Инфрареализм
Инфрареализм ( испанский : Infrarrealismo ) — поэтическое движение, основанное в Мехико в 1975 году группой из двадцати молодых поэтов, в том числе Роберто Боланьо , Марио Сантьяго Папаскьяро , Хосе Висенте Анайя , Рубен Медина , Хосе Росас Рибейро , Гваделупе Очоа , Вера и Мара Ларроса. , Клаудия Керик и Хосе Пегеро .
Инфрареалисты, также известные как «инфрас», взяли своим девизом фразу чилийского художника Роберто Матты : «Вышибить мозги культурному истэблишменту». [ 1 ] Вместо определенного стиля движение характеризовалось стремлением к свободной и личной поэзии, отражающей отношение его членов к жизни на окраинах обычного общества, подобно бит-поколению 1950-х годов. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Происхождение фразы французское. Интеллигент Эммануэль Берль приписывает его одному из основателей сюрреализма , писателю и политическому деятелю Филиппу Супо (1897-1990), который также был одной из движущих сил дадаизма . [ 5 ] Однако, по словам Боланьо, это имя было первоначально придумано в 1940-х годах Роберто Маттой, после того как Андре Бретон исключил его из числа сюрреалистов. Изгнанный, Матта стал «инфрареалистом» и единственным до возрождения этого термина как литературного движения. [ 6 ] [ 7 ] Третья версия происхождения названия восходит к научно-фантастической новелле русского писателя Георгия Гуревича «Инфра Драконис» , первоначально опубликованной в 1959 году и упомянутой Боланьо в первом манифесте инфрареалистов. [ 8 ]
Начальная фаза инфрареализма, ее самая важная, продолжалась до отъезда в Европу в 1977 году Папаскьяро и Боланьо, которые были инициаторами и основными лидерами движения. [ 9 ] Однако по возвращении Папаскьярио в Мехико в 1979 году движение снова продолжалось под его руководством до его смерти в 1998 году. В настоящее время движение поддерживается как новыми, так и оригинальными членами. [ 10 ]
История движения
[ редактировать ]так называемая « Грязная война» начала складываться В 1968 году, в то время, когда будущие поэты-инфрареалисты были еще детьми и подростками, в Мексике во время президентства Густаво Диаса Ордаса ( Институционально-революционная партия , 1964–1970) . Среди его основных последствий была резня Тлателолко в Университете Сьюдад Национального автономного университета Мексики (УНАМ), где, по оценкам, от 300 до 400 студентов и гражданских лиц были убиты военными и полицией. Фильм «Рома» проливает свет на причастность ЦРУ к резне. [1] [2] . Роберто Боланьо , 15 лет, прибыл в Мехико из Чили со своей семьей в том же году. [ 11 ]
В 1970 году Луис Эчеверриа Альварес ( Институционально-революционная партия , 1970–1976) занял пост президента Мексики. Он был бывшим министром внутренних дел в правительстве Диаса Ордаса, которого большинство населения Мексики считало одним из главных виновников «Грязной войны». [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Чтобы вернуть мексиканскую молодежь, новое правительство учредило ряд культурных стипендий в дополнение к созданию художественных и культурных мастерских в университетах и государственных учреждениях. Некоторыми из них руководили известные писатели, такие как Аугусто Монтерросо и Алехандро Аура . Факультет философии и литературы УНАМ организовал семинары по прозе и поэзии и издал журнал Punto de Partida через Департамент культурного распространения, который также проводил семинары по прозе, поэзии, драме и эссе. Дальнейшие семинары проводились в Столичном автономном университете (UAM), курсы проводились в культурном центре Casa del Lago, а стипендии предоставлялись для изучения литературы в Instituto Nacional de Bellas Artes (Национальный институт изящных искусств). [ 11 ]
Инфрареализм возник в конце правления Луиса Эчеверриа в разгар бурного развития литературных мастерских в Мехико , которые позволили многим молодым людям начать развиваться как поэты и романисты. [ 11 ] Будучи преисполнен решимости создать новое литературное движение, основанное на свободе выражения, живости языка и нарушении условностей. Спасаясь от событий 1973 года в Чили , когда Аугусто Пиночет пришел к власти от Сальвадора Альенде в результате государственного переворота, Боланьо (чилиец, ранее проживший 5 лет в Мексике) встретил Сантьяго Папаскьяро в кафе La Habana в Мехико, положив начало долгому дружба между ними положила начало инфрареализму. [ 15 ] Формально движение было основано в доме Бруно Монтане Кребса. [ 16 ] На собрании, которое вел Боланьо, присутствовало сорок человек. Роберто Боланьо и Марио Сантьяго Папаскьяро начали встречаться с другими друзьями и поэтами, которые, по их мнению, подходили для этого проекта. [ 11 ]
Саботаж
[ редактировать ]По словам чилийского писателя Карлоса Чималя, меры президента Луиса Эчеверриа по развитию культурной деятельности в стране разделили художественное общество Мексики на «два мира: высокую культуру и массовую культуру, и не было никакой возможности, чтобы они соприкоснулись». Первый из этих миров относился к художникам, которым были предоставлены стипендии или те или иные льготы от правительства Институционально-революционной партии – среди них, например, Хосе Луис Куэвас и Фернандо Бенитц. Для инфрареалистов в эту группу также входили писатели и интеллектуалы с мировым именем, такие как Октавио Пас или Карлос Монсивайс , которые, несмотря на то, что не нуждались в прямой поддержке Эчеверриа, культивировали преданную читательскую аудиторию, управляли важными литературными журналами, а также получали выгоду от налоговых поступлений. На другом полюсе находился мир массовой культуры, который инфрареалисты ассоциировали с левой революцией и состоял из художников, выступавших против купли-продажи талантов. [ 11 ] В то время как члены первой группы стремились идентифицировать себя с Октавио Пасом, члены второй были ближе к поэту Эфраину Уэрте . Мексиканская писательница Кармен Буллоса , современница инфрареалистов, согласна с тем, что обе группы были исключительными, и напоминает, что единственными поэтами, которые переходили между двумя группами, были Хуан Паско и Вероника Волков, друг Боланьо и внучка Троцкого . [ 17 ] Несмотря на это, Буллоса утверждает, что эти две группы не были совершенно разными.
Инфрареалисты были известны не своими собственными чтениями, а саботажем чтений, презентаций книг, церемоний награждения и общей литературной деятельности поэтов, принадлежащих к этому миру «высокой культуры». Первый из этих диверсий произошел еще до основания движения. Ближе к концу 1973 года Марио Сантьяго Папаскьяро и его друг Рамон Мендес попытались выгнать Хуана Бануэлоса из его собственной поэтической мастерской в Департаменте культурного распространения УНАМ, получив подписи участников; хотя в итоге именно их и вышвырнули. [ 2 ]
Инфрареалисты планировали эти действия на собраниях. Они саботировали события разных писателей, в том числе и самого Октавио Паса. В начале 1976 года они саботировали чтение Дэвида Уэрты , сына Эфраина Уэрты. Хотя они хорошо ладили с его отцом, они считали Дэвида привилегированным писателем, которому суждено было добиться успеха под защищенной защитой своей фамилии. Только Боланьо участвовал в саботаже Уэрты. Позже он дистанцировался от этих действий, хотя все же расспрашивал друзей о подробностях после того, как действия были совершены. [ 18 ] Спустя годы Кармен Буллоса призналась, что боялась, что инфрареалисты саботируют церемонию награждения, на которой она должна была получить стипендию Сальвадора Ново, присуждаемую лицам моложе 21 года, которую Дарио Галисия также получил годом ранее. [ 17 ]
Другие поэты начали бояться и ненавидеть их за такое отношение. Они относились к ним как к высокомерным и неуважительным и сумели изолировать их от авторитетных публикаций того времени. [ 19 ] В 1975 году в Lacultural en México приложении Siempre! ! журнале под редакцией Карлоса Монсивайса появился ряд колонок, в которых молодой Эктор Агилар Камин , Хосе Хоакин Бланко и Энрике Краузе говорили о падении уровня современной мексиканской литературы, которое они считали результатом социалистической моды, чрезмерной сексуальности и появление стольких новых, начинающих писателей. Бланко начал открыто критиковать инфрареалистов в этих колонках, и они выступили против него напрямую, хотя на этот раз с Боланьо на буксире. [ 20 ]
Публикации и разделение
[ редактировать ]В середине 1976 года, после того как Октавио Пас покинул журнал Plural из-за политических проблем, ставших известными как « переворот Excélsior », Роберт Родригес Баньос был назначен директором журнала, и инфрареалисты снова получили возможность публиковаться в авторитетных журналах. В октябре того же года под номером 61 Марио Сантьяго Папаскьяро опубликовал рецензию и перевод стихов поэта-битника и романиста Ричарда Бротигана . Затем, в декабре, под номером 63, журнал опубликовал Seis jóvenes infrarrealistas mexicanos ( «Шесть молодых мексиканских инфрареалистов ») с редактированием и введением Папаскуайро и участием Дарио Галисии, Мары Ларросы, Рубена Медины, Куаутемока Мендеса, Хосе Пегуэро и самого Папаскуайро. В январе 1977 года Роберто Боланьо был опубликован под номером 64. [ 3 ]
Инфрареалисты также опубликовали в 1976 году свою собственную антологию « Pájaro de Calor, ocho Poetas Infrarrealistas» ( «Птица тепла, Восемь поэтов-инфрареалистов» ), которая содержала пролог испанского поэта и журналиста Хуана Сервера Санчиса. Живя в Мексике , он был завсегдатаем кафе La Habana, где Боланьо и Папаскьяро проводили свои встречи инфрареалистов, и симпатизировал юношеской энергии инфра. [ 3 ]
Незадолго до публикации « Пахаро де Калор» , о чем ясно говорится в стихотворении указанной публикации, подруга Боланьо Лиза Джонсон рассталась с ним. Это было одной из главных причин ухода Боланьо в «Барселону» . [ 3 ] где его мать жила после отъезда из Мексики в середине 1970-х годов. [ 21 ] Однако перед отъездом я договорился с издательством «Экстемпоранеус» о публикации « Голые мальчики под огненной радугой». Одиннадцать молодых латиноамериканских поэтов ( «Обнаженные мальчики под огненной радугой »), антология стихов с участием Луиса Суардиаса, Эрнана Лавина Серды, Хорхе Пиментеля, Орландо Гильена, Бельтрана Моралеса, Фернандо Ньето Кадена, Хулиана Гомеса, Энрике Верастеги, Марио Сантьяго Папаскуайро, Бруно Монтане и сам Боланьо. Книга, опубликованная в июле 1979 года, предваряется Мигелем Доносо Парехой и содержит отрывок Эфраина Уэрты. [ 3 ]
Роберто Боланьо покинул Мексику в 1977 году, вскоре за ним последовал Бруно Монтане, с которым он снова встретится в Барселоне. Марио Сантьяго Папаскьяро, напротив, уехал в Париж и Израиль на время . Рубен Медина и Хосе Пегуэро, пытаясь перегруппировать инфрас, оставшихся в Мехико, и в то же время в качестве символического акта прощания, организовали публикацию единственного номера журнала Correspondencia Infra в октябре/ноябре того же года. Тираж журнала составил пять тысяч экземпляров, из которых сохранилось очень мало оригинальных экземпляров, и он включает в себя » « Манифест инфрареалиста , написанный Боланьо, и стихотворение Папаскьяро под названием «Советы по учению Маркса и фанатику Хайдеггера» ( Совет ученика Маркса фанатику Хайдеггера ). Написанная в те дни, когда Папаскьяро часто посещал мастерскую Алехандро Ауры в Каса-дель-Лаго, [ 22 ] стихотворение послужило вдохновением для названия первого романа его друга Боланьо, ныне живущего в Испании : Consejos de un discipolo de Morrison a un fanático de Joyce ( Совет ученика Моррисона фанатику Джойса ), написанного в сотрудничестве с АГ Порта . Стихи журнала отличались стилистическим разнообразием. [ 3 ]
Следующие годы
[ редактировать ]Различные другие инфрареалисты решили покинуть Мехико через несколько лет после ухода Боланьо, Папаскьяро и Монтане. Лишь некоторые продолжили литературную карьеру, хотя большинство посвятило себя творческой деятельности. Рубен Медина уехал изучать литературу в США; Харрингтон вернулся в Чили, чтобы изучать кино; Геллес Лебриха уехал жить в Тихуану ; Пьель-Дивина — Париж ; братья Мендес вернулись в свой родной город Морелия , где работали в журналистике и какое-то время пекарями; Хосе Висенте Анайя четыре года посвятил путешествию по Мексике; Лорена де ла Роча выбрала классическую музыку и театр; сестры Ларроса остались в Мехико, а Вера посвятила себя танцам и театру. [ 3 ] и Мара к рисованию. [ 10 ]
Хотя первая фаза движения закончилась отъездом Боланьо и Папаскуарио в Европу в 1977 году, когда Папаскуарио вернулся в Мехико в 1979 году, он начал встречаться как со старыми друзьями, так и с новыми инфрареалистами. [ 3 ] В период с апреля 1980 года по февраль 1981 года стихи этой новой группы инфрареалистов появились в трёх выпусках журнала Le Prosa под редакцией Орландо Гильена. [ 23 ] Диверсии продолжались и в 80-е годы: Октавио Пас стал жертвой одного из них в январе 1980 года на мероприятии под названием «Встреча поколений» в книжном магазине УНАМ . [ 10 ]
В период с ноября 1984 года по июль 1990 года инфрареалисты опубликовали поэтический памфлет под названием Calandria de tolvaneras , в который также вошли стихи более старых членов, таких как Роберто Боланьо и Бруно Монтане. В период с марта 1992 года по январь 1993 года различные инфрареалисты были опубликованы в нескольких выпусках журнала Zonaeropuerto , который также редактировал Орландо Гильен. В марте 1992 года они издали журнал La zorra vuelve algallinero , а в 2000 и 2002 годах — еще два выпуска. [ 24 ] Однако в более поздних выпусках не было Папаскуайро, который умер в 1998 году. [ 10 ] Спустя десять лет после его смерти Марио Рауль Гусман и Ребека Лопес, вдова Папаскуарио, опубликовали «Джета де Санто». Поэтическая антология 1974–1977 годов , в которую вошли 161 стихотворение Папаскуарио. [ 25 ]
Боланьо, несомненно, добился наибольшего международного престижа среди старых инфрареалистов, зарекомендовав себя как писатель в Барселоне и опубликовав многочисленные работы для редакции Anagrama . Выдающимся успехом этих публикаций стали «Дикие детективы» , роман, который получил испанскую премию Premio Herralde и был непосредственно вдохновлен его жизнью с инфрареалистами в Мехико; и «2666» , получивший награды в Испании, Чили и США, а также действие которого происходило в Мексике. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Асторга, Антонио. «Вышибить мозги официальной культуре, безусловно, является здоровой мерой » . ABC.es. Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Мадариага, Монсеррат (2010). Боланьо внизу: 1975–1977 годы. Годы, вдохновившие на создание «Дикарейных детективов» . Сантьяго, Чили: RIL Editores. стр. 47–63. ISBN 978-956-284-763-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мадариага, Монсеррат (2010). Боланьо внизу: 1975–1977 годы. Годы, вдохновившие на создание «Дикарейных детективов» . Сантьяго, Чили: RIL Editores. стр. 83–100. ISBN 978-956-284-763-6 .
- ^ Мадариага, Монсеррат (2010). Боланьо внизу: 1975–1977 годы. Годы, вдохновившие на создание «Дикарейных детективов» . Сантьяго, Чили: RIL Editores. стр. 29–44. ISBN 978-956-284-763-6 .
- ^ Эрральде, Хорхе. «Для Роберто Боланьо» . Архивировано из оригинала 25 мая 2012 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ «Мария Тереза Карденас и Эрвин Диас: книжный журнал El Mercurio» . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Кастанеда, Ева. «Инфрареализм, подрывная деятельность как эстетическое предложение» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2019 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Руис, Фелипе. «Инфрареалисты в Мехико. Экскурсия: Боланьо и страна черных солнц» . Проверено 29 ноября 2017 г.
- ^ «Мария Тереза Карденас и Эрвин Диас: книжный журнал El Mercurio» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мадариага, Монсеррат (2010). Боланьо внизу: 1975–1977 годы. Годы, вдохновившие на создание «Дикарейных детективов» . Сантьяго, Чили: RIL Editores. стр. 125–134. ISBN 978-956-284-763-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мадариага, Монсеррат (2010). Боланьо внизу: 1975–1977 годы. Годы, вдохновившие на создание «Дикарейных детективов» . Сантьяго, Чили: RIL Editores. стр. 17–26. ISBN 978-956-284-763-6 .
- ^ Кармона, Доралисия. «Луис Эчеверриа Альварес вступает в должность президента Республики на период 1970-1976 годов» . Проверено 29 ноября 2017 г.
- ^ Параметрия. «Суд над Луисом Эчеверриа Альваресом: социальные движения 68 и 71 годов» . Архивировано из оригинала 3 января 2015 года . Проверено 29 ноября 2017 г.
- ^ Кастильо, Густаво. «В грязной войне военные получили приказ истреблять партизан » . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Мадариага, 2011, соч. идти. стр. 125-134; глава 8: «После приключений».
- ^ Роберто Кареага: Третий (28 ноября 2012 г.). «Книга воссоздает мексиканского партизана Боланьо» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Пас Сольдан, Эдмундо; Фаверон Патриау, Густаво, ред. (2013). Дикий Боланьо (2-е изд.). Авиньонет дель Пенедес, Барселона: Редакция Candaya. стр. 434–446. ISBN 978-84-938903-8-4 .
- ^ Мадариага, Монсеррат (2010). Боланьо внизу: 1975–1977 годы. Годы, вдохновившие на создание «Дикарейных детективов» . Сантьяго, Чили: RIL Editores. стр. 65–81. ISBN 978-956-284-763-6 .
- ^ Мадариага, Монсеррат (2010). Боланьо внизу: 1975–1977 годы. Годы, вдохновившие на создание «Дикарейных детективов» . Сантьяго, Чили: RIL Editores. стр. 65–81. ISBN 978-956-284-763-6 .
- ^ Мадариага, Монсеррат (2010). Боланьо внизу: 1975–1977 годы. Годы, вдохновившие на создание «Дикарейных детективов» . Сантьяго, Чили: RIL Editores. стр. 65–81. ISBN 978-956-284-763-6 .
- ^ Мадариага, Монсеррат (2010). Боланьо внизу: 1975–1977 годы. Годы, вдохновившие на создание «Дикарейных детективов» . Сантьяго, Чили: RIL Editores. стр. 29–44. ISBN 978-956-284-763-6 .
- ^ Медина, Рубен (2014). Собаки, населенные голосами пустыни. Инфрареалистическая поэзия между двумя столетиями . Мехико: АЛДВС. п. 47. ИСБН 978-607-774-289-0 .
- ^ Инфрареалистическое движение. «Ле Проза» . Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 24 ноября 2017 .
- ^ Инфрареалистическое движение. «Толваньерас каландриас» . Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 24 ноября 2017 .
- ^ Ливарская культура. «Джета де санто. Поэтическая антология 1974-1977» . Проверено 24 ноября 2017 г.