символ августинцев. Карниз . окружает территорию [ 8 ]
Главный вход церкви ведет в пространство под хорами, перекрытое готическим сводом с нервами, образующими форму звезды. Стилизованные фрески черного цвета на боковых стенах были отретушированы. Они состоят из полос украшений с такими элементами, как буквы, ниши и гербы. Эта входная зона заканчивается аркой, ведущей в главный неф. [ 8 ] Эта область служит баптистерием и содержит три монолитные части, которые первоначально были частью теокалли. [ 11 ] Первые два используются для крещений. Первый — это большой таз для воды для крещения. Вторая, называемая «писцина», предназначена для приема воды, льющейся с головы крещаемого. На внешней стороне основного бассейна находятся головы животных и людей, что может указывать на то, что чаша изначально была частью фонтана, приспособленной к своей нынешней функции. Выступающие головы указывают на двойственность жизни: мужское начало, представленное ягуаром, и женское начало, представленное женщиной. Использование символа ягуара указывает на влияние ольмеков . Рядом с этими двумя стоит небольшой столб с потертыми, неопознаваемыми узорами, назначение которого неизвестно. [ 8 ] [ 11 ]
Маленькая дверь во входной зоне закрывает лестницу, ведущую на хор наверху. Эта хоровая зона украшена фресками в средневековом стиле и балюстрадой с гербом геральдической лилии, вылепленной из песчаника. [ 8 ] Он также содержит орган, подобный тем, которые использовались в средневековых европейских соборах, и является единственным в своем роде в августинских монастырях региона. Единственный другой в регионе находится в первоначально францисканском соборе Куэрнаваки. Он был подарен Эваристо Нава в 1915 году на деньги, которые он копил на поездку в Святую Землю . [ 11 ]
Главный неф огромен и очень высок. В передней части находится апсида , которая, как и пространство под хором, имеет свод с готическими нервами, образующими звездный узор. [ 8 ] [ 11 ] Нынешний главный алтарь, найденный здесь, не является оригиналом. Первоначальный алтарь был выполнен в стиле барокко и содержал двенадцать картин с изображением каждого из апостолов, а также по одной с изображением Иоанна Крестителя и Святого Августина. [ 11 ] Эти картины с тех пор были перенесены в пинакотеку собора Куэрнаваки. Нынешний алтарь представляет собой большой белый объект в неоклассическом стиле XIX века, вдохновленный римским мавзолеем . Он имеет два уровня на круглом основании с капителью в коринфском стиле. На нем изображен Иоанн Креститель. [ 8 ] [ 13 ]
Большая часть оригинальных фресок, покрывавших стены и потолки, пришла в негодность или утеряна, но к частям были добавлены реконструированные фрески, особенно в пространствах между нервами сводов. Эти фрески содержат мягкие цвета, которые образуют линии, геометрические и цветочные формы, напоминающие изделия из железа. Вероятно, они датируются последней третью XIX века, но в основном это предположения. На боковых стенах сохранились выцветшие остатки повествовательных сцен, которые также не датированы. [ 8 ] Одним из наиболее хорошо сохранившихся элементов внутри церкви является кафедра 16-го века, сделанная из песчаника и украшенная прекрасными узорами в готическом стиле. На каждой из граней рисунка изображены анаграммы имени Христа или герба августинцев. Ничего подобного за весь мексиканский колониальный период не существует. [ 8 ] Оригинальные исповедальни встроены в стену с правой стороны нефа, разделяющую церковь и монастырь, причем священник входит в одну сторону, а духовник - в другую. Они были скрыты на протяжении большей части истории церкви до 1954 года, когда отец Хосе Мария Мендес переместил алтари на эту стену, чтобы открыть их. Между ними и баптистерием находится большая дверь, ведущая в клуатр бывшего монастыря. В колониальные времена эту дверь открывали только для мессы на крупных фестивалях. [ 11 ]
Фасад монастыря имеет два уровня и обращен к арочному крыльцу, называемому портерией. Над портьерой есть два окна и остатки пилястр арки, соответствующей открытой часовне, похожей на балкон. Однако со временем этот балкон был замурован, чтобы освободить больше внутреннего пространства. Портерия состоит из двух арок и фриза, украшенного выступающими круглыми формами. Портерия содержит главный вход в монастырь, над которым находится распятие на вершине черепа, символизирующее Голгофу . [ 8 ] Фойе этого входа в конце 19 – начале 20 века служило баптистерием. Картины здесь относятся к той эпохе. На них изображены истории о Деве Марии, которая изображена с младенцем Иисусом на руках и символами Троицы вокруг них. [ 11 ]
Внутри монастырь имеет только один этаж, окружающий центральный двор, разделенный шестнадцатью простыми арками с контрфорсами. Внутри каждой арки есть темно-красные круги — все, что осталось от медальонов, вероятно, содержащих религиозные анаграммы . В центре двора находится фонтан и солнечные часы, выгравированные на колонне. [ 8 ] [ 11 ] Есть два главных внутренних портала: один ведет в трапезную, а другой - в помещения нынешнего священника. Как и в других монастырях той местности и того времени, здесь сохранились остатки фресок. Рядом с большим дверным проемом церкви находится группа из четырех святых, выполненная в черно-белых тонах, которые смотрят на сцену, которая с тех пор была утеряна. Есть участки, где сохранились части фризов с изображениями, нарисованными белым цветом на черном фоне, особенно в верхних частях стен. В промежутках между арками появляются изображения святых, которые имитируют скульптуры, находящиеся в нишах с платереско- колоннами и увенчанные ракушками. В одном углу находится фигура сидящего святого папы с хорошо прорисованным лицом и глазами. Большинство остальных картин представляют собой повествования, но большая часть работ частично или полностью утрачена, а те, что остались, находятся в плохом состоянии. Единственным исключением является изображение Голгофского пути и Распятия. Своды коридоров украшены сундуки , некоторые из которых имеют шестигранную форму, что может указывать на влияние итальянского архитектора Себастьяна Серлио . Sala de Profundis, или комната для медитации, содержит хорошо сохранившиеся многоцветные фрески, на которых изображено большое количество святых, включая ряд мучеников и изображение Святого Августина. Эти изображения находятся в процессе реставрации Национальным институтом антропологии и истории . [ 8 ] В южном крыле монастыря есть вход в подземелье, которое, по преданию, раньше вело к дому Эрнана Кортеса , но сейчас разрушено. [ 6 ] Также есть дверь, ведущая в сад, где выращивали еду для монахов. Здесь до сих пор растут фруктовые деревья, на которых растут манго , гуава , кофе, лайм, апельсины, сливы и многое другое. [ 11 ] Это один из немногих монастырей, у которого до сих пор есть сад, хотя и значительно уменьшенный. [ 6 ]
Из виду не хватает кухни и туалетов. Считается, что часовня Сан-Хосе, выходящая теперь в церковь, изначально была монастырской кухней. Известно, что в таком виде эта часовня существовала как минимум с XIX века. В монастыре есть архив, датируемый 1600 годом, в котором в основном записаны крещения, конфирмации , бракосочетания и смерти местного населения. Во время Мексиканской революции этот архив был запечатан за стеной, чтобы избежать его уничтожения. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Доиспанская эпоха
[ редактировать ]Название Yecapixtla переводится по-разному. Некоторые источники утверждают, что это название относится к ношению через нос камня под названием «чалчуихит», что переводится как «земля проколотых носов». Это действительно практиковалось в этом районе среди доиспанских губернаторов как знак их статуса. Этот перевод может быть взят из документов, написанных Гутьерресом де Лиеваной в 1580 году. На ацтекском символе этой местности действительно изображен проколотый нос. [ 7 ] [ 13 ] Правительство Морелоса утверждает, что название переводится как «земля нежного воздуха», имея в виду спокойную погоду и отсутствие сильных ветров. Символ также содержит летающее насекомое, которое может намекать на это. [ 10 ] Однако это имя очень близко к имени бога торговли Якапитсауака, чей теокалли был центром доиспанского поселения. Этот теокалли был разрушен испанцами, а на его месте построена церковь, посвященная Иоанну Крестителю. [ 11 ]
Восточная часть нынешнего штата Морелос была заселена со времен ольмеков, и эта культура контролировала большую часть территории через главное поселение Чалькацинго . Известно также, что группы Чалкаса и Сочимилькаса здесь проходили . Сочимилькас и Тлауикас поселились около 1325 года. [ 7 ] Сама Йекапикстла была основана группой Сочимилька. [ 13 ] Эта же область Морелоса была завоевана Моктесумой I в 1440 году, а Йекапистла стала центром сбора данников ацтеков из-за своего стратегического положения в бассейне реки Амацинак . Ацтеки называли это поселение Тлалнауак. [ 7 ] [ 8 ]
Завоевание и колониальный период
[ редактировать ]Во время испанского завоевания Империи ацтеков , за несколько месяцев до падения Теночтитлана , испанские солдаты под командованием Гонсало де Сандоваля прибыли в Йекапикстлу, чтобы завоевать его. Сандовал прибыл в поселение из Уэхоцинго , приведя из этого места воинов, которые были традиционными врагами Йекаписстлы. Битва между испанскими и местными воинами-орлами произошла в ущелье Ксаплан 15 марта 1521 года, и город ожесточенно сопротивлялся захватчикам. Однако воины не смогли противостоять превосходному оружию испанцев, и династия воинов-орлов в этой местности была уничтожена. Оставшиеся воины навсегда отступили из Йекапистлы, но некоторые отправились в Теночтитлан , чтобы защищать его. [ 7 ] [ 11 ] Победоносные испанцы разграбили, разрушили и убили многих жителей города. [ 7 ] [ 8 ]
Йекаписстла лежала в руинах, но Эрнан Кортес интересовался ею и ее окрестностями из-за хорошо налаженной системы сбора дани и пригодности этой земли для выращивания фруктовых садов. [ 6 ] [ 7 ] Кортес построил в городе дом и заявил права на эту территорию. [ 6 ] Однако первое колониальное правительство Мехико передало земли в этом районе Диего де Ольгину. [ 7 ] Кортес уехал в Испанию в 1529 году, превратив эту территорию в энкомьенду под названием Тлалнауак , в которую входили четырнадцать общин, включая Йекапикстлу. [ 6 ] Когда Кортес вернулся из Испании, он нес с собой печать, делающую его маркизом долины Оахаки, что давало ему владение большими участками земли, включая район Йекапикстла и еще четыре в Морелосе. Семья Кортес будет удерживать эти земли до конца 16 века. [ 7 ] [ 8 ] Йекапистла сохранила свою функцию центра сбора дани и стала торговым центром, особенно по торговле скотом. [ 7 ]
Первыми миссионерами в этих районах были францисканцы, которые прибыли и построили небольшую церковь в 1525 году. В 1530-х годах их сменили августинцы. Этот приказ начал строительство монастырского комплекса, который сохранился и по сей день. [ 6 ] [ 7 ] В основном он строился в течение пяти лет, с 1535 по 1540 год, что стало возможным благодаря доходам, обеспечиваемым статусом поселения как центра сбора дани. [ 8 ] [ 13 ] Монастырь и город были посвящены Иоанну Крестителю. Он был выбран потому, что его часто изображают в плаще, сандалиях и посохе, как и доиспанского покровителя поселения Йекапецауака. [ 11 ] После постройки монастырь стал областным административным центром благодаря своему расположению на ряде торговых путей. [ 7 ] [ 8 ] Город Йекапистла был реорганизован вокруг монастырского комплекса в 1550 году на четыре района: Сан-Пабло, Ла-Консепсьон, Санта-Моника и Сан-Эстебан, которые существуют до сих пор. Они примерно соответствуют доиспанской организации города, но его размер значительно уменьшился из-за потери населения, особенно на южной стороне. [ 6 ] [ 7 ] Город в то время был испещрен реками и оврагами, через которые перекинуты небольшие мосты, особенно вокруг монастыря, но с тех пор многие из них высохли и заполнились. [ 6 ]
Депопуляция продолжалась в конце 16 - начале 17 веков, и значение монастыря уменьшилось. К концу этого времени монастырь был практически заброшен, поскольку Куаутла вырос и стал региональным центром. В 17 веке те, кто имел права на землю в соответствии с так называемым «изначальным титулом», начали борьбу с испанскими гасиендами из-за поверхностных вод. Большая часть земель в муниципалитете не пригодна для выращивания сельскохозяйственных культур, а пригодна для разведения домашнего скота, особенно крупного рогатого скота. По этой причине промышленность региона по производству говядины и молочных продуктов, таких как сливки и сыр, началась относительно рано, в колониальный период. Сады, заложенные в самый ранний колониальный период, по-прежнему имели важное значение. В 18 веке был еще один период депопуляции, когда многие жители пошли работать в гасиенды в Куаутле и других районах Морелоса. [ 7 ]
В 18 веке августинцы официально уступили контроль над монастырским комплексом и населением в пользу регулярного духовенства в 1754 году. В это время проводились многие популярные религиозные праздники, такие как Семана де Сан-Хуан (Неделя Святого Иоанна) и День Святого Иоанна . Мертвые обосновались в городе и его окрестностях, часто поощряемые новым духовенством. Развитие и рост местных религиозных фестивалей будет продолжаться до конца колониального периода и до 19 века за счет создания братств (cofradias), посвященных определенному святому или другому религиозному элементу. [ 7 ]
Независимость и 19 век
[ редактировать ]Из-за его стратегического положения между районом Мехико и южными точками армии, связанные с мексиканской войной за независимость , войной за реформы и мексиканской революцией здесь проходили . В 1810 году Йекапистла входила в состав муниципалитета Йонакатепек . Он стал независимым муниципалитетом в 1869 году. [ 7 ]
В течение короткого периода в конце 19 века Йекапикстла пережила всплеск экономического развития, когда была построена железная дорога, соединившая его с Мехико через территорию, которая сейчас является восточной границей штата Мехико. Было проведено электричество и телефон. В это время Эваристо Наво был главным священнослужителем в этом районе, и ему приписывают ряд достижений, включая приходскую школу, установку церковного органа и сопутствующее поощрение музыкального образования. Он также установил часы на церкви Сан-Хуан-Баутиста. [ 7 ] Одной из целей приходской школы было сохранение, а в некоторых случаях восстановление старых традиций, утраченных в результате либеральных реформ конца XIX века .
Революция и 20 век
[ редактировать ]Приходская школа закрылась в 1911 году. Дальнейшие попытки сохранить старые традиции возглавил Хувентино Пинеда Энрикес, который создал «Misionesculturales» (Культурные миссии). [ 7 ]
Население города снова сократилось из-за Мексиканской революции: мужчины ушли воевать, а оставшиеся женщины и дети разошлись, а некоторые отправились в Мехико. Война разрушила экономику города, и после войны многие уехавшие семьи так и не вернулись. После войны сельское хозяйство вернулось, когда эхидо к югу от города был основан , и город постепенно восстановился. Развитие оставалось медленным до середины 20-го века, когда новая инфраструктура, такая как восстановление электричества и телефона, новое шоссе и банк, позволила расширить экономические контакты с внешним миром. Новая инфраструктура привлекла новых жителей. Государственные школы были открыты в 1930-х и 1940-х годах. В 1972 году был открыт сельскохозяйственный техникум. [ 7 ]
21 век
[ редактировать ]Йекапистла и близлежащие населенные пункты сильно пострадали в результате землетрясения 19 сентября 2017 года , в результате которого погибли два человека и была повреждена церковь. [ 5 ] По данным министра здравоохранения, в муниципалитете было разрушено 324 дома и еще 413 получили повреждения. [ 14 ]
Франсиско Эрик Санчес Завала из Первой коалиции Морелос PAN был избран муниципальным президентом (мэром) 1 июля 2018 года. [ 15 ]
23–24 февраля 2019 года федеральное правительство провело референдум, чтобы решить, строить ли ТЭЦ и газопровод в Уэкске. Избирателям в Морелосе и некоторых частях штатов Пуэбла и Тласкала был задан вопрос, поддерживают ли они завершение строительства завода стоимостью 22 миллиарда песо (1,6 миллиарда долларов США), завершенного в сентябре 2017 года, но не введенного в эксплуатацию из-за отсутствия соединения с рекой Куаутла . [ 16 ] Самир Флорес Соберанес , ведущий противник завода, был убит, и во время общественных консультаций произошли жестокие протесты. За строительство проголосовали 59,5% из 55715 граждан, против - 40,1%. [ 17 ] Ряд факторов безопасности и окружающей среды еще не решен. [ 18 ] Строительство было возобновлено в сентябре 2020 года после остановки из-за экологических проблем; завод должен открыться к концу 2020 года [ 19 ] после инвестиций в размере 20 миллиардов мексиканских песо (939 миллионов долларов США). [ 20 ] Национальная гвардия была использована для разгона группы демонстрантов в Апатлако, протестовавших против использования водных ресурсов реки Куаутла для ТЭЦ. Протестующие также утверждали, что президент Лопес Обрадор обещал выступить против этого проекта во время своей президентской кампании. [ 21 ]
в штате Морелос зарегистрировано 209 случаев заболевания и 28 случаев смерти в результате пандемии COVID-19 в Мексике По состоянию на 27 апреля 2020 г. ; два случая были зарегистрированы в Йекапистле. Школы и многие предприятия были закрыты с середины марта до 1 июня. [ 22 ] 2 июня Yecapixtla сообщила о 55 случаях заражения и четырех случаях смерти от вируса; открытие штата было отложено как минимум до 13 июня. [ 23 ] 11 июня сообщалось, что число смертей от атипичной пневмонии удвоилось, и есть подозрение, что многие из них связаны с людьми, которые умерли от COVID-19 дома, не пройдя тестирование на это заболевание в больнице. [ 24 ] По состоянию на 31 августа Yecapixtla сообщила о 113 случаях заболевания, 95 выздоровлениях и 17 случаях смерти от вируса. [ 25 ] На 27 декабря 2020 года было зарегистрировано сто девяносто случаев. [ 26 ]
Части человеческого тела были обнаружены в скрытой могиле в Колонии Микстлальсинго 7 июня 2020 года. [ 27 ]
Муниципалитет
[ редактировать ]Будучи муниципальным центром, город Йекапистла является местным органом управления для более чем 100 названных населенных пунктов, которые занимают территорию площадью 192,33 км2. [ 7 ] [ 28 ] Около 36% муниципального населения из 39 859 человек проживает в самом городе. [ 28 ] По состоянию на 2005 год на языке коренных народов говорили 363 человека по сравнению с 420 в 2000 году. [ 7 ] Рост населения в муниципалитете исторически был неустойчивым. В последние годы он вырос за счет миграции в восточный Морелос из других частей Мексики. Подавляющее большинство считает себя католиками, хотя есть небольшая евангелическая община и небольшое количество иудеев. [ 7 ] Помимо резиденции, в другие важные общины входят Ачичипико, Адольфо Лопес Матеос, Акилес Сердан, Капулинес, Уэска, Хуан Моралес, Лос-Лимонес, Лос-Рейес, Мешкемека, Пасулько, Текаек, Тескала, Тезонтетелко, Тламомулько, Сочитлан, Йекапикстека и Сауатлан. [ 7 ] Муниципалитет граничит с муниципалитетами Окуитуко , Сакуальпан , Темоак , Аяла , Куаутла и Атлатлаукан со штатом Мехико на севере. [ 29 ]
Этот район является частью склонов вулкана Попокатепетль . Самые высокие точки находятся на севере, постепенно спускаясь к югу, востоку и западу. Основные высоты включают Йотеко (2110 м над уровнем моря), Бойеро (1824 м над уровнем моря) и Мирадор (1882 м над уровнем моря). Встречаются образования вулканических пород, в том числе базальтовых . Поверхностные воды состоят из стоков из Попокатепетля в ручьи и небольшие реки, многие из которых образовали глубокие овраги, такие как ущелье Йекапистла, которое начинается в штате Мехико и проходит через Сауатлан и Мешкемека. [ 7 ] [ 10 ] перед впадением в реку Куаутла . Другие потоки включают Аркос де Ортис, Мальпасо или Ла Куэра и Дель Негро . Другие названные ущелья на территории включают Ксокококотла, Атламакса, Лас-Анимас, Тепанче, Ксальпа, Тамалера и Ремудадеро . Есть также ряд пресноводных источников, таких как Чиримойо, Лас-Пилас, Ла-Тенерия, Ла-Мора и Тепетлапа . В целом климат теплый и влажный, дожди выпадают преимущественно с июня по октябрь. Средняя температура составляет 19,6 °C, а годовое количество осадков составляет от 800 до 1000 мм. [ 7 ] Разница в температуре между сезонами небольшая. [ 10 ] В целом, из-за высоты на севере, как правило, несколько прохладнее, чем на юге. Большая часть муниципалитета покрыта сосновым и каменным дубовым лесом, а также некоторыми другими видами, такими как амат (разновидность инжира ), казахуаты и гуамучиле . Большая часть другой растительности лиственная . Большая часть дикой природы в этом районе уничтожена, и в дикой природе остались только различные насекомые и рептилии. [ 7 ]
Муниципалитет занимается двумя основными видами экономической деятельности: производством чецины и других продуктов из говядины и сельским хозяйством/животноводством. Имеется также небольшое гончарное производство. Около 5800 гектаров обрабатываются, из них около 2600 используются под выпас скота и 8707 - под лес. Около двух третей земли в муниципалитете находится в совместной собственности в рамках эхидо или других соглашений. Остальное находится в частной собственности. [ 7 ] Около 94,7% сельскохозяйственных угодий используется для сельского хозяйства и животноводства, при этом около 32% по-прежнему считаются покрытыми значительным количеством дикой растительности. Почти все сельскохозяйственные культуры (97,8%) выращиваются в сезон дождей. Основные культуры включают кукурузу, сорго и томаты. Около 2,2% культур являются многолетними, включая авокадо и кофе. Большую часть выращиваемого скота составляют крупный рогатый скот (в основном молочный) и домашняя птица. На долю муниципалитета приходится 6,3% от общего объема сельскохозяйственной продукции штата. [ 29 ] Имеются залежи песка, камня и гравия для строительства. [ 7 ] Существует также небольшой промышленный парк, обеспечивающий занятость в этом районе. [ 11 ]
Сообщества
[ редактировать ]Йекапистла — административный центр муниципалитета. В городе проживает 14 524 жителя, город расположен на высоте 1500 метров (4921 фут) над уровнем моря. Йекапикстла находится в 64,5 км (40,1 мили) от Куэрнаваки и в 99,4 км (61,8 мили) от Мехико. [ 30 ] Его город-побратим — Фарр , штат Техас. [ 31 ]
Хуана Моралеса Население составляет 11 592 человека. Это 1340 метров (4396 футов) над уровнем моря. Он расположен в 14,4 км (8,9 милях) от Йекапистлы. [ 32 ] Население Сочитлана составляет 2235 человек. Это 1740 метров (5709 футов) над уровнем моря. Он расположен в 8,0 км (5,0 милях) от Йекапистлы. [ 33 ] Ачичипико Население составляет 1997 человек. Это 1920 метров (6299 футов) над уровнем моря. Он расположен в 11,0 км (6,8 милях) от Йекапистлы. [ 34 ] Текаека Население составляет 1498 человек. Это 1570 метров (5151 фут) над уровнем моря. Он расположен в 12,5 км (7,8 милях) от Йекапистлы. [ 35 ] Тескалы Население составляет 1353 человека. Это 2000 метров (6562 фута) над уровнем моря. Он расположен в 13,9 км (8,6 милях) от Йекапистлы. [ 36 ] Население Йекаписстеки составляет 938 человек. Он находится на высоте 1500 метров (4921 фут) над уровнем моря. Он расположен в 5,9 км (3,7 милях) от Йекапикстлы. [ 37 ] Уэкски Население составляет 912 человек. Он находится на высоте 1420 метров (4659 футов) над уровнем моря. Он расположен в 9,5 км (5,9 милях) от Йекапистлы. [ 38 ] Микстлальсинго Население составляет 635 человек. Он находится на высоте 1405 метров (4610 футов) над уровнем моря. Он расположен в 11,1 км (6,9 милях) от Йекапистлы. [ 39 ]
В других общинах Йекапистлы проживает менее 500 жителей.
Исторические люди
[ редактировать ]- Фрай Джордж де Авила, основатель монастыря Св. Иоанна Крестителя в [ 40 ]
Политика
[ редактировать ]Якапикстла является частью Пятого федерального округа Палаты депутатов . [ 41 ] Это резиденция 4-го избирательного округа законодательного собрания Морелоса. [ 42 ]
Муниципальное правительство состоит из президента муниципалитета, одного попечителя, пяти членов городского совета, избираемых большинством голосов, и двух членов городского совета, избираемых пропорциональным голосованием.
Президенты муниципалитетов с 1946 года.
[ редактировать ]- Бенито Альварес, 1946–1950 гг.
- Иносенсио Кордова, 1951–1952 гг.
- Рикардо Санчес, 1953–1954 гг.
- Форт Моралес, 1955–1957 гг.
- Хеладио Санчес, 1958–1960 гг.
- Адриан Понсе, 1961–1963 гг.
- Эрмелиндо Гутьеррес, 1964 г. (временно)
- Жилберто Завала, 1964–1966 гг.
- Хосе Безарес, 1967–1970 гг.
- Иносенсио Кордова, 1971–1973 гг.
- Макарио Рамос, 1973–1976 гг.
- Роберто Пастрана, 1976–1979 гг.
- Фидель Диас, 1979–1982 гг.
- Торибио Ариас, 1982–1985 гг.
- Кандидо Моралес, 1985–1988 гг.
- Карлос Сарагоса, 1988–1991 гг.
- Ф. Рафаэль Санчес, 1991–1993 гг.
- Мартин Санчес, 1994 г. (временно)
- Энрике Гутьеррес, 1994–1997 гг.
- Карлос Кармона, 1997–2000 гг. ПРД
- Бенито Хименес Завала, 2000–2003 гг. ПРД
- Альберто Флорес де ла Торре, 2003–2006 гг. ПРД
- Джулия Элизабет Арагон Ариас, 2006–2009 гг. ПРИ , Первая женщина
- Ирвин Санчес Завала, 2009–2012 гг. КАСТРЮЛЯ
- Убежище Амаро Луна, 2013-2015 гг. ПВЭМ
- Франсиско Эрик Санчес Завала, 2016–2018 и 2018 – настоящее время КАСТРЮЛЯ [ 1 ] Это первый случай переизбрания мэра. [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Президент Муниципальный» . www.yecapixtla.gob.mx (на испанском языке) . Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ «Йекапикстла» . siglo.inafed.gob.mx (на испанском языке). Архивировано из оригинала 7 апреля 2017 года . Проверено 4 марта 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ http://cuentame.inegi.org.mx/monografias/informacion/mor/poblacion/ (13 декабря 2018 г.)
- ^ https://la-saga.com/actual/asi-afecto-el-sismo/ (получено 13 декабря 2018 г.)
- ^ Jump up to: а б https://www.launion.com.mx/morelos/avances/noticias/113372-reportes-rapidos-despues-del-sismo-de-7-1.html (17 декабря 2018 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Atractivos Turísticos» [Туристические достопримечательности] (на испанском языке). Мексика: Муниципалитет Йекапистла . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из «Estado de Morelos-Yecapixtla» [Штат Морелос — Йекапикстла]. Энциклопедия муниципалитетов Мексики (на испанском языке). Мексика: Национальный институт федерализма и муниципального развития. 2005 . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Варгас, Элиза (2009). века в Морелосе Маршрут монастырей XVI (на испанском языке). Мехико: CVS Publications SA de CV. стр. 73–85. ISBN 978-968-7459-01-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Atractivosculturales» [Культурные достопримечательности] (на испанском языке). Мексика: Муниципалитет Йекапистла . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Йекаписстла» (на испанском языке). Мексика: Правительство Морелоса. 2011 . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Мендес Рамирес, Антонио (2008). Бывший монастырь августинцев Сан-Хуан-Баутиста: крепость 16 века ( ] на испанском языке). Йекапистла, Мексика: Культурный центр Йекапистла, Морелос. стр. 2–14.
- ^ Jump up to: а б «Atractivos Gastronomicos» [Гастрономические достопримечательности] (на испанском языке). Мексика: Муниципалитет Йекапистла . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Магал (май 2001 г.). «Йекапикстла — это гораздо больше (Морелос)» [Йекапикстла — это гораздо больше (Морелос)]. Журнал Mexico Deconocido (на испанском языке). Мехико . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Гарсиа-Каррера, Хесус Сальвадор; Мена-Эрнандес, Улисес; Бермудес-Аларкон, Франсиско Хавьер (1 марта 2018 г.). «Землетрясение 19 сентября в Морелосе: опыт работы INEEL в оценке структурных рисков» . Общественное здравоохранение Мексики (на испанском языке). 60 :65–82. дои : 10.21149/9408 . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ «РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНГРЕССА ОБЫЧНОГО МЕСТНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2017–2018 ГГ.» (PDF) (на испанском языке). Импепак. 2018 . Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ «Термоэлектрическая операция в Морелосе пойдет на консультацию» (на испанском языке). Расширение. 8 февраля 2019 г. Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ « Избиратели говорят «да» термоэлектрике в Морелосе в ходе консультаций с правительством» (на испанском языке). Финансист. 25 февраля 2019 г. . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ «Термоэлектрический Морелос, еще один спорный проект, который AMLO представит на консультации» (на испанском языке). Политическая ДНК. 21 февраля 2019 г. . Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ «АМЛО сообщает о возобновлении работы на ТЭЦ Морелос» . www.msn.com . Цифровой Миллениум . Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ «AMLO объявляет о вводе в эксплуатацию «проблемной» термоэлектрической электростанции Уэкска в Морелосе» . www.msn.com . Экономист . Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ Брито, Хайме Луис (23 ноября 2020 г.). «ГН выселяет сидячую забастовку в Апатлако, которая помешала началу работ на ТЭЦ» . process.com.mx (на испанском языке). Процесс . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ Составление,. « Situación current del Coronavirus Covid-19 en Morelos» [Текущая ситуация с коронавирусом Covid-19 в Морелосе]. www.launion.com.mx (на европейском испанском языке) . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ «Коронавирус в Морелосе | Diario de Morelos» . www.diariodemorelos.com (на испанском языке) . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Муниципалитеты погибли от «атипической пневмонии» » . www.diariodemorelos.com (на испанском языке) . Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ Прелесть, Тлаулли. "В Морелосе накопилось 5319 подтвержденных случаев заболевания Covid-19 и 1027 летальных исходов" . Союз (на европейском испанском языке) . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ «В Морелосе зарегистрировано 1600 смертей от COVID19» . diodemorelos.com (на испанском языке). Дневник Морелоса. 27 декабря 2020 г. . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Куаутла, Офелия Эспиноза | Солнце. «Человеческие останки найдены в тайной могиле в Йекапистле» . Солнце Куэрнаваки (на испанском языке) . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Основные результаты по локациям 2005 г. (ИТЭР)» . ИНЕГИ . Проверено 4 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Мануэль А. Герреро (2006). «Yecapixtla» (PDF) (на испанском языке). Мехико: Центральные региональные междисциплинарные исследования UNAM . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ «Йекапикстла, Йекапикстла» . Наш/Мексика . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Мексиканские города и их американские города-побратимы» (на испанском языке). Международные города-побратимы . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ «Хуан Моралес, Йекапикстла» . Наш/Мексика . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Сочитлан, Йекапикстла» . Наш/Мексика . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Уэкска, Йекапикстла» . Наш/Мексика . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Текаек, Йекапикстла» . Наш/Мексика . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Текскала, Йекапикстла» . Наш/Мексика . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Йекапикстека, Йекапикстла» . Наш/Мексика . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Уэкска, Йекапикстла» . Наш/Мексика . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Микстлальчинго, Йекапикстла » Наш/ Мексика Получено 19 февраля ,
- ^ «Морелос – Йекапикстла» . Энциклопедия муниципалитетов и делегаций Мексики, штат Морелос . Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ «Избирательный округ» (PDF) . INE (Wayback Machine). 3 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала (PDF) 3 апреля 2018 г. Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ «ОПИСАНИЕ МЕСТНОГО РАЙОНА МОРЕЛОС» (PDF) (на испанском языке). ИНЕ. Август 2017. с. 3 . Проверено 10 сентября 2020 г.
- ^ Альварес Р., Росендо (2 января 2019 г.). «Впервые в истории Йекапистлы к власти вступает переизбранный мэр» . Союз (на европейском испанском языке) . Проверено 10 сентября 2020 г.