Росарио Кастелланос
Росарио Кастелланос | |
---|---|
Рожденный | Мехико , Мексика | 25 мая 1925 г.
Умер | 7 августа 1974 г. Тель-Авив , Израиль | ( 49 лет
Занятие | Поэт, прозаик, культурный деятель и дипломат |
Язык | испанский |
Образование | Национальный автономный университет Мексики (философия и литература) |
Литературное движение | Поколение 1950-х годов |
Заметные награды | Премия Ксавье Виллауррутиа (1960) |
Супруг | Рикардо Герра Техада |
Розарио Кастельянос Фигероа (англ. Испанское произношение: [roˈsaɾjo kasteˈʝanos] ; 25 мая 1925 — 7 августа 1974) — мексиканский поэт и писатель. Она была одним из самых важных литературных голосов Мексики в прошлом веке. На протяжении всей своей жизни она красноречиво писала о проблемах культурного и гендерного угнетения, и ее работы повлияли на мексиканскую феминистскую теорию и культурные исследования . Хотя она умерла молодой, она открыла двери мексиканской литературы для женщин и оставила наследие, которое до сих пор находит отклик.
Жизнь
[ редактировать ]Кастельянос родилась в Мехико выросла в Комитане, недалеко от семейного ранчо в южном штате Чьяпас и . Она была замкнутой молодой девушкой, которая обратила внимание на тяжелое положение коренного народа майя , работавшего на ее семью. По ее собственным словам, она почувствовала себя отчужденной от своей семьи после того, как прорицатель предсказал, что один из двух детей ее матери вскоре умрет, и ее мать закричала: «Не мальчик!»
Судьба семьи внезапно изменилась, когда президент Ласаро Карденас провел земельную реформу и политику освобождения крестьян, в результате которой семья лишилась большей части земельных владений. В пятнадцать лет Кастелланос и ее родители переехали в Мехико . В 1948 году оба ее родителя погибли в результате несчастного случая, в результате чего она осталась сиротой в возрасте 23 лет. [ 1 ]
Хотя она оставалась замкнутой, она присоединилась к группе мексиканских и центральноамериканских интеллектуалов, много читала и начала писать. Она изучала философию и литературу в НАМ ( Национальный автономный университет Мексики ), где позже преподавала, и поступила в Национальный институт коренных народов , где писала сценарии для кукольных спектаклей, которые ставились в бедных регионах с целью повышения грамотности . Институт был основан президентом Карденасом. Она также вела еженедельную колонку в газете Excelsior .
В 1958 году она вышла замуж за Рикардо Герра Техада , профессора философии. Рождение в 1961 году у них сына Габриэля Герра Кастелланоса (ныне политолога ) стало важным моментом в жизни Кастелланоса; до его рождения она страдала от депрессии после нескольких выкидышей. [ 2 ] Однако она и Герра развелись после тринадцати лет брака, поскольку Герра изменил Кастелланосу. Ее личная жизнь была отмечена трудным браком и постоянной депрессией, но большую часть своей работы и энергии она посвятила защите прав женщин, за что ее помнят как символ латиноамериканского феминизма . [ 3 ] [ 4 ]
Помимо литературной деятельности, Кастельянос занимала несколько государственных постов. В знак признания ее вклада в мексиканскую литературу Кастельянос была назначена послом в Израиле в 1971 году.
7 августа 1974 года Кастелланос умер в Тель-Авиве от несчастного случая, вызванного электрическим током. Некоторые предполагают, что авария на самом деле была самоубийством. Мексиканская писательница Марта Серда, например, написала журналистке Люсине Катманн : «Я считаю, что она покончила жизнь самоубийством, хотя уже некоторое время чувствовала себя мертвой». [ 5 ] Однако нет никаких доказательств в поддержку такого утверждения.
Работа и влияния
[ редактировать ]На протяжении всей своей карьеры Кастелланос написала стихи, эссе, одну крупную пьесу и три романа: полуавтобиографический «Балун-Канан» (переведенный на английский как «Девять стражей» ), Oficio detinieblas (переведенный на английский как «Книга плача ») и Рито де инициасьон . Oficio detinieblas изображает восстание коренных народов цоциль в Чьяпасе, основанное на восстании, произошедшем в 19 веке. Rito de iniciación — это bildungsroman о молодой женщине, которая открывает для себя свое призвание писательницы. Несмотря на то, что она ладино , метис, а не коренное население, Кастелланос в своих работах демонстрирует значительную озабоченность и понимание тяжелого положения коренных народов.
«Cartas a Ricardo», сборник писем Кастельянос ее мужу Рикардо Герра, был опубликован после ее смерти, как и ее третий роман, Rito de iniciación . В «Картах Рикардо» есть около 28 писем, написанных Кастелланос из Испании (1950–51), куда она путешествовала со своей подругой, поэтессой Долорес Кастро.
Сьюдад-Реаль - это сборник рассказов, опубликованный в 1960 году. В этих рассказах Кастельянос основное внимание уделяет различиям между отдельными группами, а именно белыми и коренными народами, но она также затрагивает различия между мужчинами и женщинами. Коммуникация является важной темой в творчестве Кастелланоса, и Сьюдад-Реаль показывает напряжение между коренными жителями Чьяпаса, Мексика , и белыми, которые не могут общаться друг с другом и впоследствии не доверяют друг другу, потому что не говорят на одном языке. Эти темы повторяются в этом сборнике, а также темы одиноких и маргинализированных людей. Однако последняя история романа несколько отличается от остальных. В этой истории главный герой по имени Артур знает как испанский, так и язык коренных народов и поэтому способен разрушить барьеры, стоящие между двумя разными группами на протяжении всего романа. В конце Артур устанавливает связь с природой (что редко встречается в творчестве Кастелланоса) и обретает мир с самим собой и с миром. Это единственная история в романе со «счастливым концом».
Кастелланос восхищался такими писателями, как Габриэла Мистраль , Эмили Дикинсон , Симона де Бовуар , Вирджиния Вульф и Симона Вейль . [ 6 ] Стихотворение Кастелланоса «Валиум 10» носит исповедальный характер и является великим феминистским стихотворением, сравнимым с «Папой» Сильвии Плат.
Награды и почести
[ редактировать ]В 1958 году она получила премию Чьяпаса за «Балуна Канана» , а два года спустя — премию Ксавьера Вильяуррутии за «Сьюдад-Реаль» . Среди других последующих наград он получил Премию Сор Хуаны Аньес де ла Крус (1962), Литературную премию Карлоса Труйе (1967) и Литературную премию Элиаса Сураски (1972). [ 7 ]
Кроме того, ее имя носят несколько общественных мест:
- В ее честь названы парк и публичная библиотека, оба в парке А в Мехико, расположенном в районе ( Делегасьон ) Куахимальпа-де-Морелос в Мехико.
- Библиотека Центра исследований и гендерных исследований УНАМ.
- Один из садов факультета философии и литературы УНАМ.
- Ее имя носит штаб-квартира Фонда экономической культуры в Колония Кондеса, Мехико.
Избранная библиография
[ редактировать ]- Балун-Канан Фонд экономической культуры, 1957 год; 2007, ISBN 9789681683030
- Стихи (1953–1955) , Сборник «Метафора», 1957.
- Сьюдад-Реаль: Истории , 1960; Penguin Random House Grupo Editorial, Мексика, 2007 г., ISBN 9786071108654
- Офис тьмы 1962; 2013, Grupo Planeta – Мексика, ISBN 978-607-07-1659-1
- Семейный альбом (1971)
- Поэзия — это не ты; Поэтическое творчество: 1948–1971 1972; Фонд экономической культуры, 2004 г., ISBN 9789681671174
- Женщина, знающая латынь. . . 1973 год; Фонд экономической культуры, 2003 г., ISBN 9789681671167
- Вечная женственность: Фарс 1973; Фонд экономической культуры, 2012, ISBN 9786071610829
- Прекрасная дама без пощады и другие стихи , Фонд экономической культуры, 1984, ISBN 9789681617332
- Гости августа . Издания Эры. 1964. ISBN 978-968-411-203-2 .
- Декларация веры Penguin Random House Grupo Editorial, Мексика, 2012 г., ISBN 9786071119339
- Гибель тигра СЭП, 198?
- Письма Рикардо (1994)
- Обряд посвящения 1996 г.; 2012, Penguin Random House Grupo, Мексика, ISBN 978-607-11-1935-3
- О женской культуре . Фонд экономической культуры. 2005. ISBN 978-968-16-7465-6 .
английские переводы
[ редактировать ]- Девять стражей: роман , переводчик Ирен Николсон, Readers International, 1992, ISBN 9780930523909
- Книга Плача . Перевод Эстер Аллен . Книги о пингвинах. 1998. ISBN 978-0-14-118003-8 . ( Кабинет тьмы )
- Читатель Розарио Кастелланос: антология ее поэзии, рассказов, эссе и драмы . Морин Ахерн. Издательство Техасского университета. 28 июня 2010 г. стр. 1–. ISBN 978-0-292-78989-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) Из этого тома рассказ «Урок кулинарии » также вошел в антологию «Солнце, камень и тени» . [ 8 ] - Город королей , перевод Роберта С. Раддера, Глории Чакон де Архона, Latin American Literary Review Press, 1993, ISBN 9780935480634 , ОСЛК 39164857
- Избранные стихи Розарио Кастельянос , перевод Магды Богин, Сент-Пол, Миннесота: Graywolf Press, 1988. ОСЛК 88081023
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бонифас, Оскар. пер. Миралин Олгуд. Вспоминая Росарио: личный взгляд на жизнь и творчество Розарио Кастелланос. Потомак, Мэриленд: Scripta Humanistica, 1990. Печать.
- ^ Кабальеро, Оскар Бонифас и Миралин Фриззель Олгуд. Вспоминая Росарио: личный взгляд на жизнь и творчество Розарио Кастелланос. Потомак, Мэриленд: Scripta Humanistica, 1990. Печать.
- ^ Кано, Габриэла. «Розарио Кастелланос: между глупыми вопросами и безумными добродетелями». Феминистские дебаты, том. 6, 1992, с. 253–259, www.jstor.org/stable/42625663.
- ^ Карденас, Эсекьель. «В ПАМЯТЬ: РОСАРИО КАСТЕЛЬЯНОС 1925–1974». Женские письма, том. 1, нет. 1, 1975, с. 72–74, www.jstor.org/stable/23066473.
- ^ «Архив обзоров поэзии кордитов» . www.cordite.org.au . Архивировано из оригинала 4 мая 2007 года.
- ^ Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории .
- ^ «Архив обзоров поэзии кордитов» . 4 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2007 года . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ «Солнце, камень и тени» . www.arts.gov . 24 ноября 2013 года . Проверено 12 марта 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахерн, Морин. Розарио Кастелланос. Латиноамериканские писатели . 3 тома. Эд. Соле/Абреу. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1989, III: 1295–1302.
- ___. «Росарио Кастельянос». Испанские американские писательницы: биобиблиографический справочник . Эд. Дайан Э. Мартинг. Вестпорт/Лондон: Greenwood Press, 1990: 140–155.
- Андерсон, Хелен М. «Розарио Кастелланос и структуры власти». Современные женщины-писатели Латинской Америки . Эд. Дорис Мейер и Маргарита Фернандес Олмос. Нью-Йорк: Серия гуманитарных институтов Бруклинского колледжа, Бруклинский колледж, 1983: 22–31.
- Беллм, Дэн. «Женщина, знавшая латынь». Нация . (26 июня 1989 г.): 891–893.
- Брашвуд, Джон С. Испано-американский роман: обзор двадцатого века . Остин, Техас: Техасский университет Press, 1975, стр. 237–238.
- Кастильо, Дебра А. Ответ: на пути к латиноамериканской феминистской литературной критике . Итака: Издательство Корнельского университета, 1992.
- Хуарес Торрес, Франциско. Поэзия коренных народов четырех латиноамериканских поэтов: Мануэля Гонсалеса Прады, Габриэлы Мистраль, Пабло Неруды и Розарио Кастельянос . Анн-Арбор: UMI, 1990.
- Кинц, Линда. Название: Трагедия субъекта: политическая поэтика, феминистская теория и драма . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 1992.
- Лаин Корона, Гильермо. «Детство и угнетение в Балун Канане », Розарио Кастельянос. Девушка как тематическая и структурная ось романа. Бюллетень латиноамериканских исследований , 88.7 (2011): 777–794.
- Медейрос-Лихем, Мария Тереза. «Розарио Кастелланос: включение множественного числа языков и проблематика класса и расы в текстах, написанных женщинами». Читая женский голос в латиноамериканской женской художественной литературе: от Терезы де ла Парра до Елены Понятовской и Луизы Валенсуэлы . Нью-Йорк/Берн: Питер Лэнг, 2002: 84–99.
- Мягкость, Присцилла. «Генеалогия и письменность в Балун-Канаан-де-Росарио-Кастелланос» MLN 113,2 (март 1998 г.) (латиноамериканский выпуск): 339–363.
- Мейер, Дорис. Переосмысление испано-американского эссе: женщины-писатели XIX и XX веков . Остин: Техасский университет Press, 1995.
- Шефер, Клаудия. Текстурированная жизнь: женщины, искусство и репрезентация в современной Мексике . Тусон: Издательство Университета Аризоны, 1992.
- Шварц, Кессель. Новая история испано-американской художественной литературы . Том. 2. Коралал-Гейблс: Университет Флориды, 1971: 299–301.
- Тернер, Харриет С. «Движущиеся личности: алхимия Эсмеро (Габриэла Мистраль, Глория Риестра, Розарио Кастельянос и Глория Фуэртес)». В женском духе: очерки латиноамериканских писательниц . Эдс, Ноэль Валис и Кэрол Майер. Льюисбург: издательство Бакнеллского университета, 1990: 227–245.
- Уорд, Томас. Культурное сопротивление: эссе нации в Америке . Лима: Университет Рикардо Пальмы, 2004: 269–275.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Розарио Кастельянос: Письма Рикардо» . Журнал Temporales (на испанском языке). 19 марта 2014 года . Проверено 29 января 2018 г.
- Розарио Кастелланос читает некоторые из своих стихов: Розарио Кастелланос на сайте www.palabvirtual.com
- Музыкальные версии стихов Розарио Кастельянос: [1]
- Парк Росарио Кастельянос. [2]
- 1925 рождений
- 1974 смертей
- Случайная смерть от поражения электрическим током
- Мексиканские женщины-поэты
- Мексиканские поэты XX века
- Выпускники Национального автономного университета Мексики
- Писатели из Мехико
- Случайные смерти в Израиле
- Послы Мексики в Израиле
- Мексиканские феминистки
- Писатели-метисы
- Мексиканские писательницы-феминистки
- Мексиканские писательницы XX века
- Женщины-послы Мексики
- Люди из Комитана